Конкретная программа обеспечения мира и безопасности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1986, стр. 3-19

Решения XXVII съезда КПСС- в жизнь!

Конкретная программа обеспечения мира и безопасности

XXVII СЪЕЗД КПСС, его решения еще раз убедительно продемонстрировали неразрывность социализма и мира. Советский Союз был и остается авангардом всех прогрессивных сил, призванных избавить человечество от ядерной катастрофы.

Растущую угрозу самому существованию мировой цивилизации представляет в современных условиях империализм. «Империализм, - подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, - виновник двух мировых войн... Он создает угрозу третьей мировой войны. Достижения человеческого гения империализм ставит на службу созданию оружия чудовищной разрушительной силы. Политика империалистических кругов, готовых жертвовать судьбами целых народов, усиливает опасность того, что такое оружие может быть пущено в ход».

В отличие от империализма, пытающегося силой остановить ход истории, социализм безоговорочно отвергает войны как средство разрешения межгосударственных политических и экономических противоречий, идеологических споров. «Наш идеал, - отмечается в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, - мир без оружия и насилия... Поэтому и на будущее магистральным направлением деятельности партии на мировой арене остается борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира».

Столкновение и борьба противоположных подходов к перспективам мирового развития приобрели на крутом переломе человеческой истории особенно сложный характер. Человечество вступило в опаснейший период. В первой половине 80-х годов усилилось ядерное противостояние США и СССР, НАТО и Варшавского Договора. Возникла угроза гибели мировой цивилизации. Самим объективным ходом мирового процесса вопросы войны и мира, вопросы выживания поставлены в центр мировой политики. В этих условиях принципиально важным является вывод нашей партии о том, что в современный ядерно-космический век нельзя мыслить старыми категориями, нужен новый подход к проблеме безопасности. Суть этого нового подхода коротко сводится к следующему.

Во-первых, ядерная эпоха коренным образом меняет содержание мировой политики. Меняет потому, что ныне не может быть чередования мирных и немирных периодов, невозможен установившийся привычный цикл: война - мирная передышка - снова война. Теперь либо мирное сосуществование, либо несуществование. Третьего не дано, поскольку ядерное оружие способно смести с лица Земли род человеческий. Поэтому предотвращение войны - задача всех народов независимо от того, в каком государстве и при каком социальном строе они живут.

Во-вторых, безопасность в ядерный век надо оценивать иначе. Обеспечение безопасности ныне все больше предстает как задача политическая. Решить ее можно лишь политическими средствами на путях разрядки напряженности, разоружения, укрепления доверия и развития международного сотрудничества. Бессмысленно и даже преступно искать решение проблемы безопасности в гонке вооружений, совершенствовании «щита» и «меча».

Сейчас нельзя сотворить двух безопасностей - одну (покрепче) для себя, другую (послабее) для соседа. Если США и НАТО, размещая в Европе свои ракеты средней дальности (РСД), приближают угрозу к другим, то они тем самым приближают ее и к себе. Расстояния в данном случае значения не имеют, так как на любые шаги Запада у СССР всегда найдутся адекватные ответные меры. Отсюда напрашивается один вывод: теперь безопасность может быть только взаимной, всеобщей; ее надо обеспечивать совместно, хуже - порознь и еще хуже - в противоборстве.

Этим определяется постановка на XXVII съезде КПСС вопроса о создании всеобъемлющей системы международной безопасности. На форуме партии сформулированы ее принципиальные Основы, в которых впервые предстают воедино все аспекты современного понятия международной безопасности - военный, политический, экономический и гуманитарный. «Создание всеобъемлющей системы международной безопасности, - отмечается в Послании Генерального секретаря ЦК КПСС генеральному секретарю ООН в связи с провозглашением Организацией Объединенных Наций 1986 года Международным годом мира, - задача не только многогранная, но и глобальная, требующая совместных усилий государств и народов, всех и каждого. В ее решение призваны внести свой действенный вклад все международные форумы, и в первую очередь такой универсальный орган многостороннего сотрудничества, как Организация Объединенных Наций. Живое дело обеспечения мира не должно тонуть в бесконечных словопрениях. Народы ждут того, чтобы все ведущиеся переговоры стали эффективными и результативными».

В-третьих, в настоящее время экономические, научно-технические и военные возможности СССР и США таковы, что стремление к достижению военного превосходства является иллюзорным. Ни одна из сторон не допустит военного превосходства над собой. Ведь не случайно американская политика гонки ядерных вооружений, проводимая в течение десятилетий, зашла в тупик. Сейчас Вашингтон ищет другой путь- попытаться через космос обойти СССР в военном отношении. Но и на этом направлении США ждут разочарования. «Нет ничего такого, - еще раз подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в речи на встрече с трудящимися города Тольятти 8 апреля 1986 года,- что США могут сделать, а мы нет... гонкой вооружений нас не измотать, из космоса не взять, в технологии не обойти. Ничего хорошего из этих попыток не выйдет».

В-четвертых, нынешний ядерный баланс непомерно высок. Продолжение гонки вооружений может довести равную опасность до таких пределов, когда даже паритет перестанет быть фактором военно-политического сдерживания. Стало быть, необходимо прежде всего снизить уровень военного противостояния. Подлинная равная безопасность в наш век гарантируется предельно низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо исключить ядерные и другие виды оружия массового поражения.

Свой новый подход к обеспечению прочного мира СССР подтверждает практическими делами:

- наша страна взяла обязательство не применять первой ядерное оружие; в одностороннем порядке приостановила размещение ракет средней дальности в Европе, сняла с боевого дежурства часть ракет СС-20;

- СССР трижды продлевал односторонний мораторий на ядерные взрывы, введенный 6 августа 1985 года, предлагая незамедлительно начать переговоры о прекращении ядерных испытаний;

- Советский Союз выдвинул идущие навстречу Западу компромиссные предложения на переговорах в Женеве, Вене и Стокгольме;

- широкомасштабной инициативой явилось Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 15 января 1986 года, которое содержит конкретный и ясный план ликвидации оружия массового уничтожения, сокращения других вооружений до пределов необходимой обороны. Это, по существу, сплав философии формирования безопасного мира в ядерно-космическую эру с платформой конкретных действий;

- наша страна учла обеспокоенность европейцев в отношении ракет средней дальности, а также по оперативно-тактическому ядерному оружию и предложила компромиссный вариант для европейской зоны;

- СССР предложил взаимный вывод советского и американского флотов из Средиземного моря;

- XXVII съезд не только одобрил все эти меры, но и выдвинул Основы создания всеобъемлющей системы международной безопасности.

В выступлении на XI съезде СЕПГ товарищ Горбачев М. С. конкретизировал практические аспекты Основ всеобъемлющей безопасности: была изложена новая инициатива, направленная на укрепление общеевропейской безопасности, на справедливое постепенное понижение уровней обычных вооружений. При этом он заявил, что «никогда, ни при каких обстоятельствах наша страна не начнет военных действий против Западной Европы, если мы и наши союзники не станем объектами нападения со стороны НАТО! Повторяю, никогда!».

Не трудно видеть, что смысл этих крупных, принципиального характера внешнеполитических акций ЦК КПСС и Советского правительства состоит в том, чтобы в максимальной степени содействовать улучшению международной обстановки, переломить тенденцию к нарастанию военной опасности, отвести от человечества угрозу ядерной войны.

Однако курс мира и разоружения, активно проводимый КПСС и Советским государством, не находит поддержки у американской администрации. Это прежде всего проявляется в непрекращающихся ядерных испытаниях. «...Прекращение ядерных испытаний, - указал товарищ Горбачев М. С. в своем выступлении по советскому телевидению 29 марта 1986 года, - это самый реальный путь добиться прекращения гонки вооружений. Без таких испытаний нельзя ни совершенствовать, ни создавать новые виды ядерного оружия. Короче говоря, если бы вместе с Соединенными Штатами, другими ядерными державами мы договорились о прекращении ядерных взрывов, это позволило бы сдвинуть с мертвой точки весь процесс ядерного разоружения». Таким образом, Советский Союз решительно настроен на то, чтобы наполнить реальностями договоренности, достигнутые на высшем уровне в Женеве. Он предпринимает все от него зависящее для обуздания гонки вооружений, прекращения ее на Земле и недопущения в космосе.

СССР - ЗНАМЕНОСЕЦ МИРА

Стержнем стратегии мира, изложенной в Заявлении товарища Горбачева М. С. от 15 января 1986 года, является рассчитанная на 15 лет (до 2000 года) конкретная программа ликвидации ядерного оружия во всем мире. Программа предусматривает поэтапное сокращение ядерного оружия - как носителей, так и боезарядов - под соответствующим международным контролем и при обязательной договоренности о запрете на создание, испытание и развертывание ударных космических вооружений (УКВ). При этом предлагается следующий поэтапный порядок сокращения ядерных вооружений.

Первый этап предполагает, что в течение 5 - 8 лет СССР и США вдвое сокращают ядерные вооружения, достигающие территории друг друга. На остающихся у них таких носителях сохраняется не более чем по 6000 зарядов.

Поскольку ядерные и космические вооружения находятся в объективной, органической взаимозависимости, которая не может быть разорвана без ущерба для стратегической стабильности и паритета, такое радикальное сокращение возможно только при взаимном отказе СССР и США от создания, испытаний и развертывания ударных космических вооружений. Создание этого вида оружия, как не раз предупреждал Советский Союз, перечеркнет надежды на сокращение ядерных вооружений.

На первом этапе имеется также в виду ликвидация ракет средней дальности СССР и США в европейской зоне - как баллистических, так и крылатых. Это было бы первым шагом на пути освобождения Европейского континента от ядерного оружия. При этом, по логике вещей, США должны взять на себя обязательство не поставлять свои стратегические ракеты и ракеты средней дальности другим европейским странам, а Англия и Франция в свою очередь - не наращивать свои соответствующие ядерные вооружения.

На втором этапе, который должен начаться не позднее 1990 года и длиться 5-7 лет, к ядерному разоружению начинают подключаться остальные ядерные державы. СССР и США в этот период продолжают сокращения, о которых договорились на первом этапе, а также осуществляют дальнейшие меры по ликвидации своих ядерных вооружений средней дальности и замораживают свои тактические ядерные средства.

После сокращения Советским Союзом и США на 50 проц. своих соответствующих вооружений на втором этапе предпринимается еще один радикальный шаг - всеми ядерными державами ликвидируется тактическое ядерное оружие.

В этот же период советско-американская договоренность о запрете на ударные космические вооружения должна была бы стать многосторонней - с обязательным участием в ней ведущих промышленных держав. Все ядерные державы прекратили бы испытания ядерного оружия.

Третий этап открывается не позднее 1995 года. Завершается ликвидация всех оставшихся ядерных вооружений. К концу 1999 года на Земле ядерного оружия не должно быть, т. е. вырабатывается универсальная договоренность о том, чтобы это оружие больше никогда не возродилось.

В целом советская программа ликвидации ядерного оружия разработана на основе строгого соблюдения принципа равенства и одинаковой безопасности. Она имеет ряд характерных особенностей.

Первая состоит в том, что на всех ее этапах не ущемляются законные интересы безопасности ни одной из ядерных держав. Полностью поддерживается военно-стратегическое равновесие, но на все более низком уровне, следовательно, надежно обеспечивается стратегическая стабильность. Осуществляемые мероприятия на каждом этапе подлежат уверенному и надежному контролю как национальными средствами, так и международными во всех их видах, в том числе с проверкой на местах. Контроль самый тщательный, эффективный, строгий и авторитетный за всеми видами уничтожаемых и ограничиваемых вооружений (носителями и боеприпасами), за всеми этапами намечаемых сокращений, СССР готов договариваться о любых других дополнительных мерах контроля.

Вторая особенность заключается в том, что ключевое значение для реализации всей программы имеет решение вопроса о немилитаризации космоса. Космос должен быть сохранен мирным. Там не должны размещаться ударные космические вооружения, они не должны и создаваться. СССР предлагает установить самый строгий контроль и за запретом УКВ, включая открытие для инспекций соответствующих лабораторий.

Расчеты администрации США на то, что космос должен остаться за скобками договоренности, являются иллюзорными. Об этом приходится говорить потому, что кое-кто в Вашингтоне пытается убедить общественность, будто бы сам факт женевской встречи и принятия совместного советско-американского заявления свидетельствует о том, что СССР якобы согласился с так называемой «стратегической оборонной инициативой» (СОИ). На самом же деле подобные утверждения не соответствуют действительности. Проблему «звездных войн» СССР ставит принципиально. Как подчеркнул товарищ Горбачев М. С: «...абсолютно необходимо наглухо закрыть дверь, через которую оружие могло бы проникнуть в космос». Эта точка зрения подтверждена Верховным Советом СССР.

В Заявлении товарища Горбачева М. С. совершенно четко сказано, что сохранение космоса мирным (свободным от оружия) имеет решающее значение для достижения соглашения о радикальном сокращении ядерных вооружений, а в перспективе - полной их ликвидации всеми ядерными государствами. Указанное требование вызвано тем, что появление УКВ будет способствовать не стабилизации, а резкой дестабилизации обстановки в мире, еще больше ускорит гонку вооружений, увеличит опасность возникновения войны, потому что речь идет вовсе не об обороне, как это пытается утверждать администрация США. УКВ могут быть использованы для поражения целей и в космосе, и из космоса, причем в сочетании с применением ядерных средств. И создаются они не вместо, а вдобавок к американскому ядерному потенциалу. Американские планы обзавестись УКВ - это планы единой наступательной стратегии. Следовательно, гонка вооружений, а тем более продолжение программы СОИ ничего не изменят в этой непреложной истине. Из нее нужно делать объективный практический вывод. Не создавать УКВ, а приступить к ликвидации ядерного оружия, В этом состоит задача, если руководствоваться достигнутой договоренностью на высшем уровне о том, что ядерная война никогда не должна быть развязана, что стороны не будут стремиться к военному превосходству.

Цели программы СОИ несовместимы с бессрочным Договором по ПРО 1972 года. Вести переговоры о предотвращении гонки вооружений в космосе и одновременно осуществлять государственную программу по созданию УКВ - значит размывать режим этого важнейшего Договора, который служит барьером для такой гонки. Начатая США 40 лет назад гонка ядерных вооружений изживает себя и с военной, и с политической точек зрения. В связи с этим руководители США должны найти в себе мужество, чтобы признать этот факт и прекратить ее, а не пытаться продлить существование ядерных средств самоуничтожения с помощью программы «звездных войн», которая ведет к ядерной войне.

Приходится, к сожалению, констатировать, что за первые раунды женевских переговоров американская сторона не пожелала решить вопрос о предотвращении гонки вооружений в космосе. Рассуждения представителей Вашингтона о полезности «оборонительных систем в космосе» в условиях, когда СССР выдвинул конкретную программу ликвидации ядерного оружия, не выдерживают критики. Спрашивается, против кого и против чего УКВ должны развертываться, если имеется четкая перспектива ликвидации всех ядерных вооружений через 15 лет, предложенная Советским Союзом?

Представляется возможным сделать такой вывод: несмотря на принципиальные расхождения между советским и американским подходами к радикальному сокращению ядерного оружия (в частности, на первом этапе), они все-таки преодолимы, но при непременном условии - дверь выхода в космос УКВ должна быть закрыта наглухо, без чего радикальные сокращения ядерных вооружений невозможны. Только полный взаимный отказ от УКВ откроет путь к сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Третья особенность состоит в том, что СССР предлагает по-новому, кардинально решить европейский аспект безопасности, то есть проблему ядерных средств средней дальности в Европе. Стремясь добиться коренного изменения к лучшему в обстановке в Европе и за ее пределами, СССР выдвинул ряд односторонних инициатив, направленных на достижение справедливых и эффективных договоренностей. С 7 апреля 1985 года был введен мораторий на развертывание своих ракет средней дальности (РСД) и приостановлено осуществление других ответных мер в Европе, сняты с боевого дежурства дополнительно развернутые при этом ракеты СС-20, а стационарные сооружения для размещения этих ракет демонтированы. Сейчас в нашей стране на боевом дежурстве в европейской зоне 243 ракеты СС-20. Сняты с вооружения РСД СС-5, продолжается снятие ракет СС-4. На столе переговоров в Женеве находятся наши конструктивные предложения, которые являются хорошей основой достижения взаимоприемлемой договоренности. Государства - участники Варшавского Договора 8 апреля 1986 года выступили с Обращением к европейским государствам, США и Канаде по вопросу создания безъядерных зон в Европе.

Все это, однако, пока не получило позитивного отклика со стороны США. В расчете на приобретение военного превосходства и вопреки национальным интересам европейских стран США продолжают развертывание своих РСД в Европе. Однобокой, не отвечающей целям прекращения гонки ядерных вооружений и достижения взаимоприемлемого соглашения по ядерным средствам средней дальности (ЯССД) в Европе является и позиция США на переговорах по ядерным и космическим вооружениям (ЯКВ) в том виде, как она излагалась до сих пор.

Вместе с тем ситуация, когда Европа, будучи перенасыщена ядерным оружием, по вине США продолжает и далее им начиняться, не может не вызывать обеспокоенность. Темпы гонки ядерных вооружений обгоняют переговоры по ограничению ядерных вооружений. Народы Европы, понесшие непомерные жертвы в результате первой и второй мировых войн, заслуживают лучшей участи, чем жить на горах ядерного оружия в постоянном страхе перед новой катастрофой. Устранение ядерной угрозы в Европе отвечало бы коренным интересам безопасности всех государств, в том числе и США.

Для этого сейчас имеются все возможности и необходимые предпосылки. Принципиальное значение здесь имеет совместное советско-американское заявление от 21 ноября 1985 года, а также выдвинутая Советским Союзом программа ядерного разоружения. В частности, как уже указывалось, в контексте мер, предлагаемых по первому этапу программы, СССР высказался за ликвидацию американских и советских РСД в Европе. Это - смелое и радикальное предложение. Оно не сопровождается никакими условиями, кроме отказа от наращивания соответствующего ядерного оружия Англией и Францией и непередачи США такого оружия другим странам. Оно может быть реализовано уже сейчас самостоятельно (отдельно) - вне непосредственной связи с проблемами стратегических вооружений и космоса. Если будут полностью ликвидированы американские ракеты средней дальности в Европе, отпадет и необходимость дальнейшего пребывания советских оперативно-тактических ракет повышенной дальности там, где они сейчас дислоцированы.

Четвертая особенность состоит в том, что советская программа ядерного разоружения касается всех ядерных держав мира. И это понятно. Если ставится задача ликвидации в конечном счете ядерного оружия, то, конечно же, в этом деле должны сказать свое слово и принять участие все ядерные державы. Реализация программы в полном объеме зависит от позиций не только СССР и США, но и других ядерных держав. И если СССР и США, обладающие крупнейшими ядерными потенциалами, встанут на этот путь и достигнут соглашения о 50-процентном сокращении своих соответствующих ядерных вооружений, то их договоренность окажется весьма убедительным примером для всех других ядерных стран.

Иногда спрашивают, нельзя ли сделать так, чтобы мероприятия по первому этапу касались только СССР и США, т. е. чтобы Англия и Франция оставались в стороне? Первый этап советского плана не предусматривает, чтобы при ликвидации ядерного оружия СССР и США (в том числе РСД в Европе) Англия и Франция осуществляли бы сокращение своих соответствующих ядерных вооружений. Речь идет только об их количественном ненаращивании. И это справедливо. Ведь было бы противоестественным, если бы в то время как СССР и США начали движение по пути радикального сокращения своих ядерных арсеналов, Англия и Франция - к тому же при содействии США - двигались в противоположном направлении -по линии наращивания своих ядерных сил.

Короче говоря, если США согласятся с советской программой, то они могут повлиять и на своих союзников: Англию и Францию. Кроме того, надо учитывать, что Заявление товарища Горбачева М. С. обращено ко всем странам, народам, правительствам. Новое советское предложение - исключительно важный и смелый шаг. Пойти на него, было совсем непросто, учитывая другие факторы стратегической ситуации: наличие американских ядерных средств передового базирования, многих сотен американских военных баз и объектов вокруг Советского Союза, наличие ядерного оружия у других стран НАТО. Но, принимая такое решение, наша страна руководствовалась принципиальной линией - содействовать прекращению гонки ядерных вооружений, приступить к практическому осуществлению мер, связанных с ликвидацией ядерного оружия полностью и повсюду.

К сожалению, руководители США в новой сложившейся ситуации продолжают мыслить старыми категориями времен 50-х годов, рассчитывая вернуть себе былое превосходство и восстановить неуязвимость Америки. На это нацелены их военные программы, планы «звездных войн», военная доктрина и стратегия. Доктрина «сдерживания» («устрашения»), которой придерживаются США, строится на давлении, установлении силой угодных им порядков, пропитана идеей запугивания народов других стран, в том числе американского народа, «советской военной угрозой».

Ответные предложения США на советские инициативы страдают однобокостью, неконструктивностью. В них нет решения главного, принципиального вопроса - о предотвращении гонки вооружений в космосе. США заявляют, что их программа «звездных войн» не должна обсуждаться на переговорах, что они при любых обстоятельствах будут создавать УКВ. Все эти рассуждения противоречат совместно сформулированной задаче на встрече на высшем уровне в Женеве - предотвратить гонку вооружений в космосе.

По стратегическим наступательным вооружениям и ядерным средствам средней дальности воспроизводятся без изменений старые американские предложения, нацеленные на получение для себя односторонних преимуществ. Администрация заняла обструкционистскую позицию в вопросе о прекращении испытаний ядерного оружия, что нельзя расценить иначе, как стремление Вашингтона продолжать гонку ядерных вооружений. Оценка позиции администрации США, данная на XXVII съезде КПСС, полностью подтвердилась после того, как американская делегация на переговорах по ядерным и космическим вооружениям дополнительно разъяснила ее. Новых, а тем более конструктивных, элементов в ней нет.

В Политическом докладе XXVII съезду КПСС, Послании Генерального секретаря ЦК КПСС генеральному секретарю ООН, выступлениях товарища Горбачева М. С. указывается, что СССР со своей стороны намерен не сбавлять темпов, со всей решимостью и в духе тесного сотрудничества с США добиваться свертывания гонки вооружений, оздоровления международной обстановки. Советский Союз готов идти на взаимной основе на любые сокращения своих Вооруженных Сил. Но только на взаимной, равной основе. Все зависит от действий США и НАТО.

К сожалению, руководители некоторых западных стран, чтобы прикрыть свою неготовность расстаться с ядерным оружием, выражают сомнение в реальности осуществления советской программы ликвидации ядерного оружия на Земле. Что можно сказать в этой связи?

Советское руководство понимает сложность решения проблемы полной ликвидации ядерного оружия везде и повсюду. Но оно столь же хорошо понимает и то, что ситуация в мире в результате гонки вооружений становится все сложнее и сложнее. Если не принять мер, эта опасность будет возрастать. Уменьшить, а затем и ликвидировать ядерную угрозу можно лишь одним - уничтожить само ядерное оружие при полном запрете ударных космических вооружений.

Ликвидация ядерного оружия - задача решаемая и реальность советской программы на этот счет очевидна.

Во-первых, она конкретна, в ней определены этапы, сроки, объемы и порядок сокращений ядерного оружия. Учитывая, что СССР и США имеют опыт разработки процедур уничтожения ядерных вооружений и практических действий по их ликвидации (демонтажу), Советский Союз уверен в осуществимости своего плана. Тем более что в программе предложен тщательный и строгий контроль - национальный и международный, во всех его видах, включая проверки на местах (инспекции).

Во-вторых, наша программа конструктивна, она учитывает интересы всех государств, и прежде всего западноевропейских. Это можно подтвердить, например, таким фактом, что на первом этапе радикальное (на 50 проц.) сокращение ядерных вооружений осуществляют только СССР и США. Другие ядерные державы начинают сокращать свои вооружения только на втором этапе (с 1990 года), причем вначале они ликвидируют только тактическое ядерное оружие, а свое, так называемое стратегическое оружие, должны ликвидировать на третьем этапе (с 1995 года).

В-третьих, советские предложения наряду с ликвидацией ядерного оружия предусматривают обуздание гонки вооружений на всех других направлениях. СССР предлагает конкретные меры по ликвидации химического оружия, прекращению ядерных испытаний, предотвращению гонки вооружений в космосе, сокращению обычных вооруженных сил и вооружений.

В частности, на XI съезде СЕПГ товарищ Горбачев М. С. сказал, что «СССР предлагает договориться о значительном сокращении всех компонентов сухопутных войск и тактической авиации европейских государств, а также соответствующих сил США и Канады, размещенных в Европе. Сокращаемые войсковые соединения и части подлежали бы расформированию, а их вооружения - уничтожению либо складированию на национальных территориях. Географической зоной сокращения должна, очевидно, стать территория всей Европы - от Атлантики до Урала».

В-четвертых, реальность советской программы подтверждается и тем, что ее поддерживают большинство государств и мировая общественность. Конечно, есть и противники разоружения - это те силы монополистического капитала, которые получают колоссальные прибыли от производства новых видов оружия, а в вопросах войны и мира руководствуются эгоистическими, узкокорыстными целями, не считаясь с интересами собственных стран и народов.

В условиях когда эти милитаристские силы активизируются, одного желания предотвратить ядерную войну далеко не достаточно. Как указывает товарищ Горбачев М. С, чтобы раз и навсегда остановить гонку вооружений, перевести ход международных событий на рельсы мирного развития, надо действовать, и действовать незамедлительно, действовать всем - правительствам, политическим партиям, народам. В борьбе за мир, против угрозы ядерной войны никто не должен стоять в стороне.

ИМПЕРИАЛИЗМ США - ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Продолжающаяся по вине США и их союзников гонка вооружений несет в себе огромные опасности для будущего человечества. Она ведет к росту напряженности на международной арене, к усилению военной угрозы, отвлекая от созидательных целей колоссальные интеллектуальные и материальные ресурсы. Положение к тому же осложняется преднамеренными действиями США, направленными на подрыв международного доверия, на обострение конфронтации по всем направлениям (требование США, чтобы СССР сократил на 40 проц. число своих дипломатов в Нью-Йорке, нарушение американскими кораблями советских территориальных вод у берегов Крыма с санкции высших властей Вашингтона, бандитское нападение на Ливию, чтобы продемонстрировать мощь Америки, и т. д.).

Наибольшую опасность и угрозу всеобщему миру несут продолжающиеся крупномасштабные военные приготовления США и НАТО. Развернутая Соединенными Штатами гонка вооружений фактически захлестнула мир. В арсеналах государств уже сейчас накоплено такое количество ядерного оружия, которым обеспечивается многократное уничтожение всего живого на Земле. Однако вашингтонское руководство открыто заявляет, что ядерного оружия у США все еще недостаточно. Поэтому вводятся в строй все новые и новые системы оружия (ядерного, химического, обычного). В первую очередь США в огромных размерах наращивают стратегический наступательный потенциал, создают оружие первого удара. Свидетельство тому - военные программы Пентагона. Реализация их предусматривает:

- развернуть начиная с 1986 года 100 МБР MX, оснащенных 10 боеголовками мощностью 600 кт каждая. Одна такая ракета равноценна 20 существующим МБР «Минитмен-3»;

- построить до конца 80-х годов 12 подводных лодок-ракетоносцев типа «Огайо» с 24 ракетами «Трайдент-1», а в 90-х годах иметь уже 20 таких подводных лодок, которые будут вооружены ракетами «Трай-дент-2», обладающими такими же боевыми возможностями, что и МБР MX; .-

- принять на вооружение в ближайшее время 100 стратегических бомбардировщиков В-1В;

- создать к началу 90-х годов более 130 принципиально новых стратегических бомбардировщиков АТВ («самолетов-невидимок»);

- развернуть до конца 90-х годов 1000 малогабаритных МБР «Миджитмен» с головной частью мощностью 500 кт каждая.

В результате выполнения указанных военных программ стратегический ядерный потенциал США возрастет с 12 тыс. ядерных зарядов в настоящее время до 20 тыс. зарядов к началу 90-х годов. Одновременно предусматривается завершить развертывание в Европе к 1988 году 572 ракет «Першинг-2» и крылатых ракет (по состоянию на 1 мая 1986 года развернуто 300 ракет), а также произвести в 1985-1989 годах 17 тыс. новых ядерных боеприпасов.

Наряду с наращиванием ядерного потенциала осуществляется производство нового вида химического оружия - бинарного. Эта нервно-паралитическая смертоносная смесь предназначена в .основном для размещения в густонаселенной Западной Европе. Расчет все тот же - подставить под ответный удар территорию своих союзников.

Форсированно осуществляются программы модернизации обычных вооружений. Ради чего все это делается, на что рассчитывают американцы? Цель тут одна - все то же стремление к военному превосходству. У милитаристских кругов США сейчас наблюдается своего рода ностальгия по 50-м годам, когда они имели стратегическое ядерное превосходство. Но с того времени мир сильно изменился. СССР и другие социалистические страны достигли военно-стратегического паритета с США и странами НАТО. Существующее ныне примерное военное равновесие - это принципиальное завоевание государств Варшавского Договора. Оно необходимо для безопасности социалистического содружества, для сохранения мира на всей планете. Сознавая эту ответственность, указывает товарищ Горбачев М. С, мы не допустим слома военно-стратегического равновесия.

Вашингтон, однако, не устраивает мир в условиях равенства. Руководителям США не по нутру стратегический паритет, им трудно признать, что с СССР надо разговаривать только на равных. Отсюда их попытка любой ценой вернуть себе военное преимущество. Проводя курс на военное превосходство, США встали на путь прямого силового давления на Советский Союз и социалистические страны. Они стремятся изменить всю стратегическую обстановку в свою пользу и шантажировать нас угрозой войны. Вокруг социалистических стран находятся более 1500 американских военных баз и объектов. Они переполнены ядерным оружием, и все оно нацелено на СССР. Территория Советского Союза находится практически под угрозой двойного удара - американских стратегических ядерных сил и их ядерных средств передового базирования. К тому же любой район мира, особенно вблизи СССР, объявляется районом «жизненных интересов» США. И не только объявляется, но туда нацеливаются или направляются вооруженные силы. У Советского Союза таких замыслов не было и не может быть.

Одним из главных направлений в достижении военного превосходства над СССР, по расчетам руководства США, является милитаризация космоса. Ставка делается на создание совершенно нового класса вооружений - ударных космических средств. При этом ставится задача, с одной стороны, прикрыть территорию США многоярусной противоракетной обороной и тем самым лишить СССР способности нанести ответный удар (или, как говорят в Вашингтоне, «обесценить» советский ядерный потенциал ответного удара), а с другой - развернуть новые стратегические силы космического базирования, которые в сочетании с имеющимися и разрабатываемыми наступательными стратегическими средствами давали бы США возможность нанести безнаказанно первый удар.:

Короче говоря, руководители Белого дома, игнорируя исторический опыт и реальное соотношение сил, задумали большую авантюру: с помощью космического оружия попытаться сделать Соединенные Штаты «неуязвимыми» в ядерном конфликте и таким образом спастись от ужасов ядерной войны. Иллюзорны надежды на победу в ядерной войне, на установление мирового господства, о которых бредят во сне и наяву вашингтонские стратеги. Но в их бреде кроется реальная угроза американской СОИ всему человечеству.

Советская оценка военных программ наращивания ядерных и обычных вооружений, планов «звездных войн» хорошо известна. Эти планы неразумны и, более того, крайне опасны. Они направлены на слом существующего равновесия военных сил, ведут к милитаризации космоса, к созданию космических вооружений, что подстегнет гонку вооружений буквально по всем направлениям.

Этим будут перечеркнуты ранее достигнутые договоры и соглашения в области разоружения, в том числе Договор по ПРО, разорвана объективно существующая на протяжении многих лет взаимосвязь между ограничениями на стратегические наступательные и оборонительные вооружения. Начнется, так сказать, «игра без правил»: управлять оружием будут автоматы, компьютеры, в результате чего мир окажется в еще более хрупком, взрывоопасном и неуправляемом состоянии. Подтверждением этому может служить происшедшая катастрофа С космическим кораблем «Чэлленджер». Многие американские специалисты отмечают, что эти корабли создают в основном те корпорации, которые являются одними из главных подрядчиков Пентагона, связанных с выполнением работ по программе «звездных войн». В связи с этим делается вполне определенный вывод о том, что ударные космические вооружения по программе СОИ будут куда тяжелее, чем системы «Шаттл», а действия их окажутся во сто раз более непредсказуемыми. А это весьма опасно для человечества, ибо невозможно определить, где авария, а где начало ядерной войны.

У Советского Союза принципиально иной подход: не превращать космос в новый источник военной угрозы, не создавать ударных космических вооружений, а имеющиеся у СССР и США противоспутниковые системы, испытания которых не завершены, - уничтожить. Одновременно СССР предлагает договориться о радикальном сокращении наступательных ядерных средств и вести дело к полной ликвидации ядерного оружия. Все эти реалистические шаги продиктованы одним - стремлением остановить гонку вооружений, не допустить сползание человечества к ядерной войне.

Чем же отвечает на это Вашингтон? Проведением очередных испытаний ядерного оружия и противоспутникового оружия по реальной цели в космосе; дальнейшим развертыванием «Першингов-2» и крылатых ракет в Западной Европе; наращиванием стратегических наступательных вооружений, не говоря уже о том, что Вашингтон категорически отказывается взять на себя обязательство о неприменении ядерного оружия первым. Вот так и получается: на словах администрация США вроде бы причитает о мире, а на деле раскручивает новый, крайне опасный виток гонки вооружений.

Чтобы как-то прикрыть свои воинственные, гегемонистские амбиции, в Вашингтоне прибегают к различным измышлениям. Утверждают, например, о превосходстве СССР в ядерных вооружениях. Но ни* каких доказательств не приводят, потому что их нет. Правда же состоит в том, что в настоящее время существует примерное равновесие ядерных сил между СССР и США. Это официально подтвердил комитет начальников штабов вооруженных сил США. В его докладе конгрессу (1985 год) прямо указывается: «В данный период существует примерный ядерный паритет между Соединенными Штатами и Советским Союзом».

Администрация США использует также измышление о том, что Советский Союз якобы чуть ли уже не создал противоракетную систему, подобную той, которую хотят создать США. Этой теме посвящена недавно выпущенная фальшивка с предисловием Уайнбергера и Шульца. В ней говорится, что СССР якобы уже «стоит на пороге» создания ПРО территории страны. Между тем Пентагон хорошо знает, что СССР не создает ударных космических вооружений, он не строит широкомасштабной системы противоракетной обороны, равно как и основы для такой обороны, а строго выполняет бессрочный Договор по ПРО 1972 года.

Советский Союз стремится достигнуть в Женеве честных договоренностей. Но если потребуется, то в Советском Союзе есть что противопоставить линии США на военное превосходство, есть и экономический, и научно-технический, и интеллектуальный потенциал для надежного обеспечения безопасности страны и социалистического содружества в целом. «Если подготовка к «звездным войнам» будет продолжаться, - указывает товарищ Горбачев М. С, - нам не останется иного выбора, как принять ответные меры, включая, разумеется, усиление и совершенствование наступательных ядерных вооружений».

Не надо заблуждаться в том, что будто Советский Союз не может тягаться с США в технологии. Опыт подсказывает обратное. Если СССР вынудят, то он сделает все, как это уже было не раз в прошлом, чтобы оградить свою безопасность. При этом СССР выберет наиболее отвечающие интересам его обороноспособности способы действий, а не те, к которым его хотели бы склонить вашингтонские деятели. Эти меры будут адекватны той угрозе, которая может быть создана Советскому Союзу и его союзникам.

«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ» - УГРОЗА ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Нежелание руководства США отказаться от программы «звездных воин» не позволило прийти на встрече в верхах в Женеве к конкретным договоренностям по реальному разоружению. Тем самым СОИ оказалась еще более дискредитированной в глазах мировой общественности. Администрация США в защиту СОИ продолжает выдвигать самые изощренные доводы. Сейчас она активно использует тезис о том, что разрабатываемые ударные космические средства - это, дескать, только оборонительное, а не наступательное оружие, что США не намерены создавать и развертывать в космосе наступательные вооружения. О содержании американского плана «звездных войн» было подробно изложено в журнале «Военная Мысль» № 9 за 1985 год.

Вместе с тем еще раз хотелось бы раскрыть суть СОИ и конкретными фактами подтвердить, что разрабатываемые США ударные космические средства - это наступательное оружие. Таких фактов достаточно, в Пентагоне о них хорошо знают. Представляет, однако, интерес другое: администрация США вот уже три года пытается убедить всех, что СОИ - это якобы всего лишь оборона, кото.рая, дескать, никому не угрожает, что разрабатываемые ударные космические средства - это даже не оружие, а «безвредные средства» (заявление Уайн-бергера в интервью газете «Вашингтон пост» 13 мая 1985 года). Но никто в мире этой дезинформации не верит.

Мировая общественность, несмотря на попытки администрации США скрыть истинные цели СОИ, понимает, что создаваемые ударные космические средства - это оружие, а СОИ - это выход гонки вооружений в космос. И если СОИ будет реализована, то космическое оружие, как дамоклов меч, будет висеть над головами людей. Опасные для всего человечества последствия СОИ сейчас трудно предсказать.

Министр обороны США К. Уайнбергер прямо заявляет: «Если мы получим эффективную систему, которая была бы способна сделать их (т. е. советское. - Прим. ред.) оружие бессильным, то мы вернулись бы к положению, существовавшему, например, в те времена, когда были единственной страной, обладающей ядерным оружием». Яснее не скажешь. СОИ - это часть общего военного плана США, основанного на наступательной ядерной стратегии. Как бы в Вашингтоне ни называли СОИ, она от этого не станет оборонительной. Ее цель - обесценить ядерный потенциал Советского Союза как сдерживающий фактор.

Как сообщила газета «Бостон глоб», выступая в Вашингтоне на закрытой конференции американского общества инженеров-механиков, директор отдела организации по осуществлению стратегической оборонной инициативы Дж. Гарднер признал, что реализация СОИ «резко изменит ядерный баланс в пользу Соединенных Штатов». Согласно изложенному им «сценарию» ядерной войны обладание системой противоракетной обороны с элементами космического базирования позволит США даже после «двустороннего ядерного обмена» сохранить ударный кулак стратегических наступательных вооружений.

Создаваемые в США ударные космические средства - это новейшее оружие (направленной энергии - лазеры, пучковое, а также кинетическое - электромагнитные пушки, самонаводящиеся ракеты, снаряды) с высокой поражающей мощью и способностью в кратчайшие сроки , в массовом количестве и избирательно уничтожать удаленные на тысячи километров объекты как в космосе, так и из космоса на Земле.

Почему ударные космические средства являются прежде всего наступательным оружием? Во-первых, потому, что они в комплексе со стратегическими наступательными вооружениями усиливают наступательный потенциал, придают ему способность нанесения безнаказанного первого удара в расчете максимально ослабить ответный удар. Это, в частности, признал и президент США, заявив по американскому телевидению 23 марта 1983 года, что «в сочетании с наступательными системами, оборонительные системы могут рассматриваться как способствующие агрессивной политике».

Во-вторых, ударное космическое оружие может успешно применяться для внезапного уничтожения важнейших космических аппаратов другой стороны с целью «ослепить», захватить ее врасплох и тем самым подорвать или полностью лишить ее возможности к ответным действиям на ядерное нападение. Заместитель министра обороны США Ф. Икле откровенно заявил о том, что уничтожение «...всех или многих «ключевых» спутников противника призвано значительно затруднить ответный удар».

В-третьих, ударные космические средства, имея дальность 4000- 5000 км, фактически являются универсальным оружием, которое может использоваться для решения наступательных задач, в частности для нанесения удара из космоса по объектам на Земле (аэродромам, нефтехранилищам, электростанциям, плотинам, сельскохозяйственным угодьям и др.). По выражению «Интернэшнл геральд трибюн» (13 марта 1985 года), космическое оружие способно за несколько десятков минут «отбросить промышленно развитую страну в средневековье».

В-четвертых, сами ударные космические средства способны решать задачи первого удара. Они могут, как утверждают западные специалисты и ученые, уничтожать ракеты в бетонных и стальных шахтах, что делает их оружием первого удара, способным вывести из строя ракеты другой стороны до их пуска.

Администрация США умышленно выпячивает только одну сторону космического оружия - это способность решать оборонительные задачи. А о том, что оно является наступательным, что может применяться против объектов в космосе, на Земле, на море, представители Вашингтона молчат. Невыгодно им об этом говорить, потому что именно создаваемое ударное космическое оружие - это оружие агрессии, а программа СОИ - это подготовка к войне.

Для того чтобы замаскировать свои истинные замыслы, Белый дом уже несколько лет пытается убедить всех, что так называемая «стратегическая оборонная инициатива» Рейгана - это якобы единственный путь «спасения человечества», путь ликвидации ядерного оружия, укрепления стабильности. В защиту СОИ придумывают различные аргументы, на нее навешивают фальшивые этикетки: «оборонная», «гуманная» и т. д.

Однако, каким бы крестом Вашингтон ни крестил свой план «звездных войн», он от этого не станет ни оборонительным, ни гуманным. Он рассчитан на достижение военного превосходства над СССР, на безвозмездный (прикрывшись противоракетным щитом) первый ядерный удар по СССР.

Если СОИ - путь к уничтожению ядерного оружия, то спрашивается, зачем же США наращивают стратегические наступательные средства, создавая шесть новых типов таких вооружений, продолжают размещать РСД в Европе, развертывают тысячи крылатых ракет большой дальности всех видов базирования, спешно производят 17 тыс. новых ядерных боеприпасов? Пентагон готовит материальную базу для ядерного нападения - оружие первого ядерного удара, использует технологию «Стелт», создает маневрирующие ядерные боеголовки для скрытого проникновения к объектам. И все это делается под аккомпанемент мирных демагогических заявлений. Не вяжутся концы с концами. Слова и дела расходятся. Фактически идет милитаризация США на многие годы. Отсюда вытекают последствия для советско-американских отношений.

Если СОИ, как говорят в Вашингтоне, - путь к стабильности, то почему же руководители США заявляют о том, что будет очень ужасно, если СССР первым создаст противоракетный «щит»? Они даже не могут представить себе такой ситуации. О какой же стабильности может идти речь, если только США будут иметь «щит»?

Есть еще один важный фактор, который нельзя не учитывать. Речь идет о томг что Пентагон сейчас исподволь, без шумихи, но интенсивно разрабатывает средства по преодолению противоракетной обороны (ПРО). Если СОИ якобы имеет цель покончить с наступательными вооружениями, то зачем же создавать средства по преодолению ПРО? Ясно, что делается это не для обороны, а для ядерного нападения.

В Пентагоне скрывают все эти работы, но шила в мешке не утаишь. В американской печати уже сообщалось, что военное ведомство создает быстролетящие крылатые ракеты, которые на низкой высоте будут недосягаемы для лучевого оружия; совершенствует ложные боеголовки баллистических ракет, а также технологию маневрирующих боеголовок для МБР и БРПЛ; изыскивает способы сокращения разгонной части траектории ракет, на которой по ним эффективно могли бы применяться космические системы ПРО.

Американская администрация обычно ссылается на то, что СОИ, дескать, - только изыскания, исследовательская программа, поэтому нет необходимости беспокоиться. Если СОИ - изыскания, НИР, то можно ли себе представить, что США израсходуют 60 млрд. долларов (за 10 лет), а потом откажутся от своей идеи только потому, что «русские не будут согласны на ее развертывание»?

Смешно даже полагать, что 60 млрд. долларов нужны только для того, чтобы решить теоретический вопрос - возможно или нельзя создать УКВ. Уайнбергер прямо говорит (интервью 13 января 1985 года): «Я исключаю возможность отказа от стратегической обороны как в стадии исследований, так и в стадии развертывания».

В создании оружия этап исследований является решающим - 90 проц. средств расходуется на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и только 10 проц. идут на доводку и контрольные испытания. Нельзя определить тот критический момент, когда эти работы переходят в стадию практического создания боевого оружия. Критерий здесь может быть только один: на что исследования направлены, с какой целью они ведутся.

Договор по ПРО запрещает развертывать противоракетную оборону территории своей страны, а также создавать и испытывать системы и компоненты ПРО космического базирования. 1о есть как раз то, на что нацелены «исследовательские» работы СОИ. Значит, они находятся в противоречии с Договором. Тем более что практически создание конкретных образцов ударного космического вооружения в США уже ведется. В лабораториях и на полигонах отрабатываются химические и рентгеновские лазеры, электромагнитные пушки, ракеты-перехватчики, противоспутниковые системы.

В целом план «звездных войн» ревизует установившиеся советско-американские отношения в области стратегической стабильности, которая фактически основана на взаимном сдерживании. Ни одна из сторон не рискнет первой нанести ядерный удар, так как возмездие неотвратимо. Противокосмический «щит» создает условия для ядерного нападения, для первого ядерного удара. Это еще раз подтверждает, что невозможно сокращать СНВ без решения проблемы космоса. Наоборот, их надо будет наращивать и совершенствовать. Такова логика, которую США и СССР понимали в 1972 году, когда подписывали Договор по ПРО и Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений. Сейчас американская сторона отвергает эту логику.

В настоящее время нет более важной задачи, чем остановить гонку вооружений на Земле и не допустить ее распространения на космос. Эту задачу надо решать сегодня, иначе будет поздно. Как это сделать? СССР предлагает установить на весь период переговоров взаимный и всеохватывающий мораторий на создание и развертывание ядерных и космических вооружений. Это своевременная, эффективная и правильная мера с точки зрения обуздания гонки вооружений. Мораторий отвечает духу январской (1985 года) договоренности, подтвержденной на встрече на высшем уровне в Женеве (19-21 ноября 1985 года). Поддержание его было бы разумным шагом.

Советский Союз, сознавая свою историческую ответственность в деле сохранения и упрочения мира, с самого начала ядерной и космической эры настойчиво выступал и выступает против использования космоса в военных целях. Вот почему Советский Союз призывает все государства, в первую очередь США, трезво и объективно посмотреть на сложившуюся в мире весьма сложную, опасную обстановку.

СССР предложил странам и народам добиться того, чтобы в третье тысячелетие планета вступила не с платформой «звездных войн», а с планами мирного освоения космоса силами всего человечества. Внесенная СССР программа уничтожения ядерного оружия полностью и повсюду реалистична и осуществима. Самым серьезным и главным препятствием на пути ее реализации является концепция «звездных войн».

Безусловно, если в США не возобладает голос разума и они все же встанут на путь создания космического вооружения, Советский Союз вынужден будет дать соответствующий эффективный ответ и совсем не обязательно в космосе. Но СССР против такого выбора, против абсурдной американской логики гонки вооружений. Для нас запрет на УКВ - это проблема ответственности, а не проблема боязни отстать.

* * *

Оценивая международную ситуацию, которая в последнее время еще больше усложнилась, товарищ Горбачев М. С. 25 марта 1986 года в беседе с Л. Йотти отметил, что Советский Союз не получил удовлетворительного ответа »а свои предложения, направленные на то, чтобы освободить человечество от ядерной угрозы. Выявилось нежелание Запада прекращать гонку любых вооружений, всерьез и на равных договариваться об их сокращении. Он подчеркнул, что ответственный подход к политике предполагает готовность на деле считаться с реальностями нового этапа современной истории, с национальными интересами всех государств, уважение к воле собственного и других народов, к мировому общественному мнению. Взаимная безопасность в ваше время требует от всех нового мышления, понимания того, что она может быть достигнута только политическими средствами, на путях переговоров; надо учиться, как жить совместно в нынешнем сложном мире. Современная внешняя политика особенно нуждается в строгом, серьезном отношении к договоренностям и в недопущении действий, которые накаляют и без того опасную обстановку.

В резолюции XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза по Политическому докладу Центрального Комитета КПСС отмечено: «Съезд констатирует, что начавшие складываться в последнее время предпосылки к оздоровлению международной обстановки - еще не сам поворот: гонка вооружений продолжается, угроза ядерной войны остается. Однако международная реакция отнюдь не всесильна. Развитие мирового революционного процесса, подъем массовых демократических и антивоенных движений значительно расширили и усилили огромный потенциал мира, разума и доброй воли, который служит мощным противовесом агрессивной политике империализма. КПСС намерена и впредь всемерно содействовать укреплению этого потенциала».

Правда, 1986, 28 марта.

Там же, 9 апреля.

Правда, 1985, 30 марта.

Советско-американская встреча на высшем уровне, Женева, 19-21 ноября 1985 г.: Документы и материалы. - М,: Политиздат, 1985, с. 69.

Горбачёв М. С. Избранные речи и статьи.- М.: Политиздат, 1985, с. 60.

Горбачев М. С. Избранные речи и статьи, с. 33.

Красная звезда, 1985, 23 августа.

Правда, 1984, 25 мая.

Правда, 1986, 26 марта.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации