Проблема управления повседневной деятельностью войск в современных условиях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1993

Проблема управления повседневной деятельностью войск в современных условиях

Полковник А.С.ВИЛЬЧАНСКИЙ,

кандидат военных наук, доцент

В статье излагается точка зрения автора относительно управления повседневной деятельностью войск. Не все положения бесспорны, поэтому редакция журнала предлагает провести дискуссию по данной проблеме и приглашает желающих принять в ней активное участие.

ВЫПОЛНЕНИЕ служебных обязанностей офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации, какую бы должность они ни занимали, так или иначе связано с управлением войсками. Строительство армии и флота, имеющее в современных условиях специфические особенности, необходимость повышения боеготовности и боеспособности войск требуют, соответственно, постоянного повышения качества данного процесса. В связи с этим большое значение приобретает выработка единого подхода к пониманию сущности и содержания управления войсками как в боевой, так и повседневной деятельности. В военной литературе приводятся различные толкования указанных категорий, о чем свидетельствуют многочисленные публикации.

Таким образом, необходимость определения единого подхода к пониманию сущности и содержания управления повседневной деятельностью войск (УПДВ), места теории УПДВ в военной науке, ее связи с теорией управления боевой деятельностью войск очевидна.

Управление войсками, как известно, осуществляется в двух областях: повседневной (ПДВ) и боевой (рис.1), причем ПДВ возможна как в мирное, так и военное время, а боевая - только в процессе подготовки и ведения конкретного боя или операции. Правда, в последнее время повседневная деятельность войск осуществляется и в некоторых других случаях (например, при ликвидации последствий стихийных бедствий, введении чрезвычайного положения).

В чем же заключается сущность УПДВ?

На наш взгляд, под управлением повседневной деятельностью войск следует понимать целенаправленное и непрерывное воздействие командующих (командиров) и органов управления на подчиненные воинские формирования в целях успешного выполнения ими задач. Такое определение подчеркивает творческий характер процесса управления, позволяет уяснить, кто кем управляет и указывает на конечный результат управленческого воздействия. Этот процесс состоит из ряда мероприятий, обеспечивающих требуемый качественный уровень состояния войск (боевая и мобилизационная готовность), оперативную и боевую подготовку. Этим обусловлена целесообразность системного подхода к рассмотрению мероприятий, которые характеризуются способностью к самостоятельному функционированию и состоят из отдельных подсистем, связанных между собой. Система ПДВ имеет вполне определенное назначение и цель. При этом особенно важны два положения: во-первых, построение (структура) системы, от которой зависит характер взаимодействия ее подсистем; во-вторых, способы воздействия на них, позволяющие достигать лучших результатов. Следовательно, подструктурой повседневной деятельности войск правомерно понимать совокупность целостных и взаимосвязанных подсистем, отражающих отдельные ее направления (рис.2).

Проблема управления повседневной деятельностью войск в современных условиях

Рис.1. Структура военной деятельности

Главная задача управления, по нашему мнению, - воздействие на организационную систему. Поэтому вполне допустимо под управлением понимать способы определенного воздействия на управляемую систему, которые должны обеспечивать получение необходимого результата. Следовательно, сущность управления ПДВ заключается в постоянной и целенаправленной управленческой деятельности командующих (командиров), других должностных лиц, органов управления, охватывающей все сферы деятельности подчиненных войск (сил) для обеспечения их постоянной боевой и мобилизационной готовности и боеспособности (рис.3). Возникает вопрос, почему в настоящее время управление повседневной деятельностью войск следует рассматривать как отрасль военной науки и разрабатывать ее теорию?

Управление войсками возникло и развивалось одновременно с военным делом. Оно совершенствовалось в зависимости от появления нового вооружения и военной техники, изменений в организационно-штатной структуре войск, повышения их боевых возможностей, изменения условий подготовки и ведения боевых действий. Это происходило практически во всех армиях. Так было и в армии дореволюционной России, а также в Красной Армии (более 15 лет после революции), однако во второй половине 30-х годов теоретические разработки в области управления войсками были свернуты, центры разработки важнейших проблем ликвидированы. Все это нанесло большой ущерб практике управления войсками, что и сказалось в начальном периоде Великой Отечественной войны.

В послевоенное время (главным образом с появлением новейших средств поражения противника) вопросам управления войсками стало уделяться значительно больше внимания. Однако развитие теории и практики управления имело одностороннюю направленность - совершенствовалось лишь управление боевой деятельностью войск. Управление ПДВ осуществлялось методом проб и ошибок, основываясь на интуиции командующих (командиров) и офицеров органов управления.

Проблема управления повседневной деятельностью войск в современных условиях

Проблема управления повседневной деятельностью войск в современных условиях

Пренебрежение теорией и опора на интуицию, усугубленные застойными явлениями в стране, обернулись для Вооруженных Сил массой проблем, неразреша-емость которых снизила уровень боевой и мобилизационной готовности войск, их оперативной и боевой подготовки, воинской дисциплины и правопорядка, содержания и эксплуатации вооружения и военной техники, службы войск и др. В настоящее время для строительства и подготовки ВС РФ первостепенное значение приобретает практическая реализация концепций тщучного управления ЦДВ, минимизация издержек в повседневной деятельности войск и максимизация ее результатов. Поэтому необходимо, чтобы командующие (командиры), офицеры органов управления своевременно и качественно овладели теорией управления ПДВ. При этом важно определить ее место в военной науке.

По мере развития военной науки углубляется процесс специализации различных ее отраслей. Чем выше степень специализации различных отраслей военной науки, тем большее значение приобретает изучение методологических вопросов. Очевидно, что теория У ПДВ выступает как органическая масть военной науки, имеющая с теорией управления боевой деятельностью войск общую методологическую основу. Это объективно, поскольку органы управления боевой деятельностью войск одновременно являются и органами управления повседневной деятельностью. Вместе с тем условия управления, его цели, временные показатели циклов управления обуславливают выделение теории УПДВ в самостоятельную отрасль военной науки. Однако отрывать одну теорию от другой или смешивать их нельзя. Необходимо диалектически сочетать в них общее и особенное.

По нашему мнению, задачами теории УПДВ могут быть: выявление и исследование объективных законов, присущих управлению повседневной деятельностью войск, а также формирование принципов и требований, предъявляемых к нему; вскрытие противбречий в управленческой деятельности командующих (командиров); определение проблем и поиск путей их решения; изучение и обобщение опыта руководства повседневной деятельностью войск; выработка практических рекомендаций по совершенствованию форм и методов управленческой деятельности; разработка методов оценки эффективности управления; поиск путей совершенствования управления повседневной деятельностью войск.

Исходя из задач, которые должна решать теория УПДВ, можно определить следующие ее основные разделы. Первый - методологические основы управления повседневной деятельностью войск (сущность управления, его содержание, законы и принципы). Второй - учение о системе управления (организационные формы системы, функции и структура, линейные и функциональные связи). Третий -учение о методах управления как совокупности средств воздействия (военно-педагогический, организационно-распорядительный, социально-психологический, экономический и правовой механизмы управления, их совокупность и взаимное влияние). Четвертый - учение о процессе управления, его свойствах, динамике (типология процессов, цели и методы, связь со структурой, информационное обеспечение, решение командующего, командира). Пятый - учение о качестве и эффективности управления.

Необходимость решения конкретных задач, стоящих перед войсками в мирное время, стимулирует развитие научных знаний об управлении. Поэтому формирование теории и ее развитие связаны с накоплением практического опыта, его обобщением как по отдельным проблемам, так и в комплексе. От сбора фактов к раскрытию сущности научных явлений, определению этапов их развития и, наконец, к формированию категорий и законов науки управления повседневной деятельностью войск - такова диалектика и внутренняя логика ее развития. Овладение этой теорией в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации может обеспечить: высокую профессиональную подготовку командующих (командиров), офицеров органов управления; повышение качественного уровня общих и специальных знаний по управлению; повышение культуры управления; создание лостоянно действующей системы совершенствования управления; развитие информационного обеспечения управления; широкое внедрение в процесс управления математических методов и электронно-вычислительной техники.

Центральное место в теории УПДВ, как и в любой науке, занимают законы управления. Они устанавливают общие, существенные и устойчивые связи. Их определение и изучение является основой систематизации знаний об управлении. К наиболее важным из этих законов, на наш взгляд, можно отнести следующие.

Закон целостности системы управления. Одной из характерных особенностей повседневной деятельности войск является целостность ее системы, исключающая нарушение (разрыв) функциональных связей между подсистемами. Следовательно, эффективное управление и необходимо, и возможно только при условии целостности системы управления. Действие данного закона проявляется: в неразрывности цепи взаимосвязей - от высших органов до низших; в стабильности схем подчиненности звеньев системы управления, что гарантирует их устойчивое и надежное функционирование в любых условиях; в единстве основных функций управления, методов работы; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий и этапов процесса управления; в единстве требований к компетентности командующих (командиров) и офицеров органов управления. Целостность системы УПДВ проявляется при формировании и развивается в процессе функционирования. Ее нарушение может привести либо к фактической потере объективно необходимой самостоятельности, либо к обособленности какого-либо звена управления.

Закон пропорциональности. В силу развития системы УПДВ соотношение и приоритетность отдельных ее подсистем изменяются на всех уровнях. Однако это должно происходить в соответствии с требованиями планомерности и пропорциональности. Последняя необходима в развитии как всей системы повседневной деятельности, так и отдельных ее подсистем. Она проявляется в качестве определенной соотносительности в развитии приоритетных, основных и обеспечивающих подсистем. Пропорциональность обеспечивает полноту и четкость обслуживания подсистем боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства, оперативной и боевой подготовки, эксплуатации, ремонта и хранения вооружения и военной техники; способствует повышению качества воспитательного процесса. При несоблюдении этого закона процесс управления сводится к ликвидации имеющихся диспропорций, которые, однако, через некоторое время вновь возникают. Это приводит к перегрузке офицеров, занятых оперативным управлением, в ущерб разработке перспективных вопросов, а также не позволяет достичь необходимой эффективности управления.

Пропорциональность в управлении как закон относится не только к управляемой, но и к управляющей системе. Ее следует учитывать и при формировании, и при совершенствовании всей системы. От того, насколько рационально будут организованы отделы, службы, правильно определены функции, ответственность, во многом зависит эффективность управления. Каждая служба по составу и технической оснащенности должна быть способна оперативно решать свои функциональные задачи. Поэтому можно сделать вывод, что пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всей повседневной деятельности войск в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними.

Закон единства организационно-методических подходов на всех уровнях и во всех звеньях управления. Его соблюдение позволяет наиболее полно и эффективно выполнять функции, реализуемые в управляющей системе, контролировать соответствие ее структуры конкретному информационному обеспечению. Это позволяет определить структуру системы управления, согласовать управленческие воздействия на всех уровнях, обосновать распределение функций управления и организацию взаимоотношений между органами управления. Чем точнее станут соблюдаться требования этого закона, тем эффективнее будет управление. Особое значение данный закон приобретет при внедрении и использовании средств автоматизации.

Закон зависимости организационных форм и методов управления повседневной деятельности войск от материально-технической базы управления, условий дислокации войск, их боевого (оперативного) предназначения. Механизм проявления этого закона весьма сложен и многогранен. Для него характерно наличие прямых и обратных связей как между организационной и методической стороной управления, так и с материально-технической базой управления. Новая материально-техническая база управления должна совершенствовать организацию управления и его методы, а практика управления предъявлять новые требования к средствам управления. Механизм действия этого закона будет проявляться, если по мере насыщения органов управления новыми средствами управления соответствующим образом будет изменяться и их структура, функции.

Закон приоритетности в развитии и совершенствовании определяющих подсистем УПДВ. Его соблюдение позволит обеспечить требуемый уровень готовности войск (сил) к выполнению задач в соответствии с боевым (оперативным) предназначением.

Основные законы управления образуют теоретический фундамент науки УПДВ. Их формирование позволит перейти от эмпирического уровня исследований к теоретическому осмыслению. Они играют важную роль в выделении теории УПДВ в самостоятельную науку в системе современных военных знаний, а также при анализе её связей с другими науками. Велико значение законов в практике управления. Нередко при решении определенных проблем применяют сугубо эмпирический подход без достаточно глубокого научного анализа и понимания объективных тенденций развития системы управления, глубинных причин возникновения этих проблем. Например, пытаются совершенствовать организационно-штатную структуру управления, не учитывая процесса управления в целом. В практике встречается и локальный подход, когда совершенствование управления в целом или некоторой его части осуществляется без учета развития всей системы.

В заключение необходимо отметить, что решение проблем теории и практики повседневной деятельности войск сегодня актуально как никогда, так как позволяет лучше осмыслить диалектику военного дела, пути дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил, а главное - выработать такие пути повышения эффективности строительства ВС России, которые были бы адекватны сложившимся реалиям.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации