Научный потенциал кадровая составляющая

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 32-39

Научный потенциал: кадровая составляющая

Полковник запаса А.А.БЕЛОВ,

доктор военных наук

ПРОИСШЕДШИЕ в последнее время изменения военно-политиче-ской обстановки в мире, экономического положения в стране, проводи-мые на этом фоне мероприятия по сокращению Вооруженных Сил и воо-ружений усложнили организацию обороны России. Обеспечение необхо-димого уровня обороноспособности значительно меньшими по количе-ству ВС в более сложных условиях функционирования, выбор рациональных путей поддержания боевой мощи на уровне необходимой до-статочности для обороны, улучшение качественных параметров и соо-тветствующая перестройка их структуры, компенсирующие уменьшение численности, - все это требует внедрения научных методов, постоянной опоры на глубокие научные проработки всей совокупности проблем строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. С целью исключения принципиальных ошибок в области военного строитель-ства, которые в условиях снижения расходов на оборону становятся недо-пустимыми, необходимо использовать все более совершенные мето-дики обоснования решений, учитывающие разнородные факторы (в том числе новые, например, экологические), сокращать цикл проведения ис-следований и внедрения их результатов в практику повседневной дея-тельности войск и штабов, опытной разработки вооружения и военной техники.

Указанные обстоятельства объективно поднимают роль военной науки, заставляют обращать пристальное внимание на эффективность научной работы, совершенствовать ее организацию.

Результативность военно-научных исследований зависит, как пока-зали многолетние отечественные и зарубежные разработки проблем нау-коведения, от величины располагаемого научного потенциала и эффек-тивности его использования, которая определяется целевой направлен-ностью исследований, организационным, экономическим и матери-ально-техническим обеспечением исследовательского процесса.

В структуре научного потенциала (НП) должны быть выделены две основные составляющие: кадровая и технологическая. Первая соста-вляющая, или кадры, является фундаментом научного потенциала, вто-рая может оказывать стимулирующее либо тормозящее влияние и, та-ким образом, усиливать или ослаблять потенциальные возможности ка-дров. В ее состав включают подсистемы научно-методического, матери-ально-технического и организационно-управленческого обеспечения.

В статье анализируется только кадровая составляющая научного по-тенциала. Изучение ее состояния в научных организациях и ввузах пока-зывает, что военная наука переживает далеко не лучшие времена. Мно-гие авторитетные военные ученые, являющиеся родоначальниками научных школ, с достижением пенсионного возраста покинули научно-исследовательские институты и ввузы Вооруженных Сил. Невысокий уровень оплаты гражданских специалистов делает невыгодной для ушедших в запас ученых работу в военных организациях.

Проведенная в 70-х годах реформа военного образования, когда была создана система высших военных училищ с 4-годичным сроком обуче-ния и введено 2-годичное обучение в военных академиях, отрицательно сказалась на подготовке научных кадров. Сокращение программ обуче-ния слушателей осуществлялось преимущественно за счет исключения или уменьшения объемов фундаментальных дисциплин, обеспечиваю-щих высокий общетеоретический уровень знаний. Офицеры, прошед-шие такой цикл подготовки, имели достаточно высокий профессиональ-ный уровень, позволявший им квалифицированно выполнять задачи, связанные с текущей войсковой деятельностью. Однако при назначении в научные учреждения, ввузы проявлялось отсутствие обязательного для научного работника или преподавателя минимума знаний по фундамен-тальным дисциплинам (математике, физике, теории вероятности и др.). Это увеличивало сроки становления научных работников и в результате привело к снижению эффективности системы подготовки научных ка-дров - адъюнктур, соискательства. Отсутствие крепкого общеобразова-тельного фундамента у значительной части адъюнктов и соискателей, падение реального авторитета и престижа военного ученого отразились на отношении офицеров к разработке кандидатских и докторских дис-сертаций, удлинили сроки работы над ними и в целом снизили темпы подготовки кандидатов и докторов наук. В настоящее время эти темпы не компенсируют естественного старения и увольнения дипломирован-ных военных ученых, не обеспечивают их омоложение и восполнение.

Сегодня средний возраст работающих в НИО и ввузах Министерства обороны кандидатов наук составляет 47-50 лет, а докторов наук - 58-60 лет. Офицеры выходят на защиту кандидатских диссертаций в 37-40 лет (по военным наукам - в 43 - 45 лет), докторских диссертаций - в 51-53 года (по военным наукам - в 54-55 лет). Случаи защиты докторских диссерта-ций до 40 лет редки и только по техническим наукам, медицине. Все это свидетельствует о необходимости внимательного изучения состояния научных кадров и применения количественных характеристик для ана-лиза происходящих процессов.

Количественные оценки кадровой составляющей научного потен-циала НИО должны, по-видимому, отражать следующие основные пара-метры: общую численность научных подразделений, структуру должно-стей работников, профессиональный состав кадров (научный стаж, нали-чие ученых степеней), их потенциальную продуктивность.

Говоря о профессиональном уровне ученого, надо иметь в виду, что он определяется не только наличием или отсутствием ученой степени. На качество и продуктивность научной деятельности наряду с квалифи-кацией заметное влияние оказывают такие факторы, как возраст, состояние морально-психологической обстановки в коллективе, возможность реализации полученных результатов, состав исследовательской группы, близость соответствия исследуемых проблем профессиональным инте-ресам ученого, уровень информационного обеспечения исследований и др. Результаты исследований влияния некоторых из перечисленных фак-торов можно найти в отечественной литературе. Однако использовать их применительно к военным исследовательским организациям следует с учетом специфики последних.

При исследованиях динамики творческой активности ученого исхо-дят из представления научной деятельности как процесса изменения со-отношения трех ее основных видов: накопление известных и производ-ство новых знаний, их передача. В каждом возрастном периоде преобла-дает один из этих видов научной деятельности, что условно представ-лено на рис.1.

Научный потенциал кадровая составляющая

По мере увеличения возраста центр тяжести перемещается от накоп-ления к производству, а затем к передаче знаний. В результате весь цикл творческой жизни ученого можно разделить на пять основных фаз, для каждой из которых характерно свое соотношение видов деятельности. Используя в качестве критерия результативности научной работы публи-кационный показатель, составим график возрастного изменения продук-тивности работы ученого (см. рис.1), из которого следует, что при благо-приятных условиях период высокой продуктивности научной деятель-ности достаточно длителен (от 35-40 до 60-65 лет).

Возрастные ориентиры, указанные на диаграмме, соответствуют уче-ным академических и отраслевых институтов. Применительно к воен-ным ученым они должны использоваться с поправками. Наиболее бла-гоприятной для военного научного работника является следующая схема: после окончания высшего военного училища офицер направля-ется в войска (4-6 лет), затем поступает в академию (2-3 года), после ее окончания попадает в научную организацию или в адъюнктуру ввуза. Та-ким образом, даже при самых благоприятных условиях его научный путь начинается только в 28-30 лет. Но обычно это происходит значительно позже, о чем свидетельствуют установленные приказами предельные сроки поступления в адъюнктуру (35-40 лет).

Указанные особенности смещают вправо начало графика научной продуктивности, а с учетом сохранения сроков окончания деятельности сжимают его по времени. Позднее начало научной деятельности затяги-вает период становления офицера как ученого, снижает темпы накопле-ния и производства знаний, что в целом ведет к уменьшению их отдачи (рис. 2).

Научный потенциал кадровая составляющая

Сопоставление графиков приводит к выводу о целесообразности более ранней специализации будущих научных работников и освобождения их от обязательной службы в войсках. По-видимому, знакомить их с особенностями армейской службы более рационально путем периодиче-ских стажировок (но это, конечно, касается только офицеров, склонных к научной работе). Следует также приветствовать систему обучения в военных академиях выпускников средних школ. Можно рассчитывать на то, что именно они в первую очередь будут пополнять наши НИО и ввузы. Эти меры позволят приблизить график научной продуктивности военных научных работников к исходному виду (показан пунктиром) и вследствие этого повысить ее суммарную отдачу. В возрастной динамике ученого требуется учитывать неизбежность увольнения из ВС по дости-жении предельного возраста (50 или 55 лет). Положение этой возрастной границы на графике научной производительности свидетельствует о том, что военные ученые расстаются с Вооруженными Силами в период максимальной творческой отдачи, реализации накопленных знаний, подготовки учеников. В этом возрасте обычно еще хорошее здоровье, высокая работоспособность. Не случайно уволенные из армии ученые пользуются высоким спросом в других ведомствах, где их охотно прини-мают на работу. Правда, небольшая часть квалифицированных специа-листов остается в Вооруженных Силах на гражданских должностях. Вряд ли такое положение можно считать нормальным. По-видимому, для научных работников должны быть установлены более высокие возраст-ные пределы нахождения на действительной военной службе.

Приведенные на рис.1 и 2 зависимости отражают усредненные пока-затели. В действительности каждый научный работник имеет свой пре-дел продуктивности и свои темпы ее возрастания и снижения. График возрастной динамики индивидуален, определить его можно только на завершающей стадии творческого пути. Поэтому для получения коли-чественных показателей научного потенциала организаций представля-ется целесообразным использовать не динамические, а обобщенные ста-тические показатели профессионального уровня работников. Для этого предлагается использовать следующие показатели: первый - оценка от-носительной важности (значимости) работников отдельных категорий (Ci), установленная с учетом их квалификации, стажа работы и отноше-ния к воинской службе; второй - коэффициент (Ki), отражающий долю рабочего времени, приходящегося непосредственно на научно-исследо-вательскую деятельность (значения Ki связаны с должностью, занимае-мой научным работником).

Значения Ci и Ki, определенные путем обработки экспертных оценок группой руководящих работников научно-исследовательских организа-ций и военных академий, сведены в табл.1 и 2.

Научный потенциал кадровая составляющая

Научный потенциал кадровая составляющая

т.е. для расчета научного потенциала НИО или ввуза необходимы следующие данные: структура штатных должностей, количество докто-ров и кандидатов наук на каждой должности.

В качестве единицы научного потенциала (ЕНП) принят потенциал военнослужащего, занимающего должность научного сотрудника, кото-рый затрачивает на проведение исследований все рабочее время (это уч-тено введением коэффициента 1,6).

Поэтому потенциал П представляет собой условное количество науч-ных сотрудников-военнослужащих, эквивалентное реальному кадро-вому составу организации.

При определении научных потенциалов военных академий следует рассчитывать отдельно вклад профессорско-преподавательского состава и работников научных подразделений, так как работники научных под-разделений расходуют на проведение исследований все рабочее время, а преподаватели только часть его (по нормам в среднем 20%).

Конечно, предложенный подход является условным. Существуют ра-боты, которые могут быть выполнены только квалифицированными специалистами (докторами или кандидатами наук) и никакое количество научных сотрудников не может их заменить. Тем не менее использова-ние таких оценок позволяет решать многие чисто практические задачи -сравнивать научные потенциалы разных учреждений, определять эффек-тивность использования научного потенциала при его сопоставлении с результатами научной деятельности, влияние различных организацион-ных мероприятий на величину научного потенциала и др.

Иногда лучше использовать удельный показатель научного потен-циала (Пуд), представляющий собой величину суммарного научного по-тенциала, приходящуюся на одного научного работника. Он более на-глядно отражает средний уровень квалификации (качества) кадрового состава организации, который в суммарном значении величины науч-ного потенциала выражен не так явно. Его значение может быть использовано для сравнительных оценок качества кадровой составляющей в различных НИО, существенно отличающихся по численности.

Научный потенциал кадровая составляющая

В качестве примера рассмотрим несколько условных научных учреж-дений, которые характеризуются по структуре и кадровому составу дан-ными, приведенными в табл. 3. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что значения удельных потенциалов колеблются в пределах 1,3 -2,13. Высокие значения Пуд соответствуют большей доле докторов наук, ученых со степенями и работников старших должностных категорий в организационно-штатной структуре организации.

Результаты расчета научных потенциалов военных академий пред-ставлены на рис.3 в виде диаграмм, включающих две составляющие по-тенциал профессорско-преподавательского состава (Пппс) и потенциал работников научных подразделений (Пнп). Они показывают, что наибо-лее высоким научным потенциалом располагают Военно-медицинская академия, Военно-воздушная инженерная академия им.Н.Е.Жуковского, Военная инженерно-космическая академия им.А.Ф.Можайского, Воен-ная академия им.Ф.Э.Дзержинского и Военно-морская академия им. Н.Г.Кузнецова. Значительная доля научного потенциала военных акаде-мий приходится на профессорско-преподавательский состав, а в некото-рых академиях (Военная академия тыла и транспорта, Военная академия им.М.В; Фрунзе, Гуманитарная академия Вооруженных Сил) является его основой. Вместе с тем потенциал профессорско-преподавательского со-става академий используется крайне слабо вследствие значительной за-нятости в учебном процессе. Поэтому, видимо, целесообразно пересмо-треть действующие нормы нагрузки с учетом сокращения набора слуша-телей.

Что же показывает анализ существующего положения с научными ка-драми? Увеличение темпов увольнения военнослужащих, выслуживших установленные сроки, привело к потере Вооруженными Силами только за последние полтора года более трети докторов и кандидатов наук, что в свою очередь снизило общий научный потенциал некоторых организа-ций на 25-30 %. Уволено значительное количество научных работников среднего звена (подполковников в возрасте старше 45 лет), а это в основ-ном - начальники лабораторий и старшие научные сотрудники. Образо-вался разрыв между только что пришедшими в институты выпускни-ками военных училищ, академий и руководителями научных отделов. Некомплект личного состава в некоторых НИО достигает 15-20 %. Все это свидетельствует о неблагополучном положении с научными кадрами и требует принятия срочных мер для преодоления негативных тенденций в этой области.

В настоящее время необходимо максимально бережно отнестись к научным кадрам НИО и военных академий. Пока удалось сохранить авторитетные научные школы в военных академиях (Военно-воздушная инженерная академия им.Н.Е.Жуковского, Военная академия им.Ф.Э.Дзержинского, Военная инженерная академия им.В.В.Куйбышева, Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф.Можайского и др.), головных НИ О видового и центрального подчинения. Однако руко-водители уходят, школы перестают функционировать. Увольнение веду-щих ученых ведет к распаду системы подготовки научных кадров - ин-ститута научных руководителей, специализированных советов, пока еще поддерживающих высокий уровень требований к диссертационным ра-ботам и квалификации соискателей.

Научный потенциал кадровая составляющая

К сожалению, уже сейчас имеет ме-сто прохождение через специализированные советы организаций, ранее имевших высокий научный авторитет, диссертационных работ, не отве-чающих требованиям Высшего аттестационного комитета России. При-нятые меры по активизации подготовки научных кадров (создание сети докторантур, расширение адъюнктур, подготовка в военных академиях инженерных кадров из выпускников средних школ) начнут приносить ре-альные плоды только через 3-5 лет. Поэтому необходимо удержать на это время оставшихся в НИО и ввузах докторов и кандидатов наук и ма-ксимально использовать их для подготовки смены.

Как это сделать? Во-первых, разрешить военным докторам и канди-датам наук служить сверх установленного срока, пока они способны ак-тивно трудиться. В то же время, чтобы не создавать барьеров для продви-жения молодых ученых, можно ввести контрактную систему найма или периодически проводить конкурсы. Во-вторых, назначать на конкурсной основе уволенных в запас дипломированных ученых на должности воен-нослужащих. B-третьих, обеспечить такой уровень оплаты труда воен-ных ученых, который реально подтверждал бы их высокий авторитет, способствовал привлечению к военно-научным исследованиям наибо-лее квалифицированных специалистов и, самое главное, восстанавливал былой престиж военного ученого и его притягательность для молодых научных работников.

Не менее важной задачей является рациональное использование имеющегося научного потенциала: устранение дублирования исследо-ваний, освобождение ученых от выполнения непрофильных задач, эф-фективное управление научной работой. Однако, эти вопросы выходят за рамки рассматриваемой в статье проблемы и требуют отдельного раз-говора.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации