О работе командующих (командиров) и органов управления по практической подготовке авиации к действиям в операции (бою)
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1989, стр. 47-55
УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ
О работе командующих (командиров) и органов управления по практической подготовке авиации к действиям в операции (бою)
(Исторический опыт и современность)
Генерал-лейтенант авиации А. И. МАЛЮКОВ
В статье на основе опыта Великой Отечественной и локальных войн, практики учений рассматриваются основные направления совершенствования работы командующих (командиров) и органов управления по практической подготовке авиации к выполнению за* дач в операции (бою).
ОПЫТ Великой Отечественной войны показывает, какое огромное значение в деятельности командующих (командиров) и штабов придавалось практической подготовке войск к выполнению задач в операции (бою). Чем тщательнее и квалифицированнее проводилась эта работа, тем большему успеху она способствовала.
Ход и исход операции (боя), как свидетельствует практика войны, определяются рядом факторов, в том числе зависят в значительной мере от профессионального мастерства командующих (командиров) и начальников, их умения готовить подчиненные органы управления и, опираясь на них, четко управлять войсками.
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков на военно-научной конференции по изучению опыта Висло-Одерской операции, проведенной в ГСВГ в ноябре-декабре 1945 года, раскрывая основные вопросы подготовки командного состава и войск к операции (бою), отмечал: «По опыту не только разбираемой нами операции, а и всех операций, которые мне пришлось готовить и проводить, я должен сказать, что без предварительной и тщательной подготовки командного состава и войск успеха в бою и операции не достигалось».
Подготовка ВВС осуществлялась в общей системе подготовки войск (сил) фронта, вместе с тем в ее организации и проведении имелись и определенные особенности, которые вытекали из решения целого круга задач. Наиболее характерными являлись следующие: организация и перебазирование соединений и частей; создание и перераспределение запасов ГСМ, боеприпасов и других материальных средств; усиление охраны и обороны аэродромов; развертывание сети пунктов управления; восстановление ресурса авиационной техники; наращивание интенсивности воздушной разведки; изучение района предстоящих боевых действий, а также предшествующего опыта; укрытие и маскировка авиационной техники. Одновременно с их проведением осуществлялась подготовка командующих (командиров) и штабов.
Для ведения целенаправленной работы начиная с середины 1942 года в практику вошло ориентирование подчиненных об обстановке, доведение различного рода указаний, инструкций, памяток об особенностях боевых действий, материалов обобщенного опыта действий авиации в прошедших боях. Это способствовало всесторонней подготовке личного состава к операции.
Методы работы командующих (командиров) и органов управления при подготовке авиации к операции (бою) всякий раз определялись в зависимости от конкретной обстановки, характера боевых задач и установленных сроков готовности авиасоединений и, частей к их выполнению.
При наличии подготовительного периода, воздушные армии (ВВС фронта и армий) имели возможность заблаговременно спланировать боевые действия, тщательно согласовать вопросы взаимодействия с сухопутными войсками, создать систему пунктов управления, накопить необходимые запасы боевых и материальных средств, подготовить аэродромную сеть и провести другие мероприятия.
По мере приобретения боевого, опыта постоянно совершенствовались формы и методы организаторской деятельности командующих (командиров), штабов по подготовке авиации к боевым действиям. Наиболее поучителен в этом плане третий период Великой Отечественной войны. Как правило, в эти годы при подготовке операций, когда позволяли обстановка и время, широко практиковалось проведение тактических конференций, сборов, оперативных игр, командно-штабных и летно-тактических учений, различных занятий с офицерами штабов и других органов управления, учений с частями и подразделениями. Их организация осуществлялась на фоне реальной обстановки в соответствии с планом предстоящей операции (боевых действий). Так, при подготовке Бобруйской операции (1944 год) в 16-й воздушной армии одновременно с летной подготовкой во всех авиачастях проходили и тактические конференции по обмену боевым опытом. На них анализировались действия вражеской авиации, ее сильные и слабые стороны, а также вырабатывались рекомендации по тактике воздушного боя, методике нанесения бомбоштурмовых ударов по врагу и порядку ведения воздушной разведки. Впоследствии во всех авиасоединениях были организованы летно-тактические учения, на которых отрабатывались наиболее эффективные приемы нанесения ударов по наземным целям.
Большое внимание уделялось подготовке командных кадров. В каждом авиасоединении на трехнедельных сборах командиров авиаполков и авиаэскадрилий проверялась техника пилотирования и обсуждались вопросы повышения боеспособности авиачастей. Командующим 16-й воздушной армией был проведен двухдневный сбор с командирами авиакорпусов и дивизий. На нем широко обсуждались оперативно-тактические вопросы в связи с предстоящей операцией.
В период подготовки Висло-Одерской операции с командующими и штабами армий, начальниками их оперативных отделов, разведки и связи 25-27 декабря 1944 года была проведена военная игра. После нее командующим 16-й воздушной армией - командно-штабное учение с командирами и начальниками штабов авиакорпусов и дивизий. Оно проходило по реальному плану предстоящей операции. Затем штабом воздушной армии был проведен ряд сборов с офицерами штабов и служб авиасоединений. На них отрабатывались вопросы управления авиацией, организации воздушной разведки, штурманского обеспечения и др. В начале января 1945 года командиры групп всех авиаполков выезжали на передний край, где изучали местность и расположение огневых средств противника. Завершающим этапом их подготовки была воздушная разведка, организованная незадолго до начала наступления для уточнения целей и определения способов действий по ним.
Как известно, в начале Великой Отечественной войны в основном из-за неполной готовности ВВС западных приграничных округов к немедленному отражению воздушного нападения агрессору удалось нанести нашей авиации серьезные потери. Однако боевой опыт свидетельствует, что при заблаговременной подготовке и поддержании высокой готовности сил авиации, а также четком взаимодействии ее с зенитными средствами ПВО массированные налеты ВВС противника на важнейшие объекты фронтового тыла отражались успешно. Так, во время подготовительного периода битвы под Курском (2 июня 1943 года) при отражении наиболее крупного налета на железнодорожный узел Курск, в котором участвовало 500 немецких самолетов, противник потерял 155.
Опыт локальных войн на Ближнем Востоке показывает, что в большинстве случаев ВВС арабских государств несли потери из-за низкой боеготовности к отражению внезапных массированных ударов авиации агрессора, слабой готовности системы управления, малоэффективных мер маскировки, недооценки своевременного рассредоточения авиачастей и др. В тех же случаях, когда ВВС арабских государств проводили заблаговременно широкий комплекс мероприятий по отражению воздушного противника, поддерживались в постоянной боевой готовности, агрессор не достигал своей цели и вынужден был нести значительные потери.
Это еще раз свидетельствует о том, что по мере совершенствования средств воздушного нападения возрастает необходимость поддерживать на высоком уровне боеспособность и боеготовность авиации к выполнению задач по отражению и разгрому агрессора как в воздухе, так и на земле. Отсюда и значительное повышение роли организаторской деятельности командующих (командиров) и штабов по ее практической подготовке. Кроме того, оно обусловлено существенными изменениями условий ведения боевых действий при решении основных задач в операции (бою). На способы действий авиационных соединений, частей и подразделений значительное влияние оказывает ряд новых факторов. К ним, по мнению зарубежных военных специалистов, относятся: резко возросшие боевые возможности авиации по поражению воздушных целей прежде всего за счет применения высокоточного оружия, что позволяет наносить прицельные высокоэффективные удары с дальних дистанций, не заходя в зоны поражения средств ПВО противника; качественно изменившиеся по сравнению с минувшей войной средства ПВО, что предполагает необходимость целенаправленной подготовки малых групп авиации по борьбе с зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами, действующими по заданным целям в ходе массированного удара; появление в оперативно-тактическом построении массированного авиационного удара новых элементов (самолетов ДРЛО, БЛА, самолетов РЭБ, воздушных элементов разведывательно-ударных комплексов) требует специальной подготовки для борьбы с ними; широкое применение радиоэлектронных средств борьбы выдвигает как важную проблему организацию поражения и подавления РЭС авиации противника.
Особое значение в современных условиях приобретает подготовка соединений и частей ВВС к ведению эффективной борьбы с системами высокоточного оружия противника. В этих целях должна осуществляться непрерывная разведка воздушного противника, а части - поддерживаться в постоянной высокой боевой готовности к немедленным действиям по отражению ударов агрессора и своевременному проведению маневра для выхода из-под его огневых ударов. При организации их подготовки необходимо учитывать современные тенденции в развитии тактики авиации, к которым западные военные специалисты относят: избирательное применение высокоточного оружия для уничтожения наиболее важных объектов противника; совместное использование разнородных сил авиации для борьбы с РУК, крылатыми ракетами, ДПЛА различного назначения, а также самолетами, вооруженными высокоточными управляемыми и неуправляемыми средствами поражения с воздействием на всю глубину оперативного построения войск; массированное применение радио- и радиолокационных помех различных видов для подавления РЛС ПВО, маскировки своих сил в воздухе; ведение борьбы с ПВО противника без входа в зону огневого поражения его средств группами самолетов специального назначения, вооруженных противорадиолокационными ракетами.
В этих условиях, как показывает опыт учений, резко возрастают требования к подготовке соединений и частей ВВС, быстро расширяется арсенал тактических приемов, обеспечивающих успех боевых действий авиации в современных операциях. Например, осуществляя подготовку к нападению на арабские государства, агрессор тщательно отрабатывал способы борьбы со средствами ПВО. При этом основное внимание уделялось глубокому освоению летным составом немногих (в основном двух) тактических приемов по уничтожению зенитных ракетных комплексов. Маршрут и профиль полета, способы выхода на цель и маневр для нанесения удара выполнялись на полигонах применительно к условиям рельефа местности и дислокации средств ПВО другой стороны под прикрытием помех, создаваемых подразделениями РЭБ.
В то же время практика оперативной и боевой подготовки последних лет свидетельствует о разнообразии методов, используемых командующими (командирами) и органами управления при подготовке авиации. Так, практические занятия по выработке способов действий на макетах местности с полной характеристикой навигационного обеспечения и схем управления способствуют глубокому изучению командирами и начальниками организации и принципов управления авиацией при выполнении задач в операции (бою).
Высокую эффективность дают групповые занятия на макетах местности с ведущими групп самолетов (вертолетов). При этом изучается порядок управления, определяются очередность выхода на цель, направления захода для атаки и выхода из нее с учетом построения общего боевого порядка и наличия средств ПВО противника.
Опыт боевой и оперативной подготовки показывает важность избирательного подхода к организации различных тренировок с учетом выучки личного состава частей и соединений. В этих целях проводятся плановые выезды командующего (командира), офицеров штабов и служб в подчиненные части. В ходе их определяется фактический уровень подготовки авиаполков к боевым действиям. Исходя из этого для каждого полка составляется план проведения целевых тренировок с практическими вылетами. Вышестоящий штаб организует постоянный контроль за подготовкой летного состава и оказывает необходимую помощь в освоении им новых способов действий в простых и сложных метеоусловиях.
Командиры авиасоединений по опыту учений организуют целенаправленную и конкретную подготовку летного состава путем проведения целевых полетов с выполнением практических задач, например, полетов истребительно-бомбардировочной авиации в заданных боевых порядках с отработкой управления в группах тактического назначения; облетом ведущими групп истребительной авиации района боевых действий, зон, где они должны прикрывать свои войска и объекты; проведением тренировочных воздушных боев с целью отработки действий истребителей и расчета командного пункта под руководством командира при отражении массированного налета авиации противника; тренировок экипажей транспортной авиации в прицельной выброске десанта; комплексных тренировок частей армейской авиации с реальным применением и высадкой десанта и т. д. По результатам этих вылетов уточняются высоты, скорости, маршруты, время выхода на цели, боевые порядки, состав групп тактического назначения.
Содержание работы командующего (командиров) и органов управления при организации боевых действий включает: постановку (доведение) боевых задач подчиненным; непосредственную подготовку авиасоединений и частей; организацию взаимодействия; все виды обеспечения и управления; контроль и оказание помощи.
Боевая задача соединениям (частям) в зависимости от обстановки может быть доведена различными способами: личным общением командующего (командира) и других должностных лиц с подчиненными; прямыми переговорами по техническим средствам связи; доставкой и передачей письменных боевых приказов, распоряжений или карт (схем) исполнителям через офицеров штаба и офицеров связи; доведением боевой задачи в автоматизированном режиме. Но в любом случае надо стремиться к тому, чтобы предоставлять подчиненным как можно больше времени на подготовку к боевым действиям.
Содержание работы командиров и органов управления по непосредственной подготовке авиации по опыту учений включает проведение следующих мероприятий: в авиационном соединении (части) - подготовка командиров, штабов и других органов управления к руководству частями и подразделениями путем уяснения задачи, а также и своего места и роли в общем оперативно-тактическом построении сил авиации в ходе ведения боевых действий; изучение и согласование вопросов взаимодействия и организации всех видов обеспечения; в авиационном подразделении (эскадрилье, звене, паре, экипаже) - проведение занятий, связанных с определением (конкретизацией) маршрутов, профилей и режимов полета, пролетом линии фронта; отработка способов и тактических приемов выполнения боевой задачи в условиях сильного противодействия истребителей, наземных средств ПВО и РЭБ противника; уточнение порядка сбора и возвращения на аэродромы посадки; обеспечение боевых действий.
Одной из форм подготовки летного состава и органов управления с получением боевой задачи, особенно в условиях ограниченного времени, являются тактические летучки. Их проведение в авиачастях, эскадрильях, звеньях (отрядах) с экипажами самолетов (вертолетов) позволяет в короткие сроки в деталях отрабатывать отдельные наиболее важные (ответственные) этапы боевого полета (боя), а также подготовку как офицеров управления части, так и органов управления части в целом. Летучки могут быть общими и частными, групповыми и индивидуальными, проводиться в классах и на пунктах управления.
Эффективна подготовка летного состава к выполнению боевой задачи путем розыгрыша боевого полета с полностью подготовленными расчетами и картами, на которых должны быть нанесены линия фронта, маршрут полета, цели и требуемый боекомплект для их поражения. Для более четкого уяснения порядка действий групп тактического назначения и экипажей розыгрыш боевого полета может проводиться методом «пеший по-летному».
Важнейшей частью практической подготовки авиации к выполнению задач в операции (бою) является отработка вопросов взаимодействия с общевойсковыми объединениями, соединениями и частями, войсками ПВО, а также между родами авиации.
Действенным методом работы при организации взаимодействия с сухопутными войсками по опыту войны и учений является установление личного контакта командиров авиационных соединений с общевойсковыми командирами и налаживание с ними связи, совместная их подготовка к операции с уточнением вопросов по выполнению боевых задач на местности или макетах.
Одним из методов практической отработки взаимодействия между авиационными соединениями и частями может являться совместная работа командующего (командира) с подчиненными командирами (штабами), выполняемая одновременно или последовательно путем проведения занятий на картах или макете. В авиасоединениях и частях командующий (командир) или по его поручению офицеры органов управления контролируют получение распоряжений, выписки из плановой таблицы взаимодействия и проверяют содержание разрабатываемых на их основе документов для подчиненных частей и подразделений. В них штабом соединения (части) определяются порядок и способы действий авиации при выполнении каждой задачи. При этом особое внимание уделяется уточнению деталей взаимодействия с родами войск. С сухопутными войсками - порядок вызова авиации, сигналы взаимного опознавания и целеуказания; объекты ПВО противника, подавляемые средствами войск; с войсками ПВО - зоны боевых действий ПВО и ИА; порядок обмена информацией о воздушном противнике, передачи воздушных целей и управления истребителями; сигналы взаимного опознавания, целеуказания и запрещения действий ИА и огня войск ПВО; с авиационными соединениями и частями других родов авиации - время, место и порядок совместных действий; сигналы взаимодействия и передачи управления; способы подавления средств ПВО противника; взаимное использование аэродромов базирования и др.
В период работы с подчиненными штабами командующий (командир), офицеры органов управления не только контролируют их деятельность, но и обеспечивают выполнение плановой таблицы взаимодействия.
Кроме того, изучается организация взаимодействия в соединениях между авиационными частями, а в частях - между подразделениями (группами тактического назначения). Все эти вопросы отражаются штабами в соответствующих документах.
Важное место в организации взаимодействия должна занимать работа офицеров вышестоящей командно-штабной инстанции по подготовке учебных сборов, практических занятий, инструктажа представителей авиации (оперативных групп), групп боевого управления авиацией, авиационных наводчиков, выделяемых в другие рода авиации, войска ПВО, сухопутные войска.
Как показывает опыт учений, вопросы организации взаимодействия нуждаются в дальнейшем качественном совершенствовании.
Одним из важных вопросов деятельности командующих (командиров) является работа по организации тылового обеспечения авиации в операции и непосредственной подготовке авиационного тыла к обеспечению боевых действий.
Формы работы командующего и командиров определяются в зависимости от объема и важности решаемых авиационным тылом задач. По опыту Великой Отечественной войны главнейшими задачами авиационного тыла при подготовке к операции являлись: подготовка аэродромной сети для обеспечения маневра авиации и создание запасов потребного количества материальных ресурсов авиационных средств поражения и горючего. Так, в битве под Курском тыловые части 2-й воздушной армии сумели создать аэродромную сеть, обеспечивающую широкий аэродромный маневр, и в целях маскировки - большое количество ложных аэродромов, а накопленные запасы материальных ресурсов обеспечили боевые действия авиации не только в оборонительной операции, но и на первом этапе контрнаступления.
При подготовке Белорусской операции в широких масштабах велась подготовка грунтовых аэродромов. Это позволило к началу операции в четырех воздушных армиях почти на каждый авиационный полк иметь по одному аэродрому базирования. К строительным работам привлекалось местное население, и, кроме того, для каждой воздушной армии выделялось до 5-6 тыс. солдат и офицеров из стрелковых соединений. На склады и аэродромы было завезено по четыре-восемь заправок горючего и смазочных материалов и восемь-десять боекомплектов бомб, снарядов и патронов.
В современных операциях усложняется проведение работ по созданию аэродромной сети в связи с необходимостью иметь взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, а также накоплением запасов материальных ресурсов (горючего и авиационных средств поражения). И несмотря на то, что тыловые части в настоящее время оснащены мощной строительной техникой и средствами подвоза, тем не менее может потребоваться, как и в годы Великой Отечественной войны, привлечение личного состава и техники сухопутных войск.
Четкость функционирования системы авиационного тыла определяется ее готовностью к выполнению своих задач в любой обстановке.
Одной из основных сторон такой готовности частей тыла является ее высокая подвижность и обеспеченность надежными (исправными) средствами (транспортными, связи и др.).
Проведением тактико-специальных и аэродромно-тыловых учений проверяются органы управления и части авиационного тыла, их готовность и способность решать задачи материального обеспечения.
Исключительное внимание при подготовке авиации должно уделяться системе управления. Определяющее значение при этом имеет достаточное наличие подготовленных пунктов управления, узлов и линий связи, оснащение их средствами автоматизации и степень подготовленности личного состава.
Кроме развертывания основных и запасных пунктов, как показал опыт Великой Отечественной войны, для управления авиацией могут дополнительно развертываться вспомогательные пункты управления, создаваться оперативные группы для представительства на пункты управления взаимодействующих войск, выделяться передовые авиационные наводчики. Например, во время проведения Белорусской операции на фронтах (1-й и 3-й Белорусские фронты), действующих на разобщенных направлениях, было рекомендовано развернуть вспомогательные пункты управления авиацией, в состав которых выделялись оперативные группы от воздушных армий (6-8 офицеров) с тремя - пятью радиостанциями. Руководство их деятельностью осуществлял командующий воздушной армией, его заместитель или один из командиров корпусов. В стрелковые корпуса, кавалерийские дивизии, танковые и механизированные бригады выделялись авиационные офицеры с радиостанциями.
В Прибалтийской наступательной операции, проведенной 14-24 ноября 1944 года, взаимодействие с сухопутными войсками обеспечивалось размещением командных пунктов авиационных соединений штурмовой авиации (ША) совместно с KJ1 корпусов, а соединений бомбардировочной авиации (БА)-с КП общевойсковых армий, выделением авиационных представителей и авианаводчиков в стрелковые дивизии.
Основой успешного выполнения авиацией задач в операциях Великой Отечественной войны являлось централизованное управление ею. Например, для улучшения управления истребителями в Берлинской операции командующим 16-й воздушной армией была развернута централизованная радиолокационная система, включавшая армейский и два корпусных узла наведения. Эта система позволяла командующему воздушной армией постоянно знать обстановку в воздухе и своевременно реагировать на все изменения, при необходимости наращивая силы истребителей там, где возрастала активность вражеской авиации.
Опыт учений показывает: с увеличением объема решаемых задач по уничтожению в короткие сроки большого количества объектов на земле и в воздухе, что требует массированного применения сил, повышается роль централизованного управления авиацией. И следовательно, система управления должна прежде всего обеспечить единое руководство авиасоединениями и частями, а также осуществление контроля за воздушной и наземной обстановкой.
В современных условиях значимость централизованного управления авиацией, особенно при нанесении согласованных по месту и времени авиационных ударов, резко возрастает. Например; при действиях американской авиации против Ливии в 1986 году управление всеми группами самолетов в районе цели осуществлялось с самолета Е-2С «Хокай» (ДРЛО), находившегося у берегов Ливии в Средиземном море. Планом операции предусматривалось нанесение ударов по пяти целям группами тактической авиации и авиацией 6-го флота США, базировавшихся на значительном удалении друг от друга, практически одновременно по сходящимся направлениям - с суши и моря. По оценке иностранных специалистов, успех операции во многом был обеспечен централизованным управлением авиацией.
Для четкого управления авиацией штабы должны организовать и поддерживать бесперебойную связь с подчиненными и взаимодействующими соединениями и частями.
Для проверки и налаживания системы управления целесообразно осуществлять ее испытание в период проводимых перед' операцией учений, тренировок или других мероприятий по подготовке с обязательным демаскирующим фоном. Это позволит в свою очередь скрыть истинное содержание развернутой системы управления.
В практической работе офицеров вышестоящих органов управления главное внимание сосредоточивается в первую очередь на выявлении и немедленном устранении узких мест в системе связи, уточнении обходных путей и отладке системы на главных направлениях предстоящей операции.
Конечной целью подготовки органов управления является овладение способами и методами использования всех сетей связи для обеспечения управления авиацией с основным упором на их комплексное применение.
В любых условиях, даже при самом остром дефиците времени, командующему (командиру) и его штабу важно организовать контроль и помощь.
При этом проверяются: своевременность получения боевых документов, особенно приказов и распоряжений; соответствие принятых решений и поставленных задач (отданных распоряжений) подчиненным командирам замыслу и приказу (распоряжению) старшего начальника; готовность к вылету; правильность понимания летным составом боевой задачи, порядка ее выполнения и качество подготовки; проведение мероприятий по подготовке к боевым действиям и способности авиаполков, эскадрилий, групп самолетов (вертолетов) произвести взлет на выполнение боевой задачи в установленное время; знание сигналов, порядка взаимодействия; своевременность и качество подготовки авиационной техники; организация всех видов обеспечения; развертывание пунктов управления и их готовность к обеспечению непрерывного управления; готовность аэродромов, в том числе запасных и ложных, средств связи и РТО; принятие мер защиты от воздействия ОМП; своевременность разработки штабами необходимых документов по организации боевых действий.
Существуют различные методы контроля: изучение на месте; переговоры с подчиненными по техническим средствам связи; изучение представленных боевых документов; наблюдение за подчиненными с пунктов управления, с самолета (вертолета); прослушивание переговоров штабов (пунктов управления). Однако, как показывает опыт учений, основным и наиболее действенным из них является личное изучение командующим (командиром), начальником штаба и другими ответственными должностными лицами положения и состояния дел в подчиненных авиасоединениях и частях.
Большой объем работы командующего (командира), начальника штаба требует рационального использования времени. Поэтому их работа в авиасоединениях (авиачастях) должна проводиться по детально разработанным личным планам, составленным на основе календарного плана подготовки боевых действий.
Контролирующие лица должны строго соблюдать общий график работы и уметь на месте оказать практическую помощь подчиненным.
Способность ответственных должностных лиц проникнуться в пределах предоставленных им прав высокой ответственностью за порученный участок работы в войсках и заниматься этими вопросами с полной отдачей сил и способностей, а также умение кратко, четко и ясно излагать свои мысли в докладах командующему (командиру) или непосредственному начальнику о положении дел, результатах подготовки и степени реального выполнения порученного задания - рснова действенности контроля и оказания своевременной помощи. Большим злом может быть необъективность докладов, с чем нужно решительно бороться.
Разнообразные условия современного боя, применение сторонами нового, более совершенного оружия, самых неожиданных способов и тактических приемов требуют, чтобы и старшие авиационные начальники (командующие), подчиненные командиры и их органы управления строили работу по практической подготовке авиации на основе оперативно-тактического предвидения, умения прогнозировать боевую обстановку и характер развития боя, смелого новаторского поиска и оперативности.
Военная Мысль. Специальный выпуск. - 1985. - Февраль, - С. 28.
Тимохович И. В. Оперативное искусство Советских ВВС в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1976.- С. 204.
16-я воздушная. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). - М: Воениздат, 1973. - С. 143.
16-я воздушная. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945).- С. 247-248.
Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. - М: Воениздат, 1968.- С. 295.
Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.-С. 294.
16-я воздушная. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). -С. 327.