Методология исследования проблем безопасности и стабильности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1993, стр. 34-38

Методология исследования проблем безопасности и стабильности

Генерал-майор В.П.ЛУЗЯНИН,

член-корреспондент Академии естественных наук

Российской Федерации, доктор технических наук

ДЛЯ РЕШЕНИЯ сложных многофакторных проблем глобальной и региональной безопасности необходима эффективная методология ис-следования проблем национальной безопасности отдельных государств и стратегической стабильности системы в целом. События последнего времени убедительно доказывают, что вопросы национальной безопас-ности государств обязательно должны решаться с учетом интересов всех стран, их взаимного вклада в повышение общей стратегической стабиль-ности.

Возможными причинами возникновения вооруженных конфликтов (Кувейт, Югославия, Карабах, Молдова) в сложившихся военно-полити-ческих условиях могут быть как политические, включая идеологические, националистические, религиозные, так и экономические, территориаль-ные притязания сторон. Одна или несколько подобных причин, накаляю-щих обстановку, могут сопровождаться приходом к власти антидемокра-тических режимов, резко дестабилизирующих международную безопас-ность. Наиболее вероятными их целями могут быть: реализация полити-ческих и националистических устремлений с применением силы, расши-рение экономического пространства путем захвата территории отдель-ных стран. Поэтому поддержание глобальной и региональной безопас-ности в этих условиях требует дальнейшего усиления стабилизирую-щего влияния существующих международных структур - Европейских политических органов (СНГ, НАТО и СБСЕ) и ООН, не исключается соз-дание подобных органов в азиатско-тихоокеанском регионе. Их деятель-ность должна исключить в будущем возможность возникновения широкомасштабных вооруженных конфликтов в любых регионах посред-ством управления (контроля) стабильностью и поддержания вооружен-ных сил государств на минимальном уровне достаточности. Опыт свиде-тельствует, что рецидивы вооруженных конфликтов типа Югославского, Карабахского или Ирако-Кувейтского (1991 года) не исключаются и в по-следующем как при отсутствии политической воли сторон к миру, так и при низкой эффективности моделей и структур сдерживания.

Исходя из этого, существенным для проведения согласованной воен-ной политики государств (коалиций) и международных органов по укреплению стабильности является, на наш взгляд, разработка единой методологии анализа и выработки мер обеспечения безопасности, стабиль-ности и оборонной достаточности.

Безопасность сторон (глобальная, региональная или национальная) предполагает прежде всего отсутствие угрозы для существования и раз-вития государств (коалиций), а при ее появлении - способность проти-востоять ей. Поэтому уровень безопасности целесообразно измерять об-ратной величиной от степени угрозы или от ее ожидаемых последствий (риска).

Изменения, происходящие в мире, привели к созданию, предпосылок для образования эффективной модели безопасности, основанной на партнерстве и взаимопонимании между государствами НАТО и СНГ, США и Россией, дальнейшем укреплении их национальной и всеобщей безопасности, появлении новых структур поддержания стабильности и предотвращения вооруженных конфликтов.

Такие взаимоотношения в области обороны между государствами прежнего биполярного мира (НАТО - ОВД, США - СССР) коренным об-разом изменяют военно-политическую обстановку и, следовательно, военно-стратегические цели и задачи вооруженных сил. Основной их за-дачей становится совместное поддержание военно-стратегической ста-бильности в глобальном масштабе. Да и само понятие военно-стратеги-ческой стабильности в этих условиях получило новую трактовку, где уси-ление акцента делается на коллективную оборону государств и содержа-ние вооруженных сил в состоянии минимальной оборонной достаточно-сти.

Проблема поддержания глобальной и региональной безопасности и стабильности может быть решена только с учетом жизненных интересов и национальной безопасности всех заинтересованных сторон, соста-вляющих «многополюсную (многополярную) систему». Ее стабильность весьма чувствительна к политическим, военным, экономическим, эколо-гическим, национальным, моральным, психологическим, религиозным и другим факторам. При этом уровень каждого из них должен нахо-диться в соответствии с остальными, не вызывая серьезных диспропор-ций. Например, в военно-стратегическом плане это означает необходи-мость соблюдения принципа соответствия количественно-качествен-ного состава вооруженных сил сторон степени военной угрозы и требова-ниям концепции оборонной достаточности всеми государствами. Безу-словно, все это должно основываться на политических договорах, опре-деляющих новую систему коллективной безопасности.

Оборонная достаточность государств отвечает такому количественно-качественному состоянию их вооруженных сил и вооружений, при кото-ром обеспечивается сдерживание и отражение агрессии, но невозможны внезапное нападение и крупномасштабные наступательные операции без проведения дополнительного развертывания. Для ядерных держав оборонная достаточность предполагает достаточность стратегических

наступательных вооружений (СНВ) и сил общего назначения (СОН).

Достаточность СНВ определяется минимальными количественно-качественными параметрами ядерного потенциала, требующегося для выполнения боевых задач в ответных действиях. Что касается достаточ-ности СОН, то здесь исходят из состава, структуры, дислокации войск (сил) и вооружений на вероятных театрах войны, возможностей систем разведки и предупреждения, управления и всех видов обеспечения. Кроме того, она зависит от военно-политических целей, военно-политической и стратегической обстановки: степени военной угрозы; боевого состава и боевых потенциалов войск противостоящих сторон; направленности их военных доктрин; физико-географических условий; экономических, научных, социально-политических и духовных возмож-ностей, используемых для удовлетворения военных потребностей; и др.

По своей сути, поддержание достаточности обороны сродни взаим-ному сдерживанию сторон. А сдерживание предполагает взаимодей-ствие государств под эгидой ООН в политико-правовой, экономической, гуманитарной и военной сферах в целях предотвращения угрозы мир-ному развитию международных отношений или пресечения актов агрес-сии и восстановления мира, откуда бы эта угроза или агрессия ни исхо-дили.

В части методологии известны такие исследования проблем стабиль-ности, как, например, модель Т.Саати (США), многополюсная модель стабильности Р.Хубера (ФРГ), двухмерная многокомпонентная модель Геловани (Россия, ВНИИСИ), модель А.Кокошина «АСК» (Россия, ИСКАН), модель гонки вооружений и разоружения Ричардсона (США). Все они в принципе позволяют оценивать области устойчивости теку-щего состояния СНВ и СОН и, следовательно, определять возможности по их радикальному сокращению. Однако, с практической точки зрения, они, на наш взгляд, малоприменимы, так как не учитывают ряд военно-политических и оперативно-стратегических факторов.

Введение понятия стабильности многополярных систем помогает перейти к рассмотрению новой методологии ее анализа с использова-нием системы моделирования решений по управлению стабильностью. В ее основу положены следующие принципиальные положения.

Первое. Стратегическая стабильность как процесс описывается слу-чайной функцией времени. Процесс изменения стратегической стабиль-ности в регионе (мире) объективно управляем соответствующими струк-турами совместной безопасности многополюсного мира.

Второе. Поддержание стабильности в регионе (мире) требует коррек-тирующих воздействий со стороны создаваемых структур совместной бе-зопасности на управляемые параметры этого процесса, определяющие поведение сторон.

Третье. Управление стратегической стабильностью базируется на соз-дании организационно-технического, информационного и математиче-ского обеспечения этого процесса в структурах многополюсной системы совместной безопасности.

В основу организационно-технического обеспечения целесообразно положить систему взаимосвязанных единой территориально-распределенной информационно-вычислительной сетью независимых нацио-нальных исследовательских центров национальной безопасности и стра-тегической стабильности. Они должны анализировать и обобщать ин-формацию по широкому спектру вопросов (политической, экономиче-ской, военной, экологической, юридической и другим сторонам жизни своих стран) и после оценки официальными органами государственного и военно-политического управления выдавать обобщенные данные для их комплексного анализа в информационно-аналитическом Центре при СБСЕ.

Информационное обеспечение заключается в поддержании в рабочем состоянии баз данных и комплексов информационных моделей стран (блоков) и регионов в составе единой информационной модели мира, со-держащей в своей структуре и информационные модели соответствую-щих региональных и всемирных органов управления. Оно должно инте-грировать и обрабатывать данные как для принятия решений ответст-венными должностными лицами (СНГ, НАТО, СБСЕ, ООН), так и для функционирования математического обеспечения в целях подготовки рекомендаций.

Математическое обеспечение предназначено для выполнения всех ви-дов анализа и оценки стратегической стабильности в интересах проведения мероприятий по управлению ею, включая статический, динамиче-ский и игровой многосторонний анализ. Здесь предполагается наличие двух контуров оценки: военно-стратегической стабильности и общей стратегической стабильности.

Контур оценки военно-стратегической стабильности может включать, по нашему мнению, три подсистемы: для анализа и оценки коэффициен-тов соизмеримости образцов вооружения и военной техники, войсковых формирований; боевых возможностей группировок войск сторон; приня-тых ограничений на ВС, исходя из критерия военно-стратегической ста-бильности многополюсной системы и вытекающих из него уровней обо-ронной достаточности для различных стран.

Вопросы обоснования структуры и состава Вооруженных Сил тесно взаимосвязаны с поиском рационального боевого состава группировок войск (сил) и вооружения в определенных регионах страны.

С учетом изложенного основным критерием оборонной достаточно-сти целесообразно считать достижение такого количественно-качествен-ного соотношения сил и средств группировок войск (сил) сторон, кото-рое соответствовало бы минимальному уровню выполнения ими боевых задач, необходимых для

достижения целей вооруженной борьбы.

Как уже отмечалось, для обоснования состава группировок вооружен-ных сил степень оборонной достаточности можно классифицировать тремя уровнями: низкий, средний, высокий. Такой подход позволяет рассчитывать альтернативные варианты группировок войск (сил) и средств оборонной достаточности, а затем осуществлять выбор нужного в данный момент по критерию «эффективность - стоимость».

Поддержание высокого уровня оборонной достаточности требует наибольших затрат и, следовательно, соответствует максимальной стои-мости группировки. Поэтому в рамках изложенной проблемы важней-шей задачей является нахождение оптимального состава группировки войск (сил) и средств на основе выбранных показателей эффективности: оперативных, позволяющих проводить оценку уровня привлекаемого боевого потенциала для сдерживания и отражения агрессии, и военно-экономических, обеспечивающих расчет затрат и ресурсов для выполне-ния заданного объема задач. Для практического решения этой задачи разработана методология динамического анализа соотношения сил сто-рон и определения состава группировок оборонной достаточности. Рас-четы производятся в диалоговом режиме на ПЭВМ в следующем по-рядке. Сначала на основе предварительных исследований опреде-ляются: количество типов образцов вооружения и военной техники (ВВТ); коэффициенты соизмеримости (боевые потенциалы); стоимость ВВТ сторон; ограничения на поставку новой боевой техники; процент боеготовых ВВТ по классам; эффективность применения средств пора-жения в конкретных условиях; разведанность целей. Затем по результа-там моделирования оборонительной операции вводятся ограничения на соотношение сил сторон для введенных уровней оборонной достаточно-сти (низкий, средний и высокий) по каждому классу вооружения. С по-мощью модели оценки соотношения сил находят количественный со-став типовых войсковых формирований, группировок ВС по эшелонам на заданные моменты времени.

Используя модель оптимизации состава вооружений группировки войск (сил) оборонной достаточности, определяется оптимальное коли-чество образцов ВВТ в регионе по критерию минимальной стоимости при необходимом уровне оборонной достаточности, принятой техниче-ской политике и принятых международных договорных обязательствах.

И, наконец, на основе полученного оптимального состава вооруже-ний в регионе вычисляется рациональный качественный и количествен-ный состав группировок по эшелонам и резерва на уровне войсковых формирований. Для этой цели применяется модель оптимального распре-деления состава вооружений по войсковым формированиям на интересуемом операционном направлении по критерию максимальных боевых возможностей при заданном уровне оборонной достаточности.

Показатели военно-стратегической стабильности при необходимо-сти используются во втором контуре для оценки общей стабильности с учетом военно-политических и других глобальных факторов.

Контур оценки общей стратегической стабильности предназначен для оценки и обоснования глобальных показателей стабильности многопо-люсной системы: соотношения уровней национальных безопасностей сторон и комфортного состояния системы в целом. В его состав входят аналитико-игровые модели статического и динамического анализа ста-бильности для решения как прямых оценочных, так и обратных задач планирования и управления ею (методика экспертной оценки стабиль-ности; аналитическая игровая модель стабильности; динамическая и ста-тическая модели стабильности; модель планирования национальной по-литики в области безопасности и стабильности).

Наиболее общую оценку стабильности по глобальному показателю - степень комфортного состояния системы - обеспечивает методика экс-пертной оценки стабильности. Она учитывает не только военно-стратеги-ческие, но и экономические, военно-политические, другие факторы и ре-шения сторон, не выраженные в терминах и шкалах соотношения воен-ных потенциалов. Этот показатель характеризует степень достижения целей сторон в регионе. Методика работает в двух режимах: оценочном и оптимизационном. Последний позволяет сделать наилучший выбор ва-риантов действий сторон или вкладов (весов) их частных целей в дости-жение общей стабильности.

Аналитическая игровая многополюсная модель выбора решений явля-ется важнейшим элементом системы обеспечения их выработки. Она дает возможность определять рациональные варианты действий сторон при реализации сформулированных целей. Аналитико-игровая методо-логия была использована для ретроспективного анализа принимаемых решений военно-политическим руководством стран-участниц Ирако-Кувейтского кризиса (1991 год) на различных этапах его развития: пред-военный период, начало боевых действий, послевоенное урегулирова-ние.

Динамическая модель предназначена для анализа и оценки уровней стабильности системы в целом, системы национальной безопасности сторон, степени их сотрудничества, распределения ресурсов для сниже-ния или усиления угрозы. На каждом шаге анализа она использует соо-тветствующие статические данные, т.е. статическую модель.

Статическая и динамическая модели позволяют в игровом режиме оценить последствия возможных действий государств (их коалиций) по ликвидации или усилению взаимных угроз и задействованных для этого ресурсов.

Модель планирования национальной политики предназначена для оп-тимального распределения ресурсов сторон по определенным этапам действий. Она может использоваться в игровом режиме для разработки национальных графиков скорейшей ликвидации угрозы с учетом распо-лагаемых ресурсов.

Таким образом, рассмотренная система обеспечения выработки ре-шений по управлению (контролю) стабильностью может служить в ка-кой-то степени прообразом (макетом) специального математического обеспечения соответствующих информационно-аналитических центров России, отдельных государств СНГ и Содружества в целом, а также и международных органов (НАТО, СБСЕ, ООН). На наш взгляд, создание таких центров в Европе и других регионах мира способно повысить каче-ство и своевременность выработки и принятия решений по стабилиза-ции обстановки, усилить роль существующих и создаваемых структур этих органов в вопросах обеспечения безопасности.

Военная мысль. - 1992. - № 11. - С.26.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации