Главный маршал авиации А. А. Новиков

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1990, стр.43-46

ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Главный маршал авиации А. А. Новиков

Главный маршал авиации А. А. Новиков(К 90-летию со дня рождения)

Генерал-полковник авиации Е. И. ШАПОШНИКОВ

19 ноября 1990 года воины Советских Вооруженных Сил отмечали 90-летие со дня рождения видного советского военачальника дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации Александра Александровича Новикова. О необычайной судьбе этого человека написано немало. По своему вкладу в разгром немецко-фашистских захватчиков, развитие теории и практики военного дела он достоин быть в одном ряду с такими выдающимися советскими полководцами, как Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский и другие.

Главный маршал авиации А. А, Новиков

ИССЛЕДУЯ их полководческую деятельность с современных позиций, невольно задаешь себе вопрос, как в условиях тоталитарного режима, когда ценились прежде всего личная преданность, слепая исполнительность, чинопочитание, могли появляться яркие личности - выходцы из простого народа, с собственным видением проблем, масштабным мышлением, способные проникать в суть происходящих процессов и предвидеть перспективы их развития? Восхищает их умение в сложных условиях военного времени, когда действия военачальников оценивались по конкретным результатам полководческого искусства, пробивать дорогу своим идеям, завоевывать авторитет у подчиненных и доверие высшего руководства. Жизнь показала, что этого могут достичь лишь талантливые, высокоодаренные люди. К ним относится и А. А. Новиков.

Формирование А. А. Новикова как крупного военачальника можно условно разделить на три этапа: деятельность в войсках с приходом в авиацию; назначение в центральный аппарат ВВС и большая плодотворная работа на посту командующего ВВС; его бескомпромиссная борьба с предвзятыми, антинаучными подходами к вопросам развития советских Военно-Воздушных Сил в послевоенное время. Первые шаги в авиации будущий командующий ВВС начал с должности начальника штаба авиационной бригады Белорусского военного округа (за плечами были Военная академия им. М. В. Фрунзе и должность начальника оперативного отдела стрелкового корпуса). За сравнительно короткий срок он освоил летное дело и в июле 1940 года был назначен командующим ВВС Ленинградского военного округа (на этом посту и застала его Великая Отечественная война).

С первых дней работы командующий сосредоточил основное внимание на повышении уровня оперативной и тактической подготовки командного состава и авиационных штабов, их боевой готовности и совершенствовании летной выучки экипажей. К началу Великой Отечественной войны летный состав соединений и частей на 60 проц. состоял из вновь прибывших летчиков ускоренного осеннего выпуска 1940 года. Боевой состав ВВС и районы базирования авиации не отвечали предъявляемым требованиям в условиях надвигающейся угрозы: из 1270 боевых самолетов только 212 были новых типов (укомплектование авиационных частей летными экипажами не было завершено, на указанное количество самолетов приходилось 1249 экипажей, что значительно ниже установленных норм; к ведению боевых действий в сложных метеорологических условиях днем оказались готовы только 323 экипажа, а ночью - всего 27, что составляло 2,2 проц.).

Развитие событий накануне и в первые дни войны требовало от командующего принятия срочных и энергичных мер. С началом военных действий (по его инициативе) рассредоточением районов базирования авиации и маскировкой аэродромов удалось снизить до минимума потери самолетов и организовать должный отпор агрессору. При непосредственном участии А. А. Новикова была подготовлена и проведена (25-30 июня 1941 года) воздушная операция по ослаблению противостоящей авиационной группировки противника с участием ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов. В результате ее проведения противник не досчитался 130 самолетов, что составляло более 20 проц. боевой авиации, развернутой на данном операционном направлении. Это вынудило немецкое командование перебазировать авиацию в глубину своей территории и временно прекратить налеты на Ленинград.

В ходе подготовки и проведения воздушных операций А. А. Новиков действовал как подлинный новатор, постоянно изыскивая новые формы и методы управления войсками: внедрен в войска опыт управления летными экипажами по радио, а также силами и средствами ВВС в интересах двух (Северо-Западного и Северного) фронтов.

Фашистский генерал Ф. Гальдер 16 июля 1941 года в своем дневнике был вынужден признать, что в действиях советской авиации на этом направлении чувствовалось твердое и целеустремленное руководство. Это же подчеркнул и Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Вспоминая о совместной работе с А. А. Новиковым осенью 1941 года, он отмечал его высокие организаторские способности в обеспечении обороны Ленинграда. Кто знает полководца, тому легко представить, сколь высокой была эта оценка. Сложившиеся между ними взаимоотношения, полное понимание важности решаемых проблем не могли не отразиться на назначении А. А. Новикова в феврале 1942 года на должность первого заместителя, а в апреле этого же года - командующего ВВС - заместителя Народного комиссара обороны СССР по авиации.

Деятельность главного маршала авиации А. А. Новикова на высоком посту связана с реорганизацией центрального аппарата ВВС, созданием на базе ВВС фронтов воздушных армий, авиационных корпусов и отдельных авиационных дивизий Резерва Верховного Главнокомандования. Ему принадлежит приоритет во внедрении такой формы оперативного применения авиации, как воздушная операция, в создании разветвленной системы пунктов управления авиацией при общевойсковых штабах и приближении их к линии фронта. Выезжая в войска в качестве представителя Ставки ВГК, он проявлял незаурядные способности в координации действий авиации в крупнейших стратегических операциях периода Великой Отечественной войны (Сталинградская битва, битва под Курском, Корсунь-Шевченковская, Львовско-Саадомирская, Белорусская, Восточно-Прусская, Висло-Одерская и Берлинская). Широкий оперативно-стратегический кругозор и умелое владение обстановкой на фронтах способствовали закреплению за «им славы мастера организации и осуществления маневра крупными силами авиации как внутри фронтов, так и между ними. Это способствовало созданию решающего превосходства в силах и средствах ВВС на главных направлениях действий советских войск, проведению ими операций в высоких темпах и на большую глубину. Великая Отечественная война показала, что ВВС под руководством главного маршала авиации А. А. Новикова превратились в мощный вид Вооруженных Сил.

Послевоенные годы - особый период в жизни и деятельности А. А. Новикова. Сталинские репрессии не обошли и его. По сфабрикованному делу в апреле 1946 года он был снят с должности, лишен воинского звания главный маршал авиации, почетного звания дважды Герой Советского Союза, орденов и медалей, а в ночь на 23 апреля арестован. Шесть лет строгой изоляции в следственной тюрьме потом он окрестил «полным курсом сталинской академии».

Только после смерти И. Сталина 2 июня 1953 года вышло постановление о его полной реабилитации, а 29 июня этого же года главный маршал авиации А. А. Новиков возглавил дальнюю авиацию (ДА). После длительного перерыва он с завидным упорством берется за пересмотр концепции развития и применения ДА; с учетом поступления на вооружение реактивных самолетов и ядерного оружия предпринимает энергичные меры по оснащению ее самолетами с большим радиусом действия и повышенной грузоподъемностью. Однако его предложения не нашли должного понимания со стороны высшего военно-политического руководства страны во главе с Н. С. Хрущевым. Нарушение принципа гармоничного строительства Вооруженных Сил в этот период отразилось на развитии советской военной авиации. А. А. Новиков обоснованно считал, что одним средством вооруженной борьбы нельзя подменять другие, особенно универсальные. Они должны дополнять друг друга. Можно только представить, сколько настойчивости, выдержки и, безусловно, здоровья было отдано на борьбу с антинаучными подходами к вопросам развития Вооруженных Сил, с предвзятым отношением к авиации. И в этих условиях твердая научно обоснованная убеждённость в правоте позволила ему отстоять свою точку зрения - на оснащение соединений и частей Дальней авиации стали поступать самые современные по тому времени стратегические турбовинтовые и реактивные бомбардировщики.

На каких бы должностях ни находился А. А. Новиков, его всегда отличали быстрота мышления, чувство интуиции. Подтверждением этому может служить его рассказ о довольно любопытном разговоре с И. Сталиным в Ставке ВГК в присутствии маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко по поводу применения штурмовиков Ил-2. Произошел он 14 февраля 1944 года, когда гитлеровцы пытались прорваться и освободить свои войска в районе Корсунь-Шевченковский. «Скажите, товарищ Новиков, - глядя прямо в глаза, спросил меня Верховный,- можно остановить танки авиацией?» Секунды были отпущены мне на раздумье. Очень короткие секунды, потому что протекали они под пристальным взглядом Сталина. Где, сколько танков, когда -я «не знал. А он задал вопрос, ждет. И тут мне вспомнилась Курская битва, когда советские штурмовики вместе с танкистами 7 июля 1943 года в считанные часы сумели разгромить сильную танковую группировку врага в районе железнодорожной станции Поныри.

- Остановить танки можно!-твердо ответил я.

- Завтра летите на фронт и принимайте меры, - приказал Сталин и добавил: - Нашумели о котле, а захлопнуть его не можем.

На другой день я был у генерала С. А. Красовского, командовавшего 2-й воздушной армией. Положение оказалось очень серьезным. В районе Шендеровки передовые части врага отделял только 12-километровый просвет, а у наших войск ни горючего, «и достаточного количества боеприпасов - распутица. Воздушная разведка к этому времени донесла, что в лощшне юго-западнее Лисянки большое скопление танков, очевидно, поджидающих горючее. А по раскисшей старой железнодорожной насыпи от Яблоновки на Лисянку движение колонны танков и бензовозов с горючим.

- Поднять штурмовики в воздух!

Разбрызгивая грязь, 91 самолет отрывается от земли и берет курс «а цель. Долгое, тягостное ожидание. Будет ли результат? Затем резкий заливистый телефонный звонок. В трубке радостный голос Ватутина:

- Александр Александрович, а танки-то горят! Горят, горят, черт их возьми! Молодцы штурмовики! Дайте немцам еще!»

Через несколько дней корсунь-шевченковской группировки не существовало: танковый таран отброшен, котел ликвидирован.

Принципиальность и требовательность А. А. Новикова тесно переплетались с внимательным отношением и заботой о подчиненных. В одном из штурмовых авиационных полков он узнал об аресте молодого летчика за. трусость, проявленную в первом боевом вылете, и решил лично разобраться в этом случае. В ходе откровенной беседы выяснилось, что командование без должного внимания отнеслось к его объяснениям и сделало поспешный вывод. Фактически при заходе на цель летчик отвернул в сторону от разрывов зенитных снарядов, был атакован парой истребителей Ме-109 и в ходе маневрирования потерял свою группу. На обратном пути он обнаружил вражескую колонну и успешно атаковал ее.

Командующий отстоял 19-летнего юношу: он рекомендовал не привлекать его к суду военного трибунала, а ограничиться судом чести, временно отстранив от полетов. При возобновлении полетов - ставить его в середину боевого порядка, чтобы чувствовал поддержку со всех сторон. Вскоре из войск пришло сообщение, что в результате решительных действий летчика разгромлена колонна гитлеровцев и "командование ходатайствует о представлении его к награждению орденом Красного Знамени.

Какой бы сложной ни была обстановка, в каком бы положении ни находился А. А. Новиков, он всегда доверял подчиненным, предоставлял возможность более полно проявить себя, старался поддержать инициативу личного состава. Так с принципиальностью и требовательностью уживались доброта, простота и чуткость к людям.

Названия улиц в Москве и Ленинграде, Костроме и Калининграде, Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, большой траулер-морозильник и народный музей в Ленинграде, носящие имя А. А. Новикова, - символ глубокой симпатии народа и воинов Советских Вооруженных Сил. Для личного состава ВВС это пример беззаветного служения своему народу и Отечеству.

Евгений Иванович Шапошников постановлением Совета Министров СССР № 701 от 13 июля 1990 года назначен главнокомандующим Военно-Воздушными Силами.

Гальдер Ф, Военный дневник. - Т, 3- М.: Воениздат, 1971. -С. 145


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации