ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ ПЛАВАЮЩИХ МАШИН ПРИ ВЫСАДКЕ МОРСКОГО ДЕСАНТА

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

3(24)/2008 (спецвыпуск)

УДК 623.438

полковник О.А. СЕРЯКОВ,

кандидат технических наук,

доцент, профессор АВН

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ ПЛАВАЮЩИХ МАШИН ПРИ ВЫСАДКЕ МОРСКОГО ДЕСАНТА

Анализ современных взглядов на организацию и ведение десантных операций на приморских направлениях показывает, что в настоящее время основным предназначением морской пехоты является высадка в качестве воздушно-морского штурмового эшелона морского десанта с задачей захвата необходимых плацдармов в районе высадки и удержания их для обеспечения высадки на захваченные плацдармы и ввода в бой главных сил морского десанта. Для решения этих задач морская пехота должна иметь технику и вооружение, приспособленные к действиям в условиях высадки на обороняемое морское побережье противника.

Оценка приспособленности плавающих машин (ПМ) выполнять свое целевое назначение, находясь на плаву в морских условиях, то есть их эффективности на плаву, является неотъемлемой составной частью оценки боевой эффективности ПМ бронетанкового вооружения (БТВ).

Целью настоящей статьи является представление результатов сравнительной оценки эффективности наиболее современных отечественных боевых плавающих машин БМД-4, БМП-3 и БМД-3 в огневом бою за высадку на обороняемое морское побережье противника.

Как правило, количественная оценка эффективности машин в огневом бою проводится с использованием математического моделирования. Мною была использована модель огневого боя [1], которая применялась при выполнении ряда НИР и показала достаточную адекватность. Эта модель описывает процесс поражения боевых средств сторон, участвующих в огневом бою, процесс расходования боевыми средствами боеприпасов и продвижение боевого порядка наступающей стороны. Модель представляет собой систему обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных. При моделировании определяется число сохранившихся плавающих машин при достижении батальоном морской пехоты (бмп) берега. Наличие данных о начальном количестве ПМ (при выгрузке из десантных кораблей на плав) позволяет определить вероятность достижения берега одной машиной в составе высаживаемого бмп.

При моделировании боя за высадку был принят следующий сценарий: состав бмп - 40 боевых ПМ; в качестве противника, обороняющего побережье на пункте высадки бмп, рассматривается мотопехотная рота США со средствами усиления, с учетом предварительного поражения от ударов авиации и артиллерии во время огневой подготовки высадки; количество боевых средств противника в опорном пункте роты: 2 танка MlA2, 8 БМП М2А2, 1 ПТРК «ТОУ-2», 8 ПТРКЛ «Дракон», 13 РПГ М72А2 (количество боевых средств сторон согласовано со штабом Береговых войск ВМФ); бой между бмп, движущимся на плаву, и обороняющей побережье ротой начинается по окончании огневой подготовки высадки (ПМ находятся на расстоянии 600 м от берега).

Исходные данные об образцах боевых средств сторон включают в себя данные о боекомплектах боевых средств, о показателях производительности поиска боевых средств сторон, о показателях быстродействия вооружения и точности стрельбы боевых средств сторон, о показателях поражающего действия боеприпасов боевых средств сторон. Форма представления исходных данных и их значения для БМП-3 и БМД-3 подробно описаны в работе [2]. Исходные данные для БМД-4 были подготовлены по той же форме с использованием показателей ТТХ этой машины. Результаты расчетов представлены в таблице 1.

Результаты моделирования огневого боя штурмового отряда в составе бмп на ПМ с обороняющим побережье противником показывают, что достигнуть берега могут батальоны на всех оцениваемых образцах ПМ, при этом батальон на БМД-4 наносит противнику больший ущерб, чем бмп на других машинах. Вероятность достижения берега БМД-4 в составе бмп равна 0,79, БМП-3 - 0,72, БМД-3 - 0,57.

Лучшей боевой машиной для действий в штурмовом отряде морского десанта является БМД-4, показатель ее эффективности на 9,7 % выше, чем аналогичный показатель БМП-3 и на 38,6 % выше, чем у БМД-3.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ ПЛАВАЮЩИХ МАШИН ПРИ ВЫСАДКЕ МОРСКОГО ДЕСАНТА

Различие между результатами моделирования боя бмп на БМД-4 и на БМП-3 объясняется более высокой скорострельностью ПТУР БМД-4 (время на подготовку первого и последующего выстрелов БМД-4 одинаково и равно 10 с, а БМП-3 -25 с). Несколько лучшая защищенность лобовой проекции корпуса БМП-3 в данном случае на результаты боя не влияет, так как БМП противника огонь ведут преимущественно ПТУР (наиболее эффективный боеприпас), а стойкость БМД-4 и БМП-3 к поражению этим боеприпасом практически одинакова.

Наиболее низкую вероятность достижения берега в составе бмп имеет БМД-3, не смотря на одинаковые показатели защищенности и подвижности по сравнению с машиной БМД-4. Это связано с тем обстоятельством, что стрельба ПТУР из БМД-3 с ходу в наступлении невозможна, поэтому на плаву в условиях волнения моря стрельба ПТУР также не рассматривается (в руководстве по действиям экипажа при вооружении БМД-3 записано, что стрельба ПТУР через соленые водоемы не рекомендуется).

С целью обоснования рекомендаций по повышению эффективности ПМ БТВ на плаву, дополнительно к приведенным в таблице 1 результатам, рассматривались варианты огневого боя бмп на оцениваемых образцах ПМ БТВ, движущихся на плаву со скоростью 12 км/ч. Ограничение верхнего предела скорости движения 12 км/ч объясняется тем, что в настоящее доказано, что достижимые скорости движения современных боевых ПМ, передвигающихся на плаву в водоизмещающем режиме, ограничиваются 12 км/ч. Результаты моделирования представлены в таблице 2.

При повышении скорости движения машин на плаву до 12 км/ч вероятности достижения берега БМД-4, БМП-3 и БМД-3 составили 0,85, 0,80 и 0,62 соответственно, что на 7,6, 11,1 и 8,8 % выше номинальных значений (см. табл. 1). То есть повышение скорости машин, имеющих достаточные огневые возможности на плаву, ведет к повышению вероятности достижения ими берега.

Результаты моделирования огневого боя показывают, что для повышения вероятности достижения машиной берега в составе батальона основными направлениями являются повышение огневых возможностей и скорости движения ПМ БТВ на плаву. Приоритетным для современных ПМ БТВ является повышение огневых возможностей, так как повысить скорость движения на плаву этих машин более 12 км/ч в настоящее время не представляется возможным. Кроме того, повышение огневых возможностей дает больший прирост вероятности достижения берега по сравнению с предельным повышением скорости (пример - БМД-3: 38,6 % и 8,8 % соответственно. Однако, необходимо использовать любые имеющиеся возможности повышения скорости движения машин на плаву, так как это, кроме повышения вероятности достижения ПМ берега, ведет к повышению темпа высадки, что играет существенную роль для успешного проведения морской десантной операции.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ ПЛАВАЮЩИХ МАШИН ПРИ ВЫСАДКЕ МОРСКОГО ДЕСАНТА

Что касается повышения огневых возможностей ПМ БТВ на плаву, то здесь прежде всего, необходимо обеспечить машинам, действующим в штурмовом отряде морского десанта, возможность поражать с плава танки противника. Наиболее целесообразный и реальный путь для достижения этого - обеспечение возможности прицельной стрельбы с плава ПТУР с высокой скорострельностью (пример - БМД-4).

Что касается повышения защищенности ПМ БТВ, то из-за ограничений по массе, добиться значительного увеличения защищенности существующих ПМ в настоящее время очень сложно. Мероприятия по повышению стойкости к огневому поражению связаны с увеличением массы машины, что ведет к уменьшению запаса плавучести, может привести к изменению дифферента (на нос), снижению скорости на плаву, ухудшению других водоходных качеств ПМ.

Таким образом, наиболее приспособленными к действиям в условиях высадки штурмового отряда морского десанта являются плавающие машины БМД-4 и БМП-3. Они же являются наиболее подходящими для дальнейшей модернизации.

ВЫВОДЫ:

1) В результате проведенных расчетных исследований установлено, что лучшей эффективностью на плаву в условиях высадки штурмового отряда морского десанта среди оцениваемых образцов ПМ БТВ обладает БМД-4, вероятность достижения ею берега равна 0,79. Аналогичные показатели для БМП-3 и БМД-3 соответственно равны 0,72 и 0,57. Лучшего показателя эффективности БМД-4 достигает за счет применения усовершенствованного комплекса вооружения, позволяющего разместить управляемые снаряды в конвейере механизма заряжания и за счет этого повысить скорострельность ПТУР до 6-8 выстрелов в минуту.

2) Проведенные исследования подтверждают верность утверждений, что наиболее приоритетным направлением повышения эффективности ПМ БТВ на плаву является увеличение огневой мощи машин, прежде всего, обеспечение им возможности поражать с плава танки противника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Серяков О.А., Кузнецов Ю.И., Немцев Ю.В. Математическое моделирование огневого боя на плаву / Статья / Деп. в ЦСИФ МО РФ 24.02.1998, инв. № Б 3446. - 19 с.

2. Серяков О.А. Эффективность плавающих машин бронетанкового вооружения при высадке морского десанта / Статья / Деп. в ЦСИФ МО РФ 17.11.1997, инв. № Б 3376. - 16 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации