ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ СРЕДСТВ ИНЖЕНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

3(24)/2008 (спецвыпуск)

УДК 623.437.093

А.П. БОЛДЫРЕВ

ФГУП «Конструкторское бюро

транспортного машиностроения»,

г. Омск

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ СРЕДСТВ ИНЖЕНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ

На современном этапе значительно возрастает роль подразделений инженерных войск. Их участие в локальных конфликтах последних лет позволило приобрести необходимый тактический опыт применения боевой техники, находящейся на вооружении этих войск, в условиях партизанской войны. Это видно на примере вооруженного конфликта в Ираке, где численность группировки инженерных войск в операции вооруженных сил США и их союзников составляла около 14% общей численности коалиционных сил.

Основное внимание уделяется повышению живучести и защищенности как общевойсковых подразделений, так и инженерных войск, их мобильности, способности выполнять задачи в сложных условиях, в том числе в условиях применения противником высокоточного оружия. Острая необходимость в оснащении войск инженерными средствами, отвечающими современным требованиям, подтверждена в ходе последней контртеррористической операции на Северном Кавказе, боевыми действиями в Афганистане и Ираке.

Возросшие в последние годы возможности средств разведки и поражения, интеграция их в единую систему четко обозначило противоречие между потребностями в защите образцов средств инженерного вооружения (СИВ).

Защищенность образца обеспечивается за счет снижения вероятности обнаружения, вероятности попадания, воздействием на средство поражения либо на каналы наведения, предотвращения пробития брони, снижения ущерба как при пробитии, так и при непробитии брони.

Высшим приоритетом в обеспечении защищенности образца является защита его экипажа и систем его жизнеобеспечения.

Следовательно, СИВ должны быть столь же мобильны, как и штатная техника общевойсковых подразделений, передвижение которых они обеспечивают, и по уровню защищенности соответствовать основным боевым танкам. Последнее требование обусловлено возможностью боевого соприкосновения с противником и необходимостью обеспечения живучести экипажа при подрыве на минах или самодельных взрывных устройствах. Выполнение этого комплекса задач могут обеспечить лишь бронированные инженерные машины.

В современных условиях проблема обеспечения защищенности стала ключевой для всех типов и образцов СИВ. Это обусловлено тем, что в последние годы резко выросли количество, номенклатура и эффективность противотанковых средств. Для борьбы с такой техникой помимо специального противотанкового оружия могут использоваться другие средства (авиация, артиллерия, мины, ядерное оружие), получившие ярко выраженную противотанковую направленность. Поэтому решение задачи повышения уровня защищенности, которая не является чисто танковой, в известном смысле определяет подход к созданию всей системы СИВ сухопутных войск Минобороны России.

При разработке СИВ первого эшелона подход к защищенности и живучести должен соответствовать подходу как при разработке основных танков. Это связано с тем, что такие машины, как штурмовой мостоукладчик, инженерная машина разграждения и бронированная машина разминирования, находятся в единой колонне на марше и подвергаются воздействию высокоточного оружия, а при выполнении своих специальных задач впереди общевойсковых и танковых подразделений под огневым воздействием противника.

Под защищенностью образцов СИВ первого эшелона следует понимать их свойство сохранять боеспособность под огнем противника, то есть противостоять воздействию противотанковых средств поражения, обеспечивая возможность экипажам выполнять возлагаемые на них боевые задачи.

Защищенность образцов СИВ второго эшелона требует индивидуального подхода в связи со спецификой выполнения задач.

Необходимо руководствоваться при разработке средств инженерного вооружения обеспечением многоуровневой защиты. Защищенность определяется многими факторами: конструкцией и компоновкой образца, наличием специальных устройств и мероприятий, и зависит от совокупности других базовых свойств образца.

По мнению заказчика, использование современной танковой базы позволит повысить мобильность и защищенность СИВ, экипажа в том числе и от воздействия поражающих факторов ОМП.

СИВ относятся к наиболее обнаруживаемым объектам вооружения и военной техники (ВиВТ). Конструктивной их особенностью является массивный корпус, наличие рабочих органов: грузоподъемного крана, бульдозерного отвала, гидромолота, минного трала, роторного экскаватора, имеющих высокую степень заметности в оптическом и тепловом диапазонах, а также невысокую подвижность на местности при выполнении специфических инженерных задач.

В связи с этим весьма серьезное внимание необходимо уделять проблемам маскировки СИВ. Данным вопросом и разработкой соответствующих требований занимаются предприятия, создающие такую технику и специализирующиеся на защите образцов ВиВТ. Ведутся работы по поиску новых способов активного изменения облика образца.

Первый уровень должен предусматривать уменьшение вероятности обнаружения и распознавания объектов СИВ.

Пассивная маскировка в видимом диапазоне (от 0,36 до 0,76 мкм) электромагнитных длин волн обеспечивается с помощью нанесения деформирующего окрашивания эмалями ХС-5146 различных цветов, установкой радиопоглощающих чехлов типа «Накидка» для снижения радиолокационной и тепловой заметности, маскировочными комплектами типа МКТ-4Л(С) для скрытия средств инженерного вооружения от оптических средств разведки в диапазоне от 0,4 до 1,1 мкм и радиолокационном диапазоне от 0,2 до 30 см.

Необходимо использовать и второй уровень защиты. Это предупреждение об облучении с любого направления лазерными дальномерами, целеуказателями устройств подсветки целей, а также инфракрасными системами поиска и захвата цели и выполнять организацию постановки дымовых и аэрозольных помех перед СИВ, действующих в первом эшелоне. Эти мероприятия могут быть обеспечены использованием системы 902 для запуска дымовых гранат или аэрозольных и аэрозольно-дипольных гранат комплекса индивидуальной защита «Штора».

В настоящее время назрела необходимость применения третьего уровня защиты, т.е. применения комплекса активной защиты для СИВ первого эшелона, например штурмового моста, бронированной машины разминирования и др., с целью противодействия тяжелым и легким ПТУР, а также вертолетным ПТУР.

Необходимо остановиться на проблемах защищенности и живучести СИВ второго эшелона это: транспортировщик парома, десантно-переправочный паром, плавающий гусеничный транспортер.

Прежде всего, основным приоритетным направлением в проектировании такой техники должно быть обеспечение жесткости днища корпуса и круговой противопульной защиты кабины экипажа, а модульное исполнение навесной брони обеспечит возможность проведения модернизации техники. Так как для плавающей техники существуют жесткие ограничения по массе, целесообразна установка противоосколочных экранов из сверхвысокомодульной ткани типа ТСВМ.

Для обеспечения противоминной защиты целесообразно применение на всех типах СИВ системы электромагнитной защиты, предназначенной для борьбы с минами, имеющими неконтактные магнитные взрыватели, а также применение навесных приборов (СВЧ устройств), которые обеспечивают дистанционный подрыв противотанковых мин и фугасных зарядов.

Таким образом, защищенность современных средств инженерного вооружения, являясь одним из основных боевых качеств, призвана сохранять способность под огнем противника выполнять возлагаемые боевые задачи.

Реализация перспективных технологий и защитных устройств СИВ сможет еще более поднять уровень их защищенности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации