ОТ ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРОГРАММЕ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

1(22)/2008

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Полковник В.М. МАСКИН;

полковник С.П. БЕЛОКОНЬ,

доктор технических наук, член-корреспондент АВН

ОТ ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРОГРАММЕ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В настоящее время в России ведется активная работа по программно-целевому планированию социально-экономического развития государства, его субъектов и отраслей промышленности. Организована работа по переводу на программно-целевой метод планирования военного строительства Российской Федерации, в том числе планирования и строительства Вооруженных Сил.

Несмотря на неотложные меры, предпринимаемые Министерством обороны, Генеральным штабом совместно с заинтересованными органами военного управления, при внедрении программно-целевого метода в практику строительства Вооруженных Сил продолжают иметь место проблемы методологического, организационного, нормативного правового и ресурсно-экономического характера1.

В настоящее время наиболее существенное влияние на организацию планирования строительства Вооруженных Сил оказывают проблемы существующей нормативной правовой базы. Работа ее по уточнению Генеральным штабом ведется активно в течение двух последних лет. Разработан проект положения о военном планировании в Российской Федерации, в котором представлены новая система исходных данных военного планирования и перечень документов военного строительства.

Рассмотрим основные группы документов планирования, предусматриваемых указанным перечнем для разработки и сформированные в соответствии с существующим порядком государственного планирования в Российской Федерации.

Концептуальные и доктринальные документы. Определяют основы военного планирования и включают:

- Концепцию (Стратегию) национальной безопасности Российской Федерации (является бессрочной, разрабатывается и уточняется по необходимости, утверждается Президентом Российской Федерации);

- Военную доктрину Российской Федерации (является бессрочной, уточняется по необходимости, утверждается Президентом Российской Федерации);

- концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (срок действия - 15 лет, перерабатываются через каждые 10 лет, утверждаются Президентом Российской Федерации).

Программы планирования военного строительства на среднесрочную и долгосрочную перспективу включают:

- программы2 строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (срок действия - 10 лет, перерабатываются через каждые 5 лет, утверждаются Президентом Российской Федерации);

- Государственную программу вооружения (срок действия -10 лет, перерабатывается через каждые 5 лет, утверждается Президентом Российской Федерации);

- документы планирования оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны3;

- федеральные целевые программы развития (совершенствования, реформирования) отдельных подсистем военной организации Российской Федерации (срок действия - до 5 лет, разрабатываются по необходимости для решения актуальных проблем развития военной организации государства, вводятся в действие постановлениями Правительства Российской Федерации);

- ведомственные целевые программы (разрабатываются по необходимости на срок до 3 лет для решения

актуальных проблем развития (совершенствования, реформирования) отдельных компонентов военной организации государства, вводятся в действие нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти).

Документы ежегодного планирования военного строительства включают:

- государственный оборонный заказ (разрабатывается ежегодно на трехлетний период);

- обоснование бюджетных ассигнований;

- планы строительства компонентов военной организации государства (разрабатываются при необходимости решением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти).

Полагаем, что ввод в действие указанного перечня позволит в значительной степени регламентировать процесс военного строительства в Российской Федерации и будет способствовать повышению его эффективности.

Вместе с тем не удается найти согласованной позиции с Минэкономразвития России и Минфином России по порядку, срокам организации работы по планированию строительства Вооруженных Сил, а также по перечню документов планирования по следующим причинам:

1. Программа строительства Вооруженных Сил не имеет правового закрепления.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации «утверждает ... планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации ...» (статья 4 пункт 7), а не Программу строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Вполне логичным в сложившейся ситуации является внесение в установленном порядке необходимых изменений в указанный федеральный закон для осуществления правового закрепления нового порядка военного планирования. Предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, включающие, в том числе, уточнение названия документа планирования строительства Вооруженных Сил, были подготовлены межведомственной рабочей группой по военному строительству4. Однако процедура внесения поправок в действующее законодательство занимает длительное время и трудно гарантировать, что она будет завершена к 1 января 2009 г. - началу цикла планирования строительства Вооруженных Сил на очередной среднесрочный период.

2. Неопределенность порядка утверждения ряда документов планирования строительства Вооруженных Сил.

Утверждение федеральных целевых программ в соответствии с пунктом 19 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация5 должно производиться Правительством Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии с Разделом II «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны» ФЗ «Об обороне» процедура утверждения программ строительства Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов выходит за рамки компетенции Правительства Российской Федерации и относится к полномочиям Президента Российской Федерации.

Следовательно, возникает необходимость внесения в вышеуказанный нормативный документ ссылки на существование особого порядка принятия федеральных целевых программ строительства Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. При этом регламентация такого порядка должна осуществляться специальным нормативным документом, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Опять же данный процесс занимает длительное время и вряд ли будет завершен к началу очередного цикла планирования строительства Вооруженных Сил.

3. В настоящее время в Российской Федерации создание нормативной и методологической базы системы управления социально-экономическим развитием страны еще не завершено.

В ходе этой работы предполагается принятие в 2008 году законопроекта «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии», проектов «Основ стратегического планирования развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности» и «Перечня критериев и показателей национальной безопасности». Очевидно, что положения указанных документов окажут существенное влияние на содержание проекта положения о военном планировании в Российской Федерации. Его доработка, согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждение Президентом Российской Федерации, затем формирование на его основе «Правил разработки и выполнения программы строительства Вооруженных Сил» требует длительного времени и однозначно не будет завершено к началу планирования строительства Вооруженных Сил на очередной среднесрочный период к 1 января 2009 г.

Состояние дел с согласованием проекта положения о военном планировании в Российской Федерации ставит во главу угла следующий вопрос: Возможно ли в сложившихся условиях организовать эффективное планирование строительства Вооруженных Сил на 2011-2015 годы с использованием программно-целевого метода?

На наш взгляд, положительно на этот вопрос можно ответить только при условии «обхождения» существующих препятствий по согласованию документов планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Для этого изначально необходимо задаться следующими вопросами:

Чтобы реализовать программно-целевой метод, обязательно ли разрабатывать программу?

Насколько существенны различия между понятиями «план» и «программа»?

Сначала попытаемся найти ответ на второй вопрос. Существует устоявшееся мнение об основном различии между планом и программой - отсутствии в плане и наличии в программе сведений о финансах, выделяемых на реализацию включаемых в них мероприятий. Однако даже самый поверхностный анализ содержания понятий «план» и «программа» не дает оснований для такого однозначного толкования. Так, в Словаре русского языка6 дается следующая трактовка: план - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ, а программа - план деятельности, работ и т.п. Более развернутая трактовка рассматриваемых понятий изложена в Современном экономическом словаре7: план экономический - описание, картина, модель намечаемого будущего состояния экономической системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий, компаний. План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути, способы достижения желаемых рубежей, необходимые для этого ресурсы, программа экономическая, социальная - совокупность взаимосвязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.

Применительно к рассматриваемой предметной области в настоящее время используется следующая терминология: План строительства Вооруженных Сил8 реализует военную политику государства в среднесрочной перспективе и представляет собой взаимоувязанный по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс организационных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, хозяйственных, собственно военных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, и сбалансированное развитие всех элементов облика и структурных компонентов Вооруженных Сил.

Таким образом, если, исходя из здравого смысла, не включаться, как правило, в бесплодные терминологические дискуссии и не придавать значения незначительным, не имеющим отношения к рассматриваемой проблеме, различиям в содержании понятий «план» и «программа», представляется целесообразным вкладывать в них одинаковый смысл. Это позволит адаптировать План строительства Вооруженных Сил к системе документов программно-целевого планирования и работу по его формированию проводить в рамках существующей нормативной правовой базы. При этом уже начатая работа по уточнению нормативной правовой работы планирования строительства Вооруженных Сил не должна прекращаться. Она должно проводиться параллельно с планированием строительства Вооруженных Сил на очередной среднесрочный период, и возможное изменение названий документов планирования строительства Вооруженных Сил не должно ни коим образом отразиться на их содержании.

Следовательно, если исходить из интересов практики, то в сложившейся ситуации указанная адаптация представляется вполне оправданной. В федеральном законе определено только название документа планирования - план строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, но не его содержание. А что это будем за документ - уже должно определять Министерство обороны. Ничего не мешает разработку Плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлять с использованием программно-целевого метода.

В статье «Формирование эффективной системы руководства военным строительством в Российской Федерации (организационно-политический аспект)»9 предлагаются меры по созданию эффективной системы планирования военного строительства. В целом, соглашаясь с основными подходами, изложенными в указанной статье, считаем, что период формирования новой системы руководства военным строительством в Российской Федерации будет занимать длительное время.

С учетом этого, предлагается следующий порядок организации работы:

1. Незамедлительно приступить к формированию исходных данных для планирования строительства Вооруженных Сил в общей системе исходных данных военного планирования в Российской Федерации (см. рисунок). Порядок разработки многих составляющих данной системы уже определен нормативными правовыми актами, и работа по их формированию Минобороны России, Минэкономразвития России и Минфином России развернута.

На начальном этапе находится работа по формированию исходных данных для планирования строительства Вооруженных Сил (ИД ПС).

На наш взгляд, ИД ПС должны включать:

а) прогнозируемые параметры состояния Вооруженных Сил и других войск на начало планирования;

б) результаты анализа выполнения утвержденных программ (планов) строительства Вооруженных Сил и других войск за предыдущий период планирования;

в) нормативно-стоимостную базу создания (развития) типовых воинских формирований для оперативного обоснования затрат на строительство Вооруженных Сил и других войск;

г) справочные данные для расчета оценочных (прогнозных) показателей при проведении военно-экономического обоснования мероприятий строительства Вооруженных Сил и других войск;

д) справочные данные по затратам на содержание типовых воинских формирований.

ОТ ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРОГРАММЕ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Очевидно, что наиболее важными составляющими ИД ПС для обоснования необходимых затрат на проведение мероприятий по строительству Вооруженных Сил являются данные по пунктам в), г) и д). Учитывая это, необходимо в кратчайшие сроки организовать их формирование с подключением профильных научно-исследовательских учреждений Министерства обороны и завершением работы к 1 января 2009 г.

2. Выработать алгоритм работы органов военного управления на период 2008-2010 годы по планированию строительства Вооруженных Сил и их структурных составляющих с учетом программно-целевого метода планирования.

3.Выработать новую структуру Плана строительства Вооруженных Сил, максимально адаптированного к целевой программе.

На наш взгляд, структура Плана может быть следующей:

I. Условия строительства Вооруженных Сил на период до 2015 года:

- прогноз развития военно-политической, военно-стратегической и внутриполитической обстановки на период до 2015 года;

- анализ реализации мероприятий предыдущего Плана строительства Вооруженных Сил, достигнутые качественные характеристики;

- основные выводы из условий строительства Вооруженных Сил.

II. Замысел строительства Вооруженных Сил на очередной среднесрочный период:

- цель, задачи, приоритеты и основные направления строительства Вооруженных Сил;

- развитие соединений и воинских частей постоянной готовности.

III. Цель, задачи и основные направления строительства структурных составляющих Вооруженных Сил:

- строительство стратегических сил сдерживания;

- развитие войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил.

IV. Перечень мероприятий строительства Вооруженных Сил (включаются только мероприятия, реализация которых входит в компетенцию Президента РФ, до соединения включительно)

ОТ ПЛАНА СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРОГРАММЕ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

V. Организация оперативной и боевой подготовки.

VI. Организация оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил вооружением, военной и специальной техникой и другими материальными ресурсами.

VII. Повышение уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

VIII. Целевые индикаторы и показатели Плана строительства Вооруженных Сил:

- количество соединений и воинских частей постоянной готовности и их доля в общем количестве соединений и воинских частей;

- …

- средний налет на одного летчика в год:

- в воинских частях постоянной готовности - 60-70 часов;

- в остальных воинских частях - 25-30 часов.

IX. Обоснование ресурсного обеспечения Плана строительства Вооруженных Сил.

X. Управление реализацией Плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, контроль за ходом его выполнения.

К Плану строительства Вооруженных Сил разработать необходимое количество приложений детализирующих (объясняющих) его содержание. На наш взгляд, наиболее важные из них:

а) Прогнозируемые объемы бюджетных ассигнований и их распределение по основным направлениям расходов Министерства обороны Российской Федерации:

- расходы бюджетных ассигнований, включенных в План строительства Вооруженных Сил, их распределение по годам;

- распределение бюджетных ассигнований на строительство структурных составляющих Вооруженных Сил по годам.

б) Боевой состав Вооруженных Сил (до соединения включительно) на начальный и завершающий годы среднесрочного периода планирования с картой их дислокации.

Предлагаемая структура Плана строительства Вооруженных Сил позволяет определить его «стоимость», а также «стоимость» планов строительства их структурных составляющих. С учетом того, что План строительства Вооруженных Сил будет максимально адаптирован к Программе, его согласование в Минфине России и Минэкономразвития России не будет вызывать больших затруднений и кроме этого, полностью вписывается в существующую нормативную правовую базу военного строительства. При этом планы строительства структурных составляющих Вооруженных Сил должны быть аналогичны по структуре и не должны включать расходы бюджетных ассигнований, изложенные в Плане строительства Вооруженных Сил.

План строительства Вооруженных Сил, несомненно, должен быть тщательным образом взаимосвязан с Государственной программой вооружения. Этого можно добиться на этапе разработки исходных данных, особенно, по перспективным структуре и составу Вооруженных Сил. Говоря иным языком, исходные данные для планирования строительства Вооруженных Сил должны соответствовать Единой системе исходных данных для формирования государственных программ вооружения по основным параметрам.

4. Параллельно с разработкой содержания Плана строительства Вооруженных Сил необходимо разработать перечень планов строительства (совершенствования) структурных составляющих Вооруженных Сил, федеральных и ведомственных целевых программ на очередной среднесрочный период планирования.

По нашему мнению, количество планов и программ строительства Вооруженных Сил должно быть минимально-достаточным.

При этом некоторые органы военного управления могут отказаться от разработки планов строительства, а развивать подчиненные войска (силы) на основе ведомственных целевых программ, которые должны разрабатываться для разрешения наиболее сложных проблем строительства Вооруженных Сил. К примеру, ведомственная целевая программа «Строительство и развитие войск радиоэлектронной борьбы».

Кроме этого, ведомственные целевые программы должны разрабатываться «уступом». Говоря иными словами, начало реализации, а, следовательно, и разработки ведомственных целевых программ не должно происходить в одном году. За Вооруженные Силы представляется возможным в год разрабатывать не более 4-5 программ, что обеспечит полноценное их финансирование и создаст условия для плановой работы органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих экспертизу проектов разрабатываемых программ.

Что касается федеральных целевых программ, полагаем, что они должны разрабатываться на плановый среднесрочный период не более одной-двух, с учетом проводимой работы Минэкономразвития России и Минфина России по сокращению их количества и перевода в разряд ведомственных целевых программ.

Федеральные целевые программы должны разрабатываться по тем вопросам, которые не могут быть решены Минобороны России без привлечения других органов федеральной исполнительной власти. На наш взгляд, учитывая необходимость выхода Вооруженных Сил на параметры численности, установленные для них решением Совета Безопасности Российской Федерации, возможно разработать федеральную целевую программу «Переподготовка увольняемых военнослужащих и членов их семей на гражданские специальности, организация их трудоустройства по выбранному месту жительства». Реализация данной программы полностью вписывается в меры по улучшению социальной составляющей политики государства.

5. Необходимо продолжить работу по уточнению нормативной правовой базы военного строительства. При этом надо начинать работу, в первую очередь, с уточнения (изменения) федеральных законов. Требует правового закрепления необходимость разработки программы строительства Вооруженных Сил, а для этого необходимо уточнить федеральный закон «Об обороне» и лишь после этого разрабатывать и утверждать иные нормативные акты: Положение о военном планировании в Российской Федерации, Правила разработки и выполнения программы строительства Вооруженных Сил, Методическое руководство по планированию строительства Вооруженных Сил и др.

6. Продолжить работу по подготовке специалистов по программно-целевому планированию строительства Вооруженных Сил на курсах Военной академии Генерального штаба. При этом после первого выпуска специалистов (апрель 2008 г.), провести работу по уточнению учебных программ. Целесообразно к проведению занятий со слушателями на указанных курсах привлекать специалистов органов военного управления и научно-исследовательских организаций Министерства обороны, ответственных за планирование строительства Вооруженных Сил и их структурных составляющих.

7. По результатам планирования строительства Вооруженных Сил на очередной среднесрочный период (на 2011-2015 годы) провести работу по реорганизации органов военного управления, ответственных за планирование строительства Вооруженных Сил и их структурных составляющих. Оптимизация должна быть направлена на то, чтобы органы военного управления могли своевременно и качественно разрабатывать Программу строительства Вооруженных Сил, обеспечить координацию разработки ее подпрограмм. Учитывая, что программа требует тщательного финансово-экономического обоснования в каждом органе военного управления, ответственного за планирование строительства Вооруженных Сил и их структурных составляющих, необходимо создать группы (отделы) анализа проблем финансово-экономического обеспечения строительства Вооруженных Сил (видов, родов войск Вооруженных Сил и т.д.).

8. При выполнении условий правового закрепления разработки программы строительства Вооруженных Сил в 2013-2015 годах организовать ее разработку. При этом, на наш взгляд, количество подпрограмм Программы строительства Вооруженных Сил должно быть минимально-достаточным, с тем, чтобы органы военного управления могли организовать своевременную и качественную их разработку. В целях обоснования мероприятий указанной программы было бы целесообразно в рамках государственного оборонного заказа предусмотреть в 2011-2012 годах проведение цикла научно-исследовательских работ по определению (развитию) методик военно-стратегического и финансово-экономического обоснования мероприятий строительства Вооруженных Сил, что обеспечит своевременное согласование проекта программы строительства Вооруженных Сил в Минэкономразвития России и Минфине России.

9. В дальнейшей перспективе (на 2016-2020 годы) возможен переход к разработке Программы военного строительства в Российской Федерации. Это будет завершающим этапом полного перехода на программно-целевое планирование военного строительства. Указанная программа должна включать в себя и Государственную программу вооружения. Вполне очевидно, что разработка указанной программы выходит за рамки компетенции Министерства обороны. На наш взгляд, для разработки и контроля реализации Программы военного строительства необходимо создать специальный федеральный орган исполнительной власти. Такой орган вполне мог бы быть сформирован на базе Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств с уточнением его названия, задач и функций. Возможно и создание в структуре Министерства обороны Главного управления планирования и руководства военным строительством в Российской Федерации. На наш взгляд, в этом случае необходимо законодательно определить содержание военного планирования и военного строительства.

При реализации указанного подхода за Министерством обороны останется функция разработки исходных данных для планирования военного строительства, выработки требований к Вооруженным Силам, группировкам войск (сил) по регионам, требований по оснащенности войск (сил) вооружением, военной и специальной техникой, уровню оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) и др. Несомненно, Программа военного строительства должна иметь нормативно закрепленную структуру и для ее разработки должны быть выработаны единые исходные данные.

Очевидно одно, указанная программа должна реализовать принцип развития группировок войск (сил) по регионам (стратегическим направлениям) и функциональных компонентов Вооруженных Сил (стратегических сил сдерживания и сил общего назначения). При этом мероприятия организационного строительства должны подкрепляться мероприятиями по их оснащению, созданию необходимой инфраструктуры, обеспечению оперативной и боевой подготовки, а также обеспечению повседневной жизнедеятельности.

Виды и рода войск Вооруженных Сил, при таком подходе, будут осуществлять контролирующие и координирующие функции по своим «стволам» ответственности.

Таким образом, реализация предлагаемых мер позволит организовать пошаговый переход к полноценному программно-целевому планированию военного строительства, в том числе строительства Вооруженных Сил.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. С.П. Белоконь, В.М. Делеган, В.М. Маскин. «О внедрении программно-целевого метода планирования в практикустроительства Вооруженных Сил Российской Федерации», Вестник АВН №4(21), М., 2007. С. 70-75.

2. Существует терминологическая сложность с введением названия таких программ. Первоначальное предложение Минобороны России по использованию в их названии слова «государственная» не нашло поддержки экспертов Минэкономразвития России, считающих, что статус государственной может иметь только одна программа - Государственная программа вооружения. Использование слова «федеральная» также имеет недостатки, поскольку в этом случае их название будет практически совпадать с названием имеющих иное предназначение федеральных целевых программ, порядок разработки которых введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.№594.

3. В соответствии с п. 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» таким документом планирования является Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны. Однако неопределенность механизма разработки и реализации федеральной государственной программы вызывает значительные затруднения с прохождением и экспертизой ее проекта в Минэкономразвития России и Минфине России. Это оставляет до настоящего времени вопрос о будущем названии и статусе данного документа (документов) планирования открытым.

4. Межведомственная рабочая группа по военному строительству, под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Балуевского Ю.Н., образована Распоряжением Президента Российской Федерации №117-рп от 16 марта2006 года. Одной из ее задач является подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях реализации программно-целевого метода планирования военного строительства в Российской Федерации.

5. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594.

6. С.И. Ожегов, Словарь русского языка, Русский язык, М., 1982.

7. Б.А. Ройзенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. Современный экономический словарь, Инфра-М, М., 2002.

8. Временное руководство по планированию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждено Министром обороны Российской Федерации 30 марта 2005 г.

9. А.Ф. Строцкий. «Формирование эффективной системы руководства военным строительством в Российской Федерации (организационно-политический аспект», Вестник Академии военных наук, №3 (20), 2007.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации