Информация в работе командующих и штабов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1993, стр. 63-67

Информация в работе командующих и штабов

Полковник В.В.ГОЛОВКИН,

кандидат технических наук

Полковник запаса Г.П.ЕФИМОВ,

кандидат исторических наук

НЕСМОТРЯ на возрастающую роль информации в процессе управления, единого подхода в определении термина «информация» пока не выработано. Исключение составляет военная наука, в которой принято, что понятие «информация» имеет два значения, связанные между собой, но разные по сущности. Во-первых, информация рассматривается как сведения (данные), используемые в работе командующих (командиров) и штабов. Во-вторых, под информацией подразумевается процесс передачи и получения указанных сведений. Правильность приведенной трактовки, на наш взгляд, подтверждается практикой работы командующих (командиров) и штабов. Однако здесь возникает ряд нерешенных вопросов: все ли сведения (данные) могут быть названы информацией, чем или как измерять ее количество, как оценивать качество?

Информация как продукт умственной деятельности человека, содержащий определенные сведения (данные), а также процесс их подготовки, передачи и обработки, лежит в основе всей интеллектуальной и управленческой деятельности командующих и штабов. Любая боевая задача формулируется, оформляется и доводится до исполнителей в виде конкретной информации в строго определенной форме. Уяснение задачи, оценка обстановки - все это работа с информацией, в ходе которой обычно возникает необходимость в дополнительных сведениях, для чего организуется ее поиск (добывание), осуществляются рекогносцировки, ведется разведка, проводятся другие действия. После работы командующего и штаба над исходной и дополнительно добытой информацией она систематизируется в виде справок, оценок, предложений, карт с обстановкой, планов директив, боевых приказов и распоряжений для подчиненных. Далее следует процесс передачи (доведения) созданной информации до подчиненных (собственно процесс управления), осуществляемый в основном путем обмена информацией между должностными лицами и органами управления.

В современных условиях указанная последовательность работы с информацией не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к управлению. Бурное развитие качественно новых средств поражения, автоматизированных систем сбора и обработки информации, средств передачи данных требует нового подхода. Необходимы углубленный системный анализ различных ее форм, видов, потоков и их объемов, адресования, доступа, хранения, обновления, уничтожения, множество других технических вопросов, от решения которых зависит эффективность работы командующих и штабов. Это полностью подтверждает опыт боевых действий в районе Персидского залива, где преимущество в информационном обеспечении МНС явилось непременным фактором обеспечения успеха. Стало очевидно, что информация выделяется в самостоятельную «информационную» составляющую вооруженной борьбы, а понятие «информационная война» все больше приобретает реальный смысл.

Возрастание роли информации привело к появлению и обострению вопросов информационного обеспечения работы командующих и штабов. В последние годы особенно актуальными стали следующие проблемы: перегруженность информацией командующих, начальников штабов, органов управления при недостаточности необходимых данных для принятия решений; преобладание в деятельности командующих (командиров) информационной работы (запросы, доклады, указания) при постоянном дефиците времени на организаторскую и учебно-методическую работу с подчиненными; недостаточная оперативность обновления данных и неполная информированность управлений (отделов) и офицеров-исполнителей об обстановке; низкое качество обработки информации; перегруженность средств передачи данных.

Военные ученые проделывают большую исследовательскую работу для решения поднятых проблем. Однако, на наш взгляд, недостаточно учитываются тенденции развития военной информации и ее влияние на характер деятельности военачальников и штабов по управлению войсками. Исторический подход может обеспечить научную обоснованность решения задач информационного обеспечения.

Изучение истории военной информации позволяет выделить три ярко выраженных периода ее развития. Первый, когда для доставки донесений и боевых приказов использовались пешие и конные посыльные, а сигналы передавались при помощи флажков и световой сигнализации. Управление информацией только зарождалось и направлялось в основном на сокращение сроков доставки донесений и боевых приказов. Несмотря на это оперативность информации оставалась очень низкой: до командиров она доходила устаревшей. Принимая решение, военачальник должен был учитывать запаздывание поступившей информации и мысленно строить сложную модель событий, которые могли произойти за период доставки ему сведений и за время, необходимое на доведение приказов войскам.

В связи с этим условия получения информации в реальном масштабе времени (возможность личного наблюдения) становились определяющим фактором в выборе времени и места проведения сражений. И не случайно генеральные сражения в прошлом развертывались, как правило, на открытой местности, хорошо обозреваемой с высот, на которых размещались наблюдательные пункты полководцев. При такой системе ведение боевых действий крупного масштаба в условиях ограниченной видимости практически исключалось.

Определенные изменения стали происходить с появлением телефонной и телеграфной связи. Однако проводные средства обеспечивали надежный обмен информацией лишь в статике. С началом перемещения пунктов управления обмен информацией обычно нарушался. Причем в большей степени это происходило в тактическом звене. Значительные перерывы обмена информацией имели место и в высших звеньях управления. Примеры этого можно привести не только из далекого прошлого, но и из опыта Великой Отечественной войны. Так, Г.К.Жуков отмечал, что «... за первые 18 дней войны Северо-Западный фронт потерял Литву, Латвию и часть территории РСФСР... За все это время Генеральный штаб не получал от штаба Северо-Западного фронта ясных и исчерпывающих докладов... Приходилось иногда предположительно определять развитие событий...».

Второй период в развитии информационных процессов связан с массовым внедрением технических средств связи, особенно радио- и радиорелейных станций. Его начало можно отнести ко второй половине второй мировой войны. Дальнейшее развитие он получил в послевоенные годы, когда потоки информации значительно возросли и необходимость жесткого управления ею становилась все более очевидной. Органы управления, преимущественно высшего звена, буквально «тонули» в поступающих донесениях, докладах, сводках, запросах и т.д. В результате к концу проводимых учений в высших штабах скапливались десятки документов, адресованных командующему и начальнику штаба, которые они физически не успевали просмотреть. Отрывались от творческой работы и офицеры нижестоящих штабов. Их время уходило на бесконечные доклады обстановки по техническим средствам связи и составление объемных донесений. В этих условиях на первый план выдвинулись проблемы научно обоснованного регламентирования (ограничения) частоты, объема и содержания передаваемых по техническим средствам документов, т.е. управления потоками информации, исключения дублирования, целесообразного распределения потоков (адресования) информации между должностными лицами одного пункта управления и другие вопросы.

Третий период в эволюции информационных процессов связан с крупными успехами в развитии радиоэлектроники и применением автоматизированных систем управления войсками. АСУВ существенно упростили добывание информации, ее автоматическую передачу, в том числе обработку, документирование, хранение и выдачу данных. Автоматизация облегчила решение проблем, связанных с продолжающимся наращиванием объемов отчетно-информационных документов из-за постоянного роста числа образцов вооружения, техники, боеприпасов и др. О масштабах проблемы можно судить хотя бы по тому, что номенклатура материальных средств, необходимых войскам, только по вооружению и военной технике сейчас составляет: для батальона - более 200, полка -700, дивизии - 1500, армии - 5000 наименований. Причем некоторые из них необходимо указывать в донесениях (сводках) в нескольких разделах.

Вместе с тем в ряде случаев автоматизация способствует увеличению объемов информации, циркулирующей в сфере военного управления. Связано это с несовпадением информационных интересов подчиненных и начальников в отношении времени сообщений, их содержания и акцентов.

Подчиненные, как правило, стремятся быстрее и подробнее доложить об успехах, личном вкладе и т.п. При этом они пытаются порой скрыть или оттянуть доклад о промахах, просчетах, происшествиях и потерях. Раньше эти противоречия сглаживались ограниченными возможностями технических средств. Теперь АСУВ убрали эти ограничения. Автоматика обеспечивает печатание и передачу огромных объемов текстуальной и графической информации. В результате высшие органы управления буквально утопают в бумажных потоках. Причем те, кому они адресованы, не успевают просматривать и осмысливать поступающую информацию. Теряются многие ценные данные. Для выхода из сложившейся ситуации создаются специальные информационные службы, секретариаты, канцелярии, комитеты, комиссии и другие структуры в целях сбора, обработки и распределения информации. Однако положение от этого не улучшается. Скорее, происходит наоборот. В этих условиях судьба некоторых докладов зависит от случайности и ценные идеи гибнут среди нагромождения управленческих структур.

Проблемы в сфере информации тормозят развитие военной реформы, снижают эффективность мероприятий по строительству ВС РФ и решения войсками задач в районах вооруженных конфликтов. Старая система информационного обеспечения, по существу, развалилась, и если по линии прямой подчиненности она еще как-то функционирует, то в сфере взаимодействия положение совершенно неудовлетворительное. Об этом, в частности, шла речь на совещании военных представителей при подготовке встречи на высшем уровне в Бишкеке (октябрь 1992 года).

По нашему мнению, разрешение проблем информационного обеспечения следует начинать с разработки специального алгоритма подготовки, передачи и представления данных по команде от подразделений всех видов ВС (родов войск) до Генерального штаба и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Работу над таким документом целесообразно вести параллельно с созданием соответствующих штатных структур войск (сил) и группировок ВС. Одновременно должна начинаться работа по подготовке табелей срочных донесений (ТСД). К сожалению, существующие ТСД безнадежно устарели и требуют коренной переработки как по форме, так и по содержанию. Новая система ТСД должна отвечать на все вопросы: когда, кто, кому, как, в какой форме и о чем должен докладывать. При этом разрабатываемые образцы документов должны быть предельно просты.

Проблема чрезмерной перегруженности информационной работой командующих (командиров) и начальников штабов может быть в какой-то степени решена правильным определением в ТСД времени представления, адресата, объема и содержания документов. Для этого, например, необходимр отказаться от практики, когда почти все документы подписываются только командующим (командиром) и адресуются ему. Их число следует строго ограничить. Остальные документы (сводки, "запросы, справки, доклады) должны подписываться заместителями и им адресоваться.

Характерно, что во время Великой Отечественной войны была принята именно такая система. Все отдельные части и соединения родов войск донесения и запросы (кроме табельных донесений) адресовали в соответствующие штабы. Это разгружало командующих и общевойсковые штабы. Видимо, и сейчас необходимо поступать аналогичным образом, отказываясь от жесткой информационной схемы.

Строгий порядок обмена информацией, по нашему мнению, нужен не только в подчиненных инстанциях. Его должны придерживаться и вышестоящие органы управления. В налаживании именно такого порядка в управлении информационными процессами важным звеном могут стать центры информации (ПИ), организация которых изучалась и практически проверялась в оперативных штабах в последние годы.

Впервые ЦИ появились в середине 50-х годов на учениях в штабе Северной группы войск и состояли из двух-трех офицеров оперативного управления. Для усиления этого ядра выделялось по одному офицеру от штабов воздушной армии, ракетных войск и артиллерии, тыла, разведывательного управления, а при большой загруженности и от других управлений (отделов). В ЦИ велась отчетная карта и фиксировались текстуальные данные обстановки по всем видам ВС, родам войск и службам, а также данные о соседях. Поэтому отпадала необходимость каждому начальнику управления (отдела) самостоятельно добывать данные. Снижалась нагрузка на офицеров-операторов и на средства передачи данных. Информация становилась стройной научной системой и надежной основой для эффективной работы командующих (командиров) и штабов. Очевидно, что опыт создания и работы ЦИ целесообразно использовать и учитывать при создании соответствующих структур ВС РФ. Система таких центров (от дивизии до Генерального штаба) поможет решить многие проблемы информационного обеспечения при минимальных затратах.

На наш взгляд, основным направлением в решении проблем информационного обеспечения продолжает оставаться автоматизация управления, которая в Вооруженных Силах должна воссоздаваться в соответствии с новой структурой войск, системой управления и другими изменениями. Это требует умелого применения всего, что было создано в ходе автоматизации в бывших ВС СССР и наращивания достигнутого на базе новейших теоретических разработок. Однако это не просто продолжение начатого процесса. Многое изменилось. Необходим комплекс решений по сложнейшим вопросам: что, где, как и в каком объеме автоматизировать.

В принципе достижения в развитии науки и техники позволяют автоматизировать практически все военные комплексы и задачи, довести средства автоматизации и связи до каждого солдата. Но целесообразна ли такая автоматизация? Для получения ответа необходимо оценить суммарные затраты, сравнить их с бюджетными возможностями, проверить, как изменится система технического обеспечения, численность, мобильность войск и многое другое. Сопоставив все эти данные, используя принимаемые сейчас на вооружение многомерные методики оценки изделий по критерию «эффективность-стоимость», можно дать ответ на вопрос о целесообразности каждого конкретного шага, предпринимаемого в области автоматизации управления войсками. В ходе этой работы важно учитывать, что современные АСУВ - это мощные универсальные системы сбора, хранения, обработки информации, ее передачи и представления в удобном для потребителя виде. Эти системы предполагают широкое применение специального математического и программного обеспечения, математических моделей и искусственного интеллекта, внедрение распределенной обработки информации, а также систематизации данных для каждого звена управления.

Решая проблемы информационного обеспечения, необходимо учитывать, что этот процесс приобрел сейчас определенную самостоятельность, стал чрезвычайно важным и сложным. В. этих условиях закономерна постановка вопроса о выделении в рамках управления войсками самостоятельного раздела: управление информацией как специфической области деятельности командующих (командиров) и штабов, включающей комплекс организационных и технических мероприятий, проводимых для установления и поддержания целесообразного порядка сбора, обработки, хранения и представления информации, использования ее для обеспечения высокоэффективной работы управленческих структур.

Управление информацией подразумевает установление единой системы наименований всех видов информации (документов), определение примерного (типового и формализованного) их содержания, степени детализации обстановки в различных звеньях и формы каждого образца информации (документа), ее срочности, секретности, порядка адресования и определения приоритета как при передаче по техническим средствам, так и при представлении адресатам. Задачами управления информацией являются также определение времени (периодичности), способов представления данных, ограничение объема, определение порядка использования, места и времени (продолжительности) хранения, порядка обновления, уничтожения, а также контроля за соблюдением установленного порядка информационной работы.

Основой управления информацией по большинству перечисленных задач являются табели срочных донесений. Управление другими видами внесрочной информации должно организовываться на основе специальных указаний командующих (командиров) и штабов.

Растрин Л.А.Вычислительные машины, системы, сети... М.: Наука, 1982: - С.8; Мамихов А.Г. Управление и информация. -М.: Наука, 1975.~С.83;Мясников В.А., Майоров С.А., Новиков Г.И. ЭВМ для всех (электронно-вычислительная техника в народном хозяйстве). - М.: Знание, 1980. - С.14,15.

Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, издание второе. - 1986. -С.294.

ЖуковГ.К. Воспоминания и размышления. - Т.2. - 10-е издание. - М.: АПН, 1990.-С.41, 42.

Красная звезда. - 1992. - 22 сентября.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации