Заметки об информатизации строительства Вооруженных Сил

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1993, стр. 69-74

Заметки об информатизации строительства Вооруженных Сил

Полковник А.С.БЕЗУГЛЫЙ,

кандидат технических наук

Полковник С.П.ГАВРИЛЕНКО

ШИРОКОЕ внедрение средств электронно-вычислительной техники (ЭВТ) во все сферы жизнедеятельности общества в современных условиях потребо-вало переосмысления роли информации и информатики. Следствием этого про-цесса явилась разработка концепции общегосударственной программы ин-форматизации.

В предшествующие годы в стране и Вооруженных Силах доминировала кон-цепция автоматизации. Опыт ее реализации полезен не только теоретическими и практическими результатами, но и эволюцией взглядов на место и роль ин-форматики в деятельности всех социально-производственных структур. Сами по себе достижения научно-технического прогресса (НТП) в области электро-ники не устраняли недостатки современных АСУ, созданных по программе ав-томатизации. Разработка и принятие новой концепции не дали положительных результатов. Выход из этой ситуации был найден в новых информационных тех-нологиях, а также в программе информатизации.

Автоматизацию, в самом общем виде, можно определить как внедрение ав-томатических средств для реализации процессов, базирующихся на использова-нии современных средств вычислительной техники и научных методов. В нас-тоящее время уровень автоматизации и информатизации в нашей стране и Воо-руженных Силах чрезвычайно низок, положение дел в этой области научно-тех-нического прогресса критическое.

Не секрет, что технологическое и интеллектуальное отставание концентри-руется в информатике и информации, накапливаемой в базах данных и знаний. Поэтому, если оценивать состояние Вооруженных Сил по уровню оснащен-ности информационными технологиями и компьютерами, то следует признать, что в этом отношении армия и флот не отвечают современным требованиям. В связи с этим для определения перспектив информатизации ВС важно не только выявить недостатки, допущенные в предыдущие годы, но и проанализировать информационные, организационные, инженерно-технические проблемы, реше-ние которых могло бы способствовать выходу из «тупика автоматизации».

Попытка автоматизации армии и флота, предпринятая в 60-е - 80-е годы, не увенчалась успехом. Это произошло не столько из-за несовершенства техничес-ких средств, сколько из-за отсутствия у руководства и исполнителей (к которым относят себя и авторы) должного понимания сущности управления строительст-вом Вооруженных Сил как одного из видов информационной деятельности. Не были доведены до окончательного решения такие первоочередные задачи, как систематизация и классификация информации, оптимизация потоков информа-ции и документооборота, разграничение функций обработки информации между структурными подразделениями органов управления всех уровней. Поэ-тому входной поток информации продолжает оставаться приспособленным под ручную обработку, что обусловило при подготовке служебных документов на машинной основе повторение известных недостатков: огромных объемов, ду-блирования, избыточности данных; сохранения сроков представления, установ-ленных табелями срочных донесений, и др.

Автоматизация - это не столько процесс создания вычислительных центров, сколько совершенствование способов и методов управления, базирующихся на системе сбора, передачи и обработки данных средствами ЭВТ.

Большая часть автоматизированных систем предназначалась для высших уровней управления (главных штабов видов ВС, штабов военных округов) и ограничивалась узким кругом управленческих функций. Причиной неудовлетворительных результатов предыдущего этапа автоматизации явилось отведе-ние информационному обеспечению второстепенной роли по отношению к раз-витию технических средств. Поэтому создать единое автоматизированное ин-формационное пространство для органов управления не удалось. Автоматиза-ция замкнулась в собственных рамках, а интересы конечного пользователя под-менились приматом частных нужд. Серьезной проблемой остается специфика-ция потребностей, т.е. их определение и перевод на формализованный язык про-цедур и функций, которые должны быть выполнены программной системой. Опыт свидетельствует о том, что требования пользователей имеют тенденцию видоизменяться в процессе работы над системой и при отсутствии гибкого меха-низма, позволяющего адекватно изменять спецификации, получается «полуфа-брикат», не удовлетворяющий ни заказчика, ни разработчика.

Нередко информационно-программное обеспечение морально устаревало еще до начала эксплуатации, а решение проблемы отставания виделось в замене и освоении производственного оборудования. Однако

желаемых результатов это не давало. Недостаточная компьютерная грамотность пользователей (офи-церов-операторов) не позволяла им четко формулировать требования к про-граммам, а отсутствие практического опыта у ученых-разработчиков в тех об-ластях военного строительства, которые они автоматизировали, приводило к увеличению сроков создания программных комплексов и снижению их эффек-тивности. Эта ситуация усугублялась тем, что необходимость автоматизации как средства повышения качества управления осознавалась лишь небольшой частью офицеров и еще меньшей - руководящего состава. Доказательством может служить время, выделяемое для самостоятельной работы на компьютере.

Сейчас значительная доля прикладного программного обеспечения, эксплуатируемого в вычислительных центрах, представляет собой индиви-дуально спроектированные системы, разработанные каждым из них, что приво-дит к распылению сил и средств. Между тем в органах управления видов ВС, родов войск существуют идентичные сферы деятельности, для которых целе-сообразна обработка информации на единых методологических принципах (учет личного состава, кадровые, финансовые, медицинские, материально-тех-нические и др.). Но в настоящее время каждый вид Вооруженных Сил проводит автоматизацию этих сфер деятельности автономно. Обмен информационными материалами и готовыми программными комплексами затруднен режимностью и разобщенностью их вычислительных центров. Занятые разработкой конк-ретных программных продуктов, они вынуждены значительную часть времени и сил тратить на отчеты по ним, что, естественно, ведет к снижению масштабов и уровня научных исследований. Вряд ли подобная практика, типичная для «эры автоматизации», возможна и правомерна в условиях сокращения ВС, их ре-формы и перехода на рыночные отношения.

Одной из задач общегосударственной программы информатизации является создание индустрии программных средств. В связи с этим разработка программных продуктов становится категорией производственно-технического назначения. Это в свою очередь вызывает необходимость объединения усилий и создания Центра программных систем Вооруженных Сил (ЦПС ВС). Он будет взаимодействовать с уже существующими в армии и на флоте вычисли-тельными центрами формирования единой организационной структуры, обес-печивающей процессы информатизации. Перераспределение функций по разра-ботке программного и информационного обеспечения между НИУ и ЦПС ВС повлечет за собой соответствующее перераспределение численности личного состава, занятого в настоящее время созданием программных систем. Необхо-димость в таком Центре обусловливается и начавшейся стихийной компьютери-зацией отдельных учреждений Вооруженных Сил, стремящихся решить про-блемы самостоятельно. Подобная практика - вне рамок единой согласованной политики - в итоге приведет к дискредитации концепции информатизации, рас-пылению сил и средств.

В формирующемся рынке персональных ЭВМ (ПЭВМ) ориентироваться не-легко. Для этого требуются профессионалы. Сложность заключается и в том, что ПЭВМ - программно-аппаратное устройство, которое имеет более двадцати влияющих на цену технических параметров и характеристик. Актуальной остается проблема совместимости программного обеспечения, а его «пиратское» распространение необходимо прекратить и идти цивилизованным путем (стать зарегистрированным пользователем программного продукта). В этом должен быть заинтересован ЦПС ВС. Не может не волновать нас и разработка АСУ промышленностью, которая нередко сводится лишь к выбору импортных тех-нических средств с последующей их адаптацией и «русификацией».

Приведенные недостатки в реализации программ автоматизации не претен-дуют на полноту. В первую очередь мы акцентировали внимание на тех, ко-торые, к сожалению, «перешли» в новую программу информатизации ВС. Для их устранения необходимо прежде всего определиться с понятийным аппара-том.

Существует целый ряд определений, предложенных ведущими учеными и специалистами в области информатики и вычислительной техники. Например: «информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение пол-ного и своевременного использования достоверных знаний во всех общест-венно значимых видах человеческой деятельности», т.е. здесь речь идет о качественном преобразовании всей информационной сферы жизни общества с целью оптимизации результатов любой социально значимой деятельности. Поэтому информатизацию часто связывают с научно-техническим прогрессом, определяя ее как изменение его качества.

Методы и средства информатики позволяют проследить логические связи и отношения, которые не могли быть выявлены до возникновения этой области знания, а также определить принципиально новые подходы к организации, об-работке и использованию информации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс информатизации - это создание и внедрение в производственную и со-циальную сферы общества информационного ресурса с использованием совре-менных компьютерных технологий и коммуникаций. Под информационным ре-сурсом понимается результат объективного целенаправленного отображения и актуализации в компьютерной памяти закономерностей и факторов реализации процессов, происходящих в обществе и окружающей среде.

Таким образом, процесс информатизации в любой сфере деятельности не-возможен вне контекста его развития во всем обществе. Это следует из ряда эко-номических, научно-технических, социально-правовых причин, а

также из самой сущности информатизации, носящей интеграционный характер, в основе кото-рого лежит универсальность центрального понятия - информации. Вместе с тем информатизация должна объединить в единый комплекс (компьютерную ин-теллектуальную систему) научное исследование, информационные обеспече-ние и технологию.

Учитывая тенденции развития научно-технического прогресса, НИУ Воо-руженных Сил разработали концепцию и на ее основе - программу информати-зации ВС, которая имеет ряд существенных недостатков. Последняя, по нашему мнению, нацелена на решение традиционных задач этапа автоматизации и представляет собой перечень НИР, НИОКР и ОКР, осуществляемых преи-мущественно в двух направлениях: базовые средства и основные области ин-форматизации.

Научно-исследовательские работы, содержащиеся в программе, направлены на достижение более высоких результатов в проектировании, совершенствова-нии и развитии АСУ, что, естественно, является областью информатики, но отнюдь не отражает суть информатизации как научно обоснованной идеи. Реа-лизация этих направлений (даже успешная) проблемы информатизации в Воо-руженных Силах не решит.

Одна из идей, вызвавшая необходимость разработки концепции информа-тизации общества, а именно - создание и использование информационного ре-сурса, в данной программе вообще не упоминается. Вопросы новых информа-ционных технологий, нестандартные решения, перспективные гипотезы, обла-дающие научной ценностью и оригинальностью, также отсутствуют. Нет в ней и единой информационной стратегии, учитывающей современные реалии, не определены пути решения центральной проблемы информатизации - разра-ботки и использования информационного ресурса Вооруженных Сил, а также создания информационных фондов, накапливаемых в компьютерных банках данных и базах знаний низовых первичных звеньев. Поэтому возникают законо-мерные вопросы: что представляет собой информатизация процесса управления полка или батальона? В чем состоит ее отличие (сходство) от информатизации танковой и мотострелковой дивизии, авиационного или флотского соединения? Можно ли ее назвать программой информатизации ВС (единой), если она не дает ответа на вопросы об информатизации их соединений, родов войск (сил)?

Реализация программы информатизации ориентирована на сложившийся порядок финансирования научно-исследовательских работ. Остаются преж-ними дискредитировавшие себя подходы, касающиеся внедрения достижений научно-технического прогресса в Вооруженные Силы.

На наш взгляд, в настоящий период требуется согласованное и синхронное взаимодействие процесса информатизации с ходом строительства ВС Рос-сийской Федерации. И начать было бы целесообразно с разработки и принятия основополагающих принципов проведения информационной политики в армии и на флоте. В их основу можно положить теоретическое и практическое направления.

Основной задачей теоретической информатики следует считать выработку и накопление знаний о содержании и закономерностях информационных процес-сов в воинских структурах, включая разработку понятийного аппарата, создание информационных моделей, развитие системных и информационных методов анализа и их объединение.

Одной из актуальных проблем остается создание модели развития Воо-руженных Сил. Цель построения формальной модели - получение и системати-зация знаний о процессах военного строительства (организованной совокуп-ности сведений о его нормативно-законодательных актах и принципах комплек-тования, обеспечения вооружением и техникой, обоснования состава, организа-ционной структуры войск и т.д.).

Практическое применение информационной модели строительства Воо-руженных Сил чрезвычайно широко: моделирование организационных струк-тур, стратегического и мобилизационного развертывания; исследование систем вооружения и техники, в том числе проведение оперативно-тактических и тех-нико-экономических обоснований; постановка оптимизационных задач (выбор оптимальной системы комплектования и ее обоснование с учетом демогра-фической ситуации в стране); планирование подготовки резервов и создания мо-билизационных запасов. Отсутствие подобных математических моделей осо-бенно остро ощущается в настоящее время, когда требуется провести анализ и аргументированный выбор оптимального варианта концепции из предлагаемых общественными, законодательными, исполнительными и научными органами, претендующими на роль реформаторов строительства ВС.

Целью информатизации должно быть обеспечение оптимального режима работы органов управления, позволяющего им решать задачи с заданной эффек-тивностью. Действительно, какие бы задачи ни стояли перед системой (общест-вом, военным строительством), общая цель управления, по нашему мнению, будет одна - оптимизация процесса или системы.

Информатизация управления - это реализация эффективного использования информации для достижения наилучших результатов функционирования сис-темы: повышение оперативности доступа к информации (сокращение сроков сбора, обработки и востребования данных); изменение содержания количест-венных и качественных характеристик, обеспечивающих всестороннюю оценку и сопоставимость различных вариантов управленческих решений; качественное изменение формы организации взаимодействия; использование математичес-ких методов и моделей принятия решений, реализующих планирующие и прог-ностические функции.

Заметки об информатизации строительства Вооруженных Сил

Информатизация строительства Вооруженных Сил - это принципиально новая информационная технология управления данным процессом, основыва-ющаяся на создании и использовании их информационного ресурса. Ее наиболее важным результатом будет переосмысление стратегии военного строи-тельства.

Исходя из этого, информатизация системы строительства Вооруженных Сил, очевидно, будет представлять собой процесс, направленный на создание крупномасштабной территориально-распределенной автоматизированной сис-темы, обеспечивающей передачу данных, их обработку и формирование инфор-мационных баз локальных звеньев сети с использованием большого числа ком-плексов вычислительных средств.

Однако в настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией в стране создать требуемый набор спецификаций для программной системы, спо-собной поддержать такую высокоинтегрированную, всеобъемлющую сеть, будет весьма проблематично. Кроме того, мировой и отечественный опыт компьютеризации общества с достаточной убедительностью продемонстриро-вал, что процесс создания и использования информационного ресурса на базе новейших компьютерных технологий не может протекать

успешно без доста-точно сильной и целенаправленной государственной поддержки.

Отечественные информационные технологии ни в виде научно-технических документов, ни в виде автоматизированных систем, использующих новые тех-нологии, не являются конкурентоспособными на мировом рынке. В методоло-гическом, организационном и техническом отношении разрабатываемые ин-формационные технологии находятся на низком уровне, который явно не соот-ветствует задачам информатизации общества. На государственном уровне от-сутствует координация данного направления информатики. Поэтому необхо-димо четко знать, на какой технической и программной базе следует осуществлять автоматизацию. Отсутствие такой определенности в программе является ее существенным недостатком. На наш взгляд, выход из этого положе-ния может быть один - признание необходимости реализации предлагаемой программы с использованием импортного программного и технического инс-трументария в полном объеме, что повлечет за собой пересмотр программы и значительное высвобождение финансовых средств на закупку аппаратуры и про-граммных систем.

Для достижения целей информатизации, по нашему мнению, в настоящее время необходимо решить задачи, которые относятся к этапу автоматизации и компьютеризации.

В основу реализации данного предложения следует положить информа-ционную «сферу», структура которой представлена на рисунке. Ее создание вызывает необходимость использования ранее предложенного системно-информационного анализа с применением принципов интеграции данных и ин-формационных потребностей, а также методов и средств обработки информа-ции. Эти принципы являются основополагающими в разработке информацион-но-логической модели управленческой деятельности, а интеграция заключается в выявлении обобщающих закономерностей как в информации, циркули-рующей в системе, так и в способах и методах ее обработки на единой методоло-гической основе, т.е. она осуществляется путем реализации взаимосвязей ин-формации и структурообразующих элементов информационной «сферы».

Таким образом, информатизация - это глобальный процесс, который должен охватывать все стороны строительства Вооруженных Сил. В настоящее время требуется решать задачи, которые создадут предпосылки ее претворения в жизнь в рамках проведения работ по автоматизации и компьютеризации. Пер-воочередными из этих задач, по нашему мнению, могут стать: создание Центра программных систем ВС; уточнение системы подготовки и переподготовки военных специалистов по информатике в ввузах; подготовка и введение в дейст-вие единых норм и принципов систематизации и классификации информации, обеспечивающих результативность информационных технологий в органах уп-равления; унификация и регламентация форм представления информации - способов ее обработки и передачи.

Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. - М.: Финансы и статистика, 1991. - СП.

Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. - М.: Финансы и статистика, 1991. - С.129.

Матвеев М.Т. Состояние и перспективы информатизации в республике. - Киев. -1990. - С.5.

Крохин Е.В. Аннотированный перечень-классификатор информационных техно-логий. - М.: ВНИИМИ, 1991. - № 1. - С.53.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации