О совершенствовании боевой подготовки войск

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1989, стр. 56-61

В ВОЙСКАХ, ШТАБАХ, ВВУЗАХ: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

О совершенствовании боевой подготовки войск

Генерал-лейтенант В. Н. ХАЗИКОВ

ЗНАЧЕНИЕ боевой подготовки в жизни и деятельности войск трудно переоценить. Она является составной частью боевой готовности, способности офицерского состава, прапорщиков, сержантов и солдат умело применять вверенные им технику, оружие на поле боя, знать их эксплуатационные возможности, уметь обслуживать как в стационарных, так и полевых условиях.

Вопросы совершенствования качества и эффективности боевой подготовки не раз обсуждались на страницах журнала. Авторы статей, особенно А. И. Владимиров, В. А. Копылов, М. И. Калугин, В. М. Осмоловский и др., останавливаясь на имеющихся проблемах, предлагают конкретные направления в решении задач боевой выучки войск. Многие из них заслуживают внимания, некоторые требуют дальнейшего изучения, а с отдельными вряд ли можно согласиться.

Анализ работы в соединениях и частях военных округов и групп войск показывает, что там, где боевая и политическая подготовка поставлена в центр всей практической деятельности командующих, командиров, штабов и политорганов, рассматривается как первейшая их обязанность, там выше организованность учебного процесса, изжиты элементы парадности, попустительства, послаблений и упрощенчества.

В тех соединениях и частях, где эти требования учитываются не в полной мере, отсутствует организованность, ниже конечные результаты в достижении целей, нет полного охвата боевой учебой личного состава, подготовка офицерского и сержантского состава осуществляется не на должном уровне. Посещаемость занятий в звене командиров взводов иногда составляет 30-40 проц., рот - 40-50, а в ПриВО и УрВО и того меньше- 15-20 проц. Это, на наш взгляд, одна из причин низкого уровня их профессионального и методического мастерства. Да и сами командиры мотострелковых, танковых батальонов, являющиеся основными руководителями и организаторами командирской учебы, оцениваются только удовлетворительно.

Практика говорит о том, что командиром батальона офицер обычно становится через 6-8 лет после окончания училища. Большинство из них половину своей службы проходят в должностях, недостаточно связанных с организацией и проведением непосредственных занятий по боевой и политической подготовке.

Всесторонне изучив этот вопрос, взвесив все «за» и «против», мы пришли к выводу, что, по всей видимости, целесообразно возобновить их переподготовку на курсах «Выстрел», а подготовку на должности начальников штабов батальонов организовать на окружных (межокружных) постоянно действующих курсах. В этом случае хотя бы частично но проблема совершенствования командирской подготовки будет решена.

Не подлежат сомнению роль и значение в выполнении задач поле вой выучки войск сержантского состава. Требования к их методической и специальной подготовке постоянно возрастают. Как показывает армейская действительность, учебные части на сегодня с этими вопроса ми справляются не в полном объеме. Поэтому вполне понятна обеспокоенность офицерского состава создавшимся положением. Некоторые из них предлагают эту проблему вынести на обсуждение читателей. Другие, как, например, генерал А. И. Владимиров, советуют уточнить положение о прохождении срочной службы солдатами и сержантами. В учебные части направлять солдат через полгода их пребывания в подразделениях. Общий срок службы довести до трех лет. Что можно сказать по этому поводу? Конечно, само предложение заслуживает внимания, однако его претворение в жизнь требует больших материальных и духовных затрат, времени и проведения организационных мероприятий не только в масштабе Вооруженных Сил, но и страны в целом. Поэтому мы предлагаем другой путь, который, на наш взгляд, более реален. Он сводится к следующему.

Командиров отделений (танков), наводчиков-операторов готовить по одной, близкой по содержанию к действующей ныне программе подготовки сержантов. После окончания ими учебных подразделений направлять их в боевые части на должности наводчиков. В течение первых двух месяцев командиры рот, батальонов определяют кандидатов в командиры отделений (танков) и организуют их стажировку. На месячных сборах, организованных при части, прививают им командирские и методические навыки, принимают от них зачеты, проводят испытания на классность. При положительных результатах присваивают им звание младший сержант и назначают на соответствующую должность.

Требует решения и боевое слаживание. Дело в том, что программой боевой подготовки предусматривается отработать с отделением все виды боя в течение первого месяца.

Срок небольшой, и, как показывает практика, к выполнению этой задачи нужно подходить дифференцированно. В этом случае предоставится возможность отработки вопросов боевого слаживания в полном объеме, а офицерам и сержантам - совершенствования своих практических и методических навыков в управлении подразделениями.

В основу подготовки отделений, взводов, рот положена способность их немедленно выполнять задачи по боевому предназначению, а в дальнейшем последовательно заниматься их сколачиванием. По завершении занятий с одной из рот батальона проводить учения по одному, а с другой - по другому виду боя. В итоге с каждой из них в течение всего периода обучения, а не в последний месяц поточным методом будет проведено учение по различной тематике.

Следует заметить, что новыми программами боевой подготовки мотострелковых и танковых подразделений предусмотрено: тактические учения с ротами, батальонами проводить, как правило, по одному из основных видов боя, а полковые и дивизионные тактические учения по комплексным темам.

Качеству боевой подготовки должны способствовать ежемесячные выходы батальонов (частей) в учебные центры, где в течение 5-6 суток необходимо будет отработать 100 проц. задач, связанных с полевой учебной базой. Совместное нахождение офицеров, прапорщиков с личным составом, создание возможностей для круглосуточных занятий с предоставлением времени для их отдыха, на наш взгляд, позволят более эффективно проводить занятия, в полном объеме, в условиях, приближенных к боевым, организовывать и проводить контрольные стрельбы, осуществлять вождение боевых машин днем и ночью, воспитывать у личного состава волю, способность преодолевать тяготы и лишения военной службы.

С тем чтобы поднять боевую подготовку на более высокий уровень, некоторые авторы, в том числе и товарищ А. И. Владимиров, предлагают изменить ее направленность. В целом мы с ними согласны, однако, что касается организации и проведения тактических учений, то у нас есть другое мнение.

Мы предлагаем тактические учения с боевой стрельбой проводить с ротами и батальонами. Часть из них без боевой стрельбы, но уже как двусторонние и с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения. Руководство ими возлагать на начальника на одну ступень выше командира, проводящего односторонние учения.

Двусторонними учениями охватывать батальоны разных полков. Руководителями их назначать непосредственных начальников, а общее руководство целесообразно осуществлять командиру дивизии или одному из его заместителей со своим аппаратом. Двусторонние полковые учения проводить также с полками разных дивизий командирам корпусов, командующим армиями или их заместителями.

Практиковать проведение дивизионных и полковых тактических учений с боевой стрельбой артиллерии, войск ПВО и с применением авиации, а в ходе полковых учений - боевую стрельбу из всех видов оружия с одним из мотострелковых, танковых батальонов.

Ведя разговор о тактических учениях с боевой стрельбой, нельзя не сказать о методике их оценки. В настоящее время предпочтение отдается поражению мишеней из танковых пушек и БМП, стрелкового оружия. Но в связи с тем, что некоторые командиры стремятся любой ценой добиться максимального количества пробоин в мишенях, искусственно занижается роль маневра подразделениями, сковывается инициатива офицеров, занижается темп наступления.

Нам кажется, будет целесообразнее тактические действия оценивать по четырехбалльной системе на всех этапах учения, а огневое поражение - только «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». При неудовлетворительной стрельбе общая оценка должна определяться «неудовлетворительно» независимо от тактических действий. Кроме того, тактические действия надо поставить в зависимость от выполнения личным составом подразделений учебно-боевых нормативов. Здесь следует сказать, что их разработка и корректировка отстают от современных требований, а поэтому имеют место случаи, когда действия личного состава оцениваются командиром - руководителем занятий субъективно, а не по показателям (время, объем, последовательность выполняемого способа или приема действий).

Несколько слов об огневой подготовке. Анализ положения дел в проверяемых соединениях и частях свидетельствует, что не везде личный состав (особенно 1-го года службы) достаточно хорошо обучен стрельбе из закрепленного за ним оружия.

Основной причиной такого положения дел, на наш взгляд, является получившая распространение так называемая «система натаскивания». Вместо регулярного проведения стрелковых и танко-стрелковых тренировок предпочтение отдается стрельбе боевым патроном (снарядом). Подготовительные упражнения бывает что и не выполняются. Готовность к стрельбе командирами определяется не всегда. Так, в некоторых военных округах (СКВО, ЗакВО, ТуркВО) контрольные упражнения выполняются не менее четырех раз в месяц вместо одной стрельбы, предусмотренной программой боевой подготовки.

Очень трудно в организацию огневого урока внедряются такие его элементы, как обучение меткости, пристрелка оружия, разведка целей и наблюдение, подготовка исходных данных для стрельбы из танка и БМП. Иногда командирами игнорируются тренировки в управлении огнем подразделения (взвод, рота). В методике обучения укоренилась практика повременной тренировки и все меньше обращается внимания на конечный результат, после которого прекращается отработка одного приема и осуществляется переход к другому.

Опыт подготовки войск говорит о том, что при изучении любого вопроса необходимо определять, каких показателей должен добиться от обучаемых руководитель в отведенное время, материал отрабатывать от простого к сложному, от занятия к занятию последовательно наращивать требования к специалистам 1-го и 2-го года службы. На наш взгляд, правильно поступают те командиры, которые требуют от солдат 2-го года службы овладевать всеми видами оружия, состоящего на вооружении отделения, а членов экипажа танка -смежными специальностями.

Самая многочисленная специальность в Сухопутных войсках - механики-водители танков и БМП. От их умелой подготовки во многом зависит состояние боеготовности и боеспособности частей и соединений. В курсе вождения боевых машин основной упор делается на обучение вождению боевых машин в составе подразделений по пересеченной местности в сложных условиях и совершенствованию индивидуальных навыков при преодолении различных препятствий. А это, естественно, вызывает необходимость подготовки замены в каждом экипаже на время отдыха механиков-водителей.

Теоретически этот вопрос решается за счет дублеров из числа командиров (наводчиков) танков и наводчиков-операторов БМП, а практика показывает, что это далеко не так. Сложность проблемы заключается в том, что, во-первых, очень трудно выполнить требования программы в учебных частях и подразделениях за небольшой срок службы, во-вторых, наличие или отсутствие дублеров в части не влияет на ее общую оценку в ходе итоговых проверок, а значит, командиры, штабы не утруждают себя решением этой задачи.

По нашему мнению, следует сделать так, чтобы командиры танков (отделений на БМП) к концу первого года службы имели навод до 40 проц. от нормы, а к исходу третьего периода обучения - навод, позволяющий сдать на права механика-водителя 3-го класса. В ходе итоговой проверки проверялось бы их умение водить боевые машины, а полученный ими результат учитывался бы при определении окончательной оценки подразделения, части. В этом случае командиры будут заинтересованы вплотную заниматься данной категорией специалистов.

Существенную прибавку в качественном выполнении задач боевой подготовки, по нашему мнению, может дать организация работы по повышению и подтверждению классности.

На наш взгляд, классность должна являться одним из критериев оценки командирской деятельности, учитываться при выдвижении на вышестоящую должность, направлении на учебу, представлении к государственным наградам. Например, кандидат на должность командира роты должен быть подготовлен не ниже 2-го, а командир батальона - 1-го класса. Уметь не только водить боевую машину, танк, но и со знанием дела, мастерски управлять подчиненными подразделениями в бою, отлично знать оружие и боевую технику, в совершенстве владеть ими. Общая оценка части, подразделения «хорошо», «отлично» должна ставиться в том случае, если более половины офицеров являются специалистами 1-го, 2-го класса и мастерами. Разрешить проводить испытание на 2-й класс в полку, а на 1-й - в дивизии. Это поднимет ответственность командиров полков и повысит их авторитет.

Важным этапом в деятельности командующего (командира) и штаба является организация планирования учебного процесса. Хорошо продуманный, детально согласованный и подкрепленный материально план является залогом успеха в деятельности войск. Однако мы иногда сталкиваемся с такими фактами, когда планирование осуществляется формально. Занимаются им второстепенные лица.

С тем чтобы улучшить его организацию, повысить качество, генерал А. И. Владимиров предлагает после доведения задач вышестоящей инстанцией планирование осуществлять снизу вверх, от подразделения к части, соединению и т. д. Что касается «контрольных» сроков получения документов исполнителями, то в целом с ним можно согласиться. А вот предлагаемый им процесс проведения этой работы весьма сомнителен. Как нам кажется, трудно и почти невозможно будет свести планы рот, батальонов, частей и соединений в единый документ и обеспечить их своевременное и качественное выполнение. Мы предлагаем совершенно другой подход.

Получив выписки из планов оперативной, боевой и политической подготовки войск объединения, командир соединения принимает решение на организацию боевой подготовки частей и подразделений дивизии, в котором определяет главные задачи, решаемые в году (периоде), уточняет в соответствии с боевым предназначением направление в обучении той или другой части, намечает последовательность и время проведения тактических учений под его руководством (какие из них провести двусторонними, а какие с боевой стрельбой), устанавливает сроки отработки основных мероприятий боевой подготовки (выходы в учебные центры, полевые выходы, стрельбы штатным снарядом из танков, пуски ПТУР и др.), порядок проведения командирских занятий и сборов и т. д. После этого штабом разрабатывается план боевой подготовки, и выписки из него направляются исполнителям.

Получив такие отправные данные, командиры частей и подразделений, их штабы имеют возможность конкретнее, с учетом состояния дел, специфики и других факторов, планировать учебный процесс, выдерживать последовательность выполнения программы боевой подготовки (отработку тем по тактической, огневой подготовке, вождению, ЗОМП и т. д.), обеспечивать качественное проведение тактических учений, особенно если они проводятся в начале или середине учебного периода.

Важное место в руководстве войсками занимают правильная организация и осуществление контроля и оказание помощи. Хорошо поставленный контроль способствует более полному знанию реального положения дел в частях и подразделениях, выучке личного состава, а также выявлению имеющихся недостатков и положительных моментов. Однако, как показывает практика, чрезмерное увлечение проверками положительных результатов не дает.

Мы предлагаем каждое соединение проверять один раз в год вышестоящими инстанциями и один раз - командиром соединения. Общую оценку за год определять по результатам проверки старшим начальником. Помощь подчиненным войскам оказывать в проведении только тех мероприятий, которые предусмотрены планами оперативной и боевой подготовки. При этом контроль осуществлять без нарушения расписания занятий.

Важная роль в повышении эффективности боевой подготовки принадлежит учебной материально-технической базе. Чтобы занятия и учения достигали поставленных целей, их необходимо проводить на хорошо оборудованных учебных полях, войсковых стрельбищах и миниатюр-полигонах. Это позволит обучать части и подразделения приемам и способам ведения боя в сложных условиях, вырабатывать у личного состава устойчивость к большим физическим нагрузкам, закалять волю, воспитывать самостоятельность, инициативу, решительность.

Нельзя мириться с тем, что отдельные объекты учебной базы не обеспечивают высокой пропускной способности. Решение этого вопроса идет по пути внедрения современного автоматизированного оборудования и обратной информации о поражении целей, количестве подняты и пораженных мишеней по видам оружия. Применение специальных технических средств, устанавливаемых на боевой технике, на наш взгляд, повысит огневую выучку без реального расходования боеприпасов, а также объективность оценки сторон при проведении тактических учений. Однако нередко поступающее в войска оборудование подвергается «модернизации и усовершенствованию» способами, не имеющими ничего общего с творческой и технически грамотной рационализацией. Имеют место увлечения парадностью и показным оформлением учебных объектов.

В последнее время широкое применение в учебном процессе нашли учебно-тренировочные средства (УТС). Они дают возможность готовить специалистов к практической работе на дорогостоящей боевой технике, отрабатывать до автоматизации приемы и действия, добиваться значительной экономии моторесурсов, горючего и боеприпасов. В то же время многие УТС пока еще несовершенны. Предстоит серьезная работа по их классификации, отбору наиболее перспективных. В целом можно сказать, что тренажеры, тестовые устройства, классы программного обучения позволят значительно повысить интерес к учебе личного состава, создать дух состязательности, здорового соперничества, а это - резерв повышения качества учебы.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что успешно руководить учебным процессом в современных условиях сможет лишь тот командир, который способен сосредоточивать внимание на решении главных задач, глубоко вникает в существо дела, умеет предвидеть перспективу развития форм и способов применения вооружения частей и подразделений, находится в постоянном поиске, собирает по крупицам все новое, передовое и быстро внедряет его в учебный процесс.

Военная Мысль.- 1987.-№ 8,-С. 33-41.

Там же.-1988.-№ 10.-С. 43-53.

Т а м ж е.- № 7.- С. 61- 62.

Там ж е.- № 11 -С . 36-38.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации