(По опыту боевых действий в районе Персидского залива)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1992

Некоторые аспекты тылового обеспечения войск на удаленных ТВД

(По опыту боевых действий в районе Персидского залива)

Генерал-полковник А. Т. КЛИМОВ

АНАЛИЗ военных действий в районе Персидского залива позволяет раскрыть характер тылового обеспечения войск на удаленных ТВД с недостаточно развитой инфраструктурой и сложными физико-географическими условиями. Рассматривая этот характер следует подчеркнуть, что многие мероприятия по созданию материально-технической базы были проведены еще задолго до начала боевых действий. В частности, заранее создавалась гибкая и устойчивая система всестороннего обеспечения войску Для ее развертывания значительные запасы материальных средств были сосредоточены: в передовом пункте базирования (на о. Диего-Гарсия); в районах заблаговременного складирования (Джибутти, Марказ-Тамарид, Масира, Маскат (Оман), Джидда (Саудовская Аравия); в пунктах выгрузки на побережье - (Джидда, Макасиа, Эль-Джибайль); в районах аэродромов (Аль-Куфур, Эр-Рияд, Улайза, Хафар-Эль-Батин), а также в других пунктахлИначе говоря, на территории, удаленной от основных источников снабжения на расстояние свыше 15 тыс. км по воздуху и 22 тыс. км морем, был создан «тыловой плацдарм» для перебрасываемых войск в регион, который не имел развитых промышленно-экономической базы и сети транспортных коммуникаций.

Еще до начала конфликта в этом районе американское командование располагало тринадцатью крупными стационарными складами вооружения и боеприпасов (свыше 200 полуподземных и наземных хранилищ, до 40 обвалованных площадок, 10 складов ГСМ с более чем 30 полуподземными и наземными хранилищами общей вместимостью около 200 тыс. т горючего). Весьма значительные подвижные запасы вооружения, военной техники и других материальных средств содержались на передовом пункте базирования и на 17 судах-складах (50 тыс. т авиационного горючего, 2,5 тыс. т дизельного топлива, свыше 1 тыс. т продовольствия, 12,5 тыс. т боеприпасов, более 2 тыс. т строительных материалов, оборудования и запаоных частей, около 1,5 тыс. т снаряжения и др.). В целом эти запасы были рассчитаны на 30-суточную потребность группировки войск численностью около 180 тыс. человек. Думаю, нет особой необходимости доказывать значение этих мер для достижения конечной цели операции. Наращивание сил и средств тылового обеспечения войск велось практически на всех этапах подготовки и в ходе боевых действий. Основные направления этой работы сводились к формированию дееспособных органов управления, определению группировки частей и учреждений тыла, интенсивному накоплению запасов материальных средств и их укрытию, созданию ремонтно-восстановительной базы и др. Учитывая сложные физико-географические и климатические условия района боевых действий, первостепенное значение придавалось жизнеобеспечению личного состава. Общее руководство тыловым обеспечением возлагалось на 1-е командование тыла сухопутных войск, организационно входившее в состав 18-го воздушно-десантного корпуса. Ему предоставлялась полная самостоятельность в решении всего комплекса задач тылового обеспечения войск и управления как штатными, так и приданными частями и подразделениями, которые в свою очередь наделялись правом непосредственного взаимодействия с соответствующими штабами армии США.

Руководство материально-техническим обеспечением (МТО) американских авиационных частей и подразделений осуществлял штаб командования тыла ВВС США через оперативную группу, созданную из представителей этого штаба на авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо). В зону конфликта была переброшена и группа технических специалистов числом более 1 тыс. человек. Непосредственное же обеспечение частей ВВС, участвующих в боевых действиях, было возложено на пять центров -Огденский (штат Юта), Оклахомский (штат Оклахома), Сакраментский (штат Калифорния), Санта-Антонитский (штат Техас) и Уорнер-Робинский (штат Джоржия). И надо отметить, что система материально-технического обеспечения группировки ВВС довольно эффективно функционировал. Этому способствовала высокая автоматизация практически всех управленческих процессов) (на базе новейших электронно-вычислительных средств).

Для непосредственного тылового обеспечения войск предусматривался комплекс мобильных сил и средств тыла на различных уровнях (армейский корпус - дивизия - бригада). В интересах достижения высокой автономности их действий в рамках программы совершенствования структуры тыла («Армейский корпус-90») впервые были созданы в ряде соединений передовые батальоны снабжения, состоящие из рот обеспечения, ремонта и медицинских. Вновь созданные мобильные силы и средства в отличие от существующей структуры обеспечения, базирующейся на сети отдельных пунктов снабжения, показали себя с наилучшей стороны. Размещение данных подразделений с запасами материальных средств в непосредственной близости от боевых соединений и частей гарантировало их бесперебойное тыловое обеспечение в течение 3-5 суток.

При решении вопросов транспортного обеспечения предусматривалось использование вертолетов бригад армейской авиации (до 300 единиц) с возможностью подвоза за один рейс до 2 тыс. т грузов. Планировалось также наращивание потенциала автотранспортных частей и подразделений за счет замены 5-тонных грузовиков на автомобили с 22-тонными прицепами, автоцистерн вместимостью 19 куб. м на автоцистерны вместимостью 25 куб. Особое внимание уделялось оснащению частей и подразделений шла погрузочно-разгрузочными средствами. Так, командование тыла воздушно-штурмовой дивизии насчитывало 70 автопогрузчиков, экспедиционная бригада морской пехоты имела 12 30-тонных кранов и 24 автопогрузчика. Широко использовались контейнеры различного назначения.

С началом развертывания группировок вооруженных сил осуществлялись практические мероприятия по непосредственной подготовке тыла, особенно по наращиванию его сил и средств. Используя имеющиеся складские мощности, основные запасы сосредоточивались в районах населенных пунктов Хавар-Эль-Батин и Кинг-Халид, ГСМ - в районе Кинг-Халид, а также в подготовленных наземных хранилищах и на судах-складах.

В период подготовки операции «Щит пустыни» на органы тыла возлагалось создание в районе г. Кинг-Халид ремонтно-восстановительной базы для среднего ремонта техники и вооружения, а в ходе боевых действий - организация ее ремонта и дозаправка горючим. Усиленные ремонтно-восстановительные взводы планировалось размещать непосредственно в боевых порядках передовых батальонов для осуществления ремонта боевой техники непосредственно на поле боя. Аналогичные роты корпусного звена предусматривались для текущего ремонта на специальных технических пунктах, размещаемых вдоль маршрутов выдвижения войск.

Командование вооруженных сил США предпринимало практические шаги по повышению эффективности тылового обеспечения, планомерно наращивая силы и средства тыла. В частности, Министерство обороны США создало новую широкомасштабную систему тылового обеспечения войск в Саудовской Аравии, которая позволяла поддерживать в регионе неснижаемые запасы боеприпасов, горючего, продовольствия, снаряжения и других материальных средств для группировки войск численностью более 500 тыс. человек в течение одного года; Эта система обладала потенциальной возможностью в случае необходимости увеличивать как объемы, так и темпы поставок потребных материальных средств. Общая численность управления тылового обеспечения операции «Щит пустыни» достигала 25 тыс. человек. В дальнейшем предусматривалось довести соотношение количества личного состава частей и подразделений тыла по отношению к боевым - 5: 1. Оперативное решение внезапно возникающих задач возлагалось на специальную службу под условным названием «Дезерт экспресс». Основной ее задачей являлось обеспечение срочной (в течение 72 ч) доставки с континентальной части США запасных частей и других материальных средств, необходимых для проведения своевременного ремонта вооружения и техники.

В подготовительный период операции особое внимание уделялось организации жизнеобеспечения военнослужащих. Для этого специальная комиссия заранее провела исследования по определению возможностей центральных органов тыла армии США по оперативной поставке войскам специфических типов техника и других материальных средств. В частности, в связи с трудностями по доставке и очистке воды в пустыне, увеличением ее потребности до 90 л на одного человека в сутки было принято решение о незамедлительной поставке в войска новой очистительной установки: ее производительность в 3 раза превышала прежние системы. Малочисленные подразделения для приема горячей пищи снабжались двумя типами новых устройств индивидуального и коллективного пользования. В целях маскировки в короткие сроки для всего контингента военнослужащих было изготовлено комуфлированное трехцветное обмундирование. Для экипажей танков и БМП выдавались жилеты с жидкостным охлаждением. Весь личный состав сухопутных войск и морской пехоты обеспечивался удобными и легкими бронежилетами и шлемами.

Подвоз материальных средств частям и подразделениям планировался и осуществлялся по традиционной схеме: пункты выгрузки на побережье или аэродром - дивизионные пункты снабжения - бригадные тыловые районы - подразделения. Исходя из установленных норм расхода, в ходе подготовки операции на одного военнослужащего США требовалось в среднем ежесуточно подавать более ПО кг различных материальных средств, общая потребность группировки в ежедневном подвозе составила более 55 тыс. т. Много это или мало? Судите сами: только при наращивании группировки войск США тратили на их содержание до 15 млн долларов в день. Всего же было израсходовано около 42,6 млрд долларов.

С развертыванием группировки многонациональных сил увеличивалась и подача материальных средств, что обуславливало необходимость привлечения всех видов транспорта и комплексного их использования. Ведущая роль отводилась морскому и воздушному транспорту. Для этого в срочном порядке были отмобилизованы суда резервного флота и тяжелые транспортные самолеты гражданской авиации, совершившие только в период подготовки операции свыше 8 тыс. самолето-вылетов и более 200 рейсов морских судов. Потребности в транспорте для распределения и доставки перебрасываемых грузов в пределах региона оценивались в 2 тыс. грузовых автомобилей.

В ходе наращивания группировки вооруженных сил руководство министерства обороны США важное значение придавало вопросам развертывания гибкой и эффективной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск. С этой целью осуществлялось сосредоточение сил и средств военно-медицинской службы в зоне Персидкого залива. Был введен в действие план проведения чрезвычайных мероприятий на континентальной части США и в Западной Европе. На базе перебрасываемых подразделений медицинской бригады была развернута сеть из 13 подвижных хирургических госпиталей сухопутных войск на 200, 300 и 500 коек, полевые госпитали ВВС г(3 модульных авиатранспортабельных госпиталя на 50 коек каждый и один на 500). Непосредственно на побережье был подготовлен многопрофильный 500-коечный госпиталь ВМС США. В район конфликта прибыли два госпитальных судна «Мерси» и «Комфорт», которые могли принять на борт до 2 тыс. раненых. Если коечная сеть госпитальной базы НАТО на ЦЕ ТВД рассчитана на 12 проц. личного состава, то в зоне Персидского залива она была развернута на 20 проц.

В целом к середине декабря 1990 года система оказания медицинской помощи в основном была готова к работе и включала следующие элементы: первый - полевые госпитали ВВС и подвижные госпитали сухопутных войск; второй - эвакуационные госпитали, госпитальные суда и лечебные центры в Саудовской Аравии; третий - госпитали министерства обороны по делам ветеранов для окончательного лечения. После завершения сосредоточения запланированных сил и средств в зоне Персидского залива и развертывания госпитальной базы на континентальной части США и ЦЕ ТВД военно-медицинская служба была готова к оказанию квалифицированной и специализированной помощи до 100 тыс. раненых и пораженных в первые 30 суток военных Действий.

Боевые действия многонациональных сил против Ирака начались с проведения крупномасштабной воздушной операции, составными частями которой явились массированные авиационные и ракетные удары. Уже в первые сутки боевых действий затраты материальных средств превысили запланированные (например, расход авиационных боеприпасов и горючего возрос в 1,5-2 раза), что вызвало необходимость проведения дополнительных мероприятий по наращиванию усилий тыла. В частности, более интенсивно осуществлялась переброска запасов с континентальной части США, из стран Западной Европы (Германии, Бельгии, Дании, Норвегии) и зоны Тихого океана было отмобилизовано 180 самолетов гражданской авиации, привлечены 16 морских паромов и 20 грузовых судов. Несмотря на снижение боевых вылетов авиации (до 500-700 в сутки), командование вооруженных сил продолжало наращивание подачи материальных средств. Это позволило сохранить неснижаемые запасы, обеспечить ведение боевых действий и создать повышенные запасы для проведения воздушно-наземной операции.

Основная нагрузка по обеспечению сухопутных войск в ходе этой операции возлагалась на командование тыла дивизий и подразделений тыла отдельных бригад. Обеспечение частей и подразделений осуществлялось, как правило, за счет использования возимых запасов, которые постоянно восполнялись. Для приема боеприпасов и последующей их выдачи боевым частям и подразделениям в каждом тыловом районе развертывалось по одному пункту перевалки. Подвоз материальных средств осуществлялся транспортной бригадой, двумя батальонами снабжения горючим, а также транспортными подразделениями частей. Подача материальных средств с дивизионных пунктов снабжения на пункты заправки и перевалки боеприпасов, оборудованные в бригадных тыловых районах, проводилась силами и средствами автотранспортных подразделений командований тыла дивизии, а с бригадных тыловых районов в боевые подразделения - штатным транспортом. Привлекались также транспортные и многоцелевые вертолеты бригад армейской авиации.

В ходе воздушной операции проводились мероприятия по приведению в окончательную готовность системы медицинского обеспечения к приему и лечению раненых на случай развертывания широкомасштабных наземных боевых действий. Для этого была развернута сеть стационарных и полевых госпиталей, рассчитанная на более 14 тыс. коек, в том числе около 3,5 тыс. коек для лечения легкораненых. Предполагалось, что военнослужащие с более сложными травмами будут эвакуироваться воздушным транспортом в Европу, где было подготовлено 40 тыс. коек, а тяжелораненые - в США, где функционировала сеть медицинских учреждений емкостью до 150 тыс. коек. Принятый порядок эвакуации раненых и больных обеспечивал их доставку к местам лечения в срок от 7 до 10 дней. Заслуживает внимания и опыт организации обеспечения консервированной кровью. С началом боевых действий стали осуществляться ее интенсивные переброски самолетами. Она предоставлялась американским обществом Красного Креста и Ассоциацией банков крови (ежедневно 1000 доз).

Анализ опыта тылового обеспечения многонациональных сил в зоне Персидского залива позволяет сделать следующие выводы.

Первый. Большое значение имеют заранее подготовленная система развертывания группировки тыла на ТВД, заблаговременная подготовка и наращивание возможностей ТВД по тыловому обеспечению войск, в том числе за счет массовых воздушных и морских перевозок. Поэтому особое внимание следует обратить на строительство надежно защищенных и рационально размещенных по глубине и направлениям, оснащенных высокопроизводительными средствами погрузочно-разгрузочных работ комплексных баз и складов с запасами материальных средств. Заслуживает внимания и опыт использования американским командованием судов-складов и применение контейнеров и пакетов для хранения и транспортировки грузов.

Второй. Для придания гибкости системе тылового обеспечения войск (сил) и способности оперативно решать задачи надлежит ускорить ее перестройку в соответствии с территориальным принципом, а организационную структуру войск и учреждений тыла создавать на модульной основе.

Третий. Исключительно важно постоянное совершенствование техники тыла, разработка и принятие на оснащение более надежных, высокоманевренных ее образцов, способных безотказно работать в экстремальных климатических и боевых условиях и не уступающих по качественным параметрам аналогам армий зарубежных стран.

Четвертый. Безотлагательно надо повысить готовность системы медицинского обеспечения, особенно лечебной базы гражданских медицинских учреждений, к массовому приему раненых и пораженных. При этом особое внимание следует уделить повышению качества профессиональных знаний и навыков медицинского персонала по лечению лиц с боевыми травмами (многие призванные из резерва армии США медицинские специалисты не имели практического опыта оказания помощи в полевых условиях, что отрицательно сказалось на качестве лечебно-эвакуационных мероприятий, увеличении сроков лечения и росте безвозвратных потерь).

Пятый. В действиях многонациональных сил четко просматривается реальное воплощение в жизнь новых концепций (воздушно-наземная операция и борьба со вторыми эшелонами). При бомбардировках территории Ирака и нанесении ракетных ударов в первую очередь поражались объекты промышленности и тыла. Поэтому существует объективная необходимость усиления подразделений тыла переносными зенитными ракетными комплексами, а в перспективе, очевидно, потребуется иметь в их составе и соответствующие боевые подразделения. Опыт свидетельствует о возрастании роли маскировки. Нужно стремиться к сокращению времени на развертывание и свертывание подразделений тыла и технических средств в целях уменьшения вероятности их обнаружения и воздействия по ним современным оружием.

Шестой. С повышением интенсивности боевого применения авиации резко увеличивается не только расход горючего, боеприпасов и других материальных средств, но и напряжение в работе всех сил и средств инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения. Поэтому весьма остро встает вопрос о реорганизации органов тыла ВВС.

Седьмой. Успешное проведение широкомасштабных мероприятий по тыловому обеспечению войск при подготовке и в ходе операций немыслимо без хорошо организованной системы управления тылом. В зоне Персидского залива проявились наиболее сильные ее стороны - гибкость и оперативность, которые достигались за счет высокой автоматизации и использования новейших электронно-вычислительных средств. В частности, а целях непрерывного контроля, учета и восполнения расхода материальных средств в войсках была создана и впервые в боевых условиях применена компьютеризированная система, охватывающая все звенья управления и обеспечивающая выдачу формализованных донесений командованию тыла.

И наконец, нельзя не отметить организацию работы органов управления тылом армии США. Приемы и методы организации тылового обеспечения, особенно комплексного использования всех видов транспорта в зоне Персидского залива, для нас не являются абсолютно новыми. Они идентичны нашим. Различие, к сожалению, заключается лишь в несопоставимости возможностей экономической базы развития как Вооруженных Сил, так и их Тыла. Поскольку на фоне военного конфликта в данном регионе еще очевиднее стали наши недостатки в развитии инфраструктуры, техники и технологии работы тыла, необходимо изыскивать финансовые, материальные и другие ресурсы для реализации программ по их устранению.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации