Ориентация учащейся молодежи на военные профессии в истории отечественной школы

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

3(24)/2008

Н.К.Костина

Ориентация учащейся молодежи на военные профессии в истории отечественной школы

Социально-экономические, политические и нормативно-правовые изменения, происходящие в современной России, обусловили реформирование всех сфер государственной и общественной деятельности, в том числе и в Вооруженных Силах. В основу проводимой военной реформы военно-политическим руководством страны поставлена задача создания качественно новой, высокомобильной, оснащенной новейшим оружием профессиональной армии, способной обеспечить целостность и безопасность страны. Для решения этой важнейшей государственной задачи был разработан ряд правительственных программ, в числе приоритетнейшая из них - целевая федеральная программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими службу по контракту, ряда соединений и частей Вооруженных Сил РФ». В рамках программы предусматривается проведение комплекса мероприятий, нацеленных на улучшение военно-профессиональной ориентации, допризывной подготовки и патриотического воспитания учащейся молодежи. Необходимо добиться обеспечения Вооруженных Сил РФ молодыми людьми профессионально-ориентированными, подготовленным физически и духовно-нравственно к защите своего Отечества. Однако решение этой проблемы, как показывает первый опыт реформы, характеризуется противоречивостью, напряженностью, кризисными явлениями.

Отказ от старой государственной системы профессиональной ориентации и воспитания, отсутствие четких позиций, ориентиров в новой воспитательной идеологии привели к резкому падению нравственности, социальному и гражданскому нигилизму, антипатриотизму, негативному отношению к государственным институтам власти, к проблемам в семье, стали причиной подростковой криминализации общества, бродяжничества, безнадзорности, роста наркомании. Все выше указанное непосредственно отразилось на состоянии качества призывного состава в Вооруженные Силы РФ, на состоянии воинской дисциплины и правопорядка, уровня боевой подготовки, в целом на боевой готовности армии и флота и на отношении общества к ней.

В современных условиях проблема военно-профессиональной ориентации молодежи остро стоит и в зарубежных странах. В последние десятилетия прошлого столетия (в период перехода вооруженных сил на контрактную систему комплектования) здесь проведена большая работа и накоплен определенный опыт. Государственные, общественные и благотворительные организации создали систему, позволяющую молодому человеку в период обучения в школе (колледже) получить полную военно-профессиональную ориентацию по его практической деятельности в различных видах и родах вооруженных сил.

Вместе с тем, в отечественной системе образования исторически сложилось так, что гражданско-патриотическое воспитание, подготовка к военной профессиональной деятельности всегда носили общественный, социальный характер. Такой подход обеспечивал решение задачи воспитания молодого человека с высокой гражданской позицией, патриота и надежного защитника своего Отечества.

Дети бояр и дворян, как правило, не мыслили себе иной карьеры, кроме как военной, и готовились к ней с ранней юности. Для них считались полезными и всячески поощрялись воинами-наставниками различные гимнастические упражнения, детские военные игры, охота на диких зверей. С двенадцатилетнего возраста мальчикам прививались умения и навыки владения палицей, мечом, копьем. Все это укрепляло тело и дух молодых людей, служило прекрасной подготовкой к грядущим сражениям за свободу родной земли. Свое развитие военная подготовка и воспитание молодежи получили в царствование Ивана Грозного, однако стройную систему ориентации и обучения военно-профессиональной деятельности в отечественной школе она приобретает в период государственных реформ, проводимых Петром Великим.

По его инициативе в конце 17 - начале 18 веков в России были открыты первые военно-учебные заведения с целью кадрового обеспечения создаваемой им новой армии и военно-морского флота. Так, в 1698 году именным указом Петра Великого были открыты артиллерийская и пехотная школы в городе Москве и мореходная в Азове, а в 1701 году - школа математических и навигационных наук в Москве. Все военно-учебные заведения имели сословный характер обучения, в них принимали детей дворян и лишь в порядке исключения представителей других сословий.

Во время Северной войны 1700 - 1721 годов возникли новые специальные военно-учебные заведения: артиллерийская (1712 г.), инженерная (1719 г.) школы в Петербурге; хирургическая (1707 г.), инженерная (1712 г.), школа переводчиков (1708 г.) в Москве. В каждой из них ежегодно обучалось 100-300 и более воспитанников, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные школы при Петре I давали хорошее по тому времени общее и специальное образование.

Начиная с 30-х годов 18 века, в развитии военно-учебных заведений наметился уклон в сторону их большей кастовой замкнутости и универсализма в обучении, В учрежденных в Петербурге сухопутном (1732 г.) и морском (1743 г) шляхетских кадетских корпусах обучалось от 50 до 600 детей дворян. Такими же были артиллерийский и инженерный (1762 г) и Гродненский (1797 г.) кадетские корпуса. В кадетских корпусах готовились не только будущие офицеры, но и чиновники государственных учреждений.

Всего в 18 веке кадетские корпуса выпустили около 3,5 тысяч будущих офицеров, из них 450 человек для флота. В них обучались полководцы и флотоводцы М.И. Кутузов, Д.Н. Сенявин, Ф.Ф. Ушаков и другие. Рост русской армии и флота, усложнение военного дела и дифференциация знаний на рубеже 18-19 веков потребовали расширения сети средних и открытия высших военно-учебных заведений, повышения уровня специального образования и штабной подготовки офицеров.

В середине 19 века в России сложилась система допрофессиональной военной подготовки, которая включала: 18 сухопутных (из них 4 подготовительных) кадетских корпусов, морской кадетский корпус, Пажеский корпус, 5 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских, 1 инженерное и 2 казачьих училища, школа гвардейских подпрапорщиков и 5 школ подпрапорщиков при армейских корпусах, аудиторская школа для подготовки военных юристов. За 1825-1850 г.г. военно-учебные заведения выпустили около 26 тысяч будущих офицеров, в том числе 2,5 тысячи для флота. Отличительной особенностью в профессиональной ориентации будущих офицеров было: воспитание у них высокой преданности царю и отечеству, чувство долга и ответственности за служение отечеству, готовности к самопожертвованию, высокое чувство товарищества и коллективизма, гордости за принадлежность к офицерскому корпусу Российской армии.

В ходе военных реформ, проведенных военным министром Д.А. Милютиным, общее образование было отделено от специального (военного), приоткрыт доступ в военно-учебные заведения представителям других сословий. Начиная с 1863 года кадетские корпуса, за исключением Пажеского и Финляндского, были преобразованы в военные гимназии, открыты военные и юнкерские училища. На базе морского кадетского корпуса учреждено военно-морское училище (1867 г.) Для подготовки технических специалистов созданы оружейная, техническая, пиротехническая, топографическая, фельдшерская школы.

В результате проведенных реформ улучшилась подготовка будущих командных и инженерно-технических кадров и выросло их число. Важным результатом реформ явилось приближение военного образования к жизни, практике войск, введение в систему подготовки офицерских кадров передовых педагогических идей.

К концу 90-х годов 19 века в кадетских корпусах обучалось около 12 тысяч, в военных училищах - 5,5 тысяч, юнкерских училищах - 2,8 тысячи. Подведем некоторые итоги системы профессиональной ориентации молодежи в ходе обучения в кадетских корпусах.

Кадетские корпуса как вид военно-учебных заведений, вбиравший в себя подростков и юношей, имели ряд позитивных моментов. Основные из них таковы: молодой человек с подросткового возраста целевым назначением готовился стать офицером и посвятить себя службе в армии; он с детства приучался к порядку, дисциплине, организованности и благодаря этому притормаживал развитие негативных качеств и черт характера; разносторонний характер обучения и воспитания помогал формироваться личности с достаточно богатыми запросами и потребностями; тщательный отбор преподавателей и воспитателей в кадетские корпуса позволял создать благоприятную почву для нравственного воспитания и влияния примера старшего; в целом преподаватели и воспитатели хорошо знали, кого им следует воспитывать и что при этом необходимо использовать; в их распоряжении был достаточный арсенал средств и методов воздействия.

В то же время имели место и негативные моменты: ранний отрыв ребенка от семьи вряд ли целесообразен и нравственен; ограждение кадет от жизни общества, формирование пренебрежительного отношения к нуждам простых людей, табу на политику, правдивую социальную информацию превращало кадет, а затем и юнкеров в марионеток, которыми манипулировали нечистоплотные лица; крушение идеалов, построенных «на песке», нередко завершалось личной трагедией кадета, юнкера, офицера; длительное пребывание в корпусе и в психологическом смысле перенести было нелегко.

Важную роль в осуществлении ориентации на военные профессии играли преподаватели и особенно воспитатели кадетских корпусов и училищ.

Кадетские корпуса были упразднены в 1917 году. Этот год положил начало многим изменениям, произошедшим в стране. Изменилось время, изменилась обстановка, изменились условия - изменилась и система военно-профессиональной ориентации молодежи. Одним из главных ее компонентом стала деятельность Осоавиахима. В октябре 1920 года при академии РККА (ныне Общевойсковая академия ВС РФ) была создана одна из первых добровольных оборонно-патриотических организаций - Военно-научное общество, впоследствии названное «Обществом содействия обороне» (ОСО). Несколько позже возникли «Общество друзей воздушного флота» (1923 год) и «Общество друзей химической обороны и химической промышленности» (1924 год), слившиеся в 1925 году в одну организацию - «Авиахим СССР». 23 января 1927 гола состоялось совместное заседание делегатов съезда Авиахима и участников пленума ОСО, на котором было принято решение о слиянии обществ в одно под названием «Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР», сокращенно Осоавиахим. ЦК ВКП/б/ в своем постановлении «О работе Осоавиахима» (1929 г.) определил задачи общества: увеличение численности рядов; организация и проведение военно-технической подготовки молодежи; пропаганда героических традиций Красной Армии; сбор средств в фонд обороны.

Формы работы по выполнению этих задач часто были очень интересными. Организовывались недели и декады обороны, проводились агитационные пробеги на автомобилях и аэросанях, агитационные перелеты. В отдаленных сельских районах постоянными стали кинолекции по военно-патриотической тематике. Все это способствовало притоку молодежи в ячейки Осоавиахима. К работе по военно-профессиональной ориентации молодежи активно подключались организации ВЛКСМ. В «Информационном письме центрального съезда Осоавиахима всем членам Осоавиахима о развертывании смотра низовых ячеек» от 20 апреля 1931 года указывалось: «Девятый Съезд комсомола отметил размах и содержание военной работы комсомола, не соответствующим современным требованиям обороны страны и новому техническому вооружению РККА, и требует немедленного осуществления задачи обязательного всеобщего военного обучения комсомольцев, освоения каждым комсомольцем минимума общих и одного из видов специальных главным образом, технических военных знании. В рядах комсомола не должно быть места тем, кто недооценивает необходимость военной подготовки, и тем, кто не ведет изо дня в день военную работу».

В предвоенном 1940 году в 190 аэроклубах было подготовлено более 24 тысяч пилотов, 500 летчиков-инструкторов, около 3 тысяч авиатехников, 26 тысяч планеристов и парашютистов. К июлю 1941 года Осоавиахим был одним из наиболее массовых добровольных обществ в нашей стране. В его рядах насчитывалось 13 миллионов человек, объединенных в 329 тысяч первичных организаций, воспитанники Общества были в первых рядах тех, кто в тяжелые годы встал на защиту своей Родины.

С началом Великой Отечественной войны военно-профессиональная ориентация молодежи приобрела особый характер. 7 млн. 200 тысяч членов Осоавиахима (половина всего состава) ушли на фронт. Резко сократилась учебно-материальная база - большинство оружия и учебного имущества было передано воинским частям и народному ополчению. В связи с резким обострением обстановки на фронтах в первые дни войны Осоавиахиму была поставлена задача - сосредоточить главное внимание на работе по формированию партизанских отрядов; созданию истребительных батальонов для борьбы с десантами противника; ускоренному обучению частей, скомплектованных военными комиссариатами, для отправки их на фронт.

После принятия Государственным Комитетом Обороны Постановления «О всеобщем обязательном военном обучении граждан» (17 сентября 1941 года) в стране была создана новая структура, занимавшаяся военно-профессиональной ориентацией - Всевобуч. Она охватывала военным обучением всех граждан от 16 до 50 лет, находящихся в тылу. Теперь начальная военная подготовка давалась в системе Всевобуча, для этого была разработана базовая 110 часовая учебная программа, выходил специальный журнал «Военное обучение».

Осоавиахим продолжал заниматься подготовкой резервов для действующей армии по различным, как правило, техническим военным специальностям. Только в Москве за вторую половину 1941 года было подготовлено 1796 младших командиров, обучено 1900 снайперов, 4457 ручных пулеметчиков, 2325 истребителей танков.

Помимо Осоавиахима и Всевобуча военной подготовкой и военно-профессиональной ориентацией юношей и девушек занимались школы под руководством Народного Комиссариата Обороны. 11 октября 1942 года СНК СССР принял постановление №1720, которым было введено в действие «Положение о начальной допризывной военной подготовке учащихся 5-10 классов неполных средних школ и техникумов». Практически военная подготовка стала одним из важнейших школьных предметов.

В послевоенные годы военно-профессиональной ориентации молодежи уделялось всевозрастающее внимание. Основными задачами являлись: морально-психологическая и идейная подготовка молодых людей к службе в армии и практическое обучение основам военных специальностей.

Для решения первой задачи широко применялось проведение тематических вечеров, читательских конференций, кинофестивалей на военно-патриотические темы. Стала традиционной организация месячников оборонно-массовой работы. В издательстве ДОСААФ стали выходить газета «Советский патриот», журналы «Военные знания», «Крылья Родины», «Радио» и другие, общим тиражом более 4 млн. экземпляров. По заказу Общества выпускались документальные фильмы и киножурналы.

Широкое распространение получила организованная ДОСААФ эстафета Боевой славы. В ходе эстафеты у братских могил воинов-героев организовывались митинги молодежи, во многих школах и техникумах создавались клубы и комнаты Боевой славы. Во время похода по местам Боевой славы, посвященного 20-летию победы над фашизмом, было создано более 130 тысяч общественных музеев, установлено около 32 тысяч мемориальных знаков; более 2 млн. юношей и девушек взяли шефство над инвалидами войны и семьями погибших. В военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок» принимало участие более 24 млн. школьников.

Практическому обучению молодежи основам военных и военно-авиационных специальностей также уделялось большое внимание. В июле 1964 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов к службе в Вооруженных Силах СССР». В нем оборонному обществу ставилась прямая задача: «При содействии профсоюзных, комсомольских организаций и военных комиссариатов шире практиковать создание на предприятиях, в колхозах, совхозах и учебных заведениях сети технических кружков, спортивно-технических клубов и школ по подготовке на общественных началах водителей автомашин, мотористов, трактористов, радистов, электриков и других специалистов, имея в виду, что призывная молодежь еще до службы в армии должна получать минимум военно-технических знаний, необходимых для успешного освоения сложной боевой техники».

В связи с выходом этого постановления, а также ряда других документов стали создаваться учебные пункты, автомотоклубы, автомобильные и объединенные технические школы. Развивались военно-прикладные виды спорта. В 6-й Спартакиаде народов СССР, посвященной 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, участвовало 40 млн. человек, 27 млн. сдали нормативы ГТО по пулевой стрельбе. Не оставалась в стороне от работы по военно-профессиональной ориентации и школа. Законом «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось обязательное освоение старшеклассниками основ военного дела. На изучение дисциплин «Начальная военная подготовка» в девятых и десятых классах еженедельно отводилось по 2 часа учебного времени. По окончании девятого класса проводились пятидневные военные сборы. На сборах организовывались и проводились занятия по строевой и физической подготовке, изучению уставов, основам тактики, разборке и сборке автомата, а также военизированные походы.

В перечень мероприятий, проводимых школой, прочно вошли вечера боевой славы, уроки мужества, вахты памяти, встречи с участниками Великой Отечественной войны и воинами Вооруженных Сил, в том числе и с выпускниками - курсантами военных училищ. Руками школьников создавались музеи и комнаты боевой славы, которые являлись своеобразными центрами военно-патриотического воспитания и оказывали существенное влияние на формирование военно-профессиональной направленности юношей и девушек. Совместными усилиями школы, комсомола, ДОСААФ, военных комиссариатов были организованы и проводились военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», которые в течение почти двух десятилетий играли огромную роль в военно-профессиональной ориентации школьников. В ходе этих игр юноши постигали азы разведки и дозора, учились действовать в обороне и наступлении. Девушки осваивали навыки оказания первой медицинской помощи. Мероприятия в рамках «Зарницы» и «Орленка» проводились в городах и селах. Романтика, возможность показать себя в деле привлекали к участию в играх все больше и больше ребят. Многие из них впоследствии поступали в военно-учебные заведения, становились офицерами армии и флота.

Военно-профессиональная ориентация молодежи в России прошла большой путь развития. В различные исторические периоды патриотически настроенные, прогрессивно мыслящие люди делали все для того, чтобы армия и флот пополнялись достойными офицерами, чтобы наша Родина была великой и процветающей державой.

Рассмотрение проблемы ориентации молодежи на военные профессии в историческом аспекте позволило выделить основные предпосылки возникновения и развития системы военно-профессиональной ориентации молодежи в России.

Важнейшей предпосылкой возникновения рассматриваемого процесса явилось создание в России системы военных образовательных учреждений. Как уже отмечалось, она стала складываться в период просветительных реформ Петра Великого.

К одной из наиболее значимых предпосылок следует отнести практический опыт по ориентации учащихся на военные профессии в различные исторические периоды. Проведенный анализ различных документов (Указы Петра от 1714 и 1722 годов, Указ Екатерины II от 1766 года, Уставов и учебных программ Артиллерийского, Инженерного, Шляхетского и других кадетских корпусов, а также военных прогимназий и гимназий) дал возможность выделить особенности ориентации учащихся на военные профессии:

1. Ранняя военно-профессиональная ориентация учащихся и подготовка их к военной службе. Так, обучение в Новых Сухопутных кадетских корпусах продолжалось в течение 10 лет, причем набор воспитанников осуществлялся по достижению ими 5-6 летнего возраста. («Устав Нового Сухопутного кадетского корпуса 1766 г.»).

2. Органическое соединение общеобразовательной и военной подготовки учащихся с явным превалированием первой.

3. Воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству и армии в ходе как общеобразовательной, так и военной подготовки: «Все преподавание должно быть проникнуто любовью к Вере, Государю, России, Закону, Долгу» («Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений - 1848 г.).

4. Следующей предпосылкой является развитие организационных форм военно-профессиональной ориентации учащихся. Осуществленный в процессе исследования контент-анализ следующих документов: «Совет о военно-учебных заведениях1805 г.», Свод нравственных правил юноши, решившего посвятить себя военной профессии, обязанности человека к самому себе и Обязанности человека к другим людям (1882 г.) и других источников позволили выстроить динамический ряд организационных форм военно-профессиональной ориентации учащихся в историческом разрезе: «лотошные войска» (XVIII в.), кадетские корпуса, военные прогимназии и гимназии (XIX в.), занятия в ячейках «Осоавиахима», военизированные походы, военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», походы по местам боевой славы и многое другое.

Проведенный в ходе исследования анализ философской, психолого-педагогической, исторической и военной литературы показал, что военно-профессиональная ориентация учащихся в учебных заведениях России сложилась как система к середине двадцатого столетия. Она являлась главной составной частью профориентации молодежи и включала следующие основные компоненты: профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и социально-профессиональную адаптацию. Система была востребована, с одной стороны, необходимостью укрепления обороноспособности государства, с другой стороны, развитием профессиональной ориентации как составной частью общегосударственной системы образования.

В ходе создания и функционирования системы военно-профессиональной ориентации молодежи, конечно же, были ошибки и недочеты, которые неизбежны в любом деле, тем более в таком сложном, как обучение и воспитание будущих защитников Отечества. Но, тем не менее, изучение, осмысление, сохранение, развитие и применение в новых условиях бесценного многовекового отечественного опыта военно-профессиональной ориентации - это важнейшая задача, стоящая перед новым поколением ученых, преподавателей, командиров.

Таким образом, в течение нескольких веков в России складывалась, развивалась и действовала стройная и эффективная система военно-профессиональной ориентации молодежи. Она давала возможность готовить умелых, мужественных и преданных защитников своей Родины, достойных представителей российского офицерского корпуса, способных в любых условиях и любой ценой выполнить поставленные перед ними задачи.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации