Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение российской армии

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1993, стр. 2-6

Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение российской армии

Генерал-полковник В.И.МИРОНОВ,

заместитель министра обороны

Российской Федерации

В ПРЕДСТАВЛЕНИИ многих мыслителей гуманизм - это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей, утверж-дающая блага человека критерием социальных институтов, а равенство, справедливость, человечность - желаемыми нормами отношений между людьми. «Под гуманностью, человечностью, - писал лауреат Нобелев-ской премии мира Альберт Швейцер, - мы понимаем подлинно добрые отношения человека к своему ближнему». Таким образом, гуманизм, с одной стороны, - величайшее достижение общества, с другой - уровень гуманности жизни, важнейший критерий ее доброжелательности и ци-вилизованности.

Военное дело, как и любое другое общественное явление, должно соответствовать гуманистическим идеалам и оцениваться с позиций че-ловеческого измерения. Его гуманистическое содержание формируется в результате взаимодействия военной деятельности с областями, в кото-рых обеспечиваются существование и воспроизводство человека в обще-стве. Гуманистический аспект военного дела включает множество разно-образных вопросов: предотвращение войны, урегулирование военных конфликтов, военное строительство, организацию боевой подготовки, службы войск, разумное размещение войск и всестороннее обеспечение личного состава. В общесоциологическом плане речь идет о механизмах взаимодействия социальных структур общества и армии, социальных га-рантиях и перспективах военнослужащих, об обеспечении их основных человеческих прав и свобод, о совершенствовании системы военного об-разования, ее интеграции с общим процессом развития науки и культуры. В правовом аспекте рассматриваемая область включает в себя комплекс законодательных актов, регламентирующих не только решение вопро-сов службы человека в армии, но и механизм реализации военного зако-нодательства в конкретной социально-правовой среде. Сюда же входит правовое положение жертв войны: имеются в виду раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское населе-ние, лица, проходящие службу в вооруженных силах и принимающие участие в боевых действиях, а также ответственность государств и инди-видуумов за нарушение норм международного гуманитарного права. Очевидно, что, когда речь идет о военном насилии в современную эпоху, идеи практики гуманизма не могут замыкаться в национально-государст-венных границах. Это планетарная проблема, отражающая противоре-чия между социальным и военно-техническим прогрессом, военно-тех-ническим прогрессом и обеспечением национальной безопасности. В условиях новых реальностей, складывающихся в мире, многие государ-ства подошли к предельной черте в использовании военной силы в каче-стве средства достижения политических, экономических и других целей и ищут щадящие формы ее применения, т.е. стоят перед необходимостью гуманизации воинской деятельности в рамках осуществляемых ими военных реформ. При этом, как показывает практика, чрезвычайно опасно из одной крайности - сплошной ориентации общества на предот-вращение угрозы со всех направлений - бросаться в другую: провозгла-шение обвального пацифизма, отрицающего вообще существование военной опасности и угрозы извне.

Разрешить проблему гуманизации воинской деятельности можно, лишь овладев диалектикой таких явлений, как прогресс и военное наси-лие, военное дело и человек. Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении вопросов проблемы гуманизации использования воен-ного насилия. Еще в древности писатель и историк Плутарх говорил о том, что война - вещь жестокая, она влечет за собой несправедливость и преступления. И тем не менее, находясь на пороге уже третьего тысяче-летия, мир продолжает жить по законам, где военная сила еще играет значительную роль. В мире накоплено большое количество оружия. Бо-лее того, его продолжают совершенствовать. Появляются новые разру-шительные средства ведения вооруженной борьбы, не подпадающие под запрещение ограничений и сокращение.

Мировое сообщество много сделало для того, чтобы ограничить при-менение воюющими сторонами наиболее разрушительных методов и средств вооруженной борьбы, защитить жертвы войны, сократить и уничтожить различные виды оружия массового поражения. Но этот про-цесс становится все более трудоемким: как при восхождении в гору, каж-дый шаг вперед требует новых, еще более значительных усилий. Однако народы мира вправе требовать и ожидать их от своих правительств.

Сравнительно новой гуманной функцией человека в военной форме становится использование его в качестве миротворческой силы по пре-дотвращению и локализации этнических и иных конфликтов. Все более заметна роль вооруженных сил отдельных государств, в том числе и Рос-сии, в стабилизации внутриполитической обстановки, предотвращении гражданской войны. Вот почему мировое сообщество должно всячески поощрять решения о выполнении вооруженными силами миротворче-ских задач и осуждать действия, проводимые под прикрытием миротвор-ческих сил, но направленные на осуществление своих собственных инте-ресов. Конечно, в процессе реализации гуманистической военной поли-тики могут быть использованы и негуманные средства, и это не удиви-тельно. Гуманность любой воинской деятельности, осуществляемой в форме военного насилия даже в миротворческих целях, весьма относи-тельна, особенно в контексте такой абсолютной ценности цивилизации, как жизнь человека. Отсюда вытекает необходимость выработки и про-ведения государствами такой военной политики, которая последова-тельно вела бы мировое сообщество к демократическому, ненасиль-ственному миру, строящемуся на таких гуманистических принципах, как приоритет человеческих ценностей, ограничение ядерного, химического и прочего оружия массового поражения, учет экологической обстановки, всеобъемлющая безопасность.

Нельзя не отметить гуманную направленность проекта основ россий-ской военной доктрины. Доктрина ориентируется на высшие цели поли-тики России в области национальной безопасности, которая состоит в обеспечении благоприятных мирных условий для социального, эконо-мического, духовного развития и создания достойных условий жизни для всех ее народов. Так, например, определено, что Россия отвергает войну, применение военной силы или угрозу силой как способ достиже-ния политических, экономических и других целей. Россия не относится ни к одному государству, как к своему врагу и будет добиваться свертыва-ния гонки вооружений на земле и недопущения ее в космосе, сокращения ядерных вооружений и ядерных испытаний до уровня минимальной до-статочности для решения задач сдерживания, а также создания единой системы ядерной безопасности с учетом всех заинтересованных госу-дарств. Над военной сферой жизни общества устанавливается государст-венный и гражданский контроль, предусматривается сотрудничество России в предотвращении войны и поддержании мира, участие в органи-зации коллективной обороны в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. С учетом этих требований гуманизированы внешние и внутренние функции Вооруженных Сил России. Одна из глав-ных их целей сейчас - оперативная локализация очага напряженности, пресечение военных действий и создание условий для урегулирования конфликта политико-дипломатическими средствами. К гуманным отно-сятся и задачи Вооруженных Сил по восстановлению мира, борьбе с тер-роризмом, пиратством и незаконными военными формированиями, а также оказание помощи населению по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Гуманистическая направленность присуща и принципам строитель-ства Вооруженных Сил: единоначалие на правовой основе, учет нацио-нально-исторических традиций, мирового опыта военного строитель-ства и норм международного права, социальной справедливости и ра-венства перед законом всех граждан при выполнении воинского долга. Хотелось бы подчеркнуть, что армия не может совершенствоваться и вы-полнять стоящие перед нею задачи, если общество не будет обеспечи-вать ее всем необходимым для повседневной жизнедеятельности. Но нельзя допустить, чтобы затраты на армию превысили предел экономи-ческих возможностей страны. Как разрешить данное противоречие и найти золотую середину? Для этого необходимо проводить военную ре-форму, точкой отсчета которой должен стать человек в военной форме. Это значит, что как бы дорого обществу, государству ни обходилось со-держание армии и флота, принцип первоочередности в удовлетворении повседневных нужд военнослужащих и их семей следует соблюдать не-укоснительно.

Реализация принципа социальной справедливости военнослужащих предполагает прежде всего решение насущных проблем быта. В первую очередь это гарантированное обеспечение военнослужащих жильем. К сожалению, число бесквартирных увеличивается и к 1995 году может возрасти. Также имеют место сложности с трудоустройством и обеспече-нием гарнизонов, особенно отдаленных, дошкольными учреждениями. Обострились проблемы, связанные с неукомплектованностью войск личным составом. По России из 100 призывников в строй становятся 20-25 человек. Далеко не просто происходит социальная адаптация военнос-лужащих, увольняемых из армии в связи с ее массовым сокращением. Есть и ряд других проблем социального плана. Разумеется, Министер-ство обороны Российской Федерации предпринимает достаточно энер-гичные меры по всему спектру социальных проблем в Вооруженных Си-лах. Так, только в 1992 году сдано в эксплуатацию 58,8 тыс. квартир, а в 1993 году планируется построить и приобрести для военнослужащих свыше 82 тыс. квартир. В правительство представлен проект Государ-ственной программы обеспечения жильем. По инициативе Министер-ства обороны неоднократно предпринимались и предпринимаются уси-лия по повышению реальных доходов военнослужащих и членов их се-мей. Все это направлено на то, чтобы облегчить груз социальных про-блем, гуманизировать жизнедеятельность людей, отдающих свою жизнь служению Отечеству.

Не менее важное значение имеет проблема гуманизации военной службы и служебных отношений. Существует два взаимосвязанных ас-пекта ее решения. Первый. Подход к каждому военнослужащему как к са-мобытной личности, ищущей в военной службе способ самовыражения, и вместе с тем как к одному из представителей социального сословия, об-ладающего своей профессиональной честью, традиционной этикой и моралью. Второй. Преимущественная ориентация на человека, его по-требности и интересы как на решающий фактор обеспечения высокой боеспособности и боеготовности частей, кораблей и подразделений. Представляется, что наиболее важным направлением практической дея-тельности в реализации данных аспектов является поддержание соци-ального престижа воинской службы и военнослужащих в обществе. Смысл общественного служения военнослужащего наиболее точно вы-ражается через защиту таких ценностей, как гражданин и патриот, земля, народ, Отечество, Родина, свобода, честь. Одухотворенная этими ценно-стями, воинская служба получает устойчивую мотивацию.

Гуманизацию воинской деятельности принято рассматривать в кон-тексте общедемократических преобразований в стране: как составную часть процесса духовного возрождения российской армии, всемирное развитие широкого диапазона духовно-нравственных качеств воинов до уровня лучших образцов российских воинских и гражданских доблестей, традиционно свойственных героическим защитникам Отечества. Про-блема духовного возрождения Вооруженных Сил в современных усло-виях приобретает особое значение. Сегодня, когда духовное сознание общества подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам бесценное достояние во всех его прояв-лениях: философских, политических, правовых, научных, религиозных, морально-этических, художественных. Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты общественной жизнедеятельности, которые помогут становлению и совершенствованию Вооруженных Сил новой России.

В современных условиях на первый план выходят гуманистические мировоззренческие и нравственные ценности. Одна из них - обще-ственно-государственный патриотизм, который не имеет ничего общего с шовинизмом и национализмом и основывается на тысячелетней исто-рии российской государственности, на убежденности в том, что у России было, есть и будет для этого все необходимое. Все патриотические устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей державой. Она должна обладать мощным оборонным потенциалом, чтобы оградить себя от любых военных угроз.

Безусловно, главное в понимании российского патриотизма состоит в том, чтобы превратить Россию в общество подлинного гуманизма, привлекательное для каждого человека и всего мира, сделать его стабиль-ным, богатым, гарантирующим соблюдение прав личности, обеспечи-вающим его нравственное и физическое здоровье. В ряду необходимых ориентиров, несомненно, находится комплекс общечеловеческих ценно-стей, объединяемых емким понятием «гуманизм». Важное значение в этом плане имеет религиозно-духовный потенциал, накопленный чело-вечеством. Справедливости ради надо отметить, что в последнее время существенно возросла религиозность нашего населения. Многие люди после крушения былых идеалов находят прочную духовную опору в ре-лигии. Эти процессы, разумеется, не обходят стороной и армию. По дан-ным социологических исследований, к числу верующих могут быть от-несены до 25% военнослужащих, хотя лишь пятую часть опрошенных можно охарактеризовать как активно верующих, стремящихся соблю-дать религиозную обрядность, треть личного состава колеблется между верующими и неверующими, почти столько же пассивных неверующих и десятая часть - атеисты. Безусловно, сближение армии и церкви, ис-пользование религиозных, духовных ценностей в работе с военнослужа-щими положительно скажутся на формировании армейского климата.

Вместе с тем практические шаги в этом плане должны быть взвешен-ными, за что выступает и армия, и церковь. В Законе Российской Федера-ции «О статусе военнослужащих» закрепляется право на свободу совести и вероисповедания, определяется порядок его реализации. Общечелове-ческой и патриотической ценностью является и забота о сохранении па-мяти об ушедших. Министерством обороны Российской Федерации, Историко-архивным и Военно-мемориальным центром Генерального штаба Вооруженных Сил в сотрудничестве с Комитетом Верховного Со-вета Российской Федерации по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, Народным союзом по уходу за воинскими захоронениями, с ко-мандирами поисковых формирований, руководителями общественных патриотических организаций, а также с Международной ассоциацией «Военные мемориалы» проводится кропотливая работа по увековечива-нию памяти погибших бойцов. Установлено около 60 тыс. захоронений советских воинов, из них свыше 2,5 тыс. за пределами бывшего СССР. Тем не менее, общество по-прежнему в неоплатном долгу, как перед пав-шими, так и перед здравствующими ветеранами.

Сейчас много говорят о солдатах завтрашнего дня, зачастую забывая, что их нужно воспитывать уже сегодня. Какими они будут? Будет ли это антигуманный, бездуховный, утилитарный эрзац или во главу угла вста-нут высоконравственные ориентиры - здоровое чувство патриотизма, сыновняя любовь к Отечеству, его истории? Это зависит от сегодняшних решений и от того, какие требования мы будем предъявлять к себе, окру-жающим и к самому процессу воспитания воина, гражданина в семье, школе, на производстве и, конечно, в армии.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации