Конституционные основы Российской Федерации.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1993, стр. 11-19

Конституционные основы Российской Федерации.

Место Вооруженных Сил в государстве*

Генерал-майор юстиции В.Г.СТРЕКОЗОВ,

доктор юридических наук, профессор

ПОД КОНСТИТУЦИЕЙ понимается главный закон государства, зак-репляющий основы общественного и государственного строя, прин-ципы взаимоотношений государства и личности, совокупность прав, сво-бод и обязанностей граждан, национально-государственное и админис-тративно-территориальное устройство, а также принципы формирова-ния и функционирования системы государственных органов.

Значимость конституции для нормальной жизнедеятельности право-вого демократического государства состоит в том, что она является ос-новным законом, обладающим высшей юридической силой. Все иные законы, нормативно-правовые акты издаются на основе и в соответствии с конституцией и не могут ей противоречить. В случае неправильного принятия решения действует конституционная норма, а акт, ей противо-речащий, подлежит отмене. Конституция находится под повышенной правовой защитой, осуществляемой прежде всего судом. Конституция любого государства отражает соотношение классовых, политических сил в обществе. Любые крупные изменения в нем неизбежно влекут за собой необходимость пересмотра содержания основного закона. Наибо-лее яркий пример этого - Конституция (Основной закон) Российской Фе-дерации. В ее содержании отражены сложность и противоречивость сос-тояния нашего общества и государства. Действующая Конституция РФ была принята в апреле 1978 года и представляет собой классический об-разец конституции социалистического типа. В связи с изменениями в ос-новах общественного устройства, обусловленными перестроечными и постперестроечными процессами, в нее были внесены изменения и до-полнения законами от 27 октября 1989 года, 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 года, от 24 мая, 1 ноября 1991 года и 21 апреля 1992 года. Кроме того, анализируя конституционные основы Российской Федерации на совре-менном этапе, следует учитывать и положения Федеративного Дого-вора, подписанного 31 марта 1992 года субъектами Российской Федера-ции, а также Декларации о государственном суверенитете России, принятой 12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР. Безусловно, эти акты имеют конституционный характер, а Феде-ративный Договор включен в текст Основного закона.

Конституционные основы общественного строя и политики Российской Федерации. В отличие от большинства конституций государств мира Ос-новной закон социалистического типа содержал специальный раздел, который включал нормы, регулирующие политическую и экономичес-кую системы, а также вопросы социальных отношений, культуры, внешней политики и защиты Отечества. В действующей Конституции РФ этому посвящен первый раздел. В первой главе - «Политическая сис-тема» - сохранены основные структуры и функциональные положения, отражающие народовластие. Вместе с тем в ее содержание включены нормы, вносящие принципиальные изменения. В первой статье Конституции Российская Федерация - Россия определяется как «суверенное фе-деративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами». В этом определении, что принципиально, отсутствует указание на социалистический характер Российского государства. В качестве «незыблемых основ конституционного строя России» в тексте статьи 1 закреплены: народовластие, федерализм, республиканская форма правления и разделение властей. Последний принцип конкрети-зируется в статье 3 Конституции РФ, где подчеркивается, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Рос-сийской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, авто-номными областями, автономными округами и местным самоуправле-нием».

Признание демократического принципа разделения властей (от кото-рого государство отказывалось как в теории, так и на практике правового регулирования) направлено на создание сбалансированной, взаимно уравновешенной системы осуществления власти. В положениях статей 6 и 7 Конституции РФ закреплена многопартийность политической сис-темы России на современном этапе. Одновременно узаконено положе-ние о запрете создания и деятельности партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание со-циальной, национальной и религиозной розни. В конституционных нор-мах второй главы - «Экономическая система» - принципиально новыми являются следующие положения: признание и равная защита всех форм собственности (в

_____________________________

* Статья рекомендована для изучения в системе общественно-гуманитарной подго-товки офицеров, генералов, адмиралов.

том числе частной); более четкое определение объек-тов всех видов собственности; изменения в статусе земли, в том числе закрепление возможности предоставления земельных участков в пожиз-ненное наследуемое владение или собственность и введение особого порядка купли, продажи и иного отчуждения земли; ликвидация прин-ципа плановости в развитии экономики; закрепление необходимости обеспечения рыночного механизма. Конституционные положения, регламентирующие вопросы социального развития и культуры, в основ-ном сохранены, исключая статью 25, которая устанавливала существова-ние единой системы народного образования.

Изменились и конституционные нормы, посвященные вопросам внешней политики и защиты Отечества. В частности, исключены полож-ения идеологического характера, нормы, регулирующие взаимоотноше-ния между странами бывшего социалистического содружества.

Оценивая общий характер конституционных изменений основ общественного строя, можно сделать вывод о том, что их главной целью было закрепление институтов и принципов, отличающих большинство конституций стран мира: разделение властей, республиканская форма правления, частная собственность, рыночный механизм и т.д. Вместе с тем в действующей Конституции Российской Федерации сохранены и институты, присущие социалистическому строю.

Государство и личность: конституционные основы взаимоотношений.

В истории развития человечества известны два подхода к регулированию таких отношений. Один из них носит патерналистский характер. Его сущность - приоритет общих интересов, выражаемых государством, над интересами личности. В этом случае государство берет на себя ответст-венность за удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Именно по этому пути шло наше государство в юридическом и фактическом регулировании отношений с личностью. Другие госу-дарства, наиболее яркий представитель которых США, пошли по иному пути, объявив личность с интересами и потребностями основой общества. Государство же во взаимоотношениях с личностью создает лишь необходимые условия для обеспечения равных возможностей реа-лизации ее интересов и потребностей. Для изменений, внесенных в Конституцию РФ в этой области, наиболее характерным является ис-пользование опыта этих государств, а также норм международного права.

Впервые в истории Российского государства в Конституцию внесены положения о том, что общество и государство утверждают права и сво-боды человека, его честь и достоинство как высшую ценность (статья 31); что права и свободы принадлежат человеку от рождения (статья 32). Принципиальный характер носит положение о приоритете международ-но-правовых норм, относящихся к правам человека, перед законами Рос-сийской Федерации, а также о том, что общепризнанные междуна-родные нормы непосредственно порождают права и обязанности граж-дан Российской Федерации (статья 32). Однако необходимо отметить, что, несмотря на привлекательное звучание, закрепление этой нормы носит, скорее, декларативный характер, так как практически невозможно создать правовой механизм реализации таких прав и обязанностей.

В содержании Конституции имеются статьи, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, когда дело касается зашиты конститу-ционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей. В Основном законе установлено, что права, свободы одних не должны реализовываться за счет прав, свобод других лиц, на-ложен запрет на использование прав и свобод для насильственного изме-нения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, ре-лигиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. Важным нововведе-нием является положение Конституции о том, что гражданин Рос-сийской Федерации не может быть лишен гражданства, выслан за ее пре-делы, выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора (статья 36).

Конституция РФ сохранила права и свободы граждан, закрепленные в ранее действовавшем тексте. Вместе с тем их перечень значительно рас-ширен такими правами и свободами, как право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого или унижающего достоинство обращения или нака-зания; право на уважение чести и достоинства; охрана информации о частной жизни лица; право на свободу передвижения и выбора места жи-тельства; свободного выезда и возвращения в Россию; свобода мысли, слова и право на беспрепятственное выражение своих убеждений; право на замену военной службы выполнением альтернативных гражданских обязанностей; право самостоятельно определять национальную прина-длежность; право доступа к любым должностям в государственных орга-нах; право на предпринимательскую деятельность; право на защиту от безработицы и принудительного труда; право защищать свои права, сво-боды и законные интересы всеми способами, не противоречащими за-кону.

В новой редакции Основного закона значительное внимание уделено механизму защиты прав и свобод личности. В Конституции нашли отражение соответствующие акты международного права и учтен зару-бежный опыт. В частности, закреплена возможность каждого человека на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими его права; право на судебную защиту и юридическую помощь; право об-ращаться в международные органы по защите прав и свобод. Впервые в Конституции закреплена презумпция невиновности, означающая, что обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не доказана судом; установлен конституционный запрет на обратную силу закона, утверждающего или отягчающего

ответствен-ность, а также положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Все изменения в Конституции в области прав человека и гражданина глубоко гуманны и демократичны, но реализованы они могут быть только при создании конкретных государственно-правовых механизмов.

Основы национально-государственного и административно-террито-риального устройства Российской Федерации. Развал Союза ССР, измене-ния государственно-правового статуса субъектов Российской Федерации оказали большое влияние на характер и содержание третьего раздела Конституции РФ. Кроме того, субъектами Российской Федерации закл-ючен Федеративный Договор, ставший составной частью Конституции РФ. Какие принципиально новые изменения внесены в нормы, регулиру-ющие национально-государственное строительство?

Закреплен суверенный характер Российской Федерации. «Носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации, - подчерки-вается в статье 68, - является ее многонациональный народ». Закреплено право России вступать в союз с другими государствами и передавать ор-ганам союза осуществление части своих полномочий, что является пра-вовой основой членства Российской Федерации в СНГ. В Конституции также установлено, что единая территория Российской Федерации, кото-рую образуют территории республик, краев, областей, автономных об-ластей и округов, целостна и неотчуждаема. Это положение следует иметь в виду при анализе законности попыток некоторых республик (Та-тарстан, Чечня) объявить себя независимыми от Российской Федерации.

Конституция и Федеративный Договор четко разграничивают пред-меты ведения и полномочия между федеральными органами государст-венной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик, органами власти краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Впервые в истории России субъектами Феде-рации признаны не только национально-государственные образования, но и административно-территориальные единицы (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) с четким закреплением их государственно-правового статуса. В Конституции РФ установлен уровень компетенции федеральных органов власти, предмет совместного ведения органов Фе-дерации и органов ее субъектов, закреплена исключительная компетен-ция субъектов, возможность взаимного делегирования отдельных пол-номочий.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что ряд вопросов, имеющих чрез-вычайно актуальное значение в свете происходящих процессов в области национально-государственного строительства, так и не нашел последо-вательного правового разрешения. Прежде всего речь идет о проблеме суверенитета субъектов Федерации и их соотношении с суверенитетом России. «Парад суверенитетов», приведший к развалу СССР, грозит це-лостности, да и существованию Российской Федерации. Причина закл-ючается в неправильном толковании этой абстрактной категории (по мнению автора), которая приобрела, к сожалению, самодовлеющее значение в практике национально-государственного строительства Су-веренитет - это свойство государства быть самостоятельным и незави-симым в осуществлении своей внутренней и внешней политики. По мет-кому выражению одного из философов: существование двух суверенных властей в одном государстве - это нелепость вроде квадратуры круга. Не может суверенное государство состоять из суверенных субъектов. Ми-ровой опыт национально-государственного строительства подтверж-дает это со всей очевидностью.

Однако эта очевидность не нашла своего правового закрепления ни в действующей Конституции, ни в Федеративном Договоре. В этих доку-ментах отмечено, что республики (государства) в составе Российской Фе-дерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех пол-номочий, которые переданы (отнесены) к ведению федеральных орга-нов. Поэтому, несмотря на отсутствие в Конституции права республик на выход из Российской Федерации, закрепление верховенства феде-ральных законов над законами республик, ни в Конституции, ни в Феде-ративном Договоре не создан правовой механизм, сохраняющий единство России.

Конституционные основы формирования и деятельности системы госу-дарственных органов. Действующая Конституция РФ в принципе сохра-нила систему государственных органов, через которые осуществляется государственная власть. Абсолютно новым является признание прин-ципа разделения властей, хотя следует подчеркнуть, что зачастую в научных и публицистических работах он толкуется ошибочно, утверж-дается полная независимость ветвей власти. В Конституции разграничи-вается законодательная, исполнительная и судебная власть, но каждая из них есть составная часть единой системы государственной власти.

В Конституции РФ сохранено положение о том, что политическую ос-нову Российской Федерации составляют Советы народных депутатов. Статья 85 гласит о включении в систему представительных органов, т.е. органов законодательной власти, Съезда народных депутатов Рос-сийской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, Съез-дов народных депутатов и Верховных Советов республик, краевых, об-ластных Советов, а также Советов автономных областей, автономных ок-ругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Местные Советы народных депутатов: районные, городские, районные в городах, поселковые, сельс-кие входят в систему местного самоуправления. Советы народных депу-татов формируются путем выборов по одномандатным или многоман-датным избирательным округам на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Изменений принци-пиального характера в Конституционные

положения, регулирующие из-бирательную систему и статус народного депутата, не внесено.

К числу наиболее важных перемен в системе органов исполни-тельной власти следует отнести введение в нашей стране института Пре-зидента. Согласно Конституции Президент Российской Федерации является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. В ней четко установлены требования к Прези-денту, дан порядок его избрания путем всеобщих выборов гражданами РФ, причем подчеркнуто, что никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий незаконны и недействи-тельны. Конституция предоставляет Президенту Российской Федерации весьма обширные полномочия, которые, однако, «не могут быть исполь-зованы для изменения национально-государственного устройства Рос-сийской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти» (статья 121-6). Основной закон в статье 121-10 устанавливает также, что Президент РФ может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции и законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Анализ со-держания компетенции Президента РФ, характера его взаимоотношений с высшими органами законодательной власти, порядка формирования правительства дает основание сделать вывод о закреплении дейст-вующей Конституцией президентской республики в России как поли-тической формы правления.

Внесены серьезные изменения и в систему органов судебной власти. Прежде всего это относится к образованию принципиально нового су-дебного органа - Конституционного суда Российской Федерации, который является высшим органом судебной власти по защите консти-туционного строя. В состав судебной системы введены арбитражные органы, которые ранее функционировали при правительстве и других институтах исполнительной власти. В действующей Конституции РФ Высший арбитражный суд Российской Федерации и соответствующие арбитражные суды субъектов Федерации входят в единую систему. Ранее существовавшие военные трибуналы реорганизованы в военные суды, изменено их назначение и характер деятельности, а также сроки полномочий судей и народных заседателей (судьи всех судов изби-раются на десять лет, народные заседатели на пять). В Конституции оп-ределен статус института присяжных заседателей. В Основном законе по-новому решаются и вопросы местного самоуправления, которое осуществляется через представительные органы - местные Советы на-родных депутатов и органы управления - местную администрацию; местные референдумы, собрания (сходы) граждан. Введен также новый институт муниципальной собственности, являющийся экономической основой местного самоуправления.

Место Вооруженных Сил в государстве. В политической системе общества ведущую роль играет государство - главный инструмент осуществления народовластия. Вооруженные Силы представляют собой составную часть государственного механизма, специально созданную для военной защиты общественного строя, территориальной целост-ности и независимости страны.

Коренные преобразования в общественном и государственном ус-тройстве России потребовали переосмысления роли армии в обществе. Различные по характеру и целям политические силы включились в борьбу за влияние на армию, несмотря на принятые законодательные ре-шения о ее деполитизации и департизации. Одни видят в ней единствен-ное средство восстановления союзной государственности и показавшего свою полную недееспособность общественного строя. Другие - послед-нее препятствие на пути полного уничтожения «империи» и тоталита-ризма. В сущности, все эти цели и задачи сводятся к попытке использо-вать армию как решающую силу в борьбе за политическую власть.

«Армия вне политики!». Достижим ли этот лозунг? Опыт истории на этот вопрос дает отрицательный ответ. Армия как часть общества, эле-мент государственного механизма не может быть свободна от политики. Она зачастую является объектом политики, но не может, не должна быть ее субъектом, как не может определять ни внешнюю, ни внутреннюю по-литику. Армия - это инструмент осуществления политики, диктуемой высшими законодательными и исполнительными органами госу-дарства. Последняя находит свое концентрированное выражение в зако-нодательных актах, принимаемых «гражданскими» высшими органами.

Гражданский контроль над армией - непременное условие нормаль-ного функционирования цивилизованного государства. В документах Копенгагенского совещания в рамках СБСЕ содержится специальное указание на то, что вооруженные силы и полиция находятся под контро-лем гражданских властей и подотчетны им (п.п.5-6). Действие этого принципа законодательно закреплено в конституциях всех стран мира. Так, конституция США и законодательство о национальной обороне и вооруженных силах провозглашают основной принцип положения армии в государстве - ее нахождение под контролем и юрисдикцией гражданских властей в лице конгресса и президента. Действующая Рос-сийская Конституция, также как и конституции других государств бывших субъектов СССР, закрепляет отдельные элементы действия этого принципа: утверждение в должностях высших военных руководи-телей представительным органом, утверждение бюджетных ассигно-ваний на военное строительство, структуры Вооруженных Сил, парла-ментский контроль. Закон Российской Федерации «Об обороне», принятый 24 сентября 1992 года, более подробно регламентирует эти во-просы. В нем определено, что Вооруженные Силы Российской Федера-ции - государственная военная организация, составляющая основу обо-роны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения пораже-ния противнику, а также выполнения задач в соответствии с междуна-родными обязательствами Российской

Федерации.

В статье 10 Конституции подчеркивается, что привлечение частей, подразделений и других формирований Вооруженных Сил к выполне-нию задач, не связанных с их предназначением, допускается только на основании закона или по постановлению Верховного Совета Российской Федерации. Закон также устанавливает, что общее руководство Вооруж-енными Силами Российской Федерации осуществляют Верховный Совет, Президент - Верховный Главнокомандующий и правительство Российской Федерации. В этих нормах достаточно четко закреплен принцип гражданского контроля над армией.

Право каждого человека, в том числе и военнослужащего, на свободу ассоциации с другими, на создание и вступление в общественные орга-низации закреплено в международно-правовых актах о правах человека, в действующем законодательстве. Вместе с тем статья 22 «Международ-ного пакта о гражданских и политических правах» (1966 года) устанавли-вает, что «пользование этим правом не подлежит никаким ограниче-ниям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необ-ходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Нас-тоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользо-вания этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и поли-ции». Учитывая специфическое место и предназначение армии в обществе, законодательство большинства стран мира либо полностью запрещает членство в партиях для военнослужащих (Великобритания, Канада, Турция), либо накладывает существенные ограничения на учас-тие военнослужащих в политических партиях и политической деятель-ности, которые сводятся к запрету в армии партийных структур, разреше-нию участия военнослужащих в партийной, политической деятельности только за пределами части и в личное время.

Например, в соответствии со Сводом законов США военнослужащим запрещено участие в деятельности политических партий, а в постановле-нии АР 350-30 Подчеркивается, что военнослужащие не имеют права участвовать в любой политической кампании. Известно, что указом Пре-зидента Российской Федерации от 24 августа 1991 года «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруж-енных Силах СССР, МВД, КГБ, в железнодорожных войсках и всех иных воинских формированиях и органах государственного аппарата» закре-плен в законодательстве принятый во многих государствах мира прин-цип переноса участия военнослужащих в политической деятельности за рамки служебного времени и за пределы этих органов.

В средствах массовой информации России оживленно дискутируется вопрос о статусе профсоюзов военнослужащих. Рассмотрим, как эта про-блема решается в других государствах. В странах с профессиональной армией (США, Великобритания, Канада, Япония) военных профсоюзов нет. Это естественно, ибо все вопросы взаимоотношений регулируются контрактом, а спорные решаются органами военной юстиции. Более того, например, в 1979 году конгресс США принял закон, запрещающий военнослужащим объединяться в союзы, ставящие своей целью выдвижение и удовлетворение требований военнослужащих путем пере-говоров с командованием. Военные профсоюзы существуют в некоторых армиях, комплектуемых по призыву или по смешанному принципу (Бель-гия, Дания, Ирландия, Германия). В Западной Европе они объединены в Ассоциацию военных союзов европейских стран (Евромил). Они являются органами защиты прав военнослужащих, но полностью деполитизированы и занимаются только социальными проблемами. Так, в ус-таве Бундесверфербанда (профсоюзов в германской армии) сказано, что он не вмешивается в служебную деятельность командования и сохран-яет нейтралитет в отношении политических партий. Как общественная организация этот профсоюз оказывает содействие подготовке законо-проектов о прохождении воинской службы, материальном обеспечении военнослужащих, их социальном страховании.

В бывшем СССР государством было законодательно закреплено право военнослужащего избирать и быть избранным во все выборные органы без каких бы то ни было ограничений. Достаточно отметить, что ежегодно при выборах в состав Советов по стране избиралось 13-14 тыс. военнослужащих. В условиях тоталитарного строя эта цифра подтверж-дала тезис о единстве армии и народа, но реального влияния на работу за-конодательных и иных представительных органов воины-депутаты оказывать не могли. В ходе коренных демократических преобразований в новые органы власти были избраны военнослужащие, имена которых стали известны всей стране (как в положительном, так и негативном плане). Наряду с очевидными достоинствами этого явления следует от-метить, что данный факт во многом способствовал широкой политиза-ции армии, а в настоящее время служит каналом втягивания военнослуж-ащих в борьбу политических сил.

Как решается вопрос об избирательных правах военнослужащих в за-конодательстве других стран? Ряд государств в целях деполитизации армии полностью лишает военнослужащих избирательных прав (Ар-гентина, Мексика, Турция, Финляндия и др.). В большинстве стран мира военнослужащие пользуются избирательными правами, однако законо-дательством закрепляется принцип «несовместимости должностей». Это означает, что в случае избрания на выборную должность военнос-лужащий должен уйти из армии в отставку или отпуск на весь срок полно-мочий. Так, в конституции США определено, что «ни сенатор, ни предс-тавитель в течение времени, на которое он избран, не будет назначен на какую-либо должность под властью Соединенных Штатов... и ни одно лицо, занимающее какую-либо должность по службе Соединенных Шта-тов, не будет членом любой из палат во

время пребывания в должности». В связи с этим, например, генерал Эйзенхауэр, став президентом США, сложил на это время свои воинские полномочия. По законодательству ФРГ военнослужащие имеют избирательные права, но для выдвижения солдата в парламент или местный представительный орган требуется со-гласие начальника (речь идет о профессионалах, так как военнослуж-ащие, отбывающие воинскую обязанность, такими правами не поль-зуются вовсе). Согласно законодательству Франции никто не может занять выборную должность, не выполнив обязательств, налагаемых ко-дексом национальной военной службы; кандидатами для избрания не могут быть лица, получившие отсрочку или находящиеся на действи-тельной военной службе.

Законодательство Российской Федерации свидетельствует о том, что военнослужащий, избранный в Совет, остается в рядах армии. Очевидно, издержки такого положения значительно превышают выигрыш. Такой депутат либо становится армейским лоббистом в представительном ор-гане, либо фактически порывает связь с армией, теряет свою профессио-нальную подготовку.

Законодательство западных стран, столь широко закрепляющее такие демократические права, как свобода слова, печати, митингов и де-монстраций, значительно ограничивает их для военнослужащих. Прак-тически во всех странах мира под угрозой уголовного наказания или крупных штрафов строго охраняется служебная, военная и государствен-ная тайна. Существуют строгая регламентация контактов военнослуж-ащих с представителями средств массовой информации, четкие указания на порядок их организации и установления, игнорирование которых влечет за собой меры взыскания вплоть до увольнения из армии. Напри-мер, в армии США действует «кодекс офицера», или «кодекс этики пове-дения». Суть его требований заключается в том, чтобы не допустить не-санкционированных командованием выступлений в печати, по радио и телевидению в целях предотвращения утечки информации, способной нанести военный или моральный ущерб вооруженным силам США. В Едином своде военных законов Соединенных Штатов, в положении АР 600-20 отмечается, что «офицер, использующий презрительные, непоч-тительные выражения против президента, вице-президента, конгресса, министра обороны, губернатора или законодательной власти какого-либо штата, территории во время исполнения служебных обязанностей, должен быть наказан по решению суда». Законодательство большинства стран мира запрещает военнослужащим участвовать в публичных де-монстрациях и митингах, проводимых без санкции государственных властей, не разрешает участвовать в этих мероприятиях в служебное время, в военной форме, на территории воинской части, а также в случаях, когда характер демонстрации противоречит законам госу-дарства или приказам командования.

Анализируя вопросы статуса армии в государстве, нельзя обойти про-блему исполнения приказа. После августовских событий она приобрела особо острый характер. Справедливо критикуя действовавшую до пос-леднего времени уставную формулу «Приказ командира - закон для по-дчиненного», многие авторы предлагают закрепить право военнослуж-ащего не выполнять приказы, если они носят противозаконный или преступный характер. По существу, такие предложения справедливы, но по форме они неприемлемы. Принцип абсолютного повиновения, тре-бование безусловного выполнения приказа - стержень воинской дисци-плины, да и всей военной структуры. История военного дела свиде-тельствует, что всякая попытка отменить единоначалие и обязатель-ность приказов приводила к утрате армией своей боеспособности.

В законодательстве должны быть дополнительно закреплены средства обеспечения законности приказа, установлены четкие правовые последствия для лиц, издающих незаконные или преступные приказы. Если же право каждого военнослужащего давать юридическую оценку приказам командира будет узаконено, не нужно иметь военного образо-вания, чтобы представить все последствия такого нововведения, осо-бенно в боевой обстановке, в условиях вооруженной борьбы, для ко-торой и создана армия.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации