Военная служба по контракту - сегодняшняя действительность

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1995, стр. 2-8

Военная служба по контракту - сегодняшняя действительность

Генерал-полковник В.В.ЖЕРЕБЦОВ,

начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Военная служба по контракту - сегодняшняя действительность

ОБЩЕСТВЕННО-политические процессы в нашей стране потребовали сокращения и преобразования военной организации государства. Военная реформа стала объективной необходимостью, без которой дальнейшее движение общества по пути демократизации невозможно.

Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации нацелена на гарантированное обеспечение обороны на основе преимущественно качественных параметров; определение нового облика армии и флота, их численного состава, структуры и способов комплектования; дальнейшую демократизацию и гуманизацию внутриармейских отношений; создание современной системы подготовки и переподготовки военных кадров; совершенствование военно-технической политики; освобождение войск (сил) от несвойственных им функций.

Современный этап развития Вооруженных Сил характеризуется также тем, что под воздействием коренных изменений на Европейском континенте и в мире в целом идет процесс сокращения войск, целью которого является создание разумной по численности армии России.

Реформирование затрагивает и систему комплектования ВС. Остановимся подробнее на одной из ее составляющих - проведении набора на военную службу в добровольном порядке - по контракту.

Опыт зарубежных стран показывает, что переход армий на указанную систему комплектования не проводился «с наскока». Ему предшествовал подготовительный этап - всесторонняя подготовка к введению системы, затем система вводилась в действие и в дальнейшем шло ее совершенствование. В одних государствах служба по контракту укоренилась окончательно, в других введена сравнительно недавно, в третьих практическая военная политика объективно формирует условия ее создания, в четвертых доминирует смешанный принцип комплектования. Например, в США все вопросы, связанные с переходом на новую систему комплектования, прорабатывались специально созданной президентской комиссией четыре года. Почти пятнадцать лет понадобилось американцам, чтобы реализовать намеченное.

К сожалению, при разработке правовых актов военной службы российские законодатели не приняли во внимание мнение руководства Министерства обороны о том, что нет материальной базы для немедленного перехода к комплектованию армии добровольцами, что необходима предварительная детальная проработка вопросов военной службы по контракту. В результате мы вынуждены идти к поставленной цели в крайне сжатые сроки методом проб и ошибок.

Еще в годы перестройки стал достаточно популярным лозунг о переводе Вооруженных Сил на профессиональную основу. Поддержка его средствами массовой информации в значительной степени способствовала ускорению принятия законодательных актов о введении военной службы по контракту. Во второй половине 1992 и первом квартале 1993 года Верховным Советом Российской Федерации была заложена правовая база для реформирования ВС России, которая законодательно закрепила смешанный способ их комплектования. В «военный» пакет вошли законы Российской Федерации: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». При этом статья 12 Закона Российской Федерации «Об обороне» выдвигает принцип комплектования в добровольном порядке - по контракту на первую позицию.

Осуществление этого принципа позволяет смягчить положение с острой нехваткой призывных ресурсов, которая сохранится до 2000 года (даже в условиях значительного сокращения численности ВС); изменить к лучшему ситуацию с укомплектованием войск (сил); повысить уровень профессионализма армии и флота; добиться коренных изменений в характере службы и атмосфере армейской жизни, укрепить воинскую дисциплину; улучшить отношения среди военнослужащих, морально-психологический климат в воинских коллективах и в конечном итоге обеспечить престижность военной службы.

Перевод Вооруженных Сил на смешанный способ комплектования Министерство обороны спланировало осуществить в три этапа.

На первом этапе (до конца 1994 года) предусматривалось подготовить законодательные, нормативные и организационные документы, регламентирующие смешанный способ комплектования армии и флота; рассчитать и обосновать объем необходимых финансовых ресурсов, которые потребуются для обеспечения введения военной службы по контракту; осуществить практический набор до 100 тыс. добровольцев; провести ряд исследовательских работ по совершенствованию структуры, способов и методов работы органов управления ВС, связанной с комплектованием войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами на контрактной основе; отработать систему подготовки младшего командного состава и специалистов в учебных частях и подразделениях.

На втором этапе (до конца 1995 года) планируется довести численность принятых на военную службу по контракту до 30% от общей численности рядового и сержантского состава. Предусматривается развернуть широкую работу по привлечению в ВС молодежи, способной обеспечить эффективное применение современных сложных систем оружия. Разработать необходимую документацию по организации набора и прохождения службы в резерве Вооруженных Сил.

На третьем этапе (до 2000 года) предполагается довести долю военнослужащих по контракту до 50% от общей численности солдат, матросов, сержантов и старшин. Организовать комплектование резервов ВС, в том числе лицами, прошедшими действительную военную службу по контракту.

Практическая реализация смешанного способа комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами началась 1 января 1993 года. Основанием для этого послужило постановление Правительства от 30 ноября 1992 года № 918 «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке - по контракту». Этим постановлением Министерству обороны выделялись денежные средства для приема на военную службу в 1993 году 100 тыс. добровольцев. Однако имеющиеся государственные законодательные акты не решают всех тех вопросов, которые относятся исключительно к компетенции государства. Поэтому ряд положений, в нарушение существующего законодательства, приходится оговаривать ведомственными нормативными документами или оставлять в «подвешенном» состоянии.

Дальнейшее развитие правовая база военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, к сожалению, получила только в ведомственных нормативно-правовых актах: приказах министра обороны, директивах Генерального штаба и заместителей министра обороны, Временном положении о прохождении военной службы по контракту, организационно-методических указаниях и других документах Министерства обороны. В этой связи крайне необходим и актуален задержавшийся с выходом в .свет законодательный акт о материальной ответственности военнослужащих.

В целом установленное Правительством Российской Федерации на 1993 - 1994 годы задание по набору добровольцев в войска (силы) выполнено. Переход на смешанный способ комплектования проходит в соответствии с намеченными планами. К концу 1994 года службу в Вооруженных Силах по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин проходили свыше 270 тыс. человек, в том числе в Сухопутных войсках - свыше 100 тыс., в Войсках ПВО - более 42 тыс., в ВВС - около 33 тыс. и в ВМФ - свыше 40 тыс. Среди них: принятых из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, - 32 тыс. человек, граждан, пребывающих в запасе, - 84 тыс., женщин - 46 тыс. Прекратил свое существование институт сверхсрочнослужащих. Из их числа военную службу по контракту проходят 26 тыс. человек, что составило около 10% от общего количества принятого личного состава. Кроме того, около 82 тыс. женщин продолжили службу на ранее занимаемых должностях, заключив соответствующие контракты.

Проделанная работа дала возможность привлечь на военную службу граждан, состоявших в запасе Вооруженных Сил, и женщин. Это позволило повысить укомплектованность должностей солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации почти на 27%, свыше 60% из них проходят службу на должностях, определяющих боеготовность подразделений и частей.

Кто же они - контрактники? Около 80% раньше служили в Вооруженных Силах, 43% имеют высшее и среднее специальное образование. Перед поступлением на военную службу работали в различных областях народного хозяйства более 90%, в том числе в сельском хозяйстве - 16%, возраст 85% не превышает 35 лет. Воспитывалось в неполных семьях около 11%, без родителей - менее 2%. В подавляющем большинстве это честные, добросовестные, хорошо подготовленные, искренне преданные Отечеству люди. Многие из тех, кто добровольно пришел в армию, достойно выполняют свой воинский долг в войсках, осуществляющих миротворческие функции за пределами Российской Федерации, в районах межнациональных и этнических конфликтов.

Хотелось бы отметить необходимость слаженной работы по внедрению добровольной службы в Вооруженных Силах командиров всех степеней, особенно соединений и частей, и военных комиссариатов. Только при правильном понимании всей важности поставленных перед ними задач и активной, творческой работе можно в кратчайшие сроки, даже в сложной общественно-политической обстановке, достичь положительных результатов.

В настоящее время командованием частей сделано очень много для привлечения на военную службу по контракту военнослужащих, проходящих ее по призыву, для организации и осуществления отбора на добровольную службу, обеспечения вхождения в воинские коллективы новой категории личного состава. Именно в частях, в условиях большого дефицита финансовых средств, осуществляется жилищно-бытовое обеспечение контрактников. С участием командиров соединений и частей решаются вопросы соотношения количества военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, при комплектовании подразделений; совместного выполнения этими категориями военнослужащих задач при несении боевого дежурства и нарядов; распорядка дня контрактника и другие проблемы повседневной жизни.

Более половины граждан, поступивших на военную службу в добровольном порядке, оформили соответствующие документы через военные комиссариаты.

Для того чтобы дать представление о проделанной ими работе, приведу лишь один пример: по данным исследований, проведенных в США, чтобы принять в армию одного добровольца, необходимо провести предварительную работу с 24 кандидатами. Именно военные комиссариаты во взаимодействии с командирами соединений и воинских частей, федеральными службами занятости, бюро по трудоустройству, руководителями предприятий и учреждений проводят предварительный отбор кандидатов, оформляют личные дела и направляют отобранных в воинские части. На них возложена и агитационная работа среди граждан на местах.

Вместе с тем было бы неправильно считать, что все идет гладко, как говорится, без сучка без задоринки. В первую очередь это отсутствие у населения информации об условиях прохождения службы, условиях контракта, о потребности ВС в тех или иных специалистах, чем нередко объясняется крайне недостаточное количество желающих служить в армии и на флоте. По этой же причине основная масса добровольцев оседает в воинских частях по месту жительства, а ведь защитники Отечества нужны и в дальних гарнизонах, причем там, где есть жилье, где выше оклады денежного содержания и имеются значительные надбавки за особые условия службы. Так что наладить информационную работу среди населения просто необходимо.

Наиболее слабым звеном является качество отбора кандидатов в войска (силы). Практическая работа многих военных комиссариатов, командования отдельных соединений и воинских частей оказалась недостаточно эффективной для того, чтобы исключить проникновение в армейскую среду людей аморальных, профессионально непригодных. Отсутствие целенаправленной воспитательной работы в подразделениях и частях, низкие требования при отборе приводят к высокому уровню преступности и правонарушений среди данной категории военнослужащих. Не единичны случаи хищения оружия и боеприпасов, военно-технического и вещевого имущества. В 1993 - 1994 годах расторгнуто около 50 тыс. контрактов, более половины - из-за дисциплинарных проступков и служебного несоответствия.

Общеизвестно, что лучший контингент для комплектования армии и флота - это военнослужащие, проходящие службу по призыву, поскольку в процессе повседневной деятельности командиры имеют возможность хорошо изучить их и избежать ошибок при отборе. Адаптация этих лиц к новым условиям службы проходит практически безболезненно, без ущерба для боевой готовности частей и состояния воинской дисциплины. Однако эта работа командирами частей проводится неактивно. Достаточно сказать, что в 1994 году на военную службу по контракту принято немногим более 10 тыс. таких военнослужащих.

Немаловажный фактор для армии - стабильность кадров. Но как ее добиться, если нет каких бы то ни было преград и ограничений для контрактников, пожелавших досрочно уволиться с военной службы, равно как и отсутствует определенный законом механизм привлечения к ответственности нерадивых солдат и сержантов, которым нет места в армейской среде. В результате Министерство обороны несет прямой материальный ущерб, вынужденное содержать на военной службе заведомо ненужных людей, т.е. по существу выбрасывать на ветер средства из своего и без того скудного бюджета.

Сегодняшняя российская армия и флот нуждаются в высоко профессиональном пополнении. Профессиональная подготовка прямо и непосредственно влияет на уровень боевой и мобилизационной готовности частей и соединений. Однако сказать, что подготовка новой категории военнослужащих - военнослужащих по контракту организована так, как это необходимо, нельзя. Не все граждане, принятые на военную службу из запаса, проходят обучение (доподготовку) перед отправкой в войска, а там, где оно есть, учебный процесс зачастую упрощен. Повышение профессионального уровня военнослужащих по контракту возможно только при обязательной подготовке (переподготовке) их на базе учебных центров (школ), учебных частей. При этом объемы и сроки ее должны определяться в зависимости от уровня индивидуальной подготовки добровольцев.

Нам представляется наиболее перспективным следующий вариант организации обучения контрактников. Гражданин, заключивший контракт на пункте набора, проходит обязательную подготовку в течение двух - пяти месяцев. Многие из тех, кто идет в армию не служить, а ищет «непыльной работы»,-отсеются. Зато останутся люди, искренне желающие посвятить себя тяжелому ратному труду. В дальнейшем по мере приобретения опыта и повышения классной квалификации военнослужащий может успешно продвигаться по службе. Существующая база обучения в ВС позволяет организовать такую систему подготовки добровольцев без значительных материальных затрат и организационных перестроек.

В Вооруженных Силах Российской Федерации с введением смешанного способа комплектования войск резко увеличилось количество военнослужащих-женщин (по состоянию на 1 января 1995 года более 161 тыс., что составляет около 9% численности всего личного состава). Из них по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин проходят службу около 132 тыс. Женщины служат практически во всех видах ВС и родах войск. Больше всего их в частях Военно-Воздушных Сил, Войск противовоздушной обороны, Военно-космических сил. В основном они состоят на должностях радиотелеграфистов, телефонистов, планшетистов, тылового и медицинского персонала.

В целом женщины добросовестно выполняют свои обязанности, достойно проявили они себя и в ходе чеченских событий. Из 82 женщин, проходящих военную службу по контракту (данные на конец февраля 1995 года), 15 награждены орденами и медалями, 8 представлены к правительственным наградам.

Однако большие физические и моральные нагрузки, высокий уровень требований, предъявляемых к солдатам (матросам), объективно ограничивают набор женщин на военную службу. Уже разработан и введен в действие перечень воинских должностей, разрешенных к замещению военнослужащими женского пола. Хотя порядок прохождения женщинами службы регламентируется теми же документами, что и для мужчин, им сохранены все права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации по охране семьи, материнства и детства (пособия по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за детьми, предоставление отпуска до достижения ребенком трехлетнего возраста и др.).

Военная служба по контракту для нашей армии дело новое, поэтому понимание ее сути с приобретением опыта кардинально меняется. Еще полтора-два года назад многие полагали, что проблема заключается только в системе комплектования. Однако сегодня совершенно очевидно, что необходимо переосмыслить и пересмотреть пути ее организации. Камнем преткновения здесь является финансирование, вернее, его недостаточность. Именно нехватка денежных средств не позволяет решить большой комплекс вопросов, связанных с набором граждан на военную службу по контракту и успешным ее прохождением.

Не секрет, что одним из важнейших стимулов любого, в том числе, безусловно, и ратного труда является уровень его оплаты. Так, опрос, проведенный в 1993 году военно-социологическим отделением аппарата по работе с личным составом Западной группы войск среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, показал, что для почти 70% опрошенных основным мотивом поступления на военную службу явилось желание заработать. К тем же выводам пришел и Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС: 40% респондентов-контрактников мужчин и 63% женщин наиболее привлекательной чертой военной службы считают возможность материального обеспечения себя и своей семьи.

А что мы имеем на практике? Уровень оплаты труда воина-контрактника, учитывая сложность и опасность военной службы, находится, по нашему мнению, на минимально допустимой отметке. К примеру, ежемесячное денежное довольствие в армии и на флоте для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по контракту, на апрель 1995 года не превышало 280 тыс. рублей, что в два-три раза ниже заработной платы работников столицы, занятых в основных отраслях промышленности. Безусловно, воинский труд специфичен, сопровождается высокими нагрузками, часто связан с риском для жизни и его оплата должна быть адекватной.

Мы не ратуем за то, чтобы труд военнослужащих был самым высокооплачиваемым, но денежное содержание должно соответствовать всем физическим и моральным затратам, т.е. быть достойным защитника великого государства.

Проводимые за рубежом исследования причин, по которым люди добровольно идут в армию, на флот или в авиацию, неизменно показывают, что деньги не единственный стимул. Помимо зарплаты им дается возможность проявить себя, сделать неплохую карьеру и продвинуться по службе, получить или завершить гражданское образование, увидеть мир. Военнослужащим и членам их семей предоставляются льготы на медицинское и другое обслуживание, предлагается широкий спектр специальностей. У нас одним из дополнительных стимулов для поступления на военную службу по контракту могла бы стать гарантированная возможность получения жилья.

Для решения всего комплекса этих вопросов необходима целевая программа финансирования добровольной военной службы в ВС. Ее отсутствие может свести на нет все усилия по комплектованию армии и флота сержантским и рядовым составом по контракту. Кроме средств на выплату денежного содержания военнослужащих в целевую программу финансирования добровольной военной службы должны быть включены и расходы на обеспечение льгот для данной категории лиц, расходы на создание для них необходимых социально-бытовых условий, а также на проведение набора на военную службу по контракту (в том числе на рекламное обеспечение) и их профессиональную подготовку.

Предъявляя высокие требования к кандидатам на контрактную службу, необходимо позаботиться о том, чтобы сделать военную службу привлекательной, что напрямую зависит от улучшения материально-бытового, медицинского и финансового обеспечения, от своевременности и полноты предоставления военнослужащим всех льгот и социальных гарантий в соответствии с законодательством.

В настоящее время имеются серьезные трудности в решении жилищной проблемы. На начало 1995 года только 53% военнослужащих данной категории были обеспечены ведомственным жильем согласно действующим нормам. Министерство обороны по мере сил пытается развивать инфраструктуру: ведется строительство общежитий для семейных, переоборудуются казармы для холостяков. Практическая реализация этих мер позволит поднять службу по контракту на должный уровень, будет способствовать укомплектованию ВС морально и профессионально подготовленными военнослужащими.

На базе городских (районных) военных комиссариатов следует создать сеть пунктов набора (вербовочных пунктов), возложив на них задачи агитационно-пропагандистской работы, профессионального и психологического отбора. С кандидатами военный комиссар заключает контракт не менее чем на три года и направляет их в учебные центры видов ВС, родов войск и военных округов, исходя из уровня подготовки, имеющихся гражданских специальностей, морально-психологических качеств и потребностей войск в соответствующих специалистах. При этом военный комиссар несет полную ответственность за качество отобранных для войск (сил) военнослужащих.

Многолетний опыт ряда государств доказал жизнеспособность систем комплектования армий с помощью найма. В частности, в настоящее время в США действует 2200 вербовочных и консультационных пунктов, где проводится работа по привлечению молодежи в армию. Здесь можно получить сведения об условиях контрактов, местах и порядке прохождения военной службы, размерах оплаты, льготах. Осуществляется предварительное изучение кандидатов, определяется их профессиональная пригодность к военной службе в видах ВС и родах войск, отсеиваются лица, психически непригодные к военной службе, новобранцев распределяют по профилям подготовки, направляют на обучение для приобретения военной специальности.

Безусловно, для комплектования войск (сил) рядовым и сержантским составом по контракту в этом случае необходимо прежде всего утверждение одного вида контракта - «служба в кадрах Вооруженных Сил». Такое предложение Министерство обороны подало в проект принятой в первом чтении новой редакции федерального Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Дело за законодателями.

В свете перехода на смешанный способ комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации нельзя не коснуться очень болезненной проблемы - отношения к ним средств массовой информации. В любом цивилизованном государстве делается многое для того, чтобы поднять престиж армии, сделать военную профессию привлекательной, миллионы долларов идут на рекламу военной службы в прессе, кино, на радио, телевидении. В результате военнослужащие испытывают законную гордость за принадлежность к вооруженным силам - этому важнейшему институту государства.

Наши же средства информации чаще говорят не о проблемах армии и флота, а о негативных сторонах военной службы. Российская армия всегда была опорой государства, сегодня же ее представляют как непосильную обузу для народа. Такой подход к освещению армейских вопросов по меньшей мере глубоко ошибочен.

Нынешние болезни страны и ее Вооруженных Сил не замедлили сказаться при восстановлении конституционной законности, правопорядка и мира в Чеченской Республике. Низкая укомплектованность соединений и частей и как следствие недостаточный уровень боевой подготовки повлекли за собой необоснованные жертвы федеральных войск, привели к затягиванию конфликта. С различных общественно-политических трибун все чаще звучат голоса о необходимости участия в решении вооруженных конфликтов военнослужащих-контрактников. С этим нельзя не согласиться. Однако нынешнее состояние финансирования армии и флота не позволяет привлечь в ряды защитников Отечества необходимое количество настоящих профессионалов. Принимая на военную службу, Министерство «обороны должно обеспечить реализацию всего комплекса льгот и социальных гарантий военнослужащим, особенно тем, кто сегодня рискует своей жизнью, а это уже выходит за рамки компетенции Министерства обороны.

Хотелось бы отметить, что решение проблемных вопросов военной службы по контракту возможно лишь пугем формирования и отлаживания целостной системы контрактной службы, включающей в себя такие элементы, как информирование населения, отбор кандидатов на конкурсной основе, подготовка (обучение) по воинской специальности, организация служебной деятельности и социально-бытового обеспечения.

В заключение следует отметить, что переход на смешанный способ комплектования - это важная государственная задача и решаться она должна не только Министерством обороны, но и соответствующими государственными структурами. Речь идет о государственной программе комплектования армии и флота, учитывающей разносторонние аспекты этой проблемы и рассчитанной на переходный период строительства Российских Вооруженных Сил.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации