Национальные интересы России на море и Военно-Морской Флот

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1993, стр. 2-11

Национальные интересы России на море и Военно-Морской Флот

Адмирал Ф.Н.ГРОМОВ,

главнокомандующий ВМФ Российской Федерации

Национальные интересы России на море и Военно-Морской ФлотВ последнее время в публикациях на темы государственности значительное место занимает вопрос определения национальных (национально-государственных) интересов России. Вместе с тем здравый смысл подсказывает, что далеко не все специалисты достаточно ясно понимают их суть, осознают само наличие национальных интересов Российского государства в такой специфической сфере деятельности, как Мировой океан. В связи с этим редакция журнала обратилась с просьбой к главнокомандующему ВМФ Российской Федерации адмиралу Громову Ф.Н. высказать свое отношение к этой проблеме, показать роль и значение Военно-Морского Флота для России, которая на протяжении нескольких столетий была и остается морской державой.

СЕГОДНЯ у нас в стране и за рубежом нередко высказывается мнение, что сильный флот для России - роскошь, поскольку наша держава континентальная и национальных интересов на морях у нее нет и быть не может. Однако это не только не соответствует современным взглядам на роль и задачи флотов в мирное и военное время, но и вступает в противоречие с историей России: ее длительной и тяжелой борьбой за выход к морям и становлением как великой морской державы. Флот служил России не только своими боевыми делами. Его наличие давало определенные преимущества нашей стране на международной арене, предотвращало развитие опасных для государства конфликтных ситуаций, способствовало выходу страны из политической, экономической и культурной изоляции, приобщению России к ценностям мировой цивилизации. В связи с этим уместно напомнить слова известного российского реформатора П.А.Столыпина, произнесенные в Государственном совете 13 июня 1908 года: «Великие мировые державы имеют и мировые интересы. Великие мировые державы должны участвовать ив международных комбинациях, они не могут отказываться от права голоса в разрешении мировых событий. Флот - это тот рычаг, который дает возможность осуществить это право, это необходимая принадлежность всякой великой державы, обладающей морем».

Важнейшим объективным фактором, определяющим такое внимательное и требовательное отношение к российскому флоту, безусловно, был и остается географический. Россия является одной из крупнейших морских держав, территорию которой омывают 3 океана и 13 морей, а протяженность морских границ составляет 38 тыс. км. Это - многие миллионы квадратных километров прилегающих морских акваторий и континентального шельфа, богатых своими сырьевыми, продовольственными, энергетическими и другими ресурсами, которые уже сегодня имеют большую ценность, а в будущем их значение многократно возрастет.

Известно, что влияние морской среды на экономику государств огромно. Моря и океаны хранят величайшие запасы разнообразного промышленного сырья и обладают огромным энергетическим потенциалом (годовая стоимость мировой добычи полезных ископаемых со дна моря оценивается в 120-140 млрд дол.). Количество живого питательного вещества, синтезирующегося в океане, во много раз превосходит все то, что может дать суша. Это позволяет видеть в нем один из главных источников разрешения продовольственной проблемы для растущего населения земного шара. В настоящее время 9/10 общего объема морских перевозок составляет транспортировка сырья и продовольствия, при этом более половины всех грузов - нефть и нефтепродукты. Кроме того, океанские и морские коммуникации являются одними из самых экономичных. К примеру, экономика стран Ближнего и Среднего Востока основывается на добыче нефти. Однако это привлекает внимание многих развитых стран, стремящихся укрепить свои позиции в этом регионе, вытеснить конкурентов и обеспечить беспрепятственный вывоз этого ценнейшего стратегического сырья. Топливо, доставляемое из стран Ближнего Востока, стало одним из основных источников энергии для многих западноевропейских стран, США и Японии, поэтому Персидский залив приобрел чрезвычайно важное значение не только как район добычи, но и как основная топливная артерия. Недавняя война в зоне Персидского залива с участием многонациональных сил во главе с США подтвердила важность данного региона для мировой экономики.

История свидетельствует о том, что во всех войнах морские и океанские коммуникации были объектом военных действий борющихся стран, и масштабы борьбы на них постоянно возрастали. Эта борьба, составляя одну из важнейших функций военно-морских сил, распространилась практически на весь Мировой океан, приобрела стратегическое значение и стала средством экономического удушения (блокады) противоборствующих государств. Сегодня роль и значение военных флотов постоянно увеличивается по мере развития промышленного производства, а также в связи с необходимостью установления и поддержания прочных межгосударственных торговых и экономических связей. Кроме того, на военно-морские силы ложится основная ответственность по защите своего судоходства и национальных промысловых объектов, районов добычи сырьевых и минеральных ресурсов на морском дне, а также по пресечению пиратства и незаконных перевозок (оружия, наркотиков, ядерных компонентов и др.).

Для более полного выявления содержания национальных интересов России в Мировом океане целесообразно, наряду с анализом ее географических условий, указать и особенности современного геостратегического положения страны.

На сегодняшний день в результате фундаментальных перемен, происшедших после распада СССР, сложились качественно новые реалии политической и военно-стратегической обстановки вдоль морских границ России.

В этих условиях представляется чрезвычайно важным исследовать проблемы обороны Российской Федерации, учесть в военной доктрине ее национальные интересы и уже на этой основе осуществлять военное строительство ВС РФ в целом и флота, в частности. К сожалению, на государственном уровне эти вопросы находятся в стадии обсуждения. Однако ряд опубликованных в последнее время документов по военной политике Российской Федерации позволяет сформулировать национальные интересы России и определить основные пути их защиты как на ближайшие годы, так и на перспективу. Последнее обстоятельство особенно важно для Военно-Морского Флота в связи со спецификой его развития, определяемой долгосрочными планами военного судостроения и совершенствования системы базирования, которые всегда, в том числе в дореволюционной России, разрабатывались на 10-20 лет вперед. Поэтому целесообразно напомнить, что цикл создания современного корабля от его проектирования до завершения постройки составляет 8-10 лет. Примерно столько же времени необходимо для строительства серии кораблей одного типа. Кроме того, в связи с невозможностью полного моментального разрыва экономических отношений создание российского флота еще многие годы будет связано с необходимостью тесной кооперации нескольких сотен предприятий, расположенных на территории как России, так и других государств СНГ.

Совершенно очевидно, что Российская Федерация относится к числу крупнейших мировых держав и имеет глобальные и региональные национальные интересы в военной, экономической и политической сферах, связанных определенным образом с Мировым океаном.

Заявление России о том, что ее Вооруженные Силы должны быть предназначены для защиты независимости и территориальной целостности, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами, подчеркивает, что в глобальном плане она заинтересована в создании такого мироустройства, которое опиралось бы не на господство и диктат одной или нескольких стран, а на решение мировых проблем под эгидой ООН или других систем коллективной безопасности.

При отстаивании своих национальных интересов в вопросах владения морскими богатствами Россия, безусловно, должна опираться на морскую мощь, которая позволит надежно оборонять морские границы с помощью средств вооруженной борьбы. Учитывая особенности современной ситуации, национальные интересы на каждом из прилегающих к границам России океанских районов и морских зон следует рассматривать по направлениям, начиная с тех, где проблемы защиты интересов решаются наиболее сложно.

НА ЗАПАДЕ после распада Организации Варшавского Договора ближайшими соседями России оказались государства, открыто тяготеющие к блокированию с НАТО и, судя по их практическим шагам, не намеревающиеся продолжать с Россией союзнические отношения. Это же стремление проявляют и государства Балтии.

В результате образования из бывших республик СССР независимых государств резко сократилась протяженность морского побережья, принадлежавшего в течение столетий России на Балтийском и Черном морях. Это привело к утрате ВМФ Российской Федерации целого ряда важнейших элементов его инфраструктуры. Вместе с тем вопрос о создании подобных объектов на новых необорудованных местах следует решать исходя из складывающейся политической обстановки и положений военной доктрины России, а также с учетом экономических возможностей страны.

На Балтийском море наши военный и торговый флоты потеряли большинство основных пунктов базирования и портов, хорошо оборудованных в послевоенные годы. В результате почти все силы Балтийского флота будут базироваться в районах Калининграда и Кронштадта. К тому же главная база флота - Балтийск и порт Калининград оказались за пределами основной территории Российского государства. Поэтому обеспечение сил флота в этом регионе, особенно в случае военных действий, становится трудноразрешимой проблемой. Следует также учитывать, что объекты базирования наших сил в Кронштадте устарели и требуют существенных затрат для их модернизации.

Исходя из этого, на Балтийском море, через которое проходят самые короткие морские коммуникации к развитым в промышленном отношении странам Западной Европы и Америки, Россия сейчас имеет только два крупных порта - Калининград и Санкт-Петербург. В нынешнем состоянии, безусловно, эти порты не могут полностью обеспечить интересы ни России, ни других государств Содружества, желающих на взаимной основе использовать наши транспортные системы. В то же время за обработку и транзит грузов через порты Балтии - Рига, Таллинн, Вен-тспилс, Лиепая, Клайпеда - России приходится платить огромные средства, в основном валютные. Складывающаяся ситуация настоятельно требует расширения портовой инфраструктуры России на Балтике, строительства современного морского порта, в том числе для обеспечения транспортировки нефти и газа, например, в районе Лужской губы (Ленинградская область), который по географическим условиям является наиболее приемлемым для этой цели. В силу этого и для обеспечения надежного функционирования столь важной для всего северо-западного региона морской коммуникации, ее защиты целесообразно создать в этом районе новый пункт базирования кораблей Балтийского флота.

К сожалению, рассматривая внешнеполитическую обстановку в регионе, необходимо отметить, что принятое в декабре 1991 года решение Совета НАТО о создании на Балтике постоянного оперативного соединения многонациональных ВМС, которое в период возможного обострения обстановки может по согласованию с государствами Балтии использовать их базы и порты, противоречит интересам безопасности России.

Из вышеизложенного следует, что жизненно важные интересы России в районе Балтийского моря заключаются в поддержании дружественных связей со всеми государствами этого региона. По-видимому, наиболее приемлемым было бы создание в зоне Балтийского моря системы международных отношений, основанной на принципах добрососедства, партнерства и неучастия невоенных союзах, прямо или косвенно направленных друг против друга.

Кроме того, всем странам Запада необходимо прийти к соглашению о признании Балтийского моря безъядерной зоной и запрете на заход в его акваторию как кораблей с ядерными энергетическими установками, так и обычных кораблей с ядерным оружием на борту. Россия, как известно, в одностороннем порядке придерживается этого статуса с 1991 года.

На Черном море в связи с образованием независимых государств (Украины и Грузии) длина побережья России составляет около 350 км. Это та часть берега, которая не имеет хороших, закрытых бухт, а из-за гористого рельефа и сложного климата особенно неудобна для использования силами Черноморского флота России и создания объектов его инфраструктуры. Именно поэтому вся система базирования флота издавна развивалась на побережьях Крыма (главная база флота - Севастополь -основана в 1783 году) и северной части Черного моря (районы Херсона, Николаева, Одессы, Измаила), удобных для размещения кораблей и частей обеспечения.

Сейчас Черноморский флот находится под совместным управлением президентов России и Украины. На ведущихся межправительственных переговорах по флоту предстоит выработать принципы создания ВМФ Российской Федерации и ВМС Украины на Черном море и очень важно, чтобы интересы России в этом регионе были учтены в максимальной степени. Россия должна иметь на Черном море и флот, и пункты базирования для его полноценного функционирования.

На Средиземном и Черном морях экономические интересы России и других государств определяются прежде всего географическим положением этих южных морей. Посредством Черноморских проливов и Средиземноморья осуществляется кратчайшая связь со странами Южной Европы, Азии и Африки, что отвечает стратегической задаче российской экономики и быстрейшей интеграции ее в мировое сообщество. Большое значение имеет тот факт, что порты Черного моря в основном не замерзают и обеспечивают круглогодичную навигацию. В этом регионе, а также на Ближнем и Среднем Востоке, Россия, безусловно, должна стремиться к поддержанию добрососедских взаимовыгодных отношений со всеми странами, использованию морских акваторий для свободного мореплавания и экономической деятельности. На сегодняшний день признано, что отношения с государствами Содружества, прежде всего с Украиной, имеют для России первостепенное, приоритетное значение во всех сферах, включая военную. При этом обе стороны должны учитывать историческое развитие Черноморского флота и строительство системы его обеспечения и базирования. Следует настойчиво и конкретно в процессе переговоров по Черноморскому флоту искать взаимоприемлемые возможности совместного использования Россией и Украиной уже созданной береговой инфраструктуры флота для базирования ВМФ России и ВМС Украины.

НА ЮГЕ у России остается выход к морю только в северной части Каспийского моря (мелководный район дельты Волги и побережье Дагестана), причем в зимнее время этот район покрыт льдом. Однако и в этом регионе наше государство имеет национальные интересы, заключающиеся, по нашему мнению, в праве на использование морских богатств экономической зоны и обеспечение свободы мореплавания на всей акватории моря. В целях защиты этих интересов в районе Астрахани потребуется в ближайшие годы построить фактически новую военно-морскую базу для сил Каспийской флотилии, выведенных из Баку.

НА СЕВЕРЕ геостратегическая ситуация сохраняется достаточно стабильной, хотя и здесь есть проблема с обеспечением базирования поступающих в состав Северного флота новых надводных кораблей и подводных лодок, решением сложных вопросов утилизации значительного числа атомных реакторов с кораблей постройки 60-х - начала 70-х годов, выведенных из боевого состава флота за последнее время.

В свою очередь национальные интересы России в Арктике определяются прежде всего зонами активного рыболовства (Баренцево море) и открытыми в 80-е годы на континентальном шельфе несколькими крупными месторождениями нефти и газа. Их промышленное освоение является вопросом ближайшего будущего. Первое из них, Штокманское газо-конденсатное, запасы которого оцениваются в 3 триллиона кубических метров газа, в настоящее время готово для освоения и разработки. Возрастает и значение Северного морского пути - кратчайшей водной трассы между Европой и Юго-Восточной Азией. Наконец, с военной точки зрения, моря Северного Ледовитого океана, прилегающие к территории России, по своему географическому положению, природным факторам и правовому статусу обеспечивают наиболее благоприятные условия для размещения стратегического ракетно-ядерного потенциала морского базирования России при одновременном ограничении возможностей для действий в этом районе сил и средств ВМС других государств.

НА ВОСТОКЕ, учитывая растущее мировое значение Тихого океана как региона и перспективы развития Сибири и российского Дальнего Востока с их уникальными запасами природных ресурсов и морепродуктов, можно утверждать о наличии постоянных национальных интересов Российской Федерации в данном районе как в прибрежной, так и океанской зонах. При этом Тихоокеанский флот выступает важнейшим гарантом защиты экономических и политических интересов страны и сдерживающим фактором от территориальных претензий других государств азиатско-тихоокеанского региона. Велико значение флота в осуществлении защиты экономической зоны (районов промыслов и добычи полезных ископаемых) и границ России в прибрежных морях, а также морских и океанских путей сообщения в этом обширном районе, простирающемся на многие тысячи километров - от восточного сектора Арктики до Индийского океана, тоже входящего в зону ответственности флота. Кроме того, речь идет о регионе, характеризующемся нестабильной политической обстановкой, что требует от России постоянного внимания и своевременного реагирования на все происходящие изменения. В связи с этим возрастает роль сил Тихоокеанского флота, которые самостоятельно или совместно с многонациональными силами должны быть готовы к выполнению миротворческих и других функций под эгидой ООН. Примером подобных действий может служить начатое в прошлом году последовательное патрулирование в Персидском заливе больших противолодочных кораблей «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц», выполняющих задачу демонстрации поддержки Российской Федерацией санкций ООН в отношении Ирака. Для всестороннего обеспечения таких действий сил и межтеатровых переходов российских кораблей и судов в интересах России целесообразно сохранение во Вьетнаме на взаимовыгодных для обеих сторон условиях пункта материально-технического обеспечения в порту Камрань. Остается только добавить, что проблемы базирования сил Тихоокеанского флота во многом аналогичны, а по некоторым вопросам даже стоят острее, чем на Северном флоте.

Таким образом, можно с достаточной уверенностью утверждать, что под национальными интересами государства на море следует понимать совокупность его экономических, политических, военных и других интересов по отношению к странам, обладающим богатствами Мирового океана и использующим его акваторию для научной, производственной и военной деятельности. При этом обширность и многогранность указанных интересов находятся в прямой зависимости от размеров территориальных владений и прилегающих к ним акваторий (экономических зон), запасов их природных ресурсов, состава и численности морского, промыслового, научного и военного флотов, что, собственно, и относится к национальному достоянию страны и определяет ее роль и значение в мире.

ПОТРЕБНОСТЬ Российского государства в сильном и боеспособном Военно-Морском Флоте для защиты его национальных интересов появилась одновременно со становлением России как крупной державы, ее выходом к важнейшим с позиций дальнейшего укрепления и развития морским и океанским пространствам. С тех пор вот уже почти 300 лет российский флот представляет собой важный компонент Вооруженных Сил, неотъемлемую часть российской государственности, специфический атрибут политической, экономической и военной деятельности.

Военно-Морской Флот России, которому недавно возвращен его исторический Андреевский флаг, переживает сегодня сложный период. За свою трехвековую историю существования в качестве регулярного флота государства таких периодов было несколько и обусловливались они преимущественно экономическими причинами, хотя нередко к этому добавлялись политические моменты, а порой и просто субъективизм отдельных государственных деятелей.

Вспомним о глубокой депрессии российского флота в середине ХЕХ века, неопределенности его развития, технической отсталости и утрате роли и места в обеспечении национальных интересов России, что привело к поражению в войне с Японией в 1904-1905 годах. За близорукость политиков и военных ведомств русские моряки заплатили болью Порт-Артура и трагедией Цусимы.

Революция и гражданская война в свою очередь свели на нет возрожденную морскую мощь страны. И если основу Балтийского флота удалось сохранить, то Черноморский флот был уничтожен почти полностью. Корабли, избежавшие затопления в Цемесской бухте, были уведены за границу и нашли свой последний приют в далекой Бизерте.

Лишь к концу 30-х годов отечественный флот начал оправляться от потерь. Появились новейшие крейсера, эсминцы, подводные лодки. На стапелях строились линейные корабли. Был готов проект авианосца. По планам правительства к концу 40-х годов флот должен был стать океанским. Однако эти планы перечеркнула Великая Отечественная война, в которую флот вступил, имея преимущественно силы прибрежного действия.

В конце 50-х - начале 60-х годов на развитие нашего флота негативное влияние оказали волюнтаристские решения Н.С.Хрущева о разделке на металлолом крупных надводных кораблей. Началось уничтожение новых кораблей, самолетов, вооружения и военной техники. Недооценивались в то время значение и приоритетность развития всех систем обеспечения сил флота. Именно в этот период произошел «перекос» в строительстве флота, дисбаланс в развитии его ударных сил и средств обеспечения и базирования. Это положение сохраняется и сегодня.

Одним из характерных признаков вышеназванных периодов в истории нашего флота, отражавшим отношение государства к морской мощи, было отсутствие конкретных и обоснованных программ строительства кораблей и объектов базирования. Вследствие этого в отдельные годы на судостроительных верфях страны закладывалось минимальное (1-3 единицы) количество военных кораблей. К сожалению, подобное положение имело место и в 1992 году, когда для ВМФ не был заложен ни один боевой корабль. Было бы хорошо, чтобы в 1993 году это не повторилось.

Однако каждый раз, восстанавливая и укрепляя свою государственность, наш народ, политическое и военное руководство неизбежно приходили к осознанию необходимости воссоздания и укрепления флота как одного из важнейших оборонных и внешнеполитических атрибутов государства, призванного обеспечить его безопасность и защиту национальных интересов на море. Ведущие морские державы давно пришли к выводу о том, что успех политических и военных мероприятий на любых театрах действий в определяющей степени зависит от мощи флота и его доли в общем потенциале вооруженных сил. Не случайно в своих военно-морских концепциях они все больше внимания уделяют войне с моря против берега.

Понимание того, что без сильного военного флота Россия не сможет стать могучей державой пришло еще в петровские времена Снижение военно-морского могущества вызывало в России, как правило, серьезные политические и экономические осложнения, а восстановление утраченного потенциала флота требовало со стороны государства значительных экономических и политических усилий. В целом историческое развитие страны за три столетия, которые отделяют нас от начала создания Флота России, неопровержимо убеждает в том, что он для нашего государства жизненно необходим.

С учетом изложенного можно сформулировать принципиальные подходы и указать особенности строительства в современных условиях Военно-Морского Флота России для обеспечения надежной защиты государственных интересов в Мировом океане.

Но прежде отметим, что Военно-Морской Флот представляет собой универсальный вид Вооруженных Сил, концентрирующий в своей структуре практически все разнообразие средств вооруженной борьбы и систем обеспечения. Высокая мобильность и боевая готовность сил и средств флота позволяют использовать его далеко за пределами границ государства без существенных ограничений для решений широкого спектра задач как в военное, так и в мирное время. Флот является единственным видом ВС, который уже в мирное время решает боевые задачи в отрыве от своих баз и территории России.

В соответствии с географическим положением Российской Федерации в организационную структуру Военно-Морского Флота входят четыре флота: два океанских - Северный и Тихоокеанский и два - Балтийский и Черноморский (с подчинением последнего президентам России и Украины), действующих на закрытых морских театрах. Кроме того, два флотских объединения до настоящего времени имеют относительно самостоятельное значение - Каспийская флотилия и Ленинградская ВМБ, которая в 1994 году преобразуется в Кронштадтскую военно-морскую базу в составе Балтийского флота.

В качественном отношении ВМФ состоит из родов сил, к которым относятся: подводные и надводные силы, морская авиация и береговые войска, включающие соединения и части береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты, а также войсковые формирования для обороны объектов флота с суши. По своему составу ВМФ России является вторым в мире после американских ВМС.

В настоящее время определены основные концептуальные положения строительства флота на перспективу до 2000 года. В процессе разработки учитывались происходящие изменения обстановки как внутри России, так и мире в целом. К основным из них, оказывающим значительное влияние на строительство ВМФ России, можно отнести следующие.

Первое. В настоящее время возрастает роль военно-морских сил ведущих мировых держав и, соответственно, Военно-Морского Флота России как достаточно крупной части этих сил в поддержании мира и стабильности, выполнении миротворческих функций в различных, достаточно удаленных от основной территории страны, регионах мира, проведении и поддержке внешнеполитических акций государства.

Второе. Значительная пространственная разобщенность наших флотов и флотилий, обусловленная географическим положением страны, требует поддержания высокой боевой готовности и боеспособности каждого из них.

Третье. Как уже упоминалось, российский флот фактически утратил ряд важнейших объектов исторически сложившейся инфраструктуры, включая значительную часть систем базирования и обеспечения в Балтийском, Черноморском и Каспийском регионах.

Четвертое. Ранее строительство ВМФ было ориентировано на жесткое глобальное противостояние и при необходимости борьбу с конкретным морским противником - ВМС коалиции морских держав во главе с США. Сейчас сложилась качественно новая ситуация: во всех условиях обстановки флот должен обеспечить адекватный ответ на любую, в том числе внезапно возникающую, угрозу национальным интересам России на каждом из морских направлений.

Учитывая перечисленные особенности, защита национальных интересов России на море требует от флота решения следующих основных задач: выполнение совместно с другими видами ВС России (по решению государственных органов управления) функций сдерживания любого агрессора от попыток реализации военными средствами своих намерений относительно России, ее союзников и других стран; защита независимости, суверенитета, территориальной целостности и государственных интересов России от угрозы с морских и океанских направлений, включая обеспечение гражданского судоходства и гарантированного доступа к ресурсам Мирового океана, а также защиту морских районов народнохозяйственной деятельности в пределах объявленных государственных экономических зон от несанкционированного их использования другими государствами; отражение совместно со всеми видами ВС агрессии против России или ее союзников, нанесение ущерба военно-экономическому потенциалу и поражение ударных группировок ВМС противника; обеспечение внешнеполитических акций и выполнение обязательств России перед мировым сообществом по поддержанию мира и стабильности.

Исходя из этих задач, спланировано создание к 2000 году современного, сбалансированного по родам сил и средствам обеспечения Военно-Морского Флота, способного гарантированно обеспечить защиту России и государств Содружества с морских направлений. Реформирование флота предполагается вести по нескольким направлениям: во-первых, это значительное количественное (на 30-40%) сокращение состава флота, приведение его структуры в соответствие с поставленными задачами, установленной численностью и экономическими возможностями государства. Во-вторых, осуществление более рациональной военно-технической политики, направленной на качественное обновление боевого состава флотов, систем их обеспечения и базирования. В-третьих, совершенствование системы социально-воспитательного обеспечения, подготовки и комплектования, а также кадровой политики.

В рамках проводимой реформы предстоит существенное преобразование всех родов сил (войск) флота. Качественное совершенствование морских СЯС и системы управления ими должно осуществляться путем приведения их характеристик к уровню современных требований. В то же время количественный состав МСЯС в случае реализации Договоров по СНВ-1 и СНВ-2 сократится более чем на 50%. Строительство новых подводных лодок стратегического назначения на ближайшие пять лет не планируется, но научно-исследовательские проработки в этом направлении продолжаются.

Для сокращения типажа подводных лодок общего назначения будет производиться замена выслуживших установленные сроки и ввод в состав флота новых: по одному типу многоцелевой атомной и дизельной (с ограниченным водоизмещением) подводных лодок. Серийное строительство подводных лодок в ближайшей перспективе планируется осуществлять только на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в г.Северодвинске (ранее оно велось на четырех предприятиях). Новые подводные лодки будут оснащены различными высокоэффективными видами оружия для действий по надводным и подводным целям, а также береговым объектам в зависимости от поставленных задач.

Дальнейшее развитие получат боевые надводные корабли. Продолжится серийное строительство относительно крупных кораблей - эсминцев типа «Современный» и их последующих модификаций, а также сторожевых кораблей типа «Неустрашимый». Кроме того, в рамках межправительственного Соглашения между Россией и Украиной планируется рассмотреть вопрос о достройке ранее заложенных на судостроительных заводах юга Украины тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» и ряда судов обеспечения. Приоритет в строительстве кораблей морской зоны будет отдан качественно новым типам малых сторожевых и минно-тральных кораблей небольшого водоизмещения. Важно отметить, что универсальность боевых надводных кораблей должна достигаться за счет их оснащения унифицированными пусковыми установками для применения высокоточных крылатых ракет большой дальности в обычном снаряжении, противокорабельных и противолодочных ракет, а также многофункциональными системами управления оружием и другим современным вооружением.

Наряду с освоением современных самолетов и вертолетов, в том числе и корабельного базирования, будет продолжаться сокращение количества типов авиационных комплексов корабельного и берегового базирования. Планируется создание перспективного многоцелевого самолета берегового базирования, предназначенного для решения задач освещения надводной и подводной обстановки в операционных зонах, выдачи целеуказания и решения других задач.

В перспективе должно произойти существенное расширение боевых и мобильных возможностей береговых войск, в том числе для действий в составе создаваемых мобильных сил.

В условиях резкого сокращения ассигнований необходимо тщательно проработать и обеспечить сбалансированность состава флота по боевым и обеспечивающим системам.

Нужно считаться также с тем, что планируемые значительные сокращения и реорганизация объединений и соединений флотов, создание новых группировок сил (войск) должны соответствовать новым военно-политическим условиям, реальным потребностям России в морском компоненте ее военного потенциала.

Весьма актуальной в течение длительного времени будет проблема комплектования экипажей подводных лодок, надводных кораблей и других частей ВМФ преимущественно на контрактной основе. Для решения этой и других проблем с помощью уже принятого пакета основных военных законов предполагается осуществить обширный комплекс мероприятий по повышению социальных гарантий, престижа флотской службы, возрождению патриотизма и чувства национальной гордости за принадлежность к славному российскому флоту, 300-летие которого страна будет отмечать в 1996 году.

Реализация намеченных основных направлений строительства и обновления Военно-Морского Флота России обеспечит, по нашему мнению, создание качественно нового и более современного флота, который в условиях значительных сокращений всех родов сил должен в максимально возможной степени сохранить свой боевой потенциал, стать менее обременительным для страны в экономическом отношении и быть способным достойно защищать национальные интересы России на море.

В настоящее время силы Военно-Морского Флота содержатся в постоянной боевой готовности, обеспечиваются, хотя и с большим напряжением, всем необходимым. Корабли и самолеты несут боевое дежурство и боевую службу в оперативно важных районах. Нашему флоту принадлежит весомый вклад в поддержание глобальной стабильности прежде всего за счет высокой готовности МСЯС.

В заключение следует отметить, что в складывающихся условиях интеграция России в мировую систему хозяйствования с ее прагматичной рыночной экономикой немыслима без развития морской торговли и промыслов, транспортных связей, т.е. без использования морских и океанских коммуникаций, освоения ресурсов Мирового океана и их надежной защиты. Все это неизбежно ведет к необходимости поддержания, а возможно, и усиления влияния России как одной из ведущих морских держав мира.

Если Россия не хочет в будущем поступаться своими национальными интересами, а они у нее на море весьма значительны, то она должна иметь для этого эффективный и серьезный инструмент в виде Военно-Морского Флота, который по своей мощи мог бы надежно осуществлять сдерживающие функции по отношению к возможным проявлениям недружественных намерений других морских держав.

Адмирал Громов Феликс Николаевич родился 29 августа 1937 год а в г.Владивостоке. В 1959 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О.Макарова. Служил на надводных кораблях Тихоокеанского флота до 1984 года. В 1984-1992 годах был первым заместителем командующего, командующим Северным флотом, первым заместителем главнокомандующего ВМФ. С августа 1992 года - главнокомандующий Военно-Морским Флотом России.

Термины «национальные» и «национально-государственные» интересы являются равнозначными. В дальнейшем по тексту будет применяться первый.

Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия... (полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете, 1906-1911). - Репринтное издание. - М.:Молодая гвардия, 1991. - С.168.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации