Конверсия и экономическая безопасность России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1993

Конверсия и экономическая безопасность России

Полковник А. В.ПИСКУНОВ,

кандидат экономических наук

В НАСТОЯЩЕЕ время обеспечение национальной безопасности России в большей мере связано с решением экономических вопросов. Военная, технологическая и другие стороны безопасности России во многом формируются под влиянием экономической политики правительства. В этой связи наиболее остро встают вопросы обеспечения экономической безопасности, которые охватывают широкий спектр хозяйственных процессов, влияющих на живучесть экономики, укрепление социальной и политической стабильности общества, упрочение международных позиций государства. В условиях нынешней нестабильной политической и экономической обстановки, перестройки всего хозяйственного механизма одним из таких процессов, способных укрепить или ослабить основу экономической безопасности - промышленный потенциал, является конверсия предприятий оборонных отраслей промышленности, т.е. перевод их на выпуск продукции либо двойного, либо только гражданского назначения. Проблема заключается в поиске таких подходов к ее планированию и осуществлению, чтобы преобразования в оборонном секторе содействовали бы укреплению безопасности, а значит и полной реализации национально-государственных интересов России наиболее эффективным образом.

С одной стороны, вынужденное по экономическим причинам и проходящее сейчас быстрыми темпами сокращение военного производства снижает достигнутый высокий уровень боевого потенциала Вооруженных Сил. С другой - именно это производство все предыдущие десятилетия ослабляло основы экономики в целом, отвлекая значительные материальные и людские ресурсы на выпуск чисто военной продукции. В этих условиях важнейшим требованием эффективного обеспечения экономической безопасности явится плановое, а не обвальное уменьшение объемов военного производства при одновременном росте и модернизации гражданского сектора экономики посредством концентрации «потенциала конверсии» в тех отраслях, которые задают тон научно-техническому прогрессу и определяют перспективы промышленного и социального развития общества. Одновременно станет реальной ориентация остающегося после конверсии потенциала оборонных отраслей на выпуск небольшого, но достаточного для эффективной обороны количества вооружения и военной техники, которые соответствовали бы высшим мировым достижениям.

Мы приступили к конверсии, не имея ни серьезного теоретического фундамента, ни обоснованных планов и программ. Сложность ее реализации на нынешнем этапе состоит в том, что практика конверсии пока еще стремительно шагает впереди теории, видя лишь одну цель - как можно быстрее, любой ценой закрыть бреши в экономике.

Однако в оценке конверсии уже намечается переход от всеобщей эйфории по поводу ее социально-экономических возможностей к более взвешенному анализу как глубины, темпов преобразований, так и необходимых затрат на их проведение. Расчеты показывают, что в ближайшие два-три года ожидать серьезной отдачи от конверсии не приходится. Затраты на реконструкцию и переоборудование предприятий оборонного комплекса будут значительно превышать реально получаемую прибыль. Непросто обстоит дело и с глубиной конверсии. Какова ее оптимальная величина, чтобы обеспечивался социально-экономический эффект от конверсии и сохранялась достаточной мобилизационная готовность военного сектора экономики? Не менее важен вопрос о темпах проведения конверсии. Мнение специалистов таково: если действовать достаточно энергично и вместе с тем взвешенно, то конверсирование оборонной промышленности займет не менее пяти-шести лет, пройдя ряд этапов. В течение первых полутора-двух лет предстоит принять законодательные акты о конверсии, научно обосновать ее программы и планы, создать структуры управления конверсией. На втором (продолжительность три-четыре года) необходимо отработать экономические механизмы конверсии с учетом обеспечения требуемого уровня мобилизационной готовности. И только на третьем можно будет получить реальную экономическую отдачу.

Сегодняшняя конверсия пока еще очень далека от своей главной цели - перевода «военизированной» экономики на «гражданские рельсы» для эффективной ее работы в новых хозяйственных условиях. Между тем очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, и экономических аспектов национальной безопасности делает преобразования в оборонном комплексе задачей стратегической важности. Осуществляя конверсию, нельзя упускать из виду необходимость обеспечения на требуемом уровне боеготовности армии и флота. С военно-экономической точки зрения эффективность конверсии может быть достигнута лишь в том случае, если при ее проведении наряду с социально-экономическими будут реализованы следующие принципы: оптимальное сочетание интересов социально-экономического развития страны и обеспечения качественных параметров Вооруженных Сил; сохранение достаточного уровня мобилизационной готовности на конверсируемых предприятиях, а также разработка гибких программ и планов конверсии (для осуществления возможного реконверсионного маневра); приоритетная ориентация конверсируемых предприятий на социально-экономические нужды военнослужащих. Учет этих принципов, на наш взгляд, позволит свести к минимуму негативное влияние конверсии на материальные основы боевой готовности Вооруженных Сил России.

Роль конверсии в экономическом возрождении и обеспечении национальной безопасности России еще более возрастает в условиях задержки финансовой помощи Запада нашей реформе. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, предоставление Международным валютным фондом (МВФ) кредита и создание фонда стабилизации рубля из-за нестабильной обстановки в нашей стране и вокруг нее отодвигаются на неопределенный срок. В сложившейся ситуации России просто не на кого рассчитывать, кроме как на внутренние резервы. К ним относится производственный и научно-технический потенциал конверсируемых предприятий. Поданным Министерства экономики, оборонный комплекс до последнего времени производил: 92% оборудования для легкой промышленности, 76% - для предприятий сельскохозяйственного машиностроения, 83% медицинской техники. На начало 1993 года «оборонка» поставляла: 100% телевизоров, швейных машин и фотоаппаратуры, 98% магнитофонов и холодильников, 95% вычислительной техники, 81% мотоблоков.

События последних двух лет убедительно свидетельствуют о невозможности решать проблемы конверсии в отрыве от рыночных реформ. Более того, учитывая огромное значение оборонного комплекса для российской экономики в целом, правомерно, на наш взгляд, рассматривать конверсию как существенную часть реформы структурной политики государства, проводимой в новых экономических условиях.

Сегодня очевидно, что реформа, проводимая без серьезного законодательного обеспечения, привела, по существу, к стихийной, труднорегулируемой конверсии. Возникла угроза подрыва экономических основ обороноспособности государства. В этих условиях для сохранения достаточного военно-экономического потенциала целесообразно осуществить ряд неотложных мероприятий.

Вначале необходимо локализовать наиболее современное военное производство на оптимально необходимом числе специализированных предприятий. Они должны образовать ядро нового оборонного комплекса и иметь территориально замкнутый (в пределах России) технологический цикл производства наиболее важных образцов вооружения и военной техники.

Второй слой оборонной промышленности должны составить предприятия со смешанным производством, причем заказ на выпуск ими продукции следует формировать преимущественно на контрактной основе. Остальным предприятиям, входившим ранее в оборонный комплекс, следует предоставить полную самостоятельность в выполнении военных заказов на договорной основе.

Предприятия других стран СНГ могут участвовать в кооперации ло производству вооружения на основе обычных договорных отношений. При этом необходимо учитывать в будущем риск возможного нарушения межреспубликанских экономических связей вследствие осложнения политических отношений.

Важным направлением государственной политики в области конверсии должна стать социальная поддержка той части населения, которая потеряла работу в связи с сокращением военных заказов и численности армии. Государство должно обеспечить этих лиц средствами существования на период трудоустройства, бесплатным переобучением, льготными кредитами для строительства и покупки жилья, а также содействовать созданию новых рабочих мест. Источниками средств для социальной защиты граждан от негативных последствий сокращения военных расходов и конверсии могут и должны стать бюджетные поступления от продажи как излишков серийных, так и новейших видов оружия. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в законы Российской Федерации о конверсии оборонной промышленности и внешнеэкономической деятельности, при которых экспорт вооружения и военной техники будет способствовать поддержанию российского оборонного комплекса.

По нашему мнению, необходимо уточнить подходы к конверсии. Центральными задачами должны быть плановое управление процессами конверсии и перестройки оборонного комплекса, а также поддержка конверсируемых предприятий, включающая прямые и косвенные меры. К прямым следует отнести государственные бюджетные ассигнования на создание вооружений, конверсию и госзаказы, в том числе директивно устанавливаемые требования к некоторым видам деятельности, связанным с обеспечением обороноспособности. Косвенные будут охватывать многие другие сферы: экономическую (например, определение льгот), организационную (создание общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям), законодательную (принятие законов, указов и других юридических документов, регламентирующих акционирование, приватизацию предприятий и их конверсию), информационную (создание банков данных, рекламы) и т.д.

Для реализации этих мер необходимо неотложное совершенствование конверсионной рыночной инфраструктуры, включающей следующие элементы: товарно-сырьевые биржи и другие коммерческие структуры, решающие проблемы материально-технического снабжения и сбыта продукции конверсируемых предприятий; организации финансовой поддержки (инвестиционные фонды, специализированные банки, обеспечивающие гарантию инвестиций, страхование, ведение операций с ценными бумагами); хозрасчетные функциональные организации, осуществляющие отдельные виды деятельности в интересах конверсируемых предприятий: внешнеэкономическую (в том числе торговлю оружием), информационно-справочную, маркетинговую, рекламно-издательскую, обеспечение мер безопасности; независимые организации и советы, определяющие приоритеты и проводящие согласованную политику по направлениям конверсии при разработке и принятии соответствующих законопроектов (своеобразное «конверсионное лобби»); консалтинговые бюро, оказывающие содействие предприятиям оборонного комплекса в разработке и осуществлении программ конверсии через различного рода услуги: информационно-аналитические, консультационные, аудиторские и т.д.

На сегодняшний день в России уже активно действуют некоторые из названных выше элементов инфраструктуры: Госкомитет России по делам конверсии, Международный фонд конверсии (МФК), Военно-промышленная инвестиционная компания (ВПИК), Российское инвестиционное акционерное общество (РИАО). Согласно расчетам, сделанным в этих организациях, прогнозируемый объем капиталовложений на конверсию в период 1991-1995 годов оценен в 50 млрд руб. (в ценах 1990 года).

Исходя из предварительных итогов начального этапа реформы, когда конверсия осуществлялась с «рыночной коррекцией», в отношении такого жестко централизованного образования, каким является оборонный комплекс, «шоковая терапия», по-видимому, неприемлема. На наш взгляд, продуманная, эшелонированная программа конверсии оборонной промышленности России не только позволила бы сохранить и трансформировать ее научно-исследовательское и технологическое ядро, но и способствовала бы укреплению экономических основ безопасности страны.

Прорыв из кризиса путем использования максимальных возможностей оборонного комплекса специалисты называют «конверсионным скачком» экономики. Подобные «скачки» уже наблюдались после второй мировой войны в США, Германии, Японии и частично в бывшем СССР. Потенциальные возможности такого рода сохраняет и нынешняя российская экономика. Однако при этом следует иметь в виду, что конверсия, как отмечалось выше, требует огромных затрат. Отсюда возрастает значение коммерциализации и самофинансирования профилируемых предприятий оборонного сектора. Источником дополнительных средств для модернизации конверсируемых предприятий могли бы стать их приватизация и акционирование.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Первый. Необходимо закрепить законодательным порядком все процессы управления конверсией со стороны государства, придав им характер новой экономической политики.

Второй. Исключить попытки ориентировать производственную мощь оборонного комплекса на изготовление низкотехнологической продукции (ширпотреба).

Третий. Часть оборонного комплекса («оборонное ядро») должна сохранить свое первоначальное назначение для осуществления новой оборонной политики России.

Четвертый. Главное, на что должны быть ориентированы конверсируемые предприятия, - это использование технологического и профессионального потенциала при конструировании, производстве и внедрении суперсовременных технологических систем для выпуска гражданской продукции на уровне мировых стандартов.

Пятый. Крайне важно обеспечить широкую социальную поддержку лицам, потерявшим работу в связи с сокращением военного производства и численности армии.

Предлагаемые преобразования в оборонном секторе промышленности, по нашему мнению, обеспечат экономическую безопасность России должным образом.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации