Проблемы перехода на новую систему высшего военного образования

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1993, стр. 72-75

Проблемы перехода на новую систему высшего военного образования

Генерал-полковник Ю.И.ПЛОТНИКОВ,

кандидат военных наук

Полковник запаса А.М.ЧЕРЕМУХИН

В НАСТОЯЩЕЕ время Вооруженные Силы Российской Федерации находятся на новом этапе строительства, который обусловлен позитивными геополитическими и стратегическими изменениями в мире. Однако они не приобрели еще необратимого характера. Нестабильность обстановки и ее непредсказуемость, политические, экономические, национальные, территориальные, религиозные и иные противоречия между отдельными государствами свидетельствуют о том, что потенциальные источники военной опасности для России еще сохраняются. Не снимается с повестки дня и вероятность возникновения локальных, региональных войн и вооруженных конфликтов. Поэтому при реформировании Российских Вооруженных Сил необходимо в полной мере учитывать данные факторы.

В число основных направлений строительства армии и флота России входит и реформа системы военного образования. По нашему мнению, ее необходимо привести в строгое соответствие с многоуровневой структурой высшего образования, вводимой в стране, а содержание обучения должно отвечать общегосударственным и международным стандартам образования. При этом создаваемая система должна гибко реагировать на потребности войск.

Существующая система подготовки офицерских кадров в целом позволяет готовить военных специалистов довольно высокой квалификации. Офицерский корпус Вооруженных Сил пополняется в основном выпускниками высших военных училищ. Ими комплектуются офицерские должности до батальонного (дивизионного) звена включительно. Однако уровень их подготовки в различных ввузах неодинаков.

Сегодня, на наш взгляд, существует ряд ошибочных мнений, которые привели к девальвации высшего военно-специального образования. Одно из них состоит в утверждении, что современная научно-техническая революция требует комплектования офицерских должностей только специалистами с высшим образованием. При этом объективного анализа возможного падения престижа дипломов о высшем военно-специальном образовании, реальных потребностей в специалистах с высшим и средним специальным образованием не делается. В последние годы произошел сдвиг приоритетов в получении образования. Поэтому конкурсы при поступлении в военные училища и гражданские технические вузы падают. Вследствие этого в ввузы поступает контингент обучаемых, который с трудом осваивает программы высшей школы, особенно по естественно-научным и общеинженерным дисциплинам. Для того чтобы подготовить определенное количество специалистов, ввузы вынуждены снижать уровень сложности преподаваемых наук и требовательность к обучаемым и, разумеется, выпускать слабо подготовленных специалистов.

Свойство любой образовательной системы - наличие временных рассогласований между образованием и практикой. Управленческими структурами оно воспринимается как болезнь. В результате - очередные решения повысить «практическую направленность обучения», что приводит к узкой сн^1щалшаш1и_в_пшшотовке обучаемых и недооценке естественно-научных, общеинженерных знаний и гуманитарной подготовки. В целях частичной ликвидации девальвации военно-специального образования в ряде академий инженерного профиля с 1989 года введено обучение по наукоемким специальностям для военнослужащих срочной службы и гражданской молодежи (курсантов) со сроком обучения 6 лет. Выпускники этой категории получают высшее военно-специальное образование, квалификацию инженер-исследователь и предназначаются для комплектования НИУ и ввузов МО. Однако данная мера не решает проблемы в целом. На наш взгляд, недостатки подготовки военных специалистов можно устранить внедрением в учебные заведения положений новой многоуровневой структуры высшего образования.

Проектом концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривается положить в основу системы военного образования подготовку дипломированных военных специалистов, а содержание обучения привести в соответствие с государственными требованиями к образовательно-профессиональным программам третьего уровня. Однако предлагаемая система не предусматривает присвоения обучаемым степеней бакалавра и магистра. Кроме того, она не обеспечивает социальной защищенности и трудоустройства офицеров после увольнения в запас.

Анализ учебных планов подготовки курсантов в командно-инженерных училищах РВСН, а также в Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского на соответствие образовательно-профессиональным программам Комитета по высшей школе показывает, что они за небольшим исключением совпадают с последними как по перечню дисциплин, так и по количеству часов. Причем образовательно-профессиональная программа, как правило, выполняется за 4 года обучения. Поэтому после приведения содержания учебных планов и программ в инженерных и командно-инженерных училищах в соответствие с государственными стандартами их выпускникам целесообразно наряду с выдачей диплома по специальности присваивать степень бакалавра технических наук по избранному направлению, как это предусмотрено Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. Естественно, ввузы должны быть к этому готовы. В академиях же курсантам следует присваивать данную степень после 4 лет обучения, а за оставшиеся 2 года обеспечить выполнение программы подготовки магистра наук по соответствующему направлению. Даже при самом тщательном отборе определенная часть абитуриентов не способна из-за природных данных, а также отсутствия должного прилежания в полной мере освоить программы академии и приобрести навыки инженера-исследователя. Из них могут получиться неплохие дипломированные специалисты для работы в войсках. В то же время в училища поступает молодежь, способная после соответствующей подготовки к творческой исследовательской деятельности. Поэтому для младших курсов следует разработать унифицированные учебные планы и программы в академии и училищах как по составу дисциплин, так и по содержанию обучения. Это обеспечит перевод отлично успевающих и склонных к научным исследованиям курсантов училищ на 6-летний срок обучения в академию, а слабо успевающих - из академии в училища. Для осуществления подобной ротации, а также перевода обучающихся после второго курса на образовательно-профессиональную программу первого уровня со свидетельством о неполном высшем образовании необходимо разработать систему критериев оценки деятельности обучающихся. На наш взгляд, для этой цели могла бы использоваться рейтинговая система. Рейтинг является интегральным числовым показателем, характеризующим уровень курсанта за определенный период обучения и позволяющим оценить степень овладения им нужным объемом знаний, умений и навыков.

В Академии имени Ф.Э.Дзержинского в 1992/93 учебном году начали проводить эксперимент по введению рейтинговой системы оценки деятельности курсантов. Полагаем, что это позволит определить у них после двух лет учебы соответствующий уровень знаний для продолжения обучения по программам бакалавра или получения свидетельства о неполном высшем образовании. Вместе с тем высказываются мнения, что первый уровень образования (неполное высшее) неприменим в военной школе, так как полученные за два года знания окажутся невостребованными. Однако «лишние» знания еще никому не мешали, и разве для офицера со средним специальным образованием могут быть лишними знания, полученные по программе высшей школы. Наоборот, они ему помогут быстрее освоить специальность техника. Поэтому, на наш взгляд, для реализации программ первого уровня при ввузах должны быть созданы специальные структурные подразделения.

При переходе российской армии на военную службу по контракту следует подумать о введении системы компенсации затрат на обучение в ввузах. Например, в академии ВВС США за 4 года обучения по разным причинам отчисляется около 27% курсантов. Причем если слушатель отчислен или подал рапорт об увольнении до начала третьего курса, то он не имеет никаких обязательств по компенсации затрат на его обучение в виде службы в строевых частях в качестве рядового, как это делается сейчас в нашей армии. Если отчисление происходит на третьем курсе, то бывший курсант должен прослужить два, на четвертом - три года. Если он отказался от получения офицерского звания после сдачи выпускных экзаменов, - четыре года.

Таким образом, внедрение многоуровневой структуры высшего образования в военно-учебные заведения России позволит, по нашему мнению, значительно повысить качество подготовки специалистов с высшим военно-специальным образованием.

Как же обстоит дело с офицерами, получающими высшее военное образование в академиях? Выпускниками академий комплектуется командный состав от батальонного звена и выше. Программы их подготовки за небольшим исключением носят военно-профессиональный характер. Они направлены в основном на привитие у слушателей практических навыков по управлению войсками, штабами и службами в военное и мирное время, в малой мере учитывают обстановку в стране, а также вопросы социальной защищенности офицеров, их трудоустройства после увольнения в запас. В связи с тем что окончательно еще не разработаны общегосударственные стандарты образования, провести полное исследование соответствия квалификационных характеристик, учебных планов и программ высшего военного образования государственным требованиям не представляется возможным.

Направления технического образования, определенные Комитетом по высшей школе, охватывают почти все специальности офицеров с высшим военно-специальным образованием. Иначе обстоит дело со специальностями подготовки офицеров с высшим военным образованием. У них нет гражданских аналогов за исключением некоторых специализаций, которые имеют технический уклон. Например, в Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского есть два основных профиля подготовки офицеров с высшим военным образованием - командный и инженерный. Причем последний включает два направления: это подготовка руководящего инженерного состава, в основном для службы в войсках и штабах, подготовка инженеров-исследователей, инженеров-математиков для укомплектования научно-исследовательских учреждений, испытательных полигонов и научно-исследовательских лабораторий в ввузах.

На наш взгляд, трехлетние программы подготовки в академии инженеров-исследователей, инженеров-математиков, а также офицеров для работы в военных представительствах имеют достаточно высокий научный уровень и направлены на развитие творческих способностей слушателей. Основная часть военно-технических дисциплин носит исследовательский характер. Все это позволяет предположить, что по уровню подготовки выпускники перечисленных квалификаций вполне достойны присвоения академической степени магистра при условии, что их программы будут соответствовать государственным стандартам. Если мы хотим интегрировать систему подготовки офицеров с высшим военным образованием командного профиля и руководящего инженерного состава в многоуровневую структуру образования России, то следует пересмотреть требования квалификационных характеристик, а также содержание учебных планов и программ и, естественно, новых технологий обучения в целях обеспечения условий для присвоения степени магистра и для выпускников данных специальностей.

Изучая опыт подготовки военных кадров за рубежом, например в королевском колледже Сент-Джон (Канада), видно, что его программа рассчитана на присвоение степени бакалавра по нескольким направлениям: управления, гуманитарных наук (с отличием в области военных наук и стратегических разработок) и др. Основной целью обучения в колледже является подготовка квалифицированных руководителей и менеджеров, способных работать в различных организациях как военных, так и гражданских.

Интерполируя данные направления на систему подготовки офицеров с высшим военным образованием командного профиля и руководящего инженерного состава в российской армии, следует подумать о введении для слушателей военных академий степени магистра управления или магистра гуманитарных наук с отличием в области военных наук. Естественно, это потребует изучения дополнительных дисциплин в области управления, менеджмента, маркетинга. За основу подготовки можно взять, например, программу учебного курса «Основы менеджмента и предпринимательства» Академии менеджмента и рынка и Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова. Данная программа позволяет присваивать степень магистра. В этом случае для подготовки слушателей командного профиля и руководящего инженерного состава следует сохранить 3-летний срок обучения.

В заключение выделим наиболее важные мероприятия в реформе военного образования. На наш взгляд, необходимо провести аттестацию офицерских должностей в войсках и учреждениях МО с тем, чтобы определить соответствие сложностей функциональных обязанностей уровню образования и привести перечень специальностей в соответствие с направлениями высшего образования Российской Федерации. Содержание обучения, т.е. квалификационные характеристики, учебные планы и программы, нужно уточнить в соответствии с государственными и международными стандартами. Однако интеграция высшего военного образования в многоуровневую структуру высшего образования в России не означает полного переноса ее положений на военно-учебные заведения. Задача состоит в том, чтобы уровень знаний и практических навыков выпускников отвечал требованиям государственных стандартов по соответствующим направлениям образования.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации