Некоторые вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1986, стр. 23-31

Некоторые вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах

Генерал-лейтенант авиации в отставке Н. Н. ОСТРОУМОВ,

кандидат военных наук, доцент

В статье раскрываются вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах, прежде всего такие, как боеготовность и маневр авиационных группировок, обеспечение их живучести, а также изменение способов завоевания господства (превосходства) в воздухе в зависимости от развития средств вооруженной борьбы и условий их применения, совершенствование авиационной поддержки войск и ведение радиоэлектронной борьбы.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ сорок лет в различных регионах мира империалисты неоднократно развязывали локальные войны, в которых использовались самые современные средства вооруженной борьбы, в том числе и авиация. В специфических условиях театров военных действий (пустыня, горы, джунгли) она, по существу, являлась единственным дальнобойным, высокоманевренным огневым средством. Обобщение и исследование опыта ее боевого применения дает возможность более полно учитывать все факторы, оказывающие влияние на разработку теории использования ВВС в современных операциях. Речь идет прежде всего о таких вопросах, как боеготовность и маневр авиационных группировок, обеспечение их живучести, завоевание господства в воздухе и авиационная поддержка войск, сил флота, а также ведение РЭБ.

Высокая боеготовность авиационных группировок рассматривается в современных условиях как важнейший принцип боевого применения авиации. Там, где ВВС находились в высокой степени боеготовности, фактор внезапности агрессора в значительной мере утрачивал свое значение и, напротив, при низкой готовности авиация несла большие потери, и в результате противник завоевывал господство в воздухе. Так, в локальной войне на Ближнем Востоке в 1967 году группировка египетских военно-воздушных сил по количеству и качеству самолетов не уступала израильской. Однако агрессору удалось в первый же день нанести ей тяжелые потери. Главными причинами этого были ее низкая боеготовность к отражению внезапных массированных авиационных налетов, отсутствие маскировки самолетов и аэродромов их базирования (к началу агрессии все части египетских ВВС находились на аэродромах мирного времени), слабая готовность системы управления. Так, оповещение о нанесении удара первым эшелоном оперативно-тактического построения израильской авиации утром 5 июня 1967 года по передовым аэродромам египтян было передано на другие, расположенные западнее их, только через 25-30 минут, т. е. непосредственно перед подходом к ним самолетов второго эшелона противника.

Для реализации замысла нападения агрессор провел детальную разведку в целях определения состояния оперативного развертывания египетской авиации (которое практически не осуществлялось), получения точных данных о местоположении позиций ЗУР, ЗА и радиолокационных станций, штабов, узлов связи и других важных объектов. Кроме того, им был проведен комплекс мероприятий по оперативной маскировке. На аэродромах сохранялся обычный режим мирного времени, были запрещены полеты боевых самолетов у границ. Все это ослабляло бдительность командования ВВС арабских стран и способствовало достижению внезапности удара.

Боевой опыт показывает, что важным фактором боеготовности коалиционной авиационной группировки являются централизованное управление, оперативное взаимодействие, своевременный маневр ВВС с использованием заранее подготовленных аэродромов на территории союзных стран в процессе отражения агрессии. Нерешенность этих вопросов имела непоправимые последствия. Более того, имевшийся план применения египетских ВВС не был согласован с планом действий сухопутных войск и военно-морских сил. Это позволило израильтянам в 1967 году безнаказанно сосредоточивать усилия своих ВВС для последовательного разгрома авиационных группировок другой стороны.

Обеспечение живучести авиационных группировок и быстрого восстановления их боеспособности, как показал опыт боевых действий, имеет весьма важное значение для исхода войны в целом. Решение проблемы, по мнению зарубежных военных специалистов, может быть достигнуто двумя путями: первый основывается на высокой боеготовности, обеспечивающей при необходимости своевременный выход из-под удара и перехват инициативы; второй заключается в изыскании способов повышения защищенности самолетов, средств управления и в целом аэродромов от поражения авиационным и другим оружием, в том числе и высокоточным.

Так, в войне во Вьетнаме применялись различные способы обеспечения живучести самолетов. Поскольку американская авиация наносила удары по аэродромам преимущественно ночью, вьетнамское командование перед наступлением темноты рассредоточивало боевые самолеты, на аэродромах сооружались укрытия от осколочных и фугасных бомб.

После войны 1967 года в арабских странах также начали строиться на аэродромах железобетонные укрытия (ЖБУ) для самолетов, что существенно повысило живучесть авиации при применении обычных средств поражения. Удары израильских ВВС по египетским аэродромам в 1973 году не дали ощутимых результатов (всего 2-3 проц. потерь на земле). Учитывая этот опыт, в целях повышения защищенности аэродромов уже после 1967 года в странах НАТО была существенно усилена система объектовой ПВО, проведен ряд мероприятий по совершенствованию истребительного прикрытия, строительству ЖБУ.

Быстрое восстановление боеспособности авиационных группировок, как показывает опыт локальных войн, представляет собой комплексную проблему. Это обусловлено необходимостью одновременного восполнения потерь самолетов и летного состава, восстановления разрушенных взлетно-посадочных полос, других важных объектов аэродромов. Своевременное пополнение авиационных группировок сторон самолетами в локальных войнах достигалось путем поставок из других стран. При этом авиационная техника перебрасывалась как своим ходом, так и с использованием воздушного и морского транспорта. Например, для оказания помощи Израилю в 1973 году был наведен воздушный мост США - Ближний Восток, что потребовало модернизации существующих и создания новых военно-транспортных самолетов. Значительно сложнее решалась проблема летных кадров. По сообщениям зарубежной печати, они пополнялись в основном за счет привлечения на определенном этапе «наемников». Так, в 1973 году отмечалось участие в боевых действиях на стороне Израиля летчиков из ВВС стран НАТО.

Восстановление аэродромной сети в ходе локальных войн достигалось за счет быстрого ремонта ВПП, для чего на аэродромах создавались специальные восстановительные отряды, запасы строительных материалов, в том числе и быстротвердеющих бетонных смесей, переброска самолетов с разрушенных аэродромов на исправные с помощью вертолетов. Кроме того, считается, что для решения этой проблемы необходимо максимально использовать автострады, создавать скрытые и ложные аэродромы, а также специальные устройства, обеспечивающие взлет самолетов с поврежденных ВПП2.

Некоторые вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах

Господство (превосходство) в воздухе, как подтверждает опыт локальных войн, имеет решающее значение для успешного ведения боевых действий всеми видами вооруженных сил в операциях. Однако способы его завоевания в значительной степени зависят от условий начала и ведения военных действий на ТВД, уровня развития авиационной техники и средств ПВО. Например, в Корее главную роль в борьбе за господство в воздухе играла истребительная авиация, во Вьетнаме и последующих локальных войнах она в какой-то мере уступила ее появившимся к этому времени зенитным ракетным войскам. Это обусловлено тем, что в большинстве своем воздушные (противовоздушные) бои и сражения развертывались над территорией страны, ставшей жертвой нападения. В руках же агрессора главным средством завоевания господства в воздухе оставались истребители и ударные силы авиации.

Основным способом борьбы за превосходство в воздухе со стороны нападающего было уничтожение авиации на аэродромах и в воздухе, ЗРК, РЛС и средств управления. Борьба за господство в воздухе в каждой локальной войне имела свои особенности, определяющиеся условиями, в которых она проходила (табл. 1).

В локальной войне в Корее в 1950-1953 годах борьба за господство в воз-духе велась главным образом в ходе воздушных сражений (боев). В некоторых из них впервые в истории авиации участвовало одновременно до 200-300 реактивных истребителей сторон.

В начале войны истребительная авиация вводилась в сражение эшелонирование, при этом только 40-50 проц. составляли ударные группы, остальные осуществляли их прикрытие. Большое влияние на исход воздушных сражений оказывали наличие резерва и правильный выбор момента его ввода в сражение. Срыв массированных авиационных налетов достигался активными и решительными действиями истребителей оборонявшейся стороны, наносивших большой урон противнику, а в ряде случаев вынуждавших американских летчиков отказываться от выполнения боевых задач. .

В ходе агрессии во Вьетнаме ВВС США, несмотря на подавляющее численное превосходство, несли значительные потери, Они впервые встретили мощное противодействие зенитных ракетных войск и новых, более современных для того времени истребителей. Была подтверждена возрастающая роль сил и средств ПВО, а также необходимость согласованного применения ИА и ЗРВ. Зарубежными военными специалистами сделан важный вывод: чтобы завоевать господство (превосходство) в воздухе, нужно разгромить не только авиационную, но и противовоздушную группировки, а также подавить радиолокационные средства. Определились требования к оперативно-тактическому построению авиации в массированных ударах. Для успешного их нанесения необходимо создавать сильный эшелон прорыва системы ПВО (эшелон обеспечения) и несколько ударных.

Установка на самолеты аппаратуры радиоэлектронной борьбы внесла изменение в построение боевых порядков авиации. Они стали более плотными, ибо в противном случае затруднялось эффективное подавление системы управления ЗРК. В этих целях в оперативно-тактическом построении ВВС появился новый элемент - специальные самолеты с мощными средствами радиоэлектронной борьбы, которые обеспечивали действия ударных сил авиации. Такими самолетами у американцев были ЕВ-66.

В начале войны основным способом преодоления ПВО был полет на предельно малой высоте. Однако постановка на боевые самолеты новых средств РЭБ, а также аппаратуры обнаружения пуска зенитных ракет позволила американской авиации на завершающем ее этапе перейти к действиям со средних высот (2500-4000 м), чтобы избежать поражения от огня войсковых средств ПВО и повысить эффективность атак наземных целей.

Арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов показали, что завоевание господства в воздухе достигается как уничтожением авиации на аэродромах, так и в воздушных боях и сражениях. Выбор того или иного способа борьбы за него в значительной мере стал определяться возможностями противовоздушной обороны. В зарубежной военной печати отмечается, что при недостаточном ее развитии у одной стороны и высоких возможностях авиации другой по ее прорыву предпочтение следует отдавать массированным авиационным ударам по аэродромам, а при сильной ПВО - уничтожению самолетов в воздухе.

Так, например, в 1967 году израильтянам удалось нанести поражение авиации другой стороны мощным внезапным ударом по аэродромам. В октябре 1973 года, встретив активное противодействие системы ПВО, они резко изменили тактику и перешли к организации так называемых «преднамеренных воздушных боев», суть которых заключалась в проведении мероприятий, вынуждавших арабскую сторону поднимать истребители в воздух (путем демонстративных действий специальных групп самолетов, запуском БПЛА и др.) и последующей их внезапной атакой превосходящими силами своей ИА.

Война 1973 года показала также возросшее значение борьбы с ЗРВ и их средствами управления. Действия по их поражению вылились в форму специальной операции по уничтожению группировки ЗРВ. После ее проведения ценой больших потерь агрессору временно удалось обеспечить превосходство в воздухе только в зоне боевых действий войск и свободу маневра своей авиации. В этих условиях попытка израильтян нанести несколько ударов по арабским аэродромам в 1973 году не дала ожидаемых результатов, так как они были надежно прикрыты ЗРК, а самолеты находились в бетонированных укрытиях. Главные усилия израильская авиация сосредоточила на ведении воздушных боев, что в известной мере обеспечило успех операции сухопутных войск агрессора по форсированию Суэцкого канала. Однако завоевать полное господство в воздухе, как это было в 1967 году, на этот раз ему не удалось. Система ПВО арабских стран оказалась достаточно надежной.

В вооруженном конфликте в Ливане в 1982 году Израиль впервые применил в широком масштабе американское высокоточное оружие, воздушные системы дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления, радиотехнической разведки, беспилотные летательные аппараты, разнообразные средства радиоэлектронной борьбы. Все это оказало существенное влияние на характер борьбы за превосходство в воздухе. По сообщениям зарубежной военной печати, дальнейшее развитие получили способы прорыва ПВО. Суть их заключалась в том, что заблаговременно с высокой точностью определялись координаты позиций ЗРВ и пунктов управления, осуществлялось непрерывное слежение за действиями авиации и интенсивно велась РЭБ. Новые средства позволили наносить эффективные авиационные удары по ЗРК. Использование разнотипных истребителей, высокоточных ракет «воздух - воздух» и самолетов ДРЛО и управления позволяло агрессору поражать самолеты еще на дальних подступах и не допускать их к зоне действий своих сухопутных войск, т. е. превосходство в воздухе было достигнуто путем последовательного разгрома сначала противовоздушной группировки, а затем уничтожения самолетов в воздухе.

Опыт локальной войны на Ближнем Востоке в 1982 году подтвердил, что целенаправленное применение высокоточного авиационного оружия для поражения ЗРК и самолетов в воздухе позволило в кратчайшие сроки с ограниченным составом сил достигать крупных оперативных результатов.

Фолклендский конфликт 1982 года показал, по мнению зарубежных специалистов, что в борьбе за превосходство в воздухе и на море в зоне проведения морской десантной операции большое значение имеет палубная авиация, вооруженная самолетами вертикального взлета и посадки. Так, английские истребители «Си Харриер» в ходе военных действий сбили 31 аргентинский самолет, потеряв при этом в своих.

Некоторые вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах

Заслуживает внимания опыт быстрого дооборудования крупных транспортных судов в авианесущие корабли, обеспечивающие деятельность самолетов вертикального взлета и посадки. В связи с этим в Англии были пересмотрены требования к строительству коммерческого флота.

Анализ боевых действий в районе Фолклендских (Мальвинских) островов привел к выводу, что для более успешного выполнения задачи противовоздушной обороны корабельного соединения необходимо в его составе иметь авиационные средства дальнего радиолокационного обнаружения низколетящих целей. Отсутствие их позволило аргентинской авиации внезапно, на малых высотах выходить к целям и поражать авианесущие и другие корабли английского флота (рис. 1).

Опыт фолклендских событий подтвердил необходимость использования военно-транспортной авиации не только для перевозки личного состава, грузов и техники на большие расстояния, но и для дозаправки всех самолетов в воздухе, которые должны быть для этого соответствующим образом оборудованы.

Также оказалось целесообразным широкое использование вертолетов для высадки морских десантов с кораблей на побережье в целях захвата и подготовки взлетно-посадочных площадок для палубных самолетов «Си Харриер». Перебазирование этих самолетов с авианесущих кораблей на сушу повысило их живучесть и обеспечило более тесное взаимодействие с войсками морского десанта.

Авиационная поддержка войск является не менее важной оперативной задачей, чем завоевание господства в воздухе. Зарубежные военные специалисты, анализируя опыт локальных войн, пришли к выводу, что при современном уровне развития средств воздушного нападения, ЗРВ и ракет класса «земля-земля» взаимосвязь этих задач усиливается. Так, например, в 1973 году на сирийском фронте была проведена авиационная и артиллерийская подготовка, после которой пехотные дивизии и бригады перешли в наступление. Авиационной подготовке предшествовал удар тактических ракет по израильскому аэродрому Рамат-Давид и другим важным объектам на Голанских высотах. Несмотря на сильно укрепленную оборону этих высот, пехотные дивизии к утру 7 октября продвинулись в районе Эль-Кунейт-ры на 4-8 км. В то же время египетские войска после авиационной и артиллерийской подготовки и последующей поддержке форсировали Суэцкий канал. До начала подготовки был нанесен удар ракетами по аэродрому Мелес и центру РЭП.

Некоторые вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах

Для срыва подхода резервов противника на перевалах Митла и Гидди в ночь на 7 октября были высажены в тыл три вертолетных десанта. С помощью четвертого десанта был взорван нефтепровод.

Все это показывает, что превосходство в воздухе, достигнутое хотя бы временно и в определенном районе, обеспечивает прикрытие развертывания и последующие действия сухопутных войск, благоприятные условия своей авиации, осуществляющей их непосредственную поддержку, и воспрещает нанесение ударов штурмовикам противника. При этом существенно возрастает значение организации взаимодействия авиации с войсками. Как и в годы минувшей войны, в частях сухопутных войск агрессора во Вьетнаме практиковалось создание пунктов управления авиацией, осуществлялось наведение на цели как с наземных радиостанций, так и со специально предназначенных самолетов (рис. 2).

Широкое применение танков и противотанковых средств в локальных войнах определило необходимость возрождения штурмовой авиации для поддержки войск. Чтобы надежно противостоять воздействию легких средств ПВО, требовалось иметь самолет с бронированием отдельных важных элементов, оснащенный высокоточными ракетами «воздух - поверхность» с дальностью пуска, превышающей досягаемость войсковых средств ПВО.

Появление в США самолетов А-7Д, а затем А-10, в Англии - самолетов вертикального взлета и посадки типа «Харриер» в варианте штурмовиков предопределило применение штурмовых действий в ходе авиационной поддержки. Однако создание самолетов-штурмовиков не обеспечивало в полном объеме выполнение задач поддержки войск на поле боя в современных условиях, особенно по уничтожению бронированных целей. Большое развитие в связи с этим получили вертолеты, которые в локальных войнах, помимо высадки десантов, стали эффективно осуществлять огневую поддержку войск. Вооружение вертолетов противотанковыми управляемыми ракетами дальнего действия позволяло им поражать бронированные цели, находясь вне зоны ПВО противника.

Широкое применение вертолетов в тесном взаимодействии с сухопутными войсками оказало существенное влияние на тактику действий последних. Появилась возможность осуществлять «вертикальный охват» войсковых группировок противника. Аэромобильные операции стали основной формой боевых действий войск в Южном Вьетнаме. Для этого создавались тактические аэромобильные группы, состоявшие из одного-двух пехотных батальонов и батальона армейской авиации. В сухопутных войсках США во Вьетнаме была впервые сформирована 1-я аэромобильная дивизия, имевшая в своем составе 434 вертолета. Основываясь на этом опыте, в армиях США и других стран НАТО в последующем стали создаваться специальные противотанковые части и соединения (в США - противотанковая вертолетная бригада).

Создание аэромобильных войск, развитие штурмовой авиации, боевых транспортно-десантных вертолетов и высокоточного оружия, применение средств РЭБ, внедрение автоматизированных систем управления войсками и оружием привели к серьезным изменениям в военном искусстве. В США и НАТО появились концепции глубоких ударов («воздушно-наземная операция (сражение)» и «борьбы со вторыми эшелонами»), суть которых заключается в одновременном поражении войск противника на всю глубину операции силами подвижных войск, тактической и армейской авиации, воздушных и морских десантов, РУК и РОК.

Считается, что основными средствами поражения при нанесении глубоких огневых ударов будут в интересах армейских корпусов - тактическая авиация, РУК; дивизий - самолеты тактической авиации, оперативно-тактические ракеты, средства полевой артиллерии и армейская авиация; бригад - полевая артиллерия, разведывательно-огневые комплексы и боевые вертолеты.

Стремление подавить систему управления авиацией и ПВО противника имело место во всех локальных войнах, что определило развитие средств радиоэлектронной борьбы и, как следствие, разработку способов их применения. По мнению зарубежных военных специалистов, в ходе локальных войн наметилась тенденция к превращению РЭБ из вида обеспечения в неотъемлемую составную часть боевых действий (табл. 2).

***

По мнению зарубежных военных специалистов, опыт оперативного применения ВВС в локальных войнах позволяет сделать некоторые обобщения, которые сохранят свою актуальность и в будущем.

Во-первых, для успешного ведения современных операций, особенно в начале войны, надо обеспечить высокую боеготовность авиации для отражения вторжения противника как на суше, так и в воздухе (море). Даже при упреждающих действиях противника авиационная группировка должна действовать по заранее отработанному варианту, позволяющему осуществить совместно с силами ПВО отражение его внезапного массированного налета, и немедленно перейти к активным действиям по завоеванию господства в воздухе и поддержке войск и сил флота.

Во-вторых, опыт борьбы за господство в воздухе в локальных войнах показал, что для его достижения необходимо: поддерживать постоянное и непрерывное взаимодействие авиации с силами и средствами войск ПВО и силами флота; обеспечивать массированный и внезапный ввод в воздушное сражение своей истребительной авиации для отражения налета крупных сил ВВС противника; постоянно иметь достаточный резерв для наращивания сил в воздушном сражении; предусматривать в оперативно-тактическом построении авиации в массированном ударе эшелон для прорыва или проведение специальной операции по разгрому группировки сил и средств ПВО противника.

Некоторые вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах

В-третьих, эффективность авиационной поддержки зависит от соответствия состава авиационной группировки объему выполняемых задач и устойчивого взаимодействия ее с войсками, силами флота и ПВО.

При современном развитии средств поражения необходимо иметь в составе авиационной группировки части и подразделения самолетов-штурмовиков и вертолетов огневой поддержки.

В-четвертых, в локальных войнах получила широкое развитие РЭБ. Она оказывает большое влияние на ход и исход боевых действий авиации. Успеха в них добивается сторона, которая надежно подавляет и уничтожает средства разведки, управления и радиоэлектронной борьбы противника, при этом умело защищает свои РЭС, системы управления, разведки и РЭБ от его радиоэлектронного подавления и средств поражения.

В статье рассмотрены лишь некоторые вопросы оперативного применения ВВС в локальных войнах, свидетельствующие о взаимосвязи совершенствования авиационной техники, средств поражения и управления и развития форм и способов оперативного применения авиации.

Локальные войны: История и современность. - М.: Воениздат, 1981, с. 151.

Зарубежное военное обозрение, 1986, № 6, с. 6-8.

Зарубежное военное обозрение, 1983, № 11, с. 64-65; 1984, № 5, с. 16, № 8, с. 48, М 9, с 50-51.

Военно-исторический журнал, 1983, № 11, с. 76.

Военная Мысль, 1985,.№ 8, с 32.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации