Коллективная безопасность должна стать неделимой

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 56-59

Коллективная безопасность должна стать неделимой

Генерал-майор Р.Э.ХАДЫРБАЕВ,

заместитель министра обороны Республики Узбекистан по

боевой подготовке

Важность нынешней научно-практической конференции Главного командования ОВС очевидна. Понятно, что одной такой конференцией невозможно разрешить все проблемы, связанные с поиском путей обеспечения коллективной безопасности государств Содружества. Однако нам уже сейчас необходимо обменяться мнениями, что мы делаем по обсуждаемому вопросу, тем самым заложив прочную основу для дальнейшей работы по взаимному, конструктивному решению проблем коллективной безопасности.

Основные направления военной политики нашей республики непосредственно связаны с общественно-политической обстановкой в Содружестве, и в первую очередь в нашем среднеазиатском регионе. Она весьма сложна и противоречива. Во многом это обусловливается теми процессами, которые происходят в соседнем Таджикистане. Не углубляясь в их подробности, можно сказать, что совокупность процессов в Таджикистане подобна лавине или селевому потоку.

Труднейшее экономическое положение новых независимых государств, недостаточная твердость имеющихся между нами соглашений, разрушенные военные и пограничные структуры и, по существу, открытая граница бывшего СССР укрепляют некоторых лидеров в сопредельных государствах в мысли освободить мусульман Средней Азии и Казахстана от "неверных", отомстить за войну в Афганистане, за погибших и тяжелое положение в связи с прекращением помощи со стороны государств СНГ.

Сегодня в регионе создаются благоприятные условия для появления движения, которое может объединить националистические и исламские фундаменталистские силы, а те в свою очередь поднимут малообразованных, голодных, отчаявшихся людей на поход в относительно обеспеченные республики Средней Азии и Казахстан. В случае даже малейшего успеха фанатично настроенные силы вряд ли остановятся у границ России. Идея "освобождения" мусульман, проживающих в Татарстане, Башкортостане и других районах России привлечет их и в эти регионы.

И все это может начаться с территории Таджикистана. Говоря о происходящих здесь событиях, мы не можем не учитывать процессы, имеющие место в других государствах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Это касается азербайджано-армянского, грузино-абхазского конфликтов, событий вокруг Югославии, Персидского залива. Эти конфликтные, кризисные ситуации оказывают влияние на разработку и осуществление оборонной политики Республики Узбекистан, которая 31 августа 1991 года провозгласила о своей государственной независимости и юридически закрепила это в законе "Об основах государственной независимости Республики Узбекистан".

Сложны и многообразны задачи, вставшие сегодня перед республикой. Это - проведение внутренней и внешней политики, основанной на требованиях демократического разрешения имеющихся проблем. Это - курс на создание подлинно рыночной экономики на основе международного опыта. Это - возрождение бесценного наследия культуры и искусства узбекского народа. Это и многие другие задачи, от решения которых зависит жизненный уровень народов республики и ее мировое признание.

Чтобы успешно преодолеть назревшие проблемы и практически претворять в жизнь принимаемые решения, необходимо обеспечить безопасность нашей республики в стремительном водовороте внешнеполитических событий и внутренней обстановки. Именно на это направлена разработанная у нас концепция безопасности Республики Узбекистан. В ней сконцентрированы официально принятые взгляды о задачах, средствах и способах защиты интересов страны от внешних и внутренних угроз, определяются место, роль и приоритетные цели и задачи субъектов безопасности, основные направления их деятельности. Она призвана служить формированию стратегии и тактики внутренней и внешней политики в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиту их интересов, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан.

В числе внешних факторов, определяющих состояние безопасности Республики Узбекистан, мы видим неликвидированную до конца вероятность перерастания локальных конфликтов на территории сопредельных государств в крупномасштабную агрессию против республики; нестабильность и незащищенность внешних границ государств-участников СНГ; неустойчивость внутриполитической обстановки в приграничных государствах; возможность возникновения территориальных разногласий между Узбекистаном и сопредельными государствами, хотя собственно Узбекистан не имеет территориальных притязаний ни к одному государству; попытки вмешательства других государств во внутренние дела республики.

Существуют и внутренние факторы, влияющие на состояние нашей безопасности. К ним мы относим незавершенность строительства Вооруженных Сил республики; резкий спад производства в условиях затяжного экономического кризиса, разрыв традиционных хозяйственных связей, рост инфляции; обострение социальных проблем, рост безработицы и появление новых форм преступности; усиление исламского фундаментализма и поляризации общества по религиозному признаку; обострение топливно-энергетических проблем; ухудшение экологической обстановки, возникновение зон крупномасштабных бедствий и катастроф; усиление националистических тенденций в деятельности отдельных общественных объединений.

Вот почему создание Вооруженных Сил республики как основного гаранта нашей безопасности, поддержание их высокой боевой готовности являются одной из важнейших функций нашего суверенного государства, тем более что сложная военно-политическая обстановка как в мире, так и в регионе не дает возможностей для успокоения.

Абсолютное большинство населения республики понимает, что Узбекистан имеет тысячелетние связи, историческую, культурную общность, переплетение интересов с Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, народами России и других республик. Полностью обрывать эти прочные узы - значит резать по живому во всех сферах народного хозяйства, и особенно в сфере обороны.

По инициативе и в результате твердой настойчивости нашего Президента в рамках Содружества приняты многие военные соглашения, наиболее важными из которых являются Договор о коллективной безопасности, Договор о создании миротворческих сил.

Мы уже высказывали свое отношение к предложениям Главнокомандующего ОВС СНГ маршала авиации Е.И.Шапошникова по решению проблем коллективной безопасности. Нелишне будет довести его до участников конференции.

Позиция Республики Узбекистан в военной области всегда была и остается последовательной и неизменной с момента создания Содружества Независимых Государств.

Вопрос обеспечения коллективной безопасности неразрывно был связан с Объединенными Вооруженными Силами, идея которых могла бы позволить сплотить военное сотрудничество государств-участников Договора о коллективной безопасности и найти новые интеграционные подходы в обеспечении совместной оборонной деятельности национальных вооруженных сил.

Республика Узбекистан выступает за скорейшую подготовку и подписание Соглашения об оперативном командовании "Юг", объединяющем силы и средства ПВО республик Средней Азии, Казахстана и Российской Федерации под непосредственным руководством заместителя Главнокомандующего ОВС СНГ по ПВО.

Непринятие до сего времени идеи коллективной безопасности со стороны некоторых государств СНГ нам видится прежде всего в том, что даже для государств, подписавших Договор о коллективной безопасности, не устанавливаются благоприятный, льготный режим обеспечения национальных вооруженных сил вооружением, техникой, материальными средствами и первоначальная помощь в подготовке военных кадров. Более тесное взаимодействие в этих областях позволило бы шире привлекать к военному сотрудничеству другие государства Содружества.

Мы также считаем целесообразным изучить проблему сохранения и развития индивидуального для каждого государства и коллективного потенциалов для отражения вооруженного нападения. Преимущества коллективной обороны будут только способствовать более тесному сотрудничеству государств Содружества в области производства и развития вооружений и военной техники. Такое сотрудничество ни в коей мере не подрывает государственный суверенитет. Напротив, во многих случаях именно такое сотрудничество может дать возможность каждому государству Содружества продолжать исследования и развивать промышленность, что было бы не под силу им осуществлять в одиночку.

С экономической точки зрения сотрудничество позволит разделить затраты, снизить опасность технологических просчетов, наращивать объем продукции и сократить среднюю цену товарной единицы на данное капиталовложение. Ни одно из государств Содружества, исключая, может быть, Россию, на территории которой функционирует большая часть военно-промышленного комплекса бывшего СССР, не может себе позволить самостоятельно производить все системы вооружения, в которых оно нуждается. Вот почему есть смысл работать над производством вооружения на совместных кооперативных началах. Подобное сотрудничество позволит также государствам со слабо развитым военно-промышленным комплексом получить доступ к последним достижениям в области технологии вооружения.

В отношении Стратегических сил необходимо практически осуществить все действующие Соглашения в рамках Содружества с учетом стожившихся реалий и наконец определить их государственную принадлежность, заключив об этом соответствующее Соглашение. Надо учитывать при этом, что Стратегические силы являются гарантом безопасности всех государств-участников Содружества.

Предложения Главного командования о создании смешанных многонациональных военных формирований и другие варианты совместного решения оборонных задач нуждаются в тщательном изучении и проработке с учетом принятых в республике законодательных актов. Самого пристального внимания в этом вопросе требуют организационная структура таких формирований, порядок подчиненности, оперативного применения при отражении агрессии, формы и способы подготовки, а также всестороннего обеспечения жизнедеятельности.

В рамках двусторонних отношений с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности находит понимание такая форма военного сотрудничества, как расположение по взаимной договоренности на своих территориях военных объектов совместного использования, где паритетно решаются вопросы их финансирования, обеспечения и комплектования.

При условии что все мы действительно будем стремиться к совместному решению оборонных задач, процесс наполнения конкретным содержанием Концепции коллективной военной безопасности Содружества может и должен будет развиваться.

Имея единое стратегическое и оборонное пространство, мы должны добиться того, чтобы наша коллективная безопасность стала неделимой. Поэтому все государства Содружества, и в первую очередь подписавшие Договор о коллективной безопасности, должны на деле реализовать солидарность в этом вопросе в самых различных сферах своей деятельности. Данный договор и Концепция военной безопасности должны быть не на словах, а на деле надежным гарантом того, чтобы каждое суверенное государство Содружества знало, что ему не придется в одиночку, расчитывая только на свои собственные силы и экономические ресурсы, противостоять угрозе. Но это ни в коей мере не должно снижать ответственности каждого государства за свою собственную (национальную) безопасность.

Только такие условия, на наш взгляд, дадут возможность всем странам Содружества значительно повысить свою обороноспособность благодаря коллективным усилиям и независимо от различий в экономическом положении и индивидуальном военном потенциале чувствовать себя одинаково уверенными в своей безопасности, поддерживать стабильность в обществе.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации