Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 52-58

Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями)

Подполковник В.П.ДРУЖИНИН,

кандидат военных наук

При проведении реформы военного образования актуаль-ным становится поиск путей совершенствования системы под-готовки офицерских кадров. Решить эту задачу можно путем разработки и широкого внедрения в учебный процесс ввузов перспективных методик обучения слушателей, основанных на передовых достижениях науки и техники. Автор предлагает одну из таких методик, базирующуюся на использовании ко-мандно-штабных игровых моделей (КШИМ) Успешное ее внедрение в учебный процесс может способствовать эффек-тивной подготовке командных кадров.

В УСЛОВИЯХ реформирования Вооруженных Сил Российской Феде-рации особое место отводится проблеме повышения эффективности управления войсками (силами). По нашему мнению, для успешной ее реализации в первую очередь необходимо улучшить качество подго-товки управленческих кадров. Выработка профессиональных качеств у слушателей в ввузе наряду с изучением теоретических положений осу-ществляется в ходе практических занятий, где обучаемые приобретают знания, умения и навыки, позволяющие им в будущем успешно решать задачи по управлению войсками. При этом достичь высокого уровня под-готовки вряд ли возможно без приближения учебной обстановки (в кото-рой действует обучаемый) к реальной, т.е. к той, в которой находится должностное лицо, чьи функциональные обязанности отрабатываются. Такое положение может быть достигнуто за счет дальнейшего развития военных игр реализованных на ЭВМ. Это позволит во многом решить проблему обеспечения в ходе занятия качественной и непрерывной об-ратной связи на все действия обучаемых.

Под обратной связью понимается процесс, когда обучаемый, дей-ствующий в роли того или иного должностного лица, имеет возмож-ность наблюдать в различных формах результаты своей управленческой деятельности. Необходимо отметить, что в традиционной методике обучения обратная связь, как правило, проявляется: в ввузе - в виде оценки преподавателя; в войсках - командира (начальника). На основе практического опыта они делают вывод о том, насколько действие (от-данное распоряжение) обучаемого влияет на ход и исход боевых дей-ствий. Однако нельзя не учитывать, что обратная связь и ее качество, за-висящие лишь от методического мастерства преподавателя (коман-дира), имеют существенные недостатки: крайне мала средняя продолжи-тельность обратной связи во времени; неадекватность и неизбежный субъективизм оценки. Так, если рассмотреть учебный управленческий цикл, состоящий из времени доведения исходной обстановки до слуша-теля, ее оценки, принятия решения, постановки задачи, мысленного мо-делирования преподавателем действий войск на основе отданного обу-чаемым распоряжения и доведения до обучаемого результатов модели-рования, то первый и два последних такта можно отнести к непродуктив-ным временным затратам (с точки зрения обучения). Как показывает опыт, такие затраты на шестичасовом занятии с учетом времени вводной и заключительной частей составляют более двух часов. Учитывая, что при существующей методике преподаватель плодотворно работает, как правило, только с одним обучаемым, то максимально возможное время активной работы каждого слушателя может составить 16-17 мин. Если определять эффективность такого занятия, как отношение времени ак-тивной работы одного слушателя к общему времени, отводимому на за-нятие, то она даже теоретически (при проведении занятия по традицион-ной методике) не может превысить значения 0,06. При этом за единицу принимается эффективность такого занятия, на котором в течение всего учебного времени каждый обучаемый работал активно.

Опыт применения в Военной академии имени М.В.Фрунзе КШИМ, реализованных на базе персональных ЭВМ, подтверждает возможность значительного повышения эффективности занятий, обеспечивая при этом высокое качество отработки изучаемых вопросов и максимальную степень приближения динамики развития учебной обстановки к боевым условиям.

Использование в учебном процессе академии КШИМ в целом позво-лило: добиться овладения слушателями спецификой проведения игро-вой формы обучения; научить обучаемых методике проведения трени-ровки по управлению частями, подразделениями в общевойсковом бою; повысить уровень овладения техническими средствами обучения и объем наработки времени слушателей на вычислительной технике; раз-вить инициативу и чувство ответственности за принимаемые решения; воспитать позитивное отношение слушателей к совместной работе в со-ставе коллектива исполнителей; сформировать умение оперативно ре-шать практические задачи; проанализировать поведение слушателей в условиях наличия зримой «обратной связи» на прямое воздействие на ход боевых действий.

Вместе с тем дефицит вычислительной техники не позволяет в на-стоящее время создать на базе КШИМ широкую сеть занятий, хотя тео-ретически эти вопросы проработаны. На основе КШИМ возможна прак-тическая реализация как односторонних, так и двусторонних занятий (групповые, практические, тренировки по управлению боем, тактиче-ские летучки, командно-штабные тренировки, командно-штабные уче-ния). Роль игровых методик на этих занятиях заключается в предоставле-нии обучаемым на текущий момент времени данных о положении, ха-рактере действий и состоянии войск сторон, обработке отданных боевых распоряжений, на основе которых осуществляются двустороннее моде-лирование боевых действий и их розыгрыш. Моделирование предста-вляет собой проведение программой КШИМ циклических расчетов по оценке возможностей группировок сторон и изменение обстановки с уче-том принимаемых решений и отданных распоряжений обучаемыми сто-ронами. Последовательность работы модели показана на рис.1.

Розыгрыш боевых действий в модели осуществляется для общевой-сковых подразделений (мотострелковых, танковых), артиллерии, авиа-ции, средств ПВО и органов разведки. Обучение слушателей можно вести как индивидуально, так и в составе одной-двух учебных групп. Тех-нической базой КШИМ являются ПЭВМ типа ЕС-1841 (1845), а также за-рубежные ПЭВМ типа РС-АТ, РС-ХТ.

Исходными данными для моделирования боевых действий в КШИМ служат сведения о положении, характере действий и состоянии всех бое-вых подразделений на начальное время и план боевых действий каждого подразделения.

Практическая часть использования КШИМ начинается с введения обучаемых в исходную тактическую обстановку, данные о которой по-ступают по двум каналам (третий пока еще не реализован): с экрана дисп-лея (в виде схемы) и с печатающего устройства (в виде боевого донесе-ния подчиненного командира, информации старшего начальника). Обу-чаемые оценивают обстановку, принимают решения и отдают распоря-жения подчиненным войскам, используя заложенные в память ПЭВМ формализованные формы боевых документов. КШИМ осуществляют моделирование действий войск сторон на основе отданных обучаемыми распоряжений, результаты которого отображаются на экране дисплея в виде изменения сложившейся тактической обстановки. Для усиления эффекта динамики боя одновременно может осуществляться имитация докладов подчиненных командиров о положении, состоянии и характере действий своих частей (подразделений), которые выводят на печатаю-щее устройство или динамик ПЭВМ. После этого начинается следую-щий учебный цикл.

Как показала практика, использование на занятиях по управлению войсками КШИМ позволяет значительно повысить время активной и продуктивной работы слушателей, что в итоге в 3-4 раза увеличивает их эффективность. Под активной работой слушателя понимается время, в течение которого обучаемый непосредственно занимался вопросами управления войсками, а под продуктивной работой - время, когда обучае-мый имел устойчивую обратную связь на свою управленческую деятель-ность. Главное достижение использования в учебном процессе ввузов КШИМ заключается в том, что они повышают ответственность слушате-лей за принимаемые решения. Это объясняется наглядностью результа-тов моделирования действий войск на основе отданных ими распоряже-ний.

Вместе с тем на данном этапе использование в учебном процессе КШИМ хотя и позволяет нивелировать уровень субъективизма в осу-ществлении обратной связи на управляющее воздействие, но в целом пока не дает возможности эффективно решить проблему индивидуаль-ной оценки работы каждого обучаемого. Для этого необходимо реализо-вать в КШИМ методику оценки работы слушателя по управлению вой-сками программным способом. На наш взгляд, она должна представлять комплексную проверку корректности управляющих действий обучае-мого по определенным оценочным критериям с целью установить их це-лесообразность.

Применяемые в традиционной методике способы оценки действий обучаемых очень разнообразны и строятся на учете широкого спектра по-казателей и критериев, которые зависят от уровня подготовки преподавателя и, как правило, субъективны. Вместе с тем ПЭВМ не может как преподаватель гибко мыслить, конкретно выражать мысли и давать оценки. Однако в отличие от него ПЭВМ в состоянии быстро просчитать большое количество вариантов и выбрать наиболее целесообразный. Ис-ходя из этого, можно успешно реализовать идею машинной (програм-мной) оценки управляющих действий обучаемых, в основу которой це-лесообразно положить принцип эталона.

Вариант программной (машинной) оценки управленческой деятель-ности обучаемого (обучаемых) показан на рис.2. Сущность ее заключа-ется в том, что в ходе работы обучаемого с моделью идет поэтапное мо-делирование действий войск на основе отданных обучаемым распоряже-ний с одновременной оценкой результатов моделирования по следую-щим оценочным критериям: коэффициент потерь своих войск (Кпс), коэффициент потерь войск противника (Кпп) и коэффициент продвиже-ния противника (Кпр) или коэффициент выполнения боевой задачи (Квбз).

Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями)

Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями)

На основе полученных значений коэффициентов по заданной балль-ной шкале ЭВМ программно определяет результат управленческой дея-тельности обучаемого (обучаемых) в баллах. Балльная шкала предста-вляет эталонную шкалу допустимых интервалов значений коэффициен-тов. При этом наиболее целесообразным представляется использование десятикратной методологии деления. Шкала интервалов позволит отве-тить на вопрос, на сколько отличается решение обучаемого (обучаемых) от принятого на кафедре (эталонного)? Оценочную градацию в зависи-мости от полученного количества баллов можно осуществлять следую-щим образом: 1-4 балла - неудовлетворительно; 5-6 - удовлетвори-тельно; 7-8 - хорошо; 9-10 баллов - отлично. Более широкий балльный диапазон по сравнению с существующим оценочным позволит точнее определить степень подготовленности обучаемого.

При реализации данной методики основными критериями, по кото-рым на основе эталонной шкалы возможно будет оценивать целесообразность действий обучаемого (обучаемых) во всех видах боевых действий, могут служить коэффи-циенты потерь своих войск (Кпс) и потерь войск противника (Кпп). Первый показывает, во сколько раз потери своих войск, понесен-ные в ходе боевых действий, про-водимых при управлении обучае-мого (Рс), больше максимально возможных, которые бы они по-несли при самых целесообразных его действиях. Их можно предста-вить как эталонные потери (Рсэ).

Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями)

Коэффициент потерь войск противника в свою очередь показывает, во сколько раз потери, полученные противником в результате выполнения отданных обучаемым (обучаемыми) распоряжений (Рп), меньше воз-можного ущерба, который бы имел место при самых целесообразных действиях обучаемого (Рпэ). Значения Кпс и Кпп могут колебаться во-круг единицы, которая соответствует эталонному варианту.

В обороне критерием оценки целесообразности действий обучае-мого может служить коэффициент продвижения противника (Кпр), ве-личина которого говорит о том, во сколько раз глубина продвижения противника (Sп) в данной ситуации больше минимально возможной при наиболее целесообразных действиях обучаемого (Sпэ) (рис.3).

При отработке учебных вопросов по управлению войсками в ходе на-ступления, на марше или при отходе за критерий оценки целесообразно-сти управляющих действий обучаемого может быть взят коэффициент выполнения полученной боевой задачи (Квбз). Исходные данные и при-мер расчета показаны на рис.4.

Коэффициент выполнения боевой задачи может характеризовать степень ее выполнения на данное время и определяться как отношение расстояния от рубежа перехода в атаку (исходного положения на момент получения боевой задачи) до промежуточного положения своих войск, куда они вышли в результате реализации полученного от обучаемого распоряжения (Sвбз) и расстояния, на которое они должны были бы

выйти на это время при планируе-мом режиме выполнения постав-ленной боевой задачи (Sбз). Ис-пользование данного коэффици-ента позволит в цифровом значе-нии показать степень отставания (опережения) режима выполне-ния боевой задачи войсками от за-планированного и на основе этого программно, в баллах оценить действия обучаемого (обучае-мых).

В нашем примере (рис.4) коэф-фициент выполнения боевой за-дачи на время «t1» составляет 0,9. Это говорит о том, что в резуль-тате «реализации войсками» от-данных обучаемым управленче-ских распоряжений на время «t1» они отстают от планируемого режима выполнения боевой задачи на 0,1, так как на время «t1» по плану они должны продвинуться в глубину обороны противника на 2 км, что соответствует единице, а продвинулись только на 1,8 км.

Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями)

Во втором случае на время «t2» коэф-фициент выполнения боевой за-дачи уже составит 0,92. Это пока-затель того, что в результате даль-нейших действий обучаемого на время «t2» ему удалось на 0,02 со-кратить отставание от запланиро-ванного режима выполнения бое-вой задачи, но вместе с тем оно продолжает оставаться и на время «t2» составляет 0,08. Значит, если обучаемый в оставшиеся 30 мин не смо-жет устранить это отставание, то ближайшая боевая задача полком будет выполнена с опозданием. Аналогично коэффициент выполнения боевой задачи (Квбз) определяется для марша и отхода.

При принятии обучаемым более целесообразного решения, чем эта-лонное (кафедральное) возрастет количество полученных баллов, что в конечном итоге приведет к получению высокой оценки за свое упра-вляющее действие. Вариант показа обучаемому оценки результатов его управляющих действий по окончании занятия, реализованный на базе КШИМ, дан на рис.5. Оценка по желанию может выводиться на экран ПЭВМ после отыгрывания как одиночного управляющего действия, так и тактического эпизода.

Методика обучения слушателей управлению частями (подразделениями)

Реализация в модели программной (машинной) оценки управленче-ской деятельности обучаемого (обучаемых) потребует выполнения ими дополнительных мероприятий в подготовительный период: заполнения соответствующей разыгрываемому тактическому эпизоду (виду боевых действий) таблицы. Она может представлять собой совокупность основ-ных показателей поставленной старшим начальником боевой задачи.

При реализации в КШИМ программной (машинной) оценки упра-вляющих действий обучаемого (обучаемых) имеет смысл использовать «плавающую» градуировку эталонной шкалы значений оценочных коэф-фициентов. Это даст возможность регулировать степень предъявляемой к обучаемым требовательности в зависимости от длительности их под-готовки и желания преподавателя. Например, в начальный период изуче-ния темы требования к уровню подготовки слушателей могут быть не-сколько ниже, чем в конце ее изучения.

В целом использование КШИМ позволит одновременно решить три важных проблемы. Первая. Психологически и практически подготовить слушателей для успешного освоения и работы на имеющихся и перспек-тивных АСУВ всех звеньев. Вторая. Качественно и с минимальными за-тратами материальных средств и учебного времени отработать вопросы управления войсками. Третья. Значительно снизить степень субъекти-визма в оценке действий обучаемых.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации