Гуманитаризация военного образования опыт и проблемы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1993, стр. 76-80

Гуманитаризация военного образования: опыт и проблемы

Контр-адмирал И.И.БАРСУКОВ,

кандидат философских наук, профессор

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ военной реформы невозможно без соответствующего преобразования высшей военной школы, одним из приоритетных направлений которого является гуманитаризация военного образования. Эта проблема была в центре внимания Всеармейского совещания руководящего состава военно-учебных заведений, прошедшего в декабре 1992 года, коллегии Министерства обороны Российской Федерации, а также ряда научно-практических конференций, проведенных в Гуманитарной академии Вооруженных Сил с участием представителей армейских и гражданских учебных заведений. Установились плодотворные контакты с общественными организациями гуманитарной направленности, представителями духовенства, зарубежными специалистами. Но самое главное - идеи гуманитаризации военного образования овладели мыслями всего профессорско-преподавательского состава академии и слушателей. Это позволило за короткое время выработать исходные позиции по данной проблеме, перестроить в новом направлении учебно-воспитательный процесс, активизировать научную работу, определить ближайшие и отдаленные перспективы. Однако до сих пор в высшей военной школе страны не завершена разработка концепции гуманитаризации высшего образования. Поэтому вопросы и теории, и практики приходится решать одновременно.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что гуманитаризация образования в широком смысле - это новые возможности для разностороннего развития будущего специалиста, формирования у него общечеловеческого подхода к профессиональной деятельности на основе изучаемых в вузе наук. Достичь этого можно путем введения специальных гуманитарных курсов, создания особой системы взаимоотношений преподавателей и слушателей, основанной на педагогике сотрудничества и активной, самостоятельной, творческой деятельности. Такой подход обеспечит формирование личности офицера с широким кругозором, создаст платформу для его дальнейшего профессионального роста, будет стимулировать стремление к овладению новыми рубежами знании и культуры.

Идеи гуманитаризации военного образования не следует считать открытием нашего времени. Они были присущи всем этапам развития вооруженных сил.

История российской армии свидетельствует о том, что в ней всегда уделялось большое внимание гуманитаризации подготовки офицерских кадров. Реализовывалось это по нескольким направлениям. Прежде всего углубленное, приоритетное изучение дисциплин, влияющих на развитие культурного кругозора, духовное обогащение личности. Большая роль при этом отводилась таким предметам, как пение, музыка, танцы, которые были предусмотрены распорядком дня и проводились три раза в неделю. Во многих военно-учебных заведениях работали самодеятельные театры. Не менее важным средством гуманитаризации военного образования считалось вооружение обучаемых фундаментальными знаниями по общеобразовательным предметам. Так, основной целью изучения русского языка и литературы в соответствии с руководящими указаниями Главного управления военно-учебных заведений (1866 год) являлось, «с одной стороны, умственное, нравственное и эстетическое развитие воспитанников, с другой - сообщение им научных знаний о языке и словесности, умение пользоваться своими знаниями...». Исходя из этих установок, будущих российских офицеров знакомили с лучшими произведениями русской и зарубежной литературы, воспитывая чувство глубокого патриотизма, верность воинскому долгу и Отечеству.

К сожалению, в современной высшей военной школе патриотическое воспитание предано забвению.

Немалую пользу в деле гуманитаризации военного образования принесла активная деятельность Педагогического музея военно-учебных заведений, созданного в 1864 году. Именно ему принадлежала объединяющая и координирующая роль крупного научного и пропагандистского центра. При нем функционировало несколько специальных отделов: научный, общепедагогический, военно-учебный и военно-воспитательный, географии и естествознания, русского и иностранного языков. Сотрудники музея проводили целенаправленную научно-исследовательскую и методическую работу. Музей выступил инициатором шести общероссийских съездов, в том числе: Первого и Второго съездов преподавателей по педагогической психологии, Первого съезда по экспериментальной педагогике. Педагогический музей объединял вокруг себя лучших педагогов России, аккумулировал передовой и зарубежный опыт, являлся центром военно-гуманитарного образования. На педагогических курсах при этом музее преподавали известные ученые С.А.Бершадский, П.Ф.Лесгафт, В.Я.Стоюнин, Н.А.Корф, А.Я.Герд, П.Ф.Каптеров.

Большое значение для обучения и воспитания личного состава военно-учебных заведений имело привлечение видных деятелей науки, литературы и искусства. Так, в военных академиях и училищах России работали: И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, А.С.Попов, С.П.Боткин, Н.В.Склифосовский, С.И.Мосин. В разработке планов и программ по музыке, пению, танцам принимали участие композиторы Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев.

В советский период отношение к гуманитаризации военного образования определялось постоянно менявшимися взглядами высшего партийного руководства страны, что в итоге привело к сокращению в учебных планах гуманитарных предметов.Так, в 20-е - 30-е годы количество гуманитарных дисциплин было значительно уменьшено, а с 1940 года они вовсе были ликвидированы, кроме истории ВКП(б). Считалось, что этого достаточно для всесторонней профессиональной подготовки офицеров. Великая Отечественная война убедительно показала вред такого подхода, поэтому в послевоенные годы спектр гуманитарных, общественных дисциплин, преподаваемых в военно-учебных заведениях, расширился. Однако гипертрофированная идеологизация приводила к снижению их гуманитарного потенциала. Сейчас трудно поверить, но даже необходимость введения курса военной педагогики и психологии нашим предшественникам приходилось долго доказывать в различных инстанциях.

Радикальное переосмысление системы гуманитарного образования в вузах страны началось в конце 80-х годов. В настоящее время на государственном уровне разрабатывается структура преподавания социально-политических и гуманитарных дисциплин, их содержание приводится в соответствие с современными достижениями науки и социальной практики в интересах обеспечения полного (неидеологизированного) представления всей совокупности социально-гуманитарных знаний (направлений, школ, концепций, проблем). При этом учитываются специфика военно-учебных заведений, готовящих кадры для Вооруженных Сил РФ,а также изменение общественно-политической ситуации в стране и мире. Гуманитаризация выдвигается на первый план в реформировании всей системы народного образования. При Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации создан республиканский Центр гуманитарного образования. На него возлагаются задачи по определению нового содержания гуманитарного образования, разработке учебных программ базовых дисциплин и учебных курсов, созданию соответствующей учебной и учебно-методической литературы, организации подготовки и переподготовки преподавателей гуманитарных наук, оказанию научно-методической помощи вузам в развитии гуманитарного образования. Наряду с республиканским создано еще семь межвузовских центров гуманитарного образования по следующим направлениям: информационное обеспечение гуманитарного образования - в Российском государственном гуманитарном университете; историческое образование - в Российском государственном гуманитарном университете; изучение и формирование гуманитарной среды вуза - в Санкт- Петербургском государственном морском техническом университете; социологическое образование - в Московском авиационном технологическом институте; новые информационные технологии в гуманитарном образовании - в Санкт-Петербургском институте точной механики и оптики; экономическое образование - в Московском институте электронного машиностроения; политическая культура интеллигенции - в Ивановском государственном университете. Причем базовыми для четырех направлений являются вузы технического, а не гуманитарного профиля, что свидетельствует о возросшей роли гуманитарной составляющей в подготовке специалистов. Центры разрабатывают учебно-методические материалы по гуманитарному образованию, проводят научные исследования, а также осуществляют передачу информации вузам Российской Федерации о научных и методических разработках, создают банки данных, тиражируют методические материалы по новым технологиям обучения и проводят апробацию информационно-методических материалов, разработанных в учебном процессе.

Видимо, назрела необходимость создания центра по проблемам гуманитаризации высшей военной школы и при Гуманитарной академии Вооруженных Сил. Причем к настоящему времени большинство высших военно-учебных заведений, и в первую очередь военные академии, приобрели определенный опыт организации гуманитарной подготовки. Однако процесс обучения в каждом вузе имеет свои особенности. Так, в Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина слушатели активно участвуют в работе известного Музея авиации, где занятия проводят легендарные люди России. В Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е.Жуковского введен специальный курс «Нравственно-этическая культура руководителя», функционируют авторские курсы: «Психология межличностных отношений», «Религия и атеизм в истории философской мысли», «Виды, жанры и стили изобразительного искусства и литературы», «Психолого-педагогические основы эффективного общения военнослужащих». В Военной академии химической защиты для курсантов введен курс «Гуманитарное образование» с экзаменационной формой контроля, создан и функционирует «Университет культуры будущего офицера». В Гуманитарной академии гуманитаризация обучения осуществлялась поэтапно.

На первом этапе (1989-1990 годы) - изучение сути вопроса, анализ исторического и зарубежного опыта, первых шагов вузов. Были вскрыты и некоторые нежелательные явления, отрицательно сказывающиеся на учебном процессе: дезинтеграция единой системы подготовки офицерских кадров, которая складывалась десятилетиями; нигилизм по отношению к общественным, социально-гуманитарным наукам под предлогом борьбы с идеологическими догмами, стереотипами и ярко выраженной партийностью их преподавания; разрушение системы воспитания в результате его ускоренной и недостаточно проработанной департизации, деполитизации и деидеологизации. Кроме того, с переосмыслением марксистско-ленинской идеологии одновременно была снижена и роль обществоведения как науки, как системы учебных дисциплин в вузах, что привело к падению уровня гуманитарного образования в целом. По итогам работы на этом этапе была проведена научно-практическая конференция (октябрь 1992 года), посвященная актуальным проблемам гуманизации и гуманитаризации подготовки военных кадров. Она нацелила профессорско-преподавательский состав на решение новых задач и явилась импульсом к их дальнейшей работе.

На втором этапе (1991-1993 годы) пристальное внимание уделяется освоению новых курсов обучения, особенно по таким дисциплинам, как политология, религиоведение, экономические теории, история. Параллельно ведется работа по составлению соответствующих учебных и методических пособий, освоению новых технологий обучения. С1992 года в Гуманитарной академии началась подготовка специалистов по следующим специальностям социально-гуманитарного профиля: педагогика и психология, социология, журналистика, организация культурно-досуговой работы и правового воспитания, философия и экономическая теория. При этом учитывались отношение слушателей к новым учебным дисциплинам и результаты исследований. Так, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил РФ изучил мнение профессорско-преподавательского состава, слушателей и курсантов военно-учебных заведений по вопросам состояния и развития гуманитарного образования военных кадров. Примечательно, что 90% участников опроса высказались за обязательное изучение гуманитарных дисциплин в военно-учебных заведениях и только 8% - против. Наиболее важными учебными дисциплинами из числа гуманитарных педагоги и слушатели (курсанты) определили: историю государства Российского - 90% опрошенных, право - 87%, культурологию - 81%, экономические теории - 64%, философию - 62%.

Сейчас во многих случаях гуманитарная подготовка ограничивается словесными поучениями. Практика же убедительно доказывает, что гуманизму нужно учить точно так же, как тактике, боевой технике, организации службы войск. Нам представляется, что должна быть создана единая программа действий в области гуманитаризации, имеющая свои цели, формы, методы и средства. Нужны специалисты, способные ее реализовать. Эта работа должна начинаться сразу же по прибытии курсанта в военно-учебное заведение, вестись поэтапно и непрерывно. В связи с этим предстоит пересмотреть и некоторые приоритеты в овладении боевым мастерством.

Забота о жизни, здоровье военнослужащих, обеспечение техники безопасности являются важнейшими направлениями гуманитарной деятельности. Может показаться банальным, но главный путь к этому - правильная организация воинской службы, строгий уставной порядок. Сейчас же - воспитание (даже в его привычных, устоявшихся формах) стали называть принуждением, насилием над личностью, тогда как по своей сути требования уставов, руководств, наставлений обеспечивают в армии подлинно гуманные отношения, хотя внешне и формальные. Иное дело - отход от них, проявление таких отклонений, как дедовщина, подавление человеческого достоинства. К гуманизму нужно вести людей постоянно , не только ратуя за благородные цели, но и организуя решительную борьбу с их антиподами.

Мы должны четко представлять себе все ступени восхождения человека к осознанию им своей в высшей степени гуманистической роли защитника народа, Отечества, гаранта мира на Земле. Такими ступенями можно считать: гуманитаризацию воинской деятельности и функциональных обязанностей каждого должностного лица; гуманитаризацию военного образования; преподавание социально-гуманитарных дисциплин и усиление гуманитарного компонента в обучении; гуманитаризацию и демократизацию учебно-воспитательного процесса; гуманитаризацию воинской социальной среды и отношений в ней; готовность выпускника высшей военной школы не только к военно-профессиональной, но и к гуманитарной деятельности, способность осознать ответственность за уровень своего профессионализма, оценить его через призму общественной значимости.

Опыт Гуманитарной академии ВС позволяет выделить некоторые принципы гуманитаризации военного образования.

Кардинальное обновление содержания преподаваемых гуманитарных дисциплин с учетом достижений мировой культуры, реалий сегодняшнего дня в целях формирования личностных качеств, стиля мышления и деятельности военного специалиста.

Интеграция гуманитарных, естественно-научных и военно-технических дисциплин. Предполагает наполнение учебного процесса элементами научно обоснованного гуманитарного знания всех без исключения курсов, в том числе оперативно-тактического и военно-технического профиля.

Научная обоснованность и целесообразность соотношения изучаемых в вузе гуманитарных, общенаучных, военных и военно-технических дисциплин, их соответствие потребностям профессиональной деятельности обучаемых. Это своего рода системообразующий принцип, определяющий формальное и содержательное соотношение учебных дисциплин, изучаемых в вузе.

Непрерывность, преемственность и развитие. Первое отражает направленность гуманитаризации военного образования - формирование всесторонне развитой личности на основе целостности всего процесса подготовки; второе предполагает использование всего прогрессивного и передового, что накопило человечество, максимальное применение на каждом этапе обучения достигнутого на предыдущих; третье предусматривает восходящий характер образовательного процесса, обеспечивающий последовательное движение обучаемого от одной ступени социальной, гражданской и профессиональной зрелости к другой, более высокой.

Демократизация учебного процесса. Отражает прежде всего переход от жесткого, централизованного управления таким специфическим процессом, многообразными формами его организации, функционирования, анализа и корректирования к более гибкому, учитывающему интересы всех без исключения участников этой деятельности.

Реализовать принципы гуманитаризации военного образования можно, на наш взгляд, по следующим направлениям.

Первое. Повышение роли и эффективности преподавания гуманитарных наук: активизация научно-теоретических исследований по обоснованию содержания гуманитарного военного образования, изучению его социально-философских, экономических, политических, педагогических и морально-нравственных аспектов; классификация гуманитарных наук, выявление показателей гуманитарной ориентации военно-педагогического процесса в высших военно-учебных заведениях; создание принципиально новых учебников и учебно-методических пособий по гуманитарным предметам.

Второе. Усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: повышение уровня педагогической культуры, компетентности преподавателей; усиление гуманитарной составляющей военно-технических и естественно-научных дисциплин; интенсификация и оптимизация межпредметных связей гуманитарных и военных дисциплин.

Третье. Повышение научного уровня управления вузами на основе прогнозов развития высшей военной школы. При этом необходимо определить критерии научного обоснования концепции реформирования высшей военной школы, которая ориентировала бы вузы по целям, задачам и этапам этого процесса; разработать научно обоснованные квалификационные характеристики на выпускников вузов; конкретизировать сущность и содержание гуманитарной деятельности обучаемых, определить возможности ее органичного включения в учебный процесс; оптимизировать подготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

ЦГВИА, ф.725, оп.48, д.264, л.30.

Там же, оп.4, д.128, л.120.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации