Проблемы и перспективы технического оснащения Вооруженных Сил и развития вооружений

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 41-43

Проблемы и перспективы технического оснащения Вооруженных Сил и развития вооружений

Генерал-лейтенант В.А.ДЕМЕНТЬЕВ,

заместитель начальника вооружения

Вооруженных Сил Российской Федерации

Вопрос технического оснащения и вопрос развития и создания новых средств вооруженной борьбы требует колоссальной подготовки и обоснования. Заместитель министра экономики И.С.Матеров сделал упрек в наш адрес, что у нас, мол, нет доктрины и поэтому военные не знают, что они хотят и что просят.

В этой связи следует сказать, что какая бы доктрина ни была, есть один нюанс: армия может 3-4 года не покупать вооружения, может прожить на старом вооружении, но после этого она никогда уже ничего не получит. И мы на сегодняшний день стоим на пороге такой ситуации.

Я хочу кратко остановиться на эволюции системы технического оснащения армии.

Мы всегда обосновывали разные системы вооружения на долгосрочный период. У нас были официальные документы: "Основные направления развития вооружения и военной техники на 15 лет", "Программа вооружения на 10 лет", отраслевые 5-летние планы, годовые исполнительные планы. Это были планы фундаментальных исследований, планы НИОКР, серийных поставок и капитального строительства.

Эта система существовала вплоть до того, как распался СССР. В обосновании этой системы участвовало более 500 организаций. Была создана единая комплексная тема, в рамках которой мы обосновывали систему вооружений единых Вооруженных Сил.

Мы сделали военно-технические задачи под все пять стратегических операций, т.е. задачи обеспечения выполнения этих операций. То есть мы создавали систему вооружений и нам удалось в 1987 году впервые создать вот такую программу, обосновать ее по задачам и сформулировать в едином документе. С 1987 по 1990 год он дорабатывался. В 1990 году документ был представлен в правительство. Но, к сожалению, пролежал там без движения. Это был Проект программы вооружений до 2000 года и основные направления до 2005 года.

Сейчас в Министерстве обороны России мы возрождаем эту систему. В ноябре месяце мы обязаны будем представить в правительство программу вооружений на 1993-2000 годы. Исходя из каких условий мы разрабатываем такую программу?

Ассигнования будут на уровне 1992-93 годов до 1995 года. Начиная с 1996 года мы планируем возрастание на 4% ежегодно.

Мы понимаем, что армия в России будет относительно небольшой, 1,5 млн человек, 1 % от численности населения. Сколько мы будем тратить на оборону -3%,5%,6%? Пока мы не можем установить, да еще при такой инфляции.

Что на сегодня сделано? В РФ на сегодня второй раз сформирован госзаказ на 1993 год, что это значит? В ценах июля 1991 года мы планировали 108 млрд рублей на НИОКР и 169 млрд рублей на закупки, причем 5 млрд рублей - на закупки в странах СНГ. Но когда пересчитали это в ценах декабря 1992 г., то оказалось, что нужно 800 млрд рублей на НИОКР и представьте теперь состояние парламента, когда ему скажут, что нужен 1 триллион на вооружение - при 5 млрд рублей всего в казне.

Поэтому мы предлагаем следующее. Мы говорим: давайте сформируем облик армии XXI века. Поймем, что это будет за армия, чем ее вооружать, и тогда создадим приоритетный ряд того вооружения, которое действительно будет необходимо нам, а также обеспечим его сохранение и развитие.

В госзаказе 1992 и 1993 годов впервые была сформирована программа научно-технического задела. В госзаказе 1993 года она весит примерно 18% от всей суммы ассигнований. Раньше этой программой занимались оборонные отрасли. Ввиду того что в соответствии с Законом РФ об обороне все деньги переданы Министерству обороны, на него возложены все задачи по обеспечению научно-технического задела и развития предприятий, которые будут иметь оборонный заказ.

Управление оборонными предприятиями сейчас нарушено, начинается их акционирование. И сейчас задача стоит перед нами - сделать оборонный заказ выгодным для промышленности. А когда он может быть выгоден? Ввиду того, что ассигнований больше получить мы не можем, предприятия, выполняющие оборонный заказ, должны иметь льготы.

Мы будем по рыночным ценам обеспечивать наш оборонный заказ, но в приоритетном плане - сначала оборонный заказ, госзаказ, а потом все продается остальным предприятиям. Но до 70-80% стоимости - это руда, то, что создано до того, как попадает в оборонные предприятия, т.е. туда уже пришло 70 % цены и на нее накладывается то, что делается на заводе.

А теперь мы говорим, что армия маленькая, мобильная, значит, оружие должно быть высококачественным. Это высокоточное оружие, вертолеты, боевая и транспортная авиация, легкие орудия, танки, которые можно сбрасывать на парашютах и перевозить тоже самолетами и десантировать. Это оружие - самое дорогое. Вот вам противоречие, в которое мы попали, вот проблема.

Огромная территория, огромные границы, причем протяженность их у России стала больше, чем в бывшем СССР. Мы потеряли радиолокационное поле на Западе и приобрели массу проблем, которые нам нужно решать. Нам практически нужна новая концепция всей связи, всего боевого управления. Войска, которые мы выводим, садятся в голое поле. Их обустройство в ценах 1990 года, по нашим оценкам, стоило до 90 млрд рублей. Это проблемы чисто экономического плана. Плюс проблемы распада наших кооперативных связей.

К сожалению, в 1992 году, формируя госзаказ, мы разослали всем государствам, что Россия желала заказать, надеясь на единый оборонный бюджет и как мы подписали ряд документов, последний раз в Киеве - соглашение об оснащении вооруженных сил материально-техническими средствами. Все государства подписали, но документ остался документом, механизма его исполнения нет.

К чему мы пришли на сегодняшний день? На сегодняшний день мы пришли к тому, что начинают действовать только двусторонние соглашения и поэтому на 1992 год денег не было заложено на закупку вооружения вне России, и этот год сказался.

Приведу пример. АН-72 - самолет, в его изготовлении участвуют 923 предприятия, 400 - Россия, остальные вне. Сейчас промышленность приходит к тому, что пора собираться в кооперацию, по другому не получается. Что произойдет, если мы сейчас не поставляем ЗИП, то вся авиация, все, что ползает, двигается, летает, должно остановиться если не в этом, то в начале следующего года. Какие бы блестящими самолеты не были, они без запасных частей работать не могут. Поэтому госзаказ на 1993 год формировали со следующими приоритетами.

I. Обеспечить стратегические силы с учетом реальных возможностей. 2. Обеспечить заказ будущим мобильным силам. 3. Обеспечить запчастями то, что находится в войсках. Вот и все. Поэтому самое главное, куда мы направляем свои усилия - это программа научно-технического задела. Какую цель мы преследуем в этой программе?

Сформированы 18 направлений, которые определяют будущее перспективное вооружение. Мы хотим со следующего года начать их реализацию. Назначить директоров программ, создать советы при этих программах и отслеживать их управление, памятуя, что с 1994 года мы переходим на контрактную систему. В течение 1993 года будут проработаны все правовые акты и нормы, чтобы внести их на Верховный Совет по контрактной системе - от разработки до утилизации систем оружия.

В чем сложность? Для того чтобы сделать эту контрактную систему, необходимо принять программу вооружений на 15 лет, ее надо хотя бы утвердить или одобрить, только после этого заключить контракт. Поэтому сейчас очень сложно обосновать готовый план. И самое страшное, что деньги выдаются по месяцам.

Сейчас мы стоим перед новой проблемой. Промышленность все, что мы заказали, выполнила за 3 квартала, а деньги мы еще не заплатили. Подписан документ в правительстве по четвертому кварталу, начинаем решать вопрос оплаты вооружения, сделанного в других государствах СНГ. Деньги - 5 млрд рублей - выданы МО РФ на закупки вне России. Но все, что нужно для ВС РФ, у нас есть. Поэтому я хотел бы призвать представителей Вооруженных Сил государств Содружества обменяться заявками, а мы попытаемся сверстать единую программу для всех государств Содружества.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации