Развитие военно-технического сотрудничества на основе использования принципов программно-целевого метода

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(23)/2008

Генерал-лейтенант А.В. Осетров;

полковник в отставке В.В. Баскаков

доктор технических наук, профессор,

действительный член АВН

Развитие военно-технического сотрудничества на основе использования принципов программно-целевого метода

Международное военно-техническое сотрудничество (ВТС) выступает неотъемлемой частью внешней политики любого государства. Как инструмент реализации военно-политических интересов и одна из сфер обеспечения безопасности и обороноспособности страны ВТС является весьма важным и для России.

В настоящее время преобладающей формой ВТС России с иностранными государствами остается экспорт вооружения военной и специальной техники (ВВСТ). Хотя Россия продолжает удерживать одно из первых мест в мире по военному экспорту, ее положение на рынках оружия нельзя считать устойчивым - около 90% экспортируемой Россией военной продукции поставляется развивающимся странам, которые в последнее время все больше внимания уделяют закупкам современных систем вооружения, часто ориентируясь при этом на западных поставщиков.

В условиях ограниченного финансирования ОПК России серьезную роль в его поддержании на передовом уровне должны играть более сложные и привлекательные для партнеров формы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, в том числе проведение совместных работ по созданию военной техники на долевой основе, прежде всего со странами СНГ.

Интенсификация развития военно-экономических связей со странами СНГ обусловлена необходимостью дальнейшего повышения эффективности системы коллективной безопасности стран СНГ на основе объединения усилий, в частности, в военно-технической сфере, возрастанием роли инвестиционно-инновационной составляющей военно-технического сотрудничества стран СНГ, обострением конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений и пр.

То есть необходимо создание интегрированной системы военно-технического сотрудничества (ИС ВТС). Для эффективного функционирования такой межгосударственной системы ВТС естественным является использование программно-целевого метода планирования и управления процессами создания ВВСТ на долевой основе, происходящими в этой системе. Так как сущность программно-целевого метода планирования заключается в выборе по принятому критерию программы развития, рационально увязывающей цель (цели) развития со временем их достижения и потребными для этого ресурсами.

Анализ условий реализации программно-целевого метода при создании ВВСТ

Использование результатов анализа применения программно-целевого метода (ПЦМ) в ретроспективном периоде в СССР и Российской Федерации может способствовать обоснованию оптимальных (рациональных) условий реализации этого метода в будущем. Исходя из анализа опыта использования программно-целевых методов (в области государственных целевых комплексных программ) в нашей стране, можно сделать следующие выводы.

Программно-целевой метод планирования из-за слабой разработанности методологических основ, низкой компетентности исполнителей при формировании выше названных программ, без полного учета товарно-денежных, развивающихся рыночных отношений и ориентации на административно-командные методы их реализации оказался по существу скомпрометированным.

Основными причинами срыва утвержденных таких программ являлись:

- служебная недисциплинированность исполнителей, практически всех уровней;

- неувязки по ресурсам и срокам выполнения работ и мероприятий в различных ведомствах и их организациях;

- низкий уровень межведомственного взаимодействия;

- отсутствие единого жесткого руководства на уровне руководителей программ.

Но главная причина заключалась в несовершенстве самой методологии разработки государственных целевых комплексных программ и управлении их реализацией, которая перераспределяла бы ответственность и полномочия, дополняла и усиливала существующую систему отраслевого функционального и территориального управления.

Второе главное упущение в методологии разработки целевых комплексных программ и управлении их реализацией связано было с фетишизацией директив. Например, в руководящих документах по организационно-экономическому механизму и реализации целевых комплексных программ цикла «наука-производство» прямо указывалось, что каждая такая программа есть «директивный плановый документ». Однако, для успешного выполнения этих программ, каких-либо особых экономических условий и стимулов для привлечения исполнителей к участию в работе не было.

И, в третьих, организационный механизм реализации программ также не был проработан. Проследить за ходом выполнения программы было невозможно из-за расчленения ее на множество заданий, которые попадали в различные планы соответствующих ведомств и предприятий.

Стимулы в выполнении программ должны всецело опираться на принципы, в основе которых лежат рыночные отношения и приоритет интересов заказчика.

Опыт успешного применения в нашей стране и за рубежом ПЦМ (и его фрагментов) позволяет назвать следующие организационно-экономические условия, при которых программы оказываются эффективными:

- целевое финансирование комплекса мероприятий, передача прав распоряжения средствами руководителям программы;

- формирование временных научно-исследовательских и конструкторских коллективов, как правило, на основе отбора наиболее способных специалистов из различных организаций (отраслевых НИИ, КБ, НИИ АН РФ и др.);

- отбор проектов, содержащих научно-технические решения, на конкурсной основе: - независимая (вневедомственная) экспертиза как проектов, так и их результатов;

- создание систем гибкого материально-технического обеспечения целевых программ, включая создание резервных мощностей и т.п.;

- информационное обеспечение целевых программ, их административное и другое обслуживание.

Преимущество данного подхода заключается в возможности гибкого комбинирования как ресурсов, так и исполнителей независимо от их ведомственной принадлежности. Это способствует формированию гибких организационных структур, устранению жестких административных барьеров между научными организациями, свойственных административно-ведомственному подходу, широкому использованию вневедомственной экспертизы для оценки целесообразности выполнения программ и ожидаемых результатов.

Анализ возможности и целесообразности использования механизма программно-целевого метода в интересах интеграции военно-технического сотрудничества стран СНГ

Современные образцы, комплексы и системы вооружения отличаются большой наукоемкостью, сложны в разработке и производстве и в связи с этим требуют больших затрат. Их разработка занимает длительное время (до 10-12 лет), в создании конкретного образца ВВСТ принимают участие сотни научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Стоимость серийного производства, с учетом необходимости его подготовки, прямо зависит от продолжительности производства конкретного образца и величины серии. В связи с этим существует объективная необходимость долгосрочного планирования и распределения выделяемых финансовых ресурсов и развития научно-производственной базы для создания новых образцов вооружения военной и специальной техники.

Как известно, на сегодня наиболее эффективным механизмом увязки большого количества разноплановых мероприятий, разнесенных во времени, является программно-целевое планирование на базе ПЦМ. Общенаучными принципами пpoграммно-целевого планирования являются централизация руководства планированием, осуществление разработки проектов плановых документов «снизу-вверх» и обобщение планов в центральных плановых органах, итеративность процесса планирования с целью достижения сбалансированности планов по задачам и ресурсам, периодическое уточнение всех видов плановых документов.

В то же время, с созданием интегрированной системы военно-технического сотрудничества стран СНГ и единого информационно-технологического пространства существенным образом увеличивается размерность системы, подлежащей управлению. Это вызывает необходимость применения программно-целевых методов планирования в интересах обеспеченная высокой экономической эффективности интегрированной системы ВТС, тем более, что, в соответствии с замыслом исследований, предполагается замкнуть в единый процесс управление всеми стадиями жизненного цикла не только продукции военного назначения (ПВН), предполагаемой к поставкам в третьи страны, но и ВВСТ, предназначенную для оснащения национальных вооруженных сил государств Содружества.

При этом необходимо отметить, что поскольку программно-целевое планирование давно стало основным механизмом в области развития ВВСТ, то представляется целесообразным использовать этот, уже устоявшийся механизм, имеющий развитую методологию.

В настоящее время под методологией обоснования перспектив развития ВВСТ понимается совокупность теоретических и практических положений, определяющих принципы построения, структуру, формы и способы научного обоснования перспективной системы вооружения с применением общенаучных и специальных методов в строгом логическом порядке и последовательности с целью разработки необходимых плановых документов, определяющих направленность и темпы развития системы вооружения ВС в прогнозируемый период.

Рассмотрим возможность применения основных принципов программно-целевого планирования развития ВВСТ в интересах обеспечения эффективного функционирования интегрированной системы военно-технического сотрудничества стран СНГ.

В основе программно-целевого планирования, как известно, лежат следующие основные принципы:

- планирование от потребностей к задачам;

- сквозной характер планирования;

- планирование на основе критерия «эффект-стоимость»;

- скольжение программы во времени.

Принцип планирования от потребностей к задачам обеспечивает целеустремленность планирования. Применительно к интегрированной системе ВТС, существо этого принципа должно быть в определенной степени уточнено. Прежде всего, под потребностями будем понимать совокупность образцов ВВСТ, необходимых для решения комплекса задач технического оснащения национальных вооруженных сил и обеспечения экспортных поставок ПВН в третьи страны. В этом случае потребности должны определяться не только перечнем военно-стратегических задач, стоящих перед вооруженными силами государств СНГ в программный период, но и результатами маркетинговых исследований перспективных потребностей третьих стран в продукции военного назначения.

Совокупность таким образом определенных потребностей позволяет изменить и существо задач, решаемых в рамках программно-целевого планирования функционирования интегрированной системы ВТС. Это связано не только с тем, что размерность задачи программирования развития ВВСТ увеличивается, но и с тем, что с учетом определенной «виртуальности» портфеля экспортных заказов при декомпозиции «потребностей» в «задачи» необходимо учитывать возможность нетрадиционного пути реализации полученных результатов. Поскольку под задачами в данном случае понимается совокупность работ по разработке научно-технологического задела в интересах создания требуемой номенклатуры образцов ВВСТ, необходимых для технического оснащения национальных вооруженных сил и обеспечения экспортных поставок, то с учетом «виртуальности» портфеля экспортных заказов необходимо уже в рамках программно-целевого планирования предусматривать возможность невостребованности части научно-технического задела при создании отдельных видов ВВСТ.

Принцип сквозного планирования состоит в том, что при разработке программы планирование ведется на весь жизненный цикл образцов и насквозь от задач до ресурсов. Такое планирование обеспечивает реальность плана за счет того, что при этом можно сравнить потребности с возможностями и, в конечном счете, добиться баланса задач и ресурсов.

Однако вследствие некоторого изменения сущности таких категорий, как «потребности» и «задачи», меняется содержание и принципа «сквозного планирования».

Так, с учетом возможной невостребованности определенной части научно-технического задела применение сквозного планирования в обычном понимании становится невозможным, поскольку часть стадий жизненного цикла для некоторых образцов ВВСТ может отсутствовать. В то же время, введение института технологических брокеров, призванного коммерциализировать, прежде всего, невостребованные технологии, полученные в процессе НИОКР, позволяет выгодно реализовать многие из таких технологий.

В этом случае принцип «сквозного планирования» должен подразумевать разработку программы не только создания ВВСТ, но и реализации части научно-технического задела на ранних стадиях жизненного цикла.

Таким образом, принцип «сквозного планирования» применительно к интегрированной системе ВТС требует в определенной степени учета коммерческой составляющей (как в бизнес-плане).

Планирование на основе анализа по критерию «эффект - стоимость» призвано вести к рациональному использованию ресурсов и достижению поставленных целей, обеспечивающих оптимальность (рациональность) плана, и следовательно, его целесообразность.

Применительно к управлению развитием системы вооружения в интересах национальных вооруженных сил стран СНГ методологически реализация данного принципа осуществляется путем использования военно-экономического анализа, позволяющего совместить военную и экономическую составляющие процесса технического оснащения вооруженных сил, исходя из военно-стратегических целей и ресурсов, выделяемых на оборонные нужды.

Однако в условиях интегрированной системы ВТС, когда цели, достигаемые программно-целевыми методами, определяются не только комплексом военно-стратегических задач государств Содружества, но и стремлением максимизировать экономический эффект от экспорта ПВН, методология военно-экономического анализа должна быть дополнена методологией учета закономерностей и тенденций мирового рынка вооружения.

Суть принципа скольжения программы во времени состоит в том, что реальное действие программы, разработанной на длительный срок (интервал планирования), ограничивается относительно небольшим периодом времени, который называется шагом планирования. Для этого периода программа имеет небольшие погрешности, так как она базируется на достаточно отчетливом представлении ближайшей перспективы. К концу шага планирования данной программы разрабатывается и вступает в действие следующая программа, которая строится с учетом реального хода выполнения предыдущей. Скольжение программы во времени придает программно-целевому планированию адаптивный характер.

Этот принцип в полной мере применим при программно-целевом планировании в рамках интегрированной системы ВТС стран СНГ без каких-либо модификаций.

Таким образом, направления развития основных принципов программно-целевого планирования развития вооружения обусловлены необходимостью учета неопределенностей реального портфеля экспортных заказов.

Применительно к программно-целевому планированию развития ВВСТ эти принципы реализованы в процессе обоснования перспектив развития ВВСТ, которые находят свое воплощение в национальных государственных программах вооружения, утверждаемых высшими должностными лицами государств.

В частности, в Российской Федерации Государственная программа вооружения (ГПВ) на период до 2010 г. утверждена указом Президента. При этом сформировалась нормативно закрепленная схема обоснования ГПВ, основными принципами которой являются: системность обоснования Программы вооружения как обновляемой части системы вооружения (СВ) ВС, соответствие СВ ВС в целом и их группировок системе стоящих перед ним задач, выбор приоритетов, сбалансированности СВ ВС по критерию «эффект-стоимость» при ограниченных ассигнованиях на разработку и закупку ВВСТ. Высокий статус ГПВ приводит к тому, что она носит директивный характер, и оперативное внесение в нее изменений очень затруднено.

Проблема адаптации программно-целевого планирования к быстро меняющейся ситуации в экономике и оборонно-промышленном комплексе, особенно наглядно проявившаяся по мере становления рыночных отношений, вызвала необходимость поиска способов ее решения. В связи с этим активизировались научные работы по формированию методологии, позволяющей совместить потенциал программно-целевого планирования и, в то же время, обеспечить возможность оперативного учета динамично меняющихся условий внешнего и внутреннего характера.

Одним из способов снижения неопределенностей является получение и использование дополнительной информации о неконтролируемых факторах, что приводит к необходимости управления в форме синтеза, т.е. в виде функции от аргументов, значения которых заранее неизвестны. Фактически это позволяет задачу управления развитием ВВСТ в условиях неопределенностей разбить на две:

- задачу программного управления, использующую только ту информацию, которая имеется к началу процесса и с формальной точки зрения представляет собой детерминированное описание процесса управления развитием ВВСТ на некотором заранее заданном интервале времени, обеспечивающую перевод системы вооружения из текущего состояния в требуемое;

- задачу ситуационного управления, в которой используются уточненные исходные данные (условия и параметры внешней среды) для корректировки реализации программы управления на основе отклонений реальных условий развития ВВСТ.

В заключение можно отметить, что для более эффективного использования оборонно-промышленного комплекса РФ и стран СНГ с экономической и военно-политической точек зрения существует настоятельная необходимость не только в создании ИС ВТС, но и внедрения ПЦМ планирования и управления в ее управляющую подсистему, с целью оптимального управления процессами создания ПВН.

Литература:

1. Баскаков В.В. и др. Управление качеством вооружения военной и специальной техники., Учебник, часть1.-М.: МО РФ, 2006.

2. Долматович И.А. «Трансформация военно-экономических отношений между странами СНГ в условиях глобализации мирового хозяйства», диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук - ЯВФЭУ, 2007.

3. Московский А.М. Военно-техническая политика государства (современный этап и тенденции развития) -М.: «Военный парад», 2006.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации