Высшая военная школа проблемы совершенствования

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11,12)/1995, стр. 55-65

Высшая военная школа: проблемы совершенствования

Вице-адмирал Н.Д.ЗАКОРИН

Капитан 1 ранга в отставке В.П.КОБЗЕВ,

кандидат военных наук, доцент

Капитан 1 ранга в отставке Н.В.МАХРОВ,

кандидат военно-морских наук, доцент

В УСЛОВИЯХ реформирования высшей военной школы обострились проблемы, связанные с определением новых направлений, специальностей и квалификаций подготовки офицерских кадров, содержания высшего военного профессионального образования, количества военных вузов и сроков обучения в них, их связей между собой, с войсками и флотами, соотношения профессионального образования в военных и гражданских вузах.

Принятая концепция развития системы военного образования наметила лишь общие направления, которые необходимо углубленно исследовать. Кроме того, возникли такие новые проблемы, как формирование государственного кадрового заказа на подготовку военных специалистов, разработка государственных образовательных стандартов, основных профессиональных образовательных программ, установление уровней образования офицерских кадров, определение академических свобод военных вузов.

Следует подчеркнуть, что эффективность проведения реформы военного образования в решающей мере зависит от уровня руководства и компетентности лиц, принимающих решение на его преобразование. Анализ практики управления этим процессом показал - ответственность за качество образования должны нести высшие органы государственной власти. Например, в дореволюционной России оно находилось под патронажем царской семьи, а в ряде случаев - и самого императора. В СССР в течение нескольких десятилетий руководство военным образованием осуществлялось на уровне ЦК ВКП(б), СНК СССР, а нормативные акты по нему утверждались Народным Комиссаром обороны Союза ССР и Председателем Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР.

Современное управление военным образованием нуждается в повышении статуса и уровня компетентности лиц органов управления образованием. По нашему мнению, такой орган управления должен быть самостоятельным, возглавляться лицом в ранге заместителя министра обороны Российской Федерации по военному образованию. На эту должность назначается один из начальников военных академий на конкурсной основе, а его аппарат формируется из лиц руководящего и профессорско-преподавательского состава вузов МО РФ также на конкурсной основе. Новый статус органа управления должен позволять решать проблемы военного образования на государственном уровне во взаимодействии с Госкомвузом РФ.

Несомненно, всякая реформа затрагивает и такой болезненный вопрос, как сокращение количества военных вузов. При его решении важно сохранить научно-педагогический потенциал высшей военной школы как гарант строительства ВС РФ. Для сокращения вузов достаточно одного росчерка пера, а для их восстановления потребуются десятилетия.

Поэтому принятие решения о сохранении военных вузов - важная государственная задача, тем более что учредителем военных вузов является Правительство РФ, а не Министерство обороны.

Кроме того, высшая военная школа - одна из ветвей высшей школы страны. Теоретические и методологические проблемы высшего профессионального образования являются общими для планирования, организации и ведения образовательного процесса как гражданской, так и высшей военной школами. Поэтому высшая военная школа; решая свои специфические проблемы, должна и обязана сотрудничать с высшей гражданской школой, государственными органами, осуществляющими образовательную политику в стране, а не замыкаться в недрах своего ведомства.

В настоящее время основные положения Закона Российской Федерации «Об образовании» предоставляют широкие возможности для формирования и развития всех подсистем системы образования. В нем нет ограничений по количеству уровней высшего профессионального образования, предусмотрены преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты на различные направления и специальности, а также возможность готовить специалистов к производственной и управленческой деятельности. Правильность такого подхода подтверждается отечественной и мировой практикой, т.е. производственные и организационные структуры, включая учреждения культуры, имеют в своем составе исполнительские и управленческие кадры, которые готовились по принципиально различным профессиональным программам. Но, как показывает опыт, выполнять управленческие функции нельзя без освоения исполнительских (производственных). Это обстоятельство, в частности, привело к тому, что в России в 1827 году были открыты академические классы для подготовки руководящего состава флота. Позже, по мере накопления опыта подготовки управленческих кадров, развития и совершенствования системы военного образования в армии и на флоте, были созданы специальные образовательные учреждения - военные академии, право обучения в которых получали наиболее одаренные и перспективные офицеры, уже имевшие высшее военное профессиональное образование и богатый практический опыт службы на кораблях, в частях и учреждениях. Так было положено начало подготовки элитных офицерских кадров.

Такой подход сделал высшую военную школу в сравнении с гражданской наиболее развитой и гибкой, способной готовить офицеров во всем диапазоне должностей. Подобного уровня образования высших должностных лиц в качестве обязательного элемента подготовки специалистов к управленческой деятельности высшая гражданская школа не имела. Видимо, по этой причине в ряде нормативных актов по высшему профессиональному образованию, в частности в Классификаторе направлений и специальностей, не отражены управленческие направления и специальности для подготовки кадров руководящего звена на базе третьего уровня образования. И как следствие такого подхода - отсутствие государственных образовательных стандартов на управленческие специальности.

В становлении Вооруженных Сил Российской Федерации одной из важных проблем является формирование государственного кадрового заказа (ГКЗ) на подготовку военных специалистов. Необходимо отметить, что пока официально принятого определения данного понятия, его структуры и функционирования нет. По нашему мнению, государственный кадровый заказ - это социальный заказ государства на комплектование и подготовку офицерского корпуса как выразителя воли государства по вооруженной защите Отечества, обеспечению жизненно важных интересов и национальной безопасности России. Являясь составной частью системы комплектования ВС РФ, он должен включать следующие компоненты: органы управления ГКЗ ВС РФ; ГКЗ Ракетных войск стратегического назначения; ГКЗ Сухопутных войск; ГКЗ Войск ПВО; ГКЗ Военно-Воздушных Сил; ГКЗ Военно-Морского Флота; ГКЗ Военно-космических сил; ГКЗ Воздушно-десантных войск; центральные органы управления МО РФ; управления и службы видов, родов войск Вооруженных Сил; образовательные учреждения МО РФ. В зависимости от предназначения и военной политики государства структура ВС РФ может изменяться, но принцип формирования ГКЗ по видам и родам войск должен сохраняться.

Для функционирования государственного кадрового заказа как самостоятельной системы необходимо придать ему законодательный статут, под которым предлагается понимать комплекс нормативных актов, регламентирующих порядок разработки, принятия, введения в действие, внесения изменений и дополнений, функционирования, а также финансирования и материально-технического обеспечения.

К нормативным актам системы ГКЗ, по нашему мнению, относятся: военная доктрина Российской Федерации (вводится Указом Президента Российской Федерации); Положение о системе комплектования ВС РФ (вводится постановлением Правительства РФ); Закон «О статусе военнослужащих» (принимается Федеральным Собранием); Закон «О воинской обязанности и воинской службе» (принимается Федеральным Собранием); законы о социальной защите военнослужащих (принимаются Федеральным Собранием); Закон Российской Федерации «Об образовании» (принимается Федеральным Собранием); Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (принимается постановлением Правительства); государственные образовательные стандарты (принимаются Госкомвузом России); Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (вводится приказом министра обороны РФ); перечни военно-технических и военно-управленческих специальностей (вводятся приказом министра обороны РФ); государственные образовательные стандарты на военное образование (вводятся министром обороны РФ и главнокомандующими видами Вооруженных Сил); учебные планы и программы подготовки военных специалистов в образовательных учреждениях Министерства обороны РФ (принимаются образовательными учреждениями).

Могут разрабатываться и другие нормативные акты по системе ГКЗ как на федеральном, так и на ведомственном уровне. Они являются основой построения системы ГКЗ, ее функционирования и подготовки офицерских кадров в образовательных учреждениях Министерства обороны РФ. По каждому виду, роду войск ВС и в целом по всем Вооруженным Силам в качестве приложений к «Положению о системе комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации», по нашему мнению, должны разрабатываться сводные данные, в которых отражаются: структура каждого вида, рода войск (сил) ВС РФ со всеми основными и обеспечивающими учреждениями, предприятиями и подразделениями; перечни специальностей и специализаций, квалификаций военных специалистов различных уровней образования, необходимые для выполнения служебной деятельности (отдельно по военно-техническим и военно-управленческим специальностям); номенклатуры должностей по видам специальностей; количество должностей по каждой специальности на мирное и военное время; количество военных специалистов для замещения номенклатуры должностей в мирное и военное время с учетом динамики прохождения службы офицерским составом и резерва на военное время.

Функционирование системы ГКЗ необходимо рассматривать на двух уровнях управления: государственном и ведомственном.

Государственный уровень обеспечивает престижность военной службы, которая определяется политикой органов государственной власти в отношении военнослужащих и членов их семей как внутри страны, так и за ее пределами. Такая политика должна обеспечивать надежную социально-экономическую и правовую защиту каждого военнослужащего, а объективное освещение средствами массовой информации роли и задач Вооруженных Сил будет способствовать росту уважения и доверия народа как к защитникам Отечества, так и к руководству страны. На этом же уровне осуществляются финансирование и материально-техническое обеспечение ГКЗ, механизм реализации которого должен разрабатываться и вводиться при принятии нормативных актов, а также контроль со стороны органов государственной власти и управления.

Ведомственный уровень обеспечивает реализацию и функционирование ГКЗ. В этом, по нашему мнению, должны участвовать: Главное организационно-мобилизационное управление ГШ ВС РФ; организационно-мобилизационные управления видов и родов войск ВС; Главное управление кадров и военного образования МО РФ; органы кадров и военного образования видов и родов войск ВС; Управление военной политики МО РФ; Главное управление начальника вооружения ВС; заказывающие управления и службы МО РФ; образовательные учреждения МО РФ.

Следующее обстоятельство связано с вопросами финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений для выполнения ГКЗ на подготовку военных специалистов. В настоящее время эти вопросы напрямую зависят от уровня высшего профессионального образования, количества военных специалистов и государственных образовательных стандартов на военные специальности. Эти компоненты являются также основой и при определении системы непрерывного высшего профессионального образования.

Кроме того, в стоимость образования офицерских кадров следует включать расходы на строительство учебных, лабораторных и иных зданий и сооружений, их содержание и ремонт, переоснащение и совершенствование учебно-лабораторной базы, на обслуживающий, переменный и постоянный состав, а также расходы, связанные с подготовкой военных специалистов по новым специальностям.

В полную стоимость военного профессионального образования, в том числе доучилищного и среднего военного, следует включить финансирование: на содержание учебных, учебно-лабораторных зданий, баз проведения практики, стажировок, спортивных сооружений, баз отдыха для переменного и постоянного состава, общежитий и других зданий и сооружений военно-учебных заведений; оснащение и переоснащение научной и учебно-лабораторной базы; содержание библиотек и пополнение их фондов; подготовку и издание учебников, учебных, учебно-методических пособий и другой учебно-методической литературы; содержание переменного состава; содержание постоянного состава; другие статьи расходов, связанные с подготовкой военных специалистов.

При реализации системы ГКЗ важное место отводится системе высшего военного профессионального образования. Сеть и емкость вузов Министерства обороны, распределенные по уровням образования, рассчитываются на основании ГКЗ для каждого вида, рода войск Вооруженных Сил. Функционирование государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров в вузах МО можно представить в виде структурно-логической схемы (см.рисунок). Отметим лишь особое значение для деятельности высшей военной школы государственных требований к офицерским кадрам, которые должны приниматься на уровне Федерального Собрания РФ. Это позволит каждому вузу более целеустремленно готовить офицерский корпус и оградить его от необоснованной, злобной критики.

Для высшей школы страны, в том числе военной, новым явилась стандартизация обучения по направлениям, специальностям и уровням образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №940 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, который приказом министра обороны РФ введен в действие и для военных вузов в целях реализации общих требований стандартов в учебных планах и программах. Однако Положением о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ предписывается разработка квалификационных требований к выпускникам вуза по соответствующим специальностям. Возникает вопрос: как же должны поступать военные вузы - переходить на государственные образовательные стандарты или продолжать разрабатывать квалификационные требования?

Высшая военная школа проблемы совершенствования

При единой методологической основе высшей гражданской и военной школ страны ответ на данный вопрос очевиден: для вузов Министерства обороны необходимо разрабатывать государственные образовательные стандарты высшего военного профессионального образования. Это поднимет высшую военную школу на государственный общероссийский уровень. Разработка же квалификационных требований оставит военные вузы на ведомственном уровне со всеми вытекающими из этого последствиями. Кроме того, такие требования являются лишь частью государственных образовательных стандартов. По нашему мнению, с учетом специфики деятельности военных специалистов необходимо адаптировать Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (общие требования) к высшей военной школе. В Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова разработан проект такого стандарта, где полностью реализованы положения Постановления Правительства РФ применительно к вузам всех видов, родов войск Вооруженных Сил. В этом документе представлена новая, пятиуровневая структура высшего профессионального образования, определены основные понятия его сферы, сформулированы общие требования к программам четвертого и пятого уровней образования, перечням направлений, специальностей и квалификаций, базовым должностям по военным специальностям и др.

Мы считаем, что данный документ должен быть представлен в Государственный комитет РФ по высшему образованию на согласование с последующим введением министром обороны в качестве официального по высшему военному профессиональному образованию. На его основе во всех видах, родах войск ВС необходимо разработать на каждую специальность свой государственный образовательный стандарт. При этом на специальности третьего уровня образования, получаемые в высших военных училищах, военных институтах и военных академиях на базе средней школы, такие стандарты разрабатываются с учетом образовательных стандартов на родственные специальности, по которым осуществляется подготовка кадров в ведущих гражданских вузах страны.

Для военно-управленческих специальностей, получаемых офицерами в военных академиях на базе третьего уровня образования, а также в Военной академии Генерального штаба ВС, необходимо разрабатывать совершенно новые государственные образовательные стандарты, поскольку высшая школа страны не имеет подобных аналогов. В Военно-морской академии разработан формуляр такого стандарта.

Таким образом, введение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, с одной стороны, определяет стратегию военного образования, а с другой - предоставляет военным вузам широкие возможности проявления инициативы, самостоятельности и творчества в планировании, организации и ведении образовательного процесса. Разработка государственных образовательных стандартов высшего военного профессионального образования будет способствовать внедрению в высшую военную школу передового опыта военных и гражданских вузов, укреплению связей между ними, повышению статуса военно-учебных заведений, а также социальной защите по образованию военных специалистов, увольняемых в запас или отставку.

Для высшей военной школы важное значение имеет вопрос о структуре высшего военного профессионального образования, который еще не нашел должного отражения в печати. Мы считаем, что под структурой необходимо понимать совокупность уровней образования в процессе подготовки военных специалистов по соответствующим основным профессиональным образовательным программам и нормативным срокам обучения избранным специальностям. Нельзя согласиться с мнением, что •курсанты военно-учебных заведений и слушатели - офицеры военных академий находятся на одном и том же уровне образования и что принятая структура высшего профессионального образования не предусматривает уровня образования более высокого, чем третий. Однако установленного ограничения количества уровней образования в Законе РФ «Об образовании» нет. Три уровня высшего профессионального образования определены уже упоминавшимся Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ о введении этого стандарта является подзаконным нормативным актом и не может исключать другие, более высокие, уровни образования. Представляется, что разработчики трехуровневой структуры высшего профессионального образования не учли более чем полуторавековой опыт высшей военной школы. Это еще раз свидетельствует о необходимости иметь единую теоретическую и методологическую базу для развития, совершенствования и функционирования высшей школы страны.

На наш взгляд, для эффективного функционирования видов, родов войск Вооруженных Сил необходимо иметь два вида специальностей: военно-технические, получаемые выпускниками по окончании военных институтов, высших военных училищ, военных академий, ведущих обучение на базе средней школы; военно-управленческие, или военно-административные, получаемые по окончании военных академий видов, родов войск Вооруженных Сил, а также Военной академии Генерального штаба.

Главное различие видов специальностей заключается в том, что офицерские кадры военно-технических специальностей предназначены для замещения первичных офицерских должностей в интересах наиболее эффективного применения вооружения и военной техники части (корабля), а офицерские кадры военно-управленческих специальностей - для замещения должностей в органах управления частей, соединений, объединений, различных организаций и учреждений Министерства обороны.

Подготовка офицерских кадров по военно-техническим специальностям осуществляется в полном соответствии с трехуровневой структурой высшего профессионального образования, как это предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Подготовка же специалистов-управленцев осуществляется по принципиально иным профессиональным образовательным программам на базе уже имеющегося третьего уровня высшего профессионального образования и, как правило, дополнительного образования. При этом выпускники военных академий получают новые, а именно управленческие специальности и повышают свой уровень образования. Мы считаем некорректным утверждение, что военные академии дают второе высшее образование того же, третьего уровня. Здесь кроется стремление свести фундаментальную подготовку по военно-управленческим специальностям в военных академиях к курсовой подготовке офицерских кадров, а это, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой сокращение сроков обучения в военных академиях и сведение их к уровню академических классов подобно высшим офицерским курсам. В конечном счете это может привести к ликвидации военных академий как самостоятельных вузов страны и научно-методических центров видов, родов войск Вооруженных Сил. Мы считаем, что для системы высшего военного профессионального образования необходимо принять пятиуровневую структуру, что не противоречит положениям Закона «Об образовании». Рассмотрим содержание каждого из них.

Первый уровень - неполное высшее образование с выдачей диплома по желанию обучающегося. Срок обучения до двух лет. Состав учебных дисциплин, их объем должны соответствовать программам родственных ведущих вузов страны. В частности, для ВМФ на этом уровне можно будет создать краткосрочные курсы по профессиональной подготовке старшинского состава для замещения технических должностей и в целом в Министерстве обороны организовать систему подготовки младшего командного состава. По сути первый уровень станет основой продолжения высшего военного образования по избранным направлениям и специальностям. На этом этапе обучения командование вуза сможет оценить командные и научные качества курсантов. В ряде случаев с учетом способностей и желания обучающиеся могут перейти в другой вуз или в систему среднего военного профессионального образования.

Второй - высшее образование по основной профессиональной образовательной программе с получением академической степени по образованию «бакалавр». Срок обучения не менее четырех лет, включая два года на первом уровне. Состав учебных дисциплин, их содержание и объем должны, с одной стороны, быть ориентированы на общую гуманитарную, социально-экономическую и естественно-научную подготовку по родственным гражданским специальностям, а с другой - на военную специальность.

Первая образовательная степень «бакалавр» послужит базой для продолжения высшего профессионального образования, а военное ведомство по результатам обучения сможет осуществлять отбор наиболее способных кандидатов для продолжения образования и подготовки военных специалистов к службе на первичных офицерских должностях в войсках, на флотах и в научно-исследовательских учреждениях. В отдельных случаях слабоуспевающие курсанты после четырех лет обучения могут получать воинское звание младший лейтенант и направляться для прохождения службы на технических должностях. В последующем с приобретением опыта они могут продолжить образование в высшей военной школе.

Принятие этих уровней делает систему высшего военного профессионального образования открытой, динамичной, не ограничивающей права личности. Военное ведомство, в свою очередь, получает возможность корректировать систему контрактов, осуществлять целенаправленный отбор кандидатов для комплектования Вооруженных Сил офицерским составом, т.е. допускать к получению третьего уровня образования наиболее одаренных и достойных.

Необходимо подчеркнуть, что подготовка военных специалистов на втором уровне по основным профессиональным образовательным программам бакалавра потребует коренной переработки существующих учебных планов и программ, а также изменения подхода к высшему военному образованию и увеличению сроков обучения. Это связано с тем, что в высших военных училищах до 20-25% учебного времени в сравнении с гражданскими вузами уходит на подготовку курсантов как будущих офицеров.

По решению начальников, которым подчинены военные вузы, согласованию с Госкомвузом России и в соответствии с рекомендациями управления военного образования Главного управления кадров и военного образования МО РФ подготовка военных специалистов по основным профессиональным программам может осуществляться без фиксации квалификации «бакалавр». Однако при этом курсанты в сравнении со студентами гражданских вузов могут получить меньшую гуманитарную, общенаучную подготовку, что неизбежно повлечет за собой падение престижа военной службы.

Третий - высшее военное профессиональное образование, осуществляемое высшими военно-учебными заведениями по основным профессиональным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указанными квалификациями - «инженер-штурман», «инженер-механик», «инженер-химик» и т.п. (обобщенное наименование квалификации «специалист»). Эти программы различаются по содержанию образования и срокам обучения с учетом предназначения выпускников. Нормативные сроки обучения магистров - не менее шести лет, специалистов - не менее пяти с учетом сроков обучения на первом и втором уровнях образования. Эту норму целесообразно принять и в Министерстве обороны РФ.

Подготовка специалистов по наукоемким специальностям, требующим углубленного обучения, осуществляется на основании государственного кадрового заказа каждого вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации со сроком обучения не менее пяти с половиной лет.

Подготовка специалистов со второй академической степенью по образованию «магистр» должна осуществляться только по отдельным заявкам управлений и служб видов, родов войск, учреждений Министерства обороны, составляемым на курсантов, наиболее способных к научно-исследовательской деятельности.

Четвертый (оперативно-тактический) - высшее военное профессиональное образование по управленческим специальностям тактического и оперативно-тактического звена управления, осуществляемое военными академиями видов, родов войск Вооруженных Сил по основным профессиональным образовательным программам специалистов в области управления (командный профиль), организации управления (командно-инженерный профиль), системотехники (инженерный профиль), военной педагогики (военно-педагогический профиль) и др.

Подготовка специалистов-управленцев четвертого уровня осуществляется только на базе третьего. Основная профессиональная образовательная программа должна включать организационно-управленческие проблемы гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных дисциплин, а также фундаментальную военно-профессиональную подготовку в области военных и технических наук, особенно по управлению соединениями и объединениями, крупными воинскими и научными коллективами в мирное и военное время.

Пятый (оперативно-стратегический) - высшее военное профессиональное образование по управленческим специальностям оперативно-стратегического и стратегического звена управления, осуществляемое Военной академией Генерального штаба ВС РФ по основным профессиональным образовательным программам специалистов в области управления и руководства видами, родами войск и в целом ВС РФ в мирное и военное время.

Подготовка специалистов этого уровня осуществляется только на базе четвертого. При этом основная профессиональная образовательная программа должна включать проблемы государственного и военного руководства Вооруженными Силами, военного строительства, подготовки страны к обороне, организации противодействия угрозам военной безопасности государства, подготовки и применения Вооруженных Сил для защиты жизненно важных интересов России, а также гуманитарные, социально-экономические и другие проблемы национальной безопасности.

В настоящее время высшее военное профессиональное образование с введением в действие Положения о высших военно-учебных заведениях приняло общегосударственную трехуровневую структуру образования. Этим актом был отвергнут полуторавековой опыт функционирования высшей военной школы по подготовке офицеров руководящего звена в военных академиях на качественно новых, более высоких уровнях образования. Фактически военные академии приравнены к вузам, осуществляющим подготовку специалистов третьего уровня образования, т.е. к высшим военным училищам. Мы не разделяем точку зрения управления военного образования ГУК и ВО МО РФ на структуру военного образования, а также на роль и место военных академий в системе высшего военного образования. Военные академии - это не система дополнительного образования, где можно ограничиться краткосрочной курсовой подготовкой. Такой взгляд на практике неизбежно приведет к ликвидации в ВС РФ военных академий и утрате самых подготовленных научно-педагогических и научных кадров. Для осуществления краткосрочной курсовой подготовки достаточно иметь инструкторов без ученых степеней и знаний. На такой основе военную науку развивать невозможно.

Таким образом, военные академии и Военную академию Генерального штаба ВС, осуществляющие подготовку офицеров руководящего состава на базе третьего и четвертого уровней образования соответственно, необходимо сохранить в системе высшего военного профессионального образования как национальное достояние, а не переводить их в систему дополнительного образования.

Для придания высшей военной школе государственного (не ведомственного) статуса Министерству обороны, видимо, целесообразно по согласованию с Госкомвузом России представить на утверждение Правительства Российской Федерации предложение о новой структуре высшего профессионального образования, включив в него уровни образования на базе уже имеющегося третьего уровня: четвертый уровень - высшее профессиональное образование, которое должно осуществляться по программам, обеспечивающим подготовку специалистов среднего звена управления; пятый уровень - высшее профессиональное образование, которое должно осуществляться по программам, обеспечивающим подготовку специалистов высшего звена управления.

В образовательном процессе вузов Министерства обороны новым является разработка основной профессиональной образовательной программы. В соответствии с государственным образовательным стандартом она представляет собой документ (комплект документов), определяющий содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня образования, включая совокупность образовательных услуг.

Эти программы разрабатываются вузами в зависимости от вида военных специальностей на базе федерального и ведомственного компонентов военного образования, включая принятые в военном ведомстве государственные образовательные стандарты и другие нормативные акты в области образования. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню их подготовки. Ведомственный компонент определяет содержание военно-профессионального образования с учетом специфики служебной деятельности кадров по каждой специальности и специализации, а также уровень подготовленности выпускников.

Структура основных профессиональных образовательных программ военно-технических специальностей (первых трех уровней образования) в общем случае должна включать с учетом военного компонента принятые в высшей гражданской школе группы (циклы) следующих учебных дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические; математические и общие естественно-научные; общепрофессиональные (военно-профессиональные); специальные (военно-специальные). При этом в интересах социальной защиты военнослужащих структура этих дисциплин должна быть по возможности максимально приближена к основным профессиональным образовательным программам родственных гражданских специальностей ведущих технических и гуманитарных вузов страны.

Структура основных профессиональных образовательных программ военно-управленческих специальностей четвертого уровня высшего военного профессионального образования должна включать два цикла учебных дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, а также военно-профессиональных. Их содержание формируется с учетом преемственности образования, полученного на третьем уровне и в системе дополнительного образования.

Основные профессиональные образовательные программы служат базой для разработки традиционных учебных планов и программ. Сложность их разработки заключается в том, чтобы наиболее полно учесть как специфику военной деятельности в мирное и военное время, так и гражданскую направленность высшего профессионального образования. Кроме того, эти программы должны включать в качестве обязательного компонента учебные дисциплины по выбору курсантов и слушателей, а также факультативные дисциплины. Содержание высшего военного профессионального образования, включая образовательный компонент подготовки военнослужащих иностранных государств, и его реализация конкретным высшим военно-учебным заведением определяются основными профессиональными образовательными программами, разрабатываемыми вузами самостоятельно на основе действующего законодательства в области образования.

В заключение необходимо отметить, что в статье рассмотрены лишь те проблемы, без решения которых реальное реформирование военного образования невозможно. От успеха этого реформирования зависит качество подготовки офицерского корпуса в начале XXI века. Авторы надеются, что дальнейшая дискуссия будет способствовать установлению единства понимания по затронутым проблемам.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации