Демократизация общества и проблемы гуманизации воинской деятельности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1993, стр. 7-9

Демократизация общества и проблемы гуманизации воинской деятельности

С.В.СТЕПАШИН, председатель Комитета

Верховного Совета Российской Федерации

по вопросам обороны и безопасности

ГУМАНИЗАЦИЯ воинской деятельности - это не абстрактная категория, а созданная обществом и государством система условий и нравственных цен-ностей. Ее можно рассматривать как способ повышения боеспособности воо-руженных сил и приоритетное направление реформирования системы воен-ного строительства. Говорить же о гуманизации вооруженных сил вообще, не касаясь проблем, возникающих сегодня в военном строительстве, просто бессмысленно.

Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обо-роны и безопасности еще в апреле 1990 года подготовил проект постановле-ния Президиума Верховного Совета Российской Федерации о приоритетах в военной политике России. Затем Верховным Советом были приняты важней-шие законы, в том числе о безопасности, а в последующем - об обороне. В них изложены концептуальные подходы к проблемам безопасности, обо-роны и выработаны основные доктринальные положения в области военного строительства. Эти идеи нашли свое отражение и в решениях седьмого Съезда народных депутатов, который состоялся в декабре 1992 года, где впер-вые в истории Российского и Советского государства специально рассматри-вался военный вопрос. На нем было принято расширенное постановление и предложены основные концептуальные подходы к проблемам военного строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

При разработке данных документов и оценке сегодняшней ситуации в ар-мии и на флоте с учетом проблем, связанных с гуманизацией Вооруженных Сил и военной деятельности вообще, Верховный Совет исходит из тех реа-лий, которые в настоящее время сложились в нашей стране.

Во-первых, это переход к пониманию того, что изменения в мире должны отражаться в военной доктрине, концепции внешней политики и безопасно-сти. Это - и отказ от прежнего восприятия врагов Российской Федерации, и переход от противостояния двух блоков, двух систем к пониманию общно-сти концептуальных подходов к европейской, мировой системам безопасно-сти. С другой стороны, осмысление того, что до сих пор существует потенци-альная военная опасность, которая в определенной степени может угрожать и нашему государству.

Во-вторых, весьма актуальной остается и проблема сокращения Воору-женных Сил Российской Федерации. Сегодня они не могут быть в том коли-чественном составе, как были, когда существовал Советский Союз. Это объясняется и сложной ситуацией, связанной с призывом в Вооруженные Силы, и резким уменьшением количества населения (до 160 миллионов). Поэтому Верховный Совет предложил, и Министерство обороны РФ подтвер-дило необходимость сокращения к концу 1995 года Российских Вооруженных Сил до 1,5 миллиона, т.е. до 1% от общего количества населения. Технически разрешить данную проблему сегодня очень тяжело, особенно когда речь идет о сокращении офицерского корпуса, которое связано с обустройством, социальной защитой офицеров в возрасте 30-40 лет, а это, в общем-то, костяк Вооруженных Сил.

В-третьих, проблема проведения самой военной реформы, военного строительства, а также вывода наших войск из стран Восточной Европы, из балтийских государств. Что касается вывода наших войск, особенно их разме-щения, то эти вопросы решаются достаточно профессионально. Однако есть и определенные трудности, связанные с тем, что при подписании М.Горбачевым и Э.Шеварднадзе соглашений о выводе Советских войск речь шла о вы-воде наших войск из Польши, Чехословакии, Германии на территорию Украины, Белоруссии и балтийских государств. Сегодня мы вынуждены размещать эту большую часть войск на территории Российской Федерации, не-смотря на то, что огромное количество средств для обустройства и строитель-ства жилья, особенно со стороны Германии, было вложено как раз в Украину и Беларусь.

В-четвертых, проблема, которая чрезвычайно обостряет ситуацию с воен-ным реформированием, - это крайне ограниченный экономический потен-циал России, обусловленный экономическим кризисом, кризисом кредитно-финансовой системы и теми проблемами в целом, которые переживает страна. Кроме того, длительное время в оборонном бюджете Российской Фе-дерации приоритет отдавался вооружению и технике, а на содержание Воору-женных Сил расходовалось лишь 20-30%. В этом году при обсуждении и утверждении военного бюджета эта пирамида была перевернута, и сегодня 65% военного бюджета России идет на содержание Вооруженных Сил.

Одна из серьезных причин осложнения реформирования Вооруженных Сил - политическая нестабильность в стране, по сути, двоевластие. Послед-ние политические события показывают, что попытка оказать определенное влияние и давление на Вооруженные Силы, вовлечь их в политическую борьбу, несмотря на Конституцию РФ, решения съезда, на позицию Коми-тета ВС РФ по вопросам обороны и безопасности, Министерства обороны и Законы об обороне, о воинской обязанности и военной службе, к сожалению, сохраняется и может внести очень серьезный раскол в Вооруженные Силы.

Что же касается правовой основы проведения военной реформы, то в це-лом законодательная база уже создана. Принят рад законов - Законы о воин-ской обязанности и военной службе, о статусе и социально-правовых гаран-тиях военнослужащих, о социальных и правовых гарантиях военнослужа-щих, проходящих службу в так называемых горячих точках. Подготовлен и, видимо, в ближайшее время будет принят Закон об альтернативной службе. Идет активная работа над новыми уставами, которые для воинских коллекти-вов весьма важны. Подготовлена военная доктрина, и аппараты Совета безо-пасности, Министерства обороны, Комитета ВС РФ по вопросам обороны и безопасности уже сейчас совместно работают над ее завершением. К осени она должна быть представлена Верховному Совету Российской Федерации. На основании военной доктрины дорабатывается другой документ - Концеп-ция строительства Вооруженных Сил. Это важно потому, что когда говорят о роли и месте гражданского контроля как одного из элементов парламен-тского над силовыми структурами, в частности над Вооруженными Силами, то в принципе считают, что главное сегодня - это контроль за тем, как реали-зуются на практике и работают основные законы. В строительстве и деятель-ности Вооруженных Сил, в вопросах гражданского контроля государство ухо-дит от идеологических и иных постулатов к закону.

Проблема совершенствования парламентского контроля над Вооружен-ными Силами является весьма острой и включает следующие аспекты. Пер-вый - контроль за выполнением законодательства, особенно в той части, ко-торая касается защиты прав военнослужащих. Тот, кто изучил наши законы, а большинство военнослужащих уже знает их неплохо, обратил внимание, что и Закон о воинской обязанности и военной службе, который впервые вводит элементы контрактной службы и по сути является предвестником перехода на комплектование армии на добровольной основе, и Закон о социальных га-рантиях, и Закон о социальной защите и правовых гарантиях военнослужа-щих декларируют, по крайней мере де-юре, очень широкий спектр социаль-ных, правовых и иных гарантий нашим военнослужащим. Впервые на основа-нии законодательства произошло реформирование военной прокуратуры. В Вооруженных Силах установился единый прокурорский надзор. Готовится большой пакет законов по реформированию военных судов.

Впервые российский военнослужащий получил право обжаловать приказ своего командира. В Законе о воинской обязанности и военной службе ему дано право не выполнять преступный приказ, хотя с юридической точки зре-ния это очень сложная проблема. Однако существует еще правовой ниги-лизм, который отрицательно сказывается на деятельности государства. Он проявляется и в Вооруженных Силах, особенно это касается выполнения военных законов гражданскими лицами. Поэтому сейчас впервые в парла-менте разрабатывается специальный закон о парламентском контроле над всеми силовыми структурами (или о парламентском и государственном сов-местно).

Второй аспект - парламентский контроль оборонного бюджета, особенно в той экономической ситуации, в которой мы оказались. В начале этого года в течение трех недель обсуждался военный бюджет. По инициативе нашего Комитета большая часть средств отпускается на социальные нужды армии.

Третий - парламентский контроль за реорганизацией структуры Воору-женных Сил, что предопределено Законом об обороне и Законом о воинской обязанности и военной службе.

Четвертый - кадровый контроль.

Пятый аспект - парламентский контроль за использованием Российских Вооруженных Сил за рубежом. При этом очень важно, что такой контроль ре-гулируется законодательством.

После августа 1991 года Вооруженные Силы были реорганизованы, а политорганы и политические училища, готовящие не только специалистов в области воспитания, были ликвидированы, в воспитательной работе образо-вался определенный вакуум. Единственным учебным заведением сегодня, которое работает в этом направлении, является Гуманитарная академия. Од-нако вопросы, связанные с правовой и социальной защитой, нравственным воспитанием, подготовкой специалистов данного профиля, в Вооруженных Силах в достаточной степени не решены.

Для разрешения проблемы гуманизации Вооруженных Сил необходимо выяснить роль и значение личностного аспекта гуманизации. Прежде всего, имеет смысл преодолеть противоречия между долгом, который в какой-то степени ограничивает права человека, и ценностью человеческой жизни. Да-лее, быть приверженным гуманистическим идеалам в условиях как воинской службы, так и кризиса нравственных ценностей, который сегодня происходит в обществе. И наконец, осмыслить взаимосвязь профессионализации армии и гуманизации, вопросы, связанные с конфликтами в воинских коллективах, со статусом семьи в Вооруженных Силах, религией. Например, если мы де-кларируем переход на военную службу по контракту по крайней мере к XXI веку, то немаловажно, как станут решаться вопросы семьи военнослужащего, ее социальной защиты, обеспечения жильем, работой и т.д. Если в большин-стве армий западных государств этой проблемы нет, то в российской армии она налицо. Необходимо определиться и с отношением к религии. Сегодня совместно с Комитетом по вопросам совести и вероисповедания вырабаты-ваются основные подходы к религиозной работе в Вооруженных Силах. По Закону о статусе военнослужащих ее проведение в наших воинских учрежде-ниях не запрещено. В настоящее время пора решить, нужен ли в Вооружен-ных Силах капеллан. Это непростая проблема, ведь в Российской Федерации проживают представители 60 различных наций и народностей, которые испо-ведуют разную религию.

Гуманизация воинской деятельности в Вооруженных Силах зависит и от субъективного фактора, т.е. от способности военных руководителей, их же-лания и умения видеть новое, реализовывать его в своей практике. Наивно полагать, что люди, работавшие в течение более 70 лет в определенной поли-тической системе, смогут за один год измениться. Да и все ли нужно менять? Такие понятия, как служение воинскому долгу, патриотизм, защита Отече-ства, вечны. Возникают противоречия и между сохранением профессиональ-ных кадров и серьезным их обновлением. Законом о воинской обязанности и военной службе введены очень жесткие возрастные ограничения. С одной стороны, это, конечно, стимулирует приход в армию молодых офицеров, но с другой - возникает проблема профессионалов, которые попадают под эти сроки увольнения. Этот вопрос мы должны решать, в какой-то степени кор-ректируя законодательство.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации