Проблемы повышения автономности войск в тыловом отношении
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1988, стр. 39-45
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ТЫЛ
Проблемы повышения автономности войск в тыловом отношении
(Исторический опыт и современность)
Генерал-майор В. А. ОДИНЦОВ,
доктор военных наук, профессор
ПРОБЛЕМЫ повышения автономности войск в тыловом отношении возникли в ходе разработки в 30-х годах теории глубокой операции и особенно остро встали с началом широкого применения в годы Великой Отечественной войны армейских и фронтовых подвижных групп - танковых и механизированных корпусов, конно-механизированных соединений и танковых армий. Дальнейшая эволюция теории и практики глубокой операции может значительно усложнить процесс тылового обеспечения. Это, кстати, подтверждается и принятой в 1982 году, а ныне реализуемой в армии США концепцией «воздушно-наземная операция (сражение)». В соответствии с ней, судя по материалам иностранной печати, в тыловом обеспечении войск, действующих в отрыве от основных сил, возникает немало сложных проблем. Главная из них заключается в достижении бесперебойности материального снабжения соединений и частей. Проблема неновая, но с каждым витком развития военного дела она обостряется с особой силой.
Материальное обеспечение. Ведущей тенденцией в развитии теории тыла является постоянное увеличение расхода материальных средств. Так, если в первой мировой войне расходовалось (в расчете на одного солдата) ежедневно примерно 6 кг различных материальных средств, во второй - до 20 кг, то в 70-е годы, по данным иностранной печати, эти показатели даже в мирное время достигли 40 кг, а в локальных войнах - 90 кг и более. Как утверждают западные специалисты, за десять лет (с 1970-го по 1980-й год) суточные материальные потребности дивизии армии США возросли в восемь раз -с 500 до 4000 т.
В годы минувшей войны подвижные группы фронтов - танковые армии - в интересах решения проблемы автономности действий вынуждены были создавать собственные запасы материальных средств, и к началу большинства наступательных операций, проведенных в 1944- 1945 годах, они имели обеспеченность: по боеприпасам - от 2,0 до 3,0 бк; по автомобильному бензину - от 5,0 до 7,0; по дизельному топливу- от 4,0 до 5,0 заправки; продовольствия - от 20 до 30 сутодач. Это гарантировало относительно планомерное снабжение танковых армий в ходе всей операции. Вместе с тем, как свидетельствует опыт, оно зачастую нарушалось в связи с тем, что 36-50 проц. армейских запасов содержалось на складах полевой армейской базы (ПАБ), которая размещалась на одной-двух железнодорожных станциях и могла перемещаться только по железным дорогам. Поскольку работы по восстановлению железных дорог велись медленнее темпа наступления войск, то ПАБ в ходе боевых действий отставали от них на 400-500 км и более. Большая глубина операции, растянувшиеся коммуникации, а также использование войсками значительного количества автомобилей, в том числе трофейных, вызывали повышенный расход горючего. На помощь пришла авиация. Однако на подступах к Одеру полностью обеспечить своевременную подачу соединениям и частям горючего не удалось.
Для бесперебойного обеспечения войск, действовавших в отрыве от основных сил, командующие войсками фронтов стремились повышать запасы материальных средств, перевозимых на автотранспорте. Если в операциях 1943-1944 годов количество автомобилей в танковых армиях для этих целей колебалось в пределах 326-440, то в операциях 1945 года их уже насчитывалось 486-776. Вместо отдельных автомобильных батальонов были введены автомобильные полки, имевшие до 650 автомашин. Этот транспорт участвовал в подвозе материальных средств с ПАБ и фронтовых складов, а также в перемещении армейских складов и других учреждений тыла вслед за наступающими соединениями и частями. Приближение армейских запасов к войскам способствовало большей устойчивости их материального обеспечения. Создавались благоприятные условия для привлечения войскового транспорта в армейском звене подвоза. Так, в 4-й танковой армии (Висло-Одерская операция-1945 год) для подвоза боеприпасов из района Мостки - Юзефув на плацдарм на западном берегу Одера использовалось свыше 170 автомобилей из частей и соединений армии.
По опыту Великой Отечественной войны подвоз материальных средств соединениям и частям подвижных групп осуществлялся главным образом армейским автомобильным транспортом. При этом участие в нем фронтового (из-за малочисленности и большой удаленности фронтовых складов) было незначительным. Так, из 3184 т горючего, подвезенного 1-й гв. танковой армии в Висло-Одерской операции, на его долю приходилось лишь 400 т (12 проц.), а войскам 4-й танковой армии из 2383 т в этой же операции подано 572 т (24 проц.).
В связи с малочисленностью воздушного транспорта объем переброшенных им грузов для подвижных групп был сравнительно небольшим. Например, в Уманско-Ботошанской операции (1944 год) соединениям 5 гв. ТА по воздуху было доставлено 15 т дизельного топлива.
В современных операциях с возрастанием интенсивности и размаха боевых действий в оперативной глубине противника наземные коммуникации, связывающие войска, действующие в отрыве от главных сил, чаще, чем в прошлой войне, могут быть прерваны либо разобщены на отдельные изолированные участки. Поэтому задачи по поддержанию в установленной норме материальных средств для ведения непрерывных боевых действий потребуется решать не только за счет создания повышенных запасов в войсках, но и путем широкого использования воздушного транспорта. Однако, как показывает опыт локальных войн, возможности транспортной авиации весьма низкие. Например, по данным американской печати, для подачи по воздуху суточной потребности материальных средств только для одной аэромобильной бригады (275 т) в армии США по опыту войны во Вьетнаме (1954-1973 годы) требовалось ежедневно совершать до 15 самолето-рейсов (С-130). Доля воздушного транспорта в общем объеме подвоза материальных средств американским войскам составила всего лишь 2-3 проц.
Западные специалисты отмечают, чтобы повысить степень своевременного удовлетворения потребностей в авиации для доставки материальных средств в район боевых действий, необходимо уменьшить объем подвоза по воздуху либо увеличить для его осуществления количество военно-транспортной авиации. Обе эти тенденции проявляются сейчас в развитии теории и практики военного дела в армии США и других стран блока НАТО. Так, по данным иностранной печати, считается, что в рамках концепции «воздушно-наземная операция (сражение)» вести боевые действия в глубине обороны противника может любая маневренная часть. Вместе с тем подчеркивается, что для ведения самостоятельных действий в отрыве от главных сил объединений состав войск должен быть не менее бригады и не более корпуса. Ограничение его связывается прежде всего с возможностями надежного обеспечения войск материальными средствами.
Одновременно в армиях блока НАТО взят курс на усиленное развитие военно-транспортной авиации. Ставка делается в первую очередь на тяжелые самолеты С-5А. С помощью воздушного транспорта военное командование США, как отмечается в иностранной печати, предусматривает упростить саму систему материального обеспечения, сделать ее менее громоздкой и более оперативной. Однако главным направлением решения этой проблемы на Западе считается все же повышение автономности войск в тыловом отношении. Речь идет прежде всего об усилении соединений и частей автомобильным транспортом с необходимыми запасами материальных средств вышестоящей инстанции. Данный способ позволит решать проблему снабжения войск без утяжеления их тыла. Размер этих запасов вместе с войсковыми должен гарантировать бесперебойность их материального обеспечения в течение всего времени действия в отрыве от основных сил.
Этот способ не нов. Советские войска применяли его еще в годы минувшей войны. Например, в Висло-Одерской операции для перемещения только запасов горючего 2 гв. ТА выделялись 76-й отдельный автомобильный полк, 229-я отдельная авторота и 285-й отдельный взвод подвоза горючего. В то же время, как свидетельствует опыт, увеличение запасов и количества автотранспорта в боевых частях неизбежно утяжеляло тыл, снижало маневренные возможности войск и не отвечало требованиям ведения высокодинамичных действий. Сейчас эта проблема еще более усложняется, так как маневр войсками в современных операциях становится одной из составляющих их боевой мощи. Например, при ведении воздушно-наземной операции (сражения), как отмечается в иностранной печати, маневр частей по своей эффективности и значимости не уступает их огневой мощи. Поэтому задачу бесперебойности материального обеспечения войск, действующих в отрыве от главных сил, следует решать, на наш взгляд, комплексно как путем своевременного подвоза (доставки) им всего необходимого, так и усиления их автомобильным транспортом и соответствующими запасами материальных средств.
Не менее сложные проблемы имеются и в дорожном обеспечении войск. Они возникают прежде всего в.результате отрыва впереди действующих соединений и частей от главных сил объединений и активного воздействия противника по транспортным коммуникациям.
В годы минувшей войны трудности дорожного обеспечения подвижных групп были в основном связаны с большой протяженностью военно-автомобильных дорог (ВАД) и отсутствием во многих танковых армиях сил и средств для их содержания. Например, протяженность ВАД 3 гв. ТА на завершающей стадии Проскуровско-Черновицкой операции составляла 659 км, а 1 и 2 гв. ТА в Висло-Одерской операции достигла соответственно 660 и 300 км.
Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует, что тыловое обеспечение подвижных групп не всегда отвечало требованиям ведения высокоманевренных боевых действий. Полевые армейские базы не обладали достаточной подвижностью, а поэтому в ходе операции не успевали своевременно перемещаться за войсками, в результате чего резко увеличивалось плечо подвоза. Кроме того, большинство армейских запасов размещалось в районе железнодорожных станций, а не на грунте вблизи войск. Все это нарушало планомерное обеспечение подвижных групп. Но и в этих условиях командующие фронтами изыскивали способы эффективного снабжения танковых армий. Так, для бесперебойного обеспечения соединений 3 гв. ТА материальными средствами в Проскуровско-Черновицкой операции только за 15 сут (с 6 по 21 марта 1944 года) отделения головных армейских складов (артиллерийского, горючего и продовольственного) на автомобильном транспорте трижды приближались к войскам и развертывались на грунте. Этот и другие случаи в последующем явились зародышем устойчивой тенденции повышения подвижных запасов во всех звеньях тыла.
Сейчас, как и в прошлом, для тылового обеспечения войск, действующих в глубине обороны противника, важное значение будет иметь величина их отрыва от главных сил. В минувшей войне она не превышала 100 км (таблица). Западные специалисты склонны рассматривать эту величину почти неизменной и в современной операции. Они отмечают, что такое удаление при нынешних возможностях сил и средств дорожной службы позволяет осуществлять непрерывное снабжение их всем необходимым. Однако считают, что и в этом случае возникает ряд трудностей, связанных прежде всего с охраной путей подвоза.
В связи с высокодинамичным характером боевых действий, особенно в глубине обороны противника, и отсутствием сплошной линии фронта дорожное обеспечение войск в большинстве случаев придется производить методом боевого сопровождения транспортных колонн, который широко практиковался в прошлой войне. Из дорожных частей создавались временные формирования в виде головных отрядов, на них и возлагалось дорожное обеспечение Бпереди действующих соединений и частей. Состав этих отрядов был различный, поскольку танковые армии имели неодинаковое количество дорожных войск. Например, в Висло-Одерской операции в 1 гв. ТА головной дорожный отряд включал два взвода регулирования движения (62 чел.), дорожный взвод (28 чел.), мостостроительную роту (70 чел.) и взвод охраны (30 чел.). В современных операциях в такие отряды потребуется выделять и боевые подразделения (танковые, мотострелковые, зенитные и др.). Сопровождение транспортных колонн позволит обеспечить их живучесть и беспрепятственное продвижение.
Не менее сложные проблемы были и в медицинском обеспечении войск, действовавших в годы Великой Отечественной войны в отрыве ст главных сил объединений. Их суть заключается в достижении непрерывности и своевременности лечебно-эвакуационных мероприятий в целях быстрейшего оказания раненым квалифицированной медицинской помощи.
В операциях минувшей войны эти вопросы решались путем усиления подвижных групп фронтовыми силами и средствами медицинской службы, поскольку в танковых армиях их не хватало. Общее количество выделяемых сил и медицинских учреждений в подвижные группы должно было обеспечивать их последовательное развертывание в ходе всей операции. Расчет был на то, чтобы на удалении 20-50 км от войск можно было иметь: один хирургический полевой подвижной госпиталь (ХППГ), по отделению от госпиталя легкораненых (ГЛР), терапевтического полевого подвижного госпиталя (ТППГ) и инфекционного полевого подвижного госпиталя (ИППГ), а в последующем через 60-80 км развертывать следующий ХППГ и вторые отделения других госпиталей.
Медицинские средства усиления в подвижных группах использовались, как правило, на завершающих этапах операций, а в первые дни боевых действий эвакуация раненых и больных проводилась в лечебные учреждения общевойсковых армий. Так, из частей 3 гв. ТА при подготовке и в начале Проскуровско-Черновицкой операции она осуществлялась в госпитали 60-й армии, затем в последовательно развертываемые собственные армейские госпитали. В Висло-Одерской операции командованию 1 гв. ТА (1-й Белорусский фронт) предписывалось в начале операции своих медицинских учреждений не развертывать, а эвакуацию вести в госпитали фронта и общевойсковых армий.
В современных операциях, поскольку наземные коммуникации в большинстве случаев могут быть прерваны, использование лечебных учреждений главных сил в интересах впереди действующих войск значительно затрудняется. Поэтому в составе войск, действующих без тесной локтевой связи с соседом, следует иметь такое количество лечебных учреждений, которое позволяло бы успешно решать все задачи по их медицинскому обеспечению в данных условиях. По опыту Великой Отечественной войны некоторая часть раненых из соединений и частей может быть эвакуирована в госпитали объединения обратными рейсами авиации, но большая их часть при отсутствии наземных коммуникаций будет оставаться в районе боевых действий войск. Для их перемещения вслед за соединениями потребуется определенное количество специального транспорта, который необходимо предусматривать заранее в процессе планирования и подготовки операции. При его недостатке необходимо использовать все имеющиеся возможности вплоть до привлечения боевой техники и местных транспортных средств. В исключительных случаях раненых и больных придется временно госпитализировать под прикрытием гарнизонов, создаваемых за счет отдельных боевых подразделений.
Автономность войск в тыловом отношении во многом зависит от высокой живучести сил и средств тыла. Главную опасность для тыловых объектов подвижных групп в прошлой войне представляли остатки разбитых частей врага, оказавшиеся в тылу наших войск. Зачастую они имели не только стрелковое оружие, но и тяжелую боевую технику. Например, 26 апреля 1945 года окруженная группировка немцев юго-восточнее Берлина, пытаясь выйти из окружения, перерезала военно-автомобильную дорогу 3 гв. ТА в районе севернее Барут. Выход противника в этот район не только прервал сквозное движение по ВАД, но и поставил под угрозу захвата армейский артсклад, ХППГ, отдельный автомобильный полк.
Тыловые части 1-й гв. танковой армии в ходе Висло-Одерской наступательной операции были вынуждены вести упорные бои на тыловых коммуникациях. В связи с этим уже тогда начала проявляться тенденция повышения их боевых возможностей за счет довооружения по нормам боевых частей. Так, в отчете штаба 4 гв. ТА о работе ее тыла с 6 по 11 мая 1945 года указывалось, что в связи с выдвижением тыловых частей и учреждений далеко вперед от линейных армий они должны обеспечиваться вооружением как боевые единицы. Личный состав госпиталей, складов, эвакорот, ОРВБ должен иметь винтовки, пулеметы, противотанковые средства и по возможности пулеметы ДШК. Кроме того, отмечалось, что тыловые части танковых соединений и объединений при действиях в оперативной глубине противника должны быть в готовности в любое время развернуться и вступить в бой.
В современных операциях, по мнению зарубежных специалистов, проблема живучести тыла еще более обостряется. Как показывает опыт, она может решаться по двум направлениям. Первое - путем включения в состав тыла боевых подразделений (мотострелковых, танковых, ПВО, авиационных) на весь период боевых действий или только при решении отдельных задач. Такой способ в годы Великой Отечественной войны широко применялся. Например, в Берлинской операции (1945 год) для охраны и обороны армейских автобатов и автополка 4 гв. ТА выделялись бронетранспортеры, бронеавтомобили и даже танковые подразделения.
Второе направление - сама структура подразделений и частей тыла, их техническое оснащение должны предусматривать возможность выполнения задач, связанных с уничтожением противника. Для этого требуется, чтобы автомобильный транспорт, предназначенный для подвоза материальных средств и медицинской эвакуации, частично имел броневую защиту, а также соответствующее вооружение. Такое оснащение тыловых подразделений позволит им в процессе, например, подвоза материальных средств или выполнения других задач уничтожать противника, оказавшегося на маршрутах или вблизи районов их размещения. Отдельные элементы решения этой проблемы в некоторых зарубежных армиях в зародышевом состоянии имеются. Например, в армии США в настоящее время разработаны и проходят испытания бронированный топливозаправщик, бронированная санитарная машина, подвижные госпитали с элементами броневой защиты и др.
Наряду с этим для повышения живучести тыла от ударов противника тыловые части и учреждения необходимо располагать под прикрытием войск. При этом следует назначать им наиболее безопасные маршруты выдвижения, а районы размещения оборудовать в инженерном отношении. Для снижения эффективности воздействия высокоточного оружия по объектам тыла целесообразно широко использовать уголковые отражатели, тепловые имитаторы, дымовые шашки, ручные дымовые гранаты и другие технические средства.
Для надежной охраны и обороны путей сообщения и автомобильных колонн рекомендуется на угрожаемые участки дорог выдвигать подвижные отряды, организовывать неподвижное охранение и патрулирование. Весьма важным мероприятием будет разведка дорог и местности в целях своевременного предупреждения внезапного нападения противника, изменения направлений движения в обход угрожаемых участков и т. п.
Острый дефицит времени, ограниченность сил и средств тыла в войсках остро ставят вопрос о соотношении централизации и децентрализации при управлении тылом. В годы минувшей войны эта проблема решалась путем выделения оперативных групп. В их деятельности по руководству тылом сочетались как элементы централизации (поскольку они реализовывали единый замысел тылового обеспечения), так и децентрализации (замысел осуществлялся в конкретных условиях времени и обстановки). Так, в 1-м Белорусском фронте для руководства тыловым обеспечением подвижных групп распоряжением начальника тыла фронта была сформирована оперативная группа тыла, возглавляемая начальником штаба тыла фронта. В 3-м Белорусском фронте для снабжения передовых частей, повседневного контроля за обеспеченностью и быстрого реагирования на встречающиеся недочеты также была создана оперативная группа тыла.
В связи с возрастанием темпов наступления войск возникает потребность в более частом перемещении пунктов управления, что оказывает значительное влияние на методы работы органов управления и проведение других мероприятий (организацию связи, способы доведения задач до исполнителей, осуществление контроля за их решением и др.).
Таким образом, исторический опыт свидетельствует, а перспективы развития военного дела подтверждают, что проблемы повышения автономности войск в тыловом отношении постоянно обостряются. Большинство их приобретает новое содержание и требует нестандартных подходов к решению с учетом прошлого опыта и происходящих изменений в организации и вооружении войск (сил). Своевременная постановка проблем, постоянный поиск путей и способов их реализации будут способствовать дальнейшему развитию теории и практики тылового обеспечения войск в операциях, повышению боевой готовности Тыла ВС СССР.
Военный энциклопедический словарь.- М.: Воениздат, 1986.- С. 562.
Военная Мысль.- 1986.- Ж 6.- С. 19.
Military Review. - 1981. - N 1.
ЦАМО СССР, ф. 233, оп. 2356, д. 431, л. 73; ф. 315, оп. 4467, д. 125, лл. 156, 157; ф. 324, оп. 4756, д. 144, лл. 7-9.
История второй мировой войны 1939-1945. - Т. 10. - М.: Воениздат. - С. 85.
ЦАМО, ф. 307, оп. 4148, лл. 213, 214, 326; ф. 315, оп. 4467, д. 64, л. 162.
Т а м же, ф. 324, оп. 4756, д. 144, л. 44.
Радзневский А. И. Танковый удар.- М.: Воениздат, 1977.- С. 235,
Т а м ж е. - С. 238.
Military Review. - 1984. - N 2. - P. 2-16.
Ordnance. - 1971. - N 308. - P. 146-151.
ЦАМО, ф. 210, on. 3152, д. 55, л. 100.
Зарубежное военное обозрение. - 1983. - № 12. - С. 4.
ЦАМО, ф. 307, оп. 4467, д. 16, л. 140.
Сборник материалов по изучению опыта войны.- № 14.- М.: Воениздат, 1945.-С. 194-209.
Military Review.- 1984. -N 2. - P. 2-16.
ЦАМО, ф. 299, оп. 350416с, д 1, л. 110.
Там же, on. 20545, д. 7, л. 65.
Tам же, оп. 350416с, д. 1, л. 114.
ЦАМО, ф. 324, оп. 47Б6, д. 124, л. 272.
Там же.
ЦАМО, ф. 233, оп. 2342, д. 158, л. 670. .
Т а м же, ф. 241, оп. 2618, д. 4, л. 293,