Реформа военного образования проблемы и пути реализации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1993, стр. 22-26

Реформа военного образования: проблемы и пути реализации

Генерал-полковник В.И.МИРОНОВ

КОРЕННАЯ перестройка военного образования в России начиная со времен Петра I всегда осуществлялась как составная часть реформы армии и флота. Не являются исключением и проводимые в современных условиях мероприятия по совершенствованию системы подготовки офицерских кадров Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цели и основные положения реформы военного образования определены концепцией строительства ВС России. При этом совершенствование системы военного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений военного строительства. И это вполне закономерно, поскольку от профессиона-лизма военных кадров, их преданности Отечеству, готовности выполнить воин-ский долг в большой степени зависят боеготовность и боеспособность армии и флота. Подтверждение этому мы видим в наше время, когда российские офи-церы в сложной политической обстановке в составе миротворческих сил с че-стью и достоинством выполняют возложенные на них ответственные задачи по недопущению межнациональных конфликтов на Кавказе и в Средней Азии.

В ходе реформы принцип приоритетности военного образования должен быть обеспечен комплексом мер организационного, материально-техниче-ского, финансового и кадрового характера. И если стратегические направления в целом определены, то пути реализации требуют дальнейшей глубокой прора-ботки и научного обоснования. Для этого необходимо в полной мере использо-вать все лучшее в мировой практике. Однако слепо и бездумно копировать зару-бежный опыт нельзя, следует опираться на традиции российской военной школы, оценивая ее сильные стороны и анализируя недостатки. При решении данного вопроса нужно учитывать следующие особенности.

Первая и главная состоит в том, что реформу мы начинаем не на пустом ме-сте. Вооруженные Силы России располагают сложившейся системой военного образования с богатым историческим опытом и традициями обучения, доста-точно мощным научно-педагогическим потенциалом, развитой учебно-матери-альной базой.

Вторая особенность связана с глубокими социально-экономическими преоб-разованиями, которые переживает Россия. Одновременно с сокращением армии и флота осуществляется передислокация крупных контингентов войск, практи-чески заново создаются группировки ВС. Все это требует больших финансовых затрат. Ухудшается также материальное и финансовое положение вузов. По су-ществу, заморожено капитальное строительство, не обновляется учебно-лабора-торная база. Поэтому, определяя масштабы и характер преобразований, необхо-димо быть реалистами, исходить из объективных экономических, демографиче-ских и иных возможностей государства.

Третья особенность - это падение престижа образования в стране. Причины этого, на наш взгляд, заключаются в следующем: невостребованность знаний в обществе, ущемленное материальное положение специалистов с высшим обра-зованием, падение интереса к учебе и как следствие снижение уровня подго-товки выпускников средних школ. Положение военно-учебных заведений ос-ложняется также снижением престижности воинской службы, что отрицательно сказывается на качестве комплектования вузов и эффективности учебно-воспи-тательного процесса в целом.

В современных условиях цель реформы военного образования должна заклю-чаться в выведении системы военного образования на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров. Для ее достижения необходимо реформировать систему однов-ременно по нескольким направлениям.

Главным из них является оптимизация сети и емкости военно-учебных заве-дений. Задача реформы в данном случае привести перечень и возможности вузов в соответствие с новой структурой и численностью Вооруженных Сил, реальной потребностью армии и флота в офицерских кадрах. Наметились разные под-ходы к решению этой задачи. Один из них - стремление любой ценой сохранить все существующие вузы за счет пропорционального уменьшения их емкости. На наш взгляд, такой путь ведет к снижению их научно-педагогического потенциала, что впоследствии неизбежно скажется на качестве обучения и увеличит его стоимость. В противовес этому предлагается сократить в 2-3 раза количество вузов за счет их объединения в крупные учебные комплексы видов Вооружен-ных Сил емкостью до 5 тыс. обучаемых и более; сосредоточить в основном в них теоретическое обучение, а для практической подготовки выпускников создать крупные полевые учебные центры. Подобная система сложилась в ряде зарубеж-ных стран и в принципе может быть использована у нас. Однако, правильно ли будет в очередной раз рушить «до основания» существующую систему, чтобы на ее «обломках» строить принципиально новую по американскому или другому зарубежному образцу? Причем такая перестройка потребует гигантских капита-ловложений, строительства целого комплекса учебных и казарменных корпу-сов,

создания практически заново учебно-лабораторной базы, перемещения и обустройства тысяч офицерских семей.

Учитывая реальную экономическую обстановку, оптимальным, на наш взгляд, является третий подход: поэтапная реорганизация и сокращение вузов, бережное использование того, что имеется в российских Вооруженных Силах. Для этого уже сделаны первые шаги: перепрофилирован и передислоцирован ряд военно-учебных заведений, организована подготовка офицеров по многим не-доедающим специальностям. В последующем (до 1995 года) планируется рас-формировать те вузы, ликвидация которых не потребует создания или наращи-вания учебно-материальной базы на новом месте. В этих целях необходимо пре-кратить набор курсантов в них на первые курсы (отчасти это уже сделано в 1992 году), а старшекурсников доучивать на той же базе или переводить в сохраняю-щиеся родственные военные училища. Важным способом реорганизации должно стать их укрупнение (1996-2000 годы). Емкость военных училищ целесо-образно иметь не менее 1200 курсантов, академий - не менее 750 слушателей. Та-кое количество обучаемых позволит создать достаточно сильные научно-педа-гогические коллективы, эффективно использовать учебно-материальную базу и качественно готовить офицерские кадры. В перспективе следует ориентиро-ваться на дальнейшее укрупнение вузов до 5 тыс. слушателей (курсантов), коне-чной целью которого является создание крупных учебно-методических и науч-ных центров, объединяющих обучение военных кадров различных уровней об-разования и профилей подготовки. Примером может служить слияние однотип-ных или родственных учебных заведений, дислоцированных в одном гарни-зоне. Малочисленные вузы могут быть реорганизованы в факультеты академий (училищ). Возможна также совместная подготовка специалистов с различными уровнями образования. Положительный опыт такого подхода уже есть в воен-ных академиях, где обучение инженеров-исследователей по наукоемким специ-альностям способствовало совершенствованию общенаучных кафедр и форми-рованию новых научных школ, улучшению подготовки слушателей основных специальностей.

Следующим направлением реформы является приведение организации и со-держания обучения в соответствие с общегосударственными образовательными стандартами. Необходимость радикальных изменений в этой области обуслов-лена принятием закона Российской Федерации «Об образовании» и введением новой многоуровневой структуры высшего образования. Ее главная особен-ность и достоинство заключается в том, что она ничего не отменяет в сложив-шейся системе высшего образования, а только дополняет ее. Основой высшей школы остается подготовка дипломированных специалистов со сроком обучения 5-6 лет (третий уровень высшего образования). Кроме того, вводится неполное высшее образование (первый уровень) для тех, кому программа высшей школы окажется не по силам (вместо отчисления из вуза у них будет возможность в те-чение 1-1,5 лет получить профессиональную подготовку на уровне среднего спе-циального военно-учебного заведения). Производится переход на базовое выс-шее образование (второй уровень) со сроком обучения 4 года, по окончании кото-рого выпускники получат степень бакалавра и фундаментальную подготовку по одному из направлений, каждое из которых охватывает более 10 специально-стей. Особенность бакалавриата заключается в том, что он не готовит выпускни-ков непосредственно к практической деятельности. Чтобы овладеть конкретной профессией, бакалавр должен будет еще от 1 до 3 лет проучиться в ввузе и полу-чить образование третьего уровня, либо самостоятельно (через систему курсов) приобрести необходимые знания и навыки. Вводится степень магистра наук. Ее смогут получить бакалавры, проявившие склонность к исследовательской ра-боте. Срок дополнительного обучения в ввузе 2-3 года. Магистры также получат третий уровень высшего образования и наравне с дипломированными специа-листами право поступления в аспирантуру и адъюнктуру (бакалаврам оно не предоставляется). На наш взгляд, существующая система подготовки офицерских кадров прак-тически в полном объеме вписывается в новую многоуровневую структуру выс-шего образования. Однако к нововведениям необходимо подходить избира-тельно.

Высшие военные командно-инженерные и инженерные училища со сроком обучения 5 лет и военные институты входят в новую многоуровневую структуру как ее составная часть. В большинстве своем это ввузы средней емкости (1500 и более курсантов), укомплектованность учеными составляет 40 - 60%. Содержа-ние обучения в них в основном отвечает требованиям, предъявляемым к дипло-мированным специалистам, а уровень подготовки выпускников соответствует третьему уровню высшего образования. В целях поднятия статуса ведущих военных училищ, располагающих высоким научно-педагогическим потенциа-лом и современной учебно-материальной базой, представляется целесообраз-ным реорганизовать их в военные институты, обеспечить обучение в них научно-педагогических кадров для родственных училищ, а также организовать подготовку магистров наук для наукоемкой и исследовательской деятельности.

Значительно сложнее обстоит дело с высшими командными училищами со сроком обучения 4 года. Большинство из них имеют емкость менее 1000 курсан-тов. Кафедры малочисленны, средняя укомплектованность учеными составляет около 25% (докторов наук практически нет). Формально училища готовят дипло-мированных специалистов с тем же третьим уровнем высшего образования, од-нако качество их подготовки не соответствует выдаваемому диплому и не удо-влетворяет сегодня ни войска, ни самих выпускников. С переходом высшей школы России на государственные образовательные стандарты, введенные за-коном «Об образовании», неизбежно встанет вопрос о правомочности выдачи диплома о высшем образовании выпускникам этих училищ. Поэтому главная и неотложная задача реформы - ликвидация отставания высших командных учи-лищ с 4-летним сроком обучения. Для этого целесообразно прежде всего увели-чить продолжительность учебы до 5 лет, а содержание обучения привести в соо-тветствие с государственными требованиями, предъявляемыми к подготовке дипломированных специалистов.

На наш взгляд, предложение перевести командные училища на подготовку бакалавров с сохранением 4-летнего срока обучения неприемлемо. Во-первых, потребуется их доучивать еще от 1 до 3 лет, чтобы они достигли необходимого практического и профессионального уровня, прежде чем направлялись в войска. * Кроме того, в системе высшего образования России не осуществляется подго-товка бакалавров по техническим специальностям эксплуатационного профиля, не планируется и обучение их по тем дисциплинам, где профессионализация должна занимать ведущее место начиная с первого курса. Оба эти ограничения • касаются основных офицерских профессий.

Уровень подготовки офицеров-техников в средних авиационно-технических училищах вполне соответствует среднему специальному образованию, а каче-ство их профессионализма удовлетворяет требования войск. По нашему мне-нию, переводить их на выпуск специалистов с неполным высшим образованием нецелесообразно. Вместе с тем этот новый уровень можно будет использовать как возможную форму «доучивания» тех курсантов, которые не смогут в полном объеме осилить программу высшего военного училища.

Военные академии, являясь важнейшей составной частью системы военного образования, располагают высоким научно-педагогическим потенциалом, ве-дут большую научную работу и ежегодно готовят докторов и кандидатов наук больше, чем научно-исследовательские учреждения и высшие военные учи-лища МО, вместе взятые. Академии выпускают высококвалифицированных спе-циалистов для ВС. Формально они не повышают третьего уровня высшего обра-зования, которое офицеры получили в военных училищах, но дают им принци-пиально новую военную специальность, необходимую в связи с иным характе-ром и масштабом их служебной деятельности. Содержание обучения в акаде-миях в основном соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке вы-пускников. Вместе с тем с переводом военных училищ на 5-летнее обучение срок подготовки в академиях в перспективе может быть сокращен до 2 лет, а по от-дельным специальностям до 1 года. При этом необходимо учитывать, что уменьшение потребности ВС в офицерских кадрах сократит количество слуша-телей и преподавательский состав в военных академиях. Под угрозой окажется существование научных школ и специализированных советов, работа докторан-тур и адъюнктур. Военные училища взять на себя эти функции еще не готовы. Поэтому необходимо сохранить военные академии как учебно-методические и научные центры видов и родов войск с их бесценным научным потенциалом и уникальной учебно-материальной базой. Для этого целесообразно разумное объединение военных академий одного вида Вооруженных Сил. На инженер-ных факультетах может быть расширена подготовка инженеров-исследователей по наиболее сложным и наукоемким специальностям, связанным с перспектив-ными направлениями развития военного дела. На базе военных академий целе-сообразно развивать систему повышения квалификации офицерских кадров, ориентированную на последовательный переход к непрерывному военному об-разованию.

Кроме изменения сроков обучения и профилей подготовки должны быть созданы условия для коренного пересмотра содержания и организации обуче-ния. Высокие темпы развития военной науки и технического переоснащения войск сегодня требуют не приспосабливать учебный процесс к достигнутому уровню, а обеспечить опережающий характер обучения. С учетом этого следует переработать учебные планы и программы. Опыт свидетельствует, что для их обновления нужно 2-3 года. В их основу должны быть положены государствен-ные образовательные стандарты и квалификационные характеристики, выпол-няющие роль государственного заказа на подготовку военных кадров. Первый шаг - переработка перечня специальностей, количество которых в вузах Мини-стерства обороны сегодня больше, чем в высшей школе страны. Такое неоправ-данное дробление специальностей, на наш взгляд, снижает уровень фундамен-тальной подготовки офицеров, ограничивает их профессиональную мобиль-ность. Сегодня сложно определить все направления переработки программ, но на основных хотелось бы остановиться.

Первое - гуманитаризация военного образования. Настало время вернуться к традициям старой российской военной школы, которая во главу угла ставила нравственное воспитание офицера, формирование его личности, общей и про-фессиональной культуры. Необходимо не только наполнить новым содержа-нием гуманитарные дисциплины, но и усилить гуманитарную направленность всех других предметов обучения, ликвидировать их противоестественный отрыв, обособленность в преподавании.

Второе - повышение фундаментальности образования при сохранении прак-тической направленности в подготовке выпускников. В решении этой задачи нет противоречия. Фундаментальность достигается формированием единой научной основы для близких и родственных специальностей, а практическая на-правленность - это узкая профилизация на завершающем этапе учебы.

Третье - переориентация методики обучения на развитие творческого мышле-ния офицеров, формирование их интеллектуального потенциала. По нашему мне-нию, учебный процесс необходимо построить так, чтобы приучить курсантов и слушателей к творческому труду, самостоятельному поиску и приобретению знаний. Смелее переходить к активным развивающим методам учебы, осваи-вать новые технологии обучения, основанные на использовании вычислитель-ной техники и современных информационных средств.

Не менее важным направлением реформы является укрепление научно-педа-гогического потенциала ввузов, повышение роли вузовской науки. Основной фор-мой подготовки научно-педагогических кадров и впредь должны оставаться адъюнктура и докторантура. Задача сегодня в том, чтобы оптимизировать их сеть и емкость с учетом потребностей и реальных возможностей учебных заве-дений. Опыт свидетельствует, что адъюнктура должна быть преимущественно целевой и функционировать при ведущих ввузах, располагающих высоким науч-ным потенциалом и современной экспериментальной базой. Вряд ли целесооб-разно сохранять адъюнктуры, не способные эффективно готовить ученых и пе-дагогов. Что касается докторантур, то они должны быть исключительно целе-выми.

Дальнейшего совершенствования требует структура подготовки офицеров, направляемых на преподавательскую работу непосредственно из войск. Суще-ствующая система не позволяет дать им за 2-3 месяца необходимый уровень зна-ний, требуемый для самостоятельной педагогической деятельности. На наш взгляд, целесообразно в военных академиях вместо курсов организовать педаго-гические отделения или группы со сроком обучения 1-2 года. Такая форма про-фессиональной подготовки военных преподавателей, действующая парал-лельно с адъюнктурой, перспективна. Принятый в Министерстве обороны Рос-сийской Федерации перечень педагогических должностей для офицеров, по на-шему мнению, еще недостаточно дифференцирован и носит уравнительный ха-рактер. Сегодня назрела необходимость перейти к общегосударственной но-менклатуре: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профес-сор. Это позволит стимулировать профессиональный рост офицеров и назначать их на должности с учетом реального вклада в науку и процесс обучения.

Проблема развития вузовской науки непосредственно связана с задачей укрепления научно-педагогического потенциала. В военных академиях и училищах сос-редоточено почти 60% докторов и кандидатов наук, создано свыше 200 научно-исследовательских подразделений, имеется современная экспериментальная и лабораторная база. Этот научный потенциал может внести большой вклад в раз-работку проблем строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, развитие перспективного вооружения и военной техники. Целесообразно увели-чить объем исследований по проблемам военного образования, военной педа-гогики и психологии. Нуждаются в совершенствовании способы реализации ре-зультатов исследований: требуется более гибкий механизм, который позволил бы эффективнее использовать достижения науки в условиях новых экономиче-ских отношений.

В современных условиях нельзя ожидать ощутимых результатов от ре-формы без совершенствования руководства военным образованием и демократи-зации жизни вузовских коллективов. Реформирование вузовских органов управ-ления, проведенное на всех уровнях, безусловно, должно повысить оператив-ность и гибкость централизованного руководства, обеспечить согласованность при подготовке и использовании офицерских кадров. Однако совершенствова-ние работы органов управления невозможно без повышения уровня их компе-тентности и изменения стиля руководства. Поэтому в новые управленческие структуры и на руководящие должности в вузы надо привлекать офицеров, имеющих научно-педагогическую квалификацию и опыт работы в вузах. Для ра-ботников вузовских аппаратов следует организовать обучение на академических курсах и в системе повышения квалификации Комитета по высшей школе Рос-сии.

Основные усилия реформированных вузовских аппаратов необходимо на-править на повышение уровня научно-методического руководства, исключение формализма и мелочной регламентации работы вузов, а также на демократиза-цию жизни вузовских коллективов. Соблюдение норм и принципов вузовского права позволит шире привлекать вузовскую общественность к активному уча-стию в проведении реформы. Для своевременного решения данных вопросов потребуется разработать законодательные документы, направленные на расши-рение прав военно-учебных заведений и повышение их хозяйственной само-стоятельности.

Таковы, на наш взгляд, некоторые проблемы и пути реализации реформы военного образования. Имеется немало и других нерешенных вопросов, тре-бующих глубокой научной проработки. Широкое и заинтересованное участие в этой работе всего руководящего и преподавательского состава вузов будет га-рантией успешного проведения в жизнь намеченных преобразований.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации