Отвести угрозу войны

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1987, стр. 26-38

Отвести угрозу войны

Генерал-полковник И. Ф. Ч ЕРВОВ,

кандидат военных наук, доцент

ВЫШЛО в свет четвертое издание книги «Откуда исходит угроза миру», подготовленной компетентными советскими органами. Ее переиздание в значительно дополненном варианте обусловлено рядом важных событий, которые произошли за истекшие два с половиной года и существенно повлияли на военно-политическую и стратегическую ситуацию в мире.

С одной стороны, это - решительная и активная борьба Советского Союза за мир, за ликвидацию ядерного и других видов оружия массового уничтожения, за значительное сокращение обычных вооружений, за установление всеобъемлющей системы международной безопасности. Не словами и призывами, а конкретными действиями на мировой арене СССР способствует происходящему перелому в психологии миллионов людей и созданию предпосылок, образно говоря, для фронтального наступления на угрозу ядерной катастрофы. Уже после выхода в свет рецензируемого труда СССР сделал новый крупный внешнеполитический шаг. Он нашел отражение в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Горбачева М. С. от 28 февраля 1987 г. Советский Союз предлагает выделить проблему ракет средней дальности в Европе из блока вопросов, заключить по ней отдельное соглашение, причем сделать это безотлагательно. В Заявлении особо подчеркнуто, что для такого шага есть не просто основа, а фактически готовая договоренность. В Рейкьявике было условлено, что СССР и США в течение ближайших пяти лет ликвидируют все свои ракеты средней дальности в Европе. В те же сроки количество советских ракет этого класса сокращается на азиатской части нашей территории до ста боеголовок при том понимании, что такое же число боеголовок ракет средней дальности США могли бы оставить на своей национальной территории.

В Заявлении отмечается, что, как только будет подписано соглашение о ликвидации советских и американских ракет средней дальности в Европе, СССР выведет из ГДР и ЧССР по согласованию с правительствами этих стран оперативно-тактические ракеты повышенной дальности, которые были размещены там в качестве ответных мер на развертывание американских «Першингов-2» и крылатых ракет в Западной Европе. Выступая 10 апреля 1987 года в Праге, М. С. Горбачев в целях облегчения безотлагательного заключения соглашения по ракетам средней дальности в Европе предложил «начать обсуждение вопроса о сокращении и последующей ликвидации ракет с дальностью от 500 до 1000 километров, дислоцированных на Европейском континенте, не увязывая с этим ход и исход решения проблемы РСД. На период переговоров стороны взяли бы обязательство не наращивать число оперативно-тактических ракет».

Выделяя сейчас проблему ракет средней дальности в Европе из «пакета» стратегических средств, Советское правительство по-прежнему считает весьма важным делом радикальное сокращение и ликвидацию стратегических вооружений. Разумеется, достижение такой договоренности, как неоднократно подчеркивалось, возможно лишь при запрете испытаний и размещения оружия в космосе ввиду органической взаимосвязи этих вопросов.

С другой стороны, продолжается курс администрации США на безудержную гонку вооружений, достижение военного превосходства, материальную подготовку новой мировой войны. Осуществляются агрессивная провокационная доктрина «неоглобализма», произвольное провозглашение зон своих «жизненных интересов», посягательство на суверенитет других государств. Такая политика ставит под угрозу международный мир и безопасность.

В чем состоит основная идея книги? Угроза миру - не мифическая, а реальная - исходит от военной машины США, от милитаристского курса Вашингтона, его попыток вершить международные дела с позиции силы, в том числе с применением вооруженных сил. Эта идея подтверждается в книге конкретными фактами, и прежде всего тем, что именно США, начиная с первого послевоенного, 1945 года, выступают зачинщиком гонки вооружений. Сейчас они стремятся как можно быстрее вывести оружие в космос и из космоса угрожать всему человечеству.

Свой воинственный курс руководители американской администрации пытаются прикрыть миролюбивыми речами, каждый день бьют поклоны миру, а на деле в огромных размерах наращивают военные приготовления, производят один за другим ядерные взрывы, вводят в строй все новые и новые дестабилизирующие вооружения. Президент США одной рукой подписывает политическое заявление о том, что ядерной войны не должно быть, что в ней не может быть победителей. А другой - санкционирует программы Пентагона, ориентированные на подготовку войны с применением самых варварских способов и всех видов оружия массового уничтожения.

В Вашингтоне много говорят об укреплении стратегической стабильности, а практически подрывают договоры и соглашения, разрушают то, что было достигнуто в прошлом в области ограничения вооружений, отклоняют компромиссные предложения СССР на переговорах, открыто ведут линию на слом военного равновесия и достижение военного превосходства.

В введении в сжатом виде показана суть агрессивной политики США. Подчеркивается, что в действиях администрации Рейгана с первого дня правления (1981 г.) доминирует ставка на военную силу. Она взяла курс на дальнейшую эскалацию гонки вооружений, которая охватила все виды оружия на Земле и грозит переброситься в космос.

В первом разделе книги убедительно, на конкретном фактическом материале раскрывается объективная картина развязанной империализмом США небывалой по масштабам гонки вооружений, прежде всего ядерных.

Американский империализм первым создал ядерное оружие. Соединенные Штаты - первая и единственная в мире страна, которая без какой-либо военной необходимости применила в августе 1945 года атомное оружие против населения Хиросимы и Нагасаки. Уверовав в свою военную силу, Вашингтон начиная с 1945 года не раз предпринимал шаги, ставящие мир на грань катастрофы. Известны многие рассекреченные американские планы нападения на СССР.

Но и кратковременное обладание ядерной монополией породило безответственное, высокомерное отношение руководства Белого дома к оценке характера и дальнейшему развитию международных отношений, привело его к ложной посылке, что будто бы Советский Союз не должен предпринимать меры к ликвидации атомной монополии США и не вправе быть на равных в военном отношении с Соединенными Штатами. С помощью подобной «философии» вашингтонские деятели и в прошлом, и особенно теперь, пытаются оправдать свой милитаристский курс, переложить ответственность за гонку вооружений на Советский Союз, который, по их словам, в этом деле якобы идет все время впереди США. Но какие бы «философии» ни изобретали за океаном, неопровержимым остается то, что гонка вооружений своими корнями уходит в американскую почву и не Советский Союз, а Соединенные Штаты несут ответственность за ее все новые и новые витки.

О том, кто был зачинателем наращивания числа атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ), баллистических ракет (БРПЛ) и кто до сих пор удерживает превосходство по ядерным зарядам на них, говорят следующие данные (табл. 1).

Отвести угрозу войны

В 80-х годах темпы гонки вооружений США резко возросли по всем направлениям. Так, в 1981 году президент Рейган принял решение о полномасштабном производстве нейтронных боеприпасов, о «всеобъемлющей программе перевооружения Америки», которая, по расчетам Пентагона, позволит нарастить стратегический наступательный потенциал США к началу 90-х годов до 20 000 ядерных зарядов, произвести в 1986-1989 годах свыше 17 000 новых ядерных боеприпасов различной мощности и назначения.

Ради чего это делается, на что рассчитывают вашингтонские стратеги? Цель у них одна - добиться военного превосходства. Американскую администрацию не устраивает военно-стратегический паритет с Советским Союзом. Руководители США не могут смириться с тем, что с СССР надо разговаривать только На равных. Отсюда попытка любой ценой вернуть себе военное преимущество.

Одним из главных направлений курса США на достижение военного превосходства над СССР является их стремление к гонке вооружений в космосе. Если мы сможем, откровенничает американский министр обороны К. Уайнбергер, получить систему ПРО, которая будет эффективной и сделает' вооружения Советского Союза неэффективными, тогда мы вернемся к ситуации, в которой находились, когда были единственной страной, обладающей ядерным оружием. Яснее не скажешь. ; ":"'

Приведенные факты неопровержимо доказывают, что зачинщиком гонки ядерных вооружений в послевоенный период были и остаются сегодня именно США. Развернутая американским империализмом гонка ядерных и других вооружений привела к тому, что XX век завершается под знаком вопроса: сможет ли человечество уйти от ядерной опасности или же верх возьмет политика конфронтации, ведущая к повышению вероятности ядерного конфликта?

Второй раздел книги раскрывает сущность военной доктрины и стратегии США, состав и техническую оснащенность вооруженных сил США, их структуру и предназначение, курс на военное превосходство.

Военная доктрина США с самого начала создания ядерного оружия и по сей день основывается на нанесении упреждающего ядерного удара, на постоянной готовности к применению ядерного оружия первыми. И в настоящее время американская военная доктрина по-прежнему является наступательной. Так, в ставшей известной всему миру президентской директиве № 59 (1980 год) цель США была сформулирована откровенно: уничтожение социализма как общественно-политической системы, применение ядерного оружия первыми, достижение превосходства над СССР в ядерной войне и ее завершение на выгодных для Соединенных Штатов условиях.

Конкретные установки американской доктрины по планированию и ведению войны сформулированы в документе Пентагона «Директивные указания по строительству вооруженных сил США» (с. 17). Обращают на себя внимание два положения этого документа.

Первое. В ядерной войне «США должны одержать верх и иметь возможность принудить СССР в короткие сроки прекратить военные действия на условиях США». Для осуществления этого замысла планируется обезглавить структуру военно-политической власти СССР, ядерные и обычные силы, уничтожить отрасли промышленности, определяющие военный потенциал, надеясь, что США могут выстоять, выжить в ядерной войне и выйти победителем (с. 17).

Второе. В разработанных планах войны предусматривается применение первыми ядерного оружия как в глобальном масштабе, так и на театре военных действий. Подчеркивается необходимость ускорить создание новых систем стратегических ядерных сил (межконтинентальных баллистических ракет MX и «Миджитмен», баллистических ракет подводных лодок «Трайдент-2», новых тяжелых бомбардировщиков, крылатых ракет большой дальности). Ставится задача быть готовыми эффективно вести войну из космоса, а поэтому, дескать, не следует подписывать договоры, которые помешали бы создавать системы космического оружия, усиливающие уже имеющийся потенциал.

Для реализации своих агрессивных замыслов Вашингтон содержит многочисленные вооруженные силы. Их общая численность совместно с резервными формированиями составляет 3 302 000 человек. Кроме того, по прямому найму в вооруженных силах состоит более 1 млн. гражданских служащих (с. 22).

Организационно американские вооруженные силы включают сухопутные войска (армию), военно-воздушные силы (ВВС) и военно-морские силы (ВМС), которые в свою очередь делятся на регулярные войска (силы флота) и резервы. По целевому предназначению и характеру решаемых задач вооруженные силы США делятся на стратегические силы, силы общего назначения, силы и средства стратегических перебросок и резервы.

Стратегические наступательные силы включают части и соединения межконтинентальных баллистических ракет (МБР), атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ) и стратегической авиации. Это так называемая американская стратегическая триада. Данные о количествах стратегических наступательных вооружений СССР и США приведены в таблице 2 (с. 81). Силы общего назначения включают сухопутные войска, тактическую авиацию ВВС и военно-морские силы (без атомных ракетных подводных лодок). Они являются главным компонентом вооруженных сил США для ведения военных действий на заморских территориях и призваны обеспечивать в мирное время глобальные политические интересы Соединенных Штатов. По оценке комитета начальников штабов, развернутые во всем мире обычные силы США являют собой весьма красноречивое свидетельство готовности Соединенных Штатов осуществлять американскую политику устрашения.

Сухопутные войска располагают и продолжают оснащаться современными, прежде всего высокоточными, наступательными системами оружия и военной техники. С учетом запасов на военное время, размещенных главным образом в Западной Европе, в сухопутных войсках имеется (с. 27): около 300 пусковых установок баллистических ракет; более 14 000 танков, из них 4700 новейших образцов М-1 и М-1А1 «Абраме»; около 24 000 высокоманевренных боевых машин пехоты и бронетранспортеров; до 17 000 орудий полевой артиллерии и минометов, включая 4350 гаубиц атомной артиллерии; более 330 пусковых установок реактивных систем залпового огня (РСЗО) с 12 ракетами на каждой; 17 000 пусковых установок противотанковых управляемых ракет (ПТУР); свыше 5000 зенитно-ракетных комплексов различного назначения; около 10 000 самолетов и вертолетов армейской авиации.

Отвести угрозу войны

Тактическая авиация ВВС США имеет свыше 9100 самолетов различных типов.

Военно-морские силы США насчитывают около 1000 кораблей и судов (с учетом резерва), из них более 450 кораблей основных классов, в том числе 106 многоцелевых атомных подводных лодок; 20 авианосцев, включая 16 многоцелевых (пять атомных); 5 авианесущих кораблей и 320 других кораблей; свыше 5000 самолетов и вертолетов, в том числе 2650 боевых. Кроме того, в морской пехоте США насчитывается более 700 танков, свыше 900 орудий полевой артиллерии и минометов, включая около 400 гаубиц атомной артиллерии.

Наиболее мощная группировка сил общего назначения США размещена в Европе. Она насчитывает более 355 000 человек личного состава, 220 пусковых установок баллистических ракет, 5000 танков, 2500 орудий полевой артиллерии и минометов, более 5000 пусковых установок ПТУР, 1200 самолетов и вертолетов армейской авиации, в том числе 330 с ПТУР. В составе тактической авиации более 900 боевых самолетов, из них свыше 400 истребителей-бомбардировщиков F-lll, F-4 и F-16 являются средствами средней дальности. Они способны наносить ядерные удары на всю глубину территории европейских социалистических стран и европейской части СССР. Для сил общего назначения в Западной Европе размещено свыше 7000 ядерных боеприпасов.

Вторая по значимости группировка сил общего назначения развернута в зоне Тихого океана. В ее составе - 500 000 человек личного состава; около 180 боевых кораблей; свыше 1100 боевых самолетов. Значительная часть этой группировки находится в западной части Тихого океана, в том числе в Южной Корее и Японии, то есть в непосредственной близости от советского Дальнего Востока (с. 31).

В целях оказания политического давления, угрозы вооруженного вмешательства в любом районе мира, прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке, и усиления непосредственной военной угрозы Советскому Союзу с южного направления США создали интервенционистские силы быстрого развертывания общей численностью около 400 000 человек. Основу этих сил составляют четыре-пять высокомобильных дивизий (в перспективе - шесть) сухопутных войск, несколько отдельных бригад, части специального назначения и материального обеспечения сухопутных войск. Им придаются до 11 авиационных крыльев (свыше 700 боевых самолетов) тактической авиации, 28 стратегических бомбардировщиков, воздушные командные пункты, самолеты-заправщики, самолеты-разведчики и самолеты системы АВАКС из состава ВВС; три авианосные ударные группы, одна корабельная группа, пять эскадрилий базовой патрульной авиации, одна экспедиционная дивизия и экспедиционная бригада морской пехоты от ВМС (с. 32).

Для проведения политики «неоглобализма» США создали разветвленную сеть военных баз и объектов во всех стратегически важных районах мира. В настоящее время они имеют на территории 34 государств 1600 военных баз и объектов, на которых размещено свыше 500 000 американских военнослужащих.. Большая их часть размещена вблизи границ СССР и других стран социалистического содружества (табл. 3, с. 34-35).

В книге приводятся неопровержимые факты, разоблачающие курс США на военное превосходство. Основные направления этого курса - ускоренное наращивание ядерного потенциала и создание ударных космических средств.

В области ядерных вооружений центральное место отведено новым программам наращивания стратегических наступательных вооружений (табл. 4, с. 40).

Другое направление курса США на военное превосходство - это создание и размещение оружия в космосе, развертывание широкомасштабной системы противоракетной обороны.

Что замышляют в Вашингтоне? Первое - создать широкомасштабную систему ПРО территории США с элементами космического базирования, которая гарантировала бы уничтожение ракет противника. Основу такой системы должны составить различные виды оружия: высокоэнергетические лазеры, пучковое оружие, противоракеты (включая многозарядные) с обычными или ядерными боеголовками, электромагнитные пушки. В последнее время все больший акцент делается на создание пучкового оружия, а также рентгеновских лазеров, инициируемых ядерным взрывом, микроволнового и кинетического оружия. Второе - одновременно нарастить стратегические наступательные вооружения по вполне определенному направлению - приобрести потенциал первого «обезоруживающего» ядерного удара.

Иными словами, Вашингтон ведет дело к тому, чтобы, с одной стороны, развернуть новые ударные стратегические силы космического базирования, которые в сочетании с наступательными стратегическими средствами давали бы США возможность безнаказанно нанести первый ядерный удар по Советскому Союзу, а с другой - прикрыть территорию США многоярусной противоракетной обороной и тем самым лишить СССР способности нанести ответный удар. Игнорируя исторический опыт и реальное соотношение сил, они вынашивают опасные планы: с помощью космического оружия попытаться найти способ гарантированного уничтожения Советского Союза и других социалистических стран и вместе с тем сделать Соединенные Штаты «неуязвимыми» в ядерном конфликте и таким образом спастись от ужасов ядерной войны, ввергнув в нее других. Ставка на победу в ядерной войне, на установление мирового господства - такова «философия» вашингтонских стратегов. И в этом кроется реальная угроза американской программы «звездных войн» для всего человечества.

Создаваемые по программе СОИ космические средства по своим характеристикам являются наступательным оружием. Оно может применяться для внезапного уничтожения важнейших космических аппаратов другой стороны, в частности спутников предупреждения о ракетно-ядерном ударе, с целью «ослепить», захватить ее врасплох, лишить возможности ответных действий на ядерное нападение.

Космические вооружения, имея большую дальность действия (до 4000-5000 км), могут поражать объекты не только в космосе, но и из космоса на земле, в атмосфере и на море. Ударные космические средства, предусмотренные программой СОИ, фактически являются глобальным оружием. Размещенное на орбитах и оснащенное системой маневрирования, это оружие может в короткие сроки появляться над территорией любого государства и угрожать его безопасности. Обладая высокой степенью готовности к применению и почти мгновенным действием, оно не оставляло бы времени для принятия защитных мер.

Американская программа «звездных войн» представляет серьезную опасность и в политическом плане. Она ставит под угрозу всю международно-правовую систему в области разоружения и безопасности. В случае ее реализации может быть навсегда перечеркнуто то, что создавалось десятилетиями. Белый дом уже отказался от Временного соглашения 1972 года и Договора ОСВ-2 1979 года. На очереди - Договор по ПРО 1972 года. Программа СОИ подрывает этот договор.

В третьем разделе книги дается анализ соотношения военных сил между Востоком и Западом. В нем прежде всего подчеркивается, что ка« в мире в целом, так и в Европе, где друг другу противостоят наиболее мощные группировки военных сил, сложилось и сохраняется в настоящее время военное равновесие между СССР и США, между Варшавским Договором и НАТО.

Примерное равновесие по количеству и качеству стратегических ядерных вооружений СССР и США установилось в начале 70-х годов, что было тщательно выверено в процессе подготовки советско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) 1979 года. Договор зафиксировал 2500 носителей у СССР и около 2300 у США. По числу ядерных зарядов на них преимущество было на стороне США.

Отвести угрозу войны

Отвести угрозу войны

Вскоре после подписания Договора ОСВ-2 администрация Рейгана стала утверждать, будто никакого паритета нет, дескать, СССР в области стратегических наступательных вооружений оставил США далеко позади, у США появилось некое «окно уязвимости». Чем все это объяснить? Разве мыслимо за год-два добиться превосходства, тем более существенного, в стратегических вооружениях, на создание которых уходят многие годы? Или, может быть, вскрылись какие-то неожиданные факты, которые раньше не учитывались?

Нет, никаких новых фактов не появилось. Заявления об отставании США, об «окне уязвимости» понадобились для того, чтобы похоронить Договор ОСВ-2, который закреплял паритет, мешал протаскиванию через конгресс новых военных программ Пентагона. До определенного времени Договор ОСВ-2 не требовал от США существенных сокращений соответствующих средств. Однако по мере реализации американских военных программ рамки договора все сильнее ограничивали наращивание стратегического потенциала США. Белый дом стал перед выбором: демонтировать в порядке компенсации баллистические ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) либо отказаться от соблюдения Договора ОСВ-2. Выбор известен: Вашингтон демонстративно отказался и от Временного соглашения (ОСВ-1), и от Договора ОСВ-2.

У администрации США нет никаких фактов, указывающих на то, что СССР когда-либо нарушал принцип равенства и одинаковой безопасности. В Рейкьявике М. С. Горбачев передал президенту Р. Рейгану таблицу сравнительных данных о стратегических наступательных вооружениях сторон по состоянию на 11 октября 1986 года. В ней показано, что у Советского Союза несколько больше носителей (СССР- 2480, США - 2208), зато у США по-прежнему значительно больше зарядов на них. В целом же сохраняется примерное равновесие. Американцы не возражали против такой оценки.

Как выглядит сегодня соотношение сил в Европе по ракетам средней дальности? На 1 апреля 1987 года США развернули в Западной Европе 380 ракет (108 «Першинг-2» и 272 крылатые ракеты). Всего НАТО имеет в Европе 558 ракет средней дальности (США - 380, Англия - 64, Франция - 114). У СССР в европейской зоне 373 РСД (243 СС-20, 112 СС-4 и 18 ракет морского базирования СС-Н-5). Число ракет (и количество боеголовок на ракетах) у стран НАТО больше, чем у Советского Союза. С учетом авиации НАТО имеет больше, чем Варшавский Договор, носителей средней дальности и ядерных зарядов на них. Но, принимая во внимание ответные меры советской стороны (размещение на территории ГДР и ЧССР оперативно-тактических ракет повышенной дальности и некоторые другие меры) на развертывание американских ракет в Европе, есть все основания утверждать о наличии здесь примерного равновесия сторон в ядерных средствах средней дальности.

В книге подчеркнута особая острота проблемы соотношения вооруженных сил общего назначения НАТО и Варшавского Договора. В чем причина? Связано это с тем, что Рейкьявик открыл перспективу безъядерного мира, безъядерной Европы. Но, когда такая возможность появилась, руководители США и НАТО дали задний ход. Они пытаются доказать, что без ядерного оружия обойтись нельзя, так как Варшавский Договор якобы имеет превосходство в обычных вооружениях и Европа может, дескать, стать жертвой этого превосходства;

На самом деле никакого превосходства нет. На Западе преднамеренно искажается действительность. Исключаются из расчета вооруженные силы Франции и Испании; не учитываются резервные формирования, складские запасы вооружения и техники; у стран Варшавского Договора все это учитывается, при этом количество вооружений преднамеренно завышается, а у НАТО занижается. Короче говоря, нет объективной, правдивой оценки.

В книге на конкретных фактах, со ссылкой на авторитетные источники раскрывается следующая картина: НАТО и ОВД имеют примерно равную общую численность личного состава и примерно одинаковое количество артиллерии. Варшавский Договор несколько превосходит НАТО в бронетанковой технике. НАТО имеет преимущество по числу боеготовых дивизий, противотанковым средствам, истребителям-бомбардировщикам. В целом же по обычным вооружениям налицо примерное равновесие (с. 86).

Поэтому, когда на Западе говорят о «советском военном превосходстве», за такими заявлениями кроются другие цели, а именно - стремление сохранить ядерное оружие, нарастить его запасы, попытаться и по обычным вооружениям достигнуть военного превосходства.

В четвертом разделе книги на богатом фактическом материале раскрыты два диаметрально противоположных направления в мировой политике.

Советский Союз дает ясный и четкий ответ на кардинальный вопрос современности: чтобы укрепить мир на Земле, обеспечить условия для мирного и созидательного развития всех государств и народов, надо положить конец процессу дальнейшего накапливания средств уничтожения, освободить человечество от бремени ядерных вооружений. Свою готовность и решимость действовать в мировых делах по-новому, исходя из интересов укрепления всеобщей безопасности и предотвращения угрозы возникновения ядерной войны, СССР демонстрирует крупномасштабными, далеко идущими предложениями в области разоружения, практическими действиями, направленными на снижение уровня военного противостояния, предотвращение его роста. Внешнеполитическая платформа, выработанная и утвержденная XXVII съездом КПСС, - наглядное свидетельство искреннего стремления СССР к миру.

Реальность и выполнимость советской программы создания безъядерного мира была подтверждена на советско-американской встрече на высшем уровне Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана в Рейкьявике (октябрь 1986 года). СССР предложил в Рейкьявике договориться по целому комплексу мер, осуществление которых позволило бы сделать решительный шаг по пути к безъядерному миру в условиях немилитаризации космического пространства. «Рейкьявикский пакет» советских предложений предусматривает следующее:

- По стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). СССР и США ликвидируют свои СНВ в два этапа в течение 10 лет, т. е. к концу 1996 года. Ликвидации подлежат все компоненты СНВ (МБР, БРПЛ и ТБ) СССР и США. На первом этапе (до конца 1991 года) стороны ликвидируют 50 проц. своих СНВ таким образом, чтобы к концу этого периода каждая из них имела не более 1600 стратегических средств доставки (МБР, БРПЛ и ТБ) и не более 6000 боезарядов на них. Крылатые ракеты морского базирования с дальностью свыше 600 км ограничиваются для каждой из сторон предельным согласованным уровнем (вне общего уровня боезарядов).

- По ракетам средней дальности (РСД). Достигается договоренность о полной ликвидации РСД СССР и США в Европе. Незамедлительно начинаются переговоры о ракетах с дальностью менее 1000 км в Европе при замораживании уровней таких ракет, которыми располагают стороны по состоянию на настоящее время. В азиатской части СССР сокращает свои РСД до уровня 100 боеголовок, а США в этом случае имели бы право развернуть на своей территории не более 100 боеголовок на РСД. Ракеты размещались бы таким образом, чтобы они не достигали объектов на территории друг друга.

- По вопросам противоракетной обороны (ПРО). СССР за то, чтобы бессрочный Договор по ПРО 1972 года сохранялся и сохранялся бессрочно. В этих целях стороны взяли бы обязательство не пользоваться имеющимся у них правом выхода из Договора по ПРО в течение 10 лет при строгом соблюдении всех его положений, включая запрет на испытания космических компонентов ПРО в космосе. Разрешались бы исследования и испытания в лабораториях, а также работы, допускаемые Договором по ПРО в разрешенных районах применительно к стационарным и наземным системам противоракетной обороны и их компонентам. В последующие 3-5 лет после окончания 10-летнего срока стороны проведут переговоры по всей проблеме противоракетной обороны, опираясь на результаты проведенных исследований в этой области и с учетом новой ситуации, создавшейся в результате ликвидации СНВ сторон.

- По ядерным испытаниям. Стороны условливаются незамедлительно начать переговоры о полном и окончательном прекращении ядерных взрывов на двусторонней основе. В ходе таких переговоров будут рассмотрены также вопросы о контроле, о понижении порога мощности взрывов и уменьшении их количества, о судьбе советско-американских Договоров 1974 и 1976 годов относительно подземных ядерных взрывов.

В результате гибкой позиции советской стороны в Рейкьявике между СССР и США было достигнуто взаимопонимание о возможности решения проблемы и СНВ, и РСД. Появилась реальная перспектива радикального сокращения и полного уничтожения ядерного оружия. Стороны были близки и к решению вопроса о полном и окончательном запрещении ядерных взрывов. Однако достигнутое в Рейкьявике согласие не удалось воплотить в конкретные договоренности из-за упорного нежелания США создать условия для их реализации путем укрепления режима Договора по ПРО. Американская сторона настаивала на том, чтобы США имели возможность в нарушение Договора по ПРО испытывать все, что относится к СОИ, не только в лабораториях, но и в космосе, а также получили бы право развернуть широкомасштабную систему ПРО по истечении десяти лет. С этим СССР согласиться не мог. СОИ заблокировала возможность достижения договоренности в Рейкьявике.

В целях выхода из тупика и открытия пути к взаимоприемлемым договоренностям СССР пошел на новый крупный компромисс. В Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 28 февраля 1987 года объявлено решение кардинальной важности - выделить проблему РСД из «рейкьявикского пакета» и заключить по ней отдельное соглашение.

Важной проблемой является вопрос о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. Государства - участники ОВД в своем Обращении, принятом 11 июня 1986 года в Будапеште, выдвинули целостную программу существенного . сокращения вооруженных сил и обычных вооружений в рамках всей Европы - от Атлантики до Урала. В качестве первоначального шага предлагается провести разовое взаимное сокращение в течение одного-двух лет численности войск государств противостоящих военно-политических союзов на 100-150 тыс. человек с каждой стороны. Сразу же после этого государства - участники Варшавского Договора готовы к тому, чтобы при наличии встречной готовности стран НАТО сухопутные войска и тактическая ударная авиация обоих союзов в Европе были бы в начале 90-х годов сокращены приблизительно на 25 проц. по сравнению с существующим в настоящее время уровнем. Такое сокращение составило бы свыше полумиллиона человек с каждой стороны.

Страны НАТО тянут решение вопроса о начале переговоров о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. Они много говорят о мнимой «советской угрозе» в Европе, о невозможности ядерного разоружения в условиях сохранения высоких потенциалов в области обычных вооружений. Однако, когда дело дошло до обсуждения и принятия конкретных мер по сокращению обычных вооружений, оказалось, что у НАТО и интерес к их сокращению пропал. Почему? Ответ прост. Реакционные круги НАТО явно опасаются, как бы такие переговоры не помешали осуществлению планов по дальнейшему наращиванию военного потенциала этого блока, причем отнюдь не в целях обороны.

С особой рельефностью разница в подходах СССР и США к решению проблемы ядерного разоружения проявилась в вопросе о запрещении ядерных испытаний. Прекращение и запрещение ядерных испытаний - самый простой и реальный способ остановить гонку ядерных вооружений. Без испытаний нельзя ни совершенствовать старые, ни создавать новые виды ядерного оружия. Если бы СССР и США договорились о прекращении ядерных взрывов, это позволило бы сдвинуть с мертвой точки весь процесс ядерного разоружения. В стремлении добиться прекращения всех ядерных испытаний Советский Союз 6 августа 1985 года ввел односторонний мораторий на любые ядерные взрывы, призвав США присоединиться к этой инициативе.

Чем же ответил Вашингтон? Упорным продолжением серии своих испытаний. А свое нежелание присоединиться к советскому мораторию США мотивировали разного рода надуманными предлогами, в частности «отставанием» по количеству произведенных ядерных взрывов. Общеизвестно, однако, что США произвели больше ядерных взрывов, чем все ядерные державы, вместе взятые.

В условиях когда США упорно осуществляют свою программу ядерных испытаний в целях создания новых ядерных вооружений и их наращивания, сложилась ситуация, при которой продолжение одностороннего моратория на ядерные взрывы было бы чревато нанесением серьезного ущерба безопасности СССР и его союзников. До бесконечности проявлять одностороннюю сдержанность в военной области СССР не может. В этой связи Советское правительство в своем Заявлении от 18 декабря 1986 года подчеркнуло, что СССР готов придерживаться своего моратория и далее, то есть и после 1 января 1987 года. Однако он возобновит ядерные испытания после первого же ядерного взрыва США в 1987 году. Как известно, США провели в новом году два ядерных взрыва (3 и 11 февраля). СССР был вынужден прекратить действие своего моратория и в ответ на провокационные акции Вашингтона 26 февраля возобновил ядерные испытания. Вместе с тем в Заявлении подчеркивается, если США прекратят ядерные испытания, то СССР в любой день, месяц будет готов на основе взаимности остановить реализацию своей программы таких испытаний.

В заключении книги отмечается, что если выстроить в ряд военные и внешнеполитические акции администрации США за последнее время, то картина складывается тревожная. Это - отказ от Временного соглашения ОСВ-1 1972 года и Договора ОСВ-2 1979 года, разрушение договорной структуры ограничения гонки вооружений, нежелание вести конструктивные переговоры в этой области; реализация новых военных программ по наращиванию наступательных вооружений как ядерных, так и обычных; проведение одного за другим ядерных взрывов. Это - отказ от укрепления режима Договора по ПРО, от непроведения испытаний элементов ПРО в космосе, стремление побыстрее вывести оружие в космос. Это - начало производства бинарного химического оружия, размещение оперативно-тактических ракет «Ланс» в Южной Корее. Это - «неоглобалистские» действия против Ливии, Никарагуа, Афганистана, Анголы, Мозамбика, проведение в международных отношениях политики вседозволенности, вплоть до военного вмешательства в дела любой страны.

Наивно думать, что действия администрации США по наращиванию ядерных вооружений, созданию ударных космических средств и «противоракетного щита» над Америкой направлены только против СССР. Стремление США к господству в космосе, к мировой гегемонии несет прямую угрозу всем государствам, всему человечеству.

Материалы книги дают возможность читателю убедиться в том, что в мире в настоящее время сохраняется примерное военно-стратегическое равновесие, которое служит сдерживающим фактором агрессивных устремлений империалистических кругов, их попыток «переписать» историю. «Отдавая себе отчет в масштабах военной угрозы, - указывает М. С. Горбачев, - сознавая свою ответственность за судьбы мира, мы не допустим слома военно-стратегического равновесия между СССР и США, Организацией Варшавского Договора и НАТО. Мы и впредь будем придерживаться этой политики, ибо крепко, раз и навсегда усвоили то, чему нас научило прошлое» (с. 109). В условиях военно-стратегического равновесия особую значимость приобретают вопросы усиления оборонного могущества нашего государства, укрепления его безопасности, готовности Вооруженных Сил к разгрому любого агрессора. Армия и флот должны проявлять высокую бдительность, всегда быть готовыми к пресечению любых происков империализма против СССР и его союзников.

Откуда исходит угроза миру. - 4-е изд.-М.: Воениздат и изд-во АПН, 1987.- 112 с: ил.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации