Противовоздушная оборона проблемы и суждения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1993, стр. 21-25

Противовоздушная оборона: проблемы и суждения

Полковник В.Я.МЕЛЕШИН,

кандидат военных наук

Полковник И.С.РУСНАК,

кандидат военных наук

РАЗВИТИЕ военного дела в 90-е годы можно охарактеризовать как начало нового периода, в котором основным содержанием вооруженной борьбы становится противоборство войск, оснащенных высокоэффек-тивными автоматизированными системами, комплексами высокоточ-ного оружия и способных в кратчайшие сроки решать любые страте-гические и оперативные задачи. Это объективно обусловливает возрас-тание роли и значения начального периода войны, сущность которого составят операции, проводимые в воздушно-космическом пространстве. Результаты исследований, опыт военных конфликтов и войн послед-него времени свидетельствуют, что даже в войне с применением обычных средств поражения наличие мощного «воздушно-космичес-кого эшелона» позволит нападающей стороне в течение 5-10 и более суток путем нанесения ударов по важным военным и промышленным объектам, группировкам войск нарушить систему военного и государст-венного управления, существенно снизить экономический, моральный и ракетно-ядерный потенциалы, лишить оборону противника устойчи-вости и практически предопределить исход начального периода войны.

Закономерное усиление зависимости хода и исхода военных действий от результатов противоборства в воздушно-космической сфере повышает требования к эффективности противовоздушной обороны. Однако анализ применения сил и средств ПВО в локальных войнах и военных конфликтах недавнего прошлого показывает, что эффектив-ность ПВО остается невысокой. Убедительное подтверждение - события в зоне Персидского залива. Причины этого объясняются не столько имевшимся там превосходством средств воздушного нападения (СВН) над силами и средствами ПВО, сколько недостатками в организации их боевого применения и управлении ими при решении задач борьбы с про-тивником. Последнее характерно и для системы ПВО Российской Феде-рации. Наиболее существенным здесь, на наш взгляд, является разноподчиненность сил и средств ПВО, отсутствие единой ответственности за уничтожение воздушного противника.

Не анализируя все причины относительно низкой эффективности современной ПВО, остановимся лишь на вопросах, являющихся исходными в решении проблемы надежного прикрытия войск и объек-тов от ударов с воздуха. К сожалению, приходится констатировать, что очередная реформа Вооруженных Сил проводится без глубокого учета уроков прошедших войн и военных конфликтов. При этом развитию и совершенствованию перспективных сил и средств ПВО, их организации, боевому применению и управлению, по нашему мнению, не уделяется должного внимания. Не в полной мере учитываются и результаты прове-денных научных исследований по повышению эффективности ПВО. Ви-димо, это происходит по причине живучести прежних, уже не соответст-вующих сегодняшним реалиям взглядов на вооруженную борьбу как на военные действия главным образом сухопутных группировок войск, в которых ВВС и зенитные ракетные (артиллерийские) части выполняют задачи поддержки и обеспечения. События в зоне Персидского залива заставляют задуматься; правильно ли мы представляем себе будущую войну, не ориентируемся ли опять на "войны далекого прошлого?

Разумеется, вести речь о серьезном подходе к разрешению сложных проблем ПВО можно лишь при условии единства взглядов на роль и значение противовоздушной обороны для Вооруженных Сил и страны в целом, что должно найти соответствующее отражение в военной док-трине государства, концепции строительства Вооруженных Сил и конк-ретных мероприятиях по их реорганизации. В практическом плане представляется необходимым прежде всего определиться и принять правильные решения по ряду основных (исходных) позиций: уточнить понятия и определения теории оперативного искусства, касающиеся применения разнородных (разновидовых) сил и средств в интересах борьбы с воздушным противником; научно обосновать, практически проверить в ходе мероприятий оперативной подготовки и повседневной деятельности войск, а затем и внедрить рациональные организационно-штатные структуры группировок войск (сил и средств) ПВО и систему уп-равления ими; установить порядок борьбы с СВН в современных усло-виях и перспективе, привлекаемые для этого силы и средства, направле-ния их развития (совершенствования); определить функции (задачи) ор-ганов управления и документально закрепить новые функциональные обязанности должностных лиц при организации и ведении ПВО; уточнить, с учетом наличия и перспектив поступления на вооружение систем и средств автоматизации, вопросы планирования ПВО, состав и содержа-ние документов, порядок их разработки, хранения и передачи.

Рассмотрение проблем, непосредственно касающихся войск ПВО Су-хопутных войск, целесообразно

начать с понятийного аппарата, качество отработки которого является важнейшим показателем научного уровня любой теории. К основным понятиям теории оперативного искусства, как известно, относятся «противовоздушная оборона» и «система ПВО». Однако содержание первого из них в руководящих документах не раскрывается. Вместе с тем анализ его определений, имеющихся в энцик-лопедиях, научных трудах, учебных пособиях и публикациях, а также во-просов, относящихся к организации ПВО, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, противовоздушная оборона - процесс, в котором ра-диотехнические, зенитные ракетные, зенитные артиллерийские соеди-нения (части, подразделения) и истребительная авиация (силы и средства ПВО) решают специфические, только им присущие задачи по обнаружению и уничтожению СВН в воздухе. Во-вторых, в интересах противовоздушной обороны проводится ряд специальных мероприятий силами и средствами различных видов ВС, родов войск (сил), спе-циальных войск. В-третьих, войска (силы) и формирования на объектах, защищаемых от воздушного противника, проводят целый комплекс ме-роприятий, направленных на снижение эффективности ударов по ним СВН (стрельба из всех видов стрелкового оружия по воздушным целям, фортификационное оборудование местности, маскировка, имитация ложных объектов, прикрытие позиций дымами, аэрозолями и т.п.).

К этому надо добавить, что основная цель противовоздушной обо-роны в операции состоит в недопущении (отражении) ударов с воздуха по объектам и войскам, сохранении их боеспособности для выполнения поставленных боевых задач. Снижение результативности действий воз-душного противника достигается уничтожением его СВН как в полете, так и в пунктах базирования, затруднением их навигации и применения бортового вооружения, уменьшением эффективности воздействия средств поражения на объекты (войска). Задачи ПВО решаются сов-местными усилиями всех родов войск. Поскольку состав войск ПВО СВ не позволяет им выполнить весь комплекс мероприятий противовоз-душной обороны, то по аналогии с терминами, используемыми, напри-мер, в теории боевого применения РВиА, было бы целесообразно поль-зоваться более конкретной терминологией - «радиотехнические», «зе-нитные ракетные», «зенитные артиллерийские», «ракетно-технические» соединения (части, подразделения) и «зенитные войска» в целом.

Исходя из вышеизложенного, термин «противовоздушная оборона» можно определить как комплекс проводимых по единому плану боевых и других (разведывательных, специальных) действий войск (сил и средств) по поражению СВН противника, снижению эффективности их воздействия по объектам (целям). При этом планом ПВО должны быть предусмотрены согласованные действия соединений (частей, подразде-лений) зенитных войск, авиации, разведки, РЭБ, РВиА, инженерных и химических войск по выявлению и поражению СВН противника на земле и в воздухе, подавлению его систем навигации и управления, маскировке реальных и имитации ложных объектов (целей), фортификационному оборудованию рубежей, позиций, районов, объектов и др. Кроме того, необходимо также планировать совместные действия сил и средств ПВО объединений (соединений) различных видов ВС, дислоцируемых в по-лосе ответственности общевойскового объединения.

Для функционирования противовоздушной обороны как процесса должна создаваться единая система ПВО, представляющая собой слож-ную структуру, включающую несколько взаимосвязанных и взаимообус-ловленных, но различающихся по функциональному признаку подсис-тем (систем более низкого уровня): разведывательно-информационную (силы и средства радиолокационной, оптической, радиотехнической, инфракрасной и других видов разведки), являющуюся одновременно частью системы разведки войск (сил); управления (органы управления, силы и средства связи и АСУВ), входящую в состав общей системы уп-равления войсками (силами); поражения (системы зенитного ракетно-артиллерийского и истребительного авиационного прикрытия, огневого поражения СВН противника на земле); противодействия воздушному противнику и защиты войск (сил) и объектов от него (силы и средства РЭБ, химических, инженерных войск и т.д.). При этом в каждую подсис-тему будут также входить соответствующие силы и средства техничес-кого и тылового обеспечения, выполняющие присущие им специфичес-кие задачи и являющиеся частью систем технического и тылового обес-печения войск (сил).

Рассмотрение состава и возможностей сил и средств, выделяемых в различных звеньях для борьбы с СВН противника, позволяет прийти к заключению, что в завершенном виде систему ПВО можно иметь лишь в оперативно-стратегическом объединении. В нижестоящих общевойс-ковых структурах зенитные соединения (части, подразделения) будут вести противовоздушные бои в единой системе зенитного ракетно-артиллерийского прикрытия объединения (соединения), а Части (подраз-деления) других родов войск (сил), специальных войск будут выполнять боевые задачи по поражению (подавлению) СВН противника и противо-действию им по плану ПВО общевойскового объединения (соединения).

В контексте более широкого подхода к определению задач и состава системы ПВО целесообразно уточнить сам термин «система ПВО». Сис-тема ПВО в общевойсковой операции (бою) есть построенная по еди-ному замыслу и плану сложная система, представляющая собой совокуп-ность взаимосвязанных, одновременно функционирующих составных элементов и подсистем - разведывательно-информационной, управле-ния, поражения, противодействия и защиты войск.

Необходимость объединения усилий всех сил и средств, участву-ющих в противоборстве с воздушным противником, в целях надежного прикрытия войск и объектов, обеспечения их действия по единому замыслу

настоятельно требует внесения изменений в организацию пла-нирования противовоздушной обороны и управления ими в операции.

В настоящее время план противовоздушной обороны оперативно-стратегического объединения разрабатывается штабом ПВО под непос-редственным руководством начальника войск ПВО объединения. Ана-лиз его содержания, процесса отработки, глубины отражаемых вопросов позволяет констатировать, что офицеры, готовящие документы плана ПВО, в виду специфики их профессиональной подготовки не могут быть компетентны в особенностях применения соединений (частей) всех видов ВС, родов войск (сил) и специальных войск, участвующих в реше-нии задач борьбы с СВН противника, поэтому для их отработки должны привлекаться представители указанных войск. На наш взгляд, целесоо-бразно, чтобы план ПВО оперативно-стратегического объединения раз-рабатывался специальной группой планирования и управления ПВО, входящей в состав группы боевого управления штаба. Полномочия лица, отвечающего за подготовку этого документа, должны обеспечивать быстрое и качественное планирование противовоздушной обороны, поз-волять ему давать указания на применение сил и средств ПВО, контроли-ровать их выполнение. Таким должностным лицом может стать замести-тель командующего объединением по ПВО - начальник ПВО со своим органом управления.

На начальника ПВО должны замыкаться зенитные войска (в перспек-тиве и силы противоракетной обороны), части РЭБ-С, специальные части (подразделения), предназначенные для маскировки, задымления защищаемых объектов, имитации ложных объектов (целей). На период ведения операции в его оперативное подчинение переходят все силы и средства ПВО, дислоцирующиеся (действующие) в полосе ответственности объединения независимо от их ведомственной принадлежности. В этом случае начальник ПВО в полной мере отвечает за воздушное прос-транство над территорией ответственности объединения. При этом авиация, привлекаемая согласно плану ПВО для борьбы с СВН на земле и в воздухе, будет действовать под общим руководством начальника ПВО объединения, а авиация, решающая другие задачи, - по согласованию с ним.

В ходе операции начальник ПВО со своим органом управления осуществляет контроль за реализацией плана противовоздушной обо-роны, сбор данных и анализ обстановки, уточняет решение на примене-ние подчиненных сил и средств в соответствии со сложившейся обста-новкой и докладывает (по мере необходимости) командующему, отдает распоряжения войскам.

Для выполнения возложенных задач начальник ПВО и его орган уп-равления должны иметь необходимые средства связи и АСУВ, оператив-ную информацию об общей и воздушной обстановке, положении, сос-тоянии, обеспеченности и возможностях сил и средств ПВО в полосе действия объединения. Представляется важным освободить их от выполнения функций обеспечения (снабжения) вооружением и тех-никой ПВО, материально-техническими средствами. Кроме того, иссле-дования показали, что для качественного и эффективного решения задач управления зенитными войсками (в том числе и боевого), детального планирования их применения и всех видов обеспечения целесообразно восстановить должность начальника зенитных войск объединения и по-дчинить ему радиотехнические, зенитные ракетные и зенитные артилле-рийские соединения (части), а также соединения ракетно-технического обеспечения объединения.

План противовоздушной обороны в операции разрабатывается на карте с пояснительной запиской. К нему прилагаются: план разведки воз-душного противника (отрабатывается начальником разведки), решение на боевое применение зенитных войск (готовится под руководством начальника зенитных войск), решение на боевое применение истреби-тельной авиации (разрабатывается соответствующими заместителямикомандующих объединениями ВВС и ПВО под общим руководством начальника ПВО), схема организации управления по линии ПВО.

В заключение отметим, что в целях централизации управления разно-родными (разновидовыми) силами и средствами ПВО, сокращения уп-равленческого аппарата и повышения оперативности управления, ви-димо, следует уже в мирное время управление ими строить по объектово-зональному (территориальному) принципу. Ведь деление соеди-нений (частей) ПВО на объектовые и войсковые является причиной мно-гих недостатков, значительно снижающих эффективность ПВО. Различ-ная видовая подчиненность зенитных ракетных систем (ЗРС) и комплек-сов (ЗРК), находящихся на одной территории, выполняющих анало-гичные задачи и имеющих примерно одинаковые боевые возможности, не позволяет достичь высокой оперативности управления ими, пос-кольку возникает необходимость в многоступенчатом согласовании ре-шений (нередко, на двух-трех уровнях управления), а также создает до-полнительные трудности в обеспечении их жизнедеятельности. К тому же, это отрицательно сказывается на унификации ЗРС (ЗРК), ведет к не-совместимости систем и средств управления, удорожанию НИОКР, производства и эксплуатации вооружения и военной техники. Сущест-венно и то, что ЗРК, применяемые для обороны объектов, традиционно малоподвижны. В условиях боевых действий это обусловит их быстрое уничтожение.

Рассмотренные в статье некоторые термины теории оперативного ис-кусства, проблемные вопросы планирования и управления войсками ПВО не претендуют на полноту освещения. По нашему мнению, они могут послужить началом дискуссии по проблемам организации единой системы ПВО в современных условиях.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации