Заключительное слово Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 62-63

Заключительное слово Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых

Государств

Маршал авиации Е.И.ШАПОШНИКОВ,

Главнокомандующий ОВС СНГ

Наша научно-практическая конференция завершает свою работу. Цели, которые ставились перед ней, на мой взгляд, в основном достигнуты.

Практически все участники дискуссии отмечали своевременность конференции и ее полезность для выработки согласованных подходов к решению проблем как национальной, так и коллективной безопасности.

Это - объективная потребность. Пройдя через очень трудный этап раздела, Вооруженные Силы трансформировались в национальные. Усилиями Главного командования в период декабрь 1991 - февраль 1992 годов удалось удержать армию от сползания в конфронтацию с руководством суверенных государств и тем самым - в гражданскую войну. Вы помните, какие были настроения в офицерском корпусе: сохранить армию единой, дать соответствующую команду - и тут же распавшийся Советский Союз "облипнет" вокруг Вооруженных Сил. Это - путь в никуда, в кровопролитие, в народные бедствия. Этого нельзя было допустить. И думаю сегодня большинство офицерского корпуса разделяет и поддерживает мою позицию в этом отношении.

Нам еще предстоит более подробно проанализировать содержание разговора на конференции, высказанные предложения, организовать работу по их реализации. Но уже сейчас, на мой взгляд, можно выделить ряд примечательных черт, характеризующих состоявшуюся дискуссию.

Отчетливо проявилась общая обеспокоенность состоянием отношений между государствами Содружества по всему комплексу вопросов, относящихся к национальной и коллективной безопасности.

Какими бы ни были различия в позициях суверенных государств, совершенно ясно, что безопасность - приоритетная цель любого государства и достичь ее в одиночку либо вообще нельзя, либо неимоверно трудно. Это - всеобщий закон, который действует независимо от того, знают о нем или нет, признают или игнорируют.

И если придерживаться в своих действиях политических реалий и руководствоваться действительными потребностями национальной и коллективной безопасности, то нужно делать все для того, чтобы объединить усилия государств Содружества - традиционных союзников и исторических соседей, братьев и друзей. Необходимо сообща выработать единые подходы к оценке военно-политической обстановки, прогнозированию источников военной опасности и ее направленности, вероятных очагов межэтнических и других конфликтов и путей их предотвращения.

Все это, очевидно, должно базироваться на коллективном сборе и анализе информации, взаимном обеспечении, в частности, развединформацией и пр.

Когда же мы вчера подписывали документ о взаимном обмене развединформацией, и то возникли вопросы: зачем, куда, как, может, лучше на двусторонней основе? С точки зрения военного человека, это по меньшей мере несерьезно. Раз существуют и служат общим интересам Совет глав государств, Совет министров обороны и Главное командование, то и располагать исчерпывающей информацией для принятия правильных, учитывающих интересы всех государств-участников решений должны они. Представляется, что это совершенно очевидно. И если говорить о Главном командовании, то оно существует для того, чтобы интегрировать процессы обороны, совместной безопасности всех народов, не ущемляя, разумеется, их суверенитета и национального достоинства.

В выступлениях на конференции обращалось внимание на политические и экономические трудности, проблемы территориального порядка, обострение социальной напряженности и другие дестабилизирующие факторы, которые затрудняют решение задач национальной и коллективной безопасности.

Все это действительно есть. Есть и все более отчетливое понимание того, что решать эти проблемы можно только совместно. Представитель Украины генерал Гречанинов, на мой взгляд, правильно отметил: быть может, нам нужно перейти от вот таких жестких соглашений по некоторым вопросам к более мягким, рамочным. Тогда они, так сказать, будут не отторгать, отталкивать отдельные государства, а как бы приглашать их к разговору, предлагать войти в эти соглашения.

Почему Договор о коллективной безопасности ратифицировала на сегодняшний день только Армения? По мнению некоторых представителей парламентских правительственных структур, этот документ чересчур жестко написан. Может быть, есть необходимость предварительно обменяться нотами, а после этого ратифицировать. Что ж, и такой путь может быть использован.

Главное, от слов об интеграции, координации, сотрудничестве перейти к делу. Внутренняя нестабильность в ряде государств СНГ, вооруженные столкновения, всплески преступности, рост социальной напряженности требуют от военно-политического руководства стран Содружества согласованных в высшей степени продуманных, взвешенных, но энергичных практических действий.

Во - вторых, высказано немало ценных мыслей, конструктивных предложений. Конечно, среди них есть дискуссионные, но тем не менее заслуживающие внимания со стороны Главного командования ОВС СНГ, военных ведомств государств Содружества, военных ученых и практиков.

На мой взгляд, полезность состоявшегося обмена мнениями в том и заключается, что он дает возможность представить военно-политическому руководству государств Содружества обобщенные выводы и предложения по совершенствованию механизма военно-политического сотрудничества, помогает определить приоритетные направления взаимодействия. Мне думается, штаб ОВС СНГ должен обобщить, сделать выжимки самого ценного из того, что здесь было сказано, сформировать общие тенденции с тем, чтобы направить этот материал главам государств.

Многие из предложений, высказанных участниками конференции, фактически развивают идеи ташкентского Договора о коллективной безопасности и Концепции военной безопасности, принятой в Бишкеке. Думаю, что все они должны быть изучены, учтены при разработке документов СНГ по проблемам обороны и безопасности.

В-третьих, проявилась заинтересованность в активизации и оптимизации практической деятельности ГК ОВС СНГ, усилении его интегрирующей, консолидирующей роли.

Прозвучало немало аргументов, в том числе новых, в пользу максимальной реализации преимуществ, которые создает сохранение элементов единой системы стратегической обороны бывшего Союза в общих интересах государств. Важно использовать эти аргументы в практической политике, при решении актуальных проблем обеспечения высокой эффективности работы совместных, коллективных, межгосударственных структур, а в конечном счете общей стабильности и безопасности в СНГ.

Конференция, и это, по-моему, ее главный итог, поставила ряд теоретических вопросов коллективной безопасности в плоскость практических дел.

Что предстоит сделать нам в ближайшее время? Первое. Оперативному управлению совместно с Центром общественной информации собрать материалы конференции, подготовить их к изданию и издать.

Второе. Штабу ОВС СНГ проанализировать высказанные на конференции предложения, систематизировать их и разработать план практических мер по их реализации. Все, что заслуживает внимания, должно найти в нем отражение, и, возможно, представить Совету министров обороны на утверждение на следующем совещании.

Третье. Штабу ОВС СНГ (Оперативному управлению) совместное секретариатом Совета министров обороны определить перечень предложений участников конференции, которые могли бы быть рассмотрены на заседаниях Совета министров обороны, Комитета начальников штабов, других комитетов для их последующей реализации.

Четвертое. Мы немало говорим об уважении к науке, в том числе военной. Но уважение предполагает заботу и внимание к ее нуждам. Необходимо финансировать научные исследования в области национальной и коллективной безопасности. Видимо, надо вынести этот вопрос на рассмотрение Совета министров обороны, глав правительств. Есть необходимость в проведении совместной НИР "Коллективная безопасность СНГ-2000".

На конференции говорилось о вооруженных силах 2000 года. Мне думается, у нас есть научные силы, которые могут с достаточной достоверностью проанализировать и предсказать нам, что такое 2000 год в стратегическом плане, политическом, экономическом, а исходя из этого - и в военном непосредственно.

Важно привлечь к совместной научно-исследовательской работе специалистов различного профиля из государств-участников Содружества, военных экспертов и всесторонне рассмотреть комплекс проблем по геостратегическому положению, экономическому и демографическому состоянию СНГ, влиянию различных внутренних и внешних факторов на национальную и коллективную военную безопасность, на решение проблем военного строительства в государствах Содружества, развития и совершенствования Объединенных Вооруженных Сил, поддержания стабильности и сохранения мира.

Позвольте в заключение от себя лично, от Главного командования выразить всем участникам конференции признательность за совместную работу, которая, я уверен, послужит успешному решению проблем, которые стоят перед нами, на благо безопасности, мира и благополучия народов Содружества.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации