Проблема защиты войск и пути ее решения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1993

Проблема защиты войск и пути ее решения

Полковник запаса В.К.КАДЮК,

кандидат военных наук, профессор

КАЧЕСТВЕННОЕ развитие средств поражения, изменение характера вооруженной борьбы в современных условиях породили ряд проблем, связанных с подготовкой и ведением операций, организацией и осуществлением огневого поражения противника, совершенствованием управления войсками, обеспечением их высокой живучести. В этой связи возрастает значение защиты, так как войска в ходе боевых действий могут подвергнуться массированным ударам ОМП, других средств поражения и понести существенные потери, результатом которых может быть утрата боеспособности, нарушение работы систем управления войсками, огневого поражения и обеспечения, а также деморализация личного состава. Кроме того, заражение обширной территории, опасные факторы техногенного и природного характера могут снизить доступность местности, акваторий, воздушного пространства, уменьшить возможности войск по осуществлению маневра, привести к таким изменениям в отведенных им полосах, которые значительно затруднят проведение и достижение целей операции.

В ходе реформирования Вооруженных Сил представилась возможность пересмотреть существующую концепцию защиты войск и устранить имеющиеся внутри нее противоречия, которые особенно явно обнаружились в последние годы.

Известно, что защита войск определяется как вид оперативного (боевого) обеспечения и распространяется лишь на оружие массового поражения (ядерное, химическое и биологическое). Параллельно с ней существует и приобретает все большее значение защита от высокоточного, зажигательного, термобарического оружия, а также от опасных факторов техногенного и природного характера, вероятность применения (появления) которых на поле боя (по опыту военных конфликтов последних лет) была гораздо выше, чем ОМП.

Мы считаем, что в сложившейся ситуации назрела необходимость разработать такую систему защиты войск, которая отвечала бы требованию комплексности, т.е. обеспечивала достижение ее основных целей - сохранение боеспособности и создание благоприятных условий жизнедеятельности войск при применении противником не только ОМП, но и других высокоэффективных средств поражения и воздействии опасных факторов техногенного и природного характера.

Опыт свидетельствует, что как только появляются новые виды оружия, возникает необходимость в пересмотре действующей концепции защиты с целью расширения ее функций. А поскольку случается это довольно часто, то и совершенствование защиты войск превратилось, по существу, в непрерывный процесс присоединения новых ее видов к уже существующим. Так было с противоатомной защитой, которая вошла в состав противохимической. Аналогичная ситуация складывается с защитой от ВТО и от опасных факторов техногенного и природного характера. Методика механического присоединения, как правило, лишь затрудняет организацию защиты. На наш взгляд, необходимо добиться совместимости существующих автономно видов защиты, с тем чтобы обеспечить единое понимание их роли, места и задач в бою и операции, а также полное соответствие содержания защиты функциональной деятельности командиров и штабов. Такой подход может стать основой создания единой системы защиты войск.

Решая вопросы совместимости, не следует упускать из виду возможность появления в ближайшее время высокоэффективных видов оружия, основанных на новых принципах. Чтобы избежать связанной с этим очередной перестройки системы защиты, целесообразно уже сейчас придать ей открытый характер. Это упростит решение и других проблемных вопросов, в частности, понизит эффективность применения противником новых средств поражения.

Одним из важных вопросов является определение роли и места защиты войск в системе вооруженной борьбы. Проблема заключается в первую очередь в несоответствии между ролью, которая отводится защите как «хранительнице» боеспособности войск, и местом, которое она занимает как вид боевого (оперативного) обеспечения. Такое положение значительно ограничивает выбор способов защиты, придает ей пассивный характер.

Казалось бы, что плохого в том, что защита от ОМ 11 является видом обеспечения, а, к примеру, защита от ВТО нет? Практика показала, что штабы и другие ответственные за ее организацию испытывают крайнее неудобство от такого положения вещей. Действительно, если защита - вид обеспечения, то ей должны быть присущи свойственные этому виду элементы: система управления, комплекс сил и средств, планирующие документы и т.д. Если же она таковым не является, то должно быть четко определено, в каких планирующих документах эти вопросы отражаются. Поэтому, мы считаем, назрела необходимость выработать методологически единый подход к защите от различных видов оружия и опасных факторов относительно сущности боевых действий. Иными словами, определить ее роль, место, структуру, силы и средства, организацию, методы оценки эффективности и т.п.

Следует отметить, что защита предполагает прежде всего соответствующие действия войск. Она не располагает собственными силами и средствами, системами управления, подготовки кадров, материального обеспечения и поэтому не может выполнять обеспечивающие функции. Наделение ее полномочиями вида обеспечения привело бы к дублированию функций других видов: разведки, инженерного, технического, тылового обеспечения и т.д. С учетом изложенного мы полагаем, что проблема создания системы защиты войск может быть решена, если ей придать статус составной части действий войск.

Анализ сущности боевых действий (в более широком плане - жизнедеятельности войск) показывает, что им присущи две взаимосвязанные, взаимодополняющие, ной противоречащие друг другу функции: целевая и защитная. Под целевой понимается деятельность, направленная на достижение той цели, для которой войска предназначены, например выполнение боевой задачи. Под защитной -действия, направленные на сохранение своего боевого потенциала. Они тесно связаны между собой, усиливают и дополняют друг друга. Так, нанесение поражения противнику обеспечивает сохранение боеспособности войск, а их защита в свою очередь способствует выполнению боевой задачи. Однако нельзя не видеть и их противоречивости. Усиление внимания к защите войск увеличивает количество отвлекаемых от непосредственного выполнения боевой задачи сил и средств. В то же время ее недооценка может привести к потере боеспособности и в конечном итоге к срыву выполнения боевой задачи. Мы считаем, что одним из способов разрешения противоречия между целевой и защитной жизнедеятельностью войск может быть дифференцированный подход к ним, определяемый степенью угрозы нанесения противником массированных ударов или воздействия опасных факторов.

Рассмотренный подход к определению места защиты войск требует адекватных изменений и в ее содержании. Оно должно иметь достаточно высокий уровень обобщения, включать соответствующие указания о положении, состоянии и способах действий войск - объектов защиты, а также о функциях систем управления и обеспечения.

Таким образом, если защита войск является составной частью их жизнедеятельности, то ее содержание представляет собой совокупность всесторонне обеспеченных действий (способов защиты), направленных на сохранение (поддержание на определенном уровне) своего боевого потенциала. Другими словами, войска в процессе своей жизнедеятельности защищают себя сами, применяя для этого различные средства и способы, а системы всестороннего обеспечения и управления осуществляют материальное, информационное и организационное обеспечение этих действий, усиливают или поддерживают их созданным заранее резервом сил и средств. Так, для личного состава и мелких подразделений (до роты включительно) характерным является использование в основном средств защиты, для более высоких войсковых формирований - применение способов защиты. К числу наиболее эффективных из них можно отнести: противодействие, маскировку, удаление (сближение), рассредоточение, использование защитных свойств оборудованной и необорудованной местности, маневрирование, регламентирование порядка жизнедеятельности.

Особое значение для теории и практики защиты войск имеет определение ее структуры. Исследование показало, что защита войск должна строиться как иерархическая структура с горизонтальными и вертикальными связями, что позволит более целенаправленно подходить к организации защиты в бою и операции, оценке ее эффективности и управлению привлекаемыми силами и средствами.

На каждом из войсковых уровней действуют горизонтальные связи между объектами защиты, воздействием средств поражения (опасных факторов) и содержанием защиты. Так, на уровне военнослужащего такими объектами являются его органы дыхания, зрения, кожные покровы и т.п. Защита осуществляется от поражающих факторов (барического, термического, радиационного, лучевого и др.). Возможным последствием является утрата органами и системами человека своих функций. Основное содержание защиты в этом случае заключается в использовании военнослужащим средств защиты индивидуального пользования (противогаза, респиратора, защитных очков, средств защиты кожных покровов, медицинских и других препаратов, находящихся в индивидуальной медицинской аптечке) и соответствующих приемов. На уровне армии защите подлежат элементы оперативного построения, группировки войск от массированных, как правило, комбинированных ударов различными видами оружия, результатом которых может быть снижение их боевого потенциала вплоть до потери боеспособности, нарушение работы созданных в период подготовки операции систем. Содержание защиты здесь состоит в выборе оптимальных способов в зависимости от типа объектов и характера их деятельности.

Легко обнаруживаются также и устойчивые вертикальные связи, отражающие взаимодействие войсковых уровней в данном процессе. Подтверждением этому может служить то, что общие возможности по защите войск любого войскового уровня складываются из ряда частных: элементов нижестоящего уровня, собственных специальных сил и средств, а также части сил и средств вышестоящего уровня, выделенных для усиления или поддержки.

Практика накопила ряд проблем, связанных с организацией защиты войск, в том числе по определению ее задач, выделению и использованию сил и средств, планированию, распределению функциональных обязанностей и др.

Обязательным условием решения этих вопросов является поиск рациональной формы отображения ее содержания, которая бы максимально соответствовала функциям штабов, органов обеспечения и управления и обеспечивала единый подход к организации защиты войск от различных средств поражения. Мы считаем, что таким требованиям может отвечать форма, выраженная не в мероприятиях защиты, а в виде ее основных задач: исключение внезапности, снижение эффективности, выявление и ликвидация последствий ударов противника различными средствами поражения и опасных факторов техногенного и природного характера. Кратко рассмотрим каждую из них.

Исключение внезапности нанесения противником массированных ударов и воздействия опасных факторов имеет особое значение в начальный период войны, для которого характерна неопределенность в отношении средств и способов ее ведения. Решение этой задачи может быть направлено на обеспечение своевременного применения мер защиты, повышающих устойчивость войск к различным видам оружия и поражающим факторам. В период подготовки операции, видимо, целесообразно создавать систему исключения внезапности, в которую могут входить источники информации, каналы передачи, органы сбора, обработки, документирования информации, системы предупреждения и оповещения войск. Работая в дежурном режиме, она способна выполнять следующие функции: выявлять подготовку противника к нанесению массированных огневых ударов, прогнозировать появление опасных факторов техногенного и природного характера, предупреждать о непосредственной угрозе нанесения противником массированных ударов и начале применения им оружия массового поражения, о разрушении предприятий атомной энергетики и химической промышленности, оповещать о радиоактивном, химическом и биологическом заражении и других опасных факторах, а также информировать о пожарах, завалах, разрушениях, затоплениях, предупреждать о своих ядерных ударах.

Снижение эффективности ударов противника и воздействия опасных факторов имеет следующие цели - снизить потери, сохранить боеспособность, живучесть систем управления, обеспечения, запасы материальных средств.

Для снижения эффективности ударов противника должно предусматриваться комплексное использование сил, средств и способов защиты. Это достигается четким согласованием их с характером действий объектов, которым грозит опасность, и созданием сводных формирований (отрядов, команд, групп) для защиты пунктов управления, важнейших группировок войск, оборудования ложных районов, рубежей, маршрутов выдвижения и т.п.

Количество и состав формирований защиты должны определяться решением командующего в зависимости от характера защищаемых объектов, наличия сил и средств, предполагаемых возможностей противника по применению средств массового поражения. Так, защита КП армии достигается: непосредственной его защитой в основном районе путем рассредоточения основных элементов; фортификационным оборудованием, маскировкой; радиоэлектронным, аэрозольным и другими видами противодействия средствам разведки, системам наведения оружия, воздушному противнику, диверсионным группам; обманом противника путем создания ложного КП; сменой основного района на запасный; имитацией жизнедеятельности в оставляемом районе.

Задача снижения эффективности ударов противника предполагает рассмотрение таких категорий, как эффективность ударов противника различными средствами и требуемая степень ее снижения, которая может быть определена как разница между планируемой противником эффективностью удара и потерями защищаемой группировки наших войск, не приводящими к утрате боеспособности.

Выявление последствий ударов противника и воздействия опасных факторов имеет целью обеспечить командование данными, необходимыми для оценки обстановки при уточнении или принятии нового решения на восстановление боеспособности, ликвидацию последствий, предупреждение и оповещение войск, а также для функционирования системы выявления последствий в целом.

Количественные и качественные изменения в средствах поражения, появление новых поражающих факторов в промышленно развитых районах, а также неопределенность и многовариантность складывающейся обстановки значительно усложняют выявление последствий и одновременно повышают требования к своевременности, достоверности и полноте добываемых данных. В связи с этим на первый план выдвигаются следующие вопросы: определение возможных последствий применения современных средств поражения при нанесении массированных ударов в сочетании с воздействием факторов техногенного и природного характера, установление нормативного аппарата и критериев последствий; определение областей и границ применимости получаемых данных, необходимого и достаточного их объема, а также форм представления и документирования; совершенствование средств, способов выявления последствий и методической базы обработки данных при дефиците информации и необходимости получения данных, характеризующих не только состояние войск, систем и условий жизнедеятельности, но и их динамику в реальном масштабе времени.

Исследованием установлено, что удовлетворять этим требованиям может только постоянно действующая информационная система. Она должна создаваться заблаговременно и базироваться на дополняющих друг друга основных способах: засечке ударов, прогнозировании последствий, разведке окружающего пространства и контроле войск с широким использованием ЭВТ и автоматизации процессов сбора и обработки данных. Назрело время пересмотреть саму сущность системы выявления последствий для придания ей комплексного и структурного характера с учетом потребностей каждого войскового уровня.

Ликвидация последствий ударов противника и воздействия опасных факторов природного и техногенного характера представляет собой одну из сложнейших проблем защиты войск. Базируясь в основном на взглядах, которые сложились в 60-х годах, когда ликвидация последствий применения противником ядерного оружия сводилась к ликвидации последствий одиночных ядерных взрывов, она остановилась в своем развитии и не отражает всего многообразия решаемых при этом задач. На наш взгляд, сущностью ликвидации последствий следует считать прекращение поражающего воздействия ударов противника и выполнение восстановительных задач.

В ныне действующих руководящих документах процессы восстановления боеспособности и ликвидации последствий разделены: восстановление боеспособности отнесено к сущности боевых действий, а ликвидация последствий считается частью защиты от ОМП как вида обеспечения. Логика же подсказывает, что если целью защиты является сохранение боеспособности войск, то и восстановление их боеспособности также должно быть категорией защиты. Это подтверждается и тем, что массированные удары по войскам чаще всего приводят к следующим изменениям: потере боеспособности, нарушению систем комплексного огневого поражения, управления войсками и др. Следовательно, и ликвидация этих последствий должна заключаться в проведении восстановительных работ.

В настоящее время единого мнения по этому вопросу нет. На наш взгляд, необходимо узаконить дифференцированный подход. Если боеспособность потеряна частично, то целесообразно восстанавливать ее в пределах созданных группировок, элементов оперативного построения войск и систем, так как из боя они не выводятся и будут продолжать выполнение поставленных задач. В тех же случаях, когда войска полностью утрачивают боеспособность и предвидится вывод их в резерв, то для восстановления боеспособности необходимо довести их численность до штатной.

Независимо от степени потери боеспособности ликвидация последствий должна включать ряд общих задач, в первую очередь спасательные и восстановительные работы в очагах поражения, и отдельно - ликвидацию последствий по всей полосе действий войск. К ней относятся: захоронение погибших и эвакуация пораженных; эвакуация и ремонт техники, вооружения и средств защиты; специальная обработка войск; обеззараживание местности, воды, продовольствия и материальных средств; локализация и тушение пожаров; восстановление путей движения и маневра и другие восстановительные задачи. Часть из них выполняется специальными войсками, образующими соответствующие системы: эвакуации пораженных, эвакуации и ремонта техники и др.

Важным, требующим незамедлительного решения является вопрос о силах и средствах, привлекаемых к ликвидации последствий в очагах поражения. Количество таких очагов может быть велико, и охватить их удастся лишь на 10-15%. Кроме того, определенные трудности создает их разнохарактерность, требующая привлечения специфических сил и средств. Так, в очаги поражения воздушными ядерными взрывами должны направляться силы и средства, предназначенные для эвакуации личного состава, получившего травмы, и поврежденной техники, для разграждения и тушения пожаров; в очаги химического поражения смертельными ОВ - силы и средства только для эвакуации пораженных; в очаги химического поражения психохимическими ОВ - силы и средства для обезоруживания пораженных и их временной изоляции. Иные силы и средства требуются для работ в очагах термического, радиационного, биологического, барического и других видов поражения.

Очевидно, что для решения этой проблемы нужно готовить войска к ликвидации последствий в очагах поражения своими силами и средствами, создавать боевые расчеты для действий в различных очагах поражения и специализированные сводные формирования (отряды, команды, группы) ликвидации последствий.

На наш взгляд, потребности защиты войск в силах и средствах должны удовлетворяться в основном за счет создания в период подготовки к боевым действиям специальных формирований защиты. Это гораздо дешевле и доступнее, чем содержание штатных подразделений ликвидации последствий.

Планирование предлагаемого варианта защиты войск не представляет особой сложности, так как все положения по планированию боевых действий будут полностью распространяться и на него. Другими словами, задачи защиты, создаваемые системы и формирования, порядок их применения, организация взаимодействия и управление будут отражаться в соответствующих боевых документах так же, как и аналогичные вопросы, касающиеся выполнения боевой задачи. Сказанное, однако, не исключает разработки штабом по указанию командующего отдельного плана защиты войск, в котором должны быть отражены основные задачи, силы и средства, порядок их применения, а также порядок действий войск при угрозе нанесения противником массированных ударов и ликвидации их последствий.

Актуальной для создаваемой системы единой защиты войск остается проблема непосредственного руководства. В какой-то степени ее можно решить за счет четкого распределения функций по организации и управлению защитой войск, а также установления персональной ответственности за нее должностных лиц.

Пришло время рассмотреть вопрос о создании автоматизированной системы управления защитой войск. Одним из вариантов может быть введение в оперативные и тактические штабы отделов, отделений и групп защиты, комплектуемых из офицеров общевойскового профиля, прошедших специальный курс обучения, а также решение на ЭВМ в интересах исключения внезапности и выявления последствий ударов и факторов техногенного и природного характера информационных задач, а с целью снижения эффективности и ликвидации последствий -оптимизационных задач по использованию сил и средств.

Изложенные соображения не охватывают всей проблемы защиты войск. В статье затронуты наиболее важные вопросы, требующие решения и отражения в руководящих документах.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации