ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130 ПОД АВТОМАСТЕРСКУЮ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МГКМ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК
№ 3(24)/2008 (спецвыпуск)
к.т.н., доцент О.Ю. РЕТЮНСКИЙ,
ассистент К.Н. ЮДИНА
Юргинский технологический институт (филиал)
Томского политехнического университета
ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130 ПОД АВТОМАСТЕРСКУЮ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МГКМ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Во второй половине прошлого века система средств технического обслуживания машинно-тракторного парка включала передвижные средства (механизированные заправочные агрегаты на шасси автомобиля или двухосного прицепа; агрегаты технического обслуживания на шасси автомобиля, двухосного прицепа или самоходного шасси; передвижные ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские на шасси автомобиля с электросварочным агрегатом на одноосном прицепе; передвижные диагностические установки на шасси автомобиля-фургона) и стационарные комплекты, поставляемые сельскому хозяйству в соответствии с действующими нормативами потребности в них.
Большое распространение получила передвижная ремонтно-диагностическая мастерская МПР-9924-ГОСНИТИ (сокращенно называемая АТО - агрегат тех. обслуживания), которая совмещает функции передвижных ремонтных мастерских и диагностических установок. Она предназначена для выполнения в полевых условиях первого (ТО-1) и второго (ТО-2) технических обслуживаний тракторов, самоходных шасси и сельскохозяйственных машин.
В настоящее время АТО устарели и в большинстве хозяйств не используются, т.к. в основном были оборудованы на базе автомобиля ГАЗ-52-01, ГАЗ-53. На смену им пришли современные автомастерские (ПАРМ-4895, МАРТ-4898, МРС-4895, МРМ-4895, МАРС-4895) на различных типах шасси автомобилей ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ и Урал. Различаются современные автомастерские не только шасси, но и комплектованием оборудования для ремонта и ТО машин (МГКМ). Эти автомастерские имеют один очень существенный недостаток - высокая стоимость. Поэтому предлагается переоснастить имеющиеся в хозяйствах автомобили ЗИЛ-130/131 под автомастерские.
В качестве модернизации предлагается оборудовать автомобиль ЗИЛ-130 (рис.1) диагностическим оборудованием для технического обслуживания и ремонта МГКМ в полевых условиях. Для этого в кузове автомобиля ЗИЛ-130 размещены 2 бака для хранения рабочих и технологических жидких и пластических материалов, привода компрессора и водяного насоса высокого давления, пневмонасосов для выдачи и приема жидких нефтепродуктов, ванны для мойки деталей, ванны для сбора отработанных смазочных материалов, верстака, ящиков с приборами, приспособлениями и инструментом.
В приспособления и приборы входит переносной комплект диагностического оборудования 1309Ф, в который входят следующие единицы:
- компрессометр - для определения давления (компрессии) в конце такта сжатия;
- денсиметр - для определения уровня и плотности электролита в аккумуляторной батареи;
- нагрузочная вилка - для определения степени разряженности АКБ;
- устройство для определения засоренности масляной центрифуги (по частоте вращения ротора);
- индикатор засоренности воздухоочистителя;
- максиметр - для определения работы форсунок;
- дроссель-расходомер ДР-70 - для проверки агрегатов гидросистем трактора, комбайна или автомобиля;
- люфтомер - для определения угла отклонения рулевого колеса.
Автомобиль ЗИЛ-130 выбран не случайно, так как у него имеется двухцилиндровый поршневой компрессор, приводимый в действие ремнем шкива вентилятора системы охлаждения.
Привод механизма агрегата - от коробки передач шасси автомобиля с помощью ременной передачи через карданный вал.
Сжатый воздух для привода пневмонасосов поступает от компрессора через ресивер и трехходовые клапаны, служащие для управления пневмонасосами.
Моторные масла подают через рукава с кранами-счетчиками на самонаматывающих барабанах, установленных в левой секции агрегата. Сливаемые и отработанные нефтепродукты перекачивают из ванны для слива в соответствующие баки выносным пневмонасосом. Пластичную смазку выдают сжатым воздухом из бункеров, установленных в правой секции.
Для обдувки сжатым воздухом используют обдувочный пистолет, а для подключения выносных потребителей сжатого воздуха - рукав длиной 12 м. Переносные баллоны служат для заправки маслами труднодоступных мест обслуживаемых машин.
Рис.1 Схема предлагаемой автомастерской на басе шасси ЗИЛ-130
1 - рычаг; 2 - моечный насос; 3,5,11,12 - баки для моторного масла, 4 - ресивер; 6 - инструментальный стеллаж; 7 - бак для трансмиссионного масла; 8 - ванна для сбора отработок; 9,13 - бак для воды; 10 - нагнетательный рукав для воды; 14 - вакуумное предохранительное устройство; 15 - щит управления агрегатом; 16 - рама; 17 - самонаматывающие барабаны; 18 - откидной верстак; 19 - приставка стола; 20 - щит управления забором технологических материалов; 21 - откидная ванна для мойки деталей; 22 - зарядный бункер солидолонагнетателя; 23 - компрессор; 24 - кожух привода; 25 -шасси автомобиля.
Также на автомобиле размещается следующее оборудования и инструмента для передвижного пункта ТО на базе шасси автомобиля ЗИЛ-130:
1. Бак четырехсекционный с рабочими жидкостями, в каждой секции из которых размещены: бак для очистки машины на 200 л, бак для моторного масла на 100 л, бак для трансмиссионного масла на 100 л, бак для промывочной жидкости на 50 л;
2. Бак четырехсекционный с отработавшими жидкостями;
3. Солидолонагнетатель пневматический (пистолет);
4. Ящик с инструментом;
5. Переносной комплект диагностического оборудования 1309Ф;
6. Сварочный аппарат.
Также автомастерскую можно снабдить мини верстаком с тисами, мини токарным, сверлильным и фрезерным станками, слесарным оборудованием.
Предлагаемая разработка позволит повысить оперативность по ТО и ремонту МГКМ в полевых условиях, при необходимости данную автомастерскую можно дооснастить оборудованием для ремонта специализированных механизмов и агрегатов. В качестве переоборудоваемого автомобиля могут выступать следующие автомобили: ГАЗ-3307, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081, ГАЗ-3309, карбюраторные ЗИЛ и КамАЗ.