Малогабаритная разведывательная аппаратура беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

№11-2005, стр.3-12

Малогабаритная разведывательная аппаратура беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов

В журнале Jane's International Defense Review приводятся некоторые сведения о новом поколении малогабаритной разведывательной аппаратуры летательных аппаратов вооруженных сил США и ряда других государств.

В течение последних 15 лет в указанных странах были разработаны малогабаритные комплексы бортовой разведывательной аппаратуры, в которых высокие тактико-технические характеристики сочетаются с небольшими объемом, массой и потребляемой мощностью. В состав этих комплексов, которые могут быть использованы для оснащения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), пилотируемых вертолетов и самолетов любых размеров, входят оптико-электронные/ИК камеры и лазерные устройства.

Создание малогабаритных разведывательных комплексов стало возможным на базе последних технических и технологических достижений, к числу которых относятся фотодетекторы излучений на новых материалах; фокально-плоскостные ИК решетки увеличенных размеров с высокой разрешающей способностью; альтернативные способы считывания (вывода) разведывательной информации; новые методы компоновки; усовершенствованные карданные подвесы и приводы; значительно более эффективные способы обработки сигналов.

Обязательным условием наиболее полного использования возможностей новой бортовой разведывательной аппаратуры является наличие соответствующих этим возможностям линий передачи данных в реальном масштабе времени. Аппаратура таких линий была создана благодаря успехам в разработке широкополосных радиолиний, техники сжатия сигналов данных и изображений, наземных станций обработки и хранения разведывательных данных и способов обеспечения информационной безопасности.

Следует отметить, что многие малогабаритные комплексы разведывательной аппаратуры, разработанные для летательных аппаратов, могут быть использованы и на небольших морских судах (например, на надувных шлюпках, которые могут действовать как безэкипажные надводные суда), а также на наземных разведывательных боевых машинах или стационарных объектах.

Заметное место на мировом рынке малогабаритной бортовой разведывательной аппаратуры занимают промышленные компании Израиля - Elbit Systems, Israel Aircraft Industries (IAI) и Control Precision Technologies.

В первой из них разработано несколько усовершенствованных разведывательных комплексов, предназначенных, в основном, для установки на вертолетах. К их числу относятся комплексы SOCAT и Andor.

Разведывательный комплекс SOCAT разработан совместно с румынской компанией IAR Brasov, которая использовала его для оснащения 24 вертолетов SA 330 Puma. В состав комплекса входит носовая подфюзеляжная турель, на которой установлены телевизионная камера на приборах с зарядовой связью (ПЗС), тепловизионная камера и лазерный целеуказатель.

Комплекс Andor предназначен для оснащения вертолетов Ми-8 и Ми-17.

Отделением Elop компании Elbit Systems разработан целый ряд бортовых разведывательных комплексов, в состав которых входят тепловизионные и телевизионные камеры, лазерные целеуказатели и дальномеры.

В тепловизионных камерах используются различные линейные решетки второго поколения, работающие в длинноволновом и средневолновом участках ИК спектра, а также фокально-плоскостные решетки (как охлаждаемые, так и неохлаждаемые). Примером такой аппаратуры может быть тепловизор TADIR с линейной детекторной решеткой размером 480 х 4 элементов. В оптической системе тепловизора используется объектив с переменным фокусным расстоянием и кратностью увеличения 20:1.

Для пилотируемых самолетов и вертолетов отделением Elop разработан усовершенствованный разведывательный комплекс AMPS (Advanced Multi-Sensor Payload System).

Более крупный комплекс MSIS (Multi-Sensor Integrated System), масса которого составляет 100 кг, позволяет вести поиск и сопровождение наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеорологических условиях.

Малоразмерный многоцелевой комплекс с улучшенной стабилизацией CoMPASS (Compact Multi-Purpose Advanced Stabilized System) может использоваться на ударных и поисково-спасательных вертолетах, патрульных самолетах морской авиации, беспилотных летательных аппаратах, а также на ракетных катерах и других относительно небольших морских платформах, наземных стационарных установках и транспортных средствах.

В состав последней модификации этого комплекса - CoMPASS IV - входят четыре датчика: тепловизор, работающий в средневолновой части ИК спектра; телевизионная камера черно-белого или цветного изображения; безопасный для зрения лазерный дальномер и лазерный целеуказатель.

Комплексы CoMPASS устанавливаются, в частности, на разведывательных БПЛА Hermes, разработанных другим подразделением компании Elbit Systems - отделением Silver Arrow - и используемых как в силах обороны Израиля, так и ряде других стран. В США, например, разведывательный БПЛА Hermes 450, оснащенный комплексом CoMPASS, используется министерством национальной безопасности для патрулирования границы США с Мексикой в штате Аризона. Министерство обороны Республики Шри Ланка заказало комплекс CoMPASS для оснащения шести ударных вертолетов Ми-25 «Hind». Одно из государств Азии заключило контракт с компанией Elop на поставку комплексов CoMPASS в 2004-2005 гг. Сумма контракта - более 10 млн.долл.

В компании IAI разведывательную аппаратуру разрабатывают отделения Lahav, Malat и Tamam.

К числу аппаратуры, разработанной отделением Tamam, относятся разведывательные комплексы HMOSP, AMOSP, POP и U-MOSP.

Многоцелевой вертолетный разведывательный комплекс HMOSP (Helicopter Multimission Optronic Stabilized Payload) входит в состав системы Peak 17. Аппаратура устанавливается в нижней или верхней части фюзеляжа. В ее состав входят: тепловизионная система, телевизионная камера черно-белого или цветного изображения; лазерные дальномер, целеуказатель и прибор наведения (pointer); автоматическая видеокамера сопровождения.

Входящая в комплекс HMOSP тепловизионная система выполнена в двух вариантах:

- со стандартной решеткой размером 4x480 элементов на основе теллурида кадмия и ртути, работающей в длинноволновой области ИК спектра;

- с фокально-плоскостной решеткой размером 320х 240 элементов на антимониде индиия, работающей в средневолновой области ИК спектра.

Масса стандартного варианта комплекса не превышает 50 кг.

Для пилотируемых самолетов отделением Tamam разработана система воздушного наблюдения, в состав которой входит комплекс AMOSP (Airborne Multimission Optronic Stabilized Platform) - самолетный вариант комплекса HMOSP, используемый, в частности, на патрульных самолетах HAL-Do-228 ВМС Индии.

Аппаратура отделения Tamam используется и на разведывательных БПЛА Seeker, Hunter, Hermes, Ranger и ряде других. К аппаратуре этого класса относится семейство разведывательных комплексов POP (Plug-in Optronic Payload). В состав модификации РОР-200 входят дневная телевизионная камера цветного изображения и тепловизионная система с решеткой размером 320x240 элементов на антимониде индия, установленные на 28 см турельном подвесе массой 27 кг.

Многоцелевой комплекс U-MOSP (UAV MOSP) устанавливается на разведывательных БПЛА RQ-8 Fire Scout, разработанных американской компанией Northrop Grumman и состоит из телевизионной камеры, тепловизора третьего поколения и лазерного целеуказателя-дальномера. Тепловизор имеет три поля зрения от 0,75 0 до 13,5 °. В нем используются детекторы на антимониде индия, работающие в средневолновой области ИК спектра и обеспечивающие высокую разрешающую способность получаемых изображений. Масса комплекса- 91 кг.

Компанией Controp Precision Technology разработано семейство разведывательной аппаратуры для вертолетов, самолетов и надводных судов, к числу которой относятся:

- стабилизированная тепловизионная система FSP-1 с высокой разрешающей способностью;

- система круглосуточного наблюдения DSP-1;

- семейство стабилизированных полезных нагрузок MSSP;

- тепловизор FOX-450Z.

В состав системы DSP-1 входит телевизионная камера цветного изображения 786x494 пикселов, оснащенная объективом с переменным фокусным расстоянием, который позволяет получать увеличение с кратностью 22,5. Дополнительная тепловизионная камера обеспечивает получение разрешающей способности, достаточной для обнаружения боевых автомашин на дальностях до 25 км и их идентификацию на дальностях до 7,5 км. Обе камеры установлены на стабилизированной платформе и образуют турель массой 25,8 кг.

В тепловизоре FOX-450Z используется решетка размером 320 х 256 элементов на антимониде индия, работающая в средневолновой области ИК спектра, и объектив с переменным фокусным расстоянием и увеличением с кратностью 22,5.

В Европе промышленные компании многих стран разрабатывают как отдельные датчики, так и интегрированные комплексы разведывательной аппаратуры.

Во Франции компанией SAGEM разработан разведывательный комплекс OLOSP, в состав которого входят: дневная камера, работающая в ближней области ИК спектра; тепловизоры Matis и Lutis средневолновой области и тепловизор длинноволновой области Iris со сканирующей решеткой из 288x4 элементов.

Отделением наземных и объединенных систем компании Thales Optronique разработано семейство малогабаритных гиростабилизированных самолетных турелей Agile (Airborne Gyro-stabilized IR Light Equipment). В установленных на этих турелях тепловизорах используются разработанные фирмой Sofradir решетки Scorpio -небольшие и легкие сканирующие решетки в фокальной плоскости размером 640х 512 пикселов на основе теллурида кадмия и ртути, работающие в средневолновой области ИК спектра (3-5 мкм).

Специалисты фирмы Sofradir считают, что эти решетки дают возможность значительно улучшить характеристики тепловизоров по сравнению с аппаратами, в которых установлены стандартные средневолновые решетки из 320x256 детекторов.

Кроме того, использование в качестве материала детекторов теллурида кадмия и ртути позволяет существенно уменьшить массу охлаждающего устройства тепловизора, что не представляется возможным для тепловизоров с детекторами на основе антимонида индия.

Уменьшение массы охлаждающего устройства позволяет вдвое уменьшить общую массу тепловизора с решеткой Scorpio по сравнению с другими аналогичными устройствами, а также на 40 % увеличить продолжительность работы его аккумуляторных батарей.

Сравнительно недорогие турели Agile могут быть использованы на БПЛА, легких вертолетах, разведывательных самолетах и морских судах. К середине 2005 г. фирма Sofradir планирует поставить компании Thales 40 решеток Scorpio. Ранее Sofradir и Thales совместно разработали ручной очковый прибор ночного видения Sophie, 6 000 образцов которого были проданы в 45 стран, а также контейнеры с лазерным целеуказателем и разведывательной аппаратурой.

Фирма Sofradir и ее филиал Ulis, который специализируется на производстве неохлаждаемых детекторных устройств, занимают второе место в мире по поставкам ИК детекторов второго поколения. В 2003 г. на мировом рынке на их долю приходилось 20-25 % продаж, а стоимость проданных устройств составила 63 млн. долл. Помимо компании Thales, решетки детекторов Scorpio закупают также компании SAGEM, ВАЕ Systems и выпускающая турели STIS-31 корпорация Samsung-Thales в Республике Корея.

Компанией CEDIP Infrared Systems разработано семейство тепловизоров дальнего действия LR, предназначенных для установки на летательных аппаратах или наземных платформах.

К числу тепловизоров этого семейства относятся камеры Jade LR и камера с высокой разрешающей способностью Emerald LR, в которых используются решетки детекторов на антимониде индия. Размеры решеток - 320 х 240 и 620 х 512 элементов соответственно. Каждый из этих тепловизоров оснащен объективами с фокусным расстоянием 25, 80 и 320 мм. Выбор оптимального объектива осуществляет оператор с помощью электропривода. Дальность обнаружения и распознавания объектов - 5-25 км.

Тепловизор Emerald выпускается также и в двух других модификациях. В одной из них используются детекторы на теллуриде кадмия и ртути, работающие в длинноволновой области ИК спектра, а в другой - длинноволновый ИК фотодетектор на квантовой яме QWIP (Quantum-Well Infrared Photodetector), работающий в диапазоне волн 8,0 - 9,2 мкм.

В Германии компанией Zeiss Optronik выпускается тепловизионная камера ATTICA, работающая в средневолновой или длинноволновой области ИК спектра; тепловизоры High Definition Infrared и Ophelios, а также безопасные для зрения лазерные дальномеры MOLEM и HALEM.

В Италии компания Galileo Avionics разработала семейство стабилизированных турелей EOST и ИК систему FLIR 111 обзора передней полусферы.

Турель EOST-23 предназначена для оснащения морских разведывательных самолетов ATR 42 МР Surveyor, которые используются береговой охраной и таможенной службой Италии и образуют часть системы воздушного наблюдения и разведки. В качестве установленных на турели датчиков используются тепловизионная и две телевизионных камеры.

Тепловизионная камера с высокой разрешающей способностью работает в средневолновой области ИК спектра. Применительно к цели размером 2,3x2,3 м дальность обнаружения составляет 9 км, распознавания - 3,7 км и классификации - 5,6 км.

Цветная телевизионная камера с высокой разрешающей способностью и переменным фокусным расстоянием предназначена для ведения разведки в светлое время суток, а камера черно-белого изображения обеспечивает идентификацию целей на больших дальностях.

Датчики турели EOST-23 установлены на платформе, стабилизированной по пяти осям и обеспечивающей стабилизацию линии прицеливания в пределах 5 мкрад.

ИК система переднего обзора FLIR 111 работает в длинноволновой области ИК спектра. Поле зрения - 40°х30°; температурное разрешение - менее 0,1 К; точность измерения линии прицеливания - 0,2 мрад. Система поставляется компании Eurocopter для использования в программах Tiger и NH 90.

В Турции в компании ASELSAN разработано семейство турелей с оптико-электронными и ИК датчиками. По программе Meltem одной из моделей этого семейства - ASE FLIR 200TV - оснащаются морские патрульные самолеты CN-235 ВМС и службы береговой охраны Турции. Кроме того, указанная модель является частью разработанной компанией Thales системы воздушного наблюдения AMASOS (Airborne Maritime Situation and Control System).

В Великобритании серия турелей с оптико-электронными и ИК датчиками разработана компанией ВАЕ Systems. Лучшей в этой серии считается турель Titan 385, которая позволяет расширить разведывательные возможности вертолетов Ми-17 и Ми-24 вооруженных сил Польши, Болгарии, Чехии, Венгрии и Словакии, а также вертолетов Super Lynx ВМС Германии и самолетов С-130 ВВС Великобритании.

В качестве датчиков на турели Titan 385 используются: тепловизионная камера Sigma, работающая в средневолновой области ИК спектра; телевизионная камера на приборах с зарядовой связью, позволяющая получать изображения в условиях низкого уровня освещенности; телевизионная камера черно-белого изображения и безопасный для зрения лазерный дальномер.

Поля зрения тепловизионной и черно-белой телевизионной камер совпадают. Это позволяет оператору видеть изображение одного и того же объекта, получаемое от любого из этих датчиков.

Низкоуровневая телевизионная камера имеет фиксированное поле зрения и, по утверждению компании ВАЕ Systems, может эффективно функционировать в любое время дня и ночи, а не только на рассвете или в сумерках.

В дальнейшем в состав датчиков турели Titan 385 планируется включить лазерный целеуказатель, что позволит использовать ее не только для наблюдения, но и для целеукзания.

В Южно-Африканской Республике семейство турелей Argos-410 (A3, А4, А5) разработала компания Denel Optronics. Турели изготовлены из композиционных материалов и гиростабилизированы относительно двух осей.

В качестве датчиков различных модификаций используются тепловизионные и телевизионные камеры, а также безопасные для зрения лазерные целеуказатели и дальномеры.

К тепловизионным камерам относятся следующие:

- камера на ИК фотодетекторах QWIP спектрального диапазона 8-9 мкм, разработанных компанией FLIR Systems (модификация А5);

- камера Antares компании SAGEM (модификация А4);

- камера KENIS с фокальной решеткой из 384x288 детекторов на основе теллурида кадмия и ртути (модификация A3).

Использование в камере KENIS техники микросканирования позволяет в четыре раза увеличить ее разрешающую способность. Применительно к цели размером 2,3x2,3 м, максимальная дальность обнаружения этой камеры составляет не менее 8 500 м, распознавания - 2 800 м и идентификации - 1 900 м.

В качестве телевизионных камер используются следующие:

- 800-строчная камера компании Sony Exwave-HAD на трех ПЗС-матрицах (модификация А5);

- 759-строчная камера на трех ПЗС-матрицах и объективом с переменным фокусным расстоянием и кратностью увеличения 38:1 (модификация А4);

- камеры для просмотра небольших участков местности (во всех модификациях). Для беспилотных летательных аппаратов компания Denel Optronics выпускает семейство турелей Goshawk. По желанию заказчика в качестве датчиков могут быть установлены телевизионные камеры; тепловизоры, работающие в длинноволновой и средневолновой областях ИК спектра; лазерные дальномеры. В зависимости от установленных датчиков масса турели составляет 24-35 кг.

В вооруженных силах США полное понимание достоинств малогабаритной бортовой разведывательной аппаратуры наступило наверное позднее, чем в других странах. Однако в настоящее время разработке этой аппаратуры и ее внедрению в войска уделяется самое серьезное внимание. В июле 2004 г, например, объединенное командование единых сил США (US JFC) провело учения «Joint Look» («Общий взгляд») с целью проверки оперативной совместимости трех БПЛА - Shadow, Predator и Scan Eagle, находящихся в оперативном ведении трех видов вооруженных сил - Армии, ВМС и ВВС.

В процессе учений результаты разведки обширного района с помощью БПЛА Predator позволили беспилотнику Shadow определить местоположение отдельных целей и нацелить БПЛА Scan Eagle на ведение непрерывного наблюдения за наиболее важными из них. Успешно проведенные учения показали, что при совместном применении эти беспилотники, несмотря на различные тактико-технические характеристики и разведывательную аппаратуру, могут существенно улучшить оперативную оценку общей обстановки в районах боевых действий.

К настоящему времени промышленные компании США добились весьма больших успехов в продаже разработанных ими турелей с оптико-электронными/ИК датчиками как внутри страны, так и на мировом рынке вооружений и военной техники. Компания FLIR Systems, например, поставила более 800 турелей Star FIRE II для оснащения 35 типов вертолетов и самолетов США, Австралии, Канады, Дании, Финляндии, Таиланда, Испании и ряда других стран.

В 2005 г. ВВС Австралии и береговая охрана США планируют закупить турели Star FIRE III, тепловизоры которых работают с использованием решеток фокальной плоскости размером 640x480 элементов, имеют большее увеличение и разрешающую способность.

Отделение Indigo Systems компании FLIR выпускает миниатюрные неохлаждаемые тепловизионные камеры Alpha и ThermoVision Micron (прежнее наименование - Omega), предназначенные для оснащения разведывательных БПЛА Pointer, Raven и Dragon Eye.

Отделением компании FLIR Systems в Великобритании выпускаются турели Sea FLIR II (AN/KAX-1 и AN/KAX-2) и SKMSS.

Турель Sea FLIR II предназначена для использования на надводных кораблях и воздушных платформах (вертолеты Super Puma, Bell 412, Paggio 166 и Super Lynx 300 Норвегии, Финляндии, Италии и Омана соответственно). Диаметр турели - 22,9 см; масса - всего 13 кг; датчик - тепловизор с решеткой детекторов на антимониде индия, работающих в средневолновой области ИК спектра, и оптической системой с переменным фокусным расстоянием и кратностью увеличения 10:1.

Система SKMSS (Sea King Multi Sensor System) предназначена для поисково-спасательных вертолетов Sea King Mk ЗА ВВС Великобритании. В состав системы входят тепловизор и дневная телевизионная камера. Согласна контракту на сумму 27 млн. долл., до конца 2005 г. системой SKMSS должны быть оснащены 25 вертолетов.

К числу других турелей, выпускаемых компанией FLIR Systems, относится предназначенная для беспилотных летательных аппаратов турель Micro STAR II и несколько турелей, в тепловизорах которых используются ИК фотодетекторы QWIP.

Компанией Northrop Grumman разработано семейство турелей Night Hunter («Ночной охотник»), предназначенных для патрульных самолетов морской авиации и других крупных воздушных платформ, а также турель Raven Eye II («Глаз ворона») - для имеющих меньшие габариты беспилотных летательных аппаратов.

К сентябрю 2004 г. компания Northrop Grumman поставила около 20 турелей Night Hunter I для оснащения новых самолетов Nimrod MRA-4 ВВС Великобритании. К летным испытаниям планировалось приступить в начале 2005 г.

Турели семейства Night Hunter II имеют диаметр 45,7 - 61,0 см и одинаковые датчики (в том числе и некоторые из тех, которые используются на турели Night Hunter I). Базовый вариант планируется использовать на модифицированных самолетах Boeing 737-800, которые ВМС США выбрали в качестве новых многоцелевых самолетов морской авиации ММА (Multimission Maritime Aircraft).

Диаметр этой турели - 53,3 см; диаметр апертуры - 28 см; масса турели вместе с процессором - менее 90 кг. Турель оптимизирована для ведения разведки в видимой и ИК областях спектра на дальностях вне зоны досягаемости активных средств ПВО противника с помощью следующих датчиков:

- тепловизор с детекторной решеткой размером 640x512 или 1024x1024 элементов, работающий в средневолновой области ИК спектра;

- цветная телевизионная камера на приборах с зарядовой связью, узким полем зрения и высокой разрешающей способностью, предназначенная для детальной разведки небольших участков местности;

- цветная телевизионная камера на ПЗС, с объективом с переменным фокусным расстоянием и увеличением х27, предназначенная для обследования обширных районов;

- лазерный дальномер и лазерный целеуказатель.

В дальнейшем в состав разведывательной аппаратуры планируется включить гиперспектральный датчик изображений.

Турель Night Hunter II может работать в режимах автоматического поиска, обнаружения и целеуказания. При этом обеспечивается обзор в пределах 360° по азимуту и высокая стабилизация нацеливания. В режиме обзора step-stare время обследования территории площадью 3 000 км2 составляет 1 ч.

К другим возможным применениям этой турели относятся следующие:

- для оснащения БПЛА Global Hawk, предлагаемого компанией Northrop Grumman для использования в системе разведки обширных районов BAMS (Broad Area Surveillance System) ВМС США;

- в различных программах создания разведывательно-ударных БПЛА;

- для оснащения новых разведывательно-ударных вертолетов, разрабатываемых Армией США и управлением перспективных исследований министерства обороны (DARPA);

- для оснащения эскадренных миноносцев DD(X) следующего поколения.

К концу 2005 г. компания Northrop Grumman планирует начать производство усовершенствованных турелей Night Hunter III с увеличенным количеством датчиков, меньшими габаритами, увеличенной дальностью идентификации целей и более высокой

степенью стабилизации.

Турель Raven Eye II, которую компания Northrop Grumman разрабатывает совместно с отделением ТАМАМ израильской компании IAI, планируется использовать для оснащения новых многоцелевых БПЛА с увеличенной дальностью действия, создаваемых для Армии США; в боевой системе будущего (FCS) и на БПЛА MQ-9 Predator В.

Компанией Raytheon Space and Airborne Systems разработаны турели AN/AAS-44, AN/AAS-49, AN/AAS-51, а также бортовой тепловизор круглосуточного наблюдения DNATS (Day and Night Airborne Thermal Sensor).

В турели AN/AAS-44 (V), которая поступила на вооружение вертолетов SH-60B Seahawks ВМС США в 1997 г, используется ИК система переднего обзора второго поколения, имеющая три поля зрения и объектив с переменным фокусным расстоянием; автоматическая видеокамера слежения; цифровой видеоинтерфейс для линии передачи данных «вертолет-корабль»; лазерный целеуказатель-дальномер.

Указанная аппаратура устанавливается на подвесе с шестью степенями свободы, находящемся в носовой части вертолета, и обеспечивает общее наблюдение, целеуказание и подсветку целей для управляемых ракет Hellfire и авиационных бомб с лазерным наведением.

В настоящее время турель AN/AAS-44 (V) устанавливается также на вертолетах НН-60Н, MH-60R, разведывательных самолетах Р-3С Orion и БПЛА Predator.

В тепловизоре турели AN/AAS-51A используется сканирующая решетка размером 640x480 элементов на основе антимонида индия, работающая в средневолновой области ИК спектра.

На базе системы AN/AAS-44 компанией Raytheon разработана многоспектральная система целеуказания MTS (Multi-spectral Targeting System) AN/AAS-52(V), предназначенная для оснащения БПЛА Predator В и ряда других платформ.

В состав системы MTS входят тепловизор третьего поколения с решеткой фокальной плоскости размером 640x480 элементов, работающей в средневолновой области ИК спектра; оптическая система, имеющая пять полей зрения; телевизионная камера цветного изображения; низкоуровневая телевизионная камера; лазерная станция подсветки целей; трехрежимный автоматический координатор цели; лазерный целеуказатель-дальномер.

Модернизированный вариант системы MTS - MTS-A - позволяет осуществлять не только наблюдение, но и целеуказание. Летные испытания этого варианта, установленного на БПЛА Predator В, состоялись в апреле 2004 г. После этого были проведены летные испытания следующего модернизированного варианта - MTS-B, который планируется также устанавливать на различных вариантах БПЛА Predator.

Помимо рассмотренной выше, компания Raytheon выпускает системы ночного видения для вертолетов СН-53Е ВМС США. Согласно контракту на сумму 8,25 млн. долл. 15 таких систем должны были быть поставлены заказчику в марте 2005 г.

Специалистами канадской фирмы WESCAM, входящей в компанию L-3 Communications, разработано семейство турелей MX (MX-12, MX-15 и МХ-20), отличительной особенностью которых являются единая структура и высокая степень стабилизации.

Самой малогабаритной турелью семейства MX является МХ-12, на которой могут быть установлены четыре датчика. Масса турели - 25 кг.

Датчики турели МХ-15 (AN/AAQ-35) устанавливаются на карданном подвесе диаметром 39,4 см. Масса турели, конструкция которой позволяет устанавливать на ней до шести датчиков, составляет примерно 45 кг (вместе с датчиками). В качестве стандартных фирма WESCAM предлагает два датчика:

- тепловизор с высоким усилением, в котором используется решетка фокальной плоскости третьего поколения на основе антимонида индия, работающая в средневолновой области ИК спектра;

- цветная телевизионная камера с вариофокальным объективом.

По желанию заказчика могут быть установлены и другие датчики, к числу которых относятся следующие:

- дополнительная телевизионная камера на ПЗС (цветная или черно-белая) с объективом (spotter lens), позволяющим получать детальные изображения небольших участков местности;

- безопасный для зрения лазерный дальномер;

- лазерный прибор наведения.

В состав датчиков турели MX-15D включен лазерный целеуказатель.

Бортовой инерциальный измерительный блок позволяет точно определять местоположение наземных целей. Дрожание линии визирования (line-of-sight jitter) не превышает 10 мкрад.

Специалисты компании L-3 WESCAM утверждают, что комбинация датчиков турели AAQ-35/MX-15 и использование оптической системы с большой апертурой, специально оптимизированной для обеспечения высокой разрешающей способности и стабильности линии визирования, дает возможность получать наибольшие для аппаратуры таких размеров значения дальностей распознавания и идентификации.

В США турели MX-15/AAQ-35 используются, в частности, на разведывательных самолетах HU-25 Falcon береговой охраны и различных самолетах таможенной службы. Планируется установить эти турели на 12 морских патрульных самолетах Dash 8Q-200, заказанных недавно министерством национальной безопасности (DHS). В мае 2004 г. командование авиационных систем ВМС заключило контракт с компанией L-3 WESCAM на поставку турелей AAQ-35 для патрульных самолетов Р-3С. До конца 2004 г. планировалось поставить шесть, а в последующие пять лет - более 65 установок. МХ-15 заменит ИК систему обнаружения, используемую в настоящее время для разведки как морских, так и наземных целей.

В мае 2004 г. командование авиационных систем ВМС США заключило контракт с компанией L-3 WESCAM на поставку турелей AAQ-35 для патрульных самолетов Р-3С. До конца 2004 г. планировалось поставить шесть, а в последующие пять лет - более 65 установок. МХ-15 заменит ИК систему обнаружения, используемую в настоящее время для разведки как морских, так и наземных целей.

Срочный заказ на турели AAQ-35 поступил от ВВС Великобритании, где они будут установлены на шести патрульных самолетах морской авиации Nimrod MR.2P, участвующих в операции «Свобода Ираку».

По программе увеличения эффективности борьбы с надводными кораблями противника к сентябрю 2004 г. на 60 самолетах Р-3 ВМС США были установлены усовершенствованные многоспектральные турели МХ-20 (AN/ASX-4) с увеличенной дальностью действия. Планируется также оснастить этими турелями 20 самолетов СР-140 Aurora вооруженных сил Канады и шесть самолетов Р-3 таможенной службы США.

Аппаратура некоторых турелей компании WESCAM может передавать получаемые изображения в реальном масштабе времени непосредственно на портативное переносное цифровое приемное устройство Wisard (Wireless Information for Situation Awareness and Real-time Decision). Конструктивно это устройство, максимальная дальность действия которого составляет 50 км, состоит из приемника, работающего в диапазоне частот 1900-2700 МГц, и декодера видеосигналов MPEG II. Высокое качество принимаемых изображений обеспечивается даже в условиях многолучевого распространения радиоволн и значительного уровня высокочастотных радиошумов. По желанию заказчика передаваемые сигналы могут быть зашифрованы. Питание устройства осуществляется от 12- В батареи.

В компании DRS Technologies разработаны блоки датчиков, которые устанавливаются на небольших карданных подвесах и используются для оснащения компактных воздушных и наземных платформ. К числу таких подвесов относятся G-207 диаметром 17,8 см и массой всего 5,5 кг и G-210 диаметром 25 см и массой 11,4 кг. Оба подвеса стабилизированы по двум осям. На любом из них могут быть установлены тепловизионная и телевизионная камеры, а также лазерный дальномер. В тепловизионной камере LPUIR (Low Power Uncooled Infrared) используется разработанная компанией DRS маломощная неохлаждаемая ИК решетка размером 640x480 элементов на основе оксида ванадия.

Группой электронно-оптических систем компании DRS разработана система целеуказания CETS (Cost Effective Targeting System), обладающая требуемой боевой эффективностью при приемлемой стоимости. В состав системы, предназначенной для оснащения пилотируемых и беспилотных платформ, входит тепловизионная камера LPUIR; лазерный блок определения дальности и подсветки целей; ИК камера, работающая в ближней области спектра и обеспечивающая идентификацию целей на больших дальностях; цветная телевизионная камера для получения качественных изображений в дневное время. Все перечисленные датчики устанавливаются на 33- см карданном подвесе.

Jane's International Defense Review. -2004. - September. - P.48-55.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации