ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1998, стр. 9-14

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Концептуальные основы выявления и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации в оборонной сфере

Капитан 3 ранга Л.Б.ЛОГУНОВ,

кандидат военных наук, профессор АВН

Полковник С.Л.ПЕЧУРОВ,

кандидат военных наук, профессор АВН

В СООТВЕТСТВИИ с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации главной целью деятельности государства в оборонной сфере «является совершенствование военной организации РФ для обеспечения возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке...». В связи с этим «своевременное обнаружение угроз и определение их источников» приобретает особое значение для обеспечения национальной безопасности и, в частности, для строительства Вооруженных Сил РФ «при рациональных затратах на национальную оборону».

Конкретизация и оптимизация задач в системе обеспечения национальной безопасности требуют прежде всего уточнения самого термина «угроза в оборонной сфере» или «военная угроза», содержание которого в настоящее время уже во многом отличается от существовавшего ранее. Так, в 70-80-х годах понятия «военная угроза» и «военная опасность» практически отождествлялись. Потенциальная военная опасность определялась потенциальной возможностью возникновения военного конфликта, а реальная военная опасность - непосредственной возможностью его развязывания и рассматривалась как собственно военная угроза. Такое деление было обусловлено объективными обстоятельствами «холодной войны» и оправдано высокой вероятностью начала широкомасштабных военных действий на западе или востоке нашей страны с участием заранее известных противников.

В настоящее время, когда претерпела изменения вся система международных отношений, трактовка военных угроз в категориях «возникновения» или «невозникновения» военного конфликта представляется неполной. Становится крайне сложно, оперируя старыми понятиями, подходить к решению проблем выявления, классификации источников угроз и оценке их значимости, а также к выбору способа реагирования на угрозы. Предлагаемый ниже концептуальный подход к выявлению и нейтрализации военных угроз России основан на обобщении существующего отечественного и зарубежного опыта в этой области и учитывает задачи по обеспечению безопасности страны, решение которых возложено на Вооруженные Силы РФ.

Правовой основой теоретической и практической деятельности в сфере национальной безопасности является Закон РФ «О безопасности», принятый в 1992 году и определяющий национальную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Формально эта функция реализуется военно-политическим руководством государства посредством использования военного потенциала России.

Можно выделить три ключевых элемента системы обеспечения оборонной безопасности: защищаемые национальные интересы; военный потенциал; опыт, воля и намерения военно-политического руководства (рис.1). Первый элемент определяет внутренние и международные условия, необходимые России для удовлетворения насущных потребностей ее народа. Военный потенциал выступает как силовое средство и гарантия возможности достижения таких условий. Опыт, воля и намерения политического руководства по использованию военного потенциала страны определяют доступные (на том или ином этапе) варианты использования Вооруженных Сил как инструмента обеспечения ее национальной безопасности. Эти варианты, в свою очередь, конкретизируются защищаемыми национальными интересами, что дает возможность сформулировать цели обеспечения обороны РФ, которые должны быть закреплены в разрабатываемых Основах военной доктрины России. Практическое достижение этих целей в конкретных военно-политических условиях составляет военную политику страны.

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Естественно, что защищаемые интересы, военный потенциал, опыт, воля и намерения военно-политического руководства существуют не сами по себе, а в конкретных условиях военно-политической обстановки, которые формируют угрозы национальной безопасности в оборонной сфере. Динамика и направленность развития военно-политической обстановки как совокупности военно-политических отношений государств, их блоков и коалиций должна оцениваться и прогнозироваться не только с точки зрения интересов России, но и на основе анализа аналогичных элементов системы обеспечения оборонной безопасности иностранных государств. Это позволит проводить оценку уровня военных угроз в тех же величинах, что и своих возможностей в оборонной сфере, и предполагает не абсолютный, а относительный характер самой угрозы. Другими словами, значение военной угрозы находится в прямой зависимости от возможностей и намерений иностранных государств и в обратной зависимости от своих военных возможностей.

Анализ составляющих политики ряда иностранных государств и транснациональных проблем (распространение ОМП, нелегальная торговля оружием, международный терроризм, наркобизнес), вычлененных по некоторому признаку (географическому, военно-блоковому и др.), позволяет выявить основные источники угроз безопасности России. Последние проявляются, как правило, в форме возможных событий, последствия которых способны нанести ущерб оборонной безопасности РФ (например, отказ иностранного государства от соблюдения условий договоров, заключенных с РФ), или в виде негативных тенденций развития военно-политической обстановки (например, расширение НАТО на Восток).

Собственно угрозу национальным интересам РФ в оборонной сфере можно охарактеризовать как готовность одного из субъектов политики (т.е. противника) нанести ущерб России силовыми средствами в целях разрешения возникших противоречий и получения односторонних преимуществ на международной арене. В зависимости от вероятности и времени реализации угрозы удобно классифицировать как потенциальные и непосредственные (или реальные). Первые носят вероятностный характер, отражая негативные для РФ тенденции развития военно-политической обстановки, и могут касаться ее национальных интересов лишь гипотетически, в рамках прогноза на соответствующий период. Они не требуют немедленных ответных акций силового характера, но должны учитываться при разработке планов военного строительства. Вторые затрагивают национальные интересы РФ в текущий момент, выражаясь в конкретном событии (например, нападение на страну - союзницу РФ или непосредственная подготовка к нему, угроза жизни российских граждан и т.п.). Непосредственные угрозы требуют немедленных ответных акций, как правило с привлечением ВС России.

Другими классификационными признаками угроз могут быть географический масштаб (глобальный, региональный или локальный), а также сферы проявления и нейтрализации (политико-дипломатическая, экономическая, военно-техническая и собственно военная).

Соответствующие отечественные и зарубежные аналитические службы выявляют источники угроз обычно на основе анализа альтернативных вариантов (в виде сценариев) развития военно-политической и военно-стратегической обстановки. Это связано с ростом динамичности ее развития, а также с неопределенностью и комплексностью самих военных угроз.

Ситуационные модели (как разновидность информационно-аналитических) определяют перечень источников угроз национальным интересам России в целом. Они отвечают на вопрос, какие из потенциальных угроз имеют тенденцию к переходу в разряд непосредственных, очерчивают спектр непредвиденных угроз и дают возможность не только выявить источники, но и определить методы реагирования на угрозы (рис.2).

Сценарии вариантов развития военно-политической обстановки создаются высококвалифицированными специалистами (экспертами) с использованием соответствующих методик. По результатам оценок и расчетов они уточняются, после чего появляются новые варианты, оформляемые в виде ситуационных моделей. Своевременное выявление источников потенциальных военных угроз позволяет не допустить их перехода в состояние непосредственных. Отсюда вытекает важность оценки значимости (уровня) угроз и их реальности. Последняя определяется вероятностью осуществления угрозы и степенью получаемого в этом случае ущерба.

Вероятность реализации угрозы в отношении России зависит от наличия у других государств (блоков, коалиций) и других субъектов мировой политики достаточных средств, прежде всего военных. Возможный ущерб при реализации угрозы определяется важностью затрагиваемых интересов РФ, а также вариантами реализации угрозы (например, экономическая блокада, формирование враждебных блоков и союзов, провокации на границе, вторжение регулярных ВС на территорию страны и т.д.).

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Рис.2. Выявление источников угроз и методов реагирования на них

Объединение показателей, характеризующих факторы риска, формирует спектр угроз Российской Федерации, которые следует учитывать в военном планировании. Так, обобщение оценок реальных угроз России по регионам, выполненных по предлагаемой методике, показало, что основную реальную угрозу России формируют государства, преследующие глобальные цели, а также возглавляемые ими военные союзы и коалиции. Негативные последствия для интересов Российской Федерации могут заключаться в росте числа конфликтов по периметру ее границ, развертывании военного строительства и военных приготовлений как военно-блоковых структур, так и отдельных крупных государств.

Естественно, угроза тем значительнее, чем меньше у России возможностей и шансов для ее сдерживания и нейтрализации. Поэтому следует установить величину этой «нехватки» возможностей по отношению к реальному противнику или источнику реальной угрозы. Суммарную оценку «нехваток» можно рассматривать как- степень военного риска или уровень несоответствия между необходимыми (для надежного сдерживания и нейтрализации угроз) и имеющимися в наличии средствами.

К показателям риска, как правило, относят: расчетное время (или быстроту) достижения успеха в бою (операции, кампании, войне); вероятность достижения успеха; возможность одновременного политического, стратегического, экономического сдерживания противника или одновременного ведения военных действий на различных оперативно-стратегических направлениях. В целом же в условиях, когда трудно предсказать развитие военно-политической обстановки в мире, существует целый комплекс внутренних и международных проблем, которые прямо или косвенно могут затронуть интересы России. Многие из них уже перерастают в непосредственную реальную угрозу РФ в оборонной сфере или имеют тенденцию к перерастанию. Это делает весьма актуальным выбор способов реагирования на угрозы, которые можно охарактеризовать как совокупность мер по снижению военного риска до уровня, гарантирующего защищенность национальных интересов России.

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Реагирование на угрозы предполагает, во-первых, определение, на какую угрозу, исходя из имеющихся в настоящее время ресурсов, необходимо реагировать в первую очередь; во-вторых, выбор требуемых мер нейтрализации угрозы (политико-дипломатических, экономических, военно-технических и собственно военных). Это позволит оптимально распределить возникающие в данной ситуации задачи между Министерством обороны и другими элементами системы национальной безопасности РФ в рамках механизмов межведомственного взаимодействия, а также на уровне системы коллективной безопасности государств - участников СНГ.

Процесс реагирования на угрозы включает следующую совокупность мероприятий (рис.3).

Для вскрытия всего спектра угроз национальной безопасности проводится оценка обстановки в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном планах. Органы Министерства обороны и других ведомств, задействованные в данном процессе, отслеживая происходящие в мире события, выявляют среди них те, которые имеют непосредственное отношение к безопасности РФ или защите ее интересов, и классифицируют и анализируют их с точки зрения вероятности реализации и нанесения возможного ущерба России. На основе оценки обстановки намечаются варианты сдерживания и нейтрализации потенциальных угроз и реагирования на непосредственные угрозы. Далее оцениваются подготовленные альтернативные варианты снижения риска по критерию «эффективность - стоимость», из которых выбирается оптимальный. Затем разрабатываются планы межведомственного и межгосударственного взаимодействия по снижению риска, распределяются обязанности и согласовываются внутриведомственные и межгосударственные бюджетные расходы. Уточненные планы доводятся до исполнителей (командований группировок ВС, других войск РФ, сил союзников).

Ключевым критерием адекватного реагирования на угрозы безопасности России в оборонной сфере должно стать, на наш взгляд, исключение провоцирования (в ответ на предпринимаемые меры по снижению риска) более масштабной, с точки зрения интересов РФ, военной угрозы.

Как уже отмечалось, в ситуации, когда трудно предсказать развитие военно-политической обстановки, угрозы безопасности России в оборонной сфере приобретают комплексный характер. Поэтому для обеспечения обороноспособности страны требуется выработка соответствующего механизма выявления и нейтрализации этих угроз с наименьшими затратами.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №1300. - Москва, Кремль. - С.28.

Там же. - С.32.

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. №2446-1.

Khalilzad Zalmay M. Strategy and Defense Planning for the 21st Century. - RAND, SM-1997. - P.35-68.

Основы экономической безопасности / Под ред. Е.Олейникова. - М., 1997. - С.288.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации