Поставки за рубеж военной авиатехники российского и украинского производства

ВИНИТИ

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

№3/2005, стр.43-47

Поставки за рубеж военной авиатехники российского и украинского производства

По данным еженедельника Jane's Defence Weekly, Алжир провел переговоры с российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» по двум контрактам, предусматривающим поставку боевых и учебно-боевых самолетов общей стоимостью, по оценкам, 2,8 млрд. долл.

По условиям первого контракта, который министерство обороны Алжира должно было подписать в начале апреля 2004 г., в эту страну должны быть поставлены 42 одноместных многофункциональных самолета МиГ-29СМТ и семь двухместных учебно-боевых МиГ-29УБТ. Согласно контракту, Алжир возвратит 36 истребителей МиГ-29С, закупленных в период 1999-2001 гг. у Белоруссии (28 ед.) и России (8 ед.).

Однако согласно некоторым промышленным источникам, Алжир может закупить более совершенные многоцелевые истребители МиГ-29М1/М2, 90% компонентов которых аналогичны компонентам корабельного варианта МиГ-29К/КУБ.

В начале 2004 г. Индия выдала РСК «МиГ» заказ общей стоимостью 700 млн. долл., предусматривающий поставку 16 самолетов новой постройки типа МиГ-29К и МиГ-29КУБ, с опционом на дополнительные 30 самолетов. Корпорация «МиГ» возобновила работу линии сборки самолетов МиГ-29 в связи с индийским заказом. Эта же линия будет использоваться при выполнении заказа Алжира.

Оказавшись перед необходимостью увеличения серийного производства авиационного оборудования, РСК «МиГ» планирует расширить свои производственные мощности за счет приобретения нижегородского авиастроительного предприятия «Сокол». Соответствующее письмо о намерении было подписано 12 марта 2004 г. и в скором времени ожидается реализация контракта.

Поставляемые в Индию и Алжир самолеты будут оборудованы многофункциональными радарами «Жук-МЭ» производства корпорации «Фазотрон-НИИР», усовершенствованной системой нацеливания ПрНК-29 и цифровой системой управления полетом производства компании «Электроавтоматика». Вариант МиГ-29СМТ с тем же радаром и системой нацеливания имеет механический привод управления, меньшее крыло и радиус действия.

Кроме того, ожидается, что Алжир станет первым экспортным заказчиком перспективного реактивного учебного самолета МиГ-АТ, созданного в рамках российско-французской программы. Заключен контракт на поставку 80 таких самолетов общей стоимостью, оцениваемой в 1,0 млрд. долл., который планируется подписать в 2005 г.

В феврале 2004 г. самолет МиГ-АТ получил сертификат летной годности. Доля РСК «МиГ» в программе МиГ-АТ составляет 60%, компании Snecma 25% (поставляет двигатели «Larzac» компании Turbomecca), компании Thales 15% (поставляет бортовые комплексы авионики «TopFlight»).

В дополнение к самолетам МиГ-29 в последние годы Алжир вел переговоры о приобретении 22 модифицированных ударных самолетов Су-24МК и 42 средних транспортных вертолетов Ми-171Ш общей стоимостью 120 млн. и 180 млн. долл. соответственно.

Корпорация «Сухой» в 2002-2003 гг. поставила Алжиру десять самолетов Су-24МК, а оставшиеся 12 ед. планируется передать в 2004-2005 гг.

Улан-Удэнское авиапредприятие должно было завершить поставки вертолетов Ми-171Ш до конца 2004 г.

Jane's Defence Weekly.-2004.-31 March.-P.20.

* * *

В еженедельнике Jane's Defence Weekly приводится информация о том, что Алжир намерен завершить подготовку к заключению контракта на приобретение у российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» 49 модифицированных многоцелевых истребителей МиГ-29.

После длительных переговоров и личного визита в Алжир в начале мая, новый генеральный директор РСК «МиГ» В.Торянин подтвердил, что «эпохальный» контракт стоимостью 1,5-1,8 млрд. долл. будет заключен «в ближайшем будущем». Н.Никитин, бывший генеральный директор РСК «МиГ», в конце 2003 г. говорил о подписании этого контракта с Алжиром «в ближайшем будущем».

РСК «МиГ» продаст Алжиру 42 одноместных истребителя МиГ-29 с полным летным ресурсом, модифицированных до стандартов многоцелевого истребителя МиГ-29СМТ. Будут поставлены также семь боевых двухместных учебных самолетов МиГ-29УБТ (они могут быть новой постройки нижегородского авиационного предприятия «Сокол»). Истребители же стандарта МиГ-29СМТ будут модифицированными самолетами, построенными в 1992-1993 гг. для российских ВС, но не поставленные им.

Варианты МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ первоначально конструировались в соответствии с требованиями российских ВВС по модификации самолетов МиГ-29. Они предусматривали обеспечение реальных многоцелевых возможностей благодаря РЛС для картографирования местности «Жук-МЭ» и совместимости с широким кругом высокоточного вооружения. Модифицированные самолеты имеют больший запас топлива за счет объемного бака в верхней части фюзеляжа.

Алжирский контракт окажется решающим для РСК «МиГ», которая несколько лет существовала за счет продаж нескольких базовых истребителей МиГ-29, главным образом в бедные африканские страны, и приблизит ее к главному конкуренту АХК «Сухой».

Предполагалось также, что контракт может повлечь возврат имеющегося у Алжира авиапарка из 30 ед. МиГ-29 и 5 ед. МиГ-29УБ. Эти самолеты были приобретены у Белоруссии и Украины и после проведения ремонта поставлялись начиная с 1997 г. Согласно другим источникам, эти самолеты могут быть возвращены в РФ для модернизации, которая позволит Алжиру заменить все устаревающие истребители. Пока ни РСК «МиГ», ни алжирское правительство не готовы давать комментарии относительно контракта.

Тем временем, по-видимому, 16 палубных истребителей МиГ-29К, заказанных для приобретенного Индией авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», могут строиться на ИАПО (г. Иркутск), которое традиционно ассоциировалось со строительством самолетов Су-30, поскольку авиастроительное предприятие в Луховицах не имеет ресурсов для нового производства.

Jane's Defence Weekly.-2004.-9 June.-Р.б.

* * *

Как указывается в еженедельнике Jane's Defence Weekly, Вьетнамом рассматривается возможность приобретения десяти модифицированных истребителей бомбардировщиков типа Су-22, с тем чтобы снизить издержки, связанные с наращиванием мощи своих ВВС: ранее планировалось сосредоточить внимание на закупках более дорогих истребителей-бомбардировщиков Су-27 и многоцелевых истребителей Су-30.

Потенциальными поставщиками самолетов Су-22 могут быть Чешская Республика, Польша, Россия и Украина. Однако неясно, идет на переговорах речь о модифицированных самолетах или о программе модификации, которая будет реализована после того, как самолеты будут закуплены.

Источники, следящие за развитием ВВС Вьетнама, утверждают, что один из вариантов предполагает закупку Вьетнамом двухместных учебно-боевых самолетов Су-22У, которые пройдут модификацию, в результате которой место второго пилота будет адаптировано для специалиста боевой задачи.

Вьетнамский парк ударных самолетов включает в настоящее время до 53 ед. Су-17/-20/-22. Согласно сообщениям, 32 одноместных Су-22М4 и два двухместных Су-22УМЗ были модифицированы российскими компаниями в период 1996-1998 гг.

ВВС Вьетнама имеют на вооружении истребители завоевания превосходства в воздухе: 7 ед. Су-27СК и 5 ед. Су-27УБК/Су-30К. Эти истребители, как ожидается, пройдут модификацию, поскольку Вьетнам хочет, чтобы они могли применять управляемые ракеты Р-77 класса «воздух-воздух» с дальностью за пределами прямой видимости производства КБ «Вымпел»; Х-29 класса «воздух-поверхность» также КБ «Вымпел»; противокорабельные Х-31 и Х-59М класса «воздух-поверхность».

Недавно Вьетнам заказал четыре многоцелевых истребителя Су-30МК общей стоимостью 120 млн. долл. с поставкой в период 2004-2005 гг. Согласно некоторым источникам, Вьетнам может закупить еще 8 ед. Су-30МК, а по данным других источников, потребность превысит 12 ед. Неизвестно, как повлияет на эти планы закупка модифицированных самолетов Су-22.

Jane's Defence Weekly.-2004.-10 March.-P.8.

* * *

Как сообщается в журнале Jane's Defence Weekly, в Китай начали поступать истребители Су-30МК2 корпорации «Сухой». Первая партия из 6 ед. поступила в феврале 2004 г. В 2004 г. Китай должен был получить 24 ед., по б ед. в квартал. Все самолеты морского варианта, обладают повышенными возможностями поражать морские цели, используя противокорабельные управляемые ракеты Х-31А. Они оборудованы усовершенствованным, помехоустойчивым радаром для слежения за подводными целями и подавления появляющихся отражений от морской поверхности.

К началу 2004 г. корпорация «Сухой» поставила Китаю 154 боевых самолета, главным образом это истребители типа Су-27СК, которые в 2004 г. планировалось дополнить полученными истребителями Су-30МК2 и построенными в КНР на авиапредприятии в Шэньяне Су-27СК. Таким образом, к концу 2004 г. Китай должен был иметь на вооружении 273 современных истребителя типа «Су».

Однако некоторые источники полагают, что в настоящее время КНР нацелена на переход от прямых закупочных сделок к трансферту технологии, с тем чтобы изготавливать самолеты типа Су-30МК/МК2 на местных авиапредприятиях.

В период 1991-1997 гг. Китай приобрел 50 ед. Су-27 общей стоимостью 1,7 млрд. долл., включая 38 одноместных самолетов Су-27СК и 12 двухместных Су-27УБК.

В 1996 г. КНР выплатила 2,7 млрд. долл. за приобретение лицензии на производство 200 ед. Су-27СК из поставляемых компонентов. Предприятие в Шэньяне получило 95 комплектов, контракт на поставку еще 105 подлежит подписанию.

В 2000-2002 гг. Китай получил 28 учебно-боевых самолетов типа Су-27УБК в счет погашения российского долга.

В 2000-2001 гг. корпорация «Сухой» экспортировала в КНР 38 многоцелевых двухместных истребителей Су-30МКК общей стоимостью 1,5 млрд. долл. В 2003 г. корпорация завершила выполнение второго контракта по поставке 38 ед. Су-30МКК.

Контракты, заключенные с Китаем, позволили корпорации «Сухой» стать одним из лидеров среди изготовителей боевых самолетов, на долю которого приходится около 16% мирового рынка таких самолетов.

Jane's Defence Weekly.-2004.-31 March.-P.19.

* * *

Как стало известно корреспонденту журнала Jane's Defence Weekly, предложение КНР о закупке второй партии из 24 корабельных многоцелевых истребителей Су-30МК2 должно было обсуждаться в Москве в мае 2004 г. во время визита начальника штаба китайской НАО генерала L.Guanglie.

В конце 2004 г. Китай должен был получить первую партию из 24 корабельных самолетов Су-30МК2, построенных на КнААПО (г. Комсомольск-на-Амуре), которые были приобретены главным образом для повышения противокорабельных возможностей. В феврале были поставлены первые шесть самолетов, а весной еще шесть.

Согласно московскому источнику, следующий заказ мог быть подписан до конца 2004 г., с поставкой в 2005-2006 гг.

Китай планировал заказать противокорабельные управляемые ракеты Х-59МЭ (AS-18 «Kazoo») с телевизионной командной системой наведения одновременно со второй партией Су-30МК2. Испытания ПКУР Х-59МЭ должны были завершиться к 2005 г.

Генерал LGuanglie 18 мая 2004 г. провел переговоры с НГШ генералом А.Квашниным, а позднее с министром обороны С.Ивановым. О каких-либо деталях переговоров не сообщалось. Но согласно заявлению представителя МО России, «обсуждался широкий круг вопросов, касающихся состояния и будущего развития сотрудничества между двумя странами, включая поставки Китаю современной российской военной техники и подготовку персонала китайской НОА в российских военных учебных заведениях».

КНР и Индия являются крупнейшими заказчиками российской военной техники. Однако Китай проявляет все больший интерес к получению технологий и совместным НИОКР, а не к прямым оборонным закупкам.

Jane's Defence Weekly.-2004.-9 June.-P.18.

По сведениям еженедельника Jane's Defence Weekly, Харьковская государственная авиастроительная компания (ХГАК) получила заказы от правительств Ливии и Египта, тем самым увеличив свой портфель заказов на десять легких тактических транспортных самолетов Ан-74.

Поставки самолетов в обе страны предполагалось завершить к 2005 г. Генеральный директор ХГАК П.Науменко сообщил, что заказы предусматривают поставку 5 ед. Ан-74ТК300 и 5 ед. АН-74ТК200.

По его словам, Египет получит первый самолет Ан-74 уже в скором времени. Новые заказы включают варианты многоцелевых самолетов для «снабженческих миссий» и для «VIP-перевозок с возможностью использования для медицинской эвакуации». Каждая страна по своему выбору комплектовала варианты самолетов широким спектром дополнительного бортового оборудования. Стоимость контрактов не оглашалась, но обычно самолет Ан-74ТК300 продается по цене 14-18 млн. долл. в зависимости от опциона, отметил П.Науменко.

Строительство самолетов Ан-72/74, начавшееся в 1989 г., в 2000 г., после завершения выполнения заказа Ирана на 12 ед. Ан-74ТК200, почти прекратилось. Большая часть из 200 построенных самолетов была поставлена ВС России и Украины.

Последней поставкой в Россию, которая была произведена в 2002 г., был морской пограничный патрульный самолет Ан-72П, вооруженный двумя 20-ствольными ракетными контейнерами калибра 32 мм, размещаемыми на подкрыльевых пилонах, и подфюзеляжной контейнерной спаренной пушкой калибра 23 мм.

Находящийся в настоящее время в производстве самолет Ан-74ТК200, оптимизированный для эксплуатации в условиях жаркого климата и на больших высотах над уровнем моря, имеет максимальную взлетную массу 36,5 т, способен транспортировать 10 т груза на дальность 1500 км или 52 человека на дальность 3500 км.

Ан-74ТК300, сертифицированный в сентябре 2002 г., оборудован двигателями запорожского МКБ «Прогресс» Д-36-4А (ТРДД с высокой степенью двухконтурности), которые перенесены с надкрыльного в подкрыльное положение, что позволило увеличить крейсерскую скорость с 650 до 725 км/ч. Этот вариант с максимальной взлетной массой 37,5 т имеет дальность 5300 км в VIP - варианте или в варианте командного пункта.

Самолеты новой серии оборудуются обновленным бортовым комплексом, включающим два дисплея на жидких кристаллах, дополняющих приборы с круговой шкалой, усовершенствованную навигационную ситему «Мальва-4ТМ», навигационную и посадочную системы «Курс-93М», систему управления полетом САУ-72-05, радар А-74 «Буран», радиостанции «Орлан-85СТ» и «Арлекин-ДА», приемник спутниковой системы навигации СН-3301.Возможно оборудование самолета стеклянной кабиной с пятью дисплеями на жидких кристаллах, но Ливия и Египет выбрали пилотажные приборы с круговой шкалой.

Ливия разместила заказ и на семь тактических транспортных самолетов Ан-32М на втором крупнейшем предприятии ХГАК, киевском заводе «Авиант», который строит Ан-32 и Ан-70. Это предприятие в 2001-2003 гг. поставило Ливии два сверхтяжелых транспортных самолета Ан-124-100 «Руслан». Генеральный директор предприятия О.Шевченко объявил, что четыре самолета Ан-32М будут поставлены Ливии в сентябре-октябре 2004 г.

Премьер-министр Украины В.Янукович провел с премьер-министром Ливии S.M.Genem встречи для обсуждения новых заказов. Украина и Ливия намерены расширить кооперацию, приоритет в которой будет отдан авиационной сфере, указал

В.Янукович. Ливии предложены различные варианты участия в проекте транспортного самолета Ан-70.

Вершинин В.И. Jane's Defence Weekly.-2004.-4 August.-P.17.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации