Научный подход в деятельности военных кадров - непременное условие качественной подготовки войск (сил)
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1989, стр. 72-80
В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию
Научный подход в деятельности военных кадров - непременное условие качественной подготовки войск (сил)
Генерал-майор А. Ф. ГОЛОБОРОДОВ
СОВЕТСКИЕ Вооруженные Силы переживают качественно новый этап строительства и развития. Это время практической реализации крупных военно-политических и стратегических решений, коренной качественной реорганизации армии и флота, осуществления организационно-технических мероприятий по сокращению Вооруженных Сил, которое не снимает с военных кадров ответственности за надежную оборону и безопасность СССР и его союзников.
В этих условиях для военных советов, командующих, политорганов и штабов особую значимость в решении стоящих оперативно-стратегических задач приобретает научный подход как непременное условие повышения качества и эффективности в подготовке войск и сил флота. Усиление роли военной науки, мощное развитие всех ее прикладных аспектов, совершенствование организации военно-научной деятельности являются их важнейшей задачей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КАДРОВ
Научный подход в деятельности военных кадров на современном этапе обусловлен следующими факторами: динамичным развитием военно-политической обстановки, сохранением опасности развязывания империализмом новой мировой войны и необходимостью дальнейшего повышения бдительности, организованности и дисциплины, поддержания постоянной высокой боевой готовности войск (сил); принятием новой советской военной доктрины, имеющей сугубо оборонительный характер; обеспечением решения оборонных задач преимущественно качественными параметрами; решительным преодолением еще имеющихся застойных явлений, механизма торможения и всего того, что мешает повышению эффективности оперативной, боевой и политической подготовки; расширением демократизации армейской и флотской жизни.
Научный подход, творчество в его широком понимании выражаются в применении высокоэффективных способов создания общественно необходимых материальных и духовных ценностей на основе накопленных знаний и социального опыта. В подготовке войск (сил) это означает своевременное обнаружение и анализ новых явлений и процессов в военном деле, раскрытие механизма их действия и на этой основе разработку военно-теоретических взглядов, оперативных и тактических концепций, направленных на предотвращение войны и отражение возможной агрессии. В практической деятельности командиров и штабов научный подход проявляется в совершенствовании организационной структуры войск и методов управления, во внедрении ранее неизвестных способов ведения боевых действий, в повышении боевой готовности; улучшении процесса обучения и воспитания войск, формирования оборонного сознания личного состава, отвечающего степени военной опасности и угрозы.
Методологической основой научного подхода в деятельности военных кадров (равно как и военной науки в целом) выступает марксистско-ленинское учение о мире, войне и армии. Оно дает всесторонние знания о происхождении, социальном характере, типах и роли войн в истории, законах, обусловливающих их возникновение, ход и исход, раскрывает закономерности появления, социальную природу и функции вооруженных сил.
Ведущую роль играет марксистско-ленинская философия, и прежде всего исторический материализм. Он является теоретической основой марксистско-ленинского учения о войне и армии; имеет важное методологическое значение для познания их сущности, общесоциологических закономерностей их возникновения и развития; изучает пути предотвращения войны в современную эпоху, соотношения войны и политики, войны и идеологии, социальный характер и типы войн в современную эпоху; объективное и субъективное в войне и военном деле, роль народных масс и личности в войне, философские основы формирования морально-боевых качеств у воинов и другие вопросы.
Научный коммунизм изучает проблемы войны и мира в современную эпоху, источники защиты социалистического Отечества и социально-политические принципы военного строительства, военной организации социалистического государства; раскрывает объективную необходимость руководящей роли марксистско-ленинской партии в деле защиты мира и социализма, военного строительства; военные аспекты политической стратегии коммунистического, рабочего, национально-освободительного, революционно-демократического движения и др.
Политическая экономия социализма исследует влияние общественной собственности на военно-экономические процессы; особенности социальной стороны военного производства в социалистическом обществе; роль планомерного развития экономики для мобилизации материальных ресурсов в интересах обороны; характер социалистического расширенного воспроизводства в ходе подготовки и ведения войны; значение экономики в укреплении обороноспособности Советского государства и другие политико-экономические проблемы обеспечения разумной достаточности обороны страны.
Таким образом, марксистско-ленинское учение о мире, войне и армии синтезирует взаимосвязанное изучение военной теории и практики, является методологической основой научного подхода, предвидения и прогнозирования в деятельности военных кадров.
Важное значение для методологической* вооруженности и практической работы командно-политического состава имеют решения XXVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции, в которых содержатся научно обоснованные положения политики партии в области обороны страны, обеспечения государственной безопасности СССР, касающиеся коренных проблем международных отношений, их деидеологизации, соотношения классового и общечеловеческого начал, все большего перемещения обеспечения безопасности из сферы военно-политических решений в сферу политического взаимодействия.
Принципиальной политической установкой для офицерских кадров является вывод XIX Всесоюзной партконференции о том, что эффективность оборонного строительства должна обеспечиваться преимущественно качественными параметрами как в отношении техники, военной науки, так и состава Вооруженных Сил. Гарантируя надежную безопасность Советского государства и его союзников, строительство Вооруженных Сил должно осуществляться в строгом соответствии с нашей оборонительной доктриной.
На современном этапе в области вооружения и военной техники задачи науки заключаются в том, чтобы обеспечить переход от постепенного совершенствования образцов вооружения к качественно скачкообразному, т. е. к такому, когда оружие приобретает принципиально новые боевые возможности. Осуществить его можно на основе более широкого использования результатов фундаментальных, поисковых и прикладных исследований. Такой подход позволит создать новые технологии производства и обеспечить нашему вооружению высокий уровень надежности и технического совершенства. Сейчас важно активизировать деятельность научно-исследовательских учреждений в этом направлении.
Что касается военной науки в целом, то речь идет о разработке новых концепций военного искусства в соответствии с оборонительным характером советской военной доктрины. Большой вклад здесь должны внести и ученые работающие в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах Министерства обороны. Научные изыскания позволят сбалансировать развитие видов Вооруженных Сил и родов войск (сил) в каждом из них, повысить качество управления войсками (силами).
Переход к качественным параметрам в оборонном строительстве связан с длительным и напряженным процессом творческой работы.
Одной из важнейших методологических основ научного подхода в деятельности военных кадров является опора на положения советской военной оборонительной доктрины, которая подчинена задаче недопущения войны как ядерной, так и обычной.
Из оборонительной направленности советской военной доктрины вытекают особые требования к боевой готовности войск и сил. Она должна быть такой, чтобы не дать агрессору возможности застигнуть нас врасплох, обеспечить способность Вооруженных Сил к надежной защите социалистического Отечества.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)
Выражение «научный подход к руководству» показывает, что речь идет о науке, о глубоких знаниях, на которые должен опираться руководящий состав в своей деятельности. В современных условиях неизмеримо возросла роль научно обоснованных, опирающихся на объективные законы и закономерности методов руководства при решении всех проблем военного строительства. Новые виды техники и вооружения, направления и пропорции их развития, дальнейшее совершенствование структуры Вооруженных Сил, боевая подготовка личного состава, морально-политическое воспитание воинов и другие вопросы должны решаться в соответствии с требованиями современной войны, законами нашей марксистско-ленинской военной науки, интересами надежного обеспечения безопасности Советского государства.
Офицерским кадрам принадлежит решающая роль в поддержании на должном уровне боевой готовности войск (сил). Они организуют и направляют учебно-воспитательный процесс, ратный труд личного состава. Четкая работа офицеров, их идейная зрелость, профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, умение сплачивать и вести за собой воинские коллективы обусловливают успешное решение задач, стоящих перед подразделениями, частями, кораблями, соединениями, а в конечном счете - уровень боевой готовности Вооруженных Сил.
В свою очередь боевая готовность в значительной мере зависит от качества оперативной подготовки руководящего звена военных кадров, штабов и политорганов. Сейчас развитие военного искусства идет особенно высокими темпами. Почти все его положения претерпевают коренные изменения, причем под воздействием не только военно-технических, но и военно-политических факторов. Понятно, что успешное решение задач оперативной подготовки не может быть достигнуто без тщательных теоретических проработок назревших проблем военного искусства, без научных поисков.
Научный творческий подход к решению задач повышения боевой готовности, укрепления организованности и дисциплины предполагает прочные знания положений марксистско-ленинской теории, законов общественного развития, закономерностей вооруженной борьбы, военно-педагогической компетентности; анализ состояния дел в соединении, на корабле, критическую и объективную оценку результатов работы.
Научный подход в деятельности военных кадров - это также опора на выводы и рекомендации общественных и естественных наук, на мнение специалистов различных отраслей знаний и опыт практических работников; своевременная поддержка и внедрение всего нового, передового в повседневную практику; глубокое знание и строгое выполнение требований воинских уставов, наставлений, приказов в организации учебно-воспитательного процесса.
Обучение и воспитание выглядят как определенная система педагогических воздействий на морально-политические, психологические и другие качества подчиненных. Военный руководитель, осуществляющий воспитательную функцию, свое внимание сосредоточивает в первую очередь на личности, на воинском коллективе в целом и его различных подразделениях с учетом их многонационального состава. Конечно, его влияние ограничивается лишь преобразованиями в пределах своей организации. Любое воспитательное воздействие военного руководителя должно отражаться на поведении военнослужащих различных категорий и всего воинского коллектива, хотя не всегда ведет к формированию желательных качеств.
Воплощение в жизнь научно обоснованных решений и планов немыслимо без деловитости в работе. Говоря на XXVII съезде КПСС о деловитости, М. С. Горбачев подчеркнул: «Это вопрос принципиальный. Любой разлад между сказанным и сделанным наносит урон главному- авторитету партийной политики - и не может быть терпим ни в какой форме. Партия коммунистов - партия единства слова и дела. Об этом должен помнить каждый руководитель, каждый коммунист».
Ленинская деловитость в работе военных кадров -это умение добиваться высокой дисциплины исполнения принятых решений и намеченных планов; добросовестно, аккуратно выполнять порученное дело; продуманно распределять свое время; держать в поле зрения главное, не упуская и мелочей; изыскивать эффективные пути и средства решения поставленных задач; сосредоточивать основные усилия на повышении качества боевой и политической подготовки, укреплении воинской дисциплины.
Известно, что В. И. Ленин постоянно боролся против нераспорядительности, проволочек, откладывания в долгий ящик вопросов, которые можно решить оперативно. «...Мы должны теперь поставить, как свою... главнейшую задачу, - отмечал он, - именно практичность и Деловитость организационной работы» (Поли. собр. соч., т. 36, с. 159). Деловитость включает в себя глубокое знание военного дела, высокую культуру воинского труда, творческую увлеченность, ясную и точную постановку задач подчиненным, умение сплотить и мобилизовать их на достижение поставленной цели.
Работа командира, политоргана, штаба многообразна и многогранна. Заедает «текучка», обилие вопросов, подчас второстепенных, но требующих решения. От них нельзя отмахнуться. Плох тот руководитель, который пытается все делать сам. Он теряет в повседневной сутолоке ту главную линию, которую должен видеть постоянно.
Ленинская деловитость предполагает умение сосредоточить усилия в своей практической деятельности на главном в каждый данный момент. Ленин писал: «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену...» (Поли. собр. соч., т. 36, с. 205). Таким главным звеном в деятельности офицеров сейчас является постоянная забота о повышении боевой готовности, укреплении воинской дисциплины.
С умением видеть главное в работе тесно связана целеустремленность как важнейшее условие научного руководства. Целеустремленность- это умение не разбрасываться, ставить вначале скромные цели, но осуществлять их, ничего не бросать на полдороге, а доводить начатое дело до конца. Для этого нужны высокая дисциплина и организованность. Деловитость предполагает собранность, сконцентрированность действий, исключает суету, узкий практицизм и бескрылую приземленность.
И, наконец, верность слову. Если нет этого - нет и авторитета руководителя. К сожалению, у нас немало руководителей, которые легко дают всевозможные обещания, берут любые обязательства, а затем забывают о них, проваливают дело и даже отказываются от своих слов.
Неотъемлемая черта ленинского стиля руководства - тесная связь с массами. Секрет успешной деятельности руководителей любого ранга- связь с подчиненными. Единоначалие, персональная ответственность руководителя за порученное дело должны умело сочетаться с опорой на опыт масс. Учиться у масс - важнейшее требование ленинского стиля руководства. Самым глубоким и достоверным источником знаний являются живые люди, их богатый опыт, опираясь на который, можно найти наиболее верные пути решения тех или иных вопросов и успешной их реализации.
Совершенствование управления, повышение его эффективности относятся к числу первоочередных задач улучшения качественных показателей армии и флота. Прежде всего этому служит интенсификация подготовки, непрерывное слаживание органов управления, а также упрочение их взаимосвязей и взаимодействия.
Улучшение качественных показателей управления тесно связано с его децентрализацией. Имеется в виду преодоление укоренившейся в застойные годы привычки у некоторой части командно-политических кадров по любому поводу ожидать указаний сверху. Безынициативность, безволие, инертность, иждивенчество мешают перестройке.
Ликвидировать подобные явления - значит реализовать на практике принцип персональной ответственности каждого за порученное ему дело. Первостепенное значение при этом имеет искоренение формально-бюрократических методов руководства, волокиты, бумаготворчества. Рабочий механизм этого направления - гласность, деловая критика и самокритика, непримиримость к злоупотреблениям служебным положением, бюрократизму, вседозволенности и попустительству.
Высокое качество руководства войсками при современном уровне развития военного дела невозможно обеспечить без широкого внедрения научной организации труда, передовых методов планирования. Особое место в решении этой задачи занимает комплексная автоматизация управленческих процессов. Очень важно уметь широко использовать вычислительную и другую технику, позволяющую перерабатывать информацию и в кратчайшие сроки делать верные оценки обстановки, принимать смелые и обоснованные решения.
Особенности современной операции, боя диктуют необходимость выработки у личного состава новых, более высоких, чем когда бы то ни было в прошлом, качеств. Как бы высока ни была техническая оснащенность армии и флота, какой бы степени совершенства ни достигли организационная структура и система управления, главной, определяющей силой в решении всех задач был и остается человек.
Социальная база для выработки таких качеств в наших Вооруженных Силах имеется. Сейчас более двух третей юношей, призываемых на военную службу, являются представителями рабочего класса, более 13 проц. - колхозного крестьянства. Подавляющее большинство рядового и сержантского состава имеют образование не ниже среднего. Свыше 90 проц. личного состава Вооруженных Сил - коммунисты и комсомольцы. Это прочная основа для ускорения процесса возмужания молодого человека в условиях военной службы, формирования в его характере черт, необходимых защитнику Родины, строителю нового общества.
Особую эффективность этому придает целенаправленная, систематическая работа командно-политических кадров, партийных и комсомольских организаций армии и флота. Она призвана всеми формами и методами обеспечить воспитание у личного состава таких качеств, как прочная мировоззренческая и психологическая устойчивость, мужество, нестандартность мышления, готовность к большим и длительным интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, способ^ ность к преодолению физических трудностей и лишений.
Как и в обществе, в Вооруженных Силах рушатся многие стереотипы, меняются, казалось бы, неопровержимые взгляды, пересматриваются почти все установки нашей военной теории и практики. Одновременно встают новые задачи, вытекающие из перестройки, реализации в военном деле принципов нового политического мышления, требований советской военной доктрины, ее оборонительной направленности, установок XIX Всесоюзной партийной конференции о переводе советского военного строительства на качественные параметры. Этим и обусловлена необходимость научного подхода в деятельности военных кадров.
НАУЧНОЙ РАБОТЕ - НОВЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ ИМПУЛЬС
В современных условиях, как никогда, повышается значение творческой, интеллектуальной деятельности человека во всех аспектах военного дела. Особую значимость это приобретает при ведении научного поиска, ибо именно через науку проходит передовая линия борьбы за разработку новых концепций военного искусства, поиск эффективного решения проблем совершенствования системы подготовки военных кадров, повышения действенности политического, воинского, нравственного и правового воспитания военнослужащих.
Перестройка, которая идет в Вооруженных Силах, неразрывно связана с расширением роли военной науки в решении как общеметодологических постановочных задач в интересах всех Вооруженных Сил, так и частных, прикладных проблем каждого вида Вооруженных Сил, рода войск, ввуза и научно-исследовательского учреждения (НИУ) Министерства обороны СССР.
Понимая важность научной работы, неразрывность ее целей и задач с насущными потребностями войск и штабов, мы вместе с тем видим, что на современном этапе развития Вооруженных Сил военная наука еще не стала тем фундаментом, на котором базируется все здание современного оборонного строительства. Нередки случаи, когда деятельность командиров и штабов всех степеней основывается лишь на личном опыте, .и игнорируется наука, без которой в наше время нельзя решать практически ни один вопрос жизни и деятельности войск. Не
всегда еще высок общенаучный и методологический уровень подготовки военных руководителей, зачастую отдельные генералы и офицеры просто не готовы к восприятию и реализации глубоко разработанных, но достаточно сложных для понимания положений и выводов научных исследований.
Научные органы видов Вооруженных Сил и Тыла Вооруженных Сил должны, по нашему мнению, быть генератором, способным гармонично соединить теоретические изыскания вузовской науки, проработки научно-исследовательских учреждений с насущными потребностями войск, вычленить острые постановочные проблемы и пути их решения. Залог успеха на этом пути - целенаправленное и творческое руководство научной работой, эффективное внедрение ее результатов в практику оперативной и боевой подготовки войск и штабов, обучения и воспитания военнослужащих.
Вместе с тем, как показывает опыт, не всегда и не везде система организации научной работы эффективна, темпы и качество перестройки научной деятельности в войсках, штабах, НИУ и в ввузах не в полной мере соответствуют современным требованиям, не изжиты факты распыленности научных сил, мелкотемье. Не всегда еще с высокой эффективностью ведутся исследования на учениях, требует существенного совершенствования система подготовки научных кадров, не в полной мере решен вопрос координации научных исследований.
Можно ли согласиться с тем, что ряд научных подразделений, в том числе и головных, занимаются лишь сопровождением ведущихся разработок в промышленности? Не редки случаи, когда военные академии разрабатывают «серые», не отличающиеся глубиной и оригинальностью труды. Передовые мысли, формы и методы работы, рожденные в войсках, робко пробивают себе дорогу на научный «Олимп».
Нам представляется, что современный уровень развития военного дела требует от каждого военного теоретика и практика обостренного понимания того, что- только принципиально новые направления научного поиска, исследования стыковых наук и сфер применения научной мысли могут кардинально повлиять на эффективность разработок. В этой связи возрастает значение методологии исследований, мировоззренческой четкости позиций, дисциплины мышления.
На практике результативность и эффективность научной работы прямо зависят от четкой и тщательно продуманной организации планирования. До сих пор здесь один из больных вопросов - недостаточная системность и слабое использование методов военно-научного прогнозирования. Повышение внимания к этим аспектам научного творчества позволит исключить параллелизм в работе, поможет высветить узловые, наиболее приоритетные направления в них, облегчит определение общего направления научного поиска. В целом такой подход дает, возможность обеспечить разработку прогрессивной методологии планирования научной работы в Вооруженных Силах.
Нельзя обойти и вопрос рационального сочетания фундаментальных и прикладных исследований. Безусловно, большее внимание военная наука в силу своей специфики уделяет (и, видимо, будет уделять) прикладным исследованиям. Однако надо всегда помнить, что наряду с решением практических задач широким фронтом должны вестись исследования по коренным проблемам военного дела с учетом перспективы. Если говорить конкретно, то уже сейчас наука должна дать нам обстоятельные выводы и рекомендации по развитию Вооруженных Сил до 2000 года, а.по отдельным, глобальным проблемам и на более длительный период. Здесь на первый план выходит такое важнейшее требование к научному прогнозированию, как недопущение военно-технического и военно-теоретического превосходства противника.
В существенном совершенствовании нуждается, на наш взгляд, вся система организации научной работы. Основные направления ее перестройки видятся прежде всего на пути создания всеобъемлющей системы научной информации, развитой сети независимых экспертных советов, а также временных творческих рабочих групп, оперативно исследующих наиболее сложные научные проблемы.
Опыт показывает, что недостатки в организации военно-научной и научно-технической информации отрицательно сказываются на качестве научной работы. А ведь к ее качеству и своевременному поступлению предъявляются высокие требования. Имеют место случаи, когда отдельные генералы и офицеры, исследующие новые вопросы, слабо знают их существо, не всегда имеют информацию как по нашим научным достижениям, так и зарубежным. Поэтому на повестке дня остро стоит вопрос о необходимости резкого повышения качества обмена научной информацией. с использованием автоматизированных систем и банков данных Министерства обороны.
Другим перспективным направлением может быть создание и широкое внедрение системы независимых экспертных советов. На наш взгляд, сегодня это один из наиболее отстающих участков. Здесь еще много необъективного, волевого, превалирует административный стиль управления. Проблема оценки деятельности научных кадров сейчас, в условиях перевода научно-исследовательских учреждений на хозяйственный расчет, приобрела особую остроту. Мы считаем, что совершенствование механизма экспертной оценки будет способствовать эффективности ее решения. Поэтому надо окончательно покончить с имеющейся кое-где практикой ненаучного, субъективистского, волюнтаристского подхода к исследованиям и науке в целом, когда игнорируются или однобоко оцениваются факты, а в качестве доказательств приводятся лро-извольно взятые или искусно подобранные примеры.
На страницах нашей военной периодики по этому поводу прошла не одна дискуссия, высказывались различные мнения, давались определенные рекомендации, но практических сдвигов пока нет.
Не менее остро стоит вопрос об оценке эффективности исследований, проводимых в войсках. Здесь определенный толчок может дать организация временных творческих рабочих групп. Конкретный опыт работы в этом направлении имеется. Он показывает, что ценные результаты научно-исследовательских работ (НИР) достигаются при четком планировании с привлечением представителей из войск, научных центров страны и т. д. Их практическая отдача значительно возрастает, если ведутся они систематически и для исследования проблем широко используется опыт локальных войн и учений, результаты военно-научных конференций, не игнорируются взгляды зарубежных ученых и другие источники информации. По оценке войск и штабов, к исследованиям еще недостаточно привлекаются ученые и адъюнкты НИУ и ввузов, мал их вклад в обработку полученных материалов и подготовку выводов.
Особое внимание должно быть уделено совершенствованию методов работы творческих групп. Непременным условием их функционирования и достижения успеха является творческая обстановка, которая способствовала бы смелому научному поиску, свободе высказываний, доказательной защите своих идей, научной критике. Чем сильнее развертывается борьба мнений по научным проблемам, тем выше будет результативность их исследований.
Новое качество научной работы находится в прямой зависимости от методов ее ведения и в ввузах, и НИУ. А перестройка здесь еще делает только первые шаги. В ряде военно-учебных заведений и научных учреждений до сих пор применяется устаревший порядок разработки исходных плановых документов, а также военно-теоретических трудов и НИР, проверки и реализации их результатов на практике, что ни в коей мере не отвечает требованиям интенсификации научной работы в современных условиях. Разработка труда (НИР) сводится, по существу, к сбору информации, ее обработке и подготовке на этой основе рукописи, которая часто является пересказом уже известных теоретических положений и носит сугубо комментаторский характер без необходимых обоснований, выводов и практических рекомендаций.
* * *
На июньском (1988 года) Пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто, что без активной помощи науки задач перестройки нам не осилить. Это в полной мере относится и к Вооруженным Силам. Общеизвестное требование неразрывной взаимосвязи теории и практики вдвойне, втройне справедливо для оборонного строительства. И двигаться вперед, качественно совершенствоваться оно может только на основе совместных усилий ученых, научно-исследовательских учреждений, командиров, политработников, офицеров-специалистов, всех наших военных кадров с позиций научного подхода.
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1986.- С. 83.