Использование коммерческих самолетов для решения различных специальных разведывательных и военных задач

ВИНИТИ

Серия «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ»

№8-2005, стр. 3-12

Использование коммерческих самолетов для решения различных специальных разведывательных и военных задач

Термин «специальные миссии» объединяет многие задачи, включая дальнее радиолокационное обнаружение и наведение (AEW&C), воздушную разведку наземных целей, радиоэлектронную разведку (SIGINT), противолодочные операции (ASW) и морское патрулирование, операции поиска и спасения (SAR). Некоторые задачи, прежде всего те, которые связаны с использованием сенсоров больших габаритов и объемов, а также те, которые требуют значительного количества постов для операторов, нуждаются в платформах с просторными салонами. В таких случаях современные авиалайнеры, как Boeing 737 и 767, наряду с семейством Airbus A 320/330/340 и вариант C-130J, компании Lockheed Martin, уже заменили переделанные самолеты Boeing 707 и аналогичные типы, адаптированные в более ранних программах.

Например, недавно НАТО выбрала комбинацию из самолетов А321 и беспилотников Global Hawk, предпочтя их предлагаемым на конкурсной основе реактивным самолетам бизнес-класса Global Express компании Bombardier для своей объединенной системы наблюдения за наземными целями AGS (Alliance Ground Surveillance). Оба типа платформ оснащены активными антенными решетками с электронным сканированием, которые имеют различные габариты, для решения проблемы с двух направлений.

Поскольку развитие современной электроники привело к уменьшению массы и габаритов сенсоров, а также систем для выполнения боевых задач, поэтому значительно меньшие по размерам воздушные платформы во все большей степени принимают на себя эти задачи. В дополнение к замене авиалайнеров предыдущего поколения, они могут взять на себя некоторые задачи, которые возлагаются на специальные противолодочные/патрульные платформы, как Р-3 Orion компании Lockheed Martin, Nimrod компании BAE Systems и ATL2 компании Dassault. Такое решение в общем-то менее дорогое и может обеспечивать другие преимущества. Бывшие в эксплуатации самолеты Р-3 Orion, оборудованные современной электроникой, стоят лишь незначительно больше, чем меньший, новой постройки самолет. Многие операторы обнаружили, что их планеры не в таком состоянии, чтобы оправдать номинальную экономию.

Буквально все изготовители региональных авиалайнеров и самолетов бизнес-класса в настоящее время предлагают варианты для специальных миссий. Даже китайская компания Xian Aircraft Company предлагает свой авиалайнер МА60 в варианте морского патрульного самолета МА60-МРА Fearless Albatross. Это особенно привлекательное решение для тех стран, в которых авиакомпании контролируются правительством. Расширение усилий по внедрению военных вариантов может быть экономически выгодно за счет увеличения масштаба производства и вовлечения в производство местной промышленности.

Некоторые вооруженные силы, имеющие на вооружении турбовинтовые самолеты, рассматривают вопрос о переходе на реактивные. Совершенствование характеристик сенсоров позволяет воздушным платформам совершать полеты на больших высотах и с большей скоростью, не приводя при этом к снижению качества изображений.

В результате реактивный самолет может охватывать территорию при ведении разведки на 30% больше, чем турбовинтовой за тот же промежуток времени. Однако эта тенденция никоим образом не является универсальной. Компания EADS CASA заявляет о том, что после того, как береговая охрана США выбрала ее турбовинтовой самолет CN-235 для интегрированной глубоководной системы IDS (Integrated Deepwater System), несколько стран из трех, которые склонялись к реактивной платформе, приняли решение посмотреть на турбовинтовые платформы более внимательно.

Выбор идеальной платформы значительно шире, чем противопоставление реактивных и турбовинтовых платформ. Каждая операция выдвигает свои уникальные проблемы, которые оказывают влияние на выбор платформ/типа самолета. В некоторых случаях различные аспекты данной операции могут быть наилучшим образом разрешены с использованием более, чем одного типа самолета. Например, ВМС Франции распределяют задачи морского патрулирования между специальными турбовинтовыми ATL2 и реактивными вариантами на базе самолета бизнес-класса Falcon-50. Самолет ATL2, который хорошо подходит для патрулирования на небольших высотах в течение длительного времени, обладает грузоподъемностью, необходимой для размещения разнообразных сенсоров для противолодочной борьбы и доставки средств поражения. Более скоростной и высотный самолет Falcon-50 решает вопросы, связанные с выявлением разливов нефти и защитой исключительной экономической зоны.

Хотя беспилотники не могут решать такие задачи в их полном объеме, они могут часто дополнять или быть альтернативой пилотируемым платформам. ВМС США планируют использовать смешанный парк, включающий многоцелевой морской самолет ММА (Multimission Maritime Aircraft) и беспилотник-систему обширного наблюдения BAMS (Broad Area Maritime System), которые будут интегрированы с сенсорными платформами ACS (Aerial Common Sensor platforms).

Многие страны реализуют программы специальных операций или планируют их на ближайшее будущее.

Азиатско-Тихоокеанский регион особенно активен на этом направлении и не в последнюю очередь из-за роста угрозы терроризма, пиратства и контрабанды наркотиков, оружия и нелегальных иммигрантов. В этом регионе пиратство и контрабанда, по оценкам, возросли за последние пять лет более чем на 50%.

Предстоящий проект таможенной службы Австралии гражданского морского наблюдения, Civil Maritime Surveillance 2004 (CMS 04) предполагает решение таких проблем вокруг береговой линии страны. Эти проблемы в настоящее время решаются компаниями Surveillance Australia и Reef Helicopters в соответствии с контрактами, которые заканчиваются в июне 2005 г. Эти подрядчики используют пять самолетов Dash 8-200, три F-406, шесть Islander, два вертолета 214L и 412ЕР. Годовой налет этих самолетов и вертолетов составляет более 14 тыс. ч. Они контролируют береговую линию протяженностью 20 тыс. км шириной до 1760 км в сторону моря.

В проекте CMS 04 в апреле 2003 г. приняло участие 19 респондентов, предлагавших полные системы, еще 51 выразил интерес к поставке отдельных компонентов. Предложения простирались от использования беспилотников до спутникового наблюдения, но многие предлагали более традиционные подходы с использованием средних самолетов.

Закупки в Восточной Азии включают программу Южной Кореи Е-Х стоимостью 1,7 млрд. долл., предусматривающей поставку самолета AEW&C, который снизит ее зависимость от самолетов системы AWACS Е-3 Sentry ВВС США. Первые два самолета планируется получить в 2009 г., еще два в 2011 г.

Двумя известными претендентами являются компания Boeing с системой 737 AEW&C, уже заказанной ВВС Австралии и Турции и компания Israel Aircraft Industries (IAI) с системой CAEW (Compact Airborne Early Warning) на базе реактивного самолета бизнес-класса Gulfstream G 550, которая уже выбрана оборонительными силами Израиля. Ранее компания IAI продвигала свой радар Phalcon, который размещался на российском самолете Ил-76. Согласно требованиям, самолет Е-Х должен обеспечить дежурство в заданном районе, по меньшей мере, в течение 6 ч, иметь максимальную скорость более 555 км/ч, рабочую высоту 8000 м или больше. Главным сенсором будет РЛС дальнего обнаружения, обеспечивающая круговое обнаружение на дальностях до 370 км. Шансы компании IAI основывались частично на ее способности убедить заказчика в том, что требования могут быть удовлетворены с помощью самолета, который оборудован только шестью постами для операторов, а предполагалось наличие десяти. Израильская компания объединилась с компанией L-3 Communications, которая решила участвовать в конкурсе в рамках программы Е-Х самостоятельно. Для ведения морского патрулирования Южная Корея заказала также самолеты Challenger 604 компании Bombardier.

Береговая охрана Японии в рамках программы Sea Watch внедряет два реактивных самолета бизнес-класса Gulfstream GV, модифицированные компанией Fokker Services в Нидерландах для решения таких задач, как поиск и спасение на больших дальностях. В дополнение к двум специальным пультам выполнения боевых задач, самолет имеет посадочные места для 19 человек.

Компания Thales поставляет систему контроля за ситуацией на море AMASCOS (Airborne Maritime Situation Control System), а также обзорный радар Ocean Master, который дополнен выдвигаемой башенкой компании FLIR Systems с электронно-оптическими/инфракрасными приборами (EO/IR). Оба сенсора размещаются в «каное» под передней частью фюзеляжа. Задняя багажная дверь модифицирована таким образом, что она может быть использована в полете для выброски объемистых полезных грузов, как спасательные плоты.

Согласно некоторым источникам, Тайвань склоняется в пользу среднего транспортного самолета C-27J Spartan компании Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems (LMATTS) в качестве замены своих противолодочных самолетов S-2Т Tracker. Рассматривается возможность использования самолета C-27J Spartan для ведения радиоэлектронной разведки.

В Юго-Восточной Азии ВВС Бруней и созданное недавно агентство морской охраны МЕА (Maritime Enforcement Agency) Малайзии собираются объявить о своем выборе новых самолетов для решения специальных задач в течение следующих 18 месяцев. Возможно, что Филиппины объявят требования к аналогичной программе, делая упор, по-видимому, на небольшие платформы. Претендентами на выполнение программы в Бруней, предусматривающей закупку двух-четырех самолетов, могут быть самолеты King Air 350 и 1900 D Beechcraft, ATR 42 МР Surveyor/Alenia, Dash 8/Bombardier и C-212, CN-235, C-295/EADS CASA.

Компания EADS CASA, работая с компанией Indonesian Aerospace, уже устанавливает системы AMASCOS компании Thales в трех самолетах CN-235 с целью удовлетворения потребностей ВС Индонезии, еще три самолета поступят позднее.

Малайзия также рассматривает вариант CN-235, а Таиланд и Индия склоняются к использованию большей платформы. ВМС Индии сделали заявку на информацию, касающуюся поставки до девяти противолодочных/патрульных самолетов, число которых потенциально может быть увеличено до 30 ед.

По сообщениям, претендентами могут быть бывшие в эксплуатации Р-3 Orion и новые самолеты компаний ATR, Saab или Embraer. ВВС Малайзии также планируют закупить четыре новые самолетные системы AEW&C. Наиболее вероятными претендентами являются EMB-145/Embraer и Saab 2000, которые оборудованы радарами Erieye/Ericsson. Поставки начнутся в конце 2006 г.

Вьетнам планирует закупить, по крайней мере, восемь-десять морских патрульных самолетов, базирующихся на самолете М28 Skytruck польского предприятия PZL. Они будут аналогичны самолетам M28B-1R, состоящим на вооружении ВМС Польши.

Вьетнамские самолеты будут оборудованы новейшим вариантом системы боевой задачи MSC-400, включая радар обнаружения ARS-400, разработанный центром PIT R&DC в Варшаве. Ожидается, что Индонезия также получит морские патрульные самолеты, в варианте М28, в рамках заказа на 11 самолетов.

Четыре компактные самолетные системы дальнего обнаружения CAEW (Compact Airborne Early Warning), базирующиеся на G550/Gulfstream, заказанные ОС Израиля, с опционом еще двух систем, должны поставляться, начиная с 2005 г. Самолеты оборудованы фиксированными фазированными антенными решетками для радара обнаружения Phalcon (IAI), из которых две расположены по обеим сторонам передней части фюзеляжа, одна в носовой и одна в хвостовой части фюзеляжа. Совместно они обеспечивают круговой обзор. Другие модификации включают блистер, расположенный наверху киля, в котором размещаются антенны спутниковой связи. Самолет будет нести системы электронной поддержки и радиоэлектронной разведки (ESM/SIGINT) EL/M-8300 компании Elta.

В рамках программы CAEW компания Gulfstream может заработать до 473 млн.долл. Установка и интеграция оборудования боевой задачи будут проводиться в Израиле. Ранее Израиль выбрал компанию Gulfstream для поставки аналогичных платформ в качестве базы для самолетной системы SEMA (Special Electronic Missions Aircraft), которая также будет оборудована комплексом компании Elta EL/M-8300.

Европейские программы. В рамках программы Meltem, стоимостью 400 млн.долл., Турция наращивает свои возможности по противолодочной борьбе (ASW) и патрулированию морского пространства. Компания Thales Airborne Systems занимает лидирующее положение в соответствии с контрактом, подписанным в сентябре 2002 г. Официально программа была запущена в июле 2003 г.

Первоначально компания Thales будет поставлять свои интегрированные системы боевых задач AMASCOS и ассоциированные сенсорные устройства с тем, чтобы оборудовать девять самолетов CN-235, которые уже имеются на вооружении ВС Турции. Из них шесть, принадлежащих ВМС Турции, будут оборудованы полным комплексом противолодочной борьбы, включающим вооружение, а три самолета береговой охраны - комплексами с меньшими возможностями, оптимизированными для решения задач по наблюдению за морским пространством. Еще десять таких комплексов планируется поставить для второй партии, в которую могут также входить самолеты CN-235 или альтернативного типа. В последнем случае кандидатами могут быть самолеты С-295 ATR 72 EADC и DASH 8/Bombardier. Заключение контракта планируется на начало 2005 г.

Турецкая компания Tusas Aerospace, в кооперации с компанией Indonesian Aerospace, ответственна за выбор и проведение модификаций самолета, необходимых для повышения и расширения оперативных возможностей. В число субподрядчиков входит компания ASELSAN, которая будет поставлять системы самообороны, навигационную аппаратуру, EO/IR установку, дисплеи и радиостанции. Турецкая компания Havelsan участвует в разработке программного обеспечения для бортового комплекса боевых задач.

Полное противолодочное/патрульное оборудование включает радар обнаружения Ocean Master/Thales, комплекс обработки акустических сигналов TMS2000 и систему ESM DR300+. Другими важными подсистемами являются башенка с ЭО/ИК аппаратурой и ASEFLIR 200TV компании ASELSAN; устройство предупреждения приближения УР AN/AAR-60/EADS; усовершенствованный обнаружитель магнитных аномалий AN/ASQ-508 (V) канадской компании САЕ Electronics; система сбрасывания средств РЭВ AN/ALS-47.

Вариант системы AMASCOS для программы Meltem включает четыре пульта/поста: один для оператора обобщения обстановки и обеспечения коммуникации, один для тактического координатора, один для оператора ESM/ASW и один для специалиста-акустика. Каждый пульт оборудован двумя цветными дисплеями, используется операционная система Windows. По заявлению компании Thales, используемый ею высокоинтегрированный и автоматизированный подход позволяет самолету, оборудованному системой AMASCOS, осуществлять поражение цели за одну треть времени, которое требуется для этого многим конкурентам.

Модульная конструкция. Модульная конструкция системы AMASCOS позволяет ей работать с широким кругом сенсоров. В дополнение к Японии, Индонезии и Турции, заказчиками стали ВМС Пакистана, которые имеют четыре переоборудованных противолодочных самолета Atlantic и три F-27/Fokker для наблюдения за морским пространством. Цифровой радар наблюдения Ocean Master, которым оборудуются самолеты Falcon 50 ВМС Франции, имеет дальность обнаружения 150 км, когда работает в режиме РЛС с инверсным синтезированным раскрывом (ISAR), и может одновременно сопровождать до 200 целей. Радар конструировался исходя из обеспечения небольшой массы и габаритов и может сопрягаться с антенными системами и приемо-передаюшими устройствами с различными характеристиками, удовлетворяя различные специфические требования заказчика.

Новыми потенциальными заказчиками могут быть несколько стран Южной и Юго-Восточной Азии, включая Сингапур. Для Сингапура компания Thales предлагает вертолетный вариант оборудования, в качестве части пакетов, которые предлагаются для вертолетов Cougar/Eurocopter и NH90/Industries. Кроме того, компания предлагает его также для установки на самолете EMB-145/Embraer с тем, чтобы удовлетворить требования, предъявляемые к будущему морскому патрульному самолету Бразилии.

ВВС Греции в апреле 2004 г. должны были получить первый из четырех самолетов ЕМВ-145Н, AEW&C, оборудованный радаром Erieye/Ericsson. Оперативные оценки запланированы на 2005 г. Большинство систем ESM/SIGINT поставляется итальянской компанией Elettronica. ВМС Греции рассматривают также патрульный вариант самолетов ЕМВ-0145 и C27J Spartan, наряду с другими возможными кандидатами, в связи с заменой устаревающих самолетов Р-3В Orion, находящихся на вооружении.

Прекращение планируемой германо-итальянской программы замены патрульных самолетов в июне 2003 г. поставило Италию перед необходимостью альтернативного решения. Одним из возможных краткосрочных решений было бы приобретение дополнительных самолетов типа ATR 42 МР Surveyer Alenia Aeronautics, который уже заказан береговой охраной Италии (две ед. с опционом третьего) и таможенной службой (три ед.).

ATR 42 МР Surveyer, базирующийся на авилайнере ATR 42, оборудован боевой системой наблюдения и обзора ATOS (Airborne Tactical Observation & Surveillance) компании Galileo Avionica. Она включает три главных компонента: систему управления боевой задачей, сенсоры и систему коммуникации, а также две многофункциональные консоли.

В состав сенсоров входят система ESM ALR-733/Elettronica, работающая в диапазоне частот 2,0-18,0 ГТц, с антеннами в носовой части фюзеляжа и в хвостовом конусе; обзорный радар Sea Vue 2022/Raytheon, расположенный в нижней части фюзеляжа; башенка с ЭО/ИК аппаратурой EOST-23/Galileo Avionica под центральной частью фюзеляжа. Сенсоры башенки размещаются на гиростабилизированной платформе, базирующейся на M-20/WESCAN, обеспечивая стабилизацию линии прицеливания с точностью 5,0 мкрад. Самолет ATR 42 МР может осуществлять патрулирование до 11 ч, просматривая зону до 160 тыс. кв. миль в режиме поиска и спасения (SAR). Боковая дверь может открываться в полете для выброса, например, спасательных плотиков.

ВВС и разведка МО Италии подбирают платформу для замены своего единственного самолета радиоэлектронной разведки G.222 VS.

Согласно требованиям, самолет должен иметь потолок по высоте 1370 м, крейсерскую скорость равную не менее М=0,65, продолжительность полета не менее 14 ч, дальность полета 5500 км. Заказчики склонялись в пользу реактивного самолета бизнес-класса или регионального авиалайнера, а не в пользу модифицированного транспортного самолета типа C-27J или C-130J. Претендентами могли быть самолеты G550/Gulfstream и EMB-145/Embraer. Беспилотники, как RQ-37/Gulfstream, могли быть альтернативой или дополнением к пилотируемым платформам.

Береговая охрана Швеции имеет потребность в двух современных самолетах для замены двух самолетов типа C-212/CASA, которые эксплуатируются уже 20 лет. Самолеты должны быть оборудованы радарами, ЭО/ИК системами, ИК линейными сканерами и специализированными средствами коммуникации. ВВС Швеции уже имеют два самолета GIV-SP (или S102B) компании Gulfstream, которые модифицированы для ведения радиоэлектронной разведки (SIGINT).

Канадская компания Field Aviation модифицировала три реактивных самолета бизнес-класса Challenger-604/Bombardier в многоцелевой самолет (ММА) для ВВС Дании, которые используют их для морского патрулирования и для выполнения задач по поиску и спасению. В число сенсоров самолетов входят радар типа ISAR компании Telephonics AN/APS-1433 (V)3 и система FLIR.

МО Великобритании приобретает пять самолетов и восемь наземных комплексов в рамках программы ASTOR (Airborne Stand-Off Radar), которая оценивается в 1,4 млрд. долл. Воздушная платформа, получившая название Sentined R.1, базируется на реактивном самолете бизнес-класса Global Express/Bombardier.

Самолет будет оборудован радаром обнаружения компании Raytheon, созданным на базе радара самолета U-2 ASARS-2, работающим в режимах радара с синтезированной апертурой и индикации движущихся наземных целей (MTI), антенна радара размещается в «каное» под передней частью фюзеляжа. Пассивная конструкция радара, выбранная на начальном этапе программы, заменена активной с электронным сканированием. Компания L-3 Communication осуществляет интеграцию систем в Техасе, остальные четыре самолета модифицируются в Broughton, Уэльс. Первый самолет программы ASTOR начал летать в мае 2004 г.

В число восьми наземных эксплуатационных комплексов входят два наземных поста оперативного уровня, OLGS (Operational Level Ground Station), предназначенные для использования в штабах совместно с шестью тактическими наземными постами (TGS) для обеспечения развертывания в особой обстановке. Система ASTOR начнет использоваться в августе или сентябре 2005 г., к этому времени должны быть готовы два самолета и начальный комплект наземных постов. Оперативная оценка намечена на апрель 2005 г., поставки завершатся в 2007 г.

МО Канады приступило к реализации программы, предусматривающей закупку до 15 самолетов для замены самолетов СС-130 Е Hercules и СС-115 Buffalo в роли SAR, с возможность закупки (опционом) шести дополнительных самолетов. Ожидается, что стоимость программы составит 947 млн. долл. Вероятными претендентами являются самолеты CN-235, С-295 и C-27J Spartan компаний EADS CASA и LMATTS, соответственно. Поставки должны были начаться через 12-18 месяцев.

Самая крупная новая программа, связанная с адаптацией для специальных миссий авиалайнеров и самолетов бизнес-класса, является Aerial Common Sensor (ACS), проводимая армией и ВМС США, которая предполагает закупку 38 самолетов армией и 12-19 самолетов ВМС. Программа ACS имеет целью заменить в армии системы, базирующиеся на самолетах RC-12 (Guard Rail Common Sensor) и на Dash 7 (Airborne Reconnaissance Low System), а в ВМС заменить системы на самолетах ЕР-3Е Aries П, задачи которых по радиоэлектронной разведке ранее планировалось возложить на вариант многоцелевого самолета ММА.

Другой крупной задачей США в этой области является программа закупки самолетов в рамках программы береговой охраны Integrated Deepwater System. Генеральным подрядчиком является консорциум компаний Lockheed Martin и Northrop Grumman Integrated Coast Guard Systems. В феврале 2004 г. компания Lockheed Martin подписала с компанией EADS CASA контракт стоимостью 87,4 млн. долл. на поставку двух самолетов CN-235-300M (в береговой охране будут называться НС-235), начиная с 2006 г., с опционом шесть самолетов. Первоначально предполагалось закупить всего 35 самолетов НС-235 для замены самолетов Falcon 20, но ожидается, что закупки будут меньшими. Во-первых, из-за того, что береговая охрана придает большее внимания воздушным транспортировкам, особенно переброскам морских команд безопасности и охраны (MS&ST) вместе с их катерами и другим оборудованием. Это говорит в пользу сохранения имеющихся самолетов С-130Н и/или расширения закупок C-130J. Кроме того, недавний вывод Испанией миротворческих сил из Ирака ослабил поддержку США закупок оборонного оборудования у Испании.

По словам представителей компании EADS CASA, береговая охрана США отдала предпочтение самолету CN-235, поскольку он удовлетворял по ряду важных требований, включая требование большой задней рампы с грузоподъемностью 1000 кг для точной доставки оборудования SAR. Береговая служба хотела также иметь возможность замены пакетированной полезной нагрузки, включая посты полностью интегрированной тактической системы FITS (Fully Integrated Tactical System). В базовой модели самолета у первого и второго пилотов будут дисплеи, отображающие информацию, которая поступает от радара Sea Vue 2037/Raytheon и ОЭ/ИК башенки SAFIRE П/FLIR Systems Star. Пилоты могут управлять обоими сенсорами. Данные от системы электронной поддержки (ESMS) также будут отражаться на экранах пилотов. Компания EADS CASA предложила вариант самолета с повышенной дальностью, что было достигнуто за счет использования на самолете CN-235 крыла самолета С-295, которое вмещает на 2000 л больше топлива, но это предложение принято не было.

В качестве промежуточной меры, компания Northrop Grumman модернизировала 15 вертолетов береговой охраны HU-25 Falcon до стандартов HU-25 C+ или HU-25D, установив новые радары APG-66 (V)2 в первом случае и APS-143 компаний Northrop Grumman и Telephonics, соответственно. Все были оборудованы ЭО/ИК башенками MX-15/WESCAM и тактическими постами OASIS/ Raytheon.

Компания Mission Research Corp. получила контракт стоимостью 50 млн. долл. от Министерства внутренней безопасности США на интеграцию сенсоров и систем боевых задач на двух самолетах типа Dash 8Q-200, предназначенных для морского патрулирования в поддержку бюро ICE. Всего может быть заказано до 12 самолетов.

Компания Field Aviation модифицирует планеры самолетов, навигационное и коммуникационное оборудование, комплектует постами и люками наблюдения, затем самолеты будут переданы компании АТК. Mission Research Corp., которая будет проводить интеграцию сенсоров: обзорного радара Sea Vue и ЭО/ИК башенки MX-15 с системой ISADS (Integrated Sensors and Display System). Эта система, разработанная компанией ATR Mission Research Corp., воспринимает данные от навигационных систем самолета, обзорного радара и ЭО/ИК башенки, интегрирует их и выдает операторам. Она может передавать сенсорные данные через коммуникационный комплекс на наземные станции.

Мексика заказала один самолет ЕМВ-145 в конфигурации AEW&C и еще два, которые оборудованы для морского патрулирования (с радаром Sea Vue и ЭО/ИК башенкой). Они дополнят восемь самолетов С-212 Patrulleros, оборудованных интегрированной системой FITS и три модернизированных Израилем Е-2С.

Бразильская программа SIVAM (Sistema de Vigilancia da Amazonia) включает три самолета EMB-145RS (военное обозначение R99B) дистанционного наблюдения и пять самолетов EMB-145SA (R99A) воздушного обзора.

Первые оборудованы радарами с синтезированным раскрывом (SAR), системой C/NCES (Comm/Non-Comm Exploitation System), мультиспектральным сканером, ЭО/ИК сенсором, а также системой контроля и отображения. Вторые оборудованы радаром AEW&C Erieye/Ericsson, системой командования и управления, а также системой C/NCES. Оба типа самолетов могут обмениваться информацией с 76 (самолетами) ЕМВ-324 ALX Super Tucanos, которые также приобретаются в рамках программы. Бразилия провела переговоры с Перу, Колумбией и другими соседними странами об обмене информацией/данными от системы SIVAM. В дальнейшем система может быть расширена за счет маловысотных радаров, излучающих поверхностную волну и работающих в ВЧ диапазоне, а также за счет других сенсоров морского назначения.

ВМС Эквадора ведут переговоры о закупке одного самолета CN-235 MP Persuader, как компонента широких усилий, направленных на укрепление береговой обороны страны. Самолет дополнит уже имеющиеся на вооружении самолеты Super King 200T/Raytheon. Предусматривается также приобретение трех патрульных катеров.

Изготовители всего мира продолжают продвигать различные самолеты, системы выполнения боевых задач и сенсоры с целью удовлетворения возрастающего спроса. Компания AvCraft, которая взяла на себя ответственность за маркетинг региональных авиалайнеров 328 Jet, оценивает потенциальный рынок самолетов для решения специальных задач в следующие пять лет примерно в 65 самолетов. Компания претендует на поставку двух самолетов береговой охране Швеции, оборудованных бортовым комплексом выполнения боевых задач компании Northrop Grumman. Компания надеется принять участие в расширении программы таможенной службы Австралии Coastwatch.

Заявленными преимуществами самолета 328 Jet являются: высокорасположенное крыло, большой внутренний объем (39,3 м3), большие окна (2,0 м3) для обнаружения и слежения за целями, низкие уровни шума и вибрации (75,5 дБ). Самолет может нести полезную нагрузку массой 3900 кг и находиться в воздухе более 6,5 ч при оперативном радиусе 370 км.

Компания Gulfstream, которая уже поставила более 150 самолетов для выполнения специальных миссий и других правительственных задач, предлагает полный набор платформ для такого использования. Самые последние модели включают в себя системы усиленной визуализации EVS (Enhanced Vision System), базирующиеся на неохлаждаемых тепловизорах, устанавливаемых в носовых обтекателях. Это обеспечивает лучшее изображение картины местности и других параметров/характеристик, отображаемых на пилотажно-проекционных или других многофункциональных дисплеях, что позволяет самолету продолжать выполнять поставленные задачи в условиях, которые в противном случае рассматривались бы как неблагоприятными.

В апреле 2003 г. совершил первый полет самолет с большой кабиной и большей дальностью G450, оснащенный сенсор GIV/GIV-SP/G400. Он имеет на 460 км большую дальность, чем G400, лучшие взлетные характеристики при высоких окружающих температурах и больших высотах над уровнем море, имеет ряд других преимуществ. По желанию заказчика, компания может оборудовать самолеты G300, G400, G500 и G550 системой ИК контрмер AN/ALQ-204 Matador компании ВАЕ Systems.

Компания Bombardier аналогично предлагает для специальных миссий варианты своих Learjet и Challenger, наряду с Global 5000 и Global Express. Последний может совершать полет на крейсерской скорости равной М=0,89, при потолке 15,5 тыс.м, дальности полета более 11000 км. При полете на высоте 12,5 тыс. м самолет может патрулировать в воздухе в течение 10 ч на дальности 925 км.

Что касается турбовентиляторной сферы, компания EADS CASA предлагает свои С-212 Patrullero, CN-235 и С-295, наряду с системами FITS, как индивидуально, так и в качестве завершенных пакетов. Компания поставила более 700 самолетов таких типов, главным образом транспортных, хотя варианты, предназначенные для специальных миссий, являются важной частью ее бизнеса. Маркетинг морских патрульных вариантов CN-235 и С-295 ведется под названием Persuader.

Самолет CN-235 может нести полезную нагрузку массой 3200 кг на шести подкрыльевьгх подвесках. Дополнительное оборудование может включать системы предупреждения о ракетной атаке, лазерном облучении, автоматы сбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек. Базовый CN-235 с разведывательным бортовым комплексом и двумя постами системы FITS стоит около 23 млн. долл. Он способен находиться в воздухе 12 ч. Установка полного противолодочного комплекса (ASW), включающего четыре поста/консоли, снизит продолжительность полета в лучшем случае до 6 ч. Больший С-295 может патрулировать в течение 12 ч, даже оборудованный полными системами FITS и ASW.

Фирма Fokker Services возобновила маркетинг самолетов Fokker 50 Maritime, базирующихся на конверсии самолетов, которые ранее эксплуатировались авиакомпаниями. Большинство самолетов выработали лишь 25% своего технического ресурса. Их заявленными преимуществами являются весьма продолжительное время полета, широкий спектр оперативных скоростей, низкие уровни внутреннего шума и вибрации, высокая маневренность на всех этапах полета. По словам представителей фирмы, заказчики проявляют все больший интерес к использованию таких самолетов для сбора разведывательной информации.

Fokker 50 Maritine может патрулировать а течение 7 ч на дальности 1480 км или 11 ч на дальности 740 км. Предлагаемое оборудование включает радары обнаружения компаний Raytheon, Telephonics или Thales с режимами индикации движущихся наземных целей, сопровождения при сканировании, профилирования по дальности; системы SAR/ISAR; бортовые радары бокового обзора с полосой обзора более 110 км; ЭО/ИК башенки с круговым обзором, поставляемые компаниями WESCAM или FLIR Systems; универсальные парашюты для сбрасывания. Масса подвесных полезных нагрузок может составлять 2180 кг. Боковая дверь размером 165x119 см может открываться в полете для сбрасывания спасательных плотов и подобного оборудования. Стоимость самолета, оборудованного базовым сенсорным комплексом, составляет примерно 20 млн. долл.

Новые рынки. Потенциальные рынки для самолета Fokker 50 Maritime включают рынки стран Южной Америки и Юго-Восточной Азии, особенно, когда вариант авиалайнера будет использоваться местными авиалиниями. Самолет может быть и кандидатом на замену самолетов Р-3С Orion ВМС Нидерландов менее дорогими патрульными самолетами.

Компания Saab продвигает свою систему наблюдения, которая базируется на региональном авиалайнере Saab 2000, оборудованном системой AEW&C Erieye компании Ericsson. Компания намерена добавить собственное вспомогательное оборудование, такое как линии передачи данных и наземные эксплуатационные сооружения. Представители компании утверждают, что самолет Saab 2000 является единственной платформой из имеющихся, которая удовлетворяет требованиям системы Erieye, которая конструировалась с самого начала для установки ее на турбовентиляторных самолетах. Эти требования включают способность разворота на 180° при патрулировании за менее чем 30 с без потери радаром обнаруженных ранее целей. Самолет может патрулировать в заданном районе в течение 10 ч, что значительно больше времени патрулирования имеющихся реактивных самолетов.

Компания утверждает, что два из трех неназванных заказчиков систем Erieye на Среднем Востоке и в Азии предпочли ее самолет/платформу, а не ЕВМ-145 компании Embraer.

Совместное предприятие LMATTS компаний Alenia Aeronautica и Lockheed Martin разработали самолет C-27J Spartan главным образом, как средний транспортный самолет. Однако благодаря большому объему салона/кабины и большой задней грузовой рамке он подходит и для решения других задач, включая морское патрулирование, поиск и спасение.

Самолет C-27J имеет такие же внешние размеры, как и более ранние C-27A/G-222, но обладает значительно более высокими характеристиками. Главные изменения включают: оборудование турбовентиляторными двигателями АЕ2100 с шестилопастными винтами компании Rolls-Royce, новой более совершенной бортовой авионикой, новыми дисплеями, которыми уже снабжены более крупные самолеты С-130J компании Lockheed Martin.

Jane's International Defense Review. - 2004. - July. - P.50-59.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации