Задачи военной безопасности России и обеспечение их решения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1993, стр. 10-13

Задачи военной безопасности России и обеспечение их решения

Генерал-майор запаса А.В.БОЛЯТКО,

доктор военных наук, профессор

В УСЛОВИЯХ радикальных изменений международной обстановки, прекращения «холодной войны», дезинтеграции Советского Союза, крупнейших экономических и социально-политических реформ внешняя и внутренняя политика России приобретает принципиально новый характер. Ее целью становится обеспечение жизненно важных ин-тересов, утверждающих Россию как единое, независимое государство т достойного участника мирового сообщества.

Потенциальные опасности, а тем более угрозы непосредственно жиз-ненно важным интересам государства, должны быть положены в основу национальной безопасности Российской Федерации. С этих позиций на-циональную безопасность можно определить как систему гарантий защиты жизненно важных интересов внутри и вне страны. Та часть системы га-рантий, которая обеспечивается с опорой на военную силу, может быть представлена как военная безопасность государства.

Не касаясь внутреннего аспекта национальной безопасности, также имеющего военную сторону, отметим, что ее внешний (военный) аспект (в дальнейшем - военная безопасность) в современных условиях сопряжен с решением ряда сложнейших задач военно-политического, военно-технического и военно-экономического характера.

Важнейшей из них является предотвращение войны - как обычной, так и ядерной.

Вторая задача. Сдерживание развития конфликтов, ущемляющих ин-тересы, но не направленных непосредственно против России, управле-ние возникающими конфликтными ситуациями.

Третья задача. Срыв агрессии на начальных этапах ее развития путем краткосрочного вооруженного конфликта.

Четвертая задача. В случае внезапного нападения противника нанесе-ние поражения его вооруженным силам и окончание военных действий на выгодных для России условиях.

Каждая из этих задач связана с существующей в мире потенциальной военной опасностью жизненно важным интересам Российской Федера-ции, которая с различной степенью вероятности может перерасти в не-посредственную угрозу. Первые две задачи реализуются в мирное время, остальные - при развертывании военных действий. Все они, за исключе-нием последней, предполагают наличие Вооруженных Сил мирного вре-мени, четвертая требует подключения мобилизационных ресурсов страны. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что любая из них имеет свой, только ей присущий механизм реализации и соответствующие ему средства. Критериями оценки уровня военной безопасности РФ могут быть потенциалы решения этих задач, которые определяются как поли-тические, дипломатические, военные, технические и экономические воз-можности государства по предотвращению конфликта, направленного против него, а в случае если конфликт не удалось предотвратить - благо-приятному для России завершению вооруженного столкновения любого размаха и продолжительности.

Предотвращение ядерной войны. Ядерное оружие, накопленное про-тивостоящими сторонами после второй мировой войны, состояние взаимного сдерживания на основе устрашения тотальным уничтоже-нием позволили предотвратить сползание человечества к мировой ядерной войне. Однако к началу 80-х годов уровень военного противос-тояния между СССР и США оказался настолько высок, что создалась оп-асность несанкционированного ядерного конфликта. Договор по огра-ничению и сокращению стратегических наступательных вооружений, заключенный между ними, открывает пути для радикального пониже-ния уровня ядерного противостояния. Тем не менее, фактор ядерного сдерживания даже при этих обстоятельствах может сохранить свое значение еще в течение длительного времени. Суть его по-прежнему будет заключаться в способности нанесения неприемлемого ущерба агрессору при любых условиях обстановки и тем самым удерживающего его от силовых действий. Величина неприемлемого ущерба, по мнению специалистов различных стран, может существенно отличаться. Сегодня пока нет математически строгих, точно учитывающих все факторы по-ражения методов оценки ядерного удара (результаты различных расче-тов отличаются на один-два порядка). Несмотря на это, опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что устрашение и сдерживание в оп-ределенной мере достигается уже несколькими десятками ядерных бое-припасов мёгатонного класса. В настоящее время, когда густонасе-ленные индустриальные страны насыщены опасными химическими производствами, атомными предприятиями, а экологическая обстановка в результате антропогенной нагрузки приближается к критическому ру-бежу (в некоторых регионах и перешла его), неприемлемыми являются даже одиночные ядерные удары. Это еще раз подтвердила трагедия Чер-нобыля.

Все гигантские усилия СССР и США по наращиванию ядерного по-тенциала за последние 20-25 лет привели к превышению уровня доста-точности, что создало обстановку избыточного устрашения (способ-ность уничтожить друг друга 10-20 и более раз). Здесь важно отметить, что средства доставки ядерного оружия не ограничиваются широко из-вестной стратегической триадой, а могут включать и широкий спектр тактического ядерного оружия, которое по своим боевым свойствам давно сравнялось со стратегическими средствами поражения.

Управление конфликтной ситуацией, не направленной непосредственно против России, а лишь ущемляющей ее интересы. Сейчас, когда намети-лась тенденция понижения уровня глобальной ядерной конфронтации и вероятности развязывания мировой ядерной войны, в различных регио-нах земного шара еще сохраняются источники противоречий, в резуль-тате обострения которых могут возникнуть вооруженные конфликты ло-кального масштаба, способные перерасти в крупномасштабную войну. Поскольку большая часть регионов потенциальных конфликтов примы-кает к границам России, то их наличие, безусловно, будет затрагивать ее национальные интересы. События в бывших советских республиках За-кавказья, Средней Азии, Молдове и даже в Югославии наглядно говорят об этом.,

Характер нарастания напряженности и углубления противоречий в «горячих точках», а также их последствия свидетельствуют о возмож-ности и необходимости для России определить в военной доктрине свое отношение к ним и влиять на них политическими, дипломатическими и экономическими средствами, а иногда демонстративными и миротво-рческими действиями Вооруженных Сил в интересах их разрешения на ранних стадиях развития или локализации на более поздних. В условиях расширяющегося международного сотрудничества воздействие на такие ситуации, управление ими в желательном направлении необходимо про-водить во взаимодействии со странами мирового сообщества, опираясь в первую очередь на миролюбивые государства данного региона.

Зарождение конфликта создает потенциальную военную опасность. При его обострении напряженность связывается с конфронтацией, кото-рая может перерасти в непосредственную угрозу развязывания ло-кальной войны. В соответствии с этим целесообразно дозировать при-меняемое воздействие для управления конфликтом в нужном направле-нии. Следует учитывать, что ограниченные цели противоборствующих сторон оставляют возможность разрешения его на более низком уровне эскалации, не допуская «сползания» к широкомасштабным военным действиям.

Среди политико-Дипломатических средств могут быть политические консультации на высшем уровне, использование международных инсти-тутов, объявление ультиматумов. Экономические средства варьируются от свертывания торгово-экономического сотрудничества, введения тор-гово-экономических санкций вплоть до экономической блокады.

Срыв агрессии. Под срывом агрессии против России на начальных эта-пах развития путем краткосрочного вооруженного конфликта пони-мается результат вынужденного участия Вооруженных Сил по ее отраже-нию (при переносе противником военных действий на территорию РФ). Действия по срыву агрессии противника могут вестись с их огра-ниченным участием и охватывать относительно небольшие районы. При этом Вооруженные Силы РФ должны, на наш взгляд, выбирать и осуществлять такие формы и способы действий, которые в данной обста-новке окажутся наиболее эффективными.1

Мы считаем, что для срыва агрессии в основных регионах страны и на стратегических направлениях необходимо развернуть минимальные по составу, боеспособные мобильные группировки войск (сил), которые должны быть готовы к отражению агрессии или локализации (прекраще-нию) конфликтной ситуации (локального конфликта) в рамках междуна-родных договоренностей на условиях, благоприятных для РФ.

Нанесение поражения вооруженным силам противника и окончание военного конфликта на выгодных для России условиях может происхо-дить в обстановке длительной крупномасштабной войны, в которую не-посредственно вовлечено государство. При этом для проведения эффек-тивных операций по разгрому противника потребуется мобилизацион-ное развертывание Вооруженных Сил и экономики страны.

Важную роль в таком конфликте играют стратегические резервы, формируемые в угрожаемый период и в ходе войны для ведения крупно-масштабных операций. По нашему мнению, Вооруженные Силы России должны быть способны при стратегическом развертывании создать три крупные группировки - западную, южную и восточную, имеющие возмож-ность самостоятельно выполнять стратегические задачи.

Рассматривая потенциалы решения главных задач военной безопас-ности РФ, важно иметь в виду основные направления ее обеспечения: собст-венно военное, экономическое, внешне- и внутриполитическое. Собственно военное обеспечение безопасности РФ предполагает созда-ние и поддержание на должном уровне Вооруженных Сил, т.е. оптимиза-цию по решаемым задачам их боевого состава, боеготовых группировок и подготовленных резервов, качественных и количественных характе-ристик вооружения, выучки личного состава.

Экономическое обеспечение безопасности предусматривает оптими-зацию материальных ресурсов государства для реализации любой из че-тырех задач на основе принципа минимальной оборонной достаточности. Все необходимое для выполнения первых трех задач желательно иметь уже в мирное время (мобилизационное развертывание Вооруж-енных Сил и экономики проводится лишь при их участии в

крупномасш-табном конфликте).

В условиях кризиса и попыток перехода к гармоничному развитию общества учет экономических возможностей страны при реализации структур военной безопасности является решающим. Крайне важно сос-редоточить ограниченные ресурсы государства на главных направле-ниях, обеспечивающих выполнение ключевых задач - предотвращение ядерной войны и срыв агрессии против России.

Печальный опыт бесперспективного военно-экономического проти-востояния СССР и ОВД Западу, когда нас умышленно толкали на разори-тельные и малоэффективные программы вооружений, требует в даль-нейшем избегать военно-экономической гонки и негласной конкурен-ции с развитыми странами, верно определить направления сосредоточе-ния усилий в области перспективных разработок оружия и боевой тех-ники.

Узкая специализация большинства оборонных заводов не оправды-вает себя. Будущее за гибкими технологиями, позволяющими быстро ос-ваивать как военную, так и гражданскую продукцию.

При решении задач мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и экономики необходимо во главу угла ставить способность к быстрому наращиванию производства предметов материально-тех-нического обеспечения войск (сил), боеприпасов, запчастей для ремонта военной техники.

Внешнеполитическое обеспечение безопасности предполагает участие в создании международной договорно-правовой базы и соответству-ющих структур коллективной безопасности регионального и глобаль-ного уровня, а также поиске надежных союзников, нейтрализации воз-можных противников и др. Важнейшее условие для России - не допус-тить военно-политической изоляции. Нужно иметь союзников в первую очередь среди государств Содружества, а также Европы и Азии, тради-ционно дружественных с ней.

Внутриполитическое обеспечение безопасности - поддержание со-циально-политической стабильности в стране, моральной устойчивости личного состава Вооруженных Сил. Внутреннее положение Российской Федерации может быть дестабилизировано на национальной, рели-гиозной или иной почве при вмешательстве в эти процессы Вооруж-енных Сил и перерастании их в гражданскую войну.

Таким образом, безопасность России в настоящее время связана прежде всего с решением задач обороны при защите национальных ин-тересов в локальных (региональных) войнах различного масштаба и ин-тенсивности. Сейчас, когда создана международная договорно-правовая база обеспечения безопасности, осуществляется процесс ядерного и обычного разоружения, а вероятность развязывания мировых ядерной и обычной войн невелика, имеется возможность структурно перестроить Вооруженные Силы России, прежде всего для отражения агрессии про-тивника на новой военно-стратегической, военно-технической и военно-экономической основе, сохраняя ядерный потенциал сдерживания. Рос-сия должна иметь сильную, оснащенную высокоэффективным оружием мобильную армию, отвечающую требованиям современной и перспек-тивной военно-политической обстановки в мире и реальной степени военной опасности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации