ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

1(22)/2008

В.Н.ПУТИЛИН,

первый заместитель председателя ВПК -

министр Российской Федерации,

действительный член АВН

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Прежде всего, хотел бы выразить признательность организаторам конференции за приглашение выступить с этой трибуны и принять участие в обсуждении столь актуальной на сегодняшний день темы.

Проблемы, связанные с обеспечением национальной безопасности, не теряют своей актуальности и имеются у любого государства. С течением времени изменяются условия и конкретное содержание этих проблем, но они требуют постоянных усилий в части поиска путей их решения.

В настоящее время достаточно большое число проблем, связанных с обеспечением безопасности государства, затрагивает экономические интересы стран. Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, они определяют военную, информационную, экологическую и другие виды национальной безопасности.

Смею утверждать. Роль и место экономической безопасности в структуре национальной безопасности ключевая.

В нашем представлении экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

Справочно:

Заметим, что в СССР термин «экономическая безопасность» в системе экономических категорий не рассматривался. Его формирование связано с появлением проблем встроенности России в мировую экономическую систему и глобализации политических и экономических процессов в современном мире. Как известно, основополагающий документ под названием «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» был утвержден Указом Президента Российской Федерации в 1996 году. Между тем его основные положения не носят догматического характера. Экономическую безопасность и механизмы ее обеспечения следует рассматривать в контексте временного развития.

В последнее время при рассмотрении проблем национальной безопасности используется термин «военно-экономическая безопасность», под которой

часто понимается степень развития (состояние) оборонно-промышленного комплекса страны, которая гарантирует его устойчивое развитие в условиях военно-экономического противоборства. Такая трактовка в нашем представлении более соответствует категории «оборонно-промышленная безопасность».

В оборонно-промышленном комплексе России, пожалуй, как ни в какой другой отрасли народного хозяйства, объединен самый широкий круг интересов личности, общества и государства.

По существу, ОПК - это фундамент безопасности нашего государства. Он занимает ключевую, системообразующую роль в экономике страны, обеспечивая России статус великой державы.

Наличие высоких технологий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса позволяет нам сохранять достаточно устойчивые позиции на мировом рынке вооружений в области разработки и производства боевых самолетов, систем ПВО, подводных лодок, стрелкового оружия и других видов вооружения и военной техники.

Состояние и уровень развития ОПК в значительной степени определяют эффективность функционирования машиностроения, транспорта, телекоммуникационной отрасли, связи, медицинской промышленности и здравоохранения, других отраслей экономики, способствуют переходу от сырьевой модели экономики к инновационному развитию.

Справочно:

Ведущая роль ОПК в экономике нашей страны убедительно подтверждается ее историческим развитием. В тех оке случаях, когда государство развивало оборонный комплекс, пусть даже по началу жертвуя финансовой эффективностью ради того, чтобы иметь собственную передовую промышленность, не только крепла обороноспособность страны, но на этой основе разворачивался и общий подъем экономики. Так было и при Петре I, и при Александре II, и в советское время, когда это проявилось особенно заметно.

Из сказанного следует, что укрепление уровня экономической безопасности в значительной степени достигается повышением эффективности деятельности оборонно-промышленного комплекса.

Что касается угроз оборонно-промышленной безопасности, то они в настоящее время, по нашему мнению, проявляются, прежде всего, в таких формах, как:

- разрыв связей кооперации в производстве военной техники, дефиците или отсутствии необходимых сырья и материалов;

- неконтролируемое проникновение иностранного капитала в военное производство, попытки незаконного отчуждения им существенного комплекса предприятий «оборонки»;

- увеличение военно-технологического отрыва ведущих государств и наращивание их возможностей по созданию образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) новых поколений;

- некая деформированность структуры военного бюджета, которая выражается в низкой доле инвестиционной составляющей, что может привести в последующем к необратимым процессам в снижении научно-технического уровня военных разработок и боевого потенциала войск.

Вопросы повышения эффективности функционирования и путей развития ОПК России в последние годы находятся в центре внимания и государства и общественности.

С 2000 года в экономике России имеет место устойчивая тенденция к росту основных макроэкономических показателей, тем самым к укреплению экономической безопасности. Государством выделяются значительные бюджетные средства на национальную оборону. Так, в 2007 году на эти цели было выделено более 822 млрд. рублей. Существенно вырос объем бюджетных средств, выделяемых на финансирование оборонного заказа. Как вы знаете, уже несколько лет его ежегодный рост составляет около 30 процентов.

Прошедший год явился годом начала реализации ряда важнейших директивных документов по развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Реализуется новая Государственная программа вооружения на 2007-2015 годы. По ряду отраслей утверждены долгосрочные стратегии развития. Действенным механизмом их реализации являются такие федеральные целевые программы, как «Развитие оборонно-промышленного комплекса», «Национальная технологическая база», «Развитие гражданской авиационной техники», «Федеральная космическая программа», «Глобальная навигационная система», «Развитие электронной компонентной базы радиоэлектроники» и др. Принят блок обеспеченных финансированием решений в области развития нанотехнологий.

В целом, среднегодовые объемы финансирования ОПК по комплексу принятых ФЦП почти в 3 раза больше, чем в предшествующем периоде.

С ними мы связываем серьезные качественные изменения в сфере оборонной промышленности, направленные на решение задач, поставленных в Посланиях Президента. В упомянутых мною программах предусмотрены мероприятия по завершению структурных преобразований в ОПК. Наряду с этим, они нацелены на создание и обновление производственно-технологической базы и четко привязаны к реализации задач переоснащения Вооруженных Сил.

Общий смысл решаемых программно-целевым методом проблем для создания нового облика ОПК сводится к повышению конкурентоспособности как самих оборонных предприятий, так и выпускаемой ими продукции.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение его обороны и безопасности, серьезно модернизируется система заказов ВВСТ.

Указом Президента образовано Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной и специальной техники, материальных средств, которое должно стать эффективным звеном в комплексе мер по улучшению управления государственным оборонным заказом.

Важнейшее значение имеет начавшийся переход к трехлетнему федеральному бюджету и трехлетнему государственному оборонному заказу. Расширена практика заключения долгосрочных контрактов на поставку ВВСТ. В рамках размещения заданий государственного оборонного заказа на 2007 год заключено более 300 долгосрочных контрактов.

Завершившийся год принес оборонным отраслям отечественной промышленности определенные достижения. На ряде направлений сделан шаг от тиражирования ВВСТ советских времен к выпуску и продаже, в том числе на экспорт, - новых серий образцов ВВСТ. Они Вам известны.

Справочно:

Если говорить об успехах ОПК, то к ним, несомненно, нужно отнести дивизион мобильных стратегических ракетных комплексов «Тополь-М», поступивших на вооружение в РВСН. Испытана новая стратегическая ракета РС-24 с разделяющимися головными частями, которая в перспективе может прийти на смену тем стратегическим комплексам, которые выслужили свой гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве.

Принят на вооружение дивизион оперативно-тактических ракет «Искандер-М». В Военно-воздушные силы поступили модернизированные многофункциональные истребители Су-27 СМТ, штурмовики Су-24, новые фронтовые бомбардировщики Су-34. В Подмосковье на боевое дежурство заступил новый зенитно-ракетный комплекс С-400. Перечисление можно продолжать и дальше.

Опираясь на анализ итогов прошедшего года и в целом состояния дел в «оборонке», остановлюсь на некоторых проблемах, требующих скорейшего решения в контексте темы моего выступления.

Главная из них - это медленная модернизация производства по всем составляющим: кадры, основные производственные фонды, технологии и материалы, организация производства и др. В результате цена и качество продукции во многом не конкурентоспособны, а в ряде случаев и неприемлемы для потребителей.

И хотя предприятия оборонно-промышленного комплекса за последние месяцы увеличили выпуск своей продукции более чем на 14%, причем, военной - на 19,1 %, а гражданской - на 7,6%, некоторые из них просто не в состоянии выполнить государственный заказ. Более того, не могут в полной мере освоить выделенные средства. А их федеральный бюджет уже давно не жалеет. К примеру, на 2008 год на решение оборонных проблем назначено 800 млрд. рублей, на 2009 год - 900 млрд., а на 2010-й - 1,1 трлн. рублей.

Причины такого положения дел известны. Разговор о них в различных форматах, в том числе и во всех ветвях власти, пробрел ритуальную форму. Но организовать согласованную работу федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций по их устранению не всегда удается.

Почему?

Обозначившийся в стране и в экономике, в частности, переход от выживания к развитию - это не просто слова - это крепкая смена стратегии и тактики действий. От нас требуется глубокое осмысление сути этого перехода для правильных выводов в практической работе по укреплению оборонки и перевооружению военной организации.

Прежде всего, это касается перевода взаимоотношений заказчиков и исполнителей работ в области госзаказа на правильные научные и экономические рельсы, предполагающие с обеих сторон, в первую очередь, совместную работу по определению перспективного облика систем вооружений и приоритетных направлений их развития.

Как нам представляется, обоснованная разработка системы исходных данных, определение основных направлений перспективного развития ВВСТ являются важнейшим элементом формирования взвешенной военной и военно-технической политики и, в конечном счете, условием обеспечения национальной безопасности.

Однако, по оценке НТС ВПК, в настоящее время исходные данные по характеристикам ВВСТ противника, формам и способам их боевого применения разрабатываются и утверждаются, как правило, на уровне видов и родов войск и не имеют, за некоторыми исключениями, межведомственного характера. Это не позволяет в полной мере оценить обоснованность и достоверность разрабатываемых предложений в Государственную программу вооружения и приводит к затруднению в выборе организациями ОПК концептуальных схем перспективных образцов ВВСТ.

Наши представления о современных формах и способах вооруженной борьбы, как правило, не становятся продуктом острых дискуссий ученых, военных и промышленности. Недопустимо мало в прикладном плане изучаются конфликты и войны современности, практика разработки и производства ВВСТ в условиях глобального рынка.

В результате не удается сконцентрировать интеллектуальные и финансовые ресурсы на развитии ключевых средств вооруженной борьбы в войнах пятого поколения. И это в то время, когда человечество на рубеже тысячелетий вступает в эпоху войн шестого поколения с широким задействованием в ходе их подготовки и ведения всего разнообразия космических средств, систем информационно-ударного оружия прецизионного наведения.

В решении названных мною вопросов мы видим активное участие Академии военных наук совместно с другими общественными академиями.

Не могут и не должны нас останавливать в этом: десятилетие экономической разрухи, фактически исчерпанный научно-технический задел в «оборонке», важные, но только до определенной степени, уроки Афганистана и Чечни, а также ориентиры на опыт реализации только советской военно-технической политики, при всей его привлекательности. В первую очередь мы обязаны вместо хорошей для своего времени, но, к сожалению, разрушенной создать современную систему разработки ВВСТ. Предприняты первые шаги по возрождению статуса генерального конструктора, совета главных конструкторов, головных научно-исследовательских организаций, системы военно-технического сопровождения разработок ВВСТ на базе военно-научного и научно-технического сопровождения.

Довести это начатое дело до логического завершения возможно только совместными усилиями ученых и практиков, военных и промышленности, пройдя путь через барьер к пониманию такой необходимости и сопротивление тех, кто не может и не хочет работать на развитие вместо выживания.

Переход взаимоотношений заказчика и исполнителя работ на современные экономические рельсы предполагает создание условий для нормального хозяйствования и бизнеса предприятий и организаций. Недопустимо, когда только 36% стратегических оборонных предприятий имеют достаточную платежеспособность, а 23% из них стоят на грани банкротства.

С этой целью для нормального функционирования предприятий ОПК, не нарушая механизмов саморегуляции в условиях рынка, должна осуществляться государственная поддержка предприятий в широком спектре форм и методов, включая меры по их финансовому оздоровлению и досудебной санации. В качестве примера уже реализованных мер можно привести принятие Правительством решений по «Баррикадам», СНТК им. Кузнецова и «Звездочке», в соответствии с которыми в конце прошедшего года этим предприятиям предоставлены субсидии за счет ассигнований федерального бюджета на 2007 год в сумме 1,8 млрд. руб., а также решение вопроса по сохранению стратегического имущественного комплекса ГУП «Омсктрансмаша» за счет средств федерального бюджета в сумме 700 млн.руб. в процессе конкурсного производства на этом предприятии.

Значительные суммы (84,3 млрд. руб., с учетом лизинга) предусмотрены также в трехлетнем бюджете на поддержку ОПК.

По результатам инвентаризации финансового состояния предприятий ОПК эта работа будет продолжена. Ее конкретными показателями должно стать существенное снижение динамики, а в дальнейшем и сокращение абсолютных величин просроченной кредиторской задолженности и количества стратегических предприятий-банкротов как основы для повышения финансово-экономической устойчивости оборонно-промышленного комплекса.

Важным направлением повышения эффективности деятельности ОПК является совершенствование существующей системы ценообразования. Практика расчета за выполненные работы по фактическим затратам сегодня не может удовлетворять ни государственных заказчиков, ни исполнителей гособоронзаказа. Это бомба под программой перевооружения Вооруженных Сил и других войск.

Военно-промышленной комиссией организованы разработка и реализация Концепции государственного регулирования цен на продукцию военного назначения. Этим документом определен комплекс мер по совершенствованию ГОЗа, перечень для актуализации нормативных правовых актов, инструкций и методик, регламентирующих порядок прогнозирования и формирования цен. И здесь мы встречаем серьезное сопротивление тех, кому не нужен порядок на правовом поле поставок ВВСТ в требуемом количестве.

Нельзя не признать, что ГОЗ не обеспечивает рациональной в экономическом отношении загрузки организаций и предприятий ОПК заданиями на разработку, поставку и ремонт ВВСТ.

Низкий уровень серийности военной техники приводит к низким рентабельности производства и качественной модернизации производственных мощностей.

В течение последних 15 лет со стороны государства практически не вкладывались финансовые средства в техническое перевооружение предприятий ОПК. За это время в мире появились новые технологии, а наши предприятия работают по старинке.

Решение указанной проблемы предусмотрено в рамках ФЦП «Развитие ОПК на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».

Структура оборонно-промышленного комплекса, к сожалению, все еще архаична, не отвечает современным военно-политическим задачам государства. Поэтому другим важным направлением повышения эффективности ОПК является совершенствование управления государственным имуществом в оборонном секторе через реструктуризацию собственности, создание интегрированных структур.

Однако, интеграция - не самоцель. Холдинги - это инструмент для оптимизации производства и его управления. За счет интегрированных структур предполагается решить проблемы устойчивого финансово-экономического развития оборонно-промышленного комплекса, ускорить темпы обновления основных производственных фондов, активизировать процессы государственно-частного партнерства, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов.

Понятно, что эта тема притока иностранных инвестиций в отечественную «оборонку» достаточно деликатная. Но нельзя закрывать глаза на то в настоящее время четко просматривается устойчивая тенденция к увеличению удельного веса гражданской продукции, выпускаемой на предприятиях ОПК, и очевидной становится задача - создать условия для скорейшего трансферта современных технологий в гражданский сектор экономики.

Структура Сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса по формам собственности в настоящее время выглядит следующим образом: 688 организаций - федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения (включая 19 казенных предприятий), 668 - хозяйственные общества. Основная часть организаций относится к государственному сектору экономики, в отношении которого Российская Федерация может непосредственно влиять на деятельность предприятий и организаций как собственник их имущества (в отношении унитарных предприятий), либо как акционер (в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности).

Справочно:

В соответствии с определенной действующим законодательством структурой федеральные органы исполнительной власти через механизмы реализации полномочий собственника имущества ФГУПов и прав акционера обеспечивают проведение государственной политики в соответствующих отраслях и в полном объеме отвечают за финансово-экономическую деятельность организаций госсектора экономики.

Между тем на практике роль отраслевых ФОИВ в осуществлении прав акционера сведена к минимуму.

Надо откровенно признать, что экономическая отдача от используемой государственной собственности пока низкая. Нормативно-правовая база деятельности федеральных органов власти по осуществлению прав собственника, а также механизм управления государственными пакетами акций через институт представителей государства в органах управления акционерных обществ требуют совершенствования.

Очевидно, что роль представителей государства в органах управления акционерных обществ должна быть повышена.

Последние 20 лет в высокотехнологичной промышленности Запада шла интенсивная концентрация производства. По этому пути идем и мы. Однако технология интеграции в России пока не развита и несет на себе отпечаток передела собственности, характерного для нынешнего этапа развития России. Создание оборонных холдингов, которые могли бы помочь оборонным комплексам выйти из сложной ситуации, задерживается. Из 37 запланированных на конец 2007 года интегрированных структур полностью сформированы только 16.

Внутри уже созданных холдингов пока слабо решаются вопросы реструктуризации производства, избавления от промышленных излишков, выбора оптимального пути развития и перспективной продукции, которая в ближайшие годы будет востребована страной и армией.

Уважаемые коллеги!

По каждому из отмеченных и другим недостаткам и проблемам Военно-промышленная комиссия совместно с федеральными органами исполнительной власти организует работу по их устранению, направленную на укрепление оборонно-промышленной безопасности.

Данная работа структурирована по следующим направлениям:

- реструктуризация оборонно-промышленного комплекса с целью оптимизации его состава, структуры, внутрикорпоративных отношений, а также технического перевооружения основных производств;

- реализация системы мер по своевременному выполнению принятых решений по оснащению войск современным вооружением с заданными тактико-техническими характеристиками и высоким качеством изготовления, включая комплекс мероприятий по военно-техническому сопровождению создания приоритетных образцов ВВСТ;

- повышение эффективности государственного оборонного заказа в условиях трехгодичного бюджетного планирования, концентрация бюджетных средств на главных направлениях оснащения военной организации государства современным вооружением;

- отлаживание механизма государственного регулирования цен на оборонную продукцию, стимулирование оборонного сектора экономики к результативной работе, трансферт технологий из гражданского сектора в военный.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации