Об эволюции военного искусства

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1989, стр. 78-80

Критика и библиография

Об эволюции военного искусства

МНОГИЕ труды по военному искусству послевоенных лет посвящены главным образом вопросам развития теории и практики подготовки и ведения военных действий во второй мировой (реже в первой мировой войне и в межвоенный период) и локальных войнах, а также на современном этапе. 1В конце 1987 года вышла в свет книга под общей редакцией генерал-полковника Ф. Ф. Гайворонского «Эволюция военного искусства: Этапы, тенденции, принципы», в которой эти вопросы рассматриваются начиная с рабовладельческого строя до наших дней.

Стремление проследить развитие теории и практики подготовки и ведения военных действий в строгой исторической последовательности, вскрыть общие тенденции и закономерности в этом процессе заслуживает безусловного одобрения, тем более что в 70-е годы на Западе распространилось мнение о «захоронении» классического военного искусства в связи с массовым оснащением современных вооруженных сил ракетно-ядерным оружием.

Имеющиеся в книге, общие сведения, положения, в которых раскрываются роль и место военного искусства в вооруженной борьбе и анализируются факторы, влияющие на его развитие, дают весьма полную и целостную картину развития исторического процесса.

Изложение того или иного вопроса совершенно справедливо начинается с анализа экономических и социально-политических условий а соответствующие периоды истории человеческого общества, с характеристики вооруженных сил и средств вооруженной борьбы. Затем на основе этого рассматриваются способы ведения войны, операций и боев, т. е. стратегия оперативное искусство и тактика.

Достаточно подробно авторами освещаются вопросы зарождения и совершенствования советского военного искусства, раскрываются особенности социалистической армии, способы и формы стратегических действий, ведения операций и боев, а также диалектика развития систем стратегического руководства Вооруженными Силами и управления войсками.

Значительное место отведено анализу современного состояния военной теории, рассмотрению стратегических взглядов на характер и способы ведения военных действий в соответствии с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями и новыми явлениями в теории операций.

Отмечая бесспорную познавательную и теоретическую ценность рецензируемого труда, следует высказать ряд суждений по некоторым положениям, которые, на наш взгляд, являются мало доказательными или даже спорными.

Прежде всего хочется отметить, что понятие «военное искусство» в книге трактуется как «осознанная деятельность вооруженных сил по подготовке и ведению военных действий и достижению политических целей войны». И далее подчеркивается, что в содержание военного искусства, как и любого вида практической чувственно-предметной деятельности человека, включаются такие его элементы, как объект, т. е. то, на что данная деятельность направлена, цель или желаемый результат, средства, с помощью которых она достигается, и способы ее осуществления (с. 7).

Из приведенных высказываний можно сделать вывод, что авторы, по существу, отождествляют военное искусство с военным делом в целом, с чем вряд ли можно согласиться. Сделанная ими далее оговорка, что речь идет об осознанной, а не о военной деятельности вообще, не только не снимает возражений, но даже усугубляет положение, ибо начиная с рабовладельческого общества, т. е. со времени зарождения войн военная деятельность всегда была осознанной. ; В книге имеется также положение о том, что военное искусство «проявляется в умении наиболее эффективно использовать свои силы и средства в данных исторических обстоятельствах, в конкретно сложившейся обстановке» . (с. 8). Очевидно, что такую трактовку понятия «военное искусство» тоже нельзя признать полностью исчерпывающей. Это только одна из его сторон, связанная с практической деятельностью войск и сил, а существует еще теория военного искусства.

В труде, посвященном общетеоретическим проблемам, следовало бы более четко определить авторскую позицию по данному основополагающему вопросу, так как от этого в значительной мере зависят все последующие рассуждения.

В частности, только отсутствием четкой позиции в этом отношении можно объяснить расширительное понимание истории военного искусства. Авторы утверждают, что она «предполагает глубокое исследование широкого круга проблем, таких, как строительство вооруженных сил, способы, формы и средства ведения вооруженной борьбы... всестороннее обеспечение войск и управление ими» (с. 12).

По существующим взглядам, теория строительства вооруженных сил является самостоятельным разделом военной науки и не входит в теорию военного искусства. Если авторы придерживаются другой точки зрения (что нельзя исключить), то это следовало бы обосновать.

Об этапах развития военного искусства. В книге, на наш взгляд, справедливо отмечается, что хотя в основе развития теорий и практики подготовки и ведения военных действий лежат изменения в способах производства, при периодизации этапов военного искусства нельзя механически копировать историю смены социально-экономических формаций. Перевороты в нем вызывались не только социальными революциями, которые приводили к победе нового способа производства, но и другими факторами. В рамках одной социально-экономической формации было по нескольку таких переворотов. Войны и военное дело в целом наряду с общими имеют свои специфические закономерности развития, которые нельзя не учитывать при периодизации развития военного искусства.

К сожалению, эти рассуждения не нашли практического применения при определении этапов развития военного искусства. Первый этап, как указывается в труде, составляет военное искусство рабовладельческого общества, второй - феодального, третий - эпохи капитализма, четвертый - военное искусство социалистических армий. Иными словами, налицо механическое копирование смены социально-экономических формаций, против чего справедливо выступали сами авторы.

Вызывает также сомнение необходимость включения второй мировой войны в третий этап, так как после Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эпоха, о чем убедительно говорится в Программе КПСС. Кроме того, выделив военное искусство социалистических армий в самостоятельный раздел, авторы как бы изолировали его, полагая, что оно может развиваться вне всякого воздействия извне, с чем, конечно, согласиться трудно.

В последующем от такого вычленения сами авторы, по существу, отказались, поскольку современный этап, по их трактовке, охватывает военное искусство вооруженных сил империалистических государств и социалистических армий. Кстати, вопросы развития современного военного искусства изложены довольно аргументированно и подробно, с освещением всех трансформаций во взглядах на ведение военных действий стратегического, оперативного и тактического масштабов.

Судя по названию книги, в ней была поставлена задача - выявить основные тенденции в развитии военного искусства. Решить ее, к сожалению, не удалось, хотя сказать, что этот вопрос никак не был отражен, нельзя. В отдельных главах говорится о некоторых тенденциях, но поданы они настолько разрозненно, что трудно проследить их влияние на развитие военного искусства. Кроме того, основное внимание уделено второстепенным тенденциям, хотя следовало бы сформулировать и показать в развитии главные, свойственные характеру войн, способам ведения операций и боев, методам управления и др. Это значительно повысило бы ценность труда.

Вопрос о принципах военного искусства вполне закономерно должен был занять особое место в содержании книги, и о них говорится при рассмотрении каждого этапа. Однако, на наш взгляд, авторам не удалось полностью проследить их преемственность и развитие от эпохи к эпохе в зависимости от изменений средств вооруженной борьбы и человеческого материала, наполнить новым содержанием в связи с изменяющимися условиями, показать появление новых. В результате принципы военного искусства как бы «присутствуют» в соответствующих разделах, а не развиваются по мере изменения условий, в которых протекала вооруженная борьба.

IB целом, несмотря на некоторые недостатки, книга заслуживает самого пристального внимания. (В послевоенный период это, пожалуй, первое издание, в котором с современных позиций рассматривается эволюция военного искусства. Поэтому она может быть полезной для офицерского корпуса наших Вооруженных Сил, а также широкого круга читателей, интересующихся рассматриваемыми проблемами.

Генерал-лейтенант запаса В. В. СОЛОВЬЕВ,

доктор военных наук

Эволюция военного искусства: Этапы, тенденции, принципы.- М.: Воениздат, 1987.-246 .с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации