Меры защиты авиации от наземных портативных средств запуска ракет земля-воздух

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

№12-2005, стр.37-51

Меры защиты авиации от наземных портативных средств запуска ракет земля-воздух

В журнале Jane's International Defense Review опубликована статья David versus Goliath (авторы - M. Hewish и J. Janssen Lok), посвященная проблеме защиты военной и гражданской авиации от портативных наземных средств противовоздушной обороны MANPADS (man-portable air-defense systems), которые могут использоваться как бойцами во время ведения боевых действий, так и террористами.

Согласно различным оценкам, с 70-х годов было проведено 43 нападения на гражданские самолеты, завершившихся гибелью 30 из них, с количеством человеческих жертв около 1000 человек. Более 500 000 средств MANPADS были распространены по всему миру, и большое количество из них все еще пригодны к использованию. Разработанная ранее в СССР «Стрела» (в статье - Kolomna Strela, имеющая в НАТО название SA-7 Grail) претерпела несколько усовершенствований и была произведена по лицензии (или скопирована) во многих странах. Варианты включают китайскую HN-5, а также системы, производимые в Египте, Северной Корее, Пакистане и бывшей Югославии. Более поздние российские «Стрела-3» (SA-14 Kremlin) и «Игла» (SA-16 Gimlet/ SA-18 Grouse), вместе с китайскими Qianwei/QW-1 Advanced Guard и Stinger разработки США, также находятся на вооружении нескольких террористических организаций. Указанные средства обычно имеют дальность действия 5...8 км и могут достигать высоты приблизительно 3 700 м.

Нападения на средства авиации с помощью MANPADS могут приводить не только к гибели людей и материальному ущербу, но и к более масштабным катастрофическим последствиям. Например, уничтожение самолета Falcon 50 в 1994 г. с президентами Руанды и Бурунди на борту явилось одной из причин вспышки геноцидной гражданской войны в Руанде. Другими примерами являются уничтожение самолета «Боинг» 727 авиалиний Конго с 40 пассажирами на борту в 1998 г. и примерно 20 атак, проведенных организацией Тамильские Тигры, по самолетам, эксплуатируемым правительством Шри-Ланки, что привело к гибели около 200 человек.

В ноябре 2003 г. в районе Багдада был произведен запуск ракеты по грузовому самолету А300В4 (эксплуатируемому компанией DHL) из SA-7 (или более современной модели). Самолет находился на высоте приблизительно 2 500 м при наборе высоты при вылете из Багдада. Машина потеряла все 3 гидравлических системы и все системы управления полетом, однако пилоты сумели выполнить безопасное приземление с использованием только двигателей. Подобная атака была проведена снова при подобных обстоятельствах в районе Багдада в декабре 2003 г. В этом случае нападение было совершено на военно-транспортный самолет С-17 ВВС США с 46 пассажирами на борту. И в этом случае удалось совершить безопасную посадку. В январе 2004 г. нападение посредством MANPADS было совершено на транспортный самолет С-5 Galaxy вскоре после взлета из Багдада.

Атаки, совершенные против США в сентябре 2001 г. Аль-Каидой, а также последующий обстрел израильского самолета «Боинг» 757 при наборе высоты из Момбаса (Кения) в ноябре 2002 г., вынудило США сформировать специальную комиссию, в задачи которой входило выработка рекомендаций по противодействию угрозе применения портативных пусковых ракетных установок. В начале 2003 г. было запланировано выделить 10 млрд. долл. США для установки бортовых противоракетных систем на все 6800 зарегистрированных в США авиалайнеров.

Тогда же, Конгресс США отдал распоряжение департаменту национальной безопасности (DHS - Department of Homeland Security) подготовить план по разработке и демонстрации системы противодействия MANPADS, пригодной для установки на коммерческих воздушных судах. Такой план был представлен в мае 2003г., предусматривающий реконструкцию военных технологий для этих целей вместо разработки новых с самого начала. Обзор доступных решений привел к заключению, что наиболее обещающим является подход, основанный на направленных инфракрасных (ИК) средствах противодействия (DIRCM - directional infrared countermeasures). Это заключение, однако, не ограничивает простор для проведения оценок альтернативных решений.

Предложения по противодействию MANPADS

В январе 2004 г. на конкурсной основе DHS (его подразделение по науке и технологиям) выбрало три организации для предварительной разработки систем противодействия (Фаза I, разработка и демонстрация - Phase I, system development and demonstration (SDD). Данными компаниями являлись: ВАЕ Systems Information & Electronic Warfare Systems (IEWS), Northrop Grumman и United Airlines. Было запланировано, что в течение приблизительно 6 месяцев они разработают план адаптации военных технологий по обнаружению и противодействию ракет для применения на коммерческих воздушных судах. Phase I также предусматривала проведение анализа экономических, производственных и эксплуатационных задач, необходимых для функционирования систем противодействия MANPADS в условиях гражданской авиации. Phase II SDD включает разработку прототипов для испытаний и оценки. На данной фазе проводятся полетные испытания и, возможно, натурные огневые испытания на борту системы на подвесной дороге на полигоне White Sands Missile Range.

Требования к системе противодействия MANPADS включают способность защиты авиалайнеров размером с «Боинг» 737 или крупнее при взлете и посадке (в течение 10 мин в каждом случае) от моделей с SA-7 no SA-18, Stinger и эквивалентных конструкций. Типичная зона уязвимости вокруг аэропорта составляет 640 км2- 80 км в длину (накрывая как путь подхода, так и посадки) и 8 км в ширину - и распространяется до высоты 3050-3570 м. Система должна иметь вероятность успешной защиты по меньшей мере 90% от нескольких установок MANPADS, или более 80% от 2 ракет с одновременным моментом атаки. Ложные тревоги должны составлять не более 1 на каждые 100 взлетов или посадок, или 17 ч работы, что из них является меньшим. Максимальная заданная масса - 450 кг, и установленная система не должна увеличивать общее аэродинамическое сопротивление более чем на 1% на крейсерской скорости и высоте.

Ожидается, что первоначально система противодействия MANPADS будет применена приблизительно на 300 широкофюзеляжных авиалайнерах, составляющих гражданский резервный воздушный флот США (CRAF - Civil Reserve Air Fleet), применяемый вооруженными силами страны для транспортировки личного состава и оборудования в случае вооруженных конфликтов.

ВАЕ Systems IEWS разрабатывает подвесной вариант инфракрасной усовершенствованной системы противодействия (ATIRCM - Advanced Treat Infrared Countermeasures) AN/ALQ-212(V), получив разрешение армии США на первоначальное мелкомасштабное производство в ноябре 2003 г. Планируется, что основная линия AN/ALQ-212, состоящая из общей системы ракетного предупреждения (CMWS - Common Missile Warning System), усовершенствованного выбрасывателя системы противодействия (ICMD - Improved Countermeasure Dispenser) и DIRCM лазерного действия будет выступать в качестве оборудования для различных вертолетов, находящихся на вооружении армии США и командования специальными операциями. Подсистема CMWS уже находится в производстве для боевых вертолетов Apache британской армии, вместе с Sentinel Rls Королевских ВВС - модифицированных Bombardier Global Express, формирующих часть системы ASTOR (Airborne Standoff Radar), а также Nimrod MRA.4 - морского патрульного самолета

Согласно BAE Systems, ее система противодействия MANPADS интегрирует лазерную головку постановки активных помех третьего поколения Agile-Eye в архитектуру базовой линии ATIRCM. Постановщик помех является производным от того, который был разработан компанией для демонстрации усовершенствованной технологии системы направленного инфракрасного противодействия для тактической авиации (TADIRCM - Tactical Aircraft Directable Infrared Countermeasure System), которая планировалась для потенциального применения на истребителе F/A-18. Однако, новый постановщик меньше по размерам и более эффективный. Во время натурных огневых испытаний, проведенных в ноябре 2001 г., система TADIRCM, установленная на борту беспилотного QF-4, успешно обнаружила малые ракеты с инфракрасным наведением, которые были выпущены по нему, и отклонила их посредством своей головки постановки помех.

В случае с системой противодействия MANPADS, оборудование постановки помех интегрируется в конформную подвеску на фюзеляже обтекаемой формы для уменьшения аэродинамического сопротивления. В подвеске также монтируется устройство предупреждения приближения ракет AAR-57. В кооперацию входят также Honeywell и Delta Technical Operations, причем последняя ответственна за интеграцию в летательный аппарат. BAE Systems сообщает, что в настоящее время продолжаются моделирование и имитация для определения достаточности одной головки постановки помех для защиты крупного широкофюзеляжного летательного аппарата, и что полная система будет стоить намного меньше 1 млн. долл. при количествах 1000 единиц.

BAE Systems также поставляет ее систему IRCM AN/ALQ-204 Matador компании Gulfstream Aerospace (подконтрольной Genera! Dynamics), которая заявляет, что является единственным производителем реактивных самолетов представительского класса, который в настоящее время предлагает систему противодействия MANPADS, сертифицированную федеральным авиационным агентством США (FAA - Federal Aviation Administration). Установка в хвостовом обтекателе была одобрена FAA для самолетов Gulfstream IV (GIV) и GV (реактивного самолета представительского класса сверхдальнего действия). Также возможна установка системы на G300, G400, G500 и G550. На настоящее время Matador был установлен, по крайней мере, на одном GIV, двух G400 и шести GIV-SP, некоторые из них используются главами иностранных государств, при стоимости 2,2 млн. долл. каждый.

Программа LAIRCM

Предлагаемая компанией Northrop Grumman система противодействия MANPADS является производной от системы противодействия в ИК диапазоне для защиты крупных летательных аппаратов LAIRCM (Large Aircraft Infrared Countermeasures), которой уже оборудованы транспортные самолеты С-130 и С-17 ВВС США. Компания перекомпоновывает всю систему в «каноэ», которое крепится под задней частью фюзеляжа авиалайнера или подобной платформы, такой как танкер. Автономное «каноэ» может быть установлено в течение нескольких дней, и не требует управления при работе. При нахождении на земле лазерная турель повернута так, чтобы быть направленной вверх внутрь подвески для безопасности. Переключатель «вес на колесах» предотвращает непреднамеренное функционирование. «Каноэ» потребует снятия для технического обслуживания только приблизительно каждые 18 месяцев, согласно Northrop Grumman. Компания сообщает, что существует возможность полного завершения первоначальной программы, включая сертификацию FAA и установку на 300 самолетов флота CRAF в течение 28 месяцев. Проектируемая стоимость одной установки для данного количества - 1,9 млн. долл. (включая запасные элементы), причем стоимость будет снижена до 1 млн. долларов, если будет проведено 1000 установок. Для флота в 300 единиц стоимость функционирования и технического обслуживания равна 26,50 долл. за 1 ч полета. Для типичного трансокеанского перелета (8 ч, 350 пассажиров) это означает увеличение эксплуатационных расходов менее чем на 1%. Для 1000 установок эти дополнительные расходы уменьшатся в 2 раза.

Развитие системы Nemesis

Основная линия LAIRCM, в свою очередь, является расширенной версией системы Nemesis DIRCM, называемая в США AN/AAQ-24(V) и ARI 18246 в Великобритании; разработана Northrop Grumman в сотрудничестве с BAE Systems и другими участниками. Великобритании требуется установить до 186 систем Nemesis на 21 типе летательных аппаратов, из которых 13, включая 146 авиалайнеров ВАЕ, используемых в качестве транспорта VIP, уже были установлены. Также система (60 единиц) приобретается для командования специальными операциями США (USSOCOM - US Special Operations Command), ВВС Австралии, а также странами Среднего Востока для оборудования самолетов глав государств.

Как Nemesis, так и LAIRCM включают в себя систему датчиков предупреждения ракетного нападения (MWS - Missile Warning System) AN/AAQ-54(V) разработки Northrop Grumman, работающих в ультрафиолетовом спектре для обнаружения выходного факела оружия для обеспечения первоначального предупреждения. Каждый датчик имеет поле зрения 120° и высокое разрешение для различения сигнала от помех. MWS передает ее данные в системный центральный процессор, который принимает решение о наличии реальной угрозы. В ответ турель, содержащая датчик точного наведения на траекторию (FTS - fine-track sensor) и постановщик помех, поворачивается в соответствующем направлении. FTS захватывает и сопровождает угрожающую цель, постоянно поворачивая турель так, чтобы она оставалась направленной на приближающуюся ракету. Затем передатчик излучает модулированный инфракрасный луч для подавления сигнала наведения снаряда. Указанный полный процесс обычно занимает 1.. .2 с.

Главным отличием Nemesis от LAIRCM является то, что первая в качестве постановщика помех применяет импульсную лампу, а вторая - лазер. Лазер Viper, разработанный Northrop Grumman в сотрудничестве с Fibertek, эффективен во всех диапазонах, используемых инфракрасными головками самонаведения MANPADS, в то время как импульсная лампа покрывает только диапазон Band 1. Лазер также более компактен, потребляет меньше энергии и более надежен.

Система LAIRCM подверглась четырехмесячным испытаниям на имитаторе оценки эффективности радиоэлектронной борьбы ВВС США (Air Force Electronic Warfare Evaluation Simulator) в Fort Worth, Техас. В ходе испытаний система выполнила 9000 смоделированных срабатываний на ряд различных инфракрасных угроз против имитатора С-17 в ситуациях взлета, полета и посадки. По данным Northrop Grumman, эффективность постановщика помех отвечала или превосходила программные требования. Затем LAIRCM участвовала в натурных огневых испытаниях в июне-июле 2002 г. на полигоне в White Sands Missile Range, Нью-Мексико. Система была смонтирована на вагончике воздушной канатной дороги, оборудованном тепловыми источниками, представляющими сигнатуру С-17. Функционируя автономно, без предварительной информации о типе угрозы, LAIRCM успешно отразила 19 атак ракет, запущенных с различных дистанций.

Первичное маломасштабное производство LAIRCM (Phase I) началось в августе 2002 г. для удовлетворения насущных потребностей ВВС США. Система была установлена на самолетах С-17 (12 единиц), С-130 (8). USSOCOM также выбрала систему для оборудования вертолетов МН-53.

Phase II направлена на введение усовершенствований, которые обеспечат более высокую эффективность при меньших затратах. В начале 2005 фин. г. планировалось оснастить системой LAIRCM самолеты С-17 (43 единицы), С-130 (24) и 12 самолетов-заправщиков КС-135. Последующая поставка подобных масштабов ожидается в 2009 фин. г.

Northrop Grumman финансирует две взаимосвязанные инициативы модернизации: одна направлена на уменьшение массы системы, аэродинамического сопротивления и стоимости; другая - на увеличение эффективности. Эти попытки включают разработку легковесного и недорогого устройства наведения/слежения Wanda, a также выдающего повторные изображения мультиспектрального (MIMS - Multi-Image Multi-Spectral) датчика предупреждения опасности ракетной атаки. Ранние прототипы обоих устройств (вместе с лазером Viper, принятом для LAIRCM) были подвергнуты натурным огневым испытаниям в 1999 г. на полигоне в White Sands как часть программы TADIRCM ВМС США. При испытаниях устройства размещались на вагончике воздушной канатной дороги. По ожиданиям Northrop Grumman, разработанная ею турель Guardian, более компактная, чем первоначальная конструкция DIRCM/LAIRCM, будет готова к вводу в эксплуатацию к концу 2004 г.

Phase II также предусматривает введение подсистемы предупреждения о ракетной атаке нового поколения NexGen MWS (Next Generation Missile Warning Subsystem).

Двумя основными целями модернизации NexGen MWS являются повышение вероятности объявления ракетной угрозы и обеспечения платформ USSOCOM возможностью обнаружения и объявления угрозы атаки ракет «воздух-воздух». Ожидаемая продолжительность разработки системы и демонстрации NexGen MWS -28 месяцев, в течение 2004 - 2006 фин.г. Другие потенциальные усовершенствования LAIRCM включают применение методов с обратной связью IRCM (CL1RCM). Лазер CLIRCM анализирует приближающиеся ракеты, определяет их тип, а затем посылает индивидуальную для данного типа последовательность подавляющих помех, которая заставляет ракету терять захват цели и резко уходить в сторону от летательного аппарата, на которую она была нацелена.

Конкурирующая система CAPS

Третья система противодействия MANPADS, рассматриваемая в качестве претендента на использование на фазе Phasel, называемая CAPS (Commercial Airliner Protection System - система защиты коммерческих авиалайнеров), отличается от двух других тем, что она более полагается на ИК-ловушки, чем на постановщик помех DIRCM. Лидером разработки системы является United Airlines, ответственная за эффективность системы в целом. Компания Avisys, которая разработала систему WIPPS (Widebody Integrated Platform Protection System - интегрированная система защиты широкофюзеляжных платформ), производной которой является CAPS, выступает в качестве системного архитектора и ведущей в части технологии IRCM. Она также является ведущей в компоновке летательных аппаратов, установках и тестировании. Компания L-3 Communications Integrated Systems будет модифицировать и устанавливать CAPS на коммерческих летательных аппаратах, проводить их анализ на годность к летной эксплуатации и получать сертификацию FAA. Другими компаниями, вносящими вклад в CAPS, являются следующие.

ARINC - ведущая в области сопряжения системы IRCM с системами связи летательного аппарата. ARINC будет обеспечивать техническую и организационную поддержку, а также выполнять ряд аналитических исследований, связанных с надежностью и ремонтопригодностью, функционированием и его поддержкой, организацией безопасности и поддержкой введения технологии для коммерческих заказчиков.

Alliant Techsystems поставляхт ультрафиолетовый MWS AN/AAR-47(V)1, техническую поддержку и ряд разнообразных расходуемых ложных целей.

Thales Airborne Systems поставляет MWS-20 ТА MWS, которая применяет импульсные радиолокационные доплеровские датчики для подтверждения угрозы применения ракет, первоначально обнаруженной AAR-47. Применение активного слежения позволяет системе обеспечивать информацию о дальности угрожающей ракеты, скорости, времени удара и направления приближения. Затем MWS-20 ТА автоматически выдает команду на соответствующий выброс ложных целей. Установка весит полностью менее 20 кг, при этом около 10 кг приходится на центральное устройство обработки (которое занимает объем 10 л), а также общий вес 8... 10 кг - на антенны (типичное количество на 1 летательный аппарат (ЛА) - 4). По данным Thales, системой уже оборудованы военные транспортные самолеты, вертолеты, а также гражданские широкофюзеляжные транспортные самолеты, включая несколько «ViP-самолетов».

Symetrics Industries поставляет выбрасывающую систему противодействия AN/ALE-47, которая уже находится на вооружении на борту 14 000 военных ЛА по всему миру.

Alloy Surfaces обеспечивает такие средства противодействия, как SMD (Special Materials Decoys - ложные цели из специальных материалов).

US Naval Air Warfare Center Weapons Division является лидирующей испытательной организацией.

Georgia Tech Research Institute поставляет свою DISAMS (Digital Infrared Surface-to-Air Missile Simulation - цифровую инфракрасную модель ракет «земля-воздух»), которая определяет эффективность систем противодействия для каждого класса MANPADS.

Другими членами кооперации CAPS являются Armtec Defense Products, Thiocol и Saab tech.

Недавно Avisys установил базовую линию WIPPS на борту Airbus A340, эксплуатируемого Иорданией в качестве самолета главы государства. Система действует полностью автоматически, при этом ИК-ловушки выбрасываются из распределителей, смонтированных заподлицо в кормовом обтекателе на стыке крыла с фюзеляжем. Как WIPPS, так и CAPS вместе могут быть интегрированы с DIRCM, если требуется дополнительная производительность.

Компания Sanders Design International (SDI), при финансировании USAF и DAPRA (Defense Advanced Research Projects Agency - агентство по современным исследовательским проектам в области обороны), разрабатывает пространственную инфракрасную систему самозащиты SICM (Spatial Infrared CounterMeasure) для коммерческих авиалайнеров и военных ЛА. Как сообщается, SICM применяет совокупности светоизлучающих диодов, которые светятся в последовательности под управлением компьютера так, чтобы отклонить атакующую ракету от намеченной цели. Работа SDI в родственных областях включает контракт с US Naval Air Systems Command на разработку высокоэффективной системы обработки изображений в качестве кандидата для системы управления и навигации сверхзвуковых крылатых ракет, а также для обработки разведывательных снимков, получаемых от беспилотных ЛА.

Планы Германии и Франции

В дополнение к участию в системах CAPS и WIPPS компании Avisys, французская компания Thales Airborne Systems поставляет свою систему предупреждения приближающейся ракеты MWS-20 Damien в качестве части комплекта, который дополнительно включает ее радиолокационный приемник предупреждения TDS-TA для защиты транспортных самолетов французских ВВС. В данном применении датчики функционируют совместно с дипольными отражателями Alkan и выбрасывателями ИК-ловушек.

В Германии компания EADS Defence Electronics фокусирует свои усилия на разработке систем самозащиты больших самолетов для четырех основных типов: военного транспорта Airbus Military A400M; самолетов, используемых главами государств и других ЛА типа VIP; ЛА для выполнения специальных заданий, включая заправщики и платформы разведки, управления и контроля; а также коммерческих авиалайнеров.

В случае с А400М, поставка в войска которых намечается в конце 2009, EADS Defence Electronics ведет руководящую роль в части военных систем, устанавливаемых на самолете. Данная работа выполняется в кооперации с EADS Military Transport Aircraft, базирующейся в Мадриде, Испания, в рамках организации, называемой MIT (Military Integrated Team - объединенная военная группа). MIT ответственна за разработку вспомогательной подсистемы защиты DASS (defensive aids subsystem), военной системы управления боевыми заданиями (military mission management system - M-MMS), военным испытательным оборудованием и средствами связи.

DASS, которая специально разработана для защиты против атак MANPADS, также как против ракет «воздух-воздух» или «земля-воздух» более дальнего действия, будет тесно взаимодействовать с системой M-MMS. В случае базового варианта сборки большая часть самолетов А400М будет оснащена компьютером вспомогательных средств защиты и контрольной панелью DASS. Они также будут укомплектованы приемником предупреждения облучения РЛС и выбрасывающей системой ложных целей одноразового использования. Специфическое оборудование и поставщики для данных позиций будут выбраны на конкурсной основе. Дополнительные подсистемы по выбору (так называемые «анализируемые позиции») включают приемник предупреждения лазерного облучения, DIRCM, буксируемую радиолокационную ловушку, а также активную систему предупреждения о ракетном нападении (последняя, вероятно, будет поставляться Thales). Данные анализируемые позиции будут предлагаться фирмой Airbus Military покупателю (организация по снабжению OCCAR European), предоставляя возможность каждой стране-покупателю А400М выбрать оборудование по требованию.

Уровень защиты

В 2004 г. атаки посредством MANPADS по самолетам, вылетающих из Багдада, потребовали дальнейшего анализа достаточности принимаемых мер противодействия для самолетов А400М. 2004 г., по мнению EADS Defence Electronics, был очень важным для проведения процесса выбора различных поставщиков позиций DASS для А400М.

Кандидатами на оборудование А400М являлись ультрафиолетовая система предупреждения приближающейся ракеты AN/AAR-60 (MILDS - Missile Launch Detection System) разработки EADS Defence Electronics, которую компания уже поставляла для других применений, например, для Avisys WIPPS вместе с NH90 и вертолетами Tiger. MILDS может также функционировать в сочетании с FLASH (Flying Laser self-defense system Against Seeker Head missiles - бортовая лазерная система самозащиты против ракет с самонаводящимися головками) DIRCM, предлагаемую германо-французским консорциумом EADS Defence Electronics, Thales Optronique и Diehl Ammunition Systems. Намечалось начать разработку FLASH не позже 2005 г., а также с 2010 г. замену DIRCM, применяющих ИК-ловушки или лазерные диоды на DIRCM, основанные на лазерах высокой мошности.

Системы противодействия MANPADS Израиля

Индустрия Израиля предлагает несколько систем противодействия MANPADS, основанные на ее опыте по разработке подобного оборудования для тактических применений. Отделение Elta Systems, входящее в Israel Aircraft Industry, разработало систему Flight Guard, которая сочетает ее импульсно-доплеровскую систему предупреждения о приближении ракеты (MAWS - Missile Approach Warning System) EL/M-2160 с инфракрасной выбрасывающей системой противодействия, поставляемой отделением Rocket Systems Division, входящим в Israel Military Industries. Последняя создала новое семейство высокоинтенсивных, горящих с высокой скоростью ИК-ловушек, которые разработаны для защиты крупной цели, такой как двух- или четырехдвигательный пассажирский самолет.

Система Flight Guard уже установлена на нескольких самолетах типа VIP и на 150 платформах военного назначения в 10 странах.

Организация Rafael Armament Development Authority разработала систему Britening, которая является производной от ее подсистемы самозащиты Aero-Gem для вертолетов и широкофюзеляжных самолетов с неподвижным крылом. Britening объединяет пассивные датчики предупреждения о ракетной атаке Guitar - 350 (обычно 4 единицы на один самолет) с DIRCM Jam-Air, основанной на лампах-вспышках, устанавливаемой в турели, которая первоначально была сконструирована для отсека целеуказания Litening, а также системы разбрасывания диполей/ИК-ловушек. По мнению Rafael, одиночного постановщика помех под хвостовой частью самолета было бы достаточно для защиты двухдвигательного самолета с размером вплоть до «Boeing 777». Вероятно, что для четырехдвигательного широкофюзеляжного самолета типа «Boeing 747» или Airbus A340 потребовалось бы 2 подобных установки. Система полностью автоматическая, работает под управлением системного процессора. Установка Britening весит менее чем 160 кг в случае монтажа в 2 турелях, с уменьшением веса до 100 кг для одиночного варианта, и имеет предположительное время наработки на отказ 6000 ч. Система потребляет мощность 300 Вт в ожидающем режиме, которая увеличивается до 10 кВт на 4 с во время срабатывания.

Flop, дочерняя компания Elbit, продвигает свою систему MUSIC (Multi-Spectral Infrared Countermeasures - многоспектральные инфракрасные меры противодействия), которая применяет DIRCM, основанный на лазере. При необходимости, сам лазер может быть установлен в грузовом отсеке летательного аппарата с волоконно-оптической связью с турелью, в которой также смонтированы датчики для системы предупреждения ракетной атаки. MUSIC функционирует полностью автоматически.

Организация Elisra разработала инфракрасную систему PAWS (Passive Airborne Warning System - пассивная бортовая предупреждающая система), которая может быть интегрирована с другими элементами для формирования системы противодействия MANPADS. Израильские силы обороны выбрали PAWS для оборудования своих боевых атакующих вертолетов AH-64D Longbow Apache.

Re'em Electronics, дочерняя компания Israel Military Industries, продвигает подсистему AIRMOR, которая комбинирует системы предупреждения о ракетной атаке, такие как EADS MILDS, Elta MAWS, Rafael Guitar или Elisra PAWS с противодействующими разбрасывателями, вместе со связанными органами управления и дисплеями. По выбору могут устанавливаться дополнительный инфракрасный постановщик помех, а также приемники предупреждения о лазерном или радиолокационном облучении.

Южноафриканская компания Avitronics, являющаяся совместным предприятием между местной фирмой Grintec и шведской Saab, разработала систему MSWS (Multi Sensor Warning System - многосенсорная система предупреждения), которая объединяет различные комбинации систем предупреждения о ракетной атаке, лазерном и радиолокационном облучении с противодействующими разбрасывателями.

Компоненты MSWS могут включать в себя ультрафиолетовые предупреждающие устройства о приближении ракет MAW-200 или MAW-300, которые применяют уникальную оптическую разработку. Она включает передовую фильтрующую технологию, со специально разработанными трубками усиления изображения и фокальными матричными процессорами подсчета фотонов для обеспечения высокой чувствительности.

Каждый датчик обслуживается специально предназначенным для него высокопроизводительным процессором цифровых сигналов, использующим высоко конвейеризованное выполнение команд и параллельную обработку, позволяющими ему отслеживать и вести обработку информации по меньшей мере 8 потенциальных целей. Данные о пространственных и временных параметрах передаются затем в устройство управления, где последние интегрируются с информацией в режиме реального времени, поступающей из инерциальной навигационной системы, для компенсации движения, позиции и высоты полета платформы. Затем устройство управления выполняет передовые нейронно-сетевые алгоритмы распознавания образов для обеспечения точной операции, которая описывается Avitronics как чрезвычайно низкая степень ложных тревог (обычно максимум 2 за каждые 3 ч в обстановке высокого уровня помех, или одна за 10 ч нормального рабочего полета).

Модернизация системы

В настоящее время прилагается множество научно-технических усилий для увеличения эффективности будущих систем противодействия MANPADS. Три Управления AFRL (Air Force Research Laboratory - Исследовательская лаборатория ВВС США) - сенсоров, направленной энергии, а также материалов и производства совместно сотрудничают в целях исследования всех аспектов технологии IRCM. Недавние усилия были сфокусированы на полетном эксперименте LIFE (Laser IRCM Flyout Experiment - полетный эксперимент с лазерным IRCM), посредством которого была разработана технология постановщиков лазерных помех с обратной связью, приспосабливаемых к ракетной угрозе. Это обеспечивает возможность подавления широкого диапазона типов головок самонаведения, включая те, параметры сканирования которых неизвестны. Управление сенсоров начинает новые программы с использованием направления, известного как превентивные IRCM, в котором методы нацелены на обнаружение чувствительного элемента ракетной установки до того, как она может выпустить ракету.

Программа MEDUSA (Multifunction Electro-optics for Defense of US Aircraft -многофункциональная электронная оптика для защиты летательных аппаратов США), ведущаяся DARPA и управляемая AFRL, направлена для перехода от реагирующих мер противодействия на последнем этапе, таких как ИК-ловушек и постановщиков помех, к системе, которая может превентивно предотвратить запуск MANPADS и других ракет. Многоспектральная система, основанная на лазерах, предназначена для обеспечения функций самозащиты и активных функций от единственного набора электрооптических датчиков, с использованием импульсов разнообразного формата с выходной мощностью 20...30 Вт.

MEDUSA посредством поискового лазера будет обнаруживать электрооптические/инфракрасные (EO/IR) средства наведения на цель, включающие любые такие сенсоры, применяемые MANPADS, путем сканирования зоны внимания. Это позволит летательному аппарату оставаться за пределами вхождения в контакт. Если же это окажется невозможным, MEDUSA будет прицеливаться для поражения сенсоров обнаружения и слежения, связанных с MANPADS перед тем, как ракета может быть запущена. Третьим уровнем защиты будет поражение EO/IR - сенсоров наведения, таких как наземных передатчиков для наведения по лазерному лучу или ИК головок самонаведения при запуске ракеты.

AFRL в 2002 г. заключило контракты с рядом компаний на проведение работ фазы 2 (Phase 2) по разработке системы MEDUSA стоимостью 35 млн. долл. каждый для проведения исследований следующих компонентных технологий: детекторов с высоким усилением, многофункциональных лазеров, лазеров противодействия, инфракрасных оптических волокон и незеркального управления лучом. MEDUSA потребует применения расположенных в фокальной плоскости матриц с большим количеством детекторов для обеспечения высокого разрешения и широкого поля зрения вместе со способностью функционирования в ближнем, среднем и дальнем ИК диапазонах. Также будут необходимы высокая частота кадров и обработка на одной микросхеме.

Снижение уязвимости

Способность больших летательных аппаратов выдержать атаку MANPADS может быть усилена посредством применения широкого диапазона добавочных мер в дополнение к установке подсистем противодействия. Многие усилия в настоящее время фокусируются на уменьшении уязвимости путем применения тактики, маневрирования, управления мерами противодействия и сигнатурой. Однако указанные меры должны сопровождаться уменьшением уязвимости ЛА даже при попадании в него ракеты - как вторая линия защиты.

Здесь важное значение имеет проведение реального огневого тестирования ЛА (LFT - life-fire testing). Результаты такого тестирования трудно переоценить, как результаты реального тестирования автомобилей на столкновение.

Отмечается, что даже относительно простые меры, примененные к коммерческим ЛА, могут быть очень ценными для уменьшения их уязвимости. Более прочные и устойчивые конструкции могут привести к более длительному сроку службы ЛА, также как к уменьшению ущерба и потерь в результате таких факторов, как молнии, столкновения с птицами, всасывания двигателями посторонних объектов, и их возгорания.

Объединенное Управление программ по живучести конструкций ЛА США (JASPO - Joint Aircraft Survivability Program Office) финансирует 44 новых проекта начиная с 2004 фин. г, в то же время завершая 21 проект. В области уменьшения уязвимости, завершаются проекты по головкам самонаведения с формированием изображения (Imaging Seeker Aim Point), проводимые NRL и Georgia Tech Research Institute, который разрабатывает методы противодействия ИК головкам самонаведения с формированием изображения; а также проект создания ложных целей (ловушек) SMAUD (Special Materials Aero Urban Decoy), над которым работают Alloy Surfaces совместно с AFRJL. SMAUD разрабатываются так, чтобы они были аэродинамически стабильны, надежны и безопасны при приведении в действие с большого ЛА на малых высотах. Намечается, что каждая ложная цель будет стоить не более чем 150 долл. и может быть запущена из распространенных противодействующих устройств разбрасывания.

Также JASPO ведутся работы по сбалансированию стоимости мер снижения уязвимости всего ЛА от попадания ракеты (посредством таких способов, как ИК-ловушки или постановщики помех) и защиты его наиболее уязвимых частей при попадании. Смещение точки прицеливания включает использование небольших изменений в сигнатуре ЛА, которые уводят приближающуюся ракету от критичных систем к наименее уязвимым областям.

JASPO дополнительно финансирует разработку прототипа недорогого, легкого комплекта, называемого FIRES (Fixed IR and Enhance Survivability -живучесть за счет фиксированных ИК ложных целей и усиления), который может быть установлен на месте эксплуатации. FIRES состоит из ИК ложных целей и локализованных мер по усилению конструкции ЛА, которые оптимизируются для каждого типа платформы, на которой они устанавливаются. Конструкторские цели включают следующие характеристики системы: масса менее 9 кг, возможность установки/снятия комплекта менее чем за 8 ч, а также максимальную стоимость 40 000 долл.

Для самолетов с фиксированными крыльями предпочтительным подходом является непосредственная установка ложной цели на корпусе самолета в месте, которое было определено как наименее уязвимое. В случае с вертолетами, ложная цель будет присоединяться к фиксированной или развертываемой штанге для функционирования на расстоянии. В любом случае, система будет обеспечивать непрерывную защиту по крайней мере в течение 30 мин. Предполагалось, что испытания прототипа FIRES на борту вертолета будут проведены в конце 2003 г.

Разработанное на основе персонального компьютера устройство PRISM (The Portable Resource for the Investigation of Suspected - портативное средство исследования подозреваемых) может распознавать места, подходящие для запуска ракет, а также помогать в расследованиях, связанных с происшествиями, где подозревается применение MANPADS. Разработка проведена центром морской авиации Naval Air Warfare Center (NAWS) Weapons Division совместно с Pacific Northwest National Laboratory. ФБР финансировало усовершенствование прототипа в целях очерчивания зон угрозы запуска ракет, как для судебных расследований, так и для определения безопасных зон для 80 аэропортов.

Анализ технической осуществимости выживаемости ЛА при атаках MANPADS под названием JASMAN (Joint Aircraft Survivability to MANPADS) был проведен 46-м Испытательным крылом ВВС США (проект финансировался the US Office of the Secretary of Defense (Управлением министра обороны США) и FAA). Заключение гласило, что тактика, методы и процедуры (TTPs - tactics, techniques and procedures), применяемые большими ЛА, могут быть усовершенствованы для уменьшения их уязвимости к атаке. В результате были рекомендованы дальнейшие усилия (проект называется (JASMAN-Airfield Operations) по анализу комплекта оборудования выживаемости, который несет каждый тип ЛА (или отсутствия такового) и разработке рекомендаций по применению ряда TTPs без использования технических средств, которые бы дополняли существующее техническое оснащение. При первоначальном проведении оценок, включающем моделирование и натурные испытания, будут привлекаться тяжелые военные самолеты во время их взлетов и посадок. Варианты подходящих TTPs будут затем испытываться с использованием коммерческих самолетов, принадлежащих правительству США. JASMAN-AO мог бы также вести к рекомендациям в таком вопросе, как новые технические средства IRCM могли бы дополнять данные TTPs.

Безопасные посадки

В марте 2003 г. NASA был инициализирован широкомасштабный проект Aviation Security Project (проект безопасности авиации), который включает исследование адаптивных органов управления полетом для помощи в посадке самолета после атаки MANPADS. Он также будет включать исследования прочных и легких структур, предназначенных для сопротивления эффектам удара и огня.

NASA также принимает участие, совместно с AFRL и General Electric Aircraft Engines в установлении уязвимости турбовентиляторных двигателей с высокой степенью двухконтурности к атакам MANPADS. Аспекты, которые будут проанализированы, включают следующее: как повреждения влияют на функционирование двигателя и его выходную тягу, как данные факторы влияют на безопасность полета, и какая степень повреждений, вероятно, приведет к потере самолета. Результаты исследований будут применены в разработке будущих больших военных платформ, таких как Е-10А Multimission Command and Control Aircraft, a также устанавливаемых на них двигателей.

В попытке обратиться к самому источнику проблемы ракетной угрозы в июне 2003 г. лидеры стран «большой восьмерки» одобрили план США противостоять угрозе гражданской авиации, представляемой MANPADS. Они согласились принять строгие национальные меры по контролю над существующими запасами и экспорту укомплектованных изделий и их ключевых компонентов; запретить передачу MANPADS негосударственным конечным пользователям; оказывать содействие странам, которые хотели бы уничтожить чрезмерные запасы MANPADS, но которым не хватает средств это сделать; обмениваться информацией о странах, которые не сотрудничают в деле контроля запасов такого вооружения; а также рассматривать развитие технических характеристик средств контроля запуска, которые бы предотвращали несанкционированное использование вновь изготовленных MANPADS. За данной инициативой последовало соглашение в декабре 2003г. между 33 государствами, которые участвуют в Wassenaar Arrangement on Export Controls for

Conventional Arms and Dual-Use Goods and Technologies, по усилению контроля на поставки MANPADS третьим странам. Jane's International Defense Review. - 2004. - April. - P. 46-55.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации