Проблема утилизации военно-технических средств

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1993, стр. 55-61

Проблема утилизации военно-технических средств

Полковник Н.Г. ДАШКОВ, доктор технических наук

Полковник Н.Б.КАПЛУНОВ

Генерал-майор Ю.А.НИКОЛАЕВ, доктор военных наук

ПРОБЛЕМА утилизации военно-технических средств (ВТС) обуслов-лена проведением военной реформы и дальнейшим сокращением Воо-руженных Сил России, необходимостью выполнения договорных обяза-тельств по сокращению вооружения и военной техники, выводом из шта-тов боевых частей войск и сил флота морально и технически устаревших образцов. При рассмотрении вопросов утилизации ВТС целесообразно опираться на определенные категории, например, такие, как «военно-технические средства», «высвобождаемые ВТС», «утилизация ВТС».

Военно-технические средства, на наш взгляд, включают все многооб-разие видов вооружения и техники, боеприпасов, специальных веществ, жидкостей и имущества, находящихся в видах ВС (родах войск, сил), главных и центральных управлениях МО, т.е. движимое имущество, со-стоящее на вооружении или снабжении войск (сил).

Высвобождаемые ВТС - это устаревшие (как морально, так и физиче-ски) военно-технические средства или подпадающие под сокращение по договорам правительства, а также снимаемые с эксплуатации по другим причинам.

Утилизация ВТС включает: использование путем реализации образ-цов ВТС, высвобождаемых Министерством обороны (без доработки) в народнохозяйственных целях (автомобильная, автотракторная и инже-нерная техника, имущество и техника тыла и др.); доработку ВТС под си-стемы народнохозяйственного назначения (например, переделка броне-танковой техники в аварийно-спасательные, пожарные и санитарные ма-шины, бульдозеры, лесовозы и т.д.) (рис.1); переработку образцов ВТС в товары народнохозяйственного потребления, производство из боепри-пасов нитроэмалей, линолеума, облицовочной плитки, фурнитуры, сан-технической аппаратуры, предметов обихода из латуни и меди, промыш-ленных ВВ и др. (рис.2); превращение в сырье изделий из черных, цвет-ных и драгоценных металлов, полимерных и композиционных материа-лов с последующим применением в промышленности; демонтаж, разагрегатирование ВТС для применения узлов в народнохозяйственных це-лях; использование ВТС, подлежащих снятию с вооружения, для внут-ренних нужд Министерства обороны в качестве наземных, воздушных и морских целей при испытаниях нового вооружения и при проведении учений, а узлов и агрегатов как запасных инструментов и принадлежно-стей (ЗИП) и т.п.; ликвидацию отдельных типов ВТС.

К настоящему времени в войсках, на складах и базах Министерства обороны РФ накоплено большое количество ВТС, подлежащих утилиза-ции, а также средств, планируемых к снятию с вооружения и утилизации в период до 2000 года. Рассматриваемые ВТС представляют собой круп-ную агрегатно-сырьевую базу особого вида ресурсов (специальных воз-вратных ресурсов), имеющую реальные возможности для вовлечения в народнохозяйственный оборот после переработки. Ресурсный потенциал высвобождаемых Министерством обороны ВТС, по прогнозным оценкам, может составить (в ценах 1991 года) на 1 января 2001 года более 500 млрд рублей.

В связи с вышеизложенным основная цель решения проблемы утили-зации высвобождаемых ВТС - ресурсосбережение в России, наиболее эф-фективное использование научно-технического и производственного потенциала отраслей промышленности и Министерства обороны для экологически чистой, безопасной переработки ВТС и применение с ма-ксимальной пользой в народном хозяйстве получаемых при этом про-дуктов утилизации.

Кроме того, при рациональной организации реше-ние проблемы утилизации ВТС должно, на наш взгляд, положительно повлиять на: снижение взрывоопасности (пожароопасности) в частях, на складах, базах и арсеналах МО, связанных с хранением взрывоопасных ВТС (например, боеприпасов, в том числе находящихся в ветхом состоя-нии, подверженных разрушению ракет и т.п.), путем проведения скорей-шей утилизации таких ВТС при обеспечении надежной безопасности ра-бот; повышение боеспособности Вооруженных Сил РФ при использова-нии ВТС, снимаемых с вооружения, для внутренних нужд МО (ЗИП и т.д.); сохранение имеющихся и высвобождаемых по тем или иным при-чинам мощностей ремонтных заводов, баз и арсеналов, а также научно-технического и производственного потенциалов оборонной промыш-ленности и МО в ходе проведения утилизации ВТС как одного из направ-лений конверсии (НИУ - для разработки технологий утилизации ВТС, предприятий - для глубокой утилизации ВТС, однотипных с серийно вы-пускаемыми образцами);

Проблема утилизации военно-технических средств

решение проблемы социальной защищенно-сти военнослужащих и их семей за счет отчисления части прибыли от утилизации.

Анализ проведенных исследований и имеющихся материалов по ути-лизации ВТС, а также изучение прошлого опыта подобной работы пока-зали, что данная проблема имеет ряд особенностей, связанных с научной и производственной деятельностью многих отраслей промышленности (более 20), сферы услуг и быта, с ресурсопотреблением и ресурсосбереже-нием, охраной окружающей среды, и должна решаться как самостоятель-ная государственная задача.

Место и роль Министерства обороны в этом деле обусловлены нали-чием в процессе утилизации ВТС специфических функций, характерных только для МО, и сложившимся в настоящее время порядком утилиза-ции оружия и боевой техники. К специфическим функциям МО следует отнести: необходимость хранения ВТС (в том числе взрывоопасных), предназначенных для утилизации, непосредственно в частях и на арсена-лах МО в период их передачи для переработки на предприятия промыш-ленности, приведения вооружения в небоеспособное состояние, прове-дения утилизации определенной части ВТС своими силами, обеспече-ния безопасности в процессе утилизации отдельных типов военной тех-ники. Все это позволяет сделать вывод, что процесс утилизации ВТС - го-сударственная народнохозяйственная проблема, в которой деятельность МО является неотъемлемой составной частью и по отношению к другим отраслям - ведущей.

Изучение опыта утилизации списанных образцов военной техники и имущества военного назначения показывает, что эти работы органи-зуются и осуществляются главными (центральными) управлениями Ми-нистерства обороны, вьшолняющими функции заказывающих и снаб-женческих органов по закрепленным номенклатурам. В работах по ути-лизации ВТС задействуются, в части их касающейся, снабженческие ор-ганы военных округов (флотов), объединений, соединений и частей, ар-сеналы, заводы, базы и склады центрального и окружного подчинения. Такая схема организации и ведения работ по утилизации ВТС наиболее приемлема, так как главные управления располагают отчетами, донесе-ниями, докладами, ведомостями (актами) технического состояния изде-лий, получаемыми согласно табельной отчетности. Они обладают до-стоверными сведениями о количестве, местонахождении, техническом состоянии, надежности, перспективах естественного и морального ста-рения (в том числе об объемах утилизации по договорным обязатель-ствам о сокращении вооружения) закрепленных номенклатур, сроках их списания.

Вместе с тем управления заинтересованы в своевременном списании определенного количества устаревших образцов, чтобы исключить из-лишние затраты на их ремонт, хранение и поддержание в высокой сте-пени технической готовности, а также высвободить площади хранения для размещения новых и состоящих на снабжении войск образцов. Они имеют возможности по своевременному сосредоточению списываемых ВТС в местах расположения производств по утилизации и в состоянии обеспечить высокий уровень безопасности выполняемых работ и сохран-ность материальных ценностей. Кроме того, существует и их заинтересо-ванность в привлечении для утилизации коллективов подчиненных ар-сеналов, заводов, баз и складов, обладающих производственными пло-щадями, современным оборудованием и подготовленными специали-стами. В этом случае, как свидетельствует практика, при разделке органи-зуется квалифицированный отбор максимального количества деталей, узлов и сборок, предназначаемых для ЗИПов. При этом ЗИП своевре-менно учитывается и распределяется по запросам потребителей. Это по-зволяет также обеспечивать максимальный съем при разделке военной техники драгоценных металлов, цветного и черного металлолома, дру-гого имущества при минимальных затратах и четкую их реализацию че-рез государственные учреждения, а также организацию на подчиненных предприятиях производства по выпуску вторичных продуктов и предме-тов потребления из отходов утилизации для коммерческих целей.

Уровень технической оснащенности для проведения утилизации в главных управлениях Министерства обороны РФ неодинаков. Эффек-тивнее идет работа там, где она велась и раньше на подчиненных ремон-тных предприятиях МО (арсеналах, заводах, базах). Хуже обстоят дела в управлениях, которые в основном были ориентированы лишь на по-мощь промышленности.

Однако ориентация на участие промышленности в утилизации ВТС для отдельных видов ВС необходима, в частности для ВМФ в силу его специфики. В таких случаях участие в утилизации ВТС организаций МО РФ должно сводиться к подготовке ВТС к передаче на предприятия-переработчики оборонных отраслей промышленности.

Непосредственная работа по решению проблемы утилизации ВТС, связанная с формированием государственных программ, четко выявила как положительные стороны, так и нерешенные вопросы.

К положительным следует отнести прибыльность утилизации ВТС при рациональной организации системы. Причем по мере увеличения финансирования работ значительно возрастает прогнозируемая вели-чина ее эффекта, приближаясь к ресурсному потенциалу. Четко налажен-ная утилизация способна содействовать успешному проведению конвер-сии, сохранению производственного и научного потенциалов оборонной промышленности.

К нерешенным вопросам, по нашему мнению, можно отнести следую-щие. Первый - о собственности. В законодательном порядке не решено, чьей собственностью являются военно-технические средства ВС и кто ею вправе распоряжаться. Это сдерживает организацию системы утили-зации. Второй. Нет единой системы утилизации ВТС в России. Сегодня решением этого вопроса занимаются виды ВС (рода войск), главные и центральные управления МО самостоятельно (без необходимой координации действий). Третий. Не отработан порядок взаимоотноше-ний участников процесса утилизации ВТС, механизм их взаимодействия. Четвертый. Имеет место тенденция проведения утилизации в основном таких типов вооружения, которые не нуждаются в сложных технологиях и значительных капитальных вложениях. Утилизация некоторых взрыво- и экологически опасных ВТС, требующих разработки новых тех-нологий и существенных затрат, разворачивается медленно. Пятый. Для отдельных типов военной техники технологии утилизации отсутствуют или не отвечают экологическим требованиям. Шестой. Так как проблема эта новая, то, естественно, нет должного уровня методического и инфор-мационного обеспечения работ, а это означает, что глубокая утилизация ВТС еще практически не начата.

Анализ состояния и сложившегося порядка утилизации позволяет на-метить ряд актуальных направлений организационной и научной дея-тельности, учитывающих интересы Российской Федерации, оборонной промышленности и Министерства обороны в решении этой проблемы.

Первое. Для повышения эффективности утилизации, рационального подключения к решению этой проблемы предприятий оборонной про-мышленности и МО РФ, проведения сбалансированной утилизации как прибыльных, так и убыточных ВТС целесообразно в Российской Федера-ции создать единую систему утилизации военной техники, включающую в себя как государственные, так и коммерческие структуры, функциони-рующие по единому замыслу и под единым руководством.

Второе. В целях регулирования взаимоотношений участников про-цесса утилизации, определения механизма их взаимодействия необхо-димо, на наш взгляд, разработать рекомендации по использованию и реализации ВТС, в которых определить: порядок проведения инвентари-зации (учета) утилизируемых средств, их хранения, транспортирования и передачи на предприятия промышленности; методику планирования, формирования план-заказов, план-графиков утилизации конкретных ви-дов ВТС и образцы форм плановых документов; вопросы финансово-эко-номических расчетов; распределение прибыли от утилизации ВТС и др.

Третье. Акцент в исследованиях по утилизации важно сделать в пер-вую очередь на разработке эффективных и экологически чистых техно-логий, информационном обеспечении, создании автоматизированной базы данных о высвобождаемых ВТС и предприятиях-разработчиках и производителях этих средств, других сторонах данного процесса в инте-ресах оперативного принятия практических решений управляющими структурами.

Четвертое. Для рационального использования части производствен-ного и научного потенциалов организаций оборонной промышленности и Министерства обороны, повышения доли выпускаемой ими народно-хозяйственной продукции и предоставляемых услуг, диверсификации инфраструктур ВС, а также ресурсного потенциала ВТС целесообразно координировать деятельность в этой области и увязывать программы утилизации с программами конверсии оборонной промышленности и развития вооружения. Утилизацию ВТС следует, по нашему мнению, рассматривать как одно из эффективных направлений конверсии и таким образом обеспечить переход от существующей системы использования оборонной промышленности для выпуска военной и народнохозяй-ственной продукции, действовавшей в бывшем СССР (рис.3), к предла-гаемой (рис.4).

Кроме перечисленных направлений, необходимо выработать мето-дологию утилизации ВТС, представляющую собой систему взглядов на принципы построения, структуру и логическую организацию исследова-ний в этой области. Ее целесообразно разрабатывать как часть общих исследований по обоснованию развития вооружения. При этом система и методология обоснования перспектив утилизации должны определять рациональный порядок и совокупность приемов и методов исследова-ний и практической работы по формированию документов програм-много планирования, обосновывать цель, основные направления и по-следовательность научных изысканий.

Система исследований по решению проблемы утилизации может ба-зироваться на ряде основополагающих принципов, отражающих взаимо-связь проводимых работ с вопросами ресурсосбережения и народнохо-зяйственными задачами. По нашему мнению, к ним следует отнести: принцип системности; принцип соответствия системы утилизации ВТС системе целевых установок (задач); принцип сбалансированности про-граммы утилизации ВТС по критерию «стоимость-эффективность» при ограниченных ассигнованиях с учетом возможностей предприятий МО и промышленности, а также взрыво- и экологической опасности; принцип выбора приоритетов.

Принцип системности отражает объективную реальность, когда, с од-ной стороны, в оперативном подчинении и управлении МО находятся как прибыльные в плане утилизации ВТС, так и убыточные, требующие значительных материальных затрат при прибыльной системе утилиза-ции в целом, а с другой - различные виды ВС (рода войск, сил) имеют ВТС, обладающие общими (едиными) свойствами применительно к ути-лизации и использованию в народнохозяйственных целях и требующие одинаковых (или схожих) технологий.

Проблема утилизации военно-технических средств

Принцип соответствия системы утилизации ВТС системе целевых уста-новок (задач) состоит в том, чтобы собственно систему, программу ути-лизации и механизм ее реализации направить на достижение основной цели - ресурсосбережения, наиболее эффективного использования научно-технического и производственного потенциала МО и отраслей промышленности для безопасной и экологически чистой переработки ВТС и максимально полезного применения в народном хозяйстве полу-чаемых продуктов утилизации. При этом в качестве целевых установок утилизации следует иметь в виду снижение взрывоопасности на складах, базах и арсеналах МО, повышение боеспособности войск (за счет попол-нения ЗИПа и т.п.), а также сохранение научного и производственного потенциалов оборонной промышленности.

Принцип сбалансированности программы утилизации ВТС по критерию «стоимость-эффективность» вытекает из многовариантности прогнози-руемой системы, способов утилизации и ограниченных ассигнований. В этой связи методология исследований по обоснованию программ утили-зации должна содержать соответствующий математический аппарат, по-зволяющий осуществлять анализ в целях получения наиболее эффек-тивных вариантов программ утилизации в пределах имеющихся ассиг-нований.

Принцип выбора приоритетов заключается в том, что развитие си-стемы утилизации должно соответствовать внешним условиям: В зави-симости от их изменений и стоящих задач должно отдаваться предпочте-ние развитию той или иной части системы утилизации, например утили-зации взрывоопасных ВТС или пополняющих дефицитный (в данный период времени) вид ресурсов.

Таким образом, решение проблемы утилизации военной техники не-обходимо рассматривать как задачу государственной важности по при-знакам экономической эффективности, значительной наукоемкости и многоотраслевого характера, ресурсосбережения и обеспечения занято-сти трудовых коллективов оборонного комплекса Российской Федера-ции.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации