Модернизация армейской авиации США

ВИНИТИ

Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

№ 11-2005, стр.42-47

Модернизация армейской авиации США

Журнал «Flight International» информирует о подготовке армейской авиации США к глубокой реструктуризации, которая соизмерима по своему масштабу с реализацией в 1960 г. концепции о воздушной мобильности.

В статье говорится, что пересмотр состава армейской авиации происходит через четыре с половиной года после того, как началось капитальное изменение ее организации и техники, используемой в боевых действиях на суше, и этот временный разрыв командование армии теперь спешит закрыть. В сущности армейская авиация решила изменить свой стратегический акцент с тем, чтобы в меньшей мере действовать в качестве автономной ударной силы и в большей степени в качестве поддерживающего придатка пехотным и бронированным подразделением на суше. Недоступный для поражения противником вертолет RAH-66 «Comanche», программа которого в настоящее время отложена, открывает путь для более мобильной силы, которая способна обеспечить непосредственную поддержку наземным войскам почти в любой ситуации.

По заявлению заместителя начальника штаба армии по оперативным вопросам генерала R.Cody, изменение заключается в том, что «армия склонна к действиям в более объединенных операциях, в которых вертолеты участвуют в ближнем бою, поддерживая свои наземные маневрирующие силы путем нанесения ударов по противнику, ведя рекогносцировку, разведку и обнаружение целей».

Парк вертолетов, основу которого составляют средние и тяжелые вертолеты, будет сбалансирован новыми легкими вертолетами, используемыми как штурмовые и транспортные. Бортовые оборонительные системы, сконструированные для защиты от наиболее сложных зенитных ракет, будут дополнены средствами защиты от наиболее используемых в партизанской войне вооружений: управляемых ракет с примитивными ИК ГСН, противотанковых реактивных снарядов и даже от стрелкового оружия, с помощью которого были сбиты девять армейских вертолетов в Ираке за последние месяцы.

В отличие от семи предшествующих текущий план имеет преимущество в том, что действительно финансируется, на программу вертолета RAH-66 «Comanche» выделено 16,6 млрд. долл. Преимущество программы состоит и в том, что она активно поддерживается начальником штаба армии генералом P.Schoomaker, который лично объявил об этом на пресс-конференции 1 марта 2004 г.

Помощник министра СВ США по закупкам Cl. Bolton заявил, что армия планирует перераспределение имеющихся средств, начиная с 2005 фин. г. Новый план базируется на обещании аппарата министра обороны сохранить пятилетний бюджет программы RAH-66 «Comanche» для армейской авиации.

Время может быть критическим фактором, армейская авиация собирает сейчас данные по реструктуризации, и именно сейчас, пока средства не потрачены, необходимо финансирование программы. Армия надеется на выделение средств для своих новых приоритетов еще до того, как в январе пойдет поток неоплаченных оперативных счетов в связи с продолжающимися операциями в Ираке, когда администрация Дж. Буша планирует запросить о значительных дополнительных бюджетных расходах.

В краткосрочном плане армейская авиация должна будет оплатить счет на 1,6 млрд. долл. за проведение быстрого текущего и капитального ремонта вертолетов/самолетов, прибывших из Ирака и Афганистана. Другой краткосрочной проблемой, по словам представителей промышленных кругов, может быть договоренность по уплате неустойки в связи с приостановкой программ RAH-66 «Comanche», которая по их мнению составит 2,0-4,0 млрд. долл., а по мнению военных, 450-600 млн. долл.

Армия США составила амбициозный закупочный список, включающий 796 ед. вертолетов/самолетов новой постройки и модернизацию еще 1400 ед. в последующие семь лет. Для сравнения, в предыдущие два года в план закупок были включены лишь 25 ед. новых вертолетов UH-60 «Black Hawk» компании Sikorsky.

В планы включены три новых начинания: 303 уже имеющихся в продаже легких вертолетов общего назначения, новые тактические транспортные самолеты для замены устаревающих самолетов С-23 «Sherpas» (примерно 43). Армия сделала заявку на 25 транспортных самолетов, хотя в более раннем анализе указывалось на необходимость закупки более 120 легких транспортных самолетов.

Потребность в 368 бронированных разведывательных вертолетах (ARH) широко рассматривается среди промышленных обозревателей, как слабо замаскированный план закупки большего количества вертолетов МН/АН-б «Little Bird» компании MD Helicopters. Говорят, что бывший начальник командования специальных операций США, в котором имеется около 40 вертолетов типа «Little Bird» P.Schoomaker является сильным сторонником этого однодвигательного вертолета. Эта идея совпадает с намерением P.Schoomaker повысить общность авиационной техники в специальных и обычных частях. Полагают, что вертолетом типа ARH станет вертолет «Little Bird» или ему подобный.

Закупочная программа вертолетов типа ARH, как ожидают, должна была начаться в 2004 г. Такие вертолеты нужны для замены 373 вертолетов компании Bell типа ОН-58 «Kiowa Warrior». Хотя им менее 20 лет, они были приняты на вооружение в конце 80-х годов в качестве промежуточной платформы до поступления вертолетов ARH-66 «Comanche». Несмотря на ограничения, свойственные вертолетам ОН-58, опыт войны в Ираке показал преимущество использования небольших ударных вертолетов типа «Kiowa Warrier» и «Little Bird» для поддержки наземных подразделений.

Малая заметность вертолета ARH-66 «Comanche» делает его оптимальным для полетов ночью и днем в тех районах боевых действий, в которых предполагается отсутствие системы ПВО на малых высотах, особенно УР с инфракрасными ГСН и стрелкового оружия.

Нынешний парк вертолетов «Little Bird» состоит из транспортных МН-6 и ударных АН-6. В последней конфигурации вертолет МН-6М оборудован шестилопастным винтом и новой бортовой авионикой. Как основная легкая платформа ведения воздушной разведки он, возможно, нуждается в модернизации прицельной и радиолокационной систем. Хотя вертолет вооружен трехствольной пушкой и ракетной ПУ с семью направляющими, он оснащен только базовой ИК системой «FLIR» для обнаружения целей в передней полусфере, и скорее всего пилоты редко полагаются на нее при нацеливании.

Вертолет «Little Bird» базируется на однодвигательном вертолете серии 500 компании McDonnall Douglas (ранее Hughes). Голландская компания МО Helicopters, которая приобрела производство коммерческих вертолетов у компании Boeing в 1999 г. по-видимому, будет должна дать обязательство объединиться с американской компанией - интегратором прежде, чем будет подписано соглашение.

Высокое место в листе закупок армии занимает полностью финансируемая программа модернизации вертолета АН-64Д Block 3 «Apache Longbow» компании Boeing. Предполагается модернизировать первые 284 вертолета, используя часть средств программы ARH-66 «Comanche», а оставшиеся 217 вертолетов будут модернизированы, когда закончатся текущие расходные планы в 2011 г.

Потребность армии США в ударных и разведывательных средствах все еще остается на уровне более 1200 ед., что, согласно мнению одного промышленного обозревателя, значительно больше 501 ед. вертолетов «Apache» Block 3 и 368 ед. вертолетов типа ARH, предлагаемых в настоящее время. Возможно, что армия конвертирует, по крайней мере, половину запроса вооруженных разведывательных вертолетов «Comanche» в беспилотные летательные аппараты. После прекращения программы «Comanche», бюджетный план включал увеличение примерно на 300 млн. долл. средств, предназначенных для беспилотников.

Исключая программу Comanche, план содержал все элементы модернизационной стратегии, которую армейская авиация призывала осуществлять, начиная с середины 90-х годов. Потребность в легком вертолете общего назначения была сформулирована в 1996 г., но никогда не финансировалась. Поддержка модернизации в рамках программы Apache Block 3 набирала силу, но пока не материализовалась в финансирование.

Министр СВ США L.Brownlee сказал, что то, что необходимо было сделать, было значимо и, если посмотреть на бюджет армейской авиации за годы программы, то примерно 40% этого бюджета по авиации приходилось на программу Comanche.

В последние десятилетия армия инициировала семь крупных анализов состояния своего авиационного компонента, но никогда полностью не реализовала рекомендации ни одного из них. Самая недавняя попытка реформировать армейскую авиацию была предпринята четыре года назад. Планировалось реорганизовать ее в новые многофункциональные батальоны вместо бригад и снизить количество типов вертолетов до четырех: RAH-66, AH-64D, UH-60 и СН-47 «Chinooks». Однако террористические атаки 11 сентября 2001 г. вынудили армию отказаться от этого плана менее чем два года спустя.

Корни дилеммы армейской авиации оставались неизменными: каким образом будут выдерживать армейские авиаторы темпы трансформации наземных сил армии, которая уже осуществляется?

В октябре 1999 г. были сформулированы концептуальные основы, в соответствии с которыми в настоящее время предусматриваются две отдельные закупочные программы: боевых машин «Stryker» и нового семейства сетевых машин (массой 20 т каждая), называемых «будущие боевые системы», FCS (Future Combat Systems).

Выступая в 1999 г. на ежегодном собрании Ассоциации СВ США генерал E.Shinseki, бывший тогда начальником штаба армии, сказал, что целью является переброска боеспособной бригады в любую точку мира за 96 часов. В своей речи он ничего не сказал о будущем большого количества армейских ударных, разведывательных вертолетов и вертолетов общего назначения. Только за шесть месяцев до этого собрания, операция «Task Force Hawk» болезненно продемонстрировала ограниченные возможности армии по развертыванию своих вертолетов даже на региональные дальности. Группировка из 24 вертолетов АН-64А «Apache» была вызвана для поддержки 78-суточной кампании против Сербии, но при этом потребовалось 1700 чел. из состава сил обеспечения и четыре недели для переброски из Германии в Албанию. Приказы о передислокации этой группы вертолетов были подписаны 4 апреля, начальное оперативное состояние было достигнуто 26 апреля, но в целом группировка не была готова к действиям до 7 мая. И даже тогда угроза сербской ПВО на низких высотах и политические споры не позволили этим вертолетам присоединиться к боевым действиям. Два вертолета были потеряны в результате аварий в ходе учебных полетов.

Четыре года спустя, в ходе войны в Ираке, развертывание вертолетов АН-64 «Apache» осуществлялось несколько легче. Транспортировочные приспособления позволили загружать вертолеты в транспортные самолеты С-17 «Globemaster», не снимая с них роторных систем. Нововведение сократило подготовку вертолета, по крайней мере, с 24 ч до 2,0 ч. Кроме того вертолеты были оборудованы дополнительными топливными баками, которые добавляли 50 мин. к летному времени.

Даже при этом, нынешняя армейская авиация вряд ли приблизится к планируемой готовности к развертыванию, которой должны обладать силы будущих боевых систем (FCS) к 2010 г. Перед тем, как была объявлена самая последняя программа трансформации армейской авиации, можно было предполагать, что наземные войска сухопутных сил в скором времени будут обладать большей готовностью к развертыванию, чем армейская авиация. Эта трансформация касается не только военной техники, но и структуры силы.

Армия реорганизует свои авиационные бригады в три стандартных, многофункциональных соединения: тяжелую дивизию, легкую дивизию и дивизию национальной гвардии. В тяжелой и легкой дивизиях будет пять батальонов, штабная рота и рота беспилотных летательных аппаратов повышенной дальности полета. Единственное различие состоит в выборе вертолетов для двух ударных батальонов, входящих в авиационные бригады обеих категорий дивизии. На вооружении тяжелых дивизий будет 48 вертолетов АН-64, а легкой дивизии 60 вертолетов ОН-58 «Kiowa Warrior» (позднее ARH). В обоих типах дивизий будет по 38 вертолетов UH-60 «Black Hawk», 12 СН-47, 12 НН-60 «Jayhawk» (медико-эвакуационных). В составе дивизий национальной гвардии будет такое же количество вертолетов общего назначения и медико-эвакуационных вертолетов и 16 вертолетов АН-64, 24 ОН-58.

Для сравнения, 3-я пехотная дивизия (тяжелая) вторглась в прошлом году в Ирак имея одну авиационную бригаду, в составе которой было только 18 вертолетов АН-64 «Apache», 16 UH-60 «Black Hawk», не располагая штатными тяжелыми транспортными и медико-эвакуационными вертолетами.

В.И.Вершинин

Flight International. - 2004. -16-22 March. - P. 39-42.

* * *

В связи со значительными потерями в Ираке, армия США быстро возрождает необходимость установки на вертолетах оборудования нового поколения с целью повышения их живучести. С 2002 г. программа разработки активного постановщика помех финансировалась лишь за счет дополнительных ассигнований к бюджету МО США, выделяемых конгрессом. Однако события в Ираке после конца октября 2002 г. сделали закупки активных и пассивных мер противодействия приоритетными.

Армия считает, что обстрел противоборствующей стороной стал причиной катастроф девяти вертолетов, в результате которых погибло 52 военнослужащих. Новые сообщения говорят, что причиной еще двух инцидентов также был обстрел. 23 марта 2003 г в ходе войны был сбит один вертолет АН-64Д «Apache Longbow», два члена экипажа подобраны. Через три месяца такой же вертолет был сбит в западной части Ирака, это первый, как считают, вертолет, сбитый иракскими повстанцами.

За три недели, начиная с 25 октября, иракские повстанцы, как полагают, сбили шесть армейских вертолетов, включая четыре UH-60 «Black Hawk», один СН-47 «Chinook» и один ОН-58 «Kiowa Warrior». В пяти случаях использовались противотанковые реактивные снаряды (RPG), но единственная атака с использованием переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК), по-видимому, оказала самое большое воздействие на руководство армии США. 2 ноября вертолет национальной гвардии СН-47 «Chinook», на борту которого было 42 военнослужащих был сбит недалеко от Fallujah повстанцами с помощью ПЗРК типа SA-7 или SA-14, в результате погибли 16 человек и были ранены еще 26.

В течение трех недель министр СВ США L.Brownlee сделал закупку активных систем самозащиты для армейской авиации самой приоритетной и в срочном порядке одобрил начальное малосерийное производство системы инфракрасного противодействия и предупреждения о ракетной атаке ATIRCM/CMWS (Advanced Threat Infrared Countermeasures/Common Missile Warning System). Компоненты AT7.RCM, включая широкополосный лазерный передатчик помех, еще находятся в стадии разработки, но подсистема CMWS внедряется первой. Тем временем армия работает над заменой устаревающих автоматов сбрасывателей дипольных отражателей и ИК ловушек М-130. В январе на это были выделены дополнительные средства к оборонному бюджету 2004 фин. г. в размере 28 млн. долл.

На слушаниях в комитете палаты представителей по делам вооруженных сил в феврале L.Brownlee сказал, что программа ATTRCM базируется на определенной технологии, включающей широкополосный лазер, который разрабатывается, и есть надежды на быстрые результаты. Тем временем ведется подготовка вертолетов для установки на них систем CMWS.

После первых инцидентов было потеряно еще пять вертолетов армейской авиации, но только в двух случаях была уверенность, что причиной был обстрел противоборствующей стороной.

Однако самой большой угрозой для вертолетов продолжают оставаться противотанковые реактивные снаряды и стрелковое оружие. Армейские эксперты исследуют новые технологии, которые могут быть использованы для уничтожения ПРС, выпускаемых против вертолетов. Исследование включает пассивные меры противодействия, более легкие и более эффективные баллистические покрытия, и активные системы, которые теоретически могут обнаруживать, отслеживать и уничтожать подлетающие ПРС.

Представители промышленности, знакомые с проблемой, говорят, что пока не найдено эффективное решение относительно угрозы, которую представляют ПРС, но инициирован ряд средне- и долгосрочных программ благодаря новому финансированию армией. Директор перспективных вертолетных систем компании Boeing W.Camona считает одной из наиболее обещающих концепций акустическую систему, которая может точно определить координаты источника первого выстрела и, возможно, автоматически приведет в действие бортовую пушку с целью уничтожения обстрелявшего вертолет источника.

Тем временем командование специальных операций США подыскивает поставщика вертолетной системы обнаружения пушечного обстрела. Требованиями предусматривается «способность обнаружить и потенциально - определить местоположение источника пушечного обстрела, ведущегося оружейными системами малого и среднего калибра, включая такие оперативные условия, как режим зависания и движение на крейсерской скорости на малых и средних высотах».

Долгосрочной проблемой является останов первого выстрела. Бортовая система перехвата, которая могла бы вести огонь по приближающимся ПРС, является проблематичной, поскольку граната разбивается на фрагменты, которые продолжают лететь примерно по той же траектории, нацеленной на вертолет. Эксперименты с наземными машинами, при которых для защиты использовались надувные покрытия для отражения ПРС, показали, что такой способ является непригодным.

В.И.Вершинин

Flight International. - 2004. -12-16 March. - P. 42.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации