ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КОЛЕСНОЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

3(24)/2008 (спецвыпуск)

УДК 623.438.001.76

Ю.Н. ЗЕЛЕНОВ,

заместитель директора

департамента проектирования

ООО «Военно-инженерный центр»,

г.Нижний Новгород

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КОЛЕСНОЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ задачи, которые должны обеспечиваться в том числе поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба.

В своем интервью от 25.02.2008 г. Министр обороны РФ заявил: «Нам следует добиться гармоничного сочетания качественных параметров Вооруженных Сил с рациональным использованием всех видов ресурсов, эффективным планированием и законным расходованием бюджетных средств, выделяемых на оборону страны».1

В данной ситуации модернизация находящейся на вооружении техники, как способ повышения тактико-технических характеристик изделий при условии существенной экономии денежных средств, является одной из важнейших задач военного строительства.

ООО «Военно-инженерный центр», входящий в состав автобронетанкового холдинга ООО «Военно-промышленная компания» и являющийся преемником ОАО «ГАЗ» в части разработки изделий БТВТ и ВАТ последовательно осуществляет комплексную программу проведения модернизации колесной бронетанковой техники, находящейся на вооружении Российской армии.

В настоящее время на вооружении Российской армии, а также силовых структур федеральных органов исполнительной власти находятся три поколения колесных бронетранспортеров и объектов, созданных на их базе. Это БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80. Бронетранспортеры имеют единое назначение - для транспортирования мотострелковых подразделений и их огневой поддержки, одинаковые компоновочные решения - заднее расположение моторного отсека, колесная формула 8x8, 10 посадочных мест, включая водителя. Различия тактико-технических характеристик, обусловленные особенностями конструкции приведены в таблице 1.

Основными недостатками, требующими решения в ходе модернизации являются:

- по БТР-60ПБ и БТР-70 - наличие двух бензиновых двигателей и связанные с этим повышенная пожарная опасность, сложность достижения и сохранения синхронизации совместной работы двигателей, приводов подачи топлива, сцеплений;

- по БТР-80 - отсутствие стабилизированного комплекса вооружения с современным комбинированным (день-ночь) прицелом.

Целью проведения модернизации является повышение тактико-технических характеристик бронетранспортеров, сокращение эксплуатационных расходов.

В основу концепции модернизации заложено проведение модернизации колесных бронетанковой техники в два этапа.

На первом этапе проводится модернизация бронетранспортеров БТР-60ПБ и БТР-70 с целью применения дизельной силовой установки, элементов трансмиссии и ходовой части, максимально унифицированных с серийно выпускаемым БТР-80.

На втором этапе проводится модернизация БТР-80, с целью повышения характеристик комплекса вооружения, приборов наблюдения, доработки отдельных узлов и систем с их последующим использованием в модернизированных БТР-70 и БТР-60.

Таким образом, в результате реализации программы все три семейства БТР будут иметь более высокие тактико-технические характеристики и что не менее важно, максимально унифицированы между собой. Это позволит: существенно снизить затраты на эксплуатацию за счет применения для всех изделий единых ГСМ, сокращения номенклатуры запасных частей; сократить затраты на проведение регламентного обслуживания и ремонта за счет сокращения номенклатуры технологического оборудования; повысить качество подготовки экипажей за счет использования в процессе подготовки механиков-водителей модернизированных БТР-60 и БТР-70 учебных классов и тренажеров, созданных для БТР-80.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КОЛЕСНОЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

Остановимся подробнее на этапах модернизации. При реализации первого этапа использованы следующие основные принципы выполнения работ:

1. работы по капитальному ремонту БТР-60ПБ и БТР-70 целесообразно проводить, совмещая их с модернизацией, что позволит качественно повысить характеристики машин;

2. закладываемые конструктивные решения должны обеспечивать проведение работ не только на предприятии-изготовителе БТР - ОАО «АМЗ», но и на ремонтных заводах МО РФ;

3. при модернизации использовать преимущественно агрегатный метод, что позволит использовать высвобождающиеся в ходе модернизации узлы и агрегаты для поддержания в исправном состоянии находящейся в войсках немодернизируемой техники, включая объекты, созданные на базе БТР.

В ходе модернизации БТР-60ПБ и БТР-70 проводятся:

капитальный ремонт:

- бронированного корпуса с доработкой под установку подвески, силового агрегата и его систем;

- вооружения и приборов наблюдения, замена устаревших агрегатов и систем на унифицированные с БТР-80:

- силовой агрегат - дизельный двигатель с системами, сцепление, коробка передач;

- узлы трансмиссии - раздаточная коробка, мосты, карданные валы, колесные редукторы;

- узлы подвески;

- рулевое управление;

- двухконтурная система рабочих тормозов;

- системы, обеспечивающие плав, в том числе водометный движитель;

- электрооборудование.

Компоновочная схема модернизированного БТР-60ПБ приведена на рис. 1. (Компоновочная схема модернизированного БТР-70 - аналогична) В результате проведенных работ улучшаются характеристики подвижности модернизированных БТР-60 и БТР-70: максимальная скорость движения по шоссе возрастает на 10 км/ч; запас хода по шоссе - на 200 км. Особо хочется отметить, что гарантийные обязательства на модернизированные изделия соответствуют новому изделию.

На втором этапе модернизации проводится доработка БТР-80/БТР-80А:

- в части создания боевых отделений (БО) с 30мм. автоматической пушкой 2А72 и 14,5 мм. пулеметом КПВТ со спаренным 7,62 мм. пулеметом ПКМ с двухплоскостным электромеханическим стабилизатором, максимально унифицированных между собой;

- замена дневного прицела 1ПЗ-7 (БО с КПВТ) и дневного прицела 1ПЗ-9, ночного прицела ТПН 3-42 (БО с 2А72) на комбинированный (день-ночь) прицел ТКН4-ГА;

- установка активно-импульсного командирского прибора ТКН-АИ с импульсной лазерной подсветкой вместо ТКМ-ЗМК;

- доработка отдельных узлов и агрегатов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ КОЛЕСНОЙ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

В результате модернизации БТР-80 приобретает следующие свойства:

- возможность прицельной стрельбы как с места, так и с ходу;

- возможность прицельной стрельбы по наземным целям на дальность до 1000 м ночью;

- возможность стрельбы по целям с большим углом места как днем, так и ночью;

- увеличение дальности обнаружения целей командиром ночью в активном режиме - с 500 до 1000м., измерение расстояния до цели в диапазоне 200 - 3000 м с точностью до 20 м.

- увеличение дальности обнаружения целей наводчиком ночью в активном режиме по цели типа «танк» - до 1500м.

Работы по этапу 1 завершены. Модернизированные БТР-60ПБ и БТР-70 приняты на вооружение и серийно выпускаются ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» и 81 БТРЗ МО РФ. Проведение данных работ является основой проведения более глубокой модернизации объектов, созданных на их шасси, поскольку БТР-60ПБМ и БТР-70М обладают такими важными качествами базового шасси - увеличенная грузоподъемность и энерговооруженность.

Работы по этапу 2 планируются к завершению в 2009г.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

1 .См. официальный сайт Министерства обороны РФ: www.mil.ru

2. Бронетранспотрер БТР-80. Техническое описание. Издание девятое. 2007г.

3. Бронетранспотрер БТР-70. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Воениздат, М, 1981г.

4. Бронетранспотрер БТР-60ПБ. Инструкция по эксплуатации. Издание восьмое. 1972г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации