Координация экономических усилий государств Содружества в интересах их безопасности - объективная необходимость

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 31-32

Координация экономических усилий государств Содружества в интересах их безопасности - объективная необходимость

И.C. MATЕРОВ,

заместитель министра экономики РФ

Я представляю здесь министра экономики Российской Федерации, то подразделение, которое занимается экономикой обеспечения Вооруженных Сил и сил безопасности. В основном дело мы имеем с оборонной промышленностью и военной наукой.

Ситуация, которая сегодня сложилась в экономике, очень здорово сказывается и на оборонном комплексе. Главное здесь, как мне кажется, и с чем придется бороться в ближайшее время - она была чрезвычайно энергоемкая и материалоемкая. Поэтому дальше так быстро, как это было в 30-е, 60-е и 70-е годы, двигаться не могла.

От той инфляции, которую мы имеем за последний год, в основном выиграли как раз топливно-сырьевые отрасли. В любом городе, если раньше лучше других жили оборонные предприятия, сейчас металлурги, нефте-оргсинтез и так далее. Раньше, если взять структуру цены любого изделия, включая военного, в среднем стоимость материалов составляла примерно 50%, а 50% - то, что мы сейчас называем добавленной стоимостью.

Сейчас картина резко поменялась: где-то 75%-80% стоимость материалов, а остальное приходится на эту добавленную стоимость, которая в себя включает и зарплату, и амортизацию, и прибыль.

Положение, в котором в настоящее время находятся все предприятия, имеет объективное происхождение. Если бы мы продолжали двигаться таким же путем, как прежде, реакция бы была более защищенной, чем сейчас, но где-нибудь в 1999 году она стала бы безысходной, и тот кризис, та депрессия, которые бы охватили экономику, еще менее поддавались бы регулированию.

Поэтому, естественно, когда мы стоим перед необходимостью "отоварить" военный бюджет, поддержать производства, которые более или менее перспективны, то для этого нужны соответствующие капиталовложения. За счет них можно было бы перейти на новые технологии. С учетом этого удалось разработать государственный заказ, в этом году - уже второй. Будет принято бюджетное послание, в котором соответствующим образом будут представлены закупки вооружения и военной техники.

Нынешний год отмечен самым низким уровнем заказов вооружений, на таком же уровне будут находиться они примерно до 1995 года.

Какие отличия нынешнего оборонного заказа от того, что было раньше? Это оптимизация размещения производства и унификация тех изделий, которые должны быть произведены. Унификация и оптимизация направлены на то, чтобы как можно больше удешевить продукцию, сконцентрировать производство и науку на тех направлениях, которые наиболее перспективны.

Пока это стратегический замысел, которому мы стремимся следовать. Одной из особенностей госзаказа на 1993 год является то, что введены квоты на поставки материальных ресурсов для нужд предприятий, которые производят вооружения и военную технику. Кроме того, создана специальная государственная компания, которая будет заниматься материально-техническим снабжением военных предприятий, производящих финальную продукцию. Мы начали работу со странами СНГ по стыковке наших оборонных заказов, закупок вооружений и военной техники. В наш Российский госзаказ уже включены предложения Украины, Беларуси, Казахстана, Армении. Ведется разработка таких предложений в Молдове и Азербайджане.

Думаю, что Главное командование ОВС СНГ могло бы содействовать в решении вопроса об оптимизации поставок комплектующих для производства финальных изделий. Настолько сильно были связаны друг с другом республики по производству различных составляющих вооружения и военной техники, что это разрывать недопустимо. На наш взгляд, необходима какая-то структура или подразделение, которое занималось бы планированием оснащения Вооруженных Сил СНГ в зависимости от того, каков будет статус этих сил: либо они будут подчиняться Главному командованию, либо находиться под юрисдикцией тех или иных республик, но строить и формировать с учетом общих интересов. Очевидно, надо сделать так, чтобы в госзаказе, допустим российском, присутствовал раздел, предусматривающий оснащение сил коллективной безопасности.

Еще один вопрос, который требует взаимодействия и координации усилий всех бывших республик, их министерств обороны, вооруженных сил и штабов, - разработка мобилизационного плана. Сейчас ведутся переговоры с государствами Содружества. Существует необходимость акцентировать усилия по сохранению мобилизационных мощностей на предприятиях.

Ситуация в экономике, в том числе и в оборонном комплексе, в настоящее время достаточно серьезная. Пока она поддается контролю важно сохранить, обеспечить живучесть тех технологий, на которые мы можем рассчитывать в будущем.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации