Перспективы обновления мирового парка боевых самолетов

ВИНИТИ №2-2005, стр. 47-49

Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

Перспективы обновления мирового парка боевых самолетов

В журнале Flight International помещена статья, которая информирует о сокращении парка устаревающих боевых самолетов и вертолетов в армиях мира и о постепенной замене их более совершенными машинами. В статье говорится, что мировой парк военных самолетов в 2003 г. продолжал сокращаться по мере того, как нарастало устаревание боевых самолетов советского периода. Разгром Ирака коалиционными силами, возглавляемыми США, привел к уничтожению остатков иракских ВВС и устранению 600 самолетов со Среднего Востока.

За 2003 г. более 500 боевых самолетов ВВС европейских стран, не являющихся членами НАТО, и стран Центральной Азии были сняты с вооружения или разобраны на металлолом, что снизило их общую численность на 3,3 и 5,7%, соответственно. Эти цифры предполагают значительно более глубокую проблему, связанную с технической исправностью и уровнями оперативной готовности самолетов в оставшихся парках. Надежные данные о состоянии готовности ВВС европейских стран-нечленов НАТО и стран Центральной Азии довольно трудно получить, и это дает основание предполагать, что многие из них не функционируют как воинские организации.

Парки ВВС стран НАТО и США в 2003 г. оставались в общем стабильными, а поступление на вооружение первых самолетов компании Lockheed Martin F/A-22 «Raptor» и компании Eurofighter «Typhoon» повысило перспективу обновления парков боевыми самолетами четвертого поколения. Скромное количество пока что поставленных самолетов (18 ед. F/A-22 «Raptor» и 14 ед. «Typhoon») свидетельствует о том, что этот процесс будет длительным. Оперативные оценки и подготовка экипажей для развертывания данных самолетов только что начались, но первые фронтовые боевые подразделения на обеих сторонах Атлантики получат самолеты в лучшем случае в 2005 г., да и то, если все будет происходить в соответствии с планами.

В 2004 г., по-видимому, вновь будет обращено внимание на количества самолетов F/A-22 «Raptor» и «Typhoon», которые будут закуплены американскими и европейскими ВВС из-за продолжающегося сокращения закупочных бюджетов в реальном исчислении, несмотря на всплеск расходов в связи с глобальной войной против террора за прошедшие два года.

Решение ВМС США об ускорении поставок самолетов F/A-18E/F «Super Hornet» уже начинают приносить результаты. ВМС уже получили 170 новых боевых самолетов, которые впервые использовались в небе Ирака в ноябре 2002 г.

В 2003 г. истребитель F-16 компании Lockheed Martin был наиболее продаваемым, всего было поставлено 76 самолетов, он опередил истребители МиГ-29 (продано 29 ед.) и Су-27/Су-30 (продано 25 ед.). Эти продажи включали как самолеты новой постройки, так и модифицированные, взятые из правительственных запасов, что иллюстрирует ограниченность глобального рынка истребителей.

Заказы на военные вертолеты также оказались трудно размещаемыми, поскольку новые поставки не компенсируют снятие с вооружения сотен вертолетов производства 60-х и 70-х годов. Компания Boeing получила два заказа на свои ударные вертолеты АН-64 «Apache Longbow», но общее число вертолетов сократилось из-за разборки на металлолом более 100 вертолетов Ми-24 в Болгарии и на Украине.

Парки транспортных и специальных вертолетов в мире остаются достаточно многочисленными и являются одним из компонентов ВВС, который не уменьшился из-за экономических сокращений, поскольку он оказался весьма полезным для развертывания миротворческих сил и сил вторжения. Даже транспортные силы стран бывшего Варшавского Договора используют эту тенденцию, и ряд их ВВС перевели свои вертолеты в гражданский статус для выполнения чартерных рейсов, иногда и для ОВВС НАТО, для получения доходов, которые выплачиваются за техническое обеспечение и обслуживание собственных парков.

Растущая доступность излишних и недорогих самолетов советского производства привела к тому, что такие африканские страны, как Эритрея, Эфиопия, и Танзания, начали обновлять авиационную технику, покупая в небольших количествах побывавшие на вооружении самолеты типа МиГ-29, Су-27 и вертолеты Ми-24. Это может потенциально укрепить ВВС небольших африканских государств, но возникает вопрос относительно необходимости этих закупок и торговой практики продавцов.

В связи с улучшением экономической ситуации в Тихоокеанской зоне Малайзия и Индонезия начали новый раунд закупок. Китай и Индия продолжают отдавать предпочтение закупкам новой военной техники российского производства, на первом месте значатся закупки истребителей типа Су-30. Общий парк боевых самолетов этих стран остается стабильным, но сохраняется вопрос относительно оперативной готовности самолетов типа МиГ-21 и МиГ-17 в данных странах.

Перспективы на новые закупки истребителей странами Латинской Америки в 2003 г. не были материализованы. Бразилия приостановила новые закупки, Венесуэла смогла закупить учебно-боевые АМХ-Т, а Перу решила осуществить программу модернизации своего парка.

На Среднем Востоке устаревание авиационного парка становится все большей проблемой, где вряд ли можно ожидать крупных закупок, кроме закупок самолетов F-16 Израилем и ОАЭ в прошлом десятилетии. Низкие цены на нефть и низкие экономические показатели дают основание предполагать, что будут значительные сокращения авиационных парков в предстоящие годы. Даже Израиль решил сократить численность своего парка, чем тратить деньги на поддержание незагруженной боевой структуры.

Общие затраты, связанные с закупками новой авиационной военной техники в 2004 г., останутся в основном неизменными при небольшом количестве новых закупочных программ. В НАТО и США оборонные закупочные бюджеты, по-видимому, снизятся в реальном исчислении, и это делает приоритетным изменение сроков и сокращение масштабов существующих проектов. В перспективе стоимость замены устаревающей и все более ненадежной авиационной техники современными боевыми самолетами может оказаться проблемой для большинства стран.

В.И.Вершинин Flight International.-2004.-3-9 February.-P.37.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации