Некоторые тенденции развития теории и практики тылового обеспечения войск в операциях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1986, стр. 46-55

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ТЫЛ

Некоторые тенденции развития теории и практики тылового обеспечения войск в операциях

(Исторический опыт и современность)

Генерал-полковник И. М. ГОЛУШКО,

доктор военных наук, профессор,

лауреат Государственной, премии СССР

АНАЛИЗ опыта тылового обеспечения войск в Великой Отечественной и локальных войнах, а также условий подготовки и ведения современных операций показывает, что его содержание изменялось по мере развития вооружения и способов боевых действий. В этом процессе проявились определенные тенденции, которые нельзя не учитывать при решении современных задач.

Первая и главнейшая из них - это обеспечение равнозначной с войсками (силами) степени боевой готовности всех звеньев тыла. Как свидетельствует опыт первой, второй мировых и локальных войн, войска агрессивных государств к началу развязывания военных действий, как правило, имели почти полностью отмобилизованные и развернутые для выполнения своих задач тыловые органы, без чего было бы невозможно бесперебойное материальное и техническое обеспечение войск (сил) в первых операциях. В то же время недостаточная готовность войскового и оперативного тыла в армиях стран, подвергшихся агрессии, значительно усложняла обеспечение войск необходимыми материальными средствами.

В настоящее время проблема обеспечения одинаковой готовности войск (сил) и тыла стала еще острее. Это вызвано тем, что на важнейших ТВД уже развернуты мощные, полностью боеготовые группировки войск агрессивного блока НАТО. Поэтому поддержание высокой боевой готовности наших войск (сил) и всех звеньев тыла имеет первостепенное значение. Единство общих для войск и тыла требований к боевой готовности обусловлено характерными чертами современных операций. Сейчас уже нельзя механически «разделить» фронт и тыл. Эти два понятия все более сливаются, особенно если учесть, что досягаемость современных огневых средств постоянно возрастает. С другой стороны, неуклонно поднимается значимость тыла в достижении победы. Поэтому вполне закономерно, что группировка сил и средств тыла отныне стала составным элементом оперативного построения войск, создаваемого для ведения операции.

Следующей важной тенденцией является повышение подвижности и мобильности всех звеньев тыла. Известно, что накануне Великой Отечественной войны этому вопросу не было уделено должного внимания. В соответствии с предвоенными взглядами на начальный период войны считалось, что войска и тыл в этот период будут развертываться планомерно в ходе приграничных сражений первого оперативного эшелона. Поэтому предполагалось осуществлять тыловое обеспечение войск (сил), опираясь на «стационарный» оперативный и подвижный войсковой тыл. Это в свою очередь определяло и сроки готовности соответствующих звеньев тыла, требования к его технической оснащенности и работе в различных условиях боевой обстановки. С началом военных действий для тылового обеспечения предусматривалось использовать стационарные базы, склады, а для воинских перевозок людских и материальных ресурсов - главным образом железнодорожный транспорт.

Однако высокодинамичный характер операций в начале войны и в ходе ее ведения привел к необходимости коренного пересмотра технической оснащенности тыла и способов его работы. Потребовалось прежде всего резко повысить подвижность войскового тыла в основном путем увеличения в его составе автомобильного транспорта и создания полевого, в значительной степени подвижного, оперативного (армейского и фронтового) тыла. В оперативном звене тыловые части, соединения, учреждения укомплектовывались автомобильной техникой. Появились новые части, предназначенные для эксплуатации и технического прикрытия коммуникаций, материального и медицинского обеспечения, ремонтные части и подразделения. Комплекты тыла фронта, армий и соединений были значительно увеличены.

В послевоенный период эта тенденция получила дальнейшее развитие. Так, например, наряду с наращиванием подвижности элементов традиционного сухопутного тыла в вооруженных силах США и их союзников по блоку НАТО были созданы воздушные и морские органы тыла и соответствующие им способы тылового обеспечения. Появились также в большом количестве воздушные и подводные танкеры-заправщики, летательные аппараты-операционные, корабли-госпитали, плавбазы и т. д. Все это свидетельствует о том, что критерием подвижности современного тыла являются мобильность его систем и способность в любых условиях различными средствами и способами успешно решать свои задачи.

Зримо просматривается и тенденция более прочной интеграции тыла Вооруженных Сил с важнейшими объектами экономики страны. Как известно, наряду с тылом Вооруженных Сил в интересах действующих фронтов и флотов в ходе войны, которую могут развязать реакционные силы империализма, будут использоваться все виды коммуникаций. (железные и автомобильные дороги, трубопроводы, водные пути) и другие экономические объекты на территории страны и на ТВД. Учитывая глобальный размах войны, острую потребность повышения автономности войск в тыловом отношении, можно предполагать, что роль этих экономических объектов для тылового и технического обеспечения боевых действий в новых условиях значительно возрастет. Поэтому задачи, которые будет решать тыл, потребуется более тесно увязывать с общими мероприятиями военно-экономического обеспечения боевых действий войск и сил флота в целом.

Необходимо подчеркнуть, что по этому принципу, по существу, строилось обеспечение Советских Вооруженных Сил уже в годы Великой Отечественной войны. Именно социалистическая система хозяйствования позволила Коммунистической партии мобилизовать советский народ и более эффективно использовать военно-экономический потенциал страны для победы над фашистской Германией. В современных условиях, когда резко увеличится размах военных действий, преимущества социалистической системы военно-экономического обеспечения будут иметь особое значение при отражении агрессии.

Изменения в способах и характере выполнения боевых задач вызвали необходимость объединения различных видов тылового обеспечения в единую общевойсковую систему. В годы Великой Отечественной войны эта тенденция выражалась преимущественно в объединении в армейском звене разрозненных складов в полевую армейскую базу, создании во фронтах полевых складов. В центральном звене тыла на важнейших стратегических направлениях были созданы базы Центра, подчиненные непосредственно начальнику Тыла Красной Армии. В их состав входили не только склады с запасами материальных средств, но и транспортные, медицинские и ремонтные части, подразделения охраны и обслуживания, что придавало им повышенную автономность.

Тенденция централизации системы тылового обеспечения развивается и в послевоенный период. Ее обусловливают многие факторы, среди которых важную роль играют необходимость достижения наибольшей эффективности использования сил и средств и возможность максимальной концентрации их для решения главных задач. Она проявляется в дальнейшем совершенствовании организационных структур тыла, сложившихся почти во всех его звеньях и способных комплексно выполнять основные функции тылового обеспечения.

Этот процесс идет и в зарубежных армиях. Так, например, в США еще в 1961 году вместо семи разрозненных служб тыла и подчиненных им частей (подразделений) в дивизиях был создан единый орган тыла в составе трех батальонов (снабжения и транспортного, ремонтного, медицинского). В 1965 году подобная реорганизация была проведена и в полевой армии. В составе армейского тыла сформировались бригады (четыре материально-технического обеспечения и по одной - боеприпасов, медицинской, транспортной и военной полиции). Это, по мнению зарубежных специалистов, позволило централизовать системы тылового обеспечения в дивизионном и армейском звеньях и сделать их более гибкими и мобильными, кроме того, достичь общей цели их функционирования с наименьшими затратами сил, средств и времени, даже в экстремальных условиях.

При проведении мероприятий по централизации системы тылового обеспечения следует учитывать и факторы, вызывающие необходимость придания ее элементам определенной самостоятельности. Так, например, возрастание динамичности боя (операции) обусловливает непрерывное сокращение времени управленческого цикла, требует повышения гибкости и оперативности управления на всех уровнях системы тылового обеспечения, что возможно лишь при наличии элементов децентрализации. Это позволит иметь необходимую специализацию и более действенный контроль за состоянием обеспечения.

Следовательно, логика развития системы тылового обеспечения войск (сил) порождает противоречивую тенденцию. С одной стороны, в целях достижения большей оперативности и эффективности функционирования ее нужно максимально централизовать. С другой - требования гибкости и живучести вызывают необходимость наличия элементов ее децентрализации. В процессе развития системы нельзя не учитывать это противоречие, а также другие возникшие в военном деле явления, выдвигающие дополнительные требования к каждому виду тылового обеспечения.

Основной функцией системы тылового обеспечения в прошлом и теперь является материальное обеспечение войск. Сейчас, когда армии наиболее развитых стран полностью моторизованы и механизированы, оснащены ядерным и новейшим обычным оружием, обладающим большой дальностью и поражающей мощью, высокой точностью воздействия не только по войскам (силам), но и по объектам глубокого тыла, значительно возрастают потребности войск (сил) в материальных средствах, а боевые действия сопряжены с массовыми потерями оружия, техники, личного состава и средств обеспечения. Это, можно сказать, закономерный процесс. От войны к войне материальные издержки военных действий увеличиваются. Так, объем материальных потребностей войск и сил флота в операциях Великой Отечественной войны превысил в 10- 15 раз аналогичные показатели противостоявших коалиций за всю первую мировую войну. В результате смены нескольких поколений основного парка вооружения со времени окончания второй мировой войны объем материальных издержек, по данным зарубежной печати, может возрасти в 8-10 раз, что связано прежде всего с ростом технической оснащенности войск, усложнением самого вооружения и способов его применения. Это привело к расширению номенклатуры используемых войсками материальных средств, достигшей нескольких миллионов наименований, и резкому увеличению числа военно-учетных специальностей (со 160 во второй мировой войне до 2000 в настоящее время). В результате резко возрастает объем запасов материальных средств. Важнейшее требование к всестороннему обеспечению войск - своевременность. Однако выполнение его в настоящее время обусловлено рядом трудностей. Во-первых, в связи с ростом технической оснащенности войск и увеличением размаха современных операций непрерывно возрастает среднесуточный .расход материальных средств. Так, если в годы второй мировой войны на одного военнослужащего он составлял 20 кг, то в локальных войнах - 90--100 кг и более. Затраты средств на 100 км продвижения войск в наступлении увеличились в 10-15 раз. Во-вторых, произошло значительное изменение структуры материальных потребностей войск. Объем подвоза им боеприпасов и горючего в Великой Отечественной войне составлял 55-60 проц., а в локальных войнах - 85-90 проц. общей его величины.

В системе материального обеспечения основной задачей является подвоз, с помощью которого создаются запасы материальных средств, восполняются их расход и потери, осуществляется маневр ими при наращивании усилий тыла или переносе их на другие направления. При резко возросших потребностях войск в материальных средствах своевременность подвоза может быть обеспечена системным подходом к этой проблеме. В частности, у нас и за рубежом предпочтение отдается большегрузным высокопроходимым транспортным средствам, широкому использованию пакетов и контейнеров при перевозках грузов, а также средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, современной технологии доставки и обработки воинских грузов во всех звеньях тыла. В целях повышения оперативности материального обеспечения войск надо также настойчиво внедрять в повседневную практику принцип комплексного обеспечения войск различными материальными средствами.

В системе подвоза особую значимость в условиях высокодинамичных боевых действий приобретает маневр запасами материальных средств. Способами его проведения, как свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, являлись переключение данной группировки войск (сил) на другие источники материального обеспечения, использование резервов и целесообразного эшелонирования и размещения запасов на ТВД, а также перераспределение материальных и транспортных ресурсов между группировками войск (сил).

Рассматривая способы перевозки войск и материальных средств, можно сказать, что, несмотря на большую уязвимость, железнодорожный транспорт, видимо, по-прежнему сохранит ведущее значение в транспортном обеспечении в силу своей большой пропускной способности. Так, например, в годы Великой Отечественной войны по железной дороге было перевезено свыше 70 проц. всех воинских грузов. В современных операциях доля его участия в общем транспортном процессе в некоторых звеньях может быть уменьшена, однако в целом роль абсолютных показателей работы железнодорожного транспорта возрастет.

В настоящее время по опыту локальных войн основным средством перевозок не только в войсковом, но и оперативном тылу становится автомобильный транспорт. Объясняется это большей разветвленностью автодорожных коммуникаций и возможностью маневра ими по сравнению с железными дорогами. Дальнейший количественный и качественный рост парка автотранспорта подвоза и прежде всего переход на автомобили повышенной грузоподъемности предъявляют высокие требования к пропускной способности военных автомобильных дорог.

Новые проблемы для тыловых органов возникают в связи со все возрастающим объемом воинских перевозок по сухопутным коммуникациям, в том числе для подвоза материальных средств. Важные объекты коммуникаций будут подвергаться ударам дальнобойных огневых средств противника. По опыту учений ОВС НАТО, до 10 проц. ядерного и обычного оружия может использоваться для разрушения транспортных сухопутных коммуникаций с целью вывода из строя основных объектов, что, по мнению зарубежных военных специалистов, вполне обеспечивает изоляцию района боевых действий.

Поэтому важнейшим требованием к организации транспортного обеспечения войск (сил) в современной операции является непрерывность функционирования коммуникаций. От их состояния зависит не только выполнение задач тыла, но и поддержание боеспособности войск. Чтобы обеспечить выполнение этого требования, необходимо добиваться высоких темпов восстановления железных и автомобильных дорог. Восстановительные работы могут проводиться наиболее эффективно с применением новейших материалов, конструкций и технологии, универсальных машин и механизмов.

Ведущим принципом использования железнодорожных, дорожных и частично инженерных войск в целях восстановления коммуникаций является комплексное их применение. Речь идет о своевременном создании группировок восстановительных сил и средств и четком определении им задач, систематизации грузопотоков, развертывании перегрузочных районов, кроме того, оперативном маневрировании потоками перевозок и т. д.

В локальных войнах отмечена тенденция возрастания подвоза войск и грузов по воздуху. Так, за время агрессии в Корее (1950-1953 годы) американским командованием было переброшено по воздуху всего около 2,7 млн. военнослужащих, 670 тыс. т военных грузов, эвакуировано более 325 тыс. раненых и больных. В начале этой войны командование вооруженных сил США сосредоточило в Дальневосточной зоне до 430 военно-транспортных самолетов. Кроме того, для обеспечения перевозок по воздуху из США в Японию командование ВВС США заключило контракты с гражданскими авиакомпаниями на использование 70 транспортных самолетов. Объем ежемесячных перевозок по воздуху из США в зону боевых действий составлял в среднем 7,5 тыс. человек и до 2 тыс. т срочных военных грузов с применением около 260 самолетов. Остальные военно-транспортные самолеты доставляли войска и грузы внутри театра военных действий.

Существенно возрастает в настоящее время и роль морского транспорта в операциях. Как свидетельствует опыт локальных войн, даже в районах с хорошо развитой сетью наземных коммуникаций иногда он был важнейшим средством их дублирования и обеспечения непрерывности подвоза в интересах войск, действующих на приморских направлениях. В связи с этим в США, например, ведется усиленная подготовка к расширению возможностей морского транспорта. В распоряжении частных компаний США имеется более 248 океанских сухогрузов, пригодных для перевозки военной техники и средств материально-технического обеспечения (МТО). Министерство обороны США и управление морских перевозок министерства торговли разработали программу повышенной готовности этих сил. Количество судов, приписанных к командованию морских перевозок (КМП), составляет около 200 сухогрузов. Кроме того, в министерстве торговли США содержится резервный флот, состоящий из 149 сухогрузов периода второй мировой войны. Через 30 суток часть этих судов может быть использована для перевозки военных грузов. С началом мобилизации возможности морских перевозок могут быть резко увеличены за счет реквизиции по специальному распоряжению президента торговых судов, плавающих под флагом США, а также американских судов, которые ходят под чужим флагом. При использовании судов КМП и судов частных компаний, находящихся в высшей степени готовности, потребуется, по оценке военных специалистов, две-три недели для их загрузки и доставки военной техники и средств МТО в пункты назначения. Кроме того, при возникновении чрезвычайной обстановки в Европе для американских морских перевозок может быть привлечено более 600 судов стран - участниц НАТО.

В современных условиях для доставки большого количества горючего существенное значение придается использованию стационарных нефтепродукте проводов и полевых магистральных трубопроводов. Однако их развертывание, эксплуатация и восстановление являются серьезной организационно-технической проблемой. Основной фактор, значительно влияющий на эффективность их применения,- выход из строя как открытых, так и заглубленных участков трассы в результате воздействия по ним противника всеми видами оружия, а также пожаров и диверсионных актов. Опыт локальных войн на Ближнем Востоке показал, что повышение живучести трубопроводов достигалось путем создания резервов основных конструкций, промежуточных складов горючего и организацией их надежной охраны.

Таким образом, в современных операциях для повышения надежности транспортного обеспечения войск особое значение имеет комплексное использование всех видов транспорта, которые в ходе операций могут применяться последовательно, параллельно или последовательно-параллельно. Строго централизованное использование различных путей сообщения и транспортных средств, взаимное дублирование друг друга обеспечат создание большого резерва пропускной способности коммуникационных направлений.

Большое влияние на развитие теории и практики тылового обеспечения войск оказал небывалый рост энерговооруженности частей, подразделений и учреждений тыла. Это важная тенденция в развитии его материальной базы. За послевоенные годы она выросла в десятки раз, что позволило многократно увеличить производственные возможности органов тыла и значительно повысить их подвижность, мобильность, живучесть. В связи с этим возникает новая задача - техническое обеспечение войск по службам тыла. Главное его назначение - поддержание всей техники служб тыла в постоянной готовности к функционированию, а также ее ремонт и восстановление при выходе из строя. Многие виды этой техники приобрели поистине боевое значение (специальные комплексы обслуживания и ремонта ракет, самолетов, кораблей и подготовки, комплектования и снаряжения боеприпасов).

В сокращении сроков ремонта техники, как показывает опыт минувшей войны, важную роль играет совершенствование его технологии. Например, наиболее прогрессивными методами ремонта в стационарных условиях зарекомендовали себя поточный, а в полевых - агрегатный. Они полностью сохраняют свое значение и в современных условиях.

В связи с возрастанием количества и значения авиации в современных операциях важное место в системе тылового обеспечения занимают такие виды обеспечения, как инженерно-аэродромное и аэродромно-техническое, которые создают благоприятные условия для реализации возросших боевых возможностей авиации и повышают эффективность ее боевых действий. Таким образом, они решают целый комплекс задач. В настоящее время одна из них - восстановление в сжатые сроки разрушенных и строительство новых аэродромов. Эта задача довольно сложная. Ее эффективное решение возможно только при комплексном подходе с учетом всей аэродромной сети на ТВД. В частности, в целях облегчения выполнения данной проблемы при планировании инженерно-аэродромного обеспечения в ВВС стран НАТО предусматривают использование аэродромов как собственных, так и других видов вооруженных сил, гражданской авиации и участков автострад. Кроме того, по опыту локальных войн взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов на аэродромах в НАТО оборудуются искусственными покрытиями из современных материалов, запас которых на ТВД создается заблаговременно. Наконец, осуществляется их инженерное оборудование. Для защиты личного состава и пунктов управления возводятся различного вида убежища, строятся укрытия для самолетов, Средств наземного обеспечения полетов и материальных запасов.

Тенденция повышения постоянной готовности авиационных соединений и частей к ведению напряженных и эффективных боевых действий, как известно, вызывает необходимость своевременной и полной организации аэродромно-технического обеспечения полетов, к которому по мере развития и усложнения авиации предъявляются все более высокие требования. Так, если в годы Великой Отечественной войны для обслуживания и подготовки самолетов к выполнению задач использовалось до 10 типов специальных машин, то в настоящее время их стало во много раз больше. Непрерывно совершенствуются конструкции средств аэродромно-технического обеспечения и способы их эксплуатации. Опыт показывает, что сокращение сроков подготовки авиационных частей к вылету - одна из важных научных и практических проблем современного тыла. Путями ее решения с учетом отечественного и зарубежного опыта являются: оснащение авиационно-технических частей новейшими высокопроизводительными средствами; комплексное использование централизованных систем и подвижных средств аэродромно-технического обеспечения; полная механизация погрузочно-разгрузочных работ на складах; приближение запасов материальных средств к местам подготовки самолетов к вылету.

Возросшие требования к медицинскому обеспечению в современных операциях обусловлены тенденцией к увеличению массовых санитарных потерь от применения новых средств вооруженной борьбы. Потери будут характеризоваться неравномерностью возникновения, сложной структурой, тяжестью поражения. Все это потребует значительных трудозатрат при оказании медицинской помощи и лечении раненых. Так, например, при одинаковом расходе противником обычных осколочно-фугасных снарядов и боеприпасов объемного взрыва уровень потерь в последнем случае возрастает в 1,5-2 раза. Кроме того, большая дальность воздействия средств поражения может привести к их увеличению во вторых эшелонах, резервах и в глубоком тылу наших войск. В связи с этим медицинская служба будет вынуждена одновременно восстанавливать свою работоспособность, участвовать в ликвидации последствий применения противником всех видов оружия и обеспечивать боевые действия войск. При этом может возникнуть несоответствие между величиной санитарных потерь и возможностями медицинской службы по оказанию помощи раненым и больным. Важнейшими направлениями разрешения этого противоречия являются дальнейшее качественное совершенствование организационно-штатной структуры этой службы, повышение ее технической оснащенности, разработка и внедрение в практику более перспективных методов и средств диагностики и оказания медицинской помощи и лечения.

В целях быстрого возвращения в строй максимального числа раненых и больных необходима своевременная эвакуация их с поля боя и из очагов массового поражения. Для решения этой задачи надо совершенствовать организационные способы и создавать новые типы са-нитарно-транспортных средств. Возникла потребность дальнейшего широкого внедрения в войсковом звене высокопроходимых санитарно-транспортных машин на бронированной базе с герметизированными кузовами повышенной вместимости, оборудованных средствами связи и поиска раненых.

При применении противником ядерного и нового обычного оружия вероятны значительные разрушения на маршрутах, которые могут привести к длительным перерывам в эвакуации. В таких условиях целесообразно использовать авиационный транспорт. Его широкое применение, в частности вертолетов, для эвакуации раненых из войскового звена, и особенно из очагов массовых санитарных потерь, в госпитали позволит сократить число этапов медицинской эвакуации, а соответственно и ее время.

Анализ показывает, что в случае использования вероятным противником оружия массового поражения может наступить ухудшение санитарных условий в тылу страны. Для локализации этих процессов потребуется резко увеличить объем санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Поэтому необходимо совершенствовать организационную структуру медицинских частей и учреждений, их оснащение, способы решения кардинальных вопросов медицинской защиты войск.

Придавая важное значение дезорганизации системы тылового обеспечения, вероятные противники в рамках концепций глубоких ударов предусматривают значительное воздействие по объектам тыла всеми видами оружия, включая ядерное, обычное высокоточное и средства дистанционного минирования, высадку воздушных и морских десантов, выброску диверсионно-разведывательных групп различного назначения в тыловые полосы (зоны тылового обеспечения). При этом большие надежды они возлагают на диверсионно-подрывную деятельность в нашем тылу с применением самых изощренных по коварству и жестокости средств и методов, что наглядно подтверждено опытом локальных войн и необъявленной войны в Афганистане. Следовательно, возможные масштабы воздействия противника на объекты тыла выдвигают такое важное требование, как обеспечение их живучести. Эта задача может быть умело решена при комплексном подходе к ней. Необходимо и дальше совершенствовать организационную структуру и техническую оснащенность соединений, частей и учреждений тыла, а также органов управления ими и предусматривать другие мероприятия. Однако основу живучести тыла составляют его защита, охрана и оборона, для осуществления которых, как известно, привлекаются штатные силы и средства тыла, войска охраны тыла, а также боевые части и подразделения, выделяемые командованием.

Расширение и усложнение задач тылового обеспечения обусловили потребность в дальнейшей централизации управления тылом, что предъявило повышенные требования к методам работы органов управления во всех его звеньях. В создании централизованного управления системой обеспечения войск в Советской Армии большая роль принадлежит В. И. Ленину. Еще в годы гражданской войны в «Проекте директивы ЦК о военном единстве» он рекомендовал «признать безусловно необходимым на все время социалистической оборонительной войны объединение всего дела снабжения Красной Армии под единым руководством Совета Обороны и других центральных учреждений РСФСР» (Поли. собр. соч., т. 38, с. 400).

Тенденция централизации системы управления тыловым обеспечением советских войск прослеживается во всех периодах Великой Отечественной войны. Она проявлялась как в объединении усилий непосредственно подчиненных и нижестоящих соединений, частей и учреждений тыла для своевременного и всестороннего обеспечения войск (сил), так и в централизации управленческих функций в каждом его звене.

Начальники тыла Красной Армии, объединений, соединений и частей, по сути дела, решали все основные вопросы, связанные с построением тыла, подготовкой и использованием транспортных коммуникаций, подвозом материальных средств, руководством тыловым обеспечением войск (сил), организацией охраны, обороны, связи и управления им. Однако это не умаляло роли начальников родов войск, специальных войск и служб, которые непосредственно организовывали соответствующие виды обеспечения по своим специальностям. При этом по размещению и перемещению, охране и обороне подчиненных им соединений, частей и учреждений, использованию местных материальных ресурсов, подвозу материальных средств, эвакуации они взаимодействовали с соответствующими заместителями командующих (командиров)- начальниками тыла и выполняли их указания.

В современных операциях, как никогда ранее, возрастает роль единоначалия в управлении тылом. Централизация функций руководства им в руках заместителя командующего (командира) - начальника тыла и его аппарата является вполне закономерной. Становится очевидным, что без дальнейшего совершенствования единоначалия не представляется возможным повышение оперативности управления тылом и эффективности тылового обеспечения войск (сил) в целом, особенно в вопросах рационального распределения материальных средств, маневра материально-техническими ресурсами, транспортными средствами и использования путей сообщения.

В настоящее время реализация принципа централизованного управления тылом, на наш взгляд, должна осуществляться на основе применения и совершенствования унифицированных автоматизированных систем управления, опирающихся на единое планирование тылового обеспечения, единые системы подвоза, транспортного и технического обеспечения, охраны, обороны и защиты тыла, а также связи и единую системно-техническую, информационную, программную и математическую базу.

Дальнейшее совершенствование систем управления тылом, видимо, надо осуществлять с таким расчетом, чтобы ее готовность была несколько выше готовности развернутого тыла в мирное время для обеспечения учебы, жизни и быта войск и сил флота. С этой целью необходимо прежде всего повышать живучесть системы связи, ее помехозащищенность и пропускную способность. Особое внимание следует обратить на эффективное использование электронно-вычислительной техники и других средств автоматизации при оптимальном сочетании возможностей человека с энергетическими, информационными и другими характеристиками машин. Требуется также умело согласовывать структуру и функции каждой подсистемы с вышестоящей, подчиненными и взаимодействующими системами.

Очень важным элементом в эффективном использовании имеющихся сил и средств также является высокая профессиональная подготовка офицеров и младших специалистов служб тыла.

Это может быть достигнуто системой обучения специалистов тыла в учебных заведениях и школах, на учебных сборах, в ходе практической работы и на занятиях, учениях в поле. Важно при этом постоянно повышать профессиональную подготовку путем перестройки и своевременного обновления учебно-материальной базы новыми техническими средствами, интенсификации обучения, что способствует ускорению /сокращению сроков) и повышению качества подготовки.

Военный Энциклопедический Словарь. - М.: Воениздат, 1984, с. 515.

Weapons Technology, 1965, July-August, p. 77-79.

Военная Мысль, 1982, № 2, с. 16.

Там же, с. 22.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации